В кино как на войне: судьба Владимирова Басова

4 355

Мало кто знает, что актер прошел всю Великую Отечественную войну, но все качества, полученные на фронте, он перенес в свою профессию, оставив очень яркий след в истории кинематографа.

Володе было два года, когда двоюродная сестра, играющая в революционном театре «Синяя блуза», ввела его в спектакль. На роль хоть и маленькую, но символичную: он должен был олицетворять собой «новую жизнь». Володя выходил, храбро и доверчиво смотрел в зал лучистым взглядом, и публика ликовала. Что это было, как не случай, определивший судьбу?

Волшебный свет кино

Актер и режиссер Владимир Басов родился в 1924 году. Его семья часто переезжала с места на место: отец был военным. В каждой новой школе юный Володя устраивал декламации стихов, репетировал роли в драмкружках. Жажда играть жила в нем постоянно. Его первый школьный выход на сцену — в роли Кочубея в пушкинской «Полтаве» — был провальным, но расстраивался он недолго. Уже тогда он начал мечтать о кино. Правда, в детстве Володя был уверен, что кино делается в кинотеатре, прямо за тем окошком, откуда льется волшебный свет на экран. Чтобы снимать фильмы, думал он, нужно выучиться на киномеханика. О том, что есть такая профессия — режиссер, он узнал гораздо позже.

Старшие классы Володя Басов оканчивал в Москве. Все свободное время он пропадал в театральном кружке и за кулисами МХАТа:

«Я задыхался от нежности, когда смотрел «Синюю птицу» с осветительского балкончика. Дрожал от любви и от боли сочувствия, когда давали «Дни Турбиных». Хотелось выпрыгнуть из зала на сцену и стать юнкером Николкой Турбиным…»

В «Днях Турбиных» он все-таки сыграл, позже. Но не юнкера, а артиллерийского штабс-капитана Виктора Мышлаевского.

Володя уже видел себя студентом ВГИКа, но выпускной в школе пришелся на 20 июня 1941 года, и все его радужные планы рухнули через два дня. Когда началась война, многие мальчишки приписали себе лишние год‑два, чтобы их взяли на фронт. Басов тоже подправил свою метрику. Его звали на работу в театр Красной армии, но он не мог понять: «как это можно играть, когда надо палить?!» Он ушел добровольцем и после обучения попал в состав артиллерийской батареи в Подмосковье.

Не на сцену, а в бой

В одном из первых Володиных боев убило командира, и Басов, не раздумывая, взял командование на себя. И с ходу подбил несколько вражеских танков. Потом его завалило землей после взрыва, и он откапывался несколько часов.

Как только выбрался, потерял сознание. Очнулся уже в госпитале. За тот бой Володе Басову дали звание лейтенанта. Басов прошел всю войну до самой Германии. Командовал батареей, служил в штабе арт-дивизии и на передовой. Но даже на войне оставался артистом. Он организовал художественную бригаду, которая в минуты передышки развлекала бойцов. Концерты проходили в любых условиях, будь то землянка или окоп.

Исполнение мечты

Иногда на передовую привозили кино. Солдаты разворачивали экран прямо на нейтральной полосе. Наступала тишина, кино смотрели с двух сторон — и с нашей, и с вражеской. Однажды на экране появился Гитлер в пародийном исполнении артиста Мартинсона — тут же раздался дружный хохот советских бойцов, а «та» сторона застрочила по экрану трассирующими пулями.

После войны Басов остался служить в полку, но год спустя капитан артиллерии пришел к начальству и спросил: «Человек имеет право на исполнение мечты?» И рассказал о своем желании снимать кино. Его поняли и отпустили. Все дембельские он тут же ухнул на проводы, потом продал шинель и купил первое за шесть лет гражданское пальто.

В 1952 году он окончил актерско‑режиссерский факультет ВГИКа и уже на следующий год снял свой первый фильм — «Школа мужества» по Аркадию Гайдару. Далее он будет снимать по фильму в год, поражая коллег своим темпом работы. Все качества, отточенные на войне — стремительность, четкость, собранность, — Басов принес в профессию. Он не стремился снять шедевр — просто делал крепкое кино для зрителя. Словом, был режиссером с голливудским подходом к работе. По «Мосфильму» ходили легенды о скорострельности Басова. Фильм, съемки которого были расписаны на четыре месяца, он снимал за два. Приходил к руководству и говорил:

«Я закончил, лишние два месяца можете отдать Тарковскому. И деньги, которые остались, тоже».

Женщины его обожали

Актерская слава пришла к Басову по счастливой случайности. Фильм Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» уже на стадии монтажа раскритиковало киношное начальство — дескать, картине не хватает конфликта, остроты, все персонажи сплошь положительны. Авторы на ходу сочинили эпизод с критиканом‑полотером, который учит героев уму‑разуму. То есть спародировали то самое киношное начальство, с его вечными придирками к «правде характера». Данелия шутя предложил эту роль Басову, эпизод досняли, и в итоге образ полотера настолько удался, что после выхода фильма Басов проснулся знаменитым. Его стали наперебой приглашать режиссеры, у них даже сложилась примета — если в эпизоде снимется Басов, то картину ждет успех. Зрители полюбили этого обаятельного артиста, блистающего в характерных ролях, с его нелепой внешностью грустного клоуна.

Впрочем, сам Басов всегда считал себя неотразимым. Этой уверенностью он заражал окружающих — как фейерверк врывался в любую компанию, сразу завладевал общим вниманием, и спустя десять минут его уже все обожали. Перед басовской харизмой не могли устоять самые ослепительные женщины. Басов был женат трижды, и все его жены — Роза Макагонова, Наталья Фатеева, Валентина Титова — были признанными красавицами советского кино. К сожалению, ни один его брак не сложился. После третьего развода, с Валентиной Титовой, с Басовым остались двое детей — он воспитывал их, мотаясь между домом и съемочной площадкой. И шутя называл свою семью пингвиньей, объясняя детям, что у пингвинов детенышей выхаживают отцы.

Отдыхать он не умел. Жил на бегу, стремился все успеть. Когда в 1983 году его разбил инсульт, Басов страдал, что друзья, приходящие в больницу, видят его обездвиженным. Через четыре года случился второй удар, и Басова не стало. Его друг, сценарист Валерий Фрид, пришел на поминки, посмотрел на горестные лица собравшихся и сказал: «Володе бы это не понравилось. Он был веселым человеком, так что, будьте добры, наденьте улыбки. И вспоминайте, каким он был». Кто‑то стал рассказывать историю про Басова, другой подхватил, и вскоре уже все за поминальным столом хохотали…

Источник

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • :star:
  • Если бы Басов ни чего не сделал , кроме ролей в детских фильмах, то всё равно оставил след в нашей культуре. Как актёр, он мастер своего дела.Мимика, когда эмоции читаются без труда, выверенный язык тела , когда скорость движений идеально вписывается в кадр. Для детей это важно. потому что дети похоже лучше "считывают" всё это, а взрослым это просто со временем становится ненужным. Это качество выверенного языка тела характерно для большинства советских актёров.Качество отбора и образования было лучше?Человеческий материал был лучше?
  • :thumbsup:
  • Талантливый и неповторимый Басов ... Светлая память .... Интересно , что отец Басова был финном по национальности и переделал фамилию на русский манер - из Басилайнена стал Басовым.