Gazeta Wyborcza (Польша): к съемкам этого фильма подключился весь Советский Союз, результат превзошел ожидания

14 2132

Западный кинематограф всегда плохо справлялся с классическими произведениями русской литературы: получались слезливые мелодрамы и терялась психологическая глубина. После появления экранизации «Войны и мира» с Одри Хепберн, в СССР решили сделать собственную версию, со всем размахом и художественными достоинствами. И это в полной мере удалось.

Каждый любитель классической русской литературы согласится с тем, что западные кинематографисты обычно с ней не справляются. «Мастера и Маргариту» Булгакова они боятся даже трогать, «Анну Каренину» превращают в слезливую костюмированную мелодраму, а на основе имеющего множество сюжетных линий романа Толстого о вторжении Наполеона в Россию делают помпезные фильмы или приключенческие сериалы (вполне приятную версию в 2016 году сняла компания «Би-би-си»).

Дэвид Лин (David Lean), правда, вышел победителем из сражения с Борисом Пастернаком, прекрасно экранизировав «Доктора Живаго» (1965), а Ричард Брукс (Richard Brooks) неплохо справился с «Братьями Карамазовыми» (1958) Федора Достоевского, но исключения лишь подтверждают правило.

«Война и мир»: холодная война в кино

«Война и мир» Кинга Видора (Kinga Vidora) с хорошо подходящей на роль Наташи Ростовой Одри Хепберн, но слишком красивым и стройным Генри Фондой в роли Пьера Безухова, отражал типичные особенности американского подхода к изображению русской души. Литературный первоисточник урезали, героев сделали плоскими, лишенными психологической глубины, а все философско-пацифистское послание произведения исчезло за красочным действом.

Когда россияне, которых тревожила холодная война и космическая гонка, посмотрели в 1959 году эту американо-итальянскую версию своей любимой эпопеи, они не смогли остаться равнодушными, тем более что в 1962 году отмечалась 150-я годовщина Бородинской битвы — кульминационного момента в романе.

Нужно было сделать советскую экранизацию «Войны и мира» и как можно быстрее. Она должна была превзойти творение «прогнившего Запада», удивить даже американцев как размахом, так и художественными достоинствами.

Пырьев против Бондарчука

О таком «опус магнум» мечтали многие режиссеры, но сражение развернулось между двумя: маститым Иваном Пырьевым и гораздо более молодым Сергеем Бондарчуком — актером, который успешно дебютировал в качестве режиссера в 1959 году с фильмом «Судьба человека». Пырьева оттолкнуло давление со стороны государства, он отказался от Толстого, выбрав Достоевского и начав снимать трехсерийный фильм по «Братьям Карамазовым». Премьера состоялась в 1969 году, спустя год после смерти режиссера. Легенда гласит, что соперники, Пырьев и Бондарчук, перестали друг с другом здороваться.

Бондарчук решил прыгнуть в омут с головой и не только выступить в качестве режиссера, но и сыграть Пьера Безухова. Ему было уже за 40, так что по возрасту он не очень подходил на роль молодого графа, но напоминал героя Толстого серьезным выражением лица и полнотой (Бондарчук специально набрал 10 килограммов). Это была очень сложная актерская задача.

Колоссальный проект обошелся примерно в 8 миллионов советских рублей. К ним следует добавить расходы, которые понесло министерство обороны (для сравнения, бюджет монументального «Андрея Рублева» Тарковского составил около миллиона). Бондарчук отдал фильму шесть лет жизни, заплатив двумя сердечными приступами и клинической смертью.

Объединить все усилия

Ответственность была огромной. В СССР к работе над картиной длительностью почти семь часов подключилась вся страна и государственный аппарат. Министерство культуры взяло шефство над процессом съемок, Государственный плановый комитет и министерство легкой промышленности помогали в производстве костюмов, а министерство обороны обеспечило съемочную группу лошадьми и военной техникой. Был даже создан специальный кинематографический кавалерийский полк. 58 музеев предоставили подлинную мебель и предметы быта XIX века из своих запасников. Более 40 предприятий занимались производством реквизита, среди которого была, например, копия столового сервиза, произведенного в XVIII веке Императорским фарфоровым заводом. Было сделано 9 тысяч костюмов, 12 тысяч киверов, 200 тысяч пуговиц, тысячи единиц оружия и копий российских и французских орденов. Для съемок пришлось построить 50 зданий и восемь мостов. Объекты архитектуры или инфраструктуры XX века маскировали зеленью. Фильм снимался, в частности, в украинском Закарпатье, в Смоленской области (Бородинская битва), Ленинграде, Москве и даже в доме Толстого в Ясной Поляне.

Оператор Анатолий Петрицкий использовал советский вариант широкоформатной технологии, и хотя ему приходилось преодолевать проблемы (низкая чувствительность и невысокое качество пленки), он практически сотворил чудо. Он делал все возможное и невозможное, чтобы в визуальном плане фильм ошеломлял. Камера на съемках Бородинской битвы, например, летела, как пушечное ядро, по канатной дороге. Батальные сцены также снимались с высоких кранов, а прекрасные панорамы — с вертолетов. Первый бал Наташи оператор фиксировал на пленке, передвигаясь между танцующими на роликовых коньках.

Все это с лихвой окупилось. Состоящая из четырех частей картина («Андрей Болконский», «Наташа Ростова», «1812 год», «Пьер Безухов»), которую закончили в 1967 году, принесла советскому кинематографу огромный международный успех. Закрепили его «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке. Произведение Бондарчука до сих пор считается непревзойденной экранизацией «Войны и мира».

«Война и мир» сегодня

Какие чувства вызывает фильм у современного зрителя? Восхищение. Работа камеры, охватывающей масштабные сцены с высоты птичьего полета, до сих пор производит огромное впечатление, равно как и визуально-монтажные эксперименты, имеющие особое послание. Бондарчук, например, показывает охоту аристократов с точки зрения пойманного волка, который с тоской взирает на своих мучителей. Эффект получается потрясающим, а отсылает сцена к пантеистическим идеям Толстого. Отголоски размышлений писателя на метафизические темы особенно слышны во внутренних монологах Андрея и Наташи. Обычно такой закадровый текст вызывает раздражение, но в фильме Бондарчука его использование оправдано, оно обогащает психологические портреты героев. Те, впрочем, еще и отлично сыграны.

© РИА Новости, В. Уваров | Эпизод Бородинского сражения из кинофильма "Война и мир"

Дебютантка Людмила Савельева (когда начинались съемки, ей было 19 лет) — это идеальная Наташа. Балерина Мариинского театра создает образ непосредственной девушки, мечтательная натура которой практически дословно позволяет ей оторваться от земли. Она двигается и танцует, будто летая. В свою очередь, Вячеслав Тихонов убедительно передает скрытую эмоциональность князя Болконского, хотя, как и Бондарчук, он несколько старше своего персонажа.

Самое большое впечатление производят батальные сцены: масштабные, окутанные дымом, динамичные, полифонические, а одновременно мрачные и тяжелые, ведь они имеют пацифистский подтекст. В книге «История кинематографа. 1895-2005 годы» о них очень метко пишет Ежи Плажевский (Jerzy Płażewski): «Лучше всего у Бондарчука получилась третья часть, практически полностью посвященная Бородинской битве. Фантазия и режиссерский размах позволили наполнить батальные сцены идейным смыслом, не свести их к одному топоту и грохоту. Режиссер по-толстовски изображает смертельное противостояние, ставку в этой игре, намерения обеих сторон и их воплощение, и, наконец, лишенные эффектности, но реалистичные кулисы битвы. Это было настоящее открытие в теме, которую ранее поднимали множество раз. По аутентичности его можно сравнить в литературе разве что с новаторским описанием битвы при Ватерлоо Стендаля».

Калина Мруз (Kalina Mróz)

Источник

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
    • Vanda
    • 8 апреля 2021 г. 05:53
    :thumbsup: А какие замечательные роли второго плана!! Мария сестра Болконского, капитан Тушин..
  • :thumbsup:
  • Лучший фильм. Есть отличные, но таких, чтоб еще и зрелищно, мало
  • Поделку нетфликса про Чернобыль смотреть невозможно из-за огромного количества штампов и сознательных конъюнктурных искажений. И вообще, американский кинематограф в упадке, это признается всеми ведущими специалистами кино. К слову сказать, российское кино находится не в лучшем состоянии А вот русский " короткий метр" явно на подъёме. :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :clap: :clap: :clap: :clap: