Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Уникальный советский телефильм о коммунальнойй квартире, в которой уже был построен коммунизм ч.2

3 530

Продолжение. Начало тут.

Продолжаем изучать обитателей коммунальной квартиры в старом доме на московской Благуше. Кроме супружеской пары Якушевых там проживают 50-ти летняя мастер с той же ткацкой фабрики, что и Женя Якушева - Прасковья Ивановна Боброва, пенсионер, бывший таксист дядя Юра и 33-х летний Виктор Баныкин по прозвищу Большой, водитель-испытатель новых моделей грузовиков в НИИ.

Если художник Якушев - это представитель советской народной интеллигенции, так называемой "прослойки", генератор идей, идеологический лидер, то остальные его соседи - это представители рабочего класса. Это наши простые советские люди, родившиеся при Советской власти, воспитанные ею. Они и есть новая общность "советский народ", о возникновении которой уже официально объявят через 6 лет, в год 60-ти летия Советской власти.

Дядю Юру играет корифей МХАТа, народный артист СССР Алексей Грибов, а тетю Пашу Боброву актриса ЦАТСА, народная артистка РСФСР Нина Сазонова. Оба актера, конечно, и до этого были известны советскому зрителю. Грибов в основном, как театральный актер, а Сазоновой популярность принесли фильмы "Живет такой парень" и "Женщины". Но после выхода "День за днем" популярность и Грибова и, особенно Сазоновой, стала всенародной. Сазоновой тысячами приходили письма от благодарных зрителей. Адрес указывали простой "Москва. Тете Паше".

Дядя Юра бывший фронтовик, много лет до выхода на пенсию проработал московским таксистом. А таксисты великолепные знатоки жизни и психологи. И поначалу между дядей Юрой и только что вселившимся в их квартиру после женитьбы на Жене Костей Якушевым происходят споры. Якушев проповедует всеобъемлющий гуманизм по отношению к людям. Каждый человек от природы добрый и порядочный, и нельзя предвзято относится к людям, надо прощать им их маленькие слабости и всячески помогать.

Дядя Юра же - не такой абстрактный гуманист, все-таки работа в такси многому учит, считает, что большинство людей или дураки, или жулики. Жулики в его понимании - это хитрые, себе на уме люди, использующие доверчивость и доброту других. Доверчивые и добрые для него дураки. И , в принципе, у него имеются основания для такого вывода. Не может дядя Юра своим природным народным умом понять, зачем в жуликах искать что-то хорошее, жулика могила исправит, и дурак тот, кто с ними возится и пытается исправить.

Вот так и получается, что дядя Юра живет в одном мире, а Костя в другом. Но каждый потом оказывается по-своему прав. И постепенно они друг к другу притираются. А неким амортизатором между дядей Юрой и Костей служит тетя Паша. Она еще в 1941 г. стала молодой вдовой, так и не успев родить ребенка. И так продолжала любить погибшего мужа, что отказала в свое время в предложении дяди Юры выйти за него замуж. Сазонова всегда была очень органична в ролях простых русских женщин. Вот и в этом фильме она создала очень искренний и светлый образ "всеобщей тети Паши", второй матери для молодых обитателей квартиры, да и всех туда приходящих.

Ну и, конечно, Нина Сазонова, прекрасная драматическая певица, не могла не спеть в этом фильме. Специально для нее Анчаров написал "Стою на полустаночке", ставшей после исполнения ее в фильме Ниной Сазоновой настоящей народной застольной песней. Но "Полустаночек" она спела в конце второй части фильма, а в первой она поет другую, старую песню Михаила Анчарова "Кап-Кап". Вот эта песня. Вся судьба и сам человек, как на ладони.

И еще один обитатель этой квартиры Виктор Баныкин, по прозвищу Большой. 33 года, родился в этой квартире в 1937 году, отец погиб на фронте. Виктор собирался стать военным, учился в военном училище, но тяжело заболела мать, и ему пришлось оставить военную службу. Начинать жизнь с нуля. Здесь ему помог дядя Юра. Пристроил шоферскому ремеслу, устроил в такси. Сейчас Виктор работает водителем-испытателем новых моделей грузовиков в НИИ, учится заочно в автодорожном институте.

На роль молодого героя Виктора Баныкина Шиловский пригласил своего коллегу по МХАТу Вячеслава Невинного. Невинный был уже заслуженным артистом РСФСР, но больших, масштабных ролей в кино у него не было. В основном роли второго плана. И вот эта роль стала самой главной в его творческой жизни. После этой роли Невинный стал всенародным любимцем. После этой роли созданный Невинным образ положительного героя стал практически эталонным. Теперь режиссеры других картин требовали от своих актеров типажа в "стиле Невинного".

Баныкин в исполнении Невинного - это рабочий человек новой формации. Это уже рабочий с элементами умственного труда. Он великолепно работает руками и не менее великолепно работает и головой. Он водитель-испытатель, и он же конструктор-изобретатель.

Фильм снимали всего по три часа в день - с трех до шести часов вечера. Актеры приезжали из театров на съемки после дневных репетиций, снимались три часа и уезжали в театры на вечерние спектакли. Нагрузки были большие, но очень многие московские актеры стремились принять участие в этом фильме. Во-первых, тариф был повышенный, а во-вторых, уникальный драматический материал и уникальный актерский ансамбль.

Первая роль в кино жены режиссера Марка Захарова Нины Лапшиновой. Второй и последней ее ролью в кино была роль жены отца Федора в фильме Марка Захарова " 12 стульев".
Дзидра Ритенберга в роли бывшей советской партизанки. Во время войны, в тылу врага, они встретились с Костей Якушевым и полюбили друг друга. А следующая встреча произошла через 28 лет.
Михаил Зимин и Кира Головко. Знаменитые мхатовцы.
Евгения Ханаева в роли антагонистки тети Паши ,мастер с той же ткацкой фабрики Мохалева. Одна из первых значительных ролей в кино Е. Ханаевой.
Иван Москвин-Тарханов, актер и режиссер МХАТа, сын Михаила Тарханова и племянник Ивана Москвина.

Много размышлял Михаил Анчаров над построением своей телеповести.

Как мне, автору спектакля или фильма, “зацепить” такого телезрителя, сторонника “агрессивной” информации, которую он стремится скорее заполучить к чаю? Чем его “зацепить”, если я не хочу делать остросюжетную вещь, а хочу показать повседневную жизнь, текущую вокруг меня?

А показать ее, на мой взгляд, просто необходимо. Ведь острый сюжет — это история о случае аварийном. Не каждый день таковой в жизни человека возникает. Мне показалось обидным, что обычная, без происшествий, жизнь хорошего человека вроде бы большого интереса не представляет. По мнению некоторых, нормальный человек тогда только становится интересным, когда ему кирпич на голову падает.

Конечно, чисто психологически я понимаю человека, который требует увлекательного зрелища. Но почему-то этот человек убежден, что интересным может быть абсолютно все, кроме… него самого. Вот мне и захотелось доказать обратное. Захотелось доказать, что он сам по себе интересен — сидящий с женой у телевизора... Сюжета в жизни не бывает. Сюжеты все сочиняются. В жизни бывают только истории, живые, человеческие, сопровождаемые бесчисленным количеством подробностей, уводящих в сторону от сюжета.

В фильме нет привычного развития сюжета - завязка, кульминация, развязка. Показывается просто жизнь со множеством обязательных и, казалось бы, необязательных действий, поступков разговоров. Очень много философских диалогов и монологов, обсуждений морально-этических проблем. Основные рассуждения исходят от альтер-эго Михаила Анчарова Кости Якушева. Очень афористичные и глубокие.

Не верьте лжецам, которые говорят, что любви нет, верности нет. Это говорят трусы. Сердечные раны? Ну что ж, мы не скупые. За все надо платить. Трудности? А почему должно быть легко? Нормальный человек нуждается в нагрузках. Идет война за человека. А война - это не парад.

А когда Женя Якушева обращается к мужу с вопросом как же ей дальше жить, она уже переросла себя в качестве простой ткачихи, Костя отвечает ей

…Ты выбираешь дорогу в жизни. Это случается с каждым рано или поздно. И ты считаешь, что живешь попусту. Потому что, если человек делает не всё, что он может, он живет попусту. Человек – не мотор, его нельзя выключить. Нельзя смазать тавотом – и в сарайчик. Если у человека есть силы и он не все их использует, он мычит, как недоенная корова. А ты не знаешь, куда девать свои силы… Что ты будешь делать сверх нормы – решай сама, но только, чтобы ты ни делала – делай для людей…

И еще одна особенность фильма. В нем очень мало отрицательных персонажей. А просто хороших людей так много, что достаточно одному негодяю всего один раз врезать по физиономии, на других просто рявкнуть, и они больше не появляются "по ходу пьесы". Одного из таких негодяев играет сам режиссер постановщик Всеволод Шиловский. При его отрицательном обаянии сыграть мерзавца ему не представляет труда.

Он играет Жорика, мужа подруги Жени Якушевой Лельки по прозвищу "Селяви". Лелька и сама поначалу не очень положительный персонаж, такая смазливая циничная мещаночка, но потом совместными усилиями Кости, Жени, Большого и их друзей она перевоспитывается. А вот муж ее Жорик - наглый и омерзительный тип. И все уговоры-разговоры на него не действуют. Он только больше наглеет. И приходится ему один раз дать по морде, и он исчезает. Навсегда

Это Жорик в исполнении Всеволода Шиловского, а это его жена Лелька "Селяви" в исполнении актрисы Театра им. Ермоловой Нины Семеновой, на тот момент жены Шиловского.

В другом случае к дяде Юре приезжают дочь с зятем, которые много лет не поддерживали с ним никаких отношений, но дом идет под снос и дяде Юре должны дать отдельную квартиру. Вот родственнички и прилетели получить московскую жилплощадь. У бедного старика сердечный приступ. И опять достаточно было Косте на них один раз рявкнуть, и они испарились. Не только любовь и уважение к ближнему, но, когда надо, и силу могут применить.

Вот ведь и не хитроумный детектив, и не остросюжетный боевик, неторопливый фильм-спектакль с многочисленными философскими рассуждениями о том, что есть жизнь и как ее прожить достойно, а во время показа очередной серии улицы пустели и падало напряжение в электросети из-за резко возросших нагрузок. Зритель видел перед собой живых людей, ничем от него не отличающихся. Которые живут в ладу с собой, в уважении и доброте к другим. Атмосфера света, тепла и доброты шла с голубого экрана телевизора. Простыми словами Анчаров проповедовал от имени своих героев принципы коммунистического или, если у кого изжога от слова "коммунистического" - гуманистического общества, где действительно человек человеку - друг, товарищ и брат.

А об этом слове - "товарищ", Анчаров написал прекрасную, романтическую песню и она звучит в фильме. Обращение "товарищ", которое до сих пор никак не может, как ни пытаются это сделать, вытеснить слово "господин". Никак не приживается оно, сразу вспоминается бессмертное - "господа у нас в Париже".

Вот эта песня в исполнении Владимира Макарова.

Песня звучит во второй части фильма "День за днем", которая вышла через год после первой, в декабре 1972 г. Но о том, как появилась вторая часть фильма из 8 серий, и том, как восприняло фильм ближайшее окружение Анчарова из числа т.н. "творческой интеллигенции", в третьей части.

***

Часть первая

Источник

Россия становится центром мировой экономики

Ирану что-то прилетело: то ли ракеты, то ли несколько беспилотников, то ли попали, то ли не попали. Может узнаем, может не узнаем. Косвенно узнаем так: если ответа Ирана не будет, значи...

Обсудить