Наш мир, как известно, полон противоположностей. Огонь и вода, черное и белое, добро и зло, «Т-34» и «Жаворонок».
На последних стоит остановиться подробнее. Оба фильма вроде как об одном и том же... но нет, они абсолютно разные и с кардинально иными смыслами.
«Т-34» — это мейнстримное блокбастерное попкорновое кинцо на разок, с популярными актерами и с прикольными спецэффектами. Но оно, по сути своей, больше похоже на затянувшийся трейлер какой-то компьютерной стрелялки про танчики.
А вот «Жаворонок» (1964 год), несмотря на свою «древность» — кино о войне.
И, конечно, о людях.
В «Жаворонке» немцам необходимо испытать новые пушки на трофейных танках. Сажают туда как танкистов, так и просто пленных. И да, никакой личной «голливудской вендетты» советского танкиста с немецким командиром в картине 1964 года нет.
Все прозаичнее и страшнее: пленные являются расходным материалом, никто с ними на брудершафт не пьет, их пачками расстреливают. А потом — набирают новых.
Экипаж из советской картины не знаком друг с другом, один из «танкистов» — вообще француз. Кстати, роль замечательная. Видно, что в советском кино участников французского Сопротивления уважали. Актеры мне, увы, вообще не знакомы. Но, может, оно и к лучшему — в «Т-34» я видел в главном герое только Петрова.
По «французу», кстати, видно, что в концлагере побывал.
Картина весьма лаконична: идет меньше полутора часов, диалоги емкие, но коротки.
Положение восставших бойцов из «Жаворонка» безнадежно: на дворе 22 июня 1942 года, немцы на Волге, до Победы еще очень далеко. Но выход есть: показать «немцам с хлыстами», что есть еще «порох в пороховницах», что война, рано или поздно — придет и к этим самодовольным бюргерам.
К слову, в фильме совершенно определенно поднимается вопрос о поражениях первых лет войны. «Вот она, армия... только в песнях орали: гремя огнем, сверкая блеском стали...»
Несмотря на то, что хронометраж у картины небольшой, сами персонажи раскрываются очень здорово. Наверное потому, что в советской картине не стали приплетать «обязательную любовную линию», не стали уделять так много внимания эсэсовцам...
Вообще, рекомендую все же посмотреть оба фильма. Сможете сравнить атмосферу, расставленные акценты, идейные посылы.
Хотя в фильме много немцев, их тоже показывают. Притом одного из них, в конце — даже с лучшей стороны. И женщины есть, на контрасте. Немецкая «барыня» и наши подневольные работницы... сцена очень сильная.
А в чем же смысл советского фильма? А смысл в том, что люди осознанно решили дать свой последний бой, понимая, в общем-то, что шансов — никаких. Без снарядов, в разгар боев 1942 года, на вражеской земле. Чтобы просто увидеть, как чванливые немцы делают «хенде хох». Чтобы снести памятник милитаризму и агрессии. Чтобы не помирать ради немецких военных экспериментов. И финал картины жесток, но вполне закономерен. «Жаворонок» показывает тех самых несгибаемых людей. Благодаря которым, в конце концов, победили. «Т-34» показывает мажоров-превозмогателей и уже порядком приевшееся слоу-мо. Выбор, что называется, за вами. Что смотреть — и что ценить.
Оценили 50 человек
64 кармы