Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Облик Сармат Южного Урала. Доспехи сарматского времени и их эффективность.

4 2430

Скифы и Сарматы - предки русского народа. Многие культурные и боевые традиции берут начало с тех времен...

Среди степных просторов Южного Урала можно увидеть молчаливых свидетелей прошлого – курганы кочевников. Археологическое изучение скрытых под ними погребений проливает свет на историю народов древности – их рождение и гибель, хозяйство и быт населения, обычаи и религиозные представления.

Особое место среди многообразия археологических древностей Южного Урала занимают курганные могильники с фигурными насыпями – наследие краткого, но яркого периода в истории евразийских номадов – II-III вв. н.э. Кому они принадлежали? Последним сарматам? Первым гуннам? Откуда они появились и почему так внезапно исчезли? Как выглядели люди, оставившие их, и на каких языках они говорили? Были ли они мирными пастухами или воинственными всадниками? В каких богов они верили?

Люди, погребенные в курганах могильника Мандесарка 6, жили и умерли в IIIв. н.э., во время, называемое археологами эпохой ранних кочевников степного пояса Евразии.
                                      Облик человека из Аркаима

Череп обладает выраженным европеоидным краниологическим комплексом, что выражается в сильной горизонтальной профилировке лицевого скелета на орбитальном и среднем уровнях, значительно выступающем носе. Выполненная реконструкция демонстрирует распространенный среди позднего сарматского населения морфотип, который характеризуется комплексом признаков, сочетающим длинную черепную коробку, лицо крупных размеров с резкой горизонтальной профилировкой, и с сильно выступающим носом к линии профиля.

Примечательно, что исследование произвольно выбранных курганов подтвердило уже известную ученым картину кочевого объединения Урало-Поволжских степей II-IV вв. Погребений мужчин в позднесарматском обществе в 2 раза больше чем женщин. Крайне мало детских захоронений, а среди мужчин много переживших солидный для того времени рубеж в 40 лет .

Мужчинам присущ высокий уровень травматизма – более половины известных скелетов имеют переломы нижних конечностей, ключиц, носовых костей, зафиксированы поражения нанесенные оружием – колотые и рубленые раны, зачастую приведшие к летальному исходу.

Это, в совокупности с воинскими принадлежностями, характеризует их как агрессивную группу профессиональных воинов. (*Прим. Доказана принадлежность короля Артура и его рыцарей к Сарматам. Римская империя часто нанимала сарматскую конницу себе на службу)

В среде сарматских племен «мода» на деформированные черепа распространяется в позднесарматское время, около 70-80% населения имели деформированные черепа. Кочевники заимствовали этот обычай у народов Средней и Центральной Азии, где деформации были массово распространены еще с рубежа эр. По мере расселения кочевников в период Великого Переселения народов на запад, традиция с ее носителями приходит в Европу, о чем говорят находки искусственно деформированных черепов в Болгарии, Чехии, Германии. ( Макурова Мария Раильевна, Шиманский Евгений Олегович , Макуров Юрий Сергеевич КОЧЕВНИКИ: ОЖИВШИЕ ОБРАЗЫ» )

Идентичность культуры саков и сарматов. Доказательства.

«Все вместе они называются сколоты … Скифами же их назвали греки», — писал Геродот [Геродот, IV,6; См. также Дьяконов, 1956,с.242-245].

Свойственный скифам тип вооружения и конского убора, характерная скифская одежда, «звериный стиль» в искусстве засвидетельствованы археологическими раскопками на пространстве от Хуанхэ до Дуная, что и стало основанием для общего названия той культурной общности, которая сложилась в степях не позднее IX-VIII вв. до н.э. и просуществовала по крайней мере до III в. до н.э.

Геродот, чья «История» была завершена между 430-424 гг. до н.э., утверждает: «персы всех скифов называют саками» [Геродот, VII,64].

Важную роль в решении проблемы происхождения скифов сыграло открытие кургана Аржан в Туве (IX–VIII вв. до н. э.). Представляется, что на данный момент, с учетом всей имеющейся сейчас информации, центральноазиатская гипотеза ,а скорее, южносибирская.

О происхождении и прародине скифов.

Действительно, не только среднеазиатских, но и причерноморских кочевников, тех самых, кого греки именуют скифами, царь Дарий в надписи из Накши Рустама называет сака парадрайа, т.е. «заморскими саками».

Геродот упоминает саков-ортокорибантиев, т.е. БУКВАЛЬНО , или вернее, с волосами только справа" и сако-амюргиев (так же, у нескольких авторов, «саки царя Аморга/Омарга», которых достаточно уверенно отождествляют с саками-тиграхауда и саками-хаумаварга персов). Неоднократно упомянуты и дахи (даи). Все остальные этнонимы сакских племен, названные в античных источниках, отсутствуют в ахеменидских надписях.

Орто- в переводе с эллинского означает «правильный», («право-», ). как видно, именно СПРАВА, судя по изображениям был клок волос на голове. Отсюда слово Ортодокс ( с греческого)- Право-верный. По мнению некоторых ученых, «… часть саков — „ортокорибантии“ конца VI — начала V вв. до н. э. — остались жить в пределах Мидийского царства», а собственно «Сакасена» «… расположена к югу от среднего течения р. Кура, примерно в районе современного Гянджи». Археологические памятники скифов в Сакасене датированы VI—IV вв. до н. э.

                         Стелла Боспорског царства, Таллос.

Как видно, изображение идентично по композиции нижнему изображению с ковра саков. Стела датирована I в.н.э. Боспор, царство Савроматов -Тибериев -Юлиев.

Пызырвыкский ковер,войлок. Изображение идентично по композиции стеле сверху.

Захоронение Пызырыкского кургана датировано 5 в до н.э. Образец культуры саков.

Среди многочисленных погребений сарматского времени, открытых в Прикубанье, особый интерес представляет серия явно неординарных комплексов, в сопроводительный инвентарь которых входят металлические изделия в виде мирового дерева. В литературе их называют «светильниками, жезлами, треножниками, канделябрами».

Слово «жезл» наиболее подходит как определение для этой категории вещей, хотя, вне всяких сомнений, они служили не столько символом определенной власти, сколько культовым атрибутом. ((Шевченко Н.Ф. «Сарматские жрицы», или еще раз к вопросу о материнском роде у сарматов «Вестник древней истории». 2006, No 1, стр. 141-154.)

Но данный предмет напоминает и Урдхва-Пундру, и тамгу на монетах рескупоридов, и тамгу сарматов. То есть данные предметы тождественны, и несут вне всякого сомнения религиозный смысл.

У жрицы,или богини,изображенной на ковре из Пызырыкского кургана имеется жезл, идентичный по форме сарматским жезлам жриц. Очевидно,данные жезлы у саков изготовляли еще из дерева, а не из бронзы или железа. как сарматов.

Изображение тамги из Боспора, копирует изображение жезла или треножника сарматов.

монета эфталитов. тамга-урдхва-пундра. Копируеттреножники и жезлы сарматских жриц.

Как видно по монете гуннов-эфталитов, косица с ПРАВОЙ стороны головы и другая обритая часть.

Внешность Святослава Игоревича Лев Диакон описывает подобным образом- обритая голова и клок волос.

С подобной прической найдена мумия сака ортокорибантия из Пызырыкского кургана, (в начале текста фото)

Обычай деформации черепов, также встречается еще в захоронениях саков, и распостранен в Средней Азии начиная с середины I тыс. до н.э. Древнейшие же циркулярно-деформированные черепа СССР относятся ко II тысячелетию до н. э. и находки их ограничены областью южнорусских степей.(относятся к распостранению катакомбной культуры)

Таким образом, сарматы являются непосредственными продолжателями культуры саков, и близки им антропологически, да и название саки-сайи является предтечей наименованя сармат ( от сар-цайи-сайи)

Отсюда

Доспехи сарматского времени и их эффективность.

Насколько хороши были доспехи, применяемые сарматами и эллинами на боспоре в плане защиты? В этом отношении крайне интересны эксперименты с древними доспехами проведенными в баллистической лаборатории армии США.

Оказалось,что наличие длинного доспеха и шлема уменьшает возможность поражения стрелами более чем вдвое, причем панцырь из железных пластин, где один их рад накладывался на другой, стрела никогда не проникала даже до кожаной основы доспеха.

С кольчугой все оказалось не так просто. Она явно не всегда оберегала владельца от стрел. Известен случай, когда в качестве мишени использовали манекен,облаченный в кольчугу XVI века сплетенную из колец закаленной дамасской стали.Стрела, выпущенная из лука на расстоянии 75м. пробила кольчугу, и вонзилась в глубину на 20 см. Так что эффективность кольчуги не следует преувеличивать. Поэтому вероятно, кольчуга использовалась вместе с войлочными покрытиями, упоминаемыми Маврикием.

Доспехи же Боспора, судя по изображениям и находкам, представлены несколькими основными видами- ламеллярный, чешуйчатый, кольчужный и традиционный эллинский торакс, доспехи эллинистического типа.

Ламеллярный доспех, как самый древний,представлен находками пластин 8х12 см,находимыми в Поволжье и изображениями в склепах. Они соединялись между собой ремешками. Обычно это длинные доспехи, доходящие до щиколоток.

Чешуйчатый доспех состоял из пластин,нашивавшихся на кожанную основу. Пластины имели длину 2.5-5 см и имели несколько отверстий для закрепления на кожаную основу. Изображен на фресках склепа обнаруженного в 1872г. Судя по изображения, доспехи доходили до колен, и имели рукава до локтя.

Кольчуге, благодаря способу изготовления, имеются в доступном для реконструкции виде. Это находки у хутора Городского на Кубани, где найдено несколько сарматских длинных кольчуг, длиной почти до щиколотки.

Так что доспехи, употребляемые сарматами были весьма разнообразы и эффективны.

Источники:

Виноградов Горончаровский Военная история и военное дело Боспора Киммерийского VIв.до н.э.- IIIв.н.э. с.202

Отсюда

PS: Когда Рим начал вторжение в земли скифов, на помощь скифам пришла тяжелая сарматская конница... В последствии Рим не раз нанимал ее для охраны своих границ.


Израиль против всех, все против Израиля

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский отчитался в телеграм-канале: «Совет Безопасности ООН проголосовал по членству Палестины в ООН: 12 — за; 2 — воздержались (Велико...

Обсудить
  • Во многом не могу согласиться с Автором, но Вам стоило бы посоветоваться и с первооткрывателем Аркаима проф. ЧелГУ Геннадием Борисовичем Здановичем, он эту тему прошарил неподеццки... :pray:
  • :thumbsup:
  • :exclamation:
  • (*Прим. Доказана принадлежность короля Артура и его рыцарей к Сарматам." Аланы-осетины тоже их потомки, сегодня в англии для изучения письмености времен короля Артура изучают современный осетинский, а круглый стол - тоже тема осетинская