Второй Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко). Горный Алтай, урочище Пазырык, долина р. Большой Улаган. Высокое навершие в виде большой головы грифона, держащего в клюве голову оленя, дополнено двумя малыми грифонами, впивающимися когтями в птиц. Расположенные по обе стороны плоской шеи "большого грифона", объемные головки малых вставлены в глубокие пазы с помощью длинных стержней, а их тела имеют вид плоского барельефа. Таким же стержнем заканчивается и большое навершие. Это произведение выражает могущество сил, воплощенных в образе грифона, трижды повторенного как заклятие смерти. В целом, набор элементов, мотивов и технических средств типичен для художественного мышления алтайских мастеров.
Находки из Новгорода.
Крайне любопытна находка 9- идентична скифской традиции- голова грифона держит в клюве голову.
Артефакты 7 и 13
Находки из Пазарыкских курганов- Грифон держит в клюве голову оленя. как видно,культурный контекст идентичен Новгородскому, вернее, новгородская традиция продолжает традицию скифской культуры.
В древнеалтайском искусстве образ грифона представлен несколькими вариантами: существо с телом тигра и головой кошки; подобное же существо, но с головой орла; фантастический орел с большими ушами и гребнем на голове.
В русской традиции, в "Сказании о Славене и Русе", неоднократно говорится о родстве, а точнее,тождестве скифов и русских, как видно, даже в такой сложной теме, как искусство, новгородцы следовали скифской традиции.
Источник:
Сергей Юрьевич Соловьев Русь, сложение государства в IX веке. Венеды и северяне, часть гуннов, ставшие основой новой общности
Оценили 14 человек
21 кармы