• РЕГИСТРАЦИЯ

Фольклор. - Игра народная - от Египетских пирамид к Донским Казакам.

Судьба Русов
"Чё ле делай, даром не живи!"
8 апреля 12:25 0 7016

Интерес людей к своим «корням», особенностям той культуры, в которой они живут и развиваются, вполне закономерен. А одним из источников этих «корней» являются народные игры, в которых, по словам ряда специалистов, зашифрованы важнейшие послания предков, позволяющие человеку лучше понять самого себя и других, сориентироваться в происходящем и осмыслить то, как можно решать те или иные жизненные задачи.

В этих зашифрованных посланиях из поколения в поколение транслируются различные информационные матрицы, среди которых можно выделить и матрицу этнической идентичности.

Как известно, представления о своем собственном и других этносах играют важное значение в процессе жизнедеятельности личности и общества, в системе социальных отношений. 

Во время раскопок на территории современного Ирака обнаружены игровые предметы древней шумерской культуры, зародившейся около трёх тысяч лет до н.э.: инкрустированная игральная доска, сделанная из раковин, кости, лазурита и красного известняка с набором игральных фишек.

Игральные кости найдены в гробницах египетских фараонов. Среди предметов домашней утвари и обихода, покоившихся в одном из захоронений викингов в Йорке, археологами найдены фигурки для настольной игры «гнефатль», а также пара игральных костей. Набор игральных костей, всего 44 разновидности, с кожаным мешочком для их хранения были обнаружены в поселении «баскетмейкеров» — корзинщиков, представителей культуры Анасази (1100 г. до н.э.). Все эти находки свидетельствуют о том, что игровая культура зародилась в толще древнейших цивилизаций и история игры берёт начало в истоках истории человечества.

Представители древнейших цивилизаций не только создавали игровые предметы, но и использовали простые предметы — камни, раковины, плоды растений, кости животных, наделяя их магическим содержанием.

Совершая агонистические пляски, которые по сути своей — игровые действия, древний человек пытался укротить стихии, изгнать злых духов, предвосхитить удачную охоту. Все эти действия также носили игровой характер. Игра в данном случае как бы пристраивалась к реальным требованиям жизни: живя охотой, готовясь к войне, представители первобытного племени плясали охотничий, военный танец, мимически предвосхищая то, что совершится наяву.

Будучи не однажды сыгранными, игровые, магические  действия оставались в памяти людей как некое творение или ценность, передавались последующему поколению как традиция, элемент культуры.

Человечество издавна начинает ценить игру. Некоторые виды игр становятся исключительной привилегией знати и вождей: стрельба из лука на о.Таити, определённые виды охоты на островах Тонга и Гавайях, петушиные бои, игровые вооружённые схватки и турниры на Гавайях.

Человек изображает игровые сюжеты и сцены в произведениях искусства

Стремясь к запечатлению волнующих моментов игры, человек изображает игровые сюжеты и сцены в произведениях искусства. Отдельные древнегреческие амфоры расписаны сценами кулачных боев. Минойское искусство и скульптура, корни которого ведут к бронзовому веку (3000—2000 лет до н.э.), изобилуют сценами игр с быком, сопровождавших крупнейшие празднества минойцев. На многочисленных фресках и рельефах погребального дворца в Кефали изображены ритуальные пляски и игры с быком, сцены ловли диких быков, использовавшихся в атлетических турнирах и развлечениях юношей и девушек с о.Крит (по материалам археологических экспедиций А. Эванса). Волнующие эпизоды атлетических игр, бывших частью погребального обряда знати в Греции, а позже в Риме, запечатлены на жертвенных чашах и блюдах, на стенах гробниц.

Описания игр находят свое отражение и в произведениях художественной литературы. Первые письменные упоминания об игре встречаются в древнегреческой мифологии. Согласно одной из легенд Древней Греции, дети царицы Ниобы играли в камушки. Гомер, описывая героя троянской войны Патрокла, свидетельствует, что тот ещё мальчиком приводил в гнев своих товарищей, обыгрывая их в «пять камешков».

Шарль де Костер в «Легенде об Уленшпигеле» описывает игры маленького Тилля со сплетенной из ивовых прутьев погремушкой, со сделанным из отцовского башмака корабликом, с самодельной волынкой.

Л.Н. Толстой в воспоминаниях о своём детстве приводит описания замечательных игр со своим братом Володей в «швейцарского» Робинзона, в «путешествие в зимней карете», в «муравьиное братство».

Эти и многие другие описания игр в художественной литературе служат прекрасным подтверждением мысли, высказанной Е.А. Покровским об общности и сходстве игр у детей разных народов: «Из рода в род, из века в век, от одного народа к другому передаётся в детских играх что-то общее, занимательное и поучительное для детей всех рас и племён, всех религий и ступеней культурного развития».

Обширные этнографические материалы также свидетельствуют о том, что большая часть игр детей разных народов мира отличается поразительным сходством. Любимая детьми и распространённая во Франции игрушка Sabot, «род деревянного волчка, приводимого в движение кнутом, состоящим из тростниковой палочки с привязанной к ней полоской высушенной кожи угря» напоминает немецкую игрушку «бильбоке».

Описанная Д. Колоцца игра итальянских мальчиков «Прыганье камешков по воде» аналогична игре немецких детей «Рикошет», дагестанской народной игре (по материалам Н. Асадулаевой), игре детей на Дону .

Любимая во Франции игра мальчиков в шарики величиной с орех, сделанные из стекла, мрамора, алебастра, очень сходна с русской игрой в катание яиц и заключается в сбивании одного шарика другим по разнообразным правилам.

Игры каждого народа отражают специфику жизни в этносе

При всей схожести тематики и наличии одних и тех же групп игр и игрушек у различнейших народов, игры каждого народа своеобразны и отражают специфику жизни в этносе. По свидетельству Е.А. Покровского, многие детские игры представляют большую оригинальность в соответствии со свойствами и образом жизни народа.

Э.Тэйлор отмечает, что дети северо-американских индейцев упражняются в натягивании тетивы, чтобы подальше выпустить стрелы, дети эскимосов играют в постройку домиков из снега, молодой островитянин с берегов Южного океана бросает тростник в катящееся кольцо.

С глубокой древности игре принадлежит важное место в жизни детей. Найденные в гробницах египетских фараонов куклы, деревянные фигурки животных, каменные и кожаные мячи, кубари, кегли принадлежали к числу наиболее любимых забав египетских детей. Детство древнегреческих девочек и мальчиков было богато играми и игрушками, к которым они относились с большим трепетом и, достигая юношеского возраста, обыкновенно посвящали их богам: «Филокл посвящает тебе, о Гермес, свой прыгающий мячик, звучную трещотку из самшита и бабки, которые он так любил, и быстрый кубарь — игрушки своей юности».

Древние греки кроме множества самодельных игр и игрушек с различными домашними животными, в хороводы, с водой, пускание жуков на нитке, создали целую игрушечную индустрию для детей всех возрастов: обручи, качели, деревянные коньки, повозки для мальчиков, глиняные и восковые куклы для девочек.

Интерес взрослых к играм и игрушкам детей не только отражает отношение к игре как важному средству воспитания, но и показывает глубинную эмоциональную включенность взрослых.

Игра — форма эпической письменности

Исторически построенная на единстве действий, операций и значений, традиционная игра выступает в качестве носителя обобщённого опыта деятельности, по значимости не уступающего письменности и другим знаковым формам передачи опыта. Сначала до письменности, потом параллельно с письменностью, сейчас как форма эпической письменности, традиционная игра служит текстом, носителем вековой информации о характере родовой деятельности человека и человечества в целом. От того, каким игровым опытом обладает ребёнок, зависит, как он может ориентироваться в тексте игры, а следовательно, и в тексте жизни. В этом смысле опыт каждого последующего поколения играющих исторически старше опыта предшествующих поколений. В социогенезе развитие каждого последующего поколения происходит через поиск новых путей, через сознание нового, через творчество. Достаточно упомянуть наличествующие в игровом опыте современного ребёнка компьютерные, виртуальные, электронные, электрические игры и игрушки, и становится очевидным, что традиционная игра, увы, постепенно уходит из игрового репертуара ребёнка, особенно городского. Вместе с тем человек — субъект истории, антиципирующий связи между прошлым и будущим. Традиционная игра в этом отношении значительно больше, чем другие виды деятельности обогащает представление о будущем в индивидуальном развитии ребёнка. Она представляет собой переведённую в идеальную, знаковую текстовую форму карту реальной жизни, быта и отношений к миру. Традиционная игра, таким образом, осуществляет функцию пролепса, упреждающего предвосхищения прошлого в настоящем и будущем.

В процессе присвоения зафиксированного в идеальном плане обобщённого опыта предшествующих поколений у ребёнка формируется важная функция сознания — идеальный план деятельности, теоретическое отношение к миру. Теоретическое отношение к действительности позволяет ребёнку выйти за пределы повседневного быта, за рамки конкретных ситуаций и занять место в широком круге событий, происходящих в большом мире. Все это позволяет говорить о традиционной игре как о развивающей системе.

Говоря о пространстве игры русского человека, хотелось бы обратиться к играм донских казаков-В этнографических материалах XIX в. по культуре и быту Дона представлена игровая биография казака, взращенная входе игры воинская система взросления. 

Многочисленные военные поединки и игрища взрослых казаков и детей, проводившиеся в донских станицах в прошлом и зафиксированные «бытописателями» Дона отражали военные настроения казаков и особенности их военного быта. Эти игры складывались в периоды истории, когда военный промысел обеспечивал казаку его существование.

«Ссыпчины», игрище взрослых казаков, удалое празднество в честь казачьего братства, угроза утраты которого существовала в реальной жизни, служило основой для проигрывания актуального для субэтноса социального содержания.

Кулачные бои («кулбчки»), джигитовки, скачки на мишень, поединки «стенка на стенку», военные «шермиции» (упражнения) с ружьями, пиками, дротиками, стрелами открывали перед взрослыми казаками возможность померяться силами. Близкие по содержанию игры юношей-малолеток, подростков, детей более младшего возраста поддерживались взрослыми.

Подросткам-победителям войсковой атаман или старые казаки вручали трофеи — лук со стрелами, дротик, копьё, нарядные уздечки, сёдла, сбруи. Поощряя участие в таких играх и игрищах, взрослые инициировали приобретение детьми опыта социально активного, подлинно казачьего поведения, приоткрывали перед детьми перспективы их будущей жизни. Качества отваги, удальства приобретали для казачат личностно ожидаемый характер. В сжатом виде модель такого социально активного поведения можно проиллюстрировать на примере стихотворения «Казачонок», текст которого цитирован из «Донской хрестоматии» 1918 г.:

С печи спрыгнувши на лавку, (необходимость вооружаться)

Отстрогал он пикой палку.

Камышинку оседлав, (готовность к немедленному

С гиком бросился стремглав. участию в походе)

Что не встретит — колет, рубит: (моделируется ситуация поведения

Кур, индеек и гусей, на поле брани)

И победу громко трубит (проектируется личностно

Гордый силою своей. ожидаемый момент достижения)

По существу, в данном стихотворении описана режиссерская игра маленького казачонка, вооружённого подручными средствами, лихого наездника, сражающегося с «потешными войсками» кур, индеек и гусей, замещающих в игре неприятеля. В игровых способах действия, описанных в стихотворении, представлена своего рода программа формирования вековых характеров, соответствующая социальным установкам донских казаков.

Другие игры — в мяч, кости, бабки, айданчики, шапки, способствовали приобретению навыка «быть шибким» и были в большом почёте среди взрослых, юношества и даже стариков.

«Мирные» игры казаков с темами сватовства, выбора невесты, а также отражающие особенности земледельческой деятельности и крестьянского быта, построены на единстве военного и гражданского начал. В играх «Казачок удалой» и «Дон Иванович» переплетены особенности семейно-бытовых отношений и мировоззренческих установок казака-воина. Этнокультурный контекст семейного быта отчётливо виден в играх «Коршун», «Игра в детки», ценность которых заключена не только в том, что с их помощью ребёнок составлял программу своей взрослой семейной жизни, но и в том, что в них идёт диалог — размышление о глубинных социальных и нравственных аспектах семейного бытия.

Актуальность детских игр, отражающих особенности земледельческой деятельности взрослых объясняется тем, что время их распространения соответствует переходу казаков к осёдлому образу жизни.

Среди детей были популярны игры, в которых сюжет отсутствует и на первый план выступают движения и действия с предметами (тренинговые игры). Во многих из них сохранились, чаще всего в названиях, отголоски более древних житейских эпизодов, смысл которых утрачен. Это игры «Бандура», «Курарепка», «Шагардай», «Сороковка». Все тренинговые игры были ориентированы на физическую подготовку казачат к жизни, включали элементы бега, разновидности метания, прыжки. В них дети приобретали ловкость, быстроту, прыгучесть, меткость.

Вся палитра представленных в литературных источниках игр — это своеобразный этнический по своему содержанию текст, в постоянном диалоге с которым происходила передача последующим поколениям определённых ценностных установок к этнически востребованным видам деятельности, реализация которых становилась возможной при определённых способах поведения в этнической среде, соответствующих «вековым характерам» донских казаков.

Уже в примитивных обществах, дети в своих играх постоянно имитировали действия, совершаемые взрослыми с орудиями, оружием, другими предметами. В результате такой практики в форме игр, построенных непосредственно по образцу моделей поведения взрослых, ребёнок постепенно приобретал необходимые для жизни навыки. Играя в вождей, в домашнее хозяйство, в дочки-матери, «каждый мальчик знал все, что нужно знать для жизни мужчины, каждая девочка — то, что надо знать для жизни девочки: хозяйственные навыки, обряды и мифы, обязанности и права».

Традиционная игра задавала ребёнку ту или иную, но всегда обобщённую модель мира. Образ мира, складывающийся в традиционной игре, всегда выполнял универсальную ориентирующую функцию центрального психологического звена в деятельности и вместе с тем обеспечивал приемлемость поведения субъекта в обществе, адекватность его поведения задачам этнического бытия.

В традиционной игре ребёнок прежде всего имеет дело с глобальным информационным полем военной, семейной, праздничной жизни этноса. Этот уровень глобальных значений уровня мира — жизненная концепция этноса, представленная через систему ценностных ориентиров. Зафиксированные в традиционных играх ценностные этнические ориентиры обеспечивают субъекту высокий уровень адаптивности, при котором мир воспринимается не как чуждый и противостоящий человеку в своей объективности, а как непосредственно свой, мир человека, мир его «Я», подкреплённый опытом предшествующих поколений.

Движение от глобального к индивидуальному в образе мира — это подтверждение его личностной значимости и адекватности, своего рода «примерка» к индивидуальной стратегии деятельности и поведения. В конкретных игровых ситуациях ребёнок приобретает индивидуально обходимый образ пространства, событий, других людей, оценивая своё место в этих ипостасях своего бытия. Образ мира, представленный в традиционных играх, вместе с тем не сводим к совокупности отдельных образов и ситуаций, развёрнутых в каждой игре, а представляет собой картину внеситуативного, глобального, целостного мира, своего рода схему мироздания. В традиционной игре происходит деятельность смыслового, символического, образного освоения действительности и построения на этой основе индивидуальной модели образа мира.


"Чё ле делай, даром не живи!"

Картинки выходного дня // Виолетта Крымская

Не буду нарушать традицию, порадую вас своими новыми воскресными картинками. Улыбайтесь чаще: ...

Двойной день рождения Марии Бутиной, роковое стечение обстоятельств и неожиданное задержание в аэропорту США

✔ Эта история началась в Америке, в конце семидесятых годов прошлого века. Относительно молодой человек по имени Стив Джонсон, работавший простым нью-йоркским программистом, после расст...

Так чем же вам не угодил Путин, товарищи контокоммунисты?

Так чем же вам не угодил Путин, товарищи коммунисты?В последнее время опять активизировались наши "контокоммунисты" яростно критикующие Путина. За что? Да за что угодно, ну не нравится...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    Появление писаного права в Древней Руси и княжеская власть

    Данные проблемы решались в том числе и путём создания и перера-ботки писаных сборников права. В.О. Ключевский, однако, считал византийским влиянием саму идею «законодательной обязанности» княжеской власти. Аналогичные воззрения мы видим также у М.К. Любавского . На первый взгляд, они правы, ибо правотворчество Ольги и Владимира Святого, вопреки известному в науке мнен...
    1809

    ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ И ПРИНЕСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

    В «Повести временных лет» (ПВЛ) по Лаврентьевскому списку под 983 г. читаем: «Идее Володимеръ на Ятвяги, и победи Явтяги, и взя землю их, и иде Киеву, и творяше потребу кумиром с людми своими. И реша старци и бояре: «Мечемъ жребии на отрока и девицю, на негоже падеть, того зарежемъ богомъ». Аналогичный текст мы видим и в других древнейших летописях – Ипатьевской, Радз...
    2118

    Национальное сознание и самосознание России на историческом фоне.

    В мировой исторической науке немало написано о крайнем своеобразии русской цивилизации. Русь считают догоняющей, специфической европейской, азиатской, крестьянской, иррациональной, самой деспотичной, самой анархичной… Существует и множество других определений и осмыслений, предложенных историками, философами истории, культурологами. Сквозь туман предубеждений и идеоло...
    2339

    Ритуальные бесчинства - Анти-миры русского мира.

    Обрядовое ряженье встречается у многих народов. Оно известно в нескольких формах, каждая из которых так или иначе сопряжена с мотивом страшного мира. Одну из них (она характерна и для русской традиции) отличает связь с двумя особыми сторонами обрядовой культуры — игровой и смеховой.Ряженье - это всегда внешнее преображение. Меняя свой облик («облик человеческий премен...
    5902

    Соха, Чепигы - и другие тайны астрономии Русов.

    Потребности ориентации и определения времени рано выделили астрономию среди других областей научного знания в отдельную отрасль. Среди первых богов человечества -олицетворенные в светилах солнце и луна. На обширной территории, которую впоследствии заняли восточнославянские племена, издавна существовал разработанный культ светил, звезд и, возможно, астрономических явле...
    1986

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.III.

    Рассматривая же сюжет о «невесте из бани», которая воспитывалась ба-енником до брачного возраста, легко понять, что до крещения и венчания, об-ретения женского головного убора – повойника и введения её в избу, что тож-дественно обретению соответствующего общественного статуса, это существо не имело никакого вида (облика), что тождественно, в свою очередь, отсут-ствию ...
    2475

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.II.

    Восточным славянам были присущи обычные для архаических обществ и культур явления «перенесения» свойств одних предметов и явлений на другие, между которыми мыслилась, таким образом, своего рода связь. Так, для борьбы с вредоносным колдовством можно было нанести ведьме увечье, «заткнув в щелях хлева крапиву, нож или косу». Её также можно было уничтожить, если чучело ко...
    2302

    Славяно-Русы в VII веке, о чем умалчивает классическая наука.

    История Руси полна загадок и тайн, сегодня хотелось бы заострить внимание на одном, пожалуй в самом простом вопросе, если до образования Древней Руси, были известны племена вятичей, древлян, дреговичей, полян, то куда же подевались сведения о них? Неужели у этих племен не было соседей? Неужели все они были молчаливы и бесписьменны? Глупо предполагать, что сведений не ...
    2397

    "И все б, я пила, все б, я б, ела" - Питейная культура Древней Руси.

    В Древней Руси вплоть до XIV века существовали следующие напитки: живая вода, сытa, березовица , вино, мед, квас, сикера и ол. Грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма условна. Безалкогольными являлись лишь первые два: вода и сытa (смесь воды и меда), да и последняя могла забродить и превратиться в слабоалкогольный напиток. Уже березовица (бере...
    3482

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.I.

    Существуют очень интересные примеры смешения языческих и христи-анских черт в древнерусских апотропеях. «Г(оспод)и, помози рабу Своему Фоме», - такой чисто христианский текст читаем на кабаньем клыке, найденном во Вщиже в слоях уже XII в. Такое соседство поражает, ибо есть данные, согласно которым изначально кабан (свинья) – священное животное индоевропейцев, в том ч...
    1926

    Душа скоморохов. - Гудок - русская скрипка.

    Некоторые писатели уверены, что в скрипке скрыто женское начало. Она или озорная девчонка, или печальная женщина, или трагическая старуха. Народные исполнители считали, что звучание скрипки подобно человеческому голосу. А еще говорят, что столетия назад извлекать из скрипки мелодию удавалось только мужчинам. Сегодня скрипичная игра в деревнях практически исчезла. Сей...
    3069

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Здравствуйте, дорогие друзья!Продолжаю публиковать серию постов, посвящённых восприятию волчьей силы в казачьей среде.Данные Льва Диакона  и «Слова о полку Игореве» не просто подтверждают друг друга, но и показывают, что оборотень, в том числе и лидер-оборотень становится таковым не в силу наказания за совершённые преступления, на что акцентируют внимание древнег...
    2296

    Илья Муромский (Русский) - Европейский след русского эпоса.

    Фольклорные герои далеко не всегда остаются только в рамках одной культуры. Контакты между народами приводят и к тому, что и герои их сказаний, эпических песен, мифов могут перейти межэтнические границы и стать героями народного творчества уже другого народа. Иногда такие переходы оказываются полезными при попытках уточнить хронологию появления фольклор...
    2451

    Обряд принятия волчьей силы.- Инициация.

    Тема оборотничества – одна из тех мистических тем, что обрели особую популярность в последние годы: книги, фильмы, разнообразные байки-страшилки вовсю её муссируют. Возможно, одной из причин популярности является тот факт, что в данном случае байки и легенды имеют под собой вполне реальную, хотя и не буквальную, основу – как в истории, так и в психиатрии (ликантропия)...
    2967

    Фольклор. - Феномен куклы в мировом массовом сознании. Часть II.

    Детской игрушкой кукла стала не так давно, а фигурки, изображающие человека, появились чуть позже, чем сам человек.Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим: с неба лилась вода и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались...
    2687

    Фольклор. - Феномен куклы в мировом массовом сознании. Часть I.

    Кукла — одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Трудно сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад — это подтверждают ...
    2897

    Обряд принятия волчьей силы.- Продолжение. -Индоевропейские корни.

     Согласно легендам, Ромул и Рем, Кир, Заратуштра были выкормлены волчицами. Такие предания восходят к тотемическим мифам. Ведь реальные дети-«маугли» приживаются в человеческом обществе с большим трудом. Волк, особенно часто изображавшийся в искусстве сарматов, видимо, был их тотемом. В нартовском эпосе осетин (потомков сармато-аланов) предком героев-нартов являе...
    5239

    Судьба Русов. - Пасха - Ты ли это?

    Христианский праздник пасхи имеет длинную и сложную историю.Древнееврейский праздник пасхи зародился приблизительно 3500 лет назад, когда евреи занимались скотоводством кочуя со своими стадами по Аравийской пустыне Изначально это был скотоводческий праздник. Так как весна была важным моментом в жизни скотоводов, именно весной происходил массовый приплод...
    12781

    Обряд принятия волчьей силы. - Продолжение. - Психосоматическая защита.

    В мифологии и эпосе индоевропейских народов важное место занимает образ воина-оборотня. Представление о том, что человек может превратиться на время в животное (и сохранить при этом человеческий разум) восходит своими корнями к временам тотемизма.Самые известные животные для подражания являлись кабан, медведь, волк (собака). Вообще, волк являлся визитной карточкой и...
    6042

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Древние источники - саги, летописи, древние песни и сказания - древнейшие рассказы, которые позволяют понять саму душу народа. О Гуннлауге Змеином Языке, о Тормоде Скальде Чернобровной, о Магнусе Добром, коего Ярослав Мудрый в детстве держал у самого сердца своего…«Старшая» и «Младшая Эдды». Сборники рассказов о песен о богах и героях, - великих и коварных, сильных и ...
    13677
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика