Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

У французов — «Болтушка и легавый», «Попугаиха и цыпленок», а у нас — гениальная картина «Ищите женщину»

4 411

Я знаю этот фильм наизусть, постоянно смотрю его в записи и все равно, когда вижу по телевизору, бросаю все дела и наслаждаюсь шедевром советского кинематографа. Сколько доброты, обаяния, тонкого юмора…

Как же здорово, что когда-то талантливому режиссеру Алле Суриковой попалась на глаза пьеса французского актера, режиссера и драматурга Робера Тома «Попугаиха и цыпленок».

Алла Сурикова

В названии пьесы «La Perruche et le Poulet» заключена непереводимая игра слов. Более точный его перевод: Болтушка (Perruche — попугай) и Легавый (Poulet — букв. «цыпленок», — так во Франции на жаргоне и в просторечии именуют полицейских).

Однако Робер не является автором оригинального произведения. Сюжет и диалоги позаимствованы из пьесы британского драматурга Джека Поплуэлла, которая называется «Миссис Пайпер ведет следствие».

Робер Том лишь адаптировал пьесу под французского зрителя.

Кстати, произведения Тома в Союзе очень любили режиссеры.

По ним был поставлен ни один спектакль. В частности, телеспектакль «В ожидании Элизабет», который мы также знаем, как художественный фильм «Ловушка для одинокого мужчины» со Смеховым, Караченцовым и Яковлевым в главных ролях.

Но для нас, русскоязычных зрителей, история эксцентричной секретарши адвоката мэтра Роше, помешанной на детективах, навсегда останется прекрасной кинолентой под названием «Ищите женщину».

Впрочем, изначально фильм назывался, как и французская пьеса, по которой был написан сценарий — «Попугаиха и цыпленок». Но создателям фильма было очевидно, что с таким названием картина обречена на провал. Советские люди его просто не поймут.

Фееричное — «Ищите женщину» возникло совершенно случайно. Алла Ильинична обсуждала сценарий со своим приятелем, который, усмехнувшись, в шутку произнес: «Шерше ля фам».

Кстати, Алла Сурикова вообще не «искала женщину». Она сразу знала, что роль экстравагантной и любопытной секретарши Алисы Постик по праву принадлежит потрясающей актрисе Софико Чиаурели.

Вот это называется — профессиональное чутье режиссера.

Но, как это часто было в Союзе, Чаурели не сразу утвердили на роль. И Сурикова сама полетела в Тбилиси, чтобы провести пробы лично и доказать комиссии правоту своего выбора.

Пять дней в гостепреимнейшем доме Софико и ее мужа Котэ Махарадзе пролетели как миг.

Котэ Махарадзе и Софико

Как вспоминала сама Алла Ильинична: «Мы четыре дня не выходила из-за стола». В итоге только в самолете режиссер вспомнила, что не сделала самое главное, то, зачем летала в Тбилиси — не провела пробы.

И режиссеру пришлось пойти на хитрость. Она показала руководству переснятое с календаря фото с изображением Чиаурели. Актрису утвердили.

Вот этот календарь

Уже тогда Софико была очень востребованной актрисой кино и театра, особенно в Грузии.

За годы творческой деятельности сыграла в театре и кино более 100 ролей. В их числе картины «Повесть об одной девушке» и «На берегах Ингури», «Тепло твоих рук». А помните прелестную бабушку Мананы в детской картине «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»? А трогательную бродяжку Фуфалу из фильма «Древо желания»? Наверняка не забыли Валерию из комедии «Миллион в брачной корзине», снятую режиссером Всеволодом Шиловским.

Роль Валерии

Но Алиса Постик с ее яркими фразами и трогательной непосредственностью сделала из Софико всесоюзно популярную артистку.

Давайте вспомним эти шедевры:

«Я не жертва! Я свидетель номер один!»

«Чтобы я еще когда-нибудь увидела труп!»

«Я вам не милочка! Наглец!»

«Я на минуточку отключилась и, бац, трупа нет»

«Был бы подсудимый, а улики всегда найдутся»

«Он не так уж молод, чтобы ухаживать, но и не так стар, чтобы волочиться!»

«Не «железный лоб», а дама с камелиями».

Личная жизнь Софико Чиаурели была очень счастливой и необычной. Она много лет прожила в браке с режиссером Георгием Шенгелая. Софико Михайловна подарила мужу сыновей Нико и Сандро. Казалось, эти отношения идеальны. Развод Чиаурели и Шенгелая потряс даже близких друзей семьи.

Софико и Георгий

Вторым возлюбленным Чиаурели стал популярный футбольный телекомментатор и актер Котэ Махарадзе. Ради него она оставила первого мужа, с которым прожила 30 лет.

Софико и Котэ

Умерла Софико Михайловна в 2008 году, на шесть лет пережив второго мужа. Актрисе было 70 лет.

Маленький бюджет большого фильма

В карьере Аллы Суриковой это был третий фильм. Причем, первые два – «Суета сует» и «Будьте моим мужем» к тому времени уже снискали похвалу начальства и зрительские симпатии. Но, несмотря на это, большого бюджета картине не выделили.

Как и кинокомедия «Гараж», фильм «Ищите женщину» снят в стиле телеспектакля, где все действия проходят в одних декорациях и не используется никаких спецэффектов.

Но Алла Сурикова нашла еще один нетривиальный способ сэкономить. Все артисты фильма, как в театре, произносят тексты ролей сразу в кадре. То есть никакой озвучки в студии, реальные голоса, в реальном времени съемок. Как вы понимаете, для этого нужна была полная тишина, чего добиться на площадке крайне сложно. И все же съемочная группа выполнила задачу, из-за посторонних шумов переснималось всего несколько дублей.

Вторые роли главных героев

Честно говоря, язык не поворачивается назвать роли Юрского, Соловей, Абдулова, Ярмольника, Дмитриевой, красотки Укращёнок — второстепенными. Великолепный состав, потрясающая игра, ни одного слабого момента. Даже крошечный эпизод Басова и актрисы Нины Тер-Осипян вспоминаются с любовью и улыбкой.

Но состав мог бы быть совершенно иным. И вот сейчас даже не знаю, был бы столь же успешен фильм, если вдумчивого и мужественного инспектора Гранденавместо Куравлева играл бы Михаил Ульянов.

Именно его кандидатура была у Суриковой на карандаше в первую очередь. Но, увы, Ульянов в то время гастролировал с театром Вахтангова, где был задействован практически во всех спектаклях. Вторым претендентом оказался Армен Джигарханян.

Тоже замечательный актер, но, как заметил кто-то из начальства от кино: «Ну что вы, напористый и жесткий Джигарханян должен был бы через 20 минут уже раскрыть дело. Возьмите Куравлева, он будет думать и размышлять все две серии».

Но и с Куравлевым было не все гладко. Художественному совету было непонятно, как простяга Афоня может сыграть утонченного француза, да еще детектива. Еще как смог.

Леонид Ярмольник попал в основной актерский состав фильма случайно. Его привел Абдулов, который к тому времени уже был утвержден на роль клерка, а по совместительству — хитрого и продуманного преступника Робера де Шаранса.

Между прочим, Абдулов тоже обошел на повороте хорошего актера Олега Меньшикова. Впрочем, Меньшиков снялся в другом не менее хорошем фильме «Покровские ворота». Картина вышла в том же году, что и «Ищите женщину» - 1982.

А вот с Семеном Фарадой получилась неприятная заминка. Актер уже был утвержден на роль помощника Грандена. Однако, в какой-то момент Сурикова все же поняла, что Максимен должен быть гораздо моложе инспектора. А Семен Фарада и Куравлев были примерно в одной возрастной категории. «Семен долго обижался на меня за отказ от роли» — вспоминала Алла Ильинична.

Но зато в картине появилась молодая, восходящая звезда — Ярмольник.

Фарада – не единственный актер, кто был немного обижен за то, что ему не досталась роль в фильме. Владимир Басов претендовал ни много, ни мало на роль главы адвокатской конторы мэтра Роше, которую виртуозно сыграл Сергей Юрский.

Вообще, для Юрского у меня никогда не хватало хвалебных эпитетов. Настолько разносторонний актер – он никогда не играл одинаково. Все его роли — эксклюзив.

В итоге Басову досталась лишь роль клиента.

Кстати, Владимир Басов часто присутствовал на съемках. И поскольку сам был режиссером, все время пыталась давать советы Суриковой, что, конечно, ее обижало и раздражало. Ведь главнокомандующий должен быть один. Впрочем, друзья все же сохранили хорошие отношения.

«Если мода требует, то и рога носят»

Наверняка, вы вспомнили кому принадлежит эта фраза. Да-да, Вирджинии Ренуар. Экстравагантной, взбалмошной, но не очень грамотной моднице — машинистки мэтра Роше.

Роль машинистки без всяких «но» сразу досталось начинающей актрисе Елена Укращёнок (в первом замужестве Денисова). И она справилась с ней великолепно. Правда, потом ей посыпались предложения играть цыпочек, что ее совершенно не устраивало.

Далеко в кино Елена не ушла. Снялась еще в нескольких фильмах в эпизодических ролях. Играла в театре, а потом с головой ушла в религию и ее жизнь повернулась совсем в другом направлении.

Сегодня она жена знаменитого драматурга, прозаика и историка Эдварда Радзинского. Занимается реабилитацией алкоголиков, наркозависимых по христианской программе «12 шагов». Читает на радио стихи на библейские темы. Есть сын от первого брака.

Елена с мужем

Еще один оригинальный персонаж – Сюзанна Бриссар.

Помните диалог:

— Личный секретарь мэтра Рошэ.

— Личный. Так-так.

— Ничего общего с «так-так» она не имеет. Сухарь!

Роль, тайно влюбленной в шефа сотрудницы тоже досталась мало известной актрисе МХАТа Людмиле Дмитриевой. И это при том, что на роль претендовали Татьяна Васильева и Любовь Полищук. Что еще раз подчеркивает, как тонко Сурикова чувствовала типажи.

А вот Елена Соловей была утверждена практически мгновенно. У нее не было не то, что конкуренток, она обошлась даже без проб. После того, как Соловей снялась в фильмах Никиты Михалкова актриса стала очень популярной, практически супер звездой советского кино. Но несмотря на это, Елена подошла к роли очень ответственно.

В начале 90-х, на пике своей карьеры, Елена Соловей все бросила и эмигрировала в США. Она сделала это ради любимого мужа и детей. Первое время после переезда в Америку актриса стала домохозяйкой, много времени занималась с маленькой внучкой. К сожалению, супруг актрисы недавно скончался после тяжелой болезни. Сегодня для Елены самое важное – ее дети и внуки.

Настоящая французская атмосфера

Меня всегда удивляло, как советские декораторы при минимуме средств умудрялись воссоздавать настоящую атмосферу времени, страны, событий, которые лежат в основе сюжета картины. «Д’Артаньян и три мушкетера», «Шерлок Холм и доктор Ватсон», «Десять негритят», «Человек амфибия» и многие другие фильмы мгновенно переносят нас в другие эпохи. И кажется, все так по-настоящему.

Фильм «Ищите женщину» снимался в павильонах «Мосфильма». Но декорации настолько правдивые, что я всегда была уверена – когда Сюзанна Бриссар идет отправлять письмо на почту, она точно выходит на улицу Парижа.

В кадре много мелочей, которые создают атмосферу — французские журналы, кадры Парижа в начале фильма из личного архива Данели, улицы, упомянутые в картине существуют на самом деле. И даже пластырь, которым мадмуазель Постик заклеивает себе рот, чтобы не взболтнуть лишнего имеет иностранные «корни».

Чудесный фильм, прекрасные актеры, гениальный режиссер.

Источник

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
    • lija
    • 23 октября 2020 г. 12:21
    Изумительный фильм!!!
  • :thumbsup:
  • :thumbsup:
  • :thumbsup: