Гунны. Их связь с формированием Руси.

3 643

Гунны сыграли большую роль в истории Европы.

Вождь гуннов Аттила навевал ужас на многочисленных завоеванных противников. Ссылаясь на Гумилева, их выводят с территории Китая, где, якобы, они были известны под именем хунну, или сюнну. Но Гумилев только размышлял на эту тему. И так ли это? И где в антропологии современных европеоидов Европы неизбежные следы их китайских или тюркских предков? Или в Голландии, где, по мнению некоторых исследователей, гунны осели под именем фризы? Таковых нет. Кстати, сами китайцы название народа хунну не приемлют, потому, что у них и иероглифа такого нет.

Российский исследователь 19-го века А. Вельтман писал:

«Bcе эти Hunni, явясь на сцену неестественными существами, призраками, испортили все Готское дело: развязали руки Славянам скованным Эрманариком, и по обычаю призраков изчезли, предоставив свою Hunaland, с главньм городом Hunugard существам естественным и законным владетелям – Руссам».

Кто были эти гунны? И почему в числе их преемников называют и русов?

Большинство современников, свидетелей разрушительного гуннского нашествия V в., с недоумением пытались найти истоки появления в Европе этой мощной стихии. Одни склонялись к автохтонной версии, другие – к миграционной. Впрочем, историк 5 века Зосим не отказывался ни от одной из двух противоположных версий. Он ведет речь как о них, как о царских скифах, так и о переселенцах из Азии.

Церковный историк IV в. Филосторгий полагал, что гунны – «невры» Геродота, пришедшие от истоков Танаиса (Дона) до Меотийского озера. Приск Паннийский в V в. также называет гуннов царскими скифами. Ну, а Иордан, добавляя известную долю мифологизма, производит их от изгнанных «пятым» готским королем Филимером ведьм. Связывая происхождение гуннов с готами.

Римляне, подвергшиеся нападению Аттилы, рассказывали, что он знал несколько языков, хорошо разбирался в философии. Вместе с тем, они, описывая гуннов, густых красок не жалели – завоеватели варвары, перед которыми не устояли даже хвалёные римские легионы, должны были вселять ужас. Отсюда и уродливая внешность: борода клочьями, лица в шрамах от мечей – якобы отличительные черты гунна-воина.

Изображение гуннов есть на портале Реймсского собора, где сохранился барельеф с гибелью епископа Никасия от рук гуннов. Они на нём с оружием и в кольчугах. А вот бороды, как и прически у всех аккуратно подстрижены. Типичные европеоидные лица.

Что касается восточных «хунну» — это, очевидно, тюрко-монгольские племена. Хотя, по мнению А.Г. Кузьмина, возникавшие там образования включали индоевропейские и уральские племена.

«В гуннах II в. района Приднепровья нет никаких оснований видеть тюрок, как не видно их следа и в «Гуналанде»Фрисландии. Напротив, и археологические, и лингвистические данные свидетельствуют об их индоевропейской принадлежности (может быть с очень древним уральским налетом)».

Версий об этнической принадлежности гуннов и сегодня немало. Кем же они были на самом деле? Полной определенность расплывчата. Но тем не менее они не только покоряли территории Европы, но и умы европейцев. То, что написано об их нравах, о самом Аттиле, разбавлено такой долей мифологии и злобных фантазий, что позволяет принимать только малую часть написанного. Но отношение к нему очень напоминает современное отношение «просвещенной» Европы к России. Та же ожесточенная энергия, тот же гиперболизированный мифологизм в образах и описаниях.

О качестве средневековых латинских легенд об Аттиле, достаточно привести слова Тьерри их книги А. Вельтмана:

«Если верить легендам и хроникам VII, VIII и IX веков, то Аттила не оставил камня на камне во всей Галлии и Италии. По мнению средних времен, каждое созидание принадлежит Юлию Цесарю, каждая развалина по всем правам Аттиле. Если летописцу нужно было знать время разорения какого-нибудь города,… то хронология не затруднялась приписывать все рушения и истязания нашествию Аттилы».

Гуннов в Причерноморье (около 160 г.) первым упоминал Дионисий Периегет. [А.Н. Бернштам. Очерк истории гуннов. Л., 1951]. Только два столетия спустя они по данным Птолемея оказываются на обоих берегах Днепра. Занимая при этом довольно обширную территорию Черняховской культуры между бастарнами и роксаланами. Известно, что мощный гуннский союз сложился к концу IV в. Считается, что это племя пришло в Европу из Азии. Но непонятно отношение поздних гуннов к ранним, 2-го века.

И здесь мы встречаемся с любопытным аспектом обязательной связи гуннов и готов. Хотя всё в их истории начинается с завоевания гуннами готов. После чего они продолжают в какой-то степени мирно сосуществовать. После «завоевания» готов у Меотиды гунны, прихватив с собой за компанию побеждённых, направили свои воинственные стопы на Римскую империю. Что касается этнической природы гуннов, то, в «Норманской хронике» (837–891 гг.) имеется свидетельство, размещающее «гунов» среди населения острова Сканзы (Скандинавии). Также и Видукинд (X в.) отмечал, что «гунны вышли из готов, а готы, как повествует Иордан, вышли с острова по названию Сульце» [Видукинд Корвейский. Деяния саксов. М., 1975].

Ряд источников сближает гуннов и со славянами. Так, в славянской историографии бытовало суждение, что «хунгары» – это славяне, пришедшие из Поморья, от реки Втра [Pomniki dziejowe Polski». T. VIII, cz.2. Warszawa, 1970]. А название Венгрии «Хунгария» появилось в результате того, что венгерские короли считали себя преемниками Аттилы. Самого Аттилу воспринимали в качестве первого короля Померании и даже первого правителя вандалов, которых рассматривали как предков славян на территории между Эльбой и Вислой. Об этом писала «Хроника Великопольская», в которой хунгары равнозначны вандалам.

Страна Гунланд упоминается в саге о Тидреке Бернском. Но в ней она располагается на запад от Польши и отождествляется с Фрисландией, историческая область в Нидерландах, где ныне проживают фризы [Откуда есть пошла Русская земля». Кн. 1, М., 1986]. Ибо часть гуннов, сыгравших значительную роль в становлении Черняховской культуры, расселились по побережью Северного моря и Балтики и стали фризами. Язык которых – ветвь индоевропейского языка, сближавшегося с кельтскими, венето-иллирийскими и со славянскими.

Интересно, что еще в XIX в. немцы звали «гуннами» группу проживавших в Швейцарии славян. У П. Шафарика приводятся обширные сведения о позднем смешении славян с гуннами [П. Шафарик. Славянские древности.]. Известно, что в некоторых сагах балто-славянский Волин называют «Городом гунов», а венедов – «гунами». Также Адам Бременский называл Русь Хунигардом, ибо по его мнению там раньше проживали гунны.

Скандинавские предания, рассказывают о войнах скандинавов на севере с уннами и руссами, которые были постоянными союзниками. Кто такие унны? Так Аммиан Марцелин (IV в н.э.) писал, что: «Гунны жили по ту сторону Меотийских болот у Ледовитого океана». Дионисий (II в. н.э.) также отмечал, что унны обитали на побережье Ледовитого моря. Еще в XIX веке русский ученый Егор Классен писал об уннах и даже указал постоянное место их обитания у Ледовитого океана: «Геты, живущие на севере Европы, названы историками: Gethini, Gothini, Gothunni; в этих мы видим Гетов-Уннов, коих жительство должно быть в той стране, где есть и доныне признаки их там пребывания, это две реки Унны, озеро Унно, Унский залив, Унская губа; местность в нынешней Архангельской губернии…. Унны, или северные Готвы, а по Нестору Гофь или Гьте, состояли в родстве с Руссами».

На современной карте еще можно увидеть и Унскую губу и реку Уна, и поселок Уна.

                                          Архангельская область

Говоря о гуннах, нельзя не упомянуть готов. Готы появляются на арене истории в 3 в. н.э. Спустя два столетия на территории Восточно-Русской равнины случилось их «завоевание гуннами». В походе из Восточной Европы (Черняховская культура) на Дунай, где сложилась держава Аттилы, участвовали гунны-фризы и готы. Вместе с ними шла и часть аланов. Другая часть шла вместе с вандалами в Северную Африку. Подчеркну, что первый историк готов VI в. Иордан, был аланом. Из Иордана известно, что после распада державы Аттилы гунны, готы, а также руги вернулись в Причерноморье. Кстати, известно, что в Причерноморье готы дожили буквально до Средневековья. Отмечая природу готов, и изучая топонимику Причерноморья, О. Трубачев выявил там одну только «индоарийскую» топонимику.

О несомненной связи готов с гуннами, может говорить то, что по сообщению Иордана, готы заимствовали гуннские имена. На этом основании существует утверждение, что «готы», как и «гунны» – имена «собирательные. Как бы там ни было, их совместное обитание может указывать единственно на общность их культурно-этнической природы. Известно также историческое свидетельство об избиении готами славянского племени антов.

По Иордану, главным виновником причины зарождения гуннов, был Филимер, сын великого Гандарика, конунга готов. Вот выдержка из Иордана:

«Спустя немного времени, как передает Орозий, взъярилось на готов племя гуннов, самое страшное из всех своей дикостью. Из древних преданий мы узнаем, как они произошли.

Король готов Филимер, сын великого Гадариха, после выхода с острова Скандзы, пятым по порядку держал власть над гетами и, как мы рассказали выше, вступил в скифские земли. Он обнаружил среди своего племени несколько женщин-колдуний. Сочтя их подозрительными, он прогнал их далеко от своего войска и, обратив их таким образом в бегство, принудил блуждать в пустыне. Когда их, бродящих по бесплодным пространствам, увидели нечистые духи, то в их объятиях соитием смешались с ними и произвели то свирепейшее племя, которое жило сначала среди болот, — малорослое, отвратительное и сухопарое, понятное как некий род людей только лишь в том смысле, что обнаруживало подобие человеческой речи. Вот эти-то гунны, созданные от такого корня, и подступили к границам готов».

Занимательность изложения Иордана не может, конечно, объяснить истинных причин появления гуннов. Впрочем, если принять имена и готов, и гуннов, как имя собирательное, то можно согласиться, то еще более общим было – скифы. Греческие источники в основном о «скифах» и говорили. Куда включали как ираноязычные, так и венедские, и даже германские племена.

А вот, как отзывался о предводителе гуннов Аттиле посол Рима при нем Комит Ромул:

«Никто из царствовавших до сих пор над Скифией и над иными странами, не совершал столько великих дел и в столь короткое время, как Аттила... Его владычество простирается на острова, находящаяся в Океане, и не одни Скифы платят ему дань, но и Рим».

О нём же восторженно отзывался и А. Вельтман:

"Мы однако же удивляемся ему не так как выходцу из степных улусов, но как Русскому Великому князю, свергнувшему Готское иго с Славян, как великому полководцу, разбившему в прах соединенныя силы Римлян и Визиготов на полях Каталаунских, как царю (βασiλεύς), который заключал письменные договоры с просвещеннейшими державами того времени, и к которому явился на поклон сам Папа Леон, в полном облачении апостольского наместника, сопровождаемый всем духовенством Рима и посольством Императора Валентиниана. Положим, что Аттила был варвар в Греческом смысле, т. е. язычник; но варвар политик, который прежде чем брался за opyжиe, состязался переговорами; варвар, по сознанию просвещенных врагов своих, мудрый в советах, снисходительный к просьбам, верный в данном слове".

Еще в 1601 году Мавро Орбини, итальянский монах-бенедиктинец, написал книгу «Славянское царство». Эта его работа, показывающая величие истории славянских народов и их многочисленность, настолько затронула интересы Ватикана, что была включена в список запрещенных и подлежала уничтожению.

В качестве источников Орбини пользовался русскими летописями, византийскими, немецкими и венецианскими сочинениями. Он также привёл перевод сербской хроники XII века «Летопись попа Дуклянина», благодаря чему она стала доступна историкам. В конце книги Орбини привёл основательный список источников, которым он пользовался, в частности, в библиотеке князя Дурбино Пезарского.

Сохранилась книга Мавро Орбини, очевидно, благодаря личного повеления Петра I о ее переводе (с сокращениями) на русский язык. По ряду сведений Орбини ссылается также на загадочные «Московские анналы» якобы 1227 года некого Еремея (Иеремии) Русского. Запрет Ватикана на это уникальное произведение Средневековья привел к тому, что все источники, указанные в его книге, не сохранились, а скорее уничтожены.

Орбини, в частности, писал:

«В лето от Миросоздания 3790, прежде пришествия Христова за 1460 лет, в которое время вышли из Скандинавии Готфы, под тем же именем и Славяне, которые были с Готфами один тот же народ. И тако народ Славенской покорив державству своему всю Сармацию, по том разделился в разные начальства, и тогда получил разные себе имена; сиречь: Венеды, Славяне, Анты, Верлы или Ерулы, Аланы или Массагеты, Гирры, Скирры, Сирбы, Эминклены, Даки, Шведы, Фенны или Финны, Прусы, Вандалы, Бургондионы, Готфы, Остроготфы, Визиготфы, Геты, Гепиды, Маркоманны, Квады, Авары, Певкины, Баштарны, Роксоляны или Руси, Ляхи, Боеми или Чехи, Шленцы, и Булгары, которые все были, един тоиже род Славенскои, которыи еще и ныне болии всех есть иных народов, понеже народа и языка Славенского, не токмо суть оные, которые живут во Иллирии, во Истрии и Карпате, но еще многие иные превеликие и сильнейшие народы, Булгары, Ращсцы, Ращиане, Сербы, Бошнаки, Карваты, Петы Горски [то есть соседи пяти горам], Русы, Подоляне, Поляки, Москвитяне, и Черкасы, и оные, которые живут далеко при Голфе Венедицком, даже до реки Албии, которых останки еще и ныне суть нарицаеми от Герман Славяне и Виндяне или Винды, а конечно Лузацы, Kассубии, Моравы, Литвяне, Шленцы и Боемы».

Здесь Орбини не сомневается, что Готфы (готы) были славянами. Также не сомневался в этом и Ю. Петухов, который писал: «И готы – «несомненные этнические русы» стали, видимо, последней волной расселения индоевропейцев». По какой причине немецкая романтическая школа приписала готов к немцам, не имея на то никаких оснований, остается только недоумевать.

Находится соответствие словам гауты (гавы) и готы (гуты) в санскрите. Это и пастухи, и воины одновременно. На карте Азии Клавдия Птолемея на севере Восточной Европы (за Гиперборейскими или Рипейскими горами) и на берегах Белого моря («Молочного моря» арьев) помещались скифо-аланы. Также по исландским преданиям между Балтийским морем и Ледовитым океаном обитали русс-аланы, роксоланы. Аланов на северо-востоке Европы упоминал и Адам Бременский (XI в.). Как связать аланов и готов, гаутов? По мнению Е.И. Классена, «аланы» – слово нарицательное, обозначающее понятие «пастухи». Ибо легко обнаруживается, что до недавнего времени у русских Тверской, Новгородской и Смоленской областей существовало слово «алань», в значении-пастбище, выгон. «Может быть, по дальнейшим исследованиям и окажется, что Руссы и Унны составляют одно и тоже племя, и что название «Унны» есть только нарицательное, как и название «славяне».

Тесная связь южного берега Балтики с восточноевропейскими русскими землями отражается и в некоторых сагах. В саге о Тидреке Бернском действие разворачивается от южнобалтийского побережья до «Палтескиа» и «Холмгарда» (т. е. города-острова). Сага записана в XIII в., но отражает события IX–X вв. В саге неизменно упоминаются «вильтины» (вильцы-велеты), в тесной связи с которыми находится Русь. Реальный Тидрек и его соперник Одоакр, соперничая в борьбе за Рим, жили в действительности в V в. Но предания о них бытовали на Балтике, а новгородский летописец XIII в. называл Тидрека «поганым и злым».

Саксон Грамматик пишет в XIII веке, что в I веке н.э. датский король Фротон I победил в морской битве русского царя Траннора и взял его города Роталлу и Пельтиск (Полоцк). Также в III веке при Фротоне III русы и гунны напали на Данию. Царь русов Олимир руководил флотом, а царь гуннов – сухопутным войском.

Егор Классен показывает также, что скифы, сарматы, гунны, геты, венеды, вандалы – все это разные названия одного народа, предкового народа и для русов. Любопытно, что все сражения, ведомые этими народами, происходили, как правило, вне территории Руси. Самые ожесточенные сражения имели место только с римлянами, греками, в Малой Азии, и даже в Африке и Испании (вандалы). Что же касается взаимоотношений внутри будущей Руси, то нашествие сарматов, например, на скифов, завершившееся «победой» первых, объясняется сменой политических элит. Отсюда необъяснимая смена имени скифов на сарматов. Такой же сменой политических элит можно считать «нашествие» гуннов на гетов, сопровождающейся сменой культурного влияния и имени правящей элиты.

Приск Панийский, отправленный к Аттиле в качестве посла, описывает гунские обычаи как скифские. Посла у гуннов угощали медом и квасом – русскими традиционными напитками! Да, и принимал Аттила гостей не в шатрах, а в деревянном дворце, окруженном деревянными избами. Видимо, гунны – это жители Беломорья унны, которые, придя к сородичам в Южную Русь, не имели никаких языковых и культурных барьеров. Возглавив готов, и другие славяно-русские племена, они смогли в лице Аттилы (Аттила – Атец – Отец – Атаман), получить великого правителя, направившегося завоевывать Рим, изрядно досаждавший на западных рубежах его государства.

Интересно в истории гуннов то, что после гибели Аттилы, они будто испарились. Вот только что были — и нет уже! Как утверждают, в знаменитой битве на Каталаунских полях его армия состояла сплошь из «германцев». Те также будто испарились. Велесова книга отмечает, что, немного посомневавшись, русы встали на сторону гуннов. Может быть, все эти народы просто вернулись обратно в свои племена? И стали сарматами, готами, гепидами и многими другими, кем были до участия в завоеваниях Аттилы. Что и подтверждал посол Приск, называвший гуннов чем-то вроде сброда. Он рассказывал об одном гунне, который оказался… греческим купцом! Получается, что гунны – были некой разношерстой вольницей, весьма напоминающей казацкую вольницу, в которой готы играли немалую роль. Не оттого ли сохранилось в нашем языке казацкое слово гетман, предводитель войска. Где гет-ман — это и есть «человек гот». И война готов и гуннов была гражданской войной между своими?

Итак, буквально через три-четыре века на огромной территории, где безраздельно властвовали загадочные гунны, раскинулась страна городов (по Адаму Бременскому) – «Гардарика» с 4000 славянских городов. Это была Русь Рюрика. Рюрика, который пришел править из Руси Балтийской в Русь Новгородскую.

Можно ли здесь говорить о некоторой этнической преемственности? Ведь не на пустом месте, а там, где буйным цветом тысячелетиями расцветала история, где под многочисленными именами предки русских завоёвывали своё место под солнцем истории, сформировалась Великая Русь. 

Автор Борис Новицкий


«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Обсудить
  • тьфу, Sage, увидев в заставке мольфара, подумал, что ты таллинского табуретчика rareмяна привел :joy:
  • :thumbsup:
  • "появления в Европе этой мощной стихии" ... Эта "мощъ" не проснулась после первой брачной ночи... Хитроумные франки подсунули 60-тилетнему Атилле 18-летнюю красавицу королевну. И вся Всемирная Империя тут же развалилась в междоусобицах "диадохов". Все эти "Империи" были похожи на пустой медный котёл – пустая, безлюдная Великая Степь, и звонкая по периметру, и недолговечная, и разрушительная ..