Запрещённая трагедия"Вадим Новгородский" о свободной Руси.

2 897

                                          Княжнин Яков Борисович

Трагедия «Вадим Новгородский», написанная Яковом Борисовичем Княжниным в 1793 году, наделала в своё время много шума и даже удостоилась преследования. Спустя 10 дней после её выхода в свет, она обратила на себя внимание Императрицы Екатерины и была конфискована. Раскупленные экземпляры собраны и сожжены. И произошло это уже после смерти автора.

Сенатский указ о сожжении книги

«Оную книгу, яко наполненную дерзкими и зловредными против законной самодержавной власти выражениями, а потому в обществе Российской Империи нетерпимую – сжечь в здешнем столичном городе публично...»

Утаивание книги наказывалось законом. И всё-таки сохранились редкие экземпляры. В 1871 году трагедия, как и указ о её сожжении, были напечатаны в журнале «Русская старина».

Предполагалось, что время появления данной трагедии было не совсем подходящим. Самый разгар французской революции, когда в России в любых словах и поступках видели заговор против власти.

Но в пьесе как раз и нет ничего вредного и порочащего устои. Наоборот, восхваление монархического режима, где Рюрик представлен благодушным властителем. Он обладает всеми возможными добродетелями и является спасителем Новгорода от необузданностей свободой, междоусобей и самоуправств.

Многие критики уже в наше время анализируя пьесу, приходят к выводу, что Екатерина усмотрела в трагедии скрытое осуждение самодержавия. И это несмотря на то, что судьба Вадима драматична, он побеждён и народ не на его стороне. Но всё же Вадим до конца твёрд в своих убеждениях и неприятии самой идеи единовластия.

В финале он закалывается, проявляя непоколебимость духа и идейную непреклонность. Таким образом, казалось бы, политическая победа оказывается на стороне Рюрика, а моральная — на стороне Вадима.

Но есть в трагедии и другии моменты, которые, возможно, и сыграли свою решающую роль.

Храм Перуна

Достаточно прочесть только первое действие и перед взором возникает совсем другой Новгород, не тот, который позже стали описывать историки.

«Уже Вадим, свершив со славою войну,

Приходит наконец в отеческу страну;

Но свой возврат почто от всех граждан скрывает

И только лишь двоих зреть нас удостояет?

Почто назначил он свиданья с нами час,

Доколь не осветит луч солнца наших глаз,

На самой площади, нам прежде столь священной,

Новградский где народ, свободой возвышенный,

Подвластен только быв законам и богам,

Уставы подавал полнощным всем странам»

Конечно же, речь идёт о знаменитом Новгородском собрании – вече. Истинное народовластие было только в Северной России. Выбор места и строительство городов осуществлялось народом, в отличие от Московской земли, где этим занимались князья.

                                              Новгородское вече

Императрица, разумеется, знала и опасалась возрождения духа свободы.

Или ещё цитата:

Друзья! в отечестве ль моем я вижу вас?

Уже заря верхи тех башен освещает,

Которые Новград до облак возвышает.

Се зрим Перунов храм, где гром его молчит,

В недействии Перун, злодейства видя, спит!

И се те славные, священные чертоги,

Вельможи наши где велики, будто боги,

Но ровны завсегда и меньшим из граждан,

Ограды твердые свободы здешних стран,

Народа именем, который почитали,

Трепещущим царям законы подавали.

О Новград! что ты был и что ты стал теперь?

Конечно же, все кто обладает мало-мальским воображением, переносится в Великий Новгород, в котором башни доходят до небес. А Храм Перунов, возвышающийся над городом, напоминает о том «язычестве», которое всё ещё не искоренено...

Символичны также и имена: Рурик, а не Рюрик. Что явно подтвержает русскость князя. Тем более, в пьесе и не скрывается, что он внук Гостомысла. Рамида – дочь Вадима. Имя, похожее на слово «пирамида», но оно русское, как видим. Наперстница Рамиды – Селена. Снова, якобы греческое имя, оказывается русским. А имена Вигор, Пренесть, Извед – говорят сами за себя.

Немудрено, что картина прошлого, обрисованная Княжниным в своей пьесе, воскрешала в памяти людей совсем иную жизнь. И весь последующий драматический сюжет пьесы возрождал боль утраченного. Конечно, это было недопустимо и судьба трагедии оказалась такой же трагичной, как и Вадима, а вместе с ним и Новгорода...

Источник

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • "речь идёт о знаменитом Новгородском собрании – вече. Истинное народовластие было только в Северной России." Автор не в курсе. Собрания типа вече были у всех славян да и у германцев. Да и вообще это популярная форма самоуправления времен родоплеменного строя. На северной Руси эта форма сохранилась как архаичная и сохраняла большей частью номинальный характер — а) участвовать в вече могли не только лишь все, б) большую часть могущих участвовать в вече контролировали серьезные дядьки с бородами и деньгами. Так что это было не более народное "вече", чем любой парламент любой буржуазной страны. P. S. Забыл написать. Эта форма в норме изживает себя и уходит при появлении классового общества. В Новгороде и Пскове — это, повторю, архаичная форма. С новым содержанием, к народовластию не имевшему никакого отношения.
  • :thumbsup: