• РЕГИСТРАЦИЯ

Появление писаного права в Древней Руси и княжеская власть

Судьба Русов
"Чё ле делай, даром не живи!"
4 июля 12:35 1 1329

Данные проблемы решались в том числе и путём создания и перера-ботки писаных сборников права. В.О. Ключевский, однако, считал византийским влиянием саму идею «законодательной обязанности» княжеской власти. Аналогичные воззрения мы видим также у М.К. Любавского . На первый взгляд, они правы, ибо правотворчество Ольги и Владимира Святого, вопреки известному в науке мнению, как писал И.Я. Фроянов, в определённой степени продолжая мысль С.В. Юшкова, «не шло дальше выработки отдельных казусов, дополнявших обычное право» - примерно, как в древнем Поморье времён Оттона Бамбергского . Подобное неудивительно, ибо это былаэпоха жёсткого господства традиций и локальных мирков, которые и сами могли справляться с нарушением общепринятых норм, как мы видим то в Древней Скандинавии . Здесь, в частности, в Норвегии, чтобы заложить основы своего, королевского законодательства, правители, вплоть до Магнуса Исправителя Законов, идут через насаждение церковных законов, ибо само христианство в этой стране насаждается конунгами .

Существует, правда, мнение, что аналогичной ситуация была не во всех архаичных государствах. В Хазарии, по мысли Т.М. Калининой, судил именно царь, а не закон. Оставляя этот каганат в стороне, отметим, что, по крайней мере, в индоевропейской и в иной, нехазарской тюркской среде 'судья' – это, скорее, 'толкователь (права)'.Потому, как писал В.И. Абаев, значения «'судья' и 'переводчик' представляются одинаково древними» для слова тархан, изначально скифского, которое имеет санскритские, хеттские, славянские и фракийские (в последнем случае – в личных именах) параллели. В тюркской же среде вследствие важности общественных функций подобного лица произошёл сдвиг семантики в сторону 'свободное от налогов, привилегированное лицо' > 'господин', 'эмир', 'князь' и т.п. Данное слово могло быть и именем собственным . Иное мы видим в тех «варварских» государствах и «варварских» системах права, где существовало серьёзное влияние императорского Рима – пусть даже тогда, когда Римская империя давно уже стала прошлым. «В VII веке утвердился взгляд, что король – творец права, - пишет С.Н. Медведев о вестготской Испании. – Ещё ранее, в Бревиарии Алариха II было включено положение римского юриста Павла о том, что император – создатель законов» . Но и прерогатива толкования права чрезвычайно важна в любом обществе, живущем на традициях. В таком случае, по словам А.Я. Гуревича, относящимся к «варварским» королевствам, «с записью обычаев делалось невозможным их дальнейшее интерпретирование знатоками права из народа – «законоговорителями», «лагманами»; отныне начиналось «от-чуждение» обычного права от народа, его породившего» .

Продолжая в данном случае мысль И.Я. Фроянова, отметим также следующее. Необходимо отрешиться от взгляда современного человека на создание письменных сборников права. Обычно считается, что это свидетельствует о чём-то положительном. Напротив, перед нами симптом серьёзнейшего сбоя и в области правоприменения, и в области осмысления права вообще, отражение мучительной перестройки общественных отношений и связей, тогда как ранее неписаное обычное право (точнее говоря, мононормы) вполне удовлетворяло потребностям общества .

Специально отметим, что даже уравнение статуса русина, т.е. жителя «Русской земли» в узком смысле, словенина, жителя складывавшейся в то время Новгородской земли, дружинника новгородского князя – гридина, купца, ябедника, мечника и изгоя в ст. 1 Краткой Правды (КП) , по нашему мнению, воспринималось тогда как более чем смелая инновация, соответ-ствующая новым реалиям очередного, хотя и не прочного, объединения ги-гантских пространств Восточной Европы в относительно единое государ-ственное образование, даже если принять мнение, согласно которому перед нами – своего рода благодарность князя Ярослава Владимировича за воен-ную помощь . Проблема порой состояла не в том, что сталкивались не интересы лиц или даже групп – традиционные нормы, как нам кажется, иногда могли решить данные противоречия (вспомним полюдья, пиры и дары, князя как отдельного фактора социального мира и социальногоже арбитра), - а несколько традиций. А.А. Горский, в частности, обратил внимание на тот факт, что древние книжники, повествовавшие о кровавых событиях 1015 г. в Новгороде, «не осуждали действия ни горожан, ни Ярослава; можно было, казалось бы, хотя бы умолчать о лицемерных словах князя при приглашении новгородских мужей с целью их убийства». Однако, по резонному предположению учёного, «из рассказа о совершенном Ярославом вытекало понятное читателям без лишних пояснений оправдание: князь мстил тем, кто совершил вероломное убийство варяжских дружинников, - людей, доверившихся ему, находившихся под его правовой защитой. Убийство же новгородцами варя-гов оправдывалось местью за чинившиеся ими бесчинства» . Именно для разрешения или же смягчения конфликта не столько между людьми или со-циальными группами, сколько между традициями, - по крайней мере, если судить с точки зрения человека того времени, - и было создано, в первую очередь, писаное право, по сути своих норм выходившее за рамки неписаных мононорм. Подобное имеет не только явные и несомненные отличия, но и параллели с ситуацией в «варварских» королевствах Западной Европы во времена раннего Средневековья. Так, по словам А.Я. Гуревича, «в крайней суровости и разорительности штрафов и возмещений, характерных для всех записей народного права, по-видимому, можно усмотреть тенденцию подавить своеволие, от кого бы оно ни исходило, восстановить нарушенное равновесие между обществом и личностью, заявляющей о себе преступлениями и неуважением старинного права». Подобное следует оценивать, конечно, как стихийную тенденцию , а не сознательное дело.

Создание же единого для всей страны - огромной и полиэтничной - судебника – Русской Правды – при всей ограниченности затрагиваемых в ней в началеXI в. вопросов поразительно, если посмотреть на неё не со стороны современного юриста, а с точки зрения человека того времени. Так, первое общенорвежское законодательство было составлено конунгом Магнусом Хаконарсоном только в 1270-е гг., хотя этнически Норвегия была относительно однородна, а по территории и населению вообще совершенно несопоставима с Древней Русью. Что же касается Швеции, то здесь первый из областных судебников (Старший Вестгёталанд) был записан лишь в 1220-х гг., а первое общешведское законодательство, впрочем, не до конца вытеснившее местные судебники (!), было создано лишь около 1347 г. конунгом Магнусом Эрикссоном . Иными словами, нам необходимо объяснить не те черты княжеского управления и судопроизводства, которые кажутся нам архаичными (вспомним, к примеру, что и гораздо позже свод (извод) на Руси не идёт в чужую землю, о чём нам сообщает ст. 39 Пространной Правды (ПП) ), а, напротив, успехи государственно-правового строительства уже к XI в.

Рассматривая историю восточных славян в VI-X вв., следует удивляться не тому, почему киевские правители не смогли к концу вышеуказанного периода достичь прочных успехов. Скорее, напротив, определённого удивления достойны достижения восточных славян, балтов и финно-угров в государственно-правовом строительстве, охватившем колоссальные территории, не сопоставимые ни с одной из европейских стран, исключая Византию. Подчеркнём, что сравнение Руси со странами Скандинавии и Славянского Мира эпохи раннего Средневековья порой некорректны: каждая из них может быть сопоставлена с какой-либо одной землёй древнерусского государства, но не со всей Русью.


"Чё ле делай, даром не живи!"

Он сделал великий и страшный выбор

Ведь мог же всё сделать по-другому? Конечно мог. Мог договориться на счет себя и ближнего круга — всё бы дали, на многое закрыли бы глаза и СМИ. Сейчас никто бы не пел лалала. Не было бы...

«Предательство – души незаживающий ожог». Как «украинская многовекторность» завела страну в тупик

На Украине опять истерика. Макрон не просто собрался плодотворно сотрудничать с Россией в создании единой Европы от Лиссабона до Владивостока, но и написал это на своей странице в Faceb...

Спящие проснулись, атака на Путина - 3

Это моя старая, несколько дополненная и изменённая статья. Не думал что придётся опять её ставить, но сейчас Путина обвиняют даже в том что в 90 х годах XX века Россия потеряла 10 милли...

Загрузка...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ И ПРИНЕСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

    В «Повести временных лет» (ПВЛ) по Лаврентьевскому списку под 983 г. читаем: «Идее Володимеръ на Ятвяги, и победи Явтяги, и взя землю их, и иде Киеву, и творяше потребу кумиром с людми своими. И реша старци и бояре: «Мечемъ жребии на отрока и девицю, на негоже падеть, того зарежемъ богомъ». Аналогичный текст мы видим и в других древнейших летописях – Ипатьевской, Радз...
    1745

    Национальное сознание и самосознание России на историческом фоне.

    В мировой исторической науке немало написано о крайнем своеобразии русской цивилизации. Русь считают догоняющей, специфической европейской, азиатской, крестьянской, иррациональной, самой деспотичной, самой анархичной… Существует и множество других определений и осмыслений, предложенных историками, философами истории, культурологами. Сквозь туман предубеждений и идеоло...
    1860

    Ритуальные бесчинства - Анти-миры русского мира.

    Обрядовое ряженье встречается у многих народов. Оно известно в нескольких формах, каждая из которых так или иначе сопряжена с мотивом страшного мира. Одну из них (она характерна и для русской традиции) отличает связь с двумя особыми сторонами обрядовой культуры — игровой и смеховой.Ряженье - это всегда внешнее преображение. Меняя свой облик («облик человеческий премен...
    5049

    Соха, Чепигы - и другие тайны астрономии Русов.

    Потребности ориентации и определения времени рано выделили астрономию среди других областей научного знания в отдельную отрасль. Среди первых богов человечества -олицетворенные в светилах солнце и луна. На обширной территории, которую впоследствии заняли восточнославянские племена, издавна существовал разработанный культ светил, звезд и, возможно, астрономических явле...
    1549

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.III.

    Рассматривая же сюжет о «невесте из бани», которая воспитывалась ба-енником до брачного возраста, легко понять, что до крещения и венчания, об-ретения женского головного убора – повойника и введения её в избу, что тож-дественно обретению соответствующего общественного статуса, это существо не имело никакого вида (облика), что тождественно, в свою очередь, отсут-ствию ...
    2162

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.II.

    Восточным славянам были присущи обычные для архаических обществ и культур явления «перенесения» свойств одних предметов и явлений на другие, между которыми мыслилась, таким образом, своего рода связь. Так, для борьбы с вредоносным колдовством можно было нанести ведьме увечье, «заткнув в щелях хлева крапиву, нож или косу». Её также можно было уничтожить, если чучело ко...
    1927

    Славяно-Русы в VII веке, о чем умалчивает классическая наука.

    История Руси полна загадок и тайн, сегодня хотелось бы заострить внимание на одном, пожалуй в самом простом вопросе, если до образования Древней Руси, были известны племена вятичей, древлян, дреговичей, полян, то куда же подевались сведения о них? Неужели у этих племен не было соседей? Неужели все они были молчаливы и бесписьменны? Глупо предполагать, что сведений не ...
    1933

    "И все б, я пила, все б, я б, ела" - Питейная культура Древней Руси.

    В Древней Руси вплоть до XIV века существовали следующие напитки: живая вода, сытa, березовица , вино, мед, квас, сикера и ол. Грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма условна. Безалкогольными являлись лишь первые два: вода и сытa (смесь воды и меда), да и последняя могла забродить и превратиться в слабоалкогольный напиток. Уже березовица (бере...
    2898

    Архаическое сознание и медицина. - Ч.I.

    Существуют очень интересные примеры смешения языческих и христи-анских черт в древнерусских апотропеях. «Г(оспод)и, помози рабу Своему Фоме», - такой чисто христианский текст читаем на кабаньем клыке, найденном во Вщиже в слоях уже XII в. Такое соседство поражает, ибо есть данные, согласно которым изначально кабан (свинья) – священное животное индоевропейцев, в том ч...
    1560

    Душа скоморохов. - Гудок - русская скрипка.

    Некоторые писатели уверены, что в скрипке скрыто женское начало. Она или озорная девчонка, или печальная женщина, или трагическая старуха. Народные исполнители считали, что звучание скрипки подобно человеческому голосу. А еще говорят, что столетия назад извлекать из скрипки мелодию удавалось только мужчинам. Сегодня скрипичная игра в деревнях практически исчезла. Сей...
    2628

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Здравствуйте, дорогие друзья!Продолжаю публиковать серию постов, посвящённых восприятию волчьей силы в казачьей среде.Данные Льва Диакона  и «Слова о полку Игореве» не просто подтверждают друг друга, но и показывают, что оборотень, в том числе и лидер-оборотень становится таковым не в силу наказания за совершённые преступления, на что акцентируют внимание древнег...
    1880

    Илья Муромский (Русский) - Европейский след русского эпоса.

    Фольклорные герои далеко не всегда остаются только в рамках одной культуры. Контакты между народами приводят и к тому, что и герои их сказаний, эпических песен, мифов могут перейти межэтнические границы и стать героями народного творчества уже другого народа. Иногда такие переходы оказываются полезными при попытках уточнить хронологию появления фольклор...
    1948

    Обряд принятия волчьей силы.- Инициация.

    Тема оборотничества – одна из тех мистических тем, что обрели особую популярность в последние годы: книги, фильмы, разнообразные байки-страшилки вовсю её муссируют. Возможно, одной из причин популярности является тот факт, что в данном случае байки и легенды имеют под собой вполне реальную, хотя и не буквальную, основу – как в истории, так и в психиатрии (ликантропия)...
    2430

    Фольклор. - Феномен куклы в мировом массовом сознании. Часть II.

    Детской игрушкой кукла стала не так давно, а фигурки, изображающие человека, появились чуть позже, чем сам человек.Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим: с неба лилась вода и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались...
    2218

    Фольклор. - Феномен куклы в мировом массовом сознании. Часть I.

    Кукла — одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Трудно сказать точно, но кукла как детская игрушка появилась у славян около 1000 лет назад — это подтверждают ...
    2347

    Обряд принятия волчьей силы.- Продолжение. -Индоевропейские корни.

     Согласно легендам, Ромул и Рем, Кир, Заратуштра были выкормлены волчицами. Такие предания восходят к тотемическим мифам. Ведь реальные дети-«маугли» приживаются в человеческом обществе с большим трудом. Волк, особенно часто изображавшийся в искусстве сарматов, видимо, был их тотемом. В нартовском эпосе осетин (потомков сармато-аланов) предком героев-нартов являе...
    4473

    Судьба Русов. - Пасха - Ты ли это?

    Христианский праздник пасхи имеет длинную и сложную историю.Древнееврейский праздник пасхи зародился приблизительно 3500 лет назад, когда евреи занимались скотоводством кочуя со своими стадами по Аравийской пустыне Изначально это был скотоводческий праздник. Так как весна была важным моментом в жизни скотоводов, именно весной происходил массовый приплод...
    12039

    Обряд принятия волчьей силы. - Продолжение. - Психосоматическая защита.

    В мифологии и эпосе индоевропейских народов важное место занимает образ воина-оборотня. Представление о том, что человек может превратиться на время в животное (и сохранить при этом человеческий разум) восходит своими корнями к временам тотемизма.Самые известные животные для подражания являлись кабан, медведь, волк (собака). Вообще, волк являлся визитной карточкой и...
    5395

    Обретение утраченного. Обряд принятия волчьей силы.

    Древние источники - саги, летописи, древние песни и сказания - древнейшие рассказы, которые позволяют понять саму душу народа. О Гуннлауге Змеином Языке, о Тормоде Скальде Чернобровной, о Магнусе Добром, коего Ярослав Мудрый в детстве держал у самого сердца своего…«Старшая» и «Младшая Эдды». Сборники рассказов о песен о богах и героях, - великих и коварных, сильных и ...
    12806

    Фольклор. - Игра народная - от Египетских пирамид к Донским Казакам.

    Интерес людей к своим «корням», особенностям той культуры, в которой они живут и развиваются, вполне закономерен. А одним из источников этих «корней» являются народные игры, в которых, по словам ряда специалистов, зашифрованы важнейшие послания предков, позволяющие человеку лучше понять самого себя и других, сориентироваться в происходящем и осмыслить то, как можно ре...
    6362
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика