Соха, Чепигы - и другие тайны астрономии Русов.

1 3168

Потребности ориентации и определения времени рано выделили астрономию среди других областей научного знания в отдельную отрасль. Среди первых богов человечества -олицетворенные в светилах солнце и луна. На обширной территории, которую впоследствии заняли восточнославянские племена, издавна существовал разработанный культ светил, звезд и, возможно, астрономических явлений, связанный со знанием дневного пути солнца, изменением фаз лунного диска, расположением созвездий на видимом небосклоне. У древних полян, например, существовал специальный календарь, посвященный земледелию. К сожалению, пиктограммы найденного в окрестностях Киева кувшина воспроизводят лишь счет летних дней. Наиболее характерные моменты годичного кругооборота солнца (период солнцестояния) отмечались «колядами», праздником Ивана Купалы.

Астрономия Киевской Руси продолжала развиваться на основании точного знания движения светил и лунных фаз, которые получали определенные названия: первая четверть - новая «перекра» и др.

После принятия христианства византийского образца на Руси пантеон языческих богов был заменен. Тем ни менее, специальная литература, излагавшая сущность нового учения, была понятна лишь священнослужителям, князьям, боярам, редко - дружинникам и торговцам. Неизбежность параллельного существования в течение длительного времени язычества и христианства обусловили противоположные представления об окружающем мире различных слоев населения древнего русского общества. Вместе с тем, даже представители великокняжеской фамилии, являясь сторонниками новой религии в официальной жизни, в быту окружали себя языческой символикой (украшения хоромов, амулеты-обереги, изображения на одежде и посуде и др.)

Идея божественности власти, возникшая на Руси еще до христианства, была воплощена в Солнце, карающем и дарующем жизнь. Заступницей перед ним за весь род людской выступала богиня Земли. Таким образом, христианство на Руси нашло уже взгляды, которые соответствовали его идее, и оставалось только провести формальную замену одних богов на других.

Каждое явление природы «священным писанием» было объяснено раз и навсегда волей и деятельностью бога-творца. Все видимое создано в неизменных формах, все многообразие явлений природы было лишь проявлением активности святого духа. Поэтому проследить развитие идей о сути природных явлений в древней Руси X-XVII вв. можно по практической астрономии, летописям и переводной богословской и отчасти научной литературе, поступавшей из Византии и Западной Европы.

Познания русских в астрономии не ограничивались лишь фиксацией природных явлений. Диакон Новгородского Антониева монастыря Кирик, живший в первой половине XII в., например, в своем учении говорил о високосном и лунном годе, о принципе вычисления пасхалий; знал такие сложные понятия из теории календаря, как «эпакт» (возраст луны в определенный день года), «индикт» (пятнадцатилетний цикл), двадцативосьмилетний «солнечный круг» и др.

Не называя причины солнечных и лунных затмений, например, летописцы давали в совокупности довольно точную картину их (протуберанцы, солнечные пятна, наблюдение звезд, размеры видимого диска, география и время явлений). Правда, счет часов в течение суток, как и в Западной Европе, был приблизителен. Более точная фиксация времени началась с появления в Москве одних из первых в Европе башенных часов (1404), Новгороде (1436) и Пскове (1477). Регулировали их по моментам восхода и захода солнца, заранее вычисленным. Счет же часов от полуночи впервые появился в XVII в. в Новгороде, а окончательно был введен по всей России в 1700 г. Петром I. Эта практическая астрономия дополнялась переводными трактатами.

Переводная литература нашла широкий отклик в Новгороде. Город был политико-административным центром восточных и западных славян и угро-финнов на заре русской государственности, крупнейшим в Северной Европе международным рынком X-XV вв.; являлся членом европейского торгового союза Ганзы в XIII-XV вв., наконец, городом-республикой среди средневековых монархий; а также русским центром культуры и искусства, где родились великие шедевры. Первые вольнодумцы - «еретики», отрицавшие официальную церковь (не признавали церковную иерархию, осуждали алчность и нравственные пороки духовенства), также появились одними из первых в Новгороде. Неудивительно, что в Новгороде, где еще в церковных кругах жива была память о «еретиках» и где церковные официальные лица отличались особенной жестокостью в искоренении всевозможных направлений, находила отзвук не только богословская, но и научная литература. Так, в «Шестодневе» И. Болгарского и «Богословии» И. Дамаскина сообщалось читателю о размерах небесных тел, сферичности неба, знаках зодиака, причинах затмений. По поводу солнечных затмений говорилось, что они бывают лишь спустя определенное количество дней, часов и минут, прошедших с полнолуния. А лунные затмения происходят по истечении известного промежутка времени и за определенное количество знаков зодиака от солнца по прямой линии.

Занятия естественными науками (и астрономией) у новгородских «еретиков» были неизбежны в силу направленности их полемики. Этот кружок, занимаясь в первую очередь борьбой с русской христианской ортодоксией, был организацией, объединявшей людей, стремящихся к знанию. Так, новгородские «еретики» конца XV в. пользовались математическим аппаратом «Шестокрыла» для предсказания времени затмений. Написанный в XIV в. итальянским евреем И. бен Якобом, он попадает в западную Русь, где и был сделан его перевод, а оттуда - в Новгород. Еще в одном переводном трактате - «Космографии» - давалось описание системы сфер, земля признавалась неподвижной, луна - самой малой из всех планет, описывался зодиак и периоды движения по нему планет. Причина лунных затмений объяснялась нахождением между солнцем и луной земли и падением тени ее на луну. В такой же последовательности луна закрывает от нас солнце. По сути, перед нами формула затмений средневековых астрологов-астрономов: лунные затмения происходили тогда, когда проекции луны и солнца на небесную сферу оказывались в противоположных узлах, а солнечные - когда они находились в одних и тех же узлах.

По «священному писанию», находясь на сфере «неподвижных звезд», созданные творцом звезды неподвижны и не могут падать на землю. Вместе с тем в отечественных литературных сводах XIII-XVI вв. отмечалось массовое выпадение метеоритов или «метеоритных дождей». Однако еще и в XVII в. это чисто астрономическое явление пытались объяснить как метеорологическое.

И. Дамаскин различал два вида комет: «звездовидное собрание огня, имеющее впереди лучи», и «огневидное собрание звезд, испускающее вокруг себя лучи». Русские народные представления напоминают идеи Дамаскина: комета - это скопление звезд и падение ее на землю может вызвать пожар. Русское летописание описывает 37 комет, которые считались вестниками великих бед и несчастий, обычными звездами, только с хвостами.

С падением Константинополя в 1453 г. русская церковь стала себя считать центром православия, что вызвало бурный интерес к греческим книгам, и борцом против католического влияния с Запада. В конце XV в., когда вычисленная в Византии до 1492 г. пасхальная таблица кончилась, православная церковь стала ощущать потребность в людях, владевших астрономическими знаниями. Церковная реакция затормозила распространение западной естественнонаучной литературы на Руси в XVI-XVII вв., что не распространялось на высших представителей феодального сословия. Для Алексея Михайловича составлялся гороскоп (о чем известно из челобитной Пересветова), Борис Годунов расспрашивал астрологов о Венере, которую наблюдал перед смертью.

Таким образом, для русской астрономии X- первой половины XVII вв. характерны накопления сведений о природных явлениях, окрашенных языческими и христианскими легендами, и первые попытки их объяснения, нашедшие подтверждение в летописных сводах. В процессе формирования российской государственности переводные трактаты по астрономии получали все большее распространение. Вместе с тем, из-за своего прикладного характера астрономия на Руси, как область, «принадлежащая богу-творцу», была поставлена на долгое время под контроль церкви.

Обычно, когда ищут истоки знаний, то все время заглядывают в глубь веков: греки заимствовали из Египта, египтяне - из Ассиро-Вавилонии, ассирийцы - в Древнем Шумере... И все единодушны в том, что календарь создан где-то далеко на Востоке. Однако в XIX веке начали раздаваться трезвые голоса по поводу того, что в Северном полушарии (в северных странах) очень удобно считать и познавать время, поскольку "нигде так долго не представляется открытым звездное небо и нигде так резко не разграничивается год, как на севере... там само Солнце, по которому главным образом и считалось время во всех странах, надолго скрывается и появляется снова и постоянным ежегодным сокрытием в один и тот же день резко определяет окончание года и его начало. Следовательно, северным народам досталось легко то, что долгим опытом было достигнуто у южных народов, т. е. продолжительность года". Это утверждение принадлежит Олафу Рудбеку, проводившему в XIX веке исследования скандинавских календарных систем и обнаружившему упоминание об употреблении резных дохристианских деревянных календарей еще у Олава Великого [2]. Это показалось Рудбеку естественным, поскольку скандинавы - великолепные мореплаватели и должны были уметь ориентироваться по небесным светилам.

В том же X веке арабский историк и путешественник Масуди в книге "Золотые луга", описывая древнейшие языческие храмы славян, говорил о специальных надстройках в них, сделанных для наблюдения за точками восхождения Солнца. Храмы эти принадлежали, скорее всего, восточным или северо-западным славянам, с которыми широко торговали арабы.

Но на эти факты просто закрывали глаза, и современники отказывались всерьез принимать Рудбека, намекая на его богатую фантазию и слишком большой северный патриотизм. Возражая ему, они настаивали на том, что в южных странах небо видно с меньшими изменениями, чем на севере, и легче наблюдать расположение звезд и их движение. Поэтому именно там создавались практические знания для счисления времени, разрабатывалась теория, то есть собственно астрономия.

Пусть так, но вне зависимости от того, где что легче выяснить, остается еще проблема распространения выработанного знания. Взаимопроникновение знаний происходило по водным и караванным торговым путям, при завоеваниях и обмене посольствами. Но это процесс затяжной, на пути которого лежали не только обширные пространства, но и огромные "камни" в виде различных представлений о мире, разных религиозных взглядов, различия в языке и т. л. Кроме того, надо же существовать, пока знание еще "не доставили". Никто, конечно, не мог ждать, и для своих каждодневных нужд человек составлял собственный набор представлений.

Не только в глубокой древности, но и в XVIII-XIX веках неграмотные крестьяне должны были, например, определять начало сельскохозяйственных работ, а охотники в Сибири, уходя на промысел на долгий срок, брали с собой деревянные резные календари для регламентации своей деятельности. Тот же Рудбек привел свой разговор с крестьянином, приносившим ему дрова, из которого он с удивлением понял, что этот человек обладал обширными практическими знаниями. Простой мужик ясно представлял то, что называется склонением и высотой Луны, и объяснил Рудбеку, как определяют простые люди, сколько дней прошло после новолуния или сколько еще оставалось до него. Все это крестьянин выяснял по "куриным шагам" - так он называл угол, образующийся при разведении большого и указательного пальцев; концами этих пальцев, как циркулем, он отмерял расстояние на горизонте от восхода Луны и этим путем узнавал ее возраст.

Понятие времени и календарные системы формировались независимо в разных географических районах и в разных культурах, прежде всего на основе выделения смены дня и ночи и естественного года, то есть смены сезонов.

При столкновении различных культур происходило объединение календарных систем и, по всей вероятности, заимствование более высоких форм. Но такое заимствование предполагает уже наличие определенных собственных понятий.

Когда же началось формирование сложных временных представлений? Долгое время распознавание знаков зодиака и объединение их в систему приписывались жрецам Вавилона и датировались VII веком до н.э. Сейчас археологи переносят это событие на Передний Восток, где расположены Турция, Иран, Афганистан, Ирак, Пакистан и где начало развиваться земледелие и скотоводство, то есть в места естественного произрастания диких форм тех растений, которые в дальнейшем были превращены в культурные, и пребывания тех животных, которые были одомашнены. Этот процесс перехода к производительному труду произошел между IX - VII тысячелетиями до н.э., и этот интервал стали считать временем изобретения земледельческого календаря.

Сам же резкий скачок от эксплуатации природы к ее рациональному использованию получил название неолитической революции.

Неолит (нео - новый, литое - камень) - наиболее поздняя эпоха так называемого каменного века, в котором различают еще палеолит - наиболее древние времена (не менее 30 тысяч лет тому назад) и мезолит - среднедревнее время. Каменным этот век называется потому, что орудия труда и охоты человек изготовлял из камня и с помощью камня, оббивая края. Постепенно появились и орудия (предметы) из дерева и кости, в неолите человек научился изготавливать глиняную посуду и создал первую общественную структуру-первобытнообщинный строй. Исследователи заключили, что в неолите, когда человек уже создал хозяйственную деятельность, сформировал какие-то, пусть примитивные, общественные отношения, он начал создавать науку и искусство и тогда же появились временные представления и календарь.

Однако постепенно стали накапливаться находки календарей палеолита. Так, например, на территории Украины (пос. Гонцы) был найден клык мамонта, датируемый 15000-10000 годами до н.э., со странными насечками, которые оказалось возможным интерпретировать как лунный календарь, точнее, как отрывок лунного календаря, на котором нанесены изменения фаз Луны за четыре месяца.

В Сибири при раскопках Ачинского поселения, существовавшего примерно 18000 лет тому назад, была обнаружена скульптура из бивня мамонта, для которой оказались характерными: точная модульность размеров и подразделений на отделы по так называемому золотому сечению [3]; определенное расположение лунок орнамента, позволяющее предположить, что в них заключена комплексная лунно-солнечная календарная система. Оценивая эту находку и другие, ей подобные, археолог В.Е. Ларичев предложил термин "палеоастрономия", понимая под ним изучение астрономических записей палеолитического человека.

В палеолите, пускай самом верхнем (т.е. наиболее близком к нам времени палеолита), когда, может быть, еще даже не была сформирована звуковая речь, а "палеолюди" объяснялись знаками, уже возникли календари. Такое утверждение требует очень серьезных доказательств. И эти доказательства привнесли в археологию астрономы, еще в XIX веке пытавшиеся с новой точки зрения взглянуть на древние развалины храмов, а именно с точки зрения их астрономической ориентации.

В позднем палеолите человек имел уже более совершенные временные представления (и очень совершенные строительные навыки, требующие хорошего умения считать). Совершенно ясно, что эти представления появились намного раньше. Человек стремился знать о времени и знал о нем наверняка еще тогда, когда не знал почти ничего, когда еще только становился человеком.

При археологических раскопках на территории России от Черного до Белого моря изредка попадаются каменные плиты или мелкие изделия из кремня с нанесенными углублениями в виде групп, что разрешило некоторым исследователям рассматривать их как карты звездного неба. На медной игле, найденной при раскопках на юго-западе Руси, обнаружено изображение Большой Медведицы. К столь же раннему периоду относятся и солярные (солнечные) знаки, а также керамика, обнаруженная на Украине, в поселке Гонцы.

Таким образом, с древнейших времен человек, населявший территорию России, имел четкое представление о фазах Солнца и Луны и о расположении на небе тех созвездий, которые могут быть использованы для пространственно-временной ориентировки.


Как известно, знания в древности обращались в верования. Не миновало это и славян, верования которых не были однородны на протяжении веков. Наиболее древняя, первоначальная форма их - это почитание всего и вся вокруг себя, как в любом первобытном обществе. Для такого поклонения специальные храмы были не нужны - в Древней Руси мольбища совершались, по-видимому, на открытом воздухе, как это видно, например, из письма архиепископа Макария Новгородского и Псковского Ивану Грозному: "...во многих русских местах до сего времени (1534) обычая держахуся от прародителей... Суть же скверные мольбища их лес и камение, и реки и блата, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды, и озера и просто рещи - всей твари поклоняхуся, ако богу".

Языческий пантеон богов складывался постепенно. Мы расскажем только о тех из них, которые имели отношение к определению каких-то моментов времени.

Одним из первых таких богов был Волос (Велес) - лунный бог. Первоначально Волос-Месяц считался пастухом небесных стад - звезд, затем - покровителем стад на земных пастбищах. Это он помогал вести счет дням, неделям, месяцам и почитался на Руси дольше всех языческих богов, в особенности на Севере. В Ростове Ярославском идол его не был повержен вплоть до XV века.

Волосов-Никольский монастырь Владимирской губернии построен на месте капища Волосу. Волосово капище находилось и в Киеве на Подоле. "Волоса, его же именоваху скотья бога, повеле Владимир в Почану-реку врещи" - так рассказывают Минеи четьи, составленные митрополитом Макарием, о сокрушении в Киеве идола Волоса. Улица на Подоле, ведущая к месту капища, еще долго после того называлась Волосовой.

Поскольку в давние времена скот и деньги были синонимами, Волос постепенно становится покровителем торговли. Кроме того, Волосу придавались и черты бога плодородия, а серп в руке крестьянина идентифицировался с лунным серпом, как об этом сказано в поговорке: "Месяц - новец днем в поле блестит, к ночи на небо слетел". На юге был обычай завивать бороду Волосу перед жатвой: колосья собирали в пучок, не вырывая их с корнем, перегибали и завязывали в узел в знак того, что их не касалась рука жницы. Наконец, Волос имел определенное отношение к потустороннему миру, к подземному царству.

Одним из праздников, связанных с лунным культом, является Масленица, дата начала которой передвигается, следуя за фазами Луны. Блины, имевшие форму лунного диска, вероятно, носили характер ритуального хлеба. Обычай печь блины уже в христианской Руси сопровождался особым ритуалом: приготовление первой опары содержалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних... Опару готовили из снега на дворе, когда взойдет месяц. Здесь стряпухи причитали: "Месяц ты, месяц, золотые твои рожки, выглянь в окошко, подуй на опару".

Таким образом, первым появившимся богом (и последним сверженным) явился лунный бог, обеспечивающий счет времени, которого мы разрешили себе называть богом календарным.

Другим важнейшим календарным богом был Дажбог - бог солнечного света и живительной силы (сын бога неба - Сварога). Но, кроме того, отдельно существовал еще бог Солнца Хорос (Хорс), рассматриваемый как солнечный диск. Иногда его называют Прибогом при Дажбоге.

Солнцу посвящено два праздника - Купала и Коляда, приуроченные по времени к важнейшим астрономическим событиям - солнцестояниям, которые на Руси назывались солнцеворотами. Солнцестояние - момент времени, когда центр Солнца проходит либо через самую северную точку эклиптики (точка летнего солнцестояния- 21 или 22 июня), либо через самую южную ее точку (точка зимнего солнцестояния - 21 или 22 декабря). Склонение Солнца вблизи этих точек меняется очень медленно, и полуденная высота в течение нескольких дней остается почти постоянной.

Купальские дни были связаны с летним солнцестоянием, а Коляда праздновалась во время зимнего поворота Солнца. С принятием христианства, в эпоху так называемого двоеверия, когда новая религия официально уживалась с обрядами и обычаями старого культа, Купальские дни были соотнесены с памятью Иоанна Крестителя, а Коляда - с рождественскими святками. Из множества обрядов, связанных с этими языческими праздниками, обращает на себя внимание обычай добывать новый "живой" огонь под Иванов день, прыгать через костер и катать с гор горящие колеса. Обычай добывания "живого огня" путем трения сохранялся в Самарской губернии вплоть до 1907 года, а купальские обряды (костры) существуют в Европе и теперь. Наиболее старый обряд- скатывание с гор огненных колес, - по-видимому, уже давно забыт. Огонь считался братом Солнца и сыном неба - Сварога или сыном самого Солнца и назывался Сварожичем, а огненное колесо символизировало солнечный диск.

Церковь осуждала языческие обряды. В Стоглаве [4], например, говорится: "...против праздника Иоанна Предтечи, против ночь и во весь день до ночи, мужи и жены, и дети в домах и по улице и, ходя по водам, глумы творят со всякими играми и всякими скоморошествами и песни сатанинские, ночью в роще омываются и, пожар запалив, перескакаху по древнему некоему обычаю". Глумы и игры - это, конечно, хороводы, далее - священное купанье в рощах и "пожар", то есть костер, через который прыгали.

В свое время день зимнего солнцестояния назывался корочюн (укорачивающий дни). Потом Коляду объединили со святками (25.12), а еще позже - с празднованием святого Спиридона (12.12). На колядах жгут костры и катят с гор огненные колеса. Почитание Солнца было важной частью миросозерцания славян, которые различали зимнее Солнце - Сивку и весеннее - Бурку. Отсюда и поговорка: "Бурка идет на горку, а Сивка бежит под горку". На праздники пекли специальные обрядовые фигурки из теста, вышивали солнечные узоры и петухов, олицетворявших Солнце.

Как на Коляду, так и на Купалу были обязательными всевозможные песни, игры и пляски, из которых особенно следует отметить хороводы - движение взявшись за руки по кругу посолонь, то есть по направлению суточного движения Солнца. Само название "хоровод", вероятно, происходит от имени Хорос.

Моменты солнцеворотов древние славяне отсчитывали, по-видимому, очень точно, пользуясь далеко не примитивными приемами, поскольку в уже упоминавшемся Стоглаве говорится: "И в те поры волхвы и чародейки от бесовых научений пособие им творят, кудесы бьют и во аристотелевы врата и в рафли смотрят и по звездам и по планетам глядают и смотрят дней и часов, и теми дьявольскими действы мир прельщают и от бога отлучают".

Славяне строили из дерева, поэтому ни древнейшие капища, ни храмы, которые могли быть и обсерваториями, не сохранились. Лунки от деревянных столбов, расположенные в определенном порядке, обнаруженные в священных местах, могут быть интерпретированы как элементы обсерватории, но доказать это крайне трудно. Кроме того, весьма вероятно, что для наблюдения за небом дальний визир вообще не создавался, а в качестве него использовалась какая-то точка на линии горизонта. Тому есть множество свидетельств в наши дни. Так, например, в дальних аулах Дагестана любой житель селения знает, сколько времени проходит Солнце через седловину той или иной горы, и по моменту поворота Солнца определяет начало зимы.

Вероятность того, что у праславян были специальные деревянные обсерватории, все же велика, поскольку имеется упоминание арабского путешественника X века Масуди о надстройках в храме славян, сделанных для Наблюдения за Солнцем. Кроме того, любая площадка с расставленными идолами могла использоваться для астрономических наблюдений: визирами могли служить соответствующие пары идолов или каждый из идолов мог применяться в качестве ближнего визира, если дальние расположены на окружающих площадку холмах. Подобную культовую площадку нашли на Левобережной Украине. По мнению ученых, которые ее исследовали, это могла быть и обсерватория, поскольку обнаружено два круга, ограниченных кольцевыми канавками; снаружи большого круга имелось три или четыре небольших рва, сориентированных по странам света, снаружи малого круга два рва - с северной и южной сторон. В центрах кругов - ямы, предположительно места установки идолов. Особенность святилища - обилие ямок от многочисленных столбов; некоторые из них исследователи отнесли к системам, задающим определенные направления, таковы столбы внутри малого круга и по концам восточного рва. Безусловно, сориентированными были и центральные объекты двух кругов.

Древнее ритуальное место западных славян - гора Сленжа, ритуальное городище Девин на Дунае, славянское городище-святилище на Девичьей горе на Днепре могли служить древними обсерваториями. (По-видимому, сначала была замечена магическая связь между поведением небесных светил и переменами, происходящими на Земле, затем путем многократных проверок было установлено, когда (по отношению к данному моменту) произойдут те или иные изменения в окружающем мире, - был открыт и наверное, многократно переоткрыт закон причинности. И долгое время человек тешил себя, считая, что своими магическими действиями влияет на природу, как петух Шантеклер из пьесы Ростана, воображавший, что он будит Солнце).

Кроме того, в Англии обнаружена обсерватория, построенная из дерева, - так называемый Вудхендж, расположенный примерно в трех километрах от Стоунхенджа. Существует гипотеза, что Вудхендж (Деревянная ограда) построен раньше Стоунхенджа (Каменная ограда) и как бы является его моделью. К сожалению, аналогия не доказательство, а пристрастность к какой-нибудь идее делает человека слепым и глухим к доводам рассудка. Одно время среди исследователей верований древнего человека было такое повальное увлечение мифами о Солнце, что солнечными символами считали чуть ли не все обнаруженные при раскопках знаки и культовые предметы, пока один остроумный полемист не выпустил книжку, в которой блестящим и неопровержимым образом продемонстрировал все черты, присущие солнечному богу, в знаменитом мифическом герое, называющемся Наполеоном Первым. Этот герой "поднимается в своей славе" с востока (египетская экспедиция Наполеона), окруженный знаками Зодиака (двенадцать маршалов), он озаряет весь мир блеском своих подвигов, затем его побеждает враждебная сила стужи (зимнее Солнце), и исчезает он в волнах океана на западе (заходящее Солнце).

Памятуя об этой поучительной истории, мы не можем настаивать на том, что деревянные обсерватории существовали, и глубоко сожалеем, что дерево, которое шло не только на постройки, но и на изготовление многих предметов, в том числе резных календарей, так недолговечно. Те календарные четы и резы, овеществленные в виде деревянных (обычно четырехгранных) бирок с нарезкой дней, месяцев и праздничных дат и находящиеся в музеях, относятся ко времени не ранее XIV- XVII веков.

Например, деревянный календарь (Паса) XIV века, найденный в пермской земле, представляет собой шестигранную палочку длиною в четыре вершка, утолщенную в середине и разделенную вырезкой на две равные части. Число мелких насечек на гранях палочки - 365. На каждом ребре помещается по 2 месяца, разделенных посередине также вырезкой. Итого на шести ребрах размещены все 12 месяцев. Начало года помечено 1/III. Нанесены, кроме того, церковные праздники. В левой части палочки рисунок стилизованного всадника символизирует Юрьев день (святого Георгия), в правой части треугольник обозначает день Благовещения, следующий за ним знак в виде двух поперечных палочек и одной продольной - день Алексея, человека божьего, и последний знак в виде рогатки - день сорока мучеников.

Древнейшие же календари могли сохраниться, если были изготовлены из более прочного, нежели дерево, материала. Такого рода находки, относящиеся к III- IV векам н.э., были сделаны в земле полян - восточных славян (Киевская и Волынская области и Молдавия). На глиняных кружках-кувшинах и на кубке, имеющем ручки, то есть являющемся ритуальным предметом, нарисованы календари. На одной из кружек нанесены меты, но не на полный год, а только на период сельскохозяйственных работ - с мая по август. Оказалось, что все агротехнические данные этого календаря тесно связаны с Киевской землей и представляют обобщение опыта киевских пахарей, накопленного на протяжении нескольких столетий. Некоторые даты календаря характерны только для восточных славян. Так, например, праздник Рода - 20 июля - у западных славян не отмечался. Таким образом, находка представляет именно местный, а не привезенный невесть откуда календарь, календарь живших и работавших на этой земле людей.

Ритуальные чаши-календари, по-видимому, использовались при праздновании Нового года, того торжественного момента, когда взгляд древнего славянина охватывал все 12 месяцев.

Как считает академик Б.А.Рыбаков, число 12 встречается чаще всего в новогодних обрядах: 12 стариков, которые руководят; 12 снопов, по которым составляют предсказания относительно урожая в начинающемся году; 12 колодцев, по воде из которых предсказывают будущее; 12 дней (6 последних в уходящем году и 6 первых в начале будущего), в течение которых горит священный огонь "бадняк".

Нанесение календаря на кубки и кружки показывает, что он был в обиходе, существовал в каждом доме, хотя и на специальной посуде. Он был нужен в практической деятельности - и вот его лепят в глине, режут по дереву. Резные деревянные календари характерны для русского Севера и Сибири. В деревне на берегу Лены в прошлом веке чиновник, ехавший из Якутска в Иркутск, в избе увидал брусок длиною 3/4 аршина, квадратный, толщиной в вершок, покрытый резьбой. На вопрос, что это такое, хозяйка ответила, что это "святцы наследственные, достались от дедушки. Старик-то, родимый, носил их с собой в ухожья (в даль лесов), когда отправлялся надолго промышлять белку и другого зверя. Они были богомольные, чтобы и в лесу не забывать великого праздника, в который бы не работать".

Календарь наносился на путевые палки, складные дощечки, на все, что под руку попадалось, - на топорища, табакерки, сабли, мечи, скалки, пряслицы, стулья, кольца, браслеты, курительные трубки, молотки, различные рукоятки.

Для резных календарей характерно: горизонтальное расположение двойного ряда знаков, простой счет дней по нарезкам и усовершенствованный по рунам, счет новолуний, символические знаки для праздничных дней.

Если мужчины долгими зимними ночами вырезали календари, то женщины их вышивали - на полотенцах и передниках по кумачу. Полотенца с кругами висели в красном углу. Их берегли и передавали из поколения в поколение, тщательно сохраняя изначальную форму.

Кроме таких предметных календарей существовала богатая устная традиция в виде примет, пословиц и поговорок. В практической жизни русского крестьянина наряду с официальным счетом времени был в ходу народный счет, применяемый в быту и тесно связанный с хозяйственной деятельностью. И эта народная культура отнюдь не представляла собой упрощенный вариант культуры городов. В ней сохранялись остатки прежних верований в то, что род русов находится под покровительством Дажбога (Солнца), Макоши (Земли), Волоса (месяца и бога подземного царства), Лады (семьи). При этом в отличие от большинства религий, где молящиеся стремились задобрить гневного бога, русы не трепетали перед своими богами, ведь вместе с ними они были включены в круговорот Кола, то есть круга Времени (коловращения) божественного года. Как видно из "Слова о полку Игореве", русы называли себя внуками Дажбога, а некоторые, например певец Боян, - внуками Велесовыми, который считался дедом не только певцов, музыкантов и сказителей, но и врачевателей, а также волхвов, чародеев, кудесников. А если так, то и Сварог - бог неба, то есть отец Дажбога и Велеса, - им не чужой.

Боги оказываются дедами и прадедами, щурами и пращурами русов и приходят своим внукам на помощь. Эту помощь и просят, говоря "чур меня", то есть "защити, пращур, меня". Но это не та помощь, которую со страхом просили греки и римляне у своих грозных богов, в родстве с коими состояли только - некоторые избранные владыки и герои (Геракл сын Зевса, Эней - сын Афродиты и т. д.). В чисто человеческие взаимоотношения боги русов не вмешивались. От них просили солнца и дождя, снежной зимы и дружкой весны - условий, в которых русы добывали все необходимое для жизни.

Календарные моленья помогали точно отсчитывать время работ. А об остальных своих делах русы сами проявляли заботу по поговорке: "На бога надейся, да сам не плошай".


Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Шчо вы к нам прысталы?!

- Какие мы вам братьтя, хто вам это сказал?! Мы сами по себе! А вы лизеты й лизэтэ. Вы понимаете, шо мы не хотымо з вамы жыты?! Мы хотим отдильно, без вас, сами по себе!- Понимаем. И по...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Сегодня 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Обсудить
  • Великолепная статья, благодарствую iii А по славянским названиям небесным светил есть информация?