Что происходит с памятью о Великой Отечественной войне в Белоруссии

1 306

По мере того как война передвигается в область «преданий старины глубокой», открывается простор для манипуляций

9 мая Белоруссия вместе с Российской Федерацией отмечает День Победы. Белоруссия – одна из немногих постсоветских республик, где День Победы остаётся в числе главных дат праздничного календаря.

Белорусская ССР первой приняла на себя удар гитлеровской агрессии, и её последствия для республики оказались одними из наиболее тяжелых. Белорусская земля находилась под оккупацией на протяжении 1941-1944 годов. Погиб каждый четвёртый (сегодня всё чаще говорят о каждом третьем) житель Белоруссии, хозяйство и города лежали в руинах.

Белорусские партизаны. Фото: russiainphoto.ru

В борьбе с оккупантами в Белоруссии развернулось широкое партизанское движение. О белорусских партизанах знают все.

В отличие от Украины или Прибалтики, в Белоруссии не было массового коллаборационизма и не возникло ничего подобного УПА (запрещена в РФ)*. Во многом это объяснялось общей слабостью белорусского национализма.

Тот же украинский национализм пустил глубокие корни в западных областях Украины, долгое время находившихся под контролем Австрийской империи, и испытывал сильное влияние немецкого этнического романтизма, из которого в конечном счёте вырос нацизм. Идеи этнической и расовой чистоты были созвучны умонастроениям украинских националистов, мечтавших об украинской державе, очищенной от «инородных элементов». Украинские националисты с готовностью встраивались в «новый мировой порядок», создававшийся под эгидой Третьего рейха, рассчитывая занять в нём не последнее место. А гитлеровцы использовали украинских и прочих националистов в своих целях, поручая им самые грязные операции, играя на противоречиях между разными националистическими движениями; так, противоречия между украинцами и поляками оборачивались кровавыми эксцессами (Волынская резня).

Белорусским националистам «не повезло». У них не было своей Галичины, ставшей инкубатором украинского национализма под властью австрийцев. Белорусский национализм был бледной копией украинского, имея поддержку лишь в узком кругу интеллигенции. Поэтому белорусский коллаборационизм и остался маргинальным, поэтому не сформировалось в Белорусской ССР массовое антисоветское движение наподобие УПА.

Слабость белорусского национализма означала, что белорусы не были склонны противопоставлять себя Советской России и русским. Участие жителей Белоруссии в борьбе с оккупантами было частью борьбы за общее Отечество. Белорусское партизанское движение выковало новое поколение белорусской элиты, которая определяла лицо послевоенной Белоруссии.

Эти особенности белорусского общества задали траекторию его развития после 1991 года, контрастирующую с развитием постсоветской Украины. На Украине после распада СССР начался националистический реванш, что отразилось и на политике памяти о Великой Отечественной войне. Советскому нарративу о войне был противопоставлен миф о «национально-освободительной» борьбе украинцев, сражавшихся якобы на два фронта – против фашистов и против коммунистов. «Героями» этой мифической борьбы стали вояки из УПА и прочих националистических формирований.

В Белоруссии в начале 1990-х гг. националистически настроенная интеллигенция, группировавшаяся вокруг Белорусского народного фронта (БНФ), тоже пыталась внедрять подобную мифологию. В 1993 году Белоруссию посетил Иосиф Сажич, бывший одним из лидеров коллаборационистского движения в годы войны и возглавлявший так называемую Раду БНР в изгнании. Сажич принял участие в мероприятиях по поводу 75-летия создания БНР – фантомного образования, провозглашённого группкой белорусских националистов в 1918 году, в условиях оккупации белорусских земель кайзеровской Германией.

Однако реванш белорусского национализма был скоротечным, он вызвал массовое отторжение. В 1995 году бело-красно-белый флаг и герб «Погоня» перестали быть государственными символами Белоруссии. Главным аргументом в пользу отказа от них стало использование этой символики белорусскими коллаборационистами.

В 1996 году день независимости Белоруссии был перенесён на 3 июля – этот день отмечается как День освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков.

Военный парад в честь Дня освобождения Минска

Однако споры по поводу Великой Отечественной войны и ее роли в белорусской истории на этом не прекратились. Националистические СМИ и блогеры ежегодно приурочивают к 9 мая шумные информационные кампании, смысл которых сводится к требованиям превратить Праздник Победы в день скорби, посвятить его разоблачению «советских мифов о войне», поискам «своей правды», которую отстаивали коллаборационисты.

Официальный образ Великой Отечественной войны в Белоруссии также подвергается трансформации.

Несмотря на то, что война продолжает рассматриваться как одно из центральных событий белорусской истории ХХ века, сам нарратив всё больше отличается и от советского, и от современного российского. Происходит «суверенизация» белорусского военного мифа, его концентрация на событиях, связанных только с территорией Белоруссии.

На аллее рядом с новым музеем Великой Отечественной войны в Минске годом её окончания указан 1944-й. Символика Дня Победы в Белоруссии тоже своя – георгиевская лента теперь под негласным запретом. Шествие «Бессмертный полк» замещено другим мероприятием («Беларусь помнит»).

Музей Победы в Минске. Фото: lookmytrips.com

А в ходе кризиса, разразившегося в республике после президентских выборов августа 2020 г., тема Великой Отечественной войны в белорусском политическом пространстве получила неожиданное развитие: белорусская оппозиция стала использовать память о войне как инструмент борьбы против А. Лукашенко. Стали распространяться сравнения правящего режима с фашистским, лозунги типа «Победили фашизм – победим и лукашизм». Один из лидеров оппозиции Павел Латушко призвал белорусских граждан выходить 9 мая на акции протеста. Такое использование белорусской оппозицией Дня Победы тем более примечательно, что большинство лидеров оппозиции – это те самые националисты, для которых данная тема чужая в принципе.

В целом память о Великой Отечественной войне остаётся важным элементом белорусского самосознания, но с уходом людей, для которых война была частью личной истории, эта память претерпевает изменения, ущербляется. Для новых поколений война передвигается в область «преданий старины глубокой», и здесь открывается простор для манипуляций и спекуляций. Преодолеть измельчание исторической памяти об одном из величайших событий ХХ века непросто.

Всеволод Шимов - Доцент кафедры политологии Белорусского государственного университета, кандидат политических наук

Заглавное фото: myruwin.ru

Источник

НЕОБХОДИМЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА ЗАПАДЕ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

На постсоветском пространстве легитимные принципиальные изменения по статусу, территории, границам бывших советских республик может принимать исключительно Россия (либо сама, либо с её официального со...

Обсудить
  • :astonished: