Кир Булычёв

12 2661

Мастера советской фантастики

«Фантастика — это способ думать»

фотография twiiter. @Kir_Bulychev

Игорь Всеволодович Можейко, популярный советский писатель-фантаст, которого мы знаем под псевдонимом Кир Булычёв. После окончания школы будущий писатель поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза. После его окончания его направили в Бирму, где он работал переводчиком на советской стройке. Позже он стал вторым секретарём посольства СССР в Бирме. Считается, что эта должность была не только дипломатической, но и была связана со спецслужбами. В связи с этим дальнейшая карьера Можейко могла бы оказаться связанной и с политикой, и с разведкой, но юноша, имевший особую независимость суждений, не пошёл по этому пути и, сумев отказаться от заманчивых предложений (что бы, скорее всего, непросто по тем временам), вернулся в Союз, где поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР и стал историком-бирманистом. Его работы публиковались в журналах «Вокруг света», «Азия и Африка сегодня», «Искатель» и др.

Начинающий писатель-фантаст Кир Булычёв

Однажды в журнале «Искатель», с которым тесно сотрудничал Игорь Всеволодович, случилось ЧП. С печати сняли фантастический рассказ, а посвящённая ему обложка журнала уже была отпечатана. На ней был маленький динозавр в стеклянной банке, стоявшей на стуле. Задача была «проста» — написать фантастический рассказ за одну ночь под заданную картинку. Объявили конкурс, в котором приняла участие вся редакция, но написать рассказ смог только Можейко. Срочно потребовался псевдоним, так как будущий фантаст не хотел, чтобы о том, что он пишет фантастику узнали в институте. Псевдоним состоял из имени жены писателя — Кира, и девичьей фамилии матери — Булычёва. Под ним Булычёв и стал известен всей стране и скрывался за ним на протяжении почти 20 лет.

Настоящее имя писателя открылось публике в 1982 году на вручении Госпремии за сценарии к фильму «Через тернии к звёздам» и мультфильму «Тайна Третьей планеты».

Та самая Алиса Селезнева

фотография с https://wallbox.ru
«Я сам всегда любил читать фантастические книги, и, наверное, мне стало их не хватать. Потом у меня родилась дочка. Её назвали Алисой. Она подросла, и я подумал: «А почему бы мне не придумать такие истории, которые я бы на её месте, в её возрасте прочитал?» И вот так я начал писать фантастику для детей».
Кир Булычёв

Первые фантастические рассказы писателя были посвящены приключениям девочки из будущего Алисы Селезнёвой. Подзаголовок к сборнику рассказов «Девочка, с которой ничего не случится» так и гласил:

«Рассказы о жизни маленькой девочки в XXI веке, записанные её отцом»

Без вопросов об Алисе не обходилось ни одно интервью писателя. Обычно его всегда спрашивали о связи его Алисы с Алисой Льюиса Кэрролла. А в Чехословакии, когда переводили книги Булычёва, даже переименовали в Алису в Аленку, чтобы избежать возможных претензий в авторском праве. Но в действительности связи не было никакой: просто Алисой звали его дочь.

Булычёв вообще очень часто давал своим героям имена реально существующих людей. Так Алиса Селезнёва получила свое имя благодаря дочке писателя, а фамилию — по девичьей фамилии его жены. В цикле произведений о городе Великий Гусляр (он, кстати, задумывался в то же время, что и произведения об Алисе), имена и фамилии действующих лиц просто были взяты писателем из адресной книги одного волжского города.

Булычёв рискнул показать первую рукопись про Алису Селезнёву в издательстве «Детская литература», самом крупном детском издательстве того времени. На удивление, хотя Булычёв тогда был никому не известен как писатель, редактор издательства сказал ему: «Я сделаю всё, чтобы книга увидела свет. А вы — пишите ещё».

Возможно, писатель впоследствии и пожалел об этом, ведь с тех пор образ «детского сказочника» закрепился за ним навсегда, другие его фантастические произведения для взрослых с трудом прокладывали себе путь.

«Гостья из будущего»

фотография с сайта https://romantiki.ru
«Почему фантастику больше всего любят дети и молодёжь? Потому что будущее для них ещё открыто. Оно не задавлено повседневностью».
Кир Булычёв

Киноверсия его книги «Сто лет тому вперёд» «Гостья из будущего» появилась спустя 8 лет после выхода повести. Тогда, в 1985 году, он и стал самым любимым детским фантастом всей страны, а Алиса — кумиром многих школьников. Сам Кир Булычёв не понимал ажиотажа, который вызвал этот фильм, не считая его, как и вообще свои произведения об Алисе, такими уж шедеврами.

Расстаться с Алисой при всём желании Булычёв так и не смог. Уступая просьбам издательств, он периодически писал какое-нибудь новое произведение, посвящённое девочке из будущего.

Кора Орват и ИнтерГалактическая полиция

Многие читатели просили написать книгу о взрослой Алисе. Булычёв же считал, что это разрушит очарование ранних произведений о ней. Но вместе с тем он обычно старался откликаться на запросы своих читателей. Таким образом, родился цикл произведений о приключениях агента ИнтерГалактической полиции Коры Орват, в образе которой можно было угадать повзрослевшую Алису.

Ещё одна попытка окончательно распрощаться с Алисой, но не обидеть читателей, любящим его детские произведения, была предпринята писателем уже в конце жизни. В 2004 году, уже после смерти писателя, вышел его роман «Убежище», который должен был стать началом целого цикла произведений. В этих книгах на смену Алисе приходил новый герой — мальчик Сева.

Социальная фантастика

«Фантастика — это способ думать»

Фантастика всегда оставалась для Булычёва литературой социальной. Он входил в немногочисленный тогда лагерь поклонников братьев Стругацких и прочитывал всё, что они писали, полностью разделяя их взгляды.

До Перестройки, в 70-80 годы, книг издавалось в жанре фантастики было не так много, а в издательствах «стояли очереди» авторов, надеющихся на издание своего произведения. Поэтому «взрослые» произведения Булычёва ставили в долгосрочный план издания, а детские фантастические произведения писателя сразу брали охотно. Хотя Кир Булычёв и заслужил репутацию «детского сказочника», но Алиса была далеко не единственным героем его произведений.

«Через тернии к звёздам»

«Мы не предсказываем будущее, мы его предотвращаем»
Рэй Бредбери

Это была первая в своём роде кинолента, в которой речь шла о возможном уничтожении планеты Земля. Создатели фильма поместили на экран титры, которые позже запретили и пришлось убрать:

«Все съёмки произведены на планете Земля».

Сценарий Кир Булычёв писал в тесном контакте с режиссёром Ричардом Викторовым, заражая его своей трудоспособностью и увлечённостью. Авторы картины часами сидели за чаем, обсуждая очередной поворот сюжета, после чего Булычёв бросался к пишущей машинке, чтобы скорее воплотить на бумаге родившийся замысел. В 1982 году фильм «Через тернии к звёздам» был удостоен Государственной премии СССР.

«Великий Гусляр»

Социальной фантастикой был и цикл произведений Кира Булычёва о городе Великом Гусляре.

Отдельные произведения цикла не несли острой социальной направленности, поэтому их охотно печатали журналы «Химия и жизнь» и «Знание и сила».

Но, на самом деле, все события, происходящие в Великом Гусляре, были шаржем на советскую действительность. Это понимали достаточно неглупые люди, сидевшие в отделах пропаганды советских издательств.

В начале 70-х годов отношение власти к фантастике было и так очень напряжённым, и с годами оно только обострялось. В фантастических утопиях власти видели идеологическую угрозу. Творческий коллектив издательства «Молодая гвардия», монополиста в издании советской фантастики, в приказном порядке меняют. Назначенные новые сотрудники одной из своих главных целей видели в том, чтобы не пропустить в печать ничего, что не соответствовало бы идеологии советского общества.

После публикации «Гадких лебедей» Стругацких в одном из зарубежных издательств их объявляют главными антисоветчиками от фантастики. Булычёв борцом не был. Но у него были свои принципы, от которых он никогда не отступал. Поэтому в издательстве «Молодая гвардия» его имя значилось в чёрном списке авторов, входящих в лагерь Стругацких и, следовательно, путь туда для него был закрыт. Что-то Булычёв писал заведомо «в стол». Но печататься хотелось здесь и сейчас, а «ДЕТГИЗ» ждал новых историй про Алису. И Булычёву, хотя и без особого энтузиазма, приходилось возвращаться к историям о девочке из будущего.

Писателю казалось, что окружающая обстановка со временем изменится, и он сможет писать то, что ему хочется. Он продолжал работать над своим грандиозным замыслом «Река Хронос».

«Великий гусляр» вышел в свет уже после перестройки и имел большой успех у читателей.

Цикл «Река Хронос»

В 90-е годы Кир Булычёв вплотную подошёл к «Реке Хронос». В его фантазии река времени делала самые неожиданные, захватывающие повороты. Ареной событий цикла стало не будущее, а прошлое. В этом фантастическом романе путешественники во времени перемещаются в прошлом, попадая в альтернативные варианты истории.

Писатель работал над «Рекой Хронос» не в хронологическом порядке, каждый роман можно было читать отдельно. Булычёв был уверен, что цикл станет не менее популярным, чем произведения об Алисе.

Но издательства без энтузиазма отнеслись к первым трём романам цикла. И снова и снова спрашивали об Алисе. Издание книг в «Московском рабочем» шло очень тяжело. Эти произведения не были такими простыми, лёгкими и прозрачными, как произведения об Алисе. Там были глубокие философские размышления, и у читателей большой популярностью книги цикла не пользовались.

Другие произведения писателя

Иллюстрация из романа «Посёлок»

* Цикл произведений о приключениях в космосе доктора Павлыша

* Произведения про агента Космофлота Андрея Брюса (по одной из книг был снят одноимённый фильм «Подземелье ведьм»)

* Цикл рассказов про Институт экспертизы. Сотрудники этого института занимаются изучением необычных фантастических явлений.

* Трилогия «Театр теней». Действие книг разворачивается в параллельном нашему миру вселенной.

* Цикл рассказов про вымышленный город Верёвкин

* Дилогия «Лигон». Действие происходит в придуманной стране, чем-то похожей на близкую писателю Бирму.

Источник

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Наши спортфедерации потоком отказываются от Олимпиады

"Слать команду бомжей не будем!" Федерации одна за другой посылают Париж-2024 лесом.История с допуском-недопуском наших спортсменов на парижские ОИ уже изрядно приелась. Столько было сл...

Обсудить
  • Девочка с Земли и Сто лет тому вперед - гениальная детская фантастика
  • Самая лучшая в мире детская фантастика! Наверно, до конца жизни она для меня такой будет. Спасибо за статью! :rose:
  • Огромные возможности для создания- как кино-, так и мультфильма. Книги про Алису это целая франшиза. Детям нужен герой своего возраста- пример для подражания. Плюс для взрослой аудитории ироничный Великий Гусляр в виде сериала- это было бы что-то новое, которое хорошо забытое старое. И так далее- каждую его книгу можно экранизировать. КАЖДУЮ- настолько богат его фантастический мир. Но нет... НИЧЕГО не делается сейчас по книгам Можейко. И мне это абсолютно не понятно.
  • Читал. Накропал он довольно много. Читабельно процентов тридцать. Остальное - тягучая скучная никчемная вата. (Цикл о гусляре особенно.) Просто у него такая утомительная манера писания, писать как будто размазывать кислую кашу по столу. Когда он от этой манеры отходит, получается нормально. Мыслитель и философ из него херовый, о чем свидетельствует впадение в либерастию после перестройки. Хотя, возможно, просто это была уже старость.
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Только жаль, детство уже далеко далеко позади...