Итак, кардинал Ришелье - взгляд с другой стороны

0 808

Думаю, что практически каждый из читателей КОНТа, если и не ознакомился с самым знаменитым романом Александра Дюма, то уж наверняка смотрел хотя бы одну из его многочисленных экранизаций (там в экспериментах дошли уже до того, что от оригинала остались только имена) и, во всяком случае, имеет представление о кардинале Ришелье. Другое дело, что представление это зачастую искажено и кардинал представляется фигурой, мягко говоря, непривлекательной. А так ли это на самом деле?

Коллаж создан автором на основе кадра из фильма "Д'Артаньян и три мушкетёра"

Впрочем, и в романе "Три мушкетёра" есть строки, где говорится о величии кардинала, а в романе "Двадцать лет спустя" граф де Ла Фер прямо говорит об этом своему сыну Раулю. Но общее впечатление у основной массы читателей всё равно остаётся прежним.

Попробуем отрешиться от первых впечатлений и не предвзято взглянуть на фигуру первого министра, который был "сильным умом при слабом государе" — Армана Жана дю Плесси, герцога де Ришелье. Могучий, умный и решительный государственный деятель, который поставил перед собой цель объединить страну, покончить с произволом буйного дворянства и поставить на место врагов государства, которые не стеснялись, помимо всего прочего, получать помощь деньгами и оружием от Англии и Испании — исконных врагов Франции.

А Франция в 1625 году (начало действия романа "Три мушкетёра") представляла собой картину, весьма далёкую от благолепия — хотя бы потому, что ее территория составляла четыре пятых от нынешней. С той поры, как французский язык был признан официальным языком королевства прошло только восемьдесят лет. Почти половина населения страны до сих пор говорила не на нём, а на местных языках и ощущала себя не французами, а, прежде всего, пикардийцами, бретонцами, анжуйцами, нормандцами, гасконцами и так далее.

При этом какие-то провинции подчинялись центральной власти, какие-то пользовались былыми правами и привилегиями, ограничивающими власть короля, а какие-то и вовсе не признавали никакой власти, кроме своих феодалов. Существовало и ещё одно немаловажное обстоятельство — в одних местах вся политическая, юридическая и религиозная власть была сосредоточена в руках католиков, а в других полностью принадлежала гугенотам.

Вот, кстати, о гугенотах. Под этим названием подразумевались еретики-протестанты, которые, вопреки распространённому мнению, не просто желали обрести равноправие с католиками, а а стремились создать своё государство в государстве, где они могли бы править сами, не подчиняясь никому. Печально известная Варфоломеевская ночь была лишь ответом католиков на попытку гугенотов захватить власть в Париже, в которой гугеноты были разбиты. А до этого они в течение неполных двадцати лет трижды устраивали католикам резню, не щадя никого. Да и ночь святого Варфоломея их не остановила полностью, в том же 1625 году, в руках гугенотов оставалось несколько крепостей и ряд провинций страны, где у короля не было никакой власти.

Эти гражданские войны, вызванные помимо религиозной вражды ещё и слабостью королевской власти вкупе со своеволием дворянства, сотрясали Францию уже более семидесяти лет. Конца им не было видно, а ведь мира не было не только в стране - мира не было и в семье короля. Королева Анна Австрийская отнюдь не была образцом верности и добродетели, так что Людовик XIII был излишне оптимистичен в этой сцене:

Коллаж создан автором на основе кадра из фильма "Д'Артаньян и три мушкетёра"

Следует сказать откровенно, что и сам король не являл собой пример для подражания. Даже если не принимать во внимание, что намерения Ришелье по усмирению дворянства ещё не были воплощены в жизнь и каждый дворянин полагал короля лишь первым среди равных, Людовик XIII являл собой лишь бледную тень своего великого отца - Генриха IV, да и то, как говорится, имелись нюансы. Уж слишком упорными были слухи, что сходство Людовика с покойным фаворитом его матери Марии Медичи отнюдь не случайно. Маршал Франции Франсуа де Бассомпьер скаламбурил по этому поводу:

«Чего же вы хотите, господа? Ребенок потому так чёрен, что дело все в чернилах»

Тут надо пояснить, что по-французски слова «чернила» и «Анкр» созвучны, а именно титул маркиза д'Анкра носил вышеупомянутый фаворит Кончино Кончини).

Всё тот же Бассомпьер как-то высказался, что король сохранил лишь половину пороков Валуа, при том что добродетелей Бурбонов он не сохранил вовсе. По общему мнению, Людовик XIII был неблагодарен, скареден и жесток. Он не совершил в своей жизни ничего выдающегося, но доброе слово от французов в свой адрес он заслужил. У него достало здравого смысла вручить бразды правления государством кардиналу. Да, хлопот у Ришелье было выше крыши, капризный, переменчивый и слабохарактерный король легко поддавался чужому влиянию, но всё тот же здравый смысл подсказывал ему, что Ришелье тянет на себе страну — и король своего министра не сдавал.

Коллаж создан автором на основе кадра из фильма "Д'Артаньян и три мушкетёра"

Вот этот момент в фильме Юнгвальда-Хилькевича откровенно неточен. Анна Австрийская, связавшись с герцогом Бекингэмом совершает именно что государственную измену. Даже если бы всё ограничилось постельными утехами (а оно отнюдь не ограничилось) — тогдашнее право трактовало это именно так.

Поэтому кардинал преследует королеву отнюдь не из злобности своего характера — он заботится о безопасности государства, а разговоры о том, что он, дескать, мстит королеве за то, что она, якобы, отвергла его ухаживания, разговоры и есть. Кстати и Бекингэм отнюдь не сгорающий от любви обожатель королевы, он преследует совсем другие цели, вербуя агентов влияния среди парижской знати. Выявить их — одна из важнейших задач кардинала и он прекрасно с этим справляется.

Государственная секретная служба тогда была в зачаточном состоянии, да и слишком много было у Ришелье противников, чтобы рисковать, опираясь на неё. Поэтому вся разведка работала лично на него. Его агентами были самые разные люди, он не гнушался никаких связей. Информацию ему поставляли и влиятельные сановники, и дворяне, и фрейлины, и лакеи, а также торговцы. Ришелье поощрял последних торговцев, а они исправно приносили ему слухи и сплетни, из которых можно было выудить немало интересного.

Коллаж создан автором на основе кадра из фильма "Д'Артаньян и три мушкетёра"

Как видите, всё куда более прозаично и приземлённо, нежели в знаменитом романе. Дюма сам говорил, что история является всего лишь полотном, на котором он пишет свою картину мира. Простим таланту такую вольность, но не будем забывать про историческую правду.

Кстати, кем получаются в этой правде наши мушкетёры вместе со своим командиром де Тревилем? Исторические параллели приходят в голову? Вот то-то и оно. Очередной довод в пользу изучения истории, не так ли?

На этом завершу. Всем добра и благополучия.

В статье использованы материалы романа Александра Бушкова "Д'Артаньян - гвардеец кардинала".

https://zen.yandex.ru/media/id/5ab3bc1c830905537827302b/itak-kardinal-rishele-vzgliad-s-drugoi-storony-5f183a6064894b337e0c8a8a




Англичанка обгадилась. Предупредительное бомбометание и непроизвольная дефекация в Черном море

В 11.52 британский эсминец Defender пересек российскую границу и на 3 км вошел в территориальное море у мыса Фиолент. Он был предупреждён о применении оружия в случае нарушения границы, но не отреагир...

Defender подошел к Крыму и стал посмешищем в глазах британцев

Автор: Оксана ВолгинаОборонное ведомство Соединенного Королевства заявило, что Россия не делала предупредительных выстрелов в сторону британского эсминца. Однако сами британцы усомнилис...

«Таких случаев еще не было»: эксперт прокомментировал нарушение британским эсминцем границы РФ

По словам военного эксперта Ивана Коновалова, предупредительный огонь по британскому эсминцу со стороны пограничников РФ был произведен абсолютно законно. Военный эксперт Иван Коновалов прокомм...