• РЕГИСТРАЦИЯ

Фольклор. - Мода русских крестьян.- Часть II.

Судьба Русов
"Чё ле делай, даром не живи!"
21 марта 10:20 0 2419

В народе говорят: "своя рубаха ближе к телу". Почему, об этом нам расскажет семантика народного костюма, композиция, его цвет, орнаментальная тайнопись. Ведь именно в народном костюме прослеживаются наиболее важные черты и особенности народного самосознания, его социальные, нравственные, религиозные представления.

Н.М. Калашникова, автор многочисленных работ, связанных с темой народного костюма и его символикой, в своей книге «Народный костюм» отмечает тот факт, что семантический статус одежды, по выражению автора, ее знаковые функции, закрепились еще на раннем этапе развития и, что они должны были быть понятными не только ее владельцу, но и соплеменникам. Двигаясь во времени, на разном возрастном и социальном этапах, костюм изменяется на уровне структуры. Эти изменения проявляют себя в количественном составе костюма, цветовой семантике и разработке орнамента. Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры, где одежда кончалась (т.е. в местах, где одежда касалась открытого тела) - у ворота, на подоле, на манжетах. Кроме того, орнаментальные медальоны защищали плечи и колени. В орнаменте были заключены знаки, письмена - идеограммы, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, чтобы она хранила своего хозяина не только от холода, но и от всякой случайной беды. Именно поэтому, когда говорят о душевных качествах щедрого человека, мы слышим: «Он своей единственной рубахи не пожалеет». Считалось, что щедрый человек, таким образом, отдавал не только свою одежду, но и снимал с себя свой оберег, то, что ближе всего к телу...

Стоит отметить, что одежда, изначальное появление, которой было обусловлено функциональной необходимостью, сразу стала и ритуальным объектом. Ее задачей также было и стимулирование определенных жизненных процессов. Поэтому одежду рассматриваем не только как вещь, но и как символическую форму - знак в контексте культуры.

Художественный, образный язык орнамента многообразен. Изначально орнамент являлся выражением народного мировоззрения. Состав узоров, их композиция, расцветка различались в зависимости от того, кому предназначались предметы - мужчине, женщине или ребенку. Для понимания языка орнамента большое значение имеет терминология узоров.

Орнаменты всех народов идут из глубокой древности, в их состав никогда не входила ни единая "праздная" линия - каждая имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Люди изобрели символы, чтобы обозначить и закрепить ими уясненное. Передача такого знания означает - обучение толкованию символов.

Орнамент чаще всего вышивался на одежде. "Народную вышивку - эту первую систему кода, приобретенную людьми и имевшую для них магический смысл, изучают чуть более столетия. Многое не разгадано, много открытий таят в себе простейшие узоры, заключающие в себя сигналы-символы о жизни и мировоззрении давно ушедших поколений. Орнамент, которым украшают одежду, домашнюю утварь, игрушки, состоит из ромбов, треугольников, крестов, кругов, квадратов. Он полон тайного смысла. Покрывая им игрушку, прялку, вышивку, народные мастера как бы переписывают созданные нашими предками своеобразные "письмена", накопившиеся в них за многие века.

Орнамент делится на несколько видов: Связь с мифологией, Изображение богов в вышивке, Изображение живых существ, Знаки, Геометрический орнамент, Растительный орнамент, Мифологическая составляющая вышивки в русском народном костюме, Антропоморфные мотивы

Женский образ - один из основных в русском орнаменте. В русском божественном женском персонаже воплотились народные представления о земле рожающей, связанной с водой, выбором судьбы и судом над неправедным человеком. Называют этот образ по - разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая". Часто в орнаменте присутствуют:

крылатые руки, змеевидные (растениевидные) ноги, ромбообразная голова (положение Богини в модели мира, ромб - древний знак) или голова в виде трилистника (связь Богини с Древом жизни)

Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

А то и вовсе Богиня предстает перед нами в образе лягушки (символ весенней, порождающей силы Матери-земли). Сюжет лягушки несет в себе знак рождения и плодородия. С этим земноводным связано большое количество обрядов в древнерусской культуре. Часто встречается и сюжет утробы лягушки (рожаницы), в центре которой народный мастер помещал изображения птиц, деревьев, цветов, людей, всего, что было сотворено и обладало способностью живой жизни.

Женская фигура с опущенными вниз руками - Лада - мать богов, славянская богиня красоты, любви и бракосочетаний, семейного счастья, Она, согласно древнеславянским поверьям, была покровительницей женщин, вдов и сирот, родов, детей, урожая и плодородия.

Чаще всего они изображены с оленями по бокам. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями - Большой Медведицей и Малой. Как известно, на Руси эти созвездия раньше назывались Лосиными.

Даждьбог - Бог плодородия и солнечного света, лета и счастья, живительной силы, а в московской - имперской мифологии, он предок князей и вообще русских людей. Происхождение имени Даждьбог, по всей видимости, означает "бог дарующий".

В орнаментике получили отражение обряды, такие, например, как, радуница - это весенний обряд, день поминовения предков, вешник - "завивание березы" в честь возрождения природы, праздник Ивана Купалы и пр. Орнамент как уже было упомянуто, служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, "оберегом".

Изображения птиц и водоплавающих, которых вышивали мастерицы, носили не столько декоративный характер, сколько выступали в качестве оберегов. Эти знаки вбирали в себя множество значений, непременно доброго содержания. Две птицы, изображённые на концах свадебного полотенца, сулили согласие между будущими супругами. Символ птицы, вышитый крупным планом или в составе сложной композиции, соотносился и с женским началом - с образом матери, охраняющей своих птенцов, трудолюбивой хозяйки.

Вышивка с изображением коня особенно часто встречается на полотенцах, ведь именно полотенца участвовали во всех важнейших русских обрядах - от свадебного до похоронного. Вышитые сюжеты с мотивом коня многообразны. Например, кони-птицы или кони, расположенные по сторонам женской фигуры или цветущего дерева и несущие на себе всадника. Часто встречаются двуликие кони и даже четырёхкратное изображение коней, символизирующее четыре стороны света.

Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его "божественными изображениями", знаками-символами.

И ещё некоторые из животных:

1) Бык - знак Велеса. 2) Волк - знак Ярилы. 3) Ворон - знак мудрости и смерти, Велеса. 4) Змей - знак Земли, мудрости, Велеса. Связан с Нижним Миром. 5) Лебедь - знак Мары, смерти, зимы. 6) Медведь - знак Велеса. 7) Олениха (важенка) или лосиха - знак Богинь Плодородия (Рожаниц).

Геометрический орнамент возник на заре человеческой культуры. Простые символы - прямые, волнистые линии, круги, клетки или квадраты - выразительнее всего передают значение. Для древнего человека они были условными знаками, с помощью которых он выражал свои понятия о мире.

Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая - воду, крестом изображали огонь; ромб, круг, квадрат символизировали священный огонь - солнце. Из комбинаций простейших элементов составляли более сложные знаки - символы. Они играли роль оберегов, их чертили как заклинание. С течением времени изначальный смысл этих знаков изменился, до наших дней они дошли в таком понимании:

Треугольник - символ человека, человеческого общения. Триединая природа вселенной: Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух. Треугольник - первая среди плоских фигур. Треугольник, обращенный вершиной вверх, является солнечным и имеет символику жизни, огня, пламени, жара (горизонтальная линия - воздух), мужского начала, горы . Обращенный вершиной вниз, треугольник является лунным и имеет символику матери, воды, холода, женского начала (горизонтальная линия - земля). Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты - как в круге, так и без него 

Колокрес - крест в круге. Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть катилось по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в бранном ткачестве.

Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.

Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части - (вспаханное поле). Если внутри есть точки - засеянное поле. Это - знаки Земли и плодородия.

Крада («решётка») - знак Огня. Крада - жертвенный или погребальный костёр.

Волнистая линия - знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды - горизонтальными, «хляби небесные» - горизонтальными.

Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни. Дерево- Оно и первый кормилец в эпоху собирания плодов, оно и жилище, оно и тепло в холодную зиму, без него нет очага, на котором готовят пищу. Оно же древо жизни, древо познания, мировое древо. Мы говорим - корни памяти, корни истории, корни рода. Мы говорим - древо рода, родословное древо. Дерево - законченный и совершенный образ мира.

Месяц - Знак луны, месяца. Известны подвески «лунницы».

Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный.

Растительный орнамент самый распространенный в народной вышивке после геометрического и самый излюбленный в резьбе и росписи по дереву. Он использует самые многочисленные и разнообразные вариации мотивов. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости

В карельском шитье сказалось стремление отразить в наиболее полном виде окружающую крестьянина действительность, особенно природу. Деревья изображались ветвистыми, с мощными кронами, покрытыми цветами. Они украшались внутри фоновыми розетками. На них помещались птицы. В этих изображениях мы встречаемся с отзвуками поклонения священному Древу Жизни, игравшему большую роль в мифологических представлениях далёкого прошлого. На русском Севере в крестьянской среде они сохранялись долгое время.

Узоры из деревьев как основные и самостоятельные, отмечались довольно редко: обычно они комбинировались с другими мотивами. Древо становилось центром композиции, к которому обращались животные, птицы.

Орнаментальная символика в большей степени присуща древней одежде: рубахам, сорочкам, поневам, передникам, поясам. Части костюма, были тесно связаны с выбором орнаментальных мотивов. Как и костюм, орнамент предполагал ярусное деление. Подол - первый ярус, он ближе к земле. На нем, как правило, ромботочечные или крестообразные композиции (символы земледелия, плодородия, огня). В вышивке головных уборов преобладают наоборот солярные знаки, изображения птиц и т.д.

Также деление на расположение орнамента в костюме на традиционные - круговые (ворот, пояс, рукава, подол). 2) нетрадиционные - то есть любые, выполняющие разные защитные функции:

защита любовной сферы - красно-оранжевые узоры, в которых преобладают круговые и крестовидные формы;

защита маленького ребенка от напастей - силуэт коня или петуха, нитки красные или черные; для ребенка постарше- сине-фиолетовая гамма, которая защищает от сильного умственного переутомления;

голубая или золотисто-зеленая вышивка помогает успешному ведению дел в любой сфере деятельности

Таким образом, через такую композицию костюм уподоблялся Мировому Древу.

Основные цвета:

) Белый - цвет Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь - над царями царь и т.п.); в то же время - цвет Смерти, траура. 2) Красный - Огонь, (и Солнце - как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила). 3) Зелёный - Растительность, Жизнь. 4) Чёрный - Земля. 5) Золотой - Солнце. 6) Синий - Небо, Воды. 7) Фиолетовый - мудрость, редко встречается в русской вышивке.

Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета, ему придавалось особое значение. Оттенки его разнообразны: алый, смородиновый, маковый, брусничный, вишнёвый, кирпичный.

Важным средством исторического подхода к исследованию русского народного костюма является его семиотический анализ. Семиотика предлагает рассматривать любой феномен человеческой деятельности (в данном случае русский народный костюм) как потенциальный текст, как образную и знаковую систему. При этом под знаком подразумевается опознавательная примета идеи, образа или объекта, имеющая собственное содержание и одновременно представляющая в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

Народное искусство функционировало в изустно-зрительной передаче, т. е. передавалось посредством языкового общения и использования зримой системы естественных и культурных знаков-символов: орнаментальных идеограмм, образов животных, птиц, растений, цветовых символов и т. п. Употребление знаков и знаковых систем упрощало процесс накопления и передачи человеческого знания, обеспечивало культурную преемственность в рамках этноса. Роль символа в человеческой практике и познании мира невозможно переоценить. В семиотическую систему народного костюма входили: материал, крой, силуэт, колористика, орнаментика, способы носить и комплектовать детали костюма, а также манера носить костюм (манера поведения), которые являются знаками различного уровня информативности. С их помощью народный костюм отражал не только социальное и семейное положение, половозрастные особенности и место проживания человека, но и религиозные, космологические, эстетические и этические представления русских крестьян, вызывал определенные образные ассоциации и эмоции. Таким образом, будучи элементом народной художественной культуры, русский народный костюм выступает как ее метазнак, т. е., по определению Ю. Б. Борева, является "знаком более высокого смыслового наполнения и более широкого предметного значения, чем обычные знаки, строящие образ". Под смыслом здесь понимается художественная концепция костюма, под предметным значением - ценность для человечества.

Материал русского народного костюма производился из естественно-природного сырья: меха, кожи, шерсти, льна, конопли, лыка и др. Он был обусловлен в основном окружающей природой и хозяйственными формами быта. Качество материала свидетельствовало о предназначении костюма - для праздников, будней или работы.

Издревле на Руси в крестьянских хозяйствах изготавливались льняные, конопляные, бумажные, шерстяные ткани различного качества. Долгими осенними и зимними вечерами крестьянки при лучине чесали, дергали, сучили, наматывали пряжу. Об этом сложено немало пословиц: "Соха кормит, а веретено одевает", "Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом", "Не ленись прясть, хорошо оденешься".

Из льна производился грубый и тонкий, суровый и отбеленный холст. Свежевытканное льняное полотно имело серебристо-серый цвет, и потому весной его отбеливали с помощью золы и снега, затем летом многократно мочили в реке и сушили на солнце, расстелив на траве. По этому поводу у В. Белова читаем: "Зола для отбеливания, или бучения, холстов должна быть чистой, просеянной, желательно из ольхи. Добрые, т. е. хозяйственные старики весной нарочно ходили в лес, чтобы нажечь ольховой золы для беления холстов. Выбеленный холст был едва различим, если его расстелить на снегу".

Из тончайшей льняной пряжи изготавливали кисею для рукавов, праздничных и головных платков. "Красные", т. е. красивые, нарядные рубахи и полотенца шили из тонкого отбеленного холста, на рабочую одежду шло суровое полотно. Крестьянская домоткань, производившаяся для праздничных костюмов и ритуально-бытовых предметов, отличалась высокими художественными достоинствами, разнообразием фактур (зернистая, ворсовая, матовая, рельефная, прозрачная и др.) и сложностью текстильной технологии.

Были распространены такие техники узорного тканья, как браная, закладная и ремизная. Особенно широко использовалось полотно с горизонтальными выпуклыми полосами красноузорного браного тканья, называвшееся бранью. Его получали с помощью специальных дощечек - "бральниц". Значительно реже встречалось закладное ткачество с характерным для него полотняным переплетением нитей основы и утка, причем узорообразующий уток прокладывался не по всей длине ткани, а только на участке данного цвета, из-за чего получались продольные зазоры в местах встречи утка разных цветов. При ремизном способе тканья использовалось несколько способов переплетения нитей.

Применение различных способов переплетения нитей основы и утка значительно обогащало фактуру ткани, позволяло свободно размещать узор на фоне, получать не только простые узоры, но и сложные, многофигурные и полихромные композиции с ювелирной проработанностью каждого мотива. Варьируя одинаковые мотивы орнамента с помощью одних и тех же технических приемов, крестьянки различных губерний России создавали узорные ткани с местными характерными особенностями.

Так, на севере наиболее распространено было браное ткачество. Северорусскую домоткань отличают сдержанность и строгость орнаментальных композиций и колористики, разнообразие узоров, ритмическая связь их элементов. Характерно также размещение узоров не на отдельных полосах, которые затем пришивались, а непосредственно на самой ткани. Именно поэтому узоры органично вливались в фон ткани костюмов. Особой декоративностью выделяется ткачество Великого Устюга. Выполненные в выборной технике (разновидность браного тканья) устюжские косынки, передники, пояса украшены архаичными орнаментальными композициями. Следует упомянуть и ремизные ткани Вологодской и Архангельской губерний с присущими им узорами "кругами", "клетчанина", "в шашку", одноцветные или двуцветные из белых и красных нитей.

Узорное ткачество центральных и южных губерний России отличается от северного большей насыщенностью колористики, разнообразием орнаментики, использованием в украшении тканей вышивки, блесток, нашивок из позумента, разноцветных лент, полос ткани. Все это рождает впечатление праздничности и Декоративного богатства.

Из шерстяной пряжи в домашних условиях изготавливалась ткань для сарафанов, понев, мужских штанов, верхней одежды. Самой дорогой считалась волосень - длинноволокнистая шерсть молодой овцы, которую не стригли целый год. Из волосени пряли нитки для вышивки, тесьмы, праздничных поясов и понев. Термином "понева" обозначалась как клетчатая шерстяная Домоткань, так и женская набедренная одежда, которую из нее изготавливали. По размеру и цвету клеток поневы можно было определить место проживания ее владелицы. Грубая некрашенная ткань и сшитая из нее верхняя одежда звалась сермягой. Из сравнительно короткой извитой шерсти, дающей пушистую пряжу, вырабатывали сукно, которое в процессе отделки почти всегда подвергалось валке, вследствие чего на его поверхности образовывался войлокообразный настил. Сукно шло на изготовление верхней одежды.

Многоцветье тканей достигалось с помощью различных натуральных красителей: отваров и настоев коры, корней, листьев, цветов и плодов растений, насекомых и даже речного ила. Известно, что для получения красной краски использовали как на-секомых (червеца, кошениль), так и зверобой, корни морены, для желтой и охристой - конский щавель, лепестки подсолнуха, шелуху лука. В зеленый цвет красили отваром из листьев березы, травы, в фиолетовый - отваром из высушенных и измельченных ягод ежевики, в темно-малиновый - из высушенных и размельченных листьев дикой яблони ("кислицы") пополам с коноплей. Для прочности окраски пряжу обычно протравливали квасцами. Окрашенные ткани назывались крашениной.

К очень древним способам получения узорной ткани, известным на Руси еще в XII в., относится набойка. В начале XIX в. не только в уездных городах, но и в некоторых селах открылись крашенинно-набоечные заведения, продукция которых пользовалась огромным спросом у деревенского населения. Наиболее архаичным способом набивания холста является печатание масляными красками. Узор наносился на ткань узорными деревянными досками - "манерами" и "цветками", которые изготавливались из твердого дерева - ореха, березы, дуба. По углам они имели шпенечки-"указки", оставлявшие на холстине точки, что помогало мастеру правильно накладывать форму. Самыми старинными являются крупные доски, использовавшиеся для масляной набойки, с углубленным резным орнаментом без примеси металлических частей. Чтобы краска лучше пропитывала ткань, по "манере" при печатании рисунка били тяжелым молотком. Этим и объясняется термин "набойка". Узор на досках вырезали рельефно либо углубленно. В первом случае отпечатывался узор, во втором - поле.

Кроме печатания масляными красками, издавна был в ходу способ набивания путем резервирования. В этом случае узор наносился на ткань резервом "вапой" (смесью воска с глиной) и оставался впоследствии незакрашенным при опускании холста в краску. При изготовлении синей набойки в качестве красителей использовали полевое растение "синиль", а чаще - весьма дорогую индийскую краску "индиго". Она была в десятки раз более насыщена пигментом, не линяла при стирке и не выгорала на солнце. Для получения синей "кубовой" набойки применяли доски меньшего размера, имевшие выпуклый деревянный узор с добавлением металлических деталей. В ходу были также доски с чисто металлическим орнаментом.

Поразительны многообразие, архаичность и самобытность узоров русских тканей. Были распространены такие типы рисунка, как травчатый, лапчатый, копытцами, уступами, струями, шахматный, репьями и многие другие. Иногда поверх набойки несколькими дополнительными цветами наносили от руки яркие кружки - "ягодки", "оживки", придававшие ей еще более нарядный вид.

При окрашивании нитей основы и утка в различные цвета получали клетчатую ткань - пестрядь. Из нее шили порты, рубахи, сарафаны. Рубахи из пестряди назывались пеструхами, а сарафаны - пестрядильниками.

В связи с большим спросом среди купечества, мещанства и зажиточного крестьянства на шелковые ткани для изготовления традиционных русских сарафанов отечественные мануфактуры в конце XVIII в. наладили выпуск специальных "сарафанных" тканей. Центром их производства был Коломенский уезд, г. Коломна. Сарафанные ткани поражают яркостью расцветок и броскими узорами. Чаще всего это были изображения букетов цветов, которые заключались в клеймы, обвитые лентами, концы лент завязаны бантами. Характерной особенностью этих тканей было использование в узоре черных нитей. Это создавало иллюзию объемности рисунка, подчеркивало в нем игру светотени.

По качеству материала костюма определяли степень зажиточности и даже сословную принадлежность его владельца. Так, М. К. Герасимов пишет, что крестьянские девушки в соответствии с их богатством или бедностью в праздник водили отдельные хороводы: наиболее богатым был хоровод "бархатниц", затем - хоровод девушек, одетых в "гарусники" - сарафаны из шерстяной ткани, а бедные составляли хоровод из одетых в "ситцевки". В старинных русских романах встречались персонажи, одетые в затрапезное платье. Затрапез-довольно грубая полосатая ткань, которую выпускала ярославская фабрика купцов Затрапезовых. Так как одежду из затрапеза носили в основном дворовые люди, эта ткань стала знаком их социального положения.

Ткачество, отбеливание и окраска тканей в домашнем хозяйстве были очень сложными и трудоемкими процессами, ткани же фабричного производства были на первых порах для крестьян дорогими, поэтому они для экономного ее расходования при изготовлении одежды чаще всего использовали прямой крой. При этом зачастую обходились даже без ножниц - ткань просто разрывали руками. Интересный рассказ о том, как нужно кроить и при этом сохранять обрезки ткани, находим в одном из известнейших древнерусских памятников средневекового быта - "Домострое": "А рубашки нарядные мужские и женские, и штаны - все то самой кроить или велеть при себе кроить, а все остатки и обрезки, камчатые и тафтяные, дорогие и дешевые, золотное и шелковое, белое и крашеное, пух, оторочки и спорки, и новое, и ветхое, - все это было бы прибрано: мелкое - в мешочки, а остатки скручены и связаны, а все по размеру разобрано и припрятано. И как потребуется сшить из старого что-нибудь, или нового не хватило - так все это и есть в запасе, и на рынке того не ищешь: дал Бог, у доброго разума, у заботливой хозяйки все в доме нашлось".

Бережное отношение крестьян к своей одежде подтверждается также и тем, что в особо праздничных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять столь тяжело доставшийся наряд. На свадьбе невесту в самом дорогом сарафане под руки выводили к гостям, после чего ее уводили и переодевали в менее дорогой. Детские вещи шили "на вырост" и передавали от старших детей младшим. Зачастую одежду взрослых перешивали на детей. Даже совсем изношенные вещи не выбрасывали - берегли на заплаты. Льняные вещи стирали золой и мылом. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных сундуках или в больших коробах из липы. О правилах ношения и хранения одежды в "Домострое" сказано: "...когда надлежит работать, делать это в одежде старой, а кончив работу, одеться в повседневное; и сапоги тоже. А в праздники и в погоду хорошую да и на людях, если в церковь ИДТИ, и в гости, надеть одежду нарядную, с утра осторожно ходить, и от грязи, и от дождя, и от снега беречься, питьем не залить, едой и салом не пачкать, на кровь и на мокрое не сесть. С праздника или из церкви, или из гостей воротясь, нарядное платье с себя сняв, оглядеть его, высушить, размяв, оттереть грязь, вычистить да хорошо уложить туда, где оно хранится. А повседневное всякое платье, верхнее и нижнее, и сапоги - всегда все было вымыто, а ветхое заплатано и зашито, так что и людям посмотреть не совестно, и себе хорошо и прибыльно, и сиротине дать во спасение. Платье же всякое и всякий наряд, сложив и свернув хорошенько, положить в сундук или в короб, да под замком бы все было - тогда никакой беды не боишься".

До конца XIX в. в северных и центральных губерниях для изготовления праздничных простонародных костюмов использовалось гораздо большее количество отечественных и импортных тканей фабричного производства, чем на юге России. На рубеже 19-го и 20-го столетий значительно подешевевшие фабричные ситцы повсеместно стали вытеснять из патриархального деревенского быта домоткань.

Колористика - самый элементарный конкретно-чувственный признак будничной, праздничной, траурной одежды. Колористика выполняла также функции устойчивого этнического, этнолокального, половозрастного признаков и обусловливалась как натуральным цветом сырья, так и особенностями эстетического восприятия человеком каждого цвета, психологией данного народа, эмоциональными ассоциациями, связанными с традиционными жизненными представлениями. Например, у русских, как, впрочем, и у многих других народов мира, белый цвет был символом чистоты, милосердия и печали; черный - символом земли, покоя и постоянства, отрешения, скорби и траура; красный - цветом огня, крови, солнца, символом долголетия, плодородия, силы, власти. Бытовали такие -определения оттенков ткани, как брусничный, сахарный, голубой, лазоревый, синий, таусинный или павлиний (синевато-лиловый), осиновый (зеленый с сероватым оттенком), лимонный, рудо-желтый, глинистый, гвоздичный (оранжевый), дымчатый, дикий (серый). Причем эти названия, в отличие от таких более поздних, как фиолетовый или оранжевый, брались из русского языка.

Т. В. Козлова обращает внимание на то, что "неокрашенные и неотбеленные материалы естественных цветов кажутся однообразными по своей цветовой гамме, однако богатство их оттенков пробуждает яркие ассоциации с природой".

Излюбленным цветом русских крестьянок был красный. В традиционных русских костюмах XIX - начала XX вв. использовалось до 33 оттенков этого цвета, причем каждый из них имел свое название. Красный цвет у русских, как и у многих других народов, считался распространенным средством против сглаза, имел "продуцирующее" значение. "Цвет одежды всегда соответствует характеру обряда", -подчеркивает Г. С. Маслова.

Специфическая колористика была основным отличием чувственно-конкретного образа траурной одежды, с помощью которой выражалась скорбь по поводу смерти близких. Так, вдовы "по горю" носили белые сороки, а в Рязанской губернии до трех лет после смерти родных крестьянки обязательно ходили в белом фартуке. В траурной одежде белый цвет означал отказ от всех цветов, символизирующих чувственную прелесть и эстетическое богатство жизни. Характерен в этом отношении записанный И. А. Буниным разговор крестьян: "Тебе теперь нечего рядиться, ты вдова божья, носить тебе надо одни смирные цвета...". И. П. Работнова отмечает, что в Тамбовской губернии в трауре по родителям носили "горемычные" рубахи с белой строчевой вышивкой, а по детям - с черной, выполненной крестиком или набором.

Во время русского свадебного обряда невеста расставалась с девической жизнью, как бы умирала для нее, и начинала жить новой жизнью - жизнью замужней женщины. У Б. А. Куфтина читаем: "В соответствии с печальным настроением всей первой части свадебного обряда невеста одевается к венцу в "горемычную" поневу, которую вообще носят "по печали", в случае смерти кого-либо из родных (села Лубенки, Чарус Московской губернии). Напротив, уже в доме мужа молодая облачается в праздничный костюм...". Отсюда можно сделать вывод, что колористика костюмов невесты служила выражением эмоционального переживания и эстетического осмысления кризисных моментов в жизни человека, связанных с психологической установкой личности, и зримо отражала одно из великих общечеловеческих свойств трагического - переход скорби в радость. Вместе с тем колористика ритуальных костюмов выступала и как средство внушения определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотически воздействующее на психику. В том наглядно проявляется внушающая, т. е. суггестивная, функция крестьянского обрядового костюма. Глубоко сопереживая с невестой ее печаль и радость, участники свадебного обряда очищают свои души, утверждаются в вере в победу добра в жизни и в самом человеке.

По колористике народной одежды можно было определить возраст ее владельцев: самыми скромными по колориту были костюмы старух, стариков и детей, а самыми красочными - наряды взрослых девушек и молодых женщин до рождения первого ребенка. В этом наглядно проявляется и эротическая функция народного костюма.

Колористика указывала и на место проживания человека: черная вышивка рубах и черный цвет девичьих сарафанов - Воронежская губерния, полыхающие красные тона костюмов - Рязанская, сверкающее и переливающееся всеми цветами радуги великолепие - неповторимая Усть-Цильма.

Цвет был также важным организующим началом всей композиции народного костюма, так как выявлял своеобразную иерархию элементов, выделяя его главные части, подчеркивая ярусное членение формы.

Исследователи отмечают, что во второй половине 19-го столетия произошло изменение колористического строя русского народного костюма, связанное с распространением химических ализариновых красителей. "Это было, - пишет Т. М. Разина, - очень существенным моментом в искусстве: на смену спокойным, глубоким сдержанным тонам естественных красителей пришли тона яркие, звучные, звеняще - пронзительные; в искусстве текстиля второй половины XIX в. произошло творческое освоение новой гаммы. Народ увидел новые возможности художественных решений, научился добиваться цельности колорита и смело использовал в тканях и вышитых изделиях расширившуюся и позвучневшую палитру, и нельзя упрекнуть превосходные работы этого времени в излишней пестроте или крикливости".

В русском крестьянском костюме, как и в других произведениях традиционного декоративно-прикладного искусства, большое значение имеет "добрая магия", направленная на получение благополучия. Магически-религиозное идейно-образное содержание и символика крестьянского костюма выражались в искусстве орнаментировки.

Орнамент русского народного костюма (тканый или вышитый) мог быть растительным, зооморфным, орнитоморфным, антропоморфным геометрическим. Весьма характерна для русского народного орнамента полиморфность, т. е. гибридаость образов - сочетание в них антропоморфных, зооморфных и орнитоморфных черт, причем чем дальше в глубь времен, тем ярче она проявляется.

В древних орнаментах круг, ромб, крест, свастика олицетворяли солнце, "горизонтальная линия обозначала землю, волнообразная ритмическая линия - воду, ломаная - грозные силы природы, например, молнию".

В русском народном костюме с особой силой проявилась "любовь славянских народов к композиционным рядам, ярко выраженным в ткачестве, вышивке, несущим долевой масштаб". Прямолинейность и геометричность орнамента объясняются тем, что техника тканья и вышивки по счету нитей затрудняла выполнение закругленных линий. Потому, например, мотив круга - символ солнца - заменяется квадратом или ромбом, поставленным на угол, что подтверждается названием этих узоров - "круги", "круговые".

На севере глубоко традиционными мотивами орнамента были изображения женской фигуры - символа плодородия, Матери - сырой земли; солярных знаков - кругов, крестов, свастики, усложненных ромбов, коня, оленя, птицы; дерева - символа вечно живой природы; двух птиц - голова к голове - символа счастливого брака.

Для южнорусского костюма характерны разработки растительных и геометрических узоров. Часто встречались мотивы косых крестов, крючковидных фигур ("гусары"), розеток, восьмиугольных звезд; ромбы с загнутыми отростками, или "рогами", на утлах ("рогулечки"), с прямыми отростками ("репьи"), с маленькими ромбиками на углах ("городки"), гребенчатые ромбы и др.

Наряду с ткачеством большую роль в украшении одежды и всех тканей домашних вещей (полотенец, занавесок, белья и проч.) играла вышивка. К старинным приемам русской вышивки относятся: счетная гладь, набор (имитация ткачества), цветная перевить (перевивание сетки цветными нитями), двусторонний крест, белая строчка по "выдернутой" сетке, тамбурная вышивка цветными нитями и др.). К началу XX в. во все уголки России проникла городская черно-красная вышивка крестом по канве.

Искусные вышивальщицы создавали удивительные по изяществу и красоте узоры, превращая простые бытовые вещи в драгоценные произведения искусства. Орнаментальные идеограммы подбирались мастерицами индивидуально для каждого владельца вещи. Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным и продуцирующим воздействием, потому и размещался он преимущественно в тех местах, где заканчивалась одежда - по подолу, вороту, манжетам и на плечах. Обилие различных орнаментальных узоров одновременно в одном изделии усиливало его праздничность и нарядность.

Разнообразие орнаментики народной одежды достигалось использованием разномасштабности мотивов, их простой и сложной повторностью, техникой швов, варьированием цветов и т. д. Орнамент при этом выполнял ряд художественных конструктивных функций: соединения разных материалов, цветов, конструирования формы и определения ее тяжести, разбивка плоскостей.

Следует отметить, что народный орнамент постоянно обогащался и в художественном, и образном выражении, отражая изменения в жизни крестьянства. Древние орнаментальные мотивы и темы со временем приобретали все более декоративный и сказочно-поэтический смысл, и в традиционную иконографию вводились реалистические, часто бытовые мотивы и образы. Возникали новые материалы, стилистические и технические приемы. Так, распространившийся во второй половине XIX в. тамбурный шов постепенно вытесняет традиционные швы и орнаментальные композиции с их глубоким духовным содержанием и все больше выделяет декоративную сторону орнаментики. Вместе с тем эти изменения не нарушали концепцию традиционно целостного и жизнерадостного восприятия мира, выраженную в костюме.

Из сказанного следует, что эстетическое наслаждение при восприятии орнаментальных знаков объясняется тем, что, являясь носителями понятийного смысла, они в то же время имеют зрительную, т. е. конкретно-чувственную природу. При прочтении орнаментальных мотивов и композиций порой очень трудно понять, какое переносное значение имеет каждое знаковое образование и система их сочетаний. Это обусловлено тем, что орнаментика и костюм в целом содержат "как бы в спрессованном виде фрагменты представлений самых различных эпох, различных стадий развития человеческого мышления и миропонимания". Магия древних языческих мотивов переосмыслялась в христианские символы, вследствие чего орнаментика приобретала удивительную устойчивость и смысловую емкость. При этом особую эстетическую ценность придают народному костюму соблюдение точной меры взаимоотношения частей и целостность художественного образа.

Космологизм, полисемантичность, синкретизм орнамента, форм и цвета традиционного костюма отражают сложность сознания русского крестьянства, пронизанного религиозным чувством восприятия и понимания мира, одновременно исторического и экологического.

Практичность кроя народной одежды проявилась и в ее "безразмерности": благодаря значительной объемности ее прямых или расклешенных форм она подходила людям самой разной комплекции. При этом согласованность с фигурой достигалась главным образом подпоясыванием. Исследователи отмечают связь ширины крестьянской домоткани (48-50 см) с мерами человеческой фигуры. Вместе с тем установлено, что "детали кроя народной одежды являются подобными геометрическими фигурами, а линейные размеры различных частей костюма представляют собой кратные величины. Этот факт говорит о том, что эстетическая выразительность достигалась на основе использования эмпирически найденной модульной системы".

"Как южный, так и северный русские народные костюмы, - пишет Т. Н. Тропика, - строятся на основе сходства форм основных составных частей. В южнорусском костюме прямоугольный покрой поневы, рубахи, передника повторяется и в форме головного убора. Очелье сороки, как правило, представляет собой прямоугольную полосу орнаментированной ткани... Силуэт косоклинного сарафана приближается к форме трапеции, форма душегреи или бастрога повторяет его силуэтные линии, только в меньших пропорциях. Мелкие трубчатые складки, расположенные на спине душегреи, находят свое продолжение в глубоких складках сарафана.

По характеру силуэтных изображений русский народный костюм представляется в виде простых геометрических форм (прямоугольник, трапеция, квадрат и др.) или их сочетания. Конструкция и технология изготовления русского народного костюма способствуют созданию выразительных и объемных форм. Форма костюма определяется и способом ношения его составных частей (вдевая в рукава или проймы, укрепляя на талии или плечах, надевая внакидку на голову или плечи и др.).

Композицию народного костюма принято анализировать по следующим позициям: симметрия и асимметрия, композиционный центр (акцент), пропорциональные отношения (простые и по принципу "золотого сечения"), ритм линий, плоскостей и объемов, светлотно-ритмическое (графическое) построение костюма, цвет и фактура. Светлотно-ритмическое, цветовое и фактурное решение костюма влияет на восприятие его массы.

Продолжение следует..


"Чё ле делай, даром не живи!"

Вместо своей Северной дороги, параллельной Транссибу, мы лезем в китайский дорожно-транспортный и даже идеологический проект.

Население российской Арктики сократилось за последние двадцать лет почти вдвоеВнимание России к своим арктическим регионам обусловлено их природно-ресурсным потенциалом и геостратегическим положением....

Как большевики заплатили Антанте за интервенцию золотом

Все очень просто. 3 марта 1918 года большевики подписывают с немцами предательский Брестский мир. Из Нижнего Новгорода в Оршу отправляется спецпоезд с золотом (почти 97 тонн) под охраной латышских стр...

Про вечную русскую культуру производства.

Давно хотел опубликовать один снимок, но был не время — настоятельно просили подождать. Фотография провалялась в архиве года два и, наконец, дождалась своего часа:  Повод для публик...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    water Сегодня 08:39

    Средневековая Греция

    Ситуация с историей средневековой Греции — значительно хуже, в смысле полноты информации, чем с историей Рима. Как и история других «античных» городов, история Афин характеризуется «древним» расцветом, затем — погружением в темноту средних веков, из которых город начинает всплывать только в середине средневековья, позже Рима.Грегоровиус писал: «Что каса...
    89
    espello Вчера 07:27

    Мы с тобой одной крови

        Иногда попытки генетиков изучить наследственные заболевания или маршруты миграции древних людей оборачиваются неожиданными результатами. В частности, учёные порой приходят к выводу, что непохожие культурой и языком современные народы на самом деле — близкие родственники.           ...
    240
    Sage 19 апреля 10:47

    "Гиперборея существовала". Заявление русских учёных из института геологии.

    Споры о существовании мифической Арктиды ведутся на протяжении веков и доподлинно не известно, могла ли существовать цивилизация, которая в мифах упоминается родиной всех славян. То и дело учёные натыкаются на возможные останки древних строения и выдвигают своих теории о возможности, что эти постройки могут принадлежать Гиперборее, но доказательства не ...
    3725
    Sage 19 апреля 10:03

    Почему статуя Рамзеса вызывает слишком много вопросов?

    В Луксорском храме один из памятников Рамзеса II, вроде бы обычного с первого взгляда, хранит в себе сразу несколько необычных особенностей, которые сложно назвать просто случайностями.Некоторые сторонники версии о том, что у древних людей были более продвинутые технологии, чем мы думаем, довольно часто приводят в пример именно этот памятник. И здесь я ...
    4737
    Geologic 17 апреля 12:40

    СДМС. Система Меридианов. Видео.

    Продолжаем рассказывать о Системе древних монументальных сооружений. В новом видео показаны закономерности в расположении меридианов самых грандиозных сооружений древности, которые составляют основу всей системы.Меридианы ключевых объектов - Великой пирамиды, Теотиуакана, Тиуанако, острова Пасхи, Улуру и многих других, расположены относительно друг друга не случа...
    233
    Sage 17 апреля 17:45

    В Сибири нашли следы древней цивилизации планетарного масштаба.

    Один из популярные российских исследователей, который занимается изучением древних цивилизаций, существовавших на территории современной Сибири, однажды нашел руины очень древних городов, а также их защитные сооружения и мегалиты. Он был очень сильно удивлен находками в одном из самых загадочных участков Сибири – плато Путорана.Сама природа данной терри...
    1359
    ОТШЕЛЬНИКЪ 17 апреля 17:16

    Мушмула, Эва Гарднер, Ванесса Паради, или откуда у французов таджикские имена?

    Еще "пара сольдо", в копилку, об Иранской родине Германо-Франкских племен.Объять некоторые темы невозможно в одном посте, да и не нужно.Теперь более удобен формат легкой заметки.Не каждый "одолеет" фундаментальный научный труд, с предисловием на добрый десяток страниц, и введением, на столько же примерно. К тому же у нас тут платформа социальной жу...
    1260
    al-termezi 17 апреля 11:43

    Загадки истории. Скандинавские, или всё же тюркские руны.

    Наша с вами история далеко не такая как об этом рассказывает академическая наука. И дело вовсе не в неких злобных рептилоидах,  мечтающих захватить власть на планете. Меняется элита — переписывается история. Только в XX веке, и только в одной России, её переписывали минимум трижды: в 20-х годах, конце 30-х и сразу после смерти Сталина. Надо ли гово...
    401

    Коллективные захоронения XIII века в Ярославле с точки зрения Новой хронологии

    В ходе спасательных раскопок в разных частях территории "Стрелки" Ярославля в 2004–2011 гг. было обнаружено девять массовых погребений, содержавших останки нескольких сотен жителей средневекового города.Комплексный анализ стратиграфии, характера захоронений, полученного вещевого и керамического материала, а также данных естественнонаучных исследований показал, что все...
    876

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Древние источники - саги, летописи, древние песни и сказания - древнейшие рассказы, которые позволяют понять саму душу народа. О Гуннлауге Змеином Языке, о Тормоде Скальде Чернобровной, о Магнусе Добром, коего Ярослав Мудрый в детстве держал у самого сердца своего…«Старшая» и «Младшая Эдды». Сборники рассказов о песен о богах и героях, - великих и коварных, сильных и ...
    1952
    Grrrrrx 14 апреля 17:59

    "Смена полюсов" - уточнение дат , история - 5 .

    Некоторые сопоставления-ассоциации на 1444 - 1448 годы и наше время . Изображение Улугбека , ну тут хоть Тимурид выглядит не как типа - рыжий средне-азиат ) .Россия - Г.В.Новгород - Шемяка . 3 сын Юрия . Я уже писал - Г.В.Новгород это и есть Петербург . Правил до 17 февраля 1447 переносим на пол года вперед и прибавляем 13 , получается 30 число , перенос...
    649
    Sage 13 апреля 10:33

    Чьи артефакты были обнаружены на Ямале?

    В 2015 году один из ямальских рыбаков - А.Черемин, выехав на рыбалку, совершенно случайно (решив копнуть червей) обнаружил в нескольких километрах от Салехарда удивительный клад с предметами культуры, которые учёные отнесли к культуре скифов и сарматов. Всего было обнаружено 25 предметов, в числе которых бронзовые зеркала, две чаши и загадочные серебрян...
    3223
    Grrrrrx 12 апреля 18:09

    "Смена полюсов" - уточнение дат , история - 4 .

    "Смена полюсов" - уточнение дат , история - 4 . Важные даты -Я думаю что в Европе к "смене полюсов" 1443-1444 году и после шла борьба , это не мелкая потасовка или борьба за трон , в Европе был религиозный конфликт , который по всей вероятности отражался на пол мира и так либо иначе его отголоски дошли до нас .К 1443-1444 году Европу уже долго трясли рел...
    600
    Sage 11 апреля 10:15

    Русь - единственная империя древности!

    Со школьной скамьи нам закладывают в головы ложь о якобы недавнем появлении славян. Якобы русские самый отсталый народ из европейских, который все окружающие народы всю его историю просвещают, обучают, и даже царей то нам приходится из-за границы выписать ибо своих светлых голов — нема… Как-то смотрел передачу небезызвестного переводчика фильмов «Гоблин...
    2705
    ОТШЕЛЬНИКЪ 10 апреля 21:00

    Для чего Моисею "обломали" рога, или Полная ЗАМЕНА ОБЩЕСТВА после Глобальной Катастрофы.

    Мало кто, из здравствующих ныне христиан, да и обывателей вообще, знает о том, что настоящий пророк Моше (Моисей, в греческой транскрипции) носил рога (!!! ) Получил он их, после знаменитого свидания со своим Господом (смотря что понимать, под этим понятием) Так и рисовали преспокойненько Моисея, с рогами, и никто "не жужжал" - ни у кого это не вызвало н...
    6116
    ОТШЕЛЬНИКЪ 8 апреля 15:18

    Ещѣ два слова, о до/Колумбовой Америкѣ, или "пара камешковъ", въ Огородъ Официальной Версiи х/зТорiи..

    Всем (кто "в теме") давно известно, что официальная версия истории Северной Америки - совершеннейшая неправда.Но относятся к этому, по типу как к попам или полицейским - понятно, что те сами в Бога не веруют, а другие закон сами нарушают, но..Мы делаем вид, что верим и тем и другим - на самом деле просто не охота связываться, как с одними так и с другими.Это как ...
    3000
    Канал Валерий 9 апреля 17:47

    Расшифровка сказки о спящей царевне

    ...
    823
    dentvideo 9 апреля 17:09

    Леонид Ивашов. Тайны прошлого. Почему мы можем повторить судьбу Атлантиды

    Как во время правления Ельцина Бнай Брит и другие тайные общества охотились за бесценными архивами КГБ. Почему для понимания жизни необходимо выйти за пределы научной парадигмы. Почему человечество сейчас стоит перед выбором быть или не быть. Почему скрывают настоящую историю Древнего мира. Какова главная функция человека. Куда движется наша страна, почему готовят пос...
    998

    Фольклор. - Игра народная - от Египетских пирамид к Донским Казакам.

    Интерес людей к своим «корням», особенностям той культуры, в которой они живут и развиваются, вполне закономерен. А одним из источников этих «корней» являются народные игры, в которых, по словам ряда специалистов, зашифрованы важнейшие послания предков, позволяющие человеку лучше понять самого себя и других, сориентироваться в происходящем и осмыслить то, как можно ре...
    1541
    Geologic 8 апреля 20:00

    Тайна третьей планеты Земля. Новая реальность. Видео

    Большинство древних монументальных сооружений, - пирамиды, храмы, мегалитические постройки и многие другие объекты, можно объединить в единую, логичную Систему, в основе которой лежат математические отношения и углы правильных геометрических фигур. Начальной точкой отсчёта Системы является Великая пирамида в Гизе, а её меридиан – истинным нулевым меридианом планеты.В...
    861
    navy_navy 8 апреля 12:24

    50 тысяч лет выживания. Хронология.

    57-50 тыс.лет до н.э. — Калининское оледенение (доходило до северной части современной Московской области) . В этот период происходило образование новых гаплогрупп, которые мигрировали в разных направлениях.50 тысяч лет назад - на восток ушла сводная гаплогруппа NOP, которая затем – примерно 47 тысяч лет назад – разошлась на гаплогруппы NO и Р. Все три оказались в Южн...
    638
    ОТШЕЛЬНИКЪ 5 апреля 20:03

    Киллер для карты Келлера 1595г. или по следамъ Марко Поло /Разслѣдование, локализация и сопоставление объектовъ, коррекция.

    Доброго времени сутокъ, уважаемые подписчики, читатели и гости блога! Ныне хочу поделиться с Вами, кое какими находками.И открытое мною, не то чтобы очень радостно, а скорее, весьма печально.Потому как на эту карту, в общем и целом доверяя ей, долгое время ориентировался сам, и знаю, очень многия изследователи (такие же как я, "диванныя" путешественники) в изследовани...
    2435

    АнтимракобесTV. Андрей Кадыкчанский - Псевдо Исcледовательская Статья "НеАмериканская Америка". Баальбек. Телегония.

    Разбор Псевдо-Исследовательской статьи "Неамериканская Америка", от известного псевдо-исторического блогера Андрея Кадыкчанского. Вторая часть разбора.  Опознанные летающие объекты #3. Баальбек - космодром пришельцев?В третьем видео из цикла "Опознанные летающие объекты" мы вновь поговорим о гипотезе палеоконтакта на примере так на...
    1645

    ,,,,,,,,,,,,,,,К О Г Д А – Т О . Б О Г И ,,,,,,,,,,,,,, Когда-то боги-чуваши Пришли в долины Междуречья, Соорудили шалаши… О чём и веду речь я! ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

    ,,,,К О Г Д А – Т О   Б О Г И,,,,Когда-то боги-чувашиПришли в долины Междуречья,Соорудили шалаши…О чём и веду речь я! Так начиналась летопИсь, Которая верна поныне! Так что, учёный люд, окстись, И «мудрый» сакс пускай остынет.Так создана была – Ш У М Е Р –Страна древнейшего народа,Без напридуманных химер,Вплоть до колёс и огорода. ...
    675

    Фольклор. - Образ Сокола в общемировой традиции. Часть II.

    Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня я решаюсь продолжить пост об образе сокола. Интересно, что попытка глубже разобраться в этой проблеме заставила меня задавать себе уже совсем иные вопросы, чем те, что были в самом начале.Итак, сокол…Начнём с того, что на поверхности: так, к примеру, соколиная охота – важное, в том числе и с чисто экономической точки зрения, дело ...
    788
    water 2 апреля 11:49

    Монгольский орден крестоносцев

    Школьники, впервые ознакомившись с историей монголо-татарского ига, не понимают, каким образом монголы стали столь успешными в XIII веке. Всякие объяснения, касающиеся численности, мобильности, выносливости, и прочие доказательства, увы, не «работают». Чем же, в самом деле, можно это объяснить?Успехи монголо-татарского нашествия удивляют не только школьников.Даже вост...
    1474
    Grrrrrx 1 апреля 18:19

    "Хто ж из Ху" ? Европа и Индия .

    "Хто ж из Ху" ? Европа и Индия . Нам говорят о тысячелетиях самобытной истории этих цивилизаций , но так ли это ?Реальность - общество и система Индии отличается от Европейской только тем что Европа не так давно прошла ряд религиозных и территориальных кризисов и система Европы быстро рухнула и перестроилась под давлением проблем и обстоятельств .Пр...
    780
    Geologic 1 апреля 21:57

    Невозможные геоглифы. Видео.

    Вышел фильм "НЕВОЗМОЖНЫЕ ГЕОГЛИФЫ"В фильме рассказывается об аравийских и сахарских геоглифах, которых, на данный момент, обнаружено уже несколько десятков тысяч. А также выдвигается версия об их назначении.1 Часть – Аравийские геоглифы. - https://youtu.be/bsjcWdNdl78 2 Часть – Геоглифы Сахары. - https://youtu.be/_3ZRXmbH0vM 3 Часть – Назн...
    812

    СХЕМЫ РОДСТВА ФИННО-ПЕРМСКИХ ЯЗЫКОВ, НАРОДОВ И ЭТНОГРУПП

    Схема родства финно-пермских языков, приведённая в статье, посвящённой реконструкции мерянских падежей, оказалась слишком умозрительной. Она не смогла удовлетворить любопытство читающей публики, и поэтому размещаем здесь более подробную схему родства финно-пермских народов и этногрупп, составленную на основе схемы межъязыковых лексических расстояний.Дал...
    9

    Фольклор. - Суровое языческое воспитание детей. - Придет серенький волчок, он ухватит за бочок..

    До принятия христианства культура восточных славян имела многовековую историю. В их представлениях о природе проявились образность, фантазия, священные отношения с окружающим сонном богов и мифологических существ. Славяне не видели вокруг себя изначального зла, воспринимали мир как дар жизни во всей ее сложности. Едва ли не главным подходом в древних культуре и воспит...
    1896
    ОТШЕЛЬНИКЪ 31 марта 12:21

    "Сказание объ ИНДIЙСКОМ ЦАРСТВЕ" попа Ивана, или Мнимая Утопичность ДРЕВНЕГО МИРА / Локализация, Разслѣдование, Доказательства РЕАЛЬНОСТИ персонажа.

    Что такое "СКАЗАНИЕ ОБ ИНДИЙСКОМ ЦАРСТВЕ" ?ЦИТАТА - Это греческое литературное произведение (XII в.) «Послание» мифического индийского царя-христианина Иоанна византийскому императору Мануилу попало на Русь в XIII или в XIV в. На русской почве, видоизменяясь и переплетаясь с другими произведениями, оно зажило собственной жизнью. В числе других произведений испытала ...
    2189

    Какие популярные русские слова являются самыми древними

    Какие популярные русские слова являются самыми древнимиЧасто ли мы задумываемся о том, какие слова являются исконно русскими, а какие – заимствованными? И какие появились в языке раньше других? Исконно русская лексика неоднородна по своему происхождению и включает несколько слоёв.Индоевропейская лексика: Как считают исследователи, в V-IV веках до нашей ...
    7014

    ПАДЕЖНАЯ СИСТЕМА МЕРЯНСКОГО ЯЗЫКА. ПОПЫТКА РЕКОНСТРУКЦИИ.

    Падежные системы финно-угорских языков весьма разнообразны по структуре и формам падежных суффиксов. Не смотря на то, что грамматика финно-угорских языков неплохо изучена, а грамматика падежей представляет собой довольно старательно исследованную область, в определении значений общих местных падежей существует столько противоречивых мнений, что можно го...
    1158

    Поздние скифы ушли из степей раньше, чем считалось

    Когда поздние скифы ушли из Северо-Западного Крыма, и почему это интересно и важно.Великая Отечественная война едва закончилась, а уже летом 1945 года в Симферополь приехали археологи. Экспедиция во главе с Павлом Николаевичем Шульцем начала работы в столице Крымской Скифии, предполагаемом Неаполе. Раскопки дали потрясающие результаты! Удалось найти богатый царский ма...
    2050

    Фольклор. - Мода русских крестьян.- Идеал крестьянской внешности. - Часть IV.

    Эстетический идеал внешнего облика русских крестьян - это целостный конкретно-чувственный образ, воплощающий народные представления о совершенной жизни и совершенном человеке. Исследуя проблему этого эстетического идеала, мы опирались на тезис о том, что весь внешний образ человека - это ансамбль, в котором физические данные, одежда и манера поведения сливаются в гарм...
    1495
    water 28 марта 04:16

    Происхождение русского народа

    Сейчас существует огромное количество версий и гипотез о происхождении русского народа и первых веках нашей истории. Какая из них истинная — сказать невозможно. Ясно только, что русская история гораздо более древняя, чем считали историки-норманисты. Еще в дореволюционное время обращали внимание на то, что термин Русь упоминается гораздо раньше начала правления Рюрика ...
    1560

    Летопись русского мира. Часть 5

    После Третьего Всемирного потопа, произошедшего примерно 80 тысяч лет тому назад вследствие гибели двух крупных островов Рута и Даитья, остатков некогда крупного континента Атлантиды, север Евразии постепенно покрывался льдом. Росско-венедское сообщество отступало на юг, достигнув наибольшего сосредоточения в Средней и Передней Азии, в Месопотамии и Присредиземноморье...
    1059
    Славик Яблочный 26 марта 19:41

    Грандиозный исторический подлог. Кто и зачем строил звёздные крепости?

    Часть первая..Официальная история трещит по швамhttps://tech-dancer.livejournal.com/6123.htmlИтак, имеем множество звёзд-крепостей. Какие-то до наших времен сохранились почти идеально, какие-то можно угадать только по пятнам на спутниковых снимках. Во всём мире их множество. Расположены по поверхности земли достаточно хаотично. Ориентация в азимутальной плоскости...
    5817
    dentvideo 26 марта 16:32

    Сенсационные открытия археологов в Арктике. Психоистория

    Когда в Арктике появились первые протогорода? Какие высокие технологии мы получили от жителей палеолита? Правда ли, что раньше климат на севере Евразии был теплее? Как долго мамонты существовали рядом с человеком? Действительно ли самые древние стоянки человека за Северным полярным кругом найдены именно в России? Как препятствуют исследователям Заполярья, замалчивают ...
    5524

    АнтимракобесTV. Омские пришельцы, или чем Сибирь хуже Наска? “Запретная" археология. Шестиугольник на Сатурне. "Телекинез" Нинель Кулагиной. Как сделать вазу из цельного камня? Древние великаны. Птица из Саккары.

    Сенсационная демонстрация мумии пингвиноида! У перуанских мумий пришельцев появился серьезный конкурент, родом из Агарда Ирийского (Омск)Спикер: Алексей Бондарев — палеонтолог, член Омского регионального отделения Русского географического общества, член Всероссийского палеонтологического общества.  Доктор исторических наук Владислав Сергеевич Жите...
    2884

    Фольклор. - Образ Сокола в общемировой традиции.

    В Древнем Египте за несколько тысячелетий до новой эры уже было распространено поклонение животным-богам (в науке эта форма религии получила название «зоолатрия»). Сначала были боги, которым поклонялись жители отдельных городов или территориальных единиц Древнего Египта - номов: баран, кошка, крокодил, мангуста и т. д. В разные времена номов было от 36 до 50, поэтому ...
    2179

    Фольклор. - Мода русских крестьян.- Бабска мода (косы, украшения) - Часть III.

    Человек – это Поле, Волосы – растения на нем, а также вместилище «души». Обряды покрывания волос невесты и сокрытие их замужней женщиной связаны с тем, чтобы магическая сила рода женщины не вошла в столкновение с магической силой рода мужа, и находилась, как бы, в подчиненном положении при переходе в новый род. Поэтому девушки могут ходить с непокрытой головой, т.к. м...
    2778
    Дмитрий Байда
    24 марта 01:51

    Тайны Мироздания. Часть 4. Скифия, Тартария, Русь

    Возрождение нашей цивилизации после Мировой ядерной войны. Фрагменты из нашей новой книги о секретах Мироздания. Эта статья о том, как восстанавливалась цивилизация наших предков после Первой мировой ядерной войны и Второй планетарной катастрофы 13 тысяч лет назад...           1 часть, 2 часть, 3 частьСледы высокоразвитой цивилизации наши...
    5017

    Сотворение Мира в Звездном Храме ©

    «Язычники»… «неоязычники»… «поганые»… «родноверы»… Какими только эпитетами не награждают себя «знатоки» русской веры. Тем самым уничижая себя и всех русов на потеху иноверцам. Вот и до старославянского календаря добрались. Нафантазировали вволю. Придумали мифическую войну Мифической Великой Рассении с мифической Аримией (якобы Китай). Якобы прошедшей 7...
    3418
    Denis 22 марта 00:32

    Пермский зодиакальный календарь.

    Шумер, Египет. А что же наши северные народы? Уже ли на звёзды не смотрели? Вот и бронзовый "промысловый календарь" с р.Вычегды по официальной версии может означать всё что угодно, но только не созвездия. Охотничий промысел в календаре.. Какой толк от промысла на белку, например? Как-то в байдарочном походе по р. Кузюг зашёл к нам на стоянку местный егерь. Ненавя...
    3140

    Сайт "Русская вера" начал частичную публикацию "Русского Летописца" 1649 года

    Недавняя новость об обнаружении "уникальной книги" получила продолжение. Сайт "Русская вера" начал размещать фотографии страниц Русского Летописца. В настоящий момент доступны для скачивания разделы Летописца от начала русской истории до призвания варягов (PDF файл). Помимо фотографий, дается транслитерация, с комментариями редакционной коллегии сай...
    1713

    Откуда пошла Русь ©

    Где жили русы изначально? Откуда пришли? Ответ дает Велесова книга:Дощечка 9аО то сва трi роды iсшедша о славны бящi. О ту бо похождяшуть Древляны, Крвще а Поляне, яко пэрьва дщере Богумiру iмэно iмаi Древа, а друга Скрэва, а третя Полэва. Сынове же Богумiру iмяще сва iмэны Сэва i младцеi Рус. От ено похождяшуть Северяны а Русiе… Трiе бо мужi бяста трiе Вэсенце — Оутр...
    1378

    Летопись русского мира. Часть 4

    Современные исследователи верований и культовых обрядов славянства опираются на немногочисленные летописи раннехристианской Руси, в которых авторы всеми силами громят «поганое язычество». Если бы Вы знали, сколь многочисленны и сколь невежественны научные изыскания в области «язычества» наших предков! До сего дня ученые, основываясь на той же «Повести временных лет» Н...
    1458
    Бонин Николай 15 марта 00:52

    ГЕРОИЧЕСКИЙ ЦИКЛ: ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ и их роль в циклах судьбы СЛАВЯНО РУСОВ (продолжение XIII).

    ВОЛХВЫ СЛАВЯНО РУСОВ. ПРЕДСКАЗАНИЯ НА 2019 г.“Песнь о побиении иудейской хазарии Светославом Хоробре” (http://www.anaslav.ru/forum/viewtopic.php?t=1703)Знаменитые славяне...А славянин, не зарясь, скажет «Честь тебе»И платы он от путников не требует себе,Хоть сам с оружьем на коне… он не старается напасть.И это Греку дивно, его иная гложет страсть.Природою своей он плу...
    1940
    Sage 14 марта 17:56

    Двухглавый орел древнейший солнечный символ.

    Двуглавый орел в культуре разных народовДвуглавый орел является одним из древнейших символов. Он был широко распространен в Шумерской культуре. Одно из самых ранних изображений двуглавого орла было обнаружено при раскопках шумерского города Лагаш в Месопотамии.Вероятно, еще более древний двуглавый орёл был выточен из дымчатого нефрита ольмеками; он нахо...
    2698
    Star Fire 12 марта 19:00

    В Перу найдены... славянские статуэтки возрастом 3800 лет

    А.А. ТюняевВ Перу обнаружены три глиняных фигурки, сообщает nplus1.ru. Возраст статуэток составляет 3800 лет. По мнению ученых, создатели находок принадлежали к культуре Норте-Чико – старейшей цивилизации в доколумбовской Америке. Об открытии сообщает Peru Reports со ссылкой на Министерство культуры Перу.Статуэтки были найдены в перуанском городе Вегета...
    1421
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика