"Момент истины" - несколько слов ещё об одном военном фильме (и не только о нём).

17 1553
Обложка легендарного романа
* Момент истины - момент получения от захваченного агента сведений, способствующих поимке всей разыскиваемой группы и полной реализации дела; более расширительно - получение информации, способствующей установлению истины.

Мне было 14 лет, когда мой дядя подарил мне книгу "Момент истины". При этом он сказал:

- Хочешь знать правду о войне - читай эту книгу!

Он знал о чём говорил - в годы войны он был "чистильщиком" СМЕРШа, "волкодавом".

* Чистильщик (от "чистить" - очищать районы передовой и оперативные тылы от вражеской агентуры) --жаргонное обозначение розыскника военной контрразведки.
* Волкодав - розыскник, способный брать живьем сильного, хорошо
вооруженного и оказывающего активное сопротивление противника.

Я много говорил с ним о войне. Точнее, мне тогда казалось, что это много. Сейчас я понимаю - мало я с ним говорил, непростительно мало. Рядом была живая память о войне, в детстве казалось, что её очень много. Ветераны войны были ещё очень бодрыми и активными старичками, а дядя на их фоне был просто пожилым человеком - он очень рано попал на фронт. Когда я вступал в комсомол, он был всего на десять лет старше меня нынешнего. Да что там говорить - я родился, когда от конца войны не прошло и четверти века.

Ветераны

Основу в нас они заложить сумели. Не во всех и не во всём, конечно, но представить себе среди нас "Колю из Уренгоя" я не могу. Я уже не говорю о том, что мысль о надругательстве над Вечным огнём была для нас немыслимой. Ангелами мы не были ни в одном глазу, но мемориалы павшим воинам - это была сакральная вещь. Мы и слова-то такого не знали, но чуяли это нутром.

Уже "отредактированный" памятник в Таллине на Тынисмяги, заменены таблички, убран Вечный огонь. Современным фашистам и этого показалось мало, памятник неоднократно оскверняли, а потом демонтировали и перенесли.

В марте 2007 года мне довелось своими глазами наблюдать, как полиция Эстонии не дала свернуть шеи фашистским молодчикам, которые осквернили мемориал Бронзовому солдату в Таллине. Всё, что мы смогли сделать тогда - это навести порядок после того, как погромщики покинули место преступления под охраной спецназа. Из поломанных цветов мы с друзьями выложили у ног Солдата российский триколор. Отбирать у нас советскую символику местные стражи порядка не решились.

Однако, вступление несколько затянулось. Перейду к основной теме статьи.

Владимир Богомолов в 1943 году. Он не любил фотографироваться. Этот единственный фронтовой снимок - репродукция с групповой фотографии.

Писатель Владимир Богомолов обладал очень сложным характером. Он был прямолинейным и принципиальным человеком. Заставить его сделать что-то против его воли было практически невозможно. Именно благодаря этому его качеству, он сумел сохранить свой роман практически в первоначальном его замысле, без купюр, правок и прочих искажений.

Понятно, что книга на такую тему не могла не стать предметом проверок в самых серьёзных инстанциях. Везде Богомолов держал оборону со словами:

- Я не уберу из книги ни единого слова!

Роман удивительно не похож на всё, что было написано до него и ещё более - на то, что было написано после. Его пронзительная правдивость, щемящая искренность делают с читателем что-то совершенно невероятное. Лично я прочёл роман на одном дыхании, а потом много раз его перечитывал и каждый раз словно проживал его заново. Роман этот был едва ли не первым произведением советской литературы, в котором так подробно и открыто говорится о действиях советской военной контрразведки. В романе используется много профессиональных терминов, Богомолова даже обвиняли в сочинительстве и выдумках, однако писатель довольно жёстко настаивал, что ничего не придумывал. Он вообще был жёстким человеком и именно так зачастую судил о людях. Возможно (и даже наверняка) зачастую в своих оценках он был неправ. Другое дело, что к самому себе он относился не менее жёстко.

В 2000 году по роману был снят художественный фильм.

Я приведу один кадр из фильма и отрывок из романа и попрошу людей знакомых с темой сравнить одно с другим.

Виктор Павлов в роли начальника продсклада и Евгений Миронов в роли капитана Алёхина - кадр из фильма "В августе 44-го"
Возле штабеля мешков с мукой, у вереницы машин, ожидавших очереди на погрузку, Алехин разыскал начальника склада, пожилого майора, толстого, с большим выступающим животом, однако на редкость подвижного и энергичного. Узнав, что Алехин из контрразведки, он, оставив дела, провел его в просторную землянку, где помещался штаб склада, попросил двух сержантов-писарей выйти и только тогда, усевшись сам и усадив Алехина, спросил, что его интересует.
- "ЗИС" И 1-72-15 ваша машина?
- И 1-72-15?.. Моя. А что случилось?
- Пока ничего, - успокоил Алехин. - Она только что вернулась со стороны Алитуса: очевидно, из Мариамполя или же Каунаса. У нее еще сзади выломан кусок борта.
- В Мариамполь машина ходила. Какая - точно не скажу. И насчет борта не знаю: транспортом ведает мой заместитель... Сейчас выясним, - пообещал майор и поднялся.
- А шофера вы знаете?
- И 1-72-15?.. Борискин... Откровенно говоря, знаю его мало. Он у нас недавно, месяца два... Но плохого ничего сказать не могу. Шофер как шофер.
- Мне бы хотелось побеседовать с ним. И посмотреть книгу учета личного состава. Только чтобы без шума, - попросил Алехин.
- Понятно.
Выйдя из землянки, майор что-то сказал одному из писарей, затем вернулся и, по армейскому обыкновению спросив Алехина, не хочет ли он поесть, молча принялся рыться в стареньком канцелярском шкафу. Он, как видно, был нелюбопытен, лишних вопросов не задавал; во всех его действиях чувствовалась спокойная деловитость, и Алехин не мог это не оценить.В дверь постучали.
- Войдите!
- Товарищ майор, ефрейтор Борискин по вашему приказанию прибыл...
Алехин увидел перед собой невысокого худого блондина с темными хитроватыми глазами на бледном немытом лице. На Борискине были грязные, промасленные шаровары и гимнастерка с солдатскими погонами, а на ногах старые, с порыжевшими голяшками хромовые сапоги; он быстро перевел взгляд с майора на незнакомого капитана и, по-видимому не ожидая для себя ничего хорошего, сразу насторожился.
- Садись, - предложил майор.
- Ничего... постоим. - Борискин снова быстро посмотрел на Алехина.
- Ты когда борт обломал?
- Это прошлой ночью на разгрузке. Я не виноват! "Студер" задним ходом разворачивался и врезал. А я тут ни при чем. Я докладывал помпотеху...
- Ладно. Проверю... Вот капитан хочет с тобой побеседовать. - Майор кивнул в сторону Алехина.
- Это насчет чего? - прищурился Борискин.- Узнаешь, - сказал майор и, склонившись к уху Алехина, шепотом спросил:
- Мне уйти?- Почему? Оставайтесь... Садитесь, ефрейтор, - предложил Алехин, и Борискин уселся на табурете шагах в трех от стола.

Когда я смотрел этот фильм в первый раз, именно эта сцена неприятно поразила меня тем, что она в корне отличалась от своего описания в тексте.

Выйдя из землянки, майор что-то сказал одному из писарей, затем вернулся и, по армейскому обыкновению спросив Алехина, не хочет ли он поесть, молча принялся рыться в стареньком канцелярском шкафу. Он, как видно, был нелюбопытен, лишних вопросов не задавал; во всех его действиях чувствовалась спокойная деловитость, и Алехин не мог это не оценить.

Я привожу ещё пару кадров из фильма и разделяю их совсем коротким отрывком из текста романа. Вы ничего не заметили?

Всё дело в том, что начальник продсклада, которого в фильме играет Виктор Павлов ведёт себя СОВЕРШЕННО ИНАЧЕ, нежели его книжный прототип. Последний абсолютно НЕ БОИТСЯ Алёхина и его вопросов. Он понимает, что Алёхин выполняет свою работу, что все его действия вызваны её спецификой, а также то, что Алёхину крайне необходимо установить истину. И майор, в меру своих сил и возможностей помогает в этом Алёхину, причём помогает искренне и обстоятельно. Герой же фильма, полное впечатление, от слова "СМЕРШ" впадает в какой-то нездоровый ажиотаж, суетится, дёргается, старается всё сделать сам (никаких писарей в сцене нет) - в общем, впечатление малоприятное. Даже предложение поесть выглядит как попытка задобрить Алёхина, хотя он не даёт никаких поводов к тому.

Тогда мне это показалось не очень значительным отступлением от текста, своеобразным пониманием сцены режиссёром и актёрами. Тем более, что сам фильм просто радовал глаз на фоне всего того непотребства, что снималось на военную тему с конца 80-х годов. А уж то, что выплеснулось на экраны в новейшее время, кроме нецензурщины, иных эпитетов не заслуживает. Одни только "Утомлённые солнцем" со всеми сиквелами способны сделать мизантропом человека с воображением. Я уже молчу про всякие там "штрафбаты", "последние бронепоезда", "сволочей" et cetera, et cetera. Такое впечатление, что кроме пресловутых "репрессий" ничего в стране и не было, как говорится, "полстраны сидело, полстраны охраняло".

Понятно, что делать из сотрудников "СМЕРШа" этаких инфернальных злодеев, как требовала мода, означало нарушить всяческую логику (и это бы не остановило, но так уж сложились обстоятельства), но следующий фильм, в котором особист показан в положительном ключе, появился только через десять лет. Это был фильм "Брестская крепость".

Актёр Михаил Павлик в роли лейтенанта НКВД Вайнштейна. Кадр из фильма "Брестская крепость"

Нет, серьёзно, если кто-то знает ещё фильмы, где сотрудник НКВД, Особого отдела или СМЕРШа не показан монстром, который спит и видит, как бы ему погубить побольше честных советских командиров, бойцов или представителей гражданского населения, да не просто так, а с изощрёнными зверствами, без этого он просто кушать не может, душевно прошу, назовите их, не дайте дурой помереть!

В общем, на всём этом фоне, фильм "В августе 44-го" смотрелся не просто светлым, а сияющим пятном. Однако, Владимир Богомолов, в силу своего характера, имел на этот счёт иное мнение. Он изложил его в своём стиле, не смягчая акцентов и называя вещи своими именами:

В силу бессмыслия и непродуманных импровизаций режиссёра оказалось проваленным большинство эпизодов, в том числе и узловые, наиболее важные: «В Ставке», «В стодоле» (эпизод с генералами) и финальный — «На поляне». То, что эти эпизоды оказались проваленными, ещё пятнадцать месяцев тому назад осознала продюсерская группа, в течение трёх месяцев требовавшая отстранения режиссёра от постановки; с тем, что большинство эпизодов провалены, в марте прошлого года согласилось и Госкино России, и, наконец, 17 апреля прошлого года это признало Министерство культуры Беларуси, о чём на другой же день мне сообщили из Минска, заверив, что летом наиболее важные из проваленных эпизодов будут пересняты. В конце апреля прошлого года это была принципиальная позиция Минкульта Беларуси и Госкино России, и я с ней, разумеется, согласился.
Однако уже 16 мая мне передали, что продюсер, по соображениям экономии, финансировать пересъемки отказался, заявив, что в состоянии сам сделать «забойный боевик» из уже отснятого материала без каких-либо пересъемок или досъемок. Мне сообщили, что придется ограничиться перемонтажом и переозвучанием. После этого отснятый материал многие месяцы вымучивали. Все свелось к вырезанию провальных, непригодных кадров и целых эпизодов. Сначала этим занимался режиссёр, а затем продюсер, который сам несколько месяцев перемонтировал и сокращал картину, однажды подрезав её — в один приём — на 13 минут экранного времени. В результате всех вырезаний осталось чисто физическое действие и случилось то, что не могло не случиться: персонажи лишились психологических характеристик, ушел мыслительный процесс, в силу изъятия или оскопления большинства эпизодов и кадров появились порой абсурдные нестыковки и несуразности, при этом картина оказалась лишенной смыслового шампура, оказалась примитивным боевичком с изображением частного случая, что ничуть не соответствует содержанию романа.

В связи с этим Владимир Богомолов попросил убрать своё имя из титров фильма. Возможно, существовала какая-то возможность компромисса, который мог сохранить фильм в его оригинальности, но, увы - не срослось.

Тем не менее, планка Богомолова была столь высока, что не осиливший её фильм, всё же остаётся одним из лучших фильмов, посвящённых контрразведке "СМЕРШ". Впрочем, сказано неверно, не одним из лучших, а первым и единственным в своём роде. Другого такого просто нет.

И вот ещё один момент. Внимательно прочтите этот отрывок из романа и обратите внимание на выделенные места.

ЗАПИСКА ПО «ВЧ»
«Весьма срочно!
Егорову
В связи с чрезвычайными обстоятельствами, создавшимися в результате действий группы „Неман“, под Вашу личную ответственность с целью обнаружения рации и других вещественных улик в дополнение к поголовной проверке документов надлежит немедленно организовать осмотр личных вещей у всех лиц, передвигающихся в тылах фронта, как гражданских, так и военных, независимо от званий и занимаемых должностей.
К проведению этого ответственного мероприятия, помимо органов контрразведки и частей по охране тылов фронта, привлеките личный состав комендатур и комендантских подразделений, а также лучших, наиболее толковых офицеров и сержантов из частей и соединений армии.
Каждый привлекаемый должен быть строго проинструктирован о порядке проверки, в том числе и о необходимости соблюдения при досмотре вещей максимального такта и вежливости.
Особенно тщательно следует осматривать весь автотранспорт и передвигающихся на нем лиц.
Сообщаю, что проверка личных вещей (независимо от званий и должностей, занимаемых их владельцами) санкционирована Главным военным прокурором Красной Армии шифротелеграммой ОВ/0059 от 19.08.44 г., передаваемой в настоящий момент всем военным прокурорам 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов.
Колыбанов»

Идёт тяжелейшая война в истории страны. Проводится операция стратегического значения. При этом соблюдению законности придаётся огромное значение. Это к вопросу, как к этому относились в сталинском Советском Союзе.

Скажу честно - я не был бы столь категоричен в оценках фильма, как Владимир Богомолов, но ему, как автору, разумеется, виднее. Но я смотрю на вещи реально и понимаю, что в нынешних условиях такой фильм - это достижение.

На этом, пока всё. Берегите себя!

https://zen.yandex.ru/media/id...

https://zen.yandex.ru/media/id...

«Крокус-покус» Агаларовых: здание в кадастре не числится, а работали дети и самозанятые

Многие наверняка обратили внимание на школьников, выводивших людей из «Крокус Холла» в ходе теракта 22 марта. Они прославились на всю страну и получили уже немало наград. Правда, юридич...

Русская ракета попала "куда нужно". Варшава спешно отправила в отставку инструктора ВСУ после смерти генерала
  • ATRcons
  • Вчера 20:06
  • В топе

Решение об отстранении было принято на основании данных контрразведки Польши. Кадровые перестановки в "Еврокорпусе"  Пресс-служба Министерства обороны Польши сообщает об уволь...

Наши спортфедерации потоком отказываются от Олимпиады

"Слать команду бомжей не будем!" Федерации одна за другой посылают Париж-2024 лесом.История с допуском-недопуском наших спортсменов на парижские ОИ уже изрядно приелась. Столько было сл...

Обсудить
  • Даааа, книга выдающаяся. Попалась она мне году в 76-м, ну как попалась, увидел у однокашника - дай почитать (мы тогда читали :flushed: ), он говорит - в очередь, я занял в третьем десятке :blush: , хоть мы и жили на казарме, время на чтение давалось 12 часов. Моя очередь пришлась на ночь. :smiley: С тех пор уже раз двадцать перечитал. А фильм получился неплохой, но не более.
  • Мне кажется потрясающим мастерством СМЕРШ, когда Алехин перерождается - иного не подберу - в протоватого, плутоватого, косноязычного и не очень умного, просчитываемого на первом этаже, патрульного... И играет на задержанных, как по психике, так и по ситуации, и еще на развитии их действий... Это - было доказательно и сильно. Очень люблю книгу, фильм, и само обоснование СМЕРШа, доказанное автором. Бабушка приехала!
  • В 1975 была попытка экранизации,но...
  • Хороший разбор! +++ :thumbsup:
  • Первый раз прочитал "Момент истины" в "Роман Газете" Собрал все журналы прошил и сделал переплёт сделал сам корочу сходил в местную типографию и мне выравняли все страницы отец обтянул кожей и так она до сих пор хранится