Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Речь при открытии VI антропологической выставки в Москве, 3 апреля 1878 года.

13 685

Обыкновенными источниками познаний о человеке и его деятельности всегда были народные и исторические предания и памятники, находимые на поверхности земли. В недавнее время наука нашла как бы клад: множество данных для изучения человека во глубине недр земных, множество останков хорошо сохранившихся, так как они были недоступны для атмосферных влияний и произвола человеческого. Этот источник антропологии известен и Библии: первому человеку, после его грехопадения, Господь сказал: земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3:19). И вот, чем глубже ученые проникают в недра земли, тем ближе подходят к могиле этого первого покойника. Оттуда, на различных слоях земной коры, добыты эти черепа и кости людей, разнообразные, судя по глубинам и пространствам земли, на которых они были находимы.

   С ними лежали и орудия деятельности древних людей, сначала грубые, потом более совершенные. Так и по Библии. Первые ризы, которые сотворил Господь нашим прародителям, были кожаные, звериные шкуры (Быт. 3:21). Из земли, лишенной первобытного плодородия, они должны были в поте лица добывать хлеб свой (19), сами изобретая орудия для возделывания ее, сначала из твердых вещей, находимых под руками, каковы дерево и самородные камни. Как этот труд был тяжел, мы слышим много веков спустя из уст Ламеха, при наречении им имени Ноя, на которого он возлагал свои надежды: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь Бог (Быт. 5:29). Около этого времени, уже вспоминаются млатобиец, ковач меди и железа и изобретатель свирели и гуслей (Быт. 4:21. 22). Вот как давно намечены открытые ныне периоды – каменный, медный и железный. Затем, уже на памяти истории и ближе к поверхности земли, открываются все более и более совершенные произведения цивилизации – вавилонско-ассирийской, египетской и греко-римской.

   Отсюда добывается весьма важный результат вообще для философии, и в частности для антропологии, именно: в труде человек совершенствуется. Нужда физическая возбуждает напряжение души, а это напряжение обратно действует на развитие и усовершенствование форм тела, особенно черепа и мозга. Это же говорит и Библия, но несколько в иных выражениях: здесь отчасти пролегает путь возвращения человека к первобытному совершенству – путь покаяния.

   Добывается ли здесь какой-нибудь результат и для веры? Есть, и весьма великий. Посмотрите на эти памятники, извлеченные из всемирного кладбища.

   Здесь найдете кости, орудия, вещи: но где думы, печали, радости и надежды людей, которым они принадлежали? Перенеситесь мыслью в будущее: и после нас будут открывать наши кости (если новейшая наука не сожжет наших тел), будут рассматривать наши вещи; но где же будем мы сами? Кто это мы сами? Это души наши. Они умирать не хотят. Вид смерти пробуждает в них страх разрушения и жажду жизни. Если эта жажда в нас есть, если она естественна, то есть существенна и всегда присуща нашей природе, – стало-быть, она истинна.

   Чувство этой истины, сознание этого внутреннего факта, внутренней правды бытия – это и есть вера в бессмертие души.

   Здесь есть великий результат и для веры во Христа, Спасителя нашего. Мы находим здесь изображение идолов: как они грубы! Не верится, чтобы люди чтили их как богов и поклонялись им; однако так было. Перенеситесь от них мыслью к греческим статуям Аполлона и Венеры: они чудо искусства; и опять не верится, чтобы создавшие их люди покланялись им как богам. Однако известно, что они покланялись им, может быть, только окружая их более художественными повествованиями, чем было у людей древнейших, и воплощая в них более утонченные страсти, чем страсть к войне или охоте у народов диких. Так человеческая цивилизация совершенствует, говоря языком библейским, нашу жизнь душевную, но не дает духовной. Учение о Боге-Духе, о служении Ему духом и истиною, об уподоблении ему в мудрости, праведности и любви проповедует, по свидетельству Библии, один Христос от периода каменного до сего дня, и будет проповедовать до конца мира, когда настанет последний период изменения мира огнем (2 Пет. 3:10).

   Так ученые, путем точных исследований, подходят к вере. Жаль, что от многознания они иногда впадают в самомнение и тем поставляют преграду между естественною мудростью и видением Божественным, растворяемым благодатною простотой Христовою. Оттого Господь и избирает больше не мудрых, не ученых, а худородных (1 Кор. 1:26-29) и сеет свое небесное семя на рыхлой почве их душ, не заваленной камнями сомнений и предубеждений. Но тем не менее, душа развитая наукой и обогащенная разнообразными познаниями всегда была и будет дорогим сокровищем для веры и Церкви – по широте ее взгляда, по глубине и силе убеждения, по богатству средств для проповеди веры и защиты Церкви. Да благословит Господь труды русских ученых – веру оправдывающие и в вере утверждающие!

Автор: архиепископ Амвросий (Ключарев)


Дополнительно:

Эйнштейн о религии. 

Добржанский и религия. 

Аргумент от восхищённых религиозных учёных. 

У Президента возникли вопросы к губернатору Петербурга. А Патрушев поехал в город проверять нелегалов

Если бы я был на месте Беглова, я бы точно был взволнован. Ему явно начали уделять особое внимание, и это стало очевидно. Первое предупреждение пришло от Путина в конце марта, когда его ...

Обсудить
  • А вот тут вижу классический пример манипуляции.Позволю себе аналогию."Ахейцы носили шкуры и воевали каменным и бронзовым оружием. Так написано у Гомера. Это безусловно свидетельствует о существовании Зевса и Аполлона" Каким образом описание быта древних людей может подтвердить мистико-эзотерические истории, описанные в Библии? Чем миф об Иегове лучше мифа о Зевсе, Одине или Шиве? "путь возвращения человека к первобытному совершенству – путь покаяния" .... Вот за эту цитату благодарю. Открытым текстом сказано, что цель религии - возврат в первобытную дремучую дикость. "Покайтесь люди за ваш разум"