• РЕГИСТРАЦИЯ

Фольклор. - Мода русских крестьян.- Часть I.

Судьба Русов
"Чё ле делай, даром не живи!"
19 марта 10:42 6 4086

Эстетический идеал внешнего облика русских крестьян - это целостный конкретно-чувственный образ, воплощающий народные представления о совершенной жизни и совершенном человеке. Исследуя проблему этого эстетического идеала,следует опираться на тезис о том, что весь внешний образ человека - это ансамбль, в котором физические данные, одежда и манера поведения сливаются в гармоничное единое, где эстетическое неотделимо от этического. При этом учитывалось, что эстетические вкусы русских крестьян как система эстетических предпочтений и ориентации возникла и развивалась на почве творческого осмысления и обобщения исторического, духовного и социального опыта, на основе жизненных впечатлений и переживаний, чувства мира в целом.

Изучению идеала крестьянской внешности, одежды и манеры поведения как ансамбля, т. е. как эстетической и художественной целостности, способствует как многоаспектный анализ самого русского народного костюма, так и исследование соответствующих народных эстетических представлений, которые с особой определенностью проявились в фольклоре (что объясняется спецификой используемого в нем средства выражения - слова).

При этом обнаруживается "дополнительность смыслов слова и вещи, их взаимосемантичность", возникает художественно обобщенный, собирательный образ идеально красивого русского человека. Согласно справедливому утверждению И. Е. Фадеевой, "произведения разных видов народного художественного творчества не повторяют друг друга, но объясняют".

"Эстетика фольклора, - пишет В. Е. Гусев, - близко и непосредственно соприкасается с эстетикой быта, с эстетикой поведения человека, с эстетикой взаимоотношений. В этом смысле эстетика фольклора совпадает с эстетикой народного прикладного искусства. Песни и сказки в той же мере, как и народные художественные изделия, как украшенная резьбой или росписью домашняя утварь, как вышивка и кружева на одежде и т. п., создают ту атмосферу, в которой повседневно живет, строит свои взаимоотношения трудящийся человек".

Основу эстетического идеала внешнего облика крестьян составляло единство мечты и реальности, цепи и средств ее осуществления. Из одних лишь пословиц и поговорок уже можно составить художественно-обобщенный образ русской красавицы: "Грудь лебедина, походка павлина, очи сокольи, брови собольи". "Кругла, пухла, бела, румяна, кровь с молоком". "Смирна, как агнец; дедова, как пчела; красна, что райская птица; верна, как горлица".

Уж так повелось на Руси, что в крестьянском быту женщина всегда работала больше мужчины, выполняя все, что потруднее. Потому в ней особенно ценилось плотное, крепкое телосложение, которое связывалось в сознании народа со здоровьем, большой физической силой и работоспособностью, с благосостоянием и сытостью, а также с надеждой на способность стать многодетной матерью. На свадьбе среди пожеланий молодым было обязательно и такое: "Сколько в поле пеньков, столько бы вам сынков, а сколько кочек, столько б дочек". "У кого детей много, тот не забыт от Бога" - говорится в пословице. В старинной народной песне о русской красавице поется:

Известно, что малорослые девицы подкладывали что-либо в обувь, надевали короткую одежду, из которой они как бы выросли и т. д.

К большим изъянам женской внешности на Руси исстари относилась худоба: "Костлява девка - тарань рыба. Дал бы Бог дородность, а красоту я сама себе добуду", - говорится в старинных русских пословицах. Чтобы выглядеть полнее и таким образом приблизиться к желаемому идеалу, крестьянки надевали одновременно по несколько пар чулок и пышных нижних юбок, белились, румянились и чернили брови. К. А. Буровик пишет, что нередко "тело" обретали своеобразно: женщину укладывали на несколько дней в постель, потчевали хлебной водкой, заботливо кормили и строго наказывали не выходить".

Характерной чертой идеального образа русской красавицы был роскошный наряд. На Вологодчине, например, говорили: "Курицу не накормить - девицу не нарядить!" С самого рождения девочки мать, а с подросткового возраста и сама дочь начинали готовить приданое. Основной его частью была одежда. По праздничному костюму судили не только о зажиточности, но и о вкусе и уровне рукодельного мастерства крестьянки. В северорусских деревнях девушка и парень к каждому общественному празднику готовили новую одежду. На молодежные гулянья и праздники в соседних селах девушки носили с собой в узлах все свое приданое, потому что наряды были мощным средством привлечения женихов, которые, в свою очередь, мечтали жениться на мастерице-рукодельнице.

"Говорят, - пишет В. О. Ключевский, - лицо есть зеркало души. Конечно, так, если зеркало понимать как окно, в которое смотрит на мир человеческая душа и через которое на нее смотрит мир. Но у нас много и других средств выражать себя. Голос, склад речи, манеры, прическа, платье, походка, все, что составляет физиономию и наружность человека, все это окна, через которые наблюдатели заглядывают в нас, в нашу душевную жизнь".

О русских красавицах в народе говорили: "Из милости ступает, травы не мнет, ненароком взглянет, что рублем подарит", "Идет да не тряхнетцы, на сторонку не оглянетцы". Наряду с пышущей здоровьем внешностью и костюмом, соответствующим обстоятельствам, возрасту и положению, важным семантическим смыслом обладали для крестьян их жесты, мимика и пантомимика, которые являлись невербальными средствами передачи социально-культурной информации и ценностных ориентации по отношению к художественно осваиваемому миру. К примеру, достоинство, уважение к себе и окружающим проявлялось в том, что мужчины должны были "разговаривать" правой рукой, засунув левую за кушак; бойкая речь с активной жестикуляцией считалась "бабьей". Богатого односельчанина и духовное лицо приветствовали "большим обычаем" - поклоном до земли, ровни обменивались "малым обычаем" - поклоном в пояс.

Общение было насыщено разнообразными благопожеланиями на все случаи жизни, преобладали формы христианского происхождения, типа "бог в помощь" (пожелание в работе), "бог заплатит" (благодарность), "бог милостив" (утешение), "с богом" (согласие, прощание, начало любого дела) и т. д. 

Пояса были необходимым элементом мужского и женского костюмов.

В этнографических материалах есть сведения о том, что редко можно встретить крестьян без пояса. Значение пояса как талисмана было велико, пояс давался ребенку уже при крещении. Деревенские ребятишки бегали в одних рубахах, но обязательно с поясом, Ходить без него считалось неприличным

Изготовлением поясов из шерстяных, льняных, конопляных нитей и лыка занимались преимущественно сами крестьяне. В XIX веке зажиточные крестьяне имели покупные пояса городских промыслов или фабричного производства. По праздникам они щеголяли в поясах из шелка, с бисером и блестками. В крестьянских семьях нарядные пояса переходили по наследству и бережно сохранялись. Так как пояс в народном костюме выполнял функцию оберега, то при его изготовлении мастерицы шептали специальные заговоры, передававшиеся изустно на протяжении веков. В монастырских мастерских тканьё поясов сопровождалось молитвами.

Ширина поясов колебалась от 1 до 20 см, а длина — от 1 до 3 метров, причем женские пояса были обычно длиннее мужских (до 5 м) и нередко обертывались вокруг фигуры несколько раз.

По технике изготовления пояса делились на тканые, плетёные, витые. Иногда, чаще в свадебных обрядах, в качестве поясов использовались рушники. На рубеже XIX и XX веков распространились пояса, сшитые из фабричной ткани или состоявшие из ленты, полосы позумента.

Традиционным цветом для поясов был красный, символизировавший жизненную силу и долголетие.

По мере совершенствования способов изготовления тканых полос получают распространение узорные пояса. Их орнамент был преимущественно геометрическим, а его символика восходила к языческим временам. Ромбы означали плодородие и сексуальную силу. Женские фигурки с опущенными вниз полусогнутыми руками олицетворяли языческую богиню Мокошь — покровительницу урожаев и домашнего хозяйства. Простые и сложные свастики символизировали созидательное движение солнца.

К концу XIX века оберегающая магия древних орнаментов на поясах уступает место чисто декоративным элементам.

Концы поясов украшают кисточками и помпонами – «китицами», «кутасами» из разноцветной гарусной шерсти, бисером, стеклярусом, серебряной или золотой нитью.

В южновеликорусском комплексе к поясу прикреплялись махры (или банты, или назадни, или подмахорники). Они были парные или одиночные. Их изготавливали из ткани и лент и украшали вышивкой, блестками, иногда пуговицами. Махры носили у пояса сзади или по бокам.

Получают распространение пояса и опояски «со словесами», то есть со словами молитвы или пословицы, вытканной вдоль полосы пояса, а также со словами посвящения на дарственных поясах. Иногда указывалось имя владельца пояса или опояска и даже имя мастерицы.

Пояса с молитвами ткались преимущественно в монастырях. Малограмотные, а чаще всего вовсе неграмотные крестьянки делали много трогательных ошибок в надписях. Случалось, что они просто набирали буквы безо всякого смысла и даже переворачивали их.

Разнообразие видов крестьянских поясов и их терминологии является ярким свидетельством народной памяти и культурных контактов с соседними этносами.

Надживотник или наживотник – узкий пояс для исподней рубахи.

Кушак – широкий пояс для подпоясывания верхней одежды, изготавливался из ткани или из шерстяной или полушерстяной пряжи, его длина доходила до трех метров. Кушаком обертывались два раза, начиная спереди. Женщины завязывали кушак только по левой стороне, а мужчины — на любой стороне. Часто кушак не завязывали, а подтыкали под него концы.

Покромка или покрома, покромь – плетеный, тканый или валяный узкий пояс длиною до трех метров из шерстяных нитей для подпоясывания сарафана и юбки. Пояс или сразу завязывался спереди, или вначале оборачивался вокруг талии, начиная с живота, два раза.

Пояс или опояска, подпояска, подпоясок, опоясь, опоясина, опоясовина, опоясник, опоясок — широкая тканая тесьма, иногда с бахромой по концам, для опоясывания верхней одежды.

Поясок – шнур или тесьма разного вида, иногда с кисточками, для повязки по мужской рубахе или женскому сарафану

Столбунец – широкий тканый пояс с поперечными полосками

Ремень – кожаный пояс, в народном костюме почти не использовался.

Тельник (или сетка) – крестильный пояс 1-3 см шириною, носимый на голом теле.

Черес или чересел, чресленик, чресельник (от слова «чересла», то есть «поясница») – то же, что и пояс, а также долгий кошель кишкой, в котором носят деньги, опоясываясь под одеждой.

В разных областях России для обозначения поясов использовались и такие термины, как гулунец, именной, крайка, окрайка, плетешок, подживотник, словесный, столбовой, суконник.

Традиционная культура препоясывания представлена в народных загадках.

Днем, как обруч, ночью, как уж; кто отгадает, будет мой муж? (пояс).

Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены? (сноп на земле).

По поясу пояски, по пояскам поясочки? (полоски).

Формы поясов менялись от губернии к губернии, но способов опоясывания в мужском и женском костюмах, как и в древности, было всего два:

--пояс туго охватывал талию, и концы его прятались за пояс, так что он становился незаметным — характерно для поселений русских в Забайкалье

--пояс выставлялся напоказ и потому концы пояса, свисавшие вниз, обильно украшались — показательно для ряда губерний Европейской России

И мужчины и женщины затягивали пояса слабо. В праздничных комплексах поверх широкого тканого пояса иногда повязывали узенькую плетеную пояску

В женских костюмных комплексах существовали возрастные варианты, в которых поясами подпоясывались:

--повседневная и праздничная рубаха девичья, а также обрядовая рубаха-покосная (или покосница), надеваемая в праздник уборки сена

--сарафан

--понёва

--верхняя одежда

Иногда к наряду готовился не один, а несколько поясов, из них — два шелковых, покупных, как правило, разных цветов и оттенков, и несколько широких и узких домашнего изготовления в разноцветную полоску.

Пояса всех типов оборачивались на талии два–три раза, что скрадывало стройность стана и подчеркивало традиционный идеал дородности.

Девочки, не достигшие совершеннолетия, носили рубахи, подвязанные тонкими поясками.

К поясам крепились различные предметы обихода: гребни, ключи, огниво и прочее. В поздних костюмных комплексах из городской моды заимствуются подвешиваемые к поясам тканые карманы (гаманы), которые использовались как кошелек для денег или для хранения лакомств, в связи с чем их называли «лакомник» или «лакомка». В Поволжье было принято, чтобы девушка к свадьбе готовила несколько вышитых карманов для одаривания ими родственников жениха

Молодые мужчины обычно опоясывались по талии, а пожилые, чтобы подчеркнуть дородность и солидность, — под животом. При этом рубаха поддергивалась вверх над поясом до образования складки-пазухи

Пояса у парней обычно были длиннее и шире, чем у женатых мужчин

Пояс увеличивал силу мужчины. Красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от лихого сглаза, наговора и чужых жен. Пояс стягивал и защищал мышцы живота при тяжелой физической работе, делал одежду подтянутой, служил для хранения необходимых вещей: топора, кнутовища, дорожного ножа. К поясу подвешивалась кожаная сумка, гребешок, кисет.

Пояс играл значительную роль при совершении разных церемоний. На свадьбах им соединяли руки новобрачных. Невеста на свадьбе готовила в подарок жениху до 20 поясов.

На рубеже XIX—XX веков под влиянием города происходит размывание традиций народного костюма. У крестьянок появляются приталенные платья и пояса с металлическими пряжками, которые носят с традиционными головными уборами.

Народный костюм отражал не только социальное и семейное положение, половозрастные особенности и место проживания человека, но и религиозные, космологические, эстетические и этические представления русских крестьян, вызывал определенные образные ассоциации и эмоции.

Материал русского народного костюма производился из естественно-природного сырья: меха, кожи, шерсти, льна, конопли, лыка и др. Он был обусловлен в основном окружающей природой и хозяйственными формами быта. Качество материала свидетельствовало о предназначении костюма - для праздников, будней или работы.

Издревле на Руси в крестьянских хозяйствах изготавливались льняные, конопляные, бумажные, шерстяные ткани различного качества. Долгими осенними и зимними вечерами крестьянки при лучине чесали, дергали, сучили, наматывали пряжу

Из льна производился грубый и тонкий, суровый и отбеленный холст. Свежевытканное льняное полотно имело серебристо-серый цвет, и потому весной его отбеливали с помощью золы и снега, затем летом многократно мочили в реке и сушили на солнце, расстелив на траве. Из тончайшей льняной пряжи изготавливали кисею для рукавов, праздничных и головных платков. "Красные", т. е. красивые, нарядные рубахи и полотенца шили из тонкого отбеленного холста, на рабочую одежду шло суровое полотно. Крестьянская домоткань, производившаяся для праздничных костюмов и ритуально-бытовых предметов, отличалась высокими художественными достоинствами, разнообразием фактур (зернистая, ворсовая, матовая, рельефная, прозрачная и др.) и сложностью текстильной технологии.

Были распространены такие техники узорного тканья, как браная, закладная и ремизная. Особенно широко использовалось полотно с горизонтальными выпуклыми полосами красноузорного браного тканья, называвшееся бранью. Его получали с помощью специальных дощечек - "бральниц". Значительно реже встречалось закладное ткачество с характерным для него полотняным переплетением нитей основы и утка, причем узорообразующий уток прокладывался не по всей длине ткани, а только на участке данного цвета, из-за чего получались продольные зазоры в местах встречи утка разных цветов. При ремизном способе тканья использовалось несколько способов переплетения нитей.

Узорное ткачество центральных и южных губерний России отличается от северного большей насыщенностью колористики, разнообразием орнаментики, использованием в украшении тканей вышивки, блесток, нашивок из позумента, разноцветных лент, полос ткани. Все это рождает впечатление праздничности и Декоративного богатства.

Из шерстяной пряжи в домашних условиях изготавливалась ткань для сарафанов, понев, мужских штанов, верхней одежды. Самой дорогой считалась волосень - длинноволокнистая шерсть молодой овцы, которую не стригли целый год. Из волосени пряли нитки для вышивки, тесьмы, праздничных поясов и понев. Термином "понева" обозначалась как клетчатая шерстяная Домоткань, так и женская набедренная одежда, которую из нее изготавливали. По размеру и цвету клеток поневы можно было определить место проживания ее владелицы. Грубая некрашенная ткань и сшитая из нее верхняя одежда звалась сермягой. Из сравнительно короткой извитой шерсти, дающей пушистую пряжу, вырабатывали сукно, которое в процессе отделки почти всегда подвергалось валке, вследствие чего на его поверхности образовывался войлокообразный настил. Сукно шло на изготовление верхней одежды.

Многоцветье тканей достигалось с помощью различных натуральных красителей: отваров и настоев коры, корней, листьев, цветов и плодов растений, насекомых и даже речного ила. Окрашенные ткани назывались крашениной.

Наиболее архаичным способом набивания холста является печатание масляными красками. Узор наносился на ткань узорными деревянными досками - "манерами" и "цветками", которые изготавливались из твердого дерева - ореха, березы, дуба. По углам они имели шпенечки-"указки", оставлявшие на холстине точки, что помогало мастеру правильно накладывать форму. Узор на досках вырезали рельефно либо углубленно. В первом случае отпечатывался узор, во втором - поле.

Кроме печатания масляными красками, издавна был в ходу способ набивания путем резервирования. В этом случае узор наносился на ткань резервом "вапой" (смесью воска с глиной) и оставался впоследствии незакрашенным при опускании холста в краску

Поразительны многообразие, архаичность и самобытность узоров русских тканей. Были распространены такие типы рисунка, как травчатый, лапчатый, копытцами, уступами, струями, шахматный, репьями и многие другие. Иногда поверх набойки несколькими дополнительными цветами наносили от руки яркие кружки - "ягодки", "оживки", придававшие ей еще более нарядный вид.

При окрашивании нитей основы и утка в различные цвета получали клетчатую ткань - пестрядь. Из нее шили порты, рубахи, сарафаны. Рубахи из пестряди назывались пеструхами, а сарафаны - пестрядильниками.

По качеству материала костюма определяли степень зажиточности и даже сословную принадлежность его владельца Затрапез-довольно грубая полосатая ткань, которую выпускала ярославская фабрика купцов Затрапезовых. Так как одежду из затрапеза носили в основном дворовые люди, эта ткань стала знаком их социального положения.

Ткачество, отбеливание и окраска тканей в домашнем хозяйстве были очень сложными и трудоемкими процессами, ткани же фабричного производства были на первых порах для крестьян дорогими, поэтому они для экономного ее расходования при изготовлении одежды чаще всего использовали прямой крой. При этом зачастую обходились даже без ножниц - ткань просто разрывали руками.

Бережное отношение крестьян к своей одежде подтверждается также и тем, что в особо праздничных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять столь тяжело доставшийся наряд. На свадьбе невесту в самом дорогом сарафане под руки выводили к гостям, после чего ее уводили и переодевали в менее дорогой. Детские вещи шили "на вырост" и передавали от старших детей младшим. Зачастую одежду взрослых перешивали на детей. Даже совсем изношенные вещи не выбрасывали - берегли на заплаты. Льняные вещи стирали золой и мылом. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных сундуках или в больших коробах из липы. 

Продолжение следует....


"Чё ле делай, даром не живи!"

Вот такая многостаночная оппозиция

Навеяно статьёй Прихожанки.Статья действительно получилась злободневная и во все топы попала вполне закономерно. Но есть момент, который меня, например, огорчает.Очень многие говорят — ...

Мы перешли в осторожную контратаку

Вчера у Веселовского не успел назвать все направления (условные ТВД), на которых сейчас Россия и Китай противостоят Соединённым Штатам Америки. На вопрос «Мы обороняемся или атакуем?» о...

Интеграция - состоялась!

Не ждите специальных официальных сообщений - никто не хочет признаваться. Россия из вежливости, Лукашенко - то ли из стыда, то ли из тупости, то ли из лукавства. Просто откройте глаза. Россия безжалос...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    ЖАРГОННО-СЛАВЯНСКИЙ РАЗГОВОРНИК. (18+)

    ЖАРГОННО-СЛАВЯНСКИЙ РАЗГОВОРНИК.  (Стёб 18+)∙ Аффтар жжот — Писарь возжегаше ∙ Бан — Исторженіе во тьму внѣшнюю ∙ Банхаммер — Мечъ-кладенецъ ∙ Битард — /Б/обыль, /Б/ирюкъ ∙ Большой пиз..ц — Свѣтопреставленіе ∙ Бомбила — Ямщикъ ∙ Быдло — Чернь, Сбродъ, Смердъ, Холопъ ∙ Быдло детектед — Смерд явленный! Зрю чернь набѣгающу! ∙ Быстро, решительно! — Бор...
    822
    Inok10 22 апреля 21:57

    22 апреля 1864 года ... С Днем Рождения тебя Ледокол !

                                    ... "Пайлот" ... первый ледокол в мире ... Первый в мире ледокол и сам термин "ледокол" был создан в петербургском Кронштадте. «Пайлот» использовался для почтово-пассажирского сообщения с Ораниенбаумом в ледовых условиях, что позволяло уд...
    448

    Былина об Илье Муромце

    Былина об Илье Муромце Это типа стёб телевизионщиков  центральных каналов ТиВи на тему защиты земли русской.Кому то может быть и смешно, а по мне так смех и грех. Ибо грешно смеяться на эту тему, ИМХО.  И так, вашему вниманию сказ про ИП Муромец:  Если кто не узнал - в главной роли Гоша Куцэнко...
    263
    Яковлев Алексей 22 апреля 07:58

    Законсервированный язык эпохи Ивана Грозного

    Русское Устье, на арктическом побережье Якутии – уникальное свидетельство «ожившей старины». Люди, проживающие в этом селении, по сей день общаются на языке, характерном для жителей Новгорода ХV- ХVI века. Язык, на котором говорили и говорят русскоустьинцы, относится к северной ветви говоров великорусского языка. Оказавшись в географической изоляции, жи...
    446
    Донбасс Русь 19 апреля 22:05

    Повесть временных лет. Идеологический фундамент Донбасса. Часть 1.

    Повесть временных лет. ≈1113 год. Автор: Нестор Летописец.ПВЛ дошла до нас в составе более поздних летописных сводов Киева, Новгорода, Суздаля, Галицко-Волынской Руси, Москвы, Твери и др.Шифр рукописи: Ипатьевская летопись, БАН, 16.4.4., 1420-е гг.Правка текста по Хлебниковскому списку РНБ, ОСРК, F.IV.230, 1550-1560г. и Лаврентьевской летописи (РНБ, F.п.IV.2., 1377г.)...
    257
    Bogdan37 Это наша жизнь
    19 апреля 13:42

    Операция «Крым» и другие приключения 1783 г. Как полуостров пришёл в Россию

    Вопреки устоявшемуся мнению, в XVIII столетии Россия Крым не завоёвывала. Он пришёл в империю сам. С небольшой помощью Александра Суворова и Григория Потёмкина, которые всего лишь зафиксировали на бумаге волеизъявление жителей полуострова.В 1783 году Высочайший Манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу» ...
    347

    Казаки в Донбассе

    В освоении и развитии Донбасса огромную роль сыграли казаки. Все знают, что восточная часть региона до 1917 года была землей Донского войска, многие слышали про действия запорожских и слободских казаков в наших степях, но мало кому известно, что тут в девятнадцатом веке существовало собственное казачье войско.После присоединения к Российской империи Крыма и Северного ...
    400

    Турниры рыцарей: вариант Древней Руси

    Православная церковь, монахи не слишком поощряли развлечения паствы. Мирская суета была, по мнению иерархов церкви, только прологом к обретению вечной жизни. И в миру следовало молиться, готовить тело и душу к подвигам. Все равно — на поле сражения или в келье.Потому всяческие игрища простого народа и его элиты церковь не одобряла. Однако это не значит,...
    468
    Vladimir Shemetov 16 апреля 19:25

    Древние славяне не знали не только водки, но и вина.

    «Древние славяне не знали не только водки, но и вина. Они пили мёд, производство которого по масштабам не может сравниться с производством вина из винограда. Недаром «по усам текло, а в рот не попало». Сброжённый мёд из-за дороговизны был мало доступен и поэтому присутствовал на столах исключительно у князей и бояр. Крепость его сравнима с пивом (пиво. Кстати, тоже бы...
    356
    MERjAMAA 15 апреля 18:59

    «Взыскую Града Грядущего»: Старая вера и мерянский ренессанс. часть 2-я

    3. «ПОМОРСКИЕ ОТВЕТЫ» НЕПРАВЕДНОМУ МИРУДругое направление староверия – «беспоповщина» – не признавало возможность «перемазывания» священников из подпавшей под власть «духовного дьявола» церкви. Сохранение же церковной службы считало возможным, ссылаясь на указания Св.Отцов, что в дни гонений «сами себе священницы бываете».Зародилась беспоповщина в Новгородских зе...
    534
    charmingrussia.ru 15 апреля 16:22

    Развитие бесплатной врачебной помощи населению в России.

    «Охранение народного здравия» в Российской Империи: забытые достижения (1880—1910-е гг.) (Полная версия)В общественном сознании укрепилось представление о том, что все достижения в этой области приходятся на годы правления «большевиков и коммунистов». Точка зрения расхожая, однако искажающая исторические реалии. Ибо как раз в годы правления Романовых — особенно И...
    844
    viktor_chumak 14 апреля 21:33

    РОССИЯ ПРОТИВ РУСИ - 4

    Если вы прочитали предыдущие три части, то, естественно, возникает вопрос: не перейдена ли граница допустимого, не нафантазировал ли я. Ну что ж, давайте пройдёмся по основным вехам и выясним, что тут правда, а что выдумка. Начнём сначала.Основой для моего исследования стала книга основоположника российской археологии А.С.Уварова.Граф Алексей Сергеевич Уваров (28 февр...
    687
    Star Fire 15 апреля 12:00

    «Форт Елизаветы»: зачем русские построили укрепления на Гаваях

    Ярослав БутаковНа острове Кауаи, входящем в Гавайский архипелаг, можно посмотреть развалины «Русского форта Елизаветы», как он здесь называется. Из более подробного изучения выясняется, что на острове когда-то были ещё два русских укрепления, названных в честь Александра I и Барклая-де-Толли.Борьба за ГавайиГавайские острова, после открытия их в 1778 го...
    419

    Василий II "Темный"

    В 1425 году скончался Великий князь Московский Василий I. Софья, супруга почившего князя и дочь Великого князя Литовского Витовта, опираясь на поддержку отца, посадила на московский престол своего сына - Василия II. Решение нарушало завещание Дмитрия Донского: трон должен был занять третий сын победителя битвы на Куликовом поле - Юрий.Гражданская войнаКнязь Юрий Дмитр...
    2125
    Юлия Кунчинская 14 апреля 12:50

    Кто такие путирасты?)

    Посмотрела уже четвертый фильм, Советского сериала "Государственная граница", сериал просто восхитительный), сколько Советских фильмов не просмотрела..., мне абсолютно все нравятся)И мне очень запал в душу вот этот момент, который я вырезала из четвертой серии)..., как точно молоденький красноармеец сказал про белогвардейцев))), которым сейчас в Российской Федерации п...
    1566

    Боевые традиции казаков

    Жизнь казаков была связана с реками – тихий Дон и грозный Днепр, светлая Кубань и буйный Терек. Свои имена-названия казаки тоже получили от рек – донские казаки, кубанские, амурские, яицкие… Зародившись на Дону и Днепре, казаки чуть позже срубили свои городки и православные храмы на Волге и Тереке. Казаки шагнули за Урал и поплыли по Иртышу и по Тоболу, по Енисею и по...
    800

    Германия передала Украине грамоту Петра I

    Германия передала Украине грамоту Петра IБерлин передал Киеву грамоту Петра I, датированную 1708 годом. Документ был утерян во время Второй мировой войны, а с середины XX века хранился в библиотеке Университета Тюбингена в Германии. О получении грамоты сообщил глава минкультуры Украины Евгений Нищук 13 апреля.«Это действительно очень интересный рукописн...
    1216
    Николай Ганчук 12 апреля 22:28

    Клим Жуков о безобразиях в Гнёздово

    Дорогие товарищи, прошу обратить внимание на этот ролик. Это просьба о помощи о... Впрочем, все по порядку...Вблизи славного города Смоленска есть такое место, называемое Гнёздово. Оно известно древним поселением и огромным, самым крупным в мире, курганным комплексом. Практически ни одно историческое исследование об образовании Древнерусского государс...
    573
    Rif Фитиль
    12 апреля 21:04

    А было ли пахотное проклятие?

    А было ли пахотное проклятие?В 1784 году в Париже вышла книга под названием «История естественная, нравственная, гражданская и политическая древней и нынешней России». Ее автор француз Леклерк - врач по профессии, член многих европейских Академий. Более десятилетия этот уникум проживал в России, общаясь не только с петербургским бомондом, но и совершив несколько путеш...
    514

    "У нас плохая Конституция. В ней слово "русский" встречается лишь один раз": Малофеев о задачах ВРНС

    "У нас плохая Конституция. В ней слово "русский" встречается лишь один раз": Малофеев о задачах ВРНСБизнесмен и меценат Константин Малофеев, избранный 10 апреля заместителем главы Всемирного русского народного собора, в интервью Царьграду рассказал, какие задачи, по его мнению Собор призван решать прежде всего. "У нас плохая Конституция. В ней слово "ру...
    966
    Zadumov 11 апреля 07:07

    11 апреля 1857 года. Русский царь Александр II утвердил Государственный герб России - двуглавого орла

    Государственные эмблемы в России появились в средневековье. Покровителем киевских князей считался святой Георгий, но к концу XV века к изображению святого добавился двуглавый орёл, и на личной печати Ивана III они заняли равноценное положение. В следующем же веке двуглавый орёл стал главной эмблемой российского герба.Символ двуглавого орла использовался...
    816
    Rif Фитиль
    10 апреля 19:42

    Андрей Фурсов: Завтра была опричнина?

    Андрей Фурсов: Завтра была опричнина?Русская история демонстрирует с хрустальной ясностью: субъектом исторически судьбоносных рывков в развитии страны являются не массы, не институты и не отдельные личности, а чрезвычайные комиссии, «чрезвычайки», первой среди которых была опричнина Ивана Грозного. Именно чрезвычайный субъект, «профессиональные чрезвычайщики» «заводят...
    2836
    Rif 10 апреля 15:36

    Кто «лепил» русскую этнографию

    Александр Пыжиков. Кто «лепил» русскую этнографиюДоктор исторических наук Александр Пыжиков разбирает очередную неизвестную страницу нашего прошлого. Кто писал русскую этнографию и формировал тот взгляд, которым мы сейчас смотрим на своё прошлое и культуру. Когда происходило формирование русской этнографической матрицы, какой европейский народ оказал ...
    794
    Rif ПАТРИОТ
    9 апреля 20:49

    О нашем изменённом сознании с древних времён Отличия язычества и христианства

    Александр Пыжиков о нашем изменённом сознании с древних времён Отличия язычества и христианстваРоссийский историк и государственный деятель, специалист по истории России 50-60-х годов XX века. Доктор исторических наук, профессор.Сергей АкимовОпубликовано: 9 дек. 2018 г.https://www.youtube.com/watch?v=SWOp5-e5FRc...
    950
    Канал Валерий 9 апреля 17:47

    Расшифровка сказки о спящей царевне

    ...
    849
    Смешинка 8 апреля 21:10

    Все уже было. Даже то, что будет....

    Указ 22 августа 1767 г. о запрещении крестьянам жаловаться на помещиковВо всенародное известие. Хотя по высочайшей е. и. в. конфирмации обнародованным от Сената генваря, 19 дня прошлого 1765 года указом, в подтверждение многих прежде изданных, и объявлено, дабы никто е. и. в. в собственные руки мимо учрежденных на то правительств и определенных особо дл...
    1367
    Rif Фитиль
    8 апреля 17:55

    Почему российская власть так и не смогла понять причины церковного раскола

    Набожность русского народа всегда удивляла не только иностранцев, но даже представителей российской власти В наши дни о расколе можно говорить как об относительно изученном явлении российской истории. Однако долгое время, практически до середины ХIХ века, ни российское государство, ни общество толком не знали, что представляет собой старообрядческая р...
    1327

    Почему Москва — Третий Рим

    Идея о центре мировой цивилизации начала формироваться еще в античную эпоху. Древний Рим, прозванный современниками caput mundi (с лат. — «столица мира»), представлялся носителем верховной власти на земле. После того как в 476 году варвар-наемник Одоакр сверг последнего западно-римского императора Ромула Августа и отослал диадему с пурпурной мантией византийскому импе...
    884
    MERjAMAA 7 апреля 22:21

    «Взыскую Града Грядущего»: старая вера и мерянский ренессанс. часть 1-я

    1. КЕРЖАКИ. «ПРЕСВЕТЛАЯ ПУСТЫНЯ» В ДЕБРЯХ МЕРОВИИ.Верхневолжье наряду с Севером с самого начала явилось одним из главных оплотов старообрядческого движения великороссов. Для местных уроженцев святость веры предков не была пустым звуком. Однажды принятая, она стала средоточием духовных усилий многих поколений. Когда же начались странные нововведения и гонения на привер...
    1243
    charmingrussia.ru 7 апреля 15:14

    Больница для рабочих Кренгольмской мануфактуры

    Подробнее:Больницы для рабочих в Российской Империи.Рабочие городки и поселки в Российской империи...
    1064

    7 апр. 1946 образована Кенигсбергская область в составе РСФСР

    7 апр. 1946 образована Кенигсбергская область в составе РСФСР 7 апреля 1946 года образована Кёнигсбергская (с 4 июля 1946 – Калининградская) область в составе РСФСР. Калининградская область — субъект Российской Федерации, самый западный регион страны. Расположена в Центральной Европе. На юге граничит с Польшей, на севере и востоке — с Литво...
    1844
    charmingrussia.ru 6 апреля 15:01

    Рабочие городки и поселки в Российской империи.

    Рабочий городок Товарищества по борьбе с жилищной нуждой. Жильцы нового дома. Фотоателье К. Буллы. 27 октября 1906 года. Петербург, Гаванская ул., 71, корп. 1.С начала XX века не только в России, но и во всем цивилизованном мире, в эпоху начавшейся индустриализации и интенсивного роста количества рабочего населения, возросла необходимость доступности ж...
    1865
    charmingrussia.ru 1 апреля 17:09

    Дети в Российской империи

    Праздник Белой Ромашки в Ярославле. 1911 год.  Благовещенск. Фото 1900-1910-ых годов. Фрагмент изображения. С. М. Прокудин-Горский. Группа деревенских детей. 1909 год. На дальнем плане Пятницкая церковь в Белозерске. Кострома. Вид в Муравьёвки. 1910-е годы. Издание книжного склада Губернского...
    3119
    Rif Фитиль
    2 апреля 19:58

    Когда на Руси появились церковные колокола

    Когда на Руси появились церковные колоколаОтвет на этот вопрос, казалось бы не вызывает больших затруднений. Колокола, как неотъемлемый церковный атрибут, пришли вместе с принятием христианства, еще во времена Древней (Киевской) Руси. Об этом прямо говорится в манускриптах, освещающих тот далекий исторический период. Однако еще в конце ХIХ столетия ученые заметили, чт...
    1772

    Какие популярные русские слова являются самыми древними

    Какие популярные русские слова являются самыми древнимиЧасто ли мы задумываемся о том, какие слова являются исконно русскими, а какие – заимствованными? И какие появились в языке раньше других? Исконно русская лексика неоднородна по своему происхождению и включает несколько слоёв.Индоевропейская лексика: Как считают исследователи, в V-IV веках до нашей ...
    7043
    charmingrussia.ru 31 марта 16:49

    Грамотность детей 10 - 14 лет г. Любима. 1911 год.

    Статистический Отдел Ярославского Губернского Земства. Население г. Любима, Ярославской Губернии. 1913 год. Статистический Отдел Ярославского Губернского Земства. Население г. Любима, Ярославской Губернии. 1913 год.Город Любим - маленький провинциальный городок Ярославской губернии. Процент грамотности среди детей 10-14 лет ...
    3985
    Rif Фитиль
    31 марта 11:59

    Особенности эволюции институтов государственной власти в России (видео)

    Е.Ю.Спицын. Особенности эволюции институтов государственной власти в РоссииЕвгений Юрьевич Спицын — историк, педагог, публицист, общественный деятель. Автор учебников и курсов лекций по истории России, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции. В рамках Единой концепции исторического образован...
    1817
    Rif Фитиль
    31 марта 10:04

    Единство народа и власти - главный миф русской истории

    В чем различие между страообрядчеством и староверием. Почему существование староверов было запретной для обсуждения темой вплоть до Николая I, как фальсифицировалась статистика. Какую роль в событиях 1917го года сыграли старообрядцы. Где нужно искать корни того, что мы называем Россией. Как образовывалась пропасть между российскими элитами и народом. ...
    1979

    «Создавая основу будущей России»...

    Какой вклад в отечественную историю внёс Василий III...???540 лет назад родился государь и великий князь всея Руси Василий III — сын Ивана III и отец Ивана Грозного. Он проводил политику централизации и объединения русских земель, вернул Смоленск, активно занимался градостроением и укреплял самодержавие. Однако в истории оказался в тени великих родственников. Учё...
    2634
    Rif Фитиль
    28 марта 17:53

    Как готовили первый учебник по истории

    Как готовили первый учебник по историиПервым пособием, где излагалась российская история, был знаменитый «Синопсис» (по-гречески «Обозрение»), изготовленный в Киево-Печерской лавре. Споры об авторстве до сих пор не утихают, обычно указывает на архимандрита монастыря Иннокентия Гизеля. Именно ему поручил царь Алексей Михайлович подготовить популярное издание, рассчитан...
    1853
    Sage 27 марта 16:48

    СОГЛАСНО ИСТОРИЧЕСКОЙ ХРОНОЛОГИИ XVIII ВЕКА, АМЕРИКУ ОТКРЫЛИ СКИФЫ.

    Я уже не раз писал - в старинных книгах, лежащих в наших официальных архивах, часто совсем другая история. Вот сегодня я вам это наглядно продемонстрирую: Книга: Дильтей, Филипп Генрих (1723-1781).Первыя основания универсальной истории с сокращенною хронологиею, : В пользу обучающагося российска...
    2488

    Емельян Иванович Пугачёв

    Емельян Иванович Пугачёв (1740 или около 1742–1775)С именем этого донского казака связано крупнейшее в истории государства Российского народное восстание, известное в прошлом как «пугачёвский бунт», впоследствии названный Крестьянской войной под предводительством Е. И. Пугачёва…Родился Емельян Пугачёв на Дону в старинной станице Зимовейской, в семье простого казака. ...
    1997

    11 церквей

    На Руси существовало 11 церквей из работы комиссара Катара ..."... Вот как развивались церкви на Руси:1. Родоверие или Христианство2. Приход в Византию Исуса Христа со Словом Рода-Христа.3. Возникновение родственного и семейного христианств (по родственникам и жене Спасителя). С этого момента понимается, что Христос и Христ одно и то же ли...
    1982
    MERjAMAA 25 марта 23:05

    Кусь. Чудская элегия. ч.1. Из глубины...

    Кусской край - один из тех полузабытых уголков Костромской земли, где пост-мерянская этничность наиболее выражена. Отдалённость и малообустроенность местности создаёт условия для сохранения и воспроизведения в местных обществах достаточно архаичных преданий, представлений и жизненного уклада. И, в тоже время, благодаря такому положению здесь вполне ещё живы лучшие асп...
    1988
    Донбасс Русь 24 марта 21:46

    Новгородская первая летопись старшего извода. Часть 2.

    Окончание статьи.Фрагмент 11. Битва на Калке. Фрагмент 12. Голодомор в Новгородской Руси и в других областях. Фрагмент 13. Ордынское нашествие на северо-восточную Русь. Фрагмент 14. Последний год жизни Александра Невского. Фрагмент 15. Различные события в Новгородской Руси. Фрагмент 16. Различн...
    1324
    Rif ПАТРИОТ
    22 марта 11:47

    Украденная история славян Ключ к истории за последние 400 лет

    Украденная история славян. Ключ к пониманию нашей истории за последние 400 лет. ВрИО Премьер Министра СССР, эксперт правовой базы СССР Богданов Александр Васильевич. Москва, 01.09.2016.“Хьюстонский проект”, представляет детальную проработку этапа “Завершение”. Он связан только с Россией и в нем уже нет речи о расчленении СССР (как в Гарвардском проект...
    2481
    Denis 22 марта 00:32

    Пермский зодиакальный календарь.

    Шумер, Египет. А что же наши северные народы? Уже ли на звёзды не смотрели? Вот и бронзовый "промысловый календарь" с р.Вычегды по официальной версии может означать всё что угодно, но только не созвездия. Охотничий промысел в календаре.. Какой толк от промысла на белку, например? Как-то в байдарочном походе по р. Кузюг зашёл к нам на стоянку местный егерь. Ненавя...
    3191
    Rif Фитиль
    21 марта 19:58

    Три погребения царя Василия Шуйского

    Правление боярина Шуйского, севшего на московский трон после обанкротившегося Лжедмитрия I, не заладилось. Страна погружалась в хаос, внешние опасности множились, внутри придворные интриги нарастали. В 1610 году составился очередной заговор, после чего Царя Василия низвели с престола и поместили в монастырь. Однако его особа вызывала беспокойство у тех, кто желал уцеп...
    2210
    Star Fire 21 марта 19:36

    "Ушкуйники": кем были основатели "пиратской" республики в Вятке

      Знаете, откуда пошло слово «свистопляска»? Толковый словарь Владимира Даля говорит нам, что это диалектное вятское слово со значение «тризна по убитым ошибкою вятчанами устюжанам, пришедшим на помощь и принятым за неприятелей, за что первые прозваны слепородами и свистоплясами; в этот день (четвёртая суббота от Пасхи) свищут в глиняные уточки и ду...
    1883
    dentvideo 18 марта 04:40

    Сергей Цветков. Русские королевы дикой Европы

    Первыми на троны европейских держав вступили дочери князя Ярослава Мудрого. С тех пор в течение восьми столетий русские красавицы из великокняжеских и царских семей были желанными невестами для европейских монархов. Бывали времена, когда едва ли не половина королевских домов Европы состояла в родстве с русскими государями. Малолетние отпрыски династий Валуа, Вюртембер...
    2260
    Rif Фитиль
    17 марта 21:31

    Исчезнувший жемчуг Руси

    Александр Пыжиков. Исчезнувший жемчуг РусиИзвестный историк Александр Пыжиков меняет взгляд на историю России как историю узкой правящей прослойки - аристократии, дворянства, царских фамилий - и начинает цикл передач "Тайны русской старины", посвящённый истории русского крестьянства, малоизвестным сторонам народной жизни и быта, существовавших обрядах...
    1817
    Rif Фитиль
    15 марта 12:49

    Первооткрыватель русской проекции: Владимир Стасов и его поиски национальной самоидентичности

    В начале января исполнилось 195 лет со дня рождения искусствоведа и критика Владимира Стасова. Эта дата прошла практически незаметно для широкой публики, хотя Стасов, безусловно, – одна из самых мощных и самобытных фигур в истории отечественной культуры, незаслуженно забытая в наши дни. А ведь именно сегодня его наследие особенно актуально в России, где...
    2538
    Rif ПАТРИОТ
    12 марта 11:47

    Украина: панство и простой народ.

    Простой народ Украины пострадал от панства полонизированной элиты не меньше, чем народы России.Доктор исторических наук, профессор МПГУ Александр Владимирович Пыжиков в специальном интервью для "Концептуал ТВ" опровергает все мифы и обвинения посыпавшиеся в его адрес после выхода книги "Славянский разлом".Концептуал ТВОпубликовано: 25 окт. 2017 г.http...
    2606
    Rif Фитиль
    12 марта 09:17

    Тайна храма Василия Блаженного и присоединения Казани(аудио)

    Храм Василия Блаженного (Покровский собор) построен в честь присоединения Казанского царства, его строительство было завершено в 1561 году.В студии "Радио России" программы – Александр Владимирович Пыжиков, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета.Valery JarovОпубликовано: 11 июл. 2018 г.https://ww...
    2713
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика