И снова о фильмах "про войну" - старых и новых

54 2401

Четыре месяца назад я написал статью "Несколько слов о фильме "Т-34" и не только о нём". Вот она:

https://cont.ws/@sarmat1969/13...

Главная суть претензий, высказанных в мой адрес по этому поводу сводится к следующему - как я посмел сравнивать этот "говнофильм" с военными фильмами, который снимались в СССР. Немного касались достоверности фильма,, были высказывания в стиле "такого быть не могло" или "всё было совсем не так", но главной мысли (вернее того, что я сам считал главной мыслью) практически никто не затронул. Возможно, в этом виноват я сам, возможно, что я не нашёл тех слов, которые затронули бы что-то в головах и умах людей, которые читали статью - очень может быть. Я не претендую на непогрешимость и умею признавать ошибки.

Именно поэтому я решил написать что-то вроде продолжения своей статьи, причём построить его несколько иначе, возможно, это принесёт некоторую пользу. Очень может быть, что некоторые моменты я уже упоминал в предыдущей статье и теперь в чём-то повторюсь, прошу простить меня за это. 

Ещё раз хочу подчеркнуть - речь идёт не о достоверности событий, которые показаны в фильме, речь идёт об идее, заложенной в нём. Да и достоверность - она такая, знаете ли, всякая бывает. Вот есть фильм "Мы из будущего". Даже если отбросить линию перемещения во времени, как фантастическую, то достоверности там всё равно не будет и на грош. При этом главная идея фильма выражена столь чётко и ясно, что на все огрехи смотришь совершенно сквозь пальцы, а то и вовсе их не замечаешь.

Так вот, я решил рассмотреть фильм "Т-34" в сравнении с советским фильмом, который, по сути, говорит о том же самом. Итак, фильм "Жаворонок".

Фильм "Жаворонок" снят в 1964 году. Таким образом, с фильмом "Т-34" его разделяют 54 года. Разумеется, фильмы сняты в совершенно разные времена, совершенно разными людьми и в совершенно разных условиях. При этом фильм "Т-34" не является римейком "Жаворонка", как, скажем, фильмы "Звезда" или "А зори здесь тихие" (это только для примера и обсуждать их мы не будем), хотя основная линия у них одинаковая - побег из плена на танке. При этом в фильме "Т-34" нет того начала, которое есть в "Жаворонке".

Фильм "Т-34" не анонсировался как "снятый по реальным событиям" и не претендует на полную достоверность. При этом он наполнен аллюзиями к "Жаворонку" настолько, что при вдумчивом просмотре становится ясно, что авторы фильма хотели максимально сохранить дух старого фильма, при этом не копируя его. Более того, они сняли фильм, который совершенно не похож на старый и дело тут не только в технологиях и спецэффектах.

В обоих случая имеется немецкий офицер, задача которого состоит в том, чтобы мотивировать пленного советского командира-танкиста выполнить его приказ - вывести танк на полигон, под выстрелы пушек:

В первом случае немцам необходимо испытать новый противотанковый снаряд, во втором - обучить курсантов тактике танкового боя, сие не столь важно. Не важно и то, что в первом случае немецкий офицер - обезличенный оберштурмфюрер СС, а во втором - опытный танкист, который, возможно, именно благодаря этой аллюзии превращается из гауптмана панцерваффе в штандартенфюрера СС, что не вызвано логичной необходимостью для сюжета. Однако, продолжаем.

В первом фильме о советском танкисте не известно ничего, кроме имени Иван. Во втором советский танкист скрывает своё имя и звание, но они нам известны, поскольку имеется первая часть фильма, повествующая о бое, после которого он и попал в плен.

 

В фильме "Жаворонок" немцы вешают двух пленных, которые хотели вывести из строя танки, предназначенные для испытаний. В фильме "Т-34" мы видим двух пленных, которые подвергнуты жестокому наказанию - полуповешению на виселице, при котором ноги едва касаются помоста.

Фильм "Жаворонок" - танкисты хоронят погибшего товарища-француза, насыпая холм из камней. Такой же холм насыпают танкисты в фильме "Т-34", когда хоронят погибший экипаж танка, на котором предстоит воевать им.

С помощью ведра с промасленной ветошью танкисты в "Жаворонке" имитируют пожар в танке после, якобы, попадания снаряда, а в "Т-34" создают дымзавесу.

Оба фильма содержат сцену, когда немецкий генерал распекает эсэсовца, прошляпившего побег танкистов с полигона и даёт время на исправление ошибки, прямо намекая на неминуемые последствия в случае неудачи.

И в первом и во втором фильме не все члены экипажа сразу верят командиру, причём в фильме "Т-34" этот момент обыгрывается дважды (из-за наличия первой части). 

И в первом и во втором фильме командиром выдвигается идея о том, что к чехам надо пробираться поодиночке и в обоих вариантах эта идея не осуществляется (правда, по разным причинам). 

И в первом и во втором фильме есть сцена, где женщины, угнанные в рабство, увидев возможность освобождения, срывают с головы платок (во втором случае женщина всего одна и освобождение для неё не иллюзия, а реальность, но это, опять-таки, детали).

Оба фильма используют деталь "балета" на танке, а также эпизод, когда танки давят немецкие легковые автомобили (правда в первом фильме таковая всего одна). 

В фильме "Жаворонок" есть сцена, где немцы, издеваясь над пленными, подают команды "Nieder! Auf!", то есть, "лечь-встать". В эпизоде погони в лесу, танкист Алёша словно вновь слышит эти команды и каждый раз отвечает "Нет!", что демонстрирует его готовность более не влачить рабскую участь. В фильме "Т-34" Ивушкин сознательно не выполняет команду "Ложись!", которую отдаёт комендант лагеря.

Ну, и оба фильма показывают сцены паники в немецких городках, где появляется советский танк, шуцманы, без команды делающие "хенде хох", девушки из "гитлерюгенда", точнее, из BDM и, конечно же, эпизоды со смакованием пива.

Разумеется, наличие всех этих (а ведь вполне вероятно, что я упомянул далеко не все) аллюзий не делает фильмы близнецами. К примеру, финалы фильмов абсолютно разные, я бы сказал - диаметрально противоположные. В "Жаворонке" все танкисты погибают, до конца выполнив свой долг, в "Т-з4" мы видим кадры счастливой жизни героев после войны. Что же, так решили авторы, на что имели полное право. Действие "Жаворонка" происходит в 1942 году, действие "Т-з4" - в 1941 (вступление) и в 1944 (основная часть) годах. Есть и другие отличия.

Немного о пресловутых "роялях в кустах". Если в первом фильме нашим танкистам удалось захватить лишь один автомат, то во втором в их руки попадает настоящее сокровище - шесть снарядов. Натяжка? Возможно, и что с того? Мало их было в кинематографе? А сколько ещё будет? Так что же теперь - и не снимать фильмов со счастливым концом? И кому от этого станет легче?

И вот теперь скажите мне - почему надо считать фильм, в котором показаны люди, которые в самых тяжёлых условиях не потеряли себя, которые помнят о своём долге, которые готовы бить врага даже тогда, когда это кажется невозможным - плохим фильмом?

Да, в предыдущей статье я упоминал любителей искать в фильмах ляпы. Могу их порадовать - в фильме "Жаворонок" действует танк Т-34, что хорошо видно на общих планах. Однако в кадрах крупного плана несколько раз явно видны детали танка Т-34-85. Надеюсь, вам стало легче!

И ещё - я писал, что меня немного коробит сцена рукопожатия Ивушкина и Ягера в концовке фильма "Т-34". Но ещё раз посмотрев "Жаворонка" я нашёл ещё одну аллюзию, которая, возможно, таковой в прямом смысле слова и не является, но всё-таки...

Посмотрите внимательно - немецкие солдаты если и не осуждают действий своего сослуживца, который застрелил Ивана после того, как тот спас немецкого ребёнка, то и не одобряют их. Что же, ещё раз скажу - немцы тоже были разными.

Вот пока и всё. Комментируйте, оценивайте и берегите себя!

Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • :collision: :raised_hand:
  • Первый фильм снят, скажем так, для внуков участников войны, второй для правнуков. И тот, и другой показывают силу духа наших предков и гордость за них.
  • :thumbsup:
    • water
    • 23 сентября 2019 г. 09:32
    Как по мне, так "Жаворонок" реалистичней.
  • Иллюзии- аллюзии, всё это не важно. В конце концов в том же фильме Аты-Баты шли солдаты танки "немецкие" вообще переделаны из т-34 (в лучшем случае), и я это вижу и я это знаю и мне это совершенно не важно - потому что фильм не об этом. Важно как играют актеры как они создают атмосферу тех лет. И я верю, поэтому смотрю и "Живые и мертвые" и "Горячий снег" и "Они сражались за Родину" и люблю "На войне как на войне". А вот в "современных" потугах - я этого не нахожу и даже досмотреть фильмы не могу потому что: в глазах, жестах актёров я не вижу ничего, пустота, никакого перевоплощения. И кстати фильм "Жаворонок" перенапичкан пропагандой, от того я его то же терпеть не мог с детства. А тут забыл и пересмотрел и опять нахлынуло то же чувства отторжения. Ну а для тех кому это не важно (игра актеров) для них важно патриотизм, пусть смотрят мне то что. Мне их всё равно никогда не понять, потому что для меня сперва Станиславское: "не верю!" и тогда всё остальное дешёвое пойло, а не героическая сага! Уж простите!