Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

«Салют-7»:Очередное кино про космический ГУЛАГ и штрафбат - так нас изображали американцы, теперь мы сами (много матерных букв)

30 4669


Раньше только американцам приходило в голову снимать фильмы в которых русские изображались мягко говоря - "неумными", истеричными психами с неадекватными действиями и нестабильным поведением - обязательно в валенках, в шапках ушанках и с балалайками... теперь мы переняли "западные ценности" и сегодня готовы равняться на наших "старших партнёров" - снимая про себя и свою страну такие же дешёвые поделки.

Краткое содержание фильма - "Салют-7"

1985 год. Советская космическая станция«Салют-7», находящаяся на орбите в беспилотном режиме, неожиданно перестает отвечать на сигналы, посылаемые из центра управления полетом. Падение станции, являющейся гордостью советской науки и космонавтики, может обернуться не только потерей имиджа страны, но и трагедией с человеческими жертвами. Чтобы узнать причины аварии предотвратить катастрофу, необходимо отправить на орбиту людей. Однако, никто никогда не стыковался в космосе с неуправляемым объектом.

В итоге получился фильм в худших традициях голливуда - с его навязшей в зубах русофобией, когда в они в своих фильмах русских выставляют недалёкими или дураками, и даже если они и летают в космос, то и там беспробудно пьют, ругаются и истерят, а из одежды у них шапки ушанки со звёздами и валенки...

В фильме прекрасно всё!

Постоянно истерящие советские генералы и сотрудники KGB, всю картину собирающиеся сбить станцию вместе с космонавтами ядерной ракетой, чтобы она не досталась американцам. Постоянно паникующий руководитель полётов и сотрудники ЦУПа, которые весь фильм бегают чуть ли не по потолку с криками "А-а-а! Что же делать!". А в ключевой момент руководитель полетов разносит стулом стекло и тоже начинает стучать кувалдой – по наземному макету станции.

Кацманавты тоже под стать своему руководству. Сигареты, водка на борту, постоянные истерики, мат и драка в космосе, ремонтная кувалда и тараканы на космическом корабле - в общем всё как надо! Такое наверняка понравятся американским зрителям. Для аутентичности только пьяного медведя с балалайкой не хватает. А так - всё как обычно - космический ГУЛАГ. Чего еще то ожидать от "этих русских"?

Давным-давно, в Советском Союзе, было кино про героев, после которого хотелось совершать подвиги. Посмотрев фильм «Офицеры», мальчишки шли в военные училища, «В бой идут одни «старики» и «Экипаж» пополняли ряды тех, кто мечтал о профессии летчика, а после картины «Щит и меч» молодежь рвалась в разведчики.

Потом наступило странное время, когда героев не стало, если не считать за таких воров в законе и валютных проституток.

Начав читать заметку 

Читать полностью: http://www.aif.ru/culture/movi...

я даже было подумал, что АиФ сломался. Но, нет - АиФ торт еще! Большая часть заметки про отечественную космонавтику посвящена американскому х/ф «Аполлон-13» - как подчеркивает автор "основанного на реальных событиях". Как пример того, что пиндосы впереди планеты всей не только в освоении коцсаса (ведь они были на Луне!) но и в создании героического эпоса о своих достижений. А "эти русские" даже кино нормально снять не могут!

Хотелось бы напомнить пропиндосским пи*арасам, что Салют-7 был на тот момент вообще ЕДИНСТВЕННЫМ объектом во Вселенной, как именно космическая станция, предназначенная для долговременного пребывания человека на орбите. А пиндосы ни до ни после не смогли запилить САМОСТОЯТЕЛЬНО ничего подобного. Даже китаёзы свою станцию построили - да и те по российским нашим чертежам. А пиндосы - НЕТ.

И даже сейчас без "этих русских" у США не было бы своего петушиного угла на МКС. Если отключить американский модуль - то не случится ничего, никто и не заметит. А если отключить российский - то станция просто прекратит своё существование. Но американцы (совершенно точно! по мнению демократического журналиста) были на луне! ВЕРЮ! Ибо, бля*ь, абсурдно.

И, да - предыдущая работа режиссера Клима Шипенко называлась «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota». Что, какбэ, намекает. Стабильность - признак мастерства, еп. Задроту, бляь, всю жизнь 15. И эпизод с кувалдой, при помощи которой в фильме ремонтировали КОСМИЧЕСКУЮ станцию, против которого категорически возражал реальный участник событий космонавт Савиных, из фильма исключить отказались. Худошнег так видит! Задроту - виднее!

В общем - ожидаемо. Всё в рамках существующей антисоветской парадигмы - нет там ничего нового - всё тот же "Штрафбат" и космический ГУЛАГ.

Вчера (случайно) переключая каналы наткнулся на фильм "Время первых". По накалу идиотизма, махровой антисоветчины и русофобии до тв-канала "Спас", конечно, не дотягивает - но где-то рядом:

Тоже всё хорошо! Актеры, режиссёры и сценаристы выступили на все деньги! И показали на что по настоящему способен бывший "советский интеллигент", а ныне - "творческая личность". А именно - постоянно психовать, биться в припадках и впадать в истерики! За весь фильм в ЦУПе ни одного спокойного диалога, всё на нервах! И каждый из сотрудников КМС по ПМС!

Смотреть такое нормальному человеку невозможно в принципе! Выглядит натурально как репортаж из дурдома с клиническими психами! Не ЦУП, а коммуналка с истеричными базарными хабалками в местечке под Одессой, еп!

Ну, и по всёму фильму красной нитью висит Домоклов меч ГУЛАГа и массовых расстрелов. Только я один заметил это? Королев постоянно, по всему фильму опасается тюрячки! Ну, понятно - ведь любому известно, что Королев сидел. И как известно - низашто!

Характерный диалог.

Генерал: - Ну, даст Бог они (космонавты) сядут...

Королёв: - Они ПРИЗЕМЛЯТСЯ, а СЯДЕМ - мы!

И даже одинокий радиолюбитель, сидящий в глухой тайге в унылой избушке, который первый запеленговал приземлившихся космонавтов, на пару с женой всерьёз опасаются, что за подслушанную "секретную" морзянку их накажут и сошлют в Сибирь. И из-за этих опасений он никому и ничего не сообщает, а в это время в тайге, в снегу по пояс, замерзают космонавты...

Посыл понятен сразу. Вот до чего довели и как зашугали проклятые комуняки советский норот "гомо советикус"! Что даже для спасения героев граждане боятся даже пикнуть! Даже морзянкой! А случись такое в Демократической Стране, то радиолюбитель (Сеня - превед!) стал бы национальным героям и получил медаль Конгресса за спасение геройских астронавтов! А в СССР бы его, на всякий случай расстреляли бы или в Сибирь сослали.

Вот хотелось бы спросить у бывших "советских интеллигентов" и режиссеров-сценаристов - в какую вы его Сибирь сослать хотели, блядь??? Ведь по сценарию он и так уже в Сибири!!!

Ну, и какой же русский без бухла? И даже сам Королев по успешному завершению в ответ на предложение сотрудницы выпить чаю - желает "что-нибудь покрепче!". Мало того, что Королев в реале вообще не пил, так ему еще буквально на следующий день ложиться в больницу на сложнейшую операцию.

Ну, и Центр управления полётом тоже чудесный. Там вместо чаю можно попросить "чего покрепче", еп. И сотрудница с энтузиазмом отзывается: Щас принесём, Сергей Павлович. Наверное водку в самоваре...

В общем - всё как обычно в "молодой, демократической стране" в которой за последние 20 лет так ни*уя толкового не сняли. Зато - свобода творчества! И каждый пи*арас моральный может снять любую лживую херню - и всем по*уй! Но на выходе, почему-то, получается исключительное говно!

НО... - всё по американским шаблонам и их "представлениями" об "этих русских". Пьяные, небритые советские космонавты с кувалдой, а на Земле их поджидает заградотряд НКВД. Достаточно посмотреть один такой "шидевр" - и остальные можно не смотреть, еп. Там будет то же самое:

- Мам, я пойду поиграю с медведем.

- Ладно, иди, погуляй, сынок, только сначала выпей водки. И не забудь написать вечером отчёт в КГБ! А по пути домой не забудь купить водки - она заканчивается.

И перефразируя Бжезинского - хотелось бы задать риторический вопрос: Если ваша "творческая елита" снимает кино про русских по американским шаблонам и штампам - то это уже ваша элита - или наша?

https://youtu.be/XY8eYVXJO8g

https://youtu.be/IrdJIBplUZ8

https://youtu.be/E44-kPNPaik

Авторам фильма не хватило уважения к героям и своей стране. Потому что с теми, кого уважаешь, так поступать нельзя.

Давным-давно, в Советском Союзе было кино про героев, после которого хотелось совершать подвиги. Посмотрев фильм «Офицеры», мальчишки шли в военные училища, «В бой идут одни «старики» и «Экипаж» пополняли ряды тех, кто мечтал о профессии летчика, а после картины «Щит и меч» молодежь рвалась в разведчики.

Потом наступило странное время, когда героев не стало, если не считать за таких воров в законе и валютных проституток.

Они добрались до космоса

А потом герои вернулись, но уже какими-то не такими. Оказалось, что подлинные победители в войне – это «штрафники», идущие в бой под дулом пистолетов вечно пьяных офицеров НКВД. Сражались, оказывается, не за Родину, за некую девочку, которая любит мыться в ванной посреди Сталинградской битвы, а сражали врага не оружием, а черенками от лопат и чудотворными паучками.

Изменились не только герои войны. Жизнь актера и поэта Владимира Высоцкого усилиями кинотворцов превратилась в наркотический трип на фоне финансовых махинаций.

Каким-то чудом уцелел герой хоккея Валерий Харламов, который в кино – невидаль – забивал канадцам клюшкой, а не силой телекинеза или молитвы.

И, наконец, добрались и до космоса. Оно и понятно – советская космическая программа легко даст пару-тройку сотен готовых сценариев для полнометражных лент на любой вкус. Драма, трагедия, лирика, борьба человека с самим собой и с техникой – ничего и придумывать не надо, только снимай.

Позор на фоне отличных спецэффектов

Картина «Салют-7» с точки зрения спецэффектов и показа космоса хороша. Так у нас космос еще не показывали. И если бы это было нечто абстрактное, вроде «Гравитации» Альфонсо Куарона, то на абсурдность сюжетных поворотов можно было бы закрыть глаза.

Но фильм-то снят о конкретном подвиге советских космонавтов. Причем космонавтов вполне конкретных и узнаваемых. И хотя авторы поменяли фамилии некоторых персонажей, любой, кто знаком с историей советской космической программы, точно знает, о ком идет речь.

«Салют-7».

Потому что женщина, которая занимается сваркой на орбите – это Светлана Савицкая, и никого другого на это место поставить нельзя. А руководитель полетов – это Валерий Рюмин, тем более, что Александр Самойленко, играющий его в кино, внешне похож на прототипа.

И космонавты Федоров и Алехин в кино – это Владимир Джанибеков и Виктор Савиных в жизни, и других в эти обстоятельства поместить никак нельзя.

Члены экипажа космического корабля «Союз Т-13»: летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза командир корабля Владимир Джанибеков и летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза бортинженер Виктор Савиных во время тренировок.

Подчеркиваем это особенно, потому что то, что со всеми этими людьми творится в фильме «Салют-7» - это, как говаривал председатель домкома Швондер, какой-то позор.

Члены экипажа космического корабля «Союз Т-13»: летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза командир корабля Владимир Джанибеков и летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза бортинженер Виктор Савиных во время тренировок.

«Аполлон-13»: прибыльное чувство гордости

Классикой героического кино о космосе, основанного на реальных событиях, является фильм «Аполлон-13». Картина режиссера Рона Ховарда, снятая в 1995 году, рассказывает об аварии американского космического корабля «Аполлон-13» на пути к Луне, происшедшей в 1970 году. Три астронавта, чья жизнь висела на волоске, героически выпутались из почти безнадежной ситуации, вернувшись на Землю живыми.

Это подвиг, который Америка по праву гордится. В основу фильма об этом легла книга «Потерянная Луна», написанная Джеймсом Ловеллом и Джеффри Клугером.

Джеймс Ловелл был командиром «Аполлона-13», то есть непосредственным участником событий. Когда зашла речь о написании сценария, Ловелл был приглашен в соавторы.

В итоге Ловелл решил, что Том Хэнкс сыграл его неправдоподобно. Был в фильме и ряд несостыковок, которые бросаются в глаза только специалистам, но в целом создатели не уклонились от реальной истории событий.

При бюджете в 62 миллиона долларов картина собрала в прокате более 355 миллионов и была представлена на «Оскар» в девяти номинациях (правда, удостоена была лишь двух).

Эта со всех сторон успешная картина насквозь пропитана уважением к людям, работающим в американской космической программе, членам их семей, да и в целом к стране. И выясняется, что можно вызывать чувство гордости, и при этом зарабатывать прибыль на сборах.

Операция «Кувалда»

Об операции по спасению «Салюта-7» тоже написана книга, которая называется «Записки с мертвой станции». Ее автор - Виктор Савиных, бортинженер корабля «Союз Т-13», непосредственный участник событий.

Но создатели фильма «Салют-7» не взяли Савиных ни в соавторы сценария, ни даже в консультанты. Очевидно, чтобы космонавт не мешал высокому полету их фантазии.

Я ни на что не намекаю, но предыдущая работа режиссера Клима Шипенко называлась «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota». Грешен, в течение фильма это название мне постоянно лезло в голову.

Авторам фильма не хватило того, что было у создателей «Аполлона-13» - уважения к героям и своей стране. Потому что с теми, кого уважаешь, так поступать нельзя.

Помните легендарного космонавта Льва Андропова из «Армагеддона»? В «Салюте-7» его дух незримо присутствует. Ну а как еще объяснить-то, что ключевым моментом ремонта станции и спасения космонавтов становятся удары кувалдой?

Виктор Савиных, весьма сдержанный в интервью, говорил, что против этого эпизода возражал категорически. Но авторы ничего менять не захотели.

Чудо советской конструкторской мысли, космическая станция «Салют-7», которой в середине 1980-х не было аналогов в мире, ремонтируется кувалдой. Гордость за страну и космонавтов? Нет? Странно.

Не хватало только медведя с балалайкой

Тогда, наверное, патриотизм укрепит космонавт, смачно закуривающий на аварийной станции при помощи открытого огня зажигалки? Ну, а где курево, там и выпивка – герои космоса с удовольствием употребляют «для сугреву» припасенную водочку.

Все время ожидается медведь с балалайкой – он выглядел недостающим звеном в этой цепи. Медведь так и не появился, зато появился таракан, с которым космонавты подружились.

Разумеется, на космических станциях проводят опыты на насекомых, но этот явно не был лабораторным. Судя по всему, он просто пробрался на борт корабля перед стартом.

Герметичность, стерильность – подобных вещей в реалиях этого фильма не существует.

Сигареты, выпивка, ремонтная кувалда и тараканы в космическом корабле наверняка понравятся американским зрителям.

Но даже представить себе страшно, что сделали бы с режиссером Роном Ховардом американцы, если бы «Аполлоне-13» астронавты стреляли бы из кольта, жарили барбекю в кабине и дружили со скунсом, который случайно попал в корабль, летящий на Луну.

Космос как анархия

Вы думаете, этим все ограничивается? Если бы. Вот истеричная жена космонавта, заявляющая, что он променял семью на космос. Вообще-то люди годами готовятся к поступлению в отряд космонавтов, потом еще годы ждут полета, и порой не дожидаются. Супруга вроде бы должна была знать, что для мужа – это дело всей жизни. Но авторам кино о таких мелочах думать недосуг.

«Салют-7» прошелся по всем заметным персонажам. Космонавт Светлана после сварки в космосе сдуру пропарывает себе скафандр, и ее приходится срочно спасать от гибели. Сами понимаете, «женщина в космосе – к беде», как бы говорят нам сценаристы.

Космонавт Владимир Федоров спасает Светлану, но его посещают видения. На Земле он сообщает, что видел ангелов, и его логичным образом исключают из отряда космонавтов.

Два героя, летящие спасать станцию «Салют-7», дружат, но ругаются. Командир, выпивая, заявляет бортинженеру: «Да ты вообще не космонавт! Инженер в скафандре!» Интересно, авторам что-то рассказывали про совместимость в экипажах?

Командир корабля в исполнении Владимира Вдовиченкова - настоящий анархист. Он игнорирует команды с Земли, действует по своему усмотрению, и про дисциплину, кажется, вообще не слышал, Да и что может знать о воинской дисциплине полковник авиации?

Инженер, которого играет Павел Деревянко, кажется более адекватным, но только до поры, до времени. В какой-то момент ему мерещится, что прилетели американцы, и он в истерике пытается открыть люк в открытый космос, а когда командир ему мешает, бьет товарища по голове огнетушителем. Высокие отношения!

И еще – благодаря фильму «Салют-7» мы узнали, что выход в открытый космос не является технологически сложной операцией, для которого нужно время на подготовку. Советские космонавты ходят туда, словно в туалет. Нам этого не показали, но, возможно, они там еще и перекуривают.

Почему Валерий Рюмин не станет Джином Кранцем

Вернемся к «Аполлону-13». В фильме есть персонаж по имени Джин Кранц, которого играет Эд Харрис. Джин Кранц – это реальный человек, руководитель полетов НАСА. Согласно результатам одного из опросов, американцы поставили его на второе место среди героев космоса, как вымышленных, так и настоящих. Столь высокая оценка дана была за то, что четкие, спокойные действия Кранца и его команды, которые вовремя подсказывали астронавтам необходимые операции, позволили спасти экипаж «Аполлона-13». Именно такого уверенного и знающего руководителя и сыграл Эд Харрис, номинированный на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.

В фильме «Салют-7» тоже есть руководитель полетов, прототипом которого стал Валерий Рюмин, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза. Но нашим Джином Кранцем после фильма он не станет, и это не вина актера Александра Самойленко.

Сценаристы превратили руководители полетов не в профессионала, а в рефлексирующего нытика, который не понимает, зачем посылает людей на орбиту, постоянно теряется, паникует, и не знает, что делать. А в ключевой момент руководитель полетов разносит стулом стекло, и тоже начинает стучать кувалдой – по наземному макету станции.

Команда руководителя полетов ему под стать – люди бегают, всплескивают руками, сокрушаются, но ни одного толкового совета космонавтам на орбите дать не могут. А ведь в реальности спасение «Салюта-7», как и спасение «Аполлона-13», было бы невозможно без труда десятков и сотен специалистов на Земле, которые упорно искали способы решения нештатных ситуаций на станции. Вот их всех, рядовых героев советского космоса, авторы картины умножили на ноль.

Все это исповедь…

Про советских генералов и сотрудников КГБ, которые, очевидно, олицетворяют власть, даже говорить не хочется – всю картину они страстно выражают желание сбить станцию, чтобы она не досталась американцам. И гибель экипажа и в этом желании не останавливает.

Такой вот фильм о подвиге советских космонавтов, каким его видят современные мастера кино. Настоящий космический «Штрафбат», в котором космонавты рискуют своими жизнями «ради куска железа», как говорит об этом руководитель полетов, и только потому, что власти СССР страшно боятся попадания своих секретов в руки американцев.

Почувствуйте разницу между «Аполлоном-13» и «Салютом-7». В одном случае кино про подвиг, а во-втором «исповедь z@drota@».

......

Досмотреть фильм я смог только потому, что уже в первой его половине переключил восприятие с режима "историческое кино" на "ненаучная фантастика". Вкусы - дело личное, кому-то картина возможно и понравится. В любом случае, разнообразные ошибки и неточности - отличный повод поговорить о том, что на самом деле происходило в истории, и как работала показанная на экране техника. И под занавес хочется рассказать, каким бы на мой взгляд был идеальный фильм по этим событиям.

Перчатки и ангелы

Особенности картины можно почувствовать уже с первых минут. Космонавты Джанибеков и Савицкая (в фильме фамилии изменены) занимаются сваркой во время внекорабельной деятельности, непринужденно развлекаясь шуточками про секс в космосе (привет, "Гравитация", которая тоже начиналась с шуточек в открытом космосе). Светлана прокалывает скафандр, и первая женщина, вышедшая в открытый космос, тут же оказывается в шаблонной ситуации "девы в беде". Спасать ее, впрочем, не торопятся, потому что напарник видит неотмирный свет с ангелами. После возвращения на Землю киноверсию Джанибекова из-за этого признают непригодным к полетам.

В реальности был очень успешный выход в открытый космос Джанибекова и Савицкой 25 июля 1984 года. В нем проверили универсальный ручной инструмент (УРИ), которым можно было резать, сваривать, паять и напылять покрытие.

Тот самый выход в открытый космос, Светлана работает, фото Владимира Джанибекова

В истории космонавтики известно два случая повреждения перчатки скафандра, но они оба, по иронии судьбы, случились с американскими астронавтами. В миссии STS-37 в 1991 году ограничительная наладонная планка проколола перчатку скафандра, но это было обнаружено только после возвращения - утечка воздуха оказалась слишком слабой, чтобы ее заметили. В 2007 году на миссии STS-118 при выходе в открытый космос заметили повреждение перчатки, выход завершили досрочно, но опасности не было - пострадали только два из пяти слоев. На советских/российских скафандрах "Орлан" тоже много слоев, а кончики пальцев закрыты пластиковыми напальчниками, так что проколоть их не так уж и просто. Также, абсолютная герметичность недостижима, и у любого скафандра есть нормы потери атмосферы. А в специальных скафандрах для внекорабельной деятельности есть дополнительные баллоны для того, чтобы справляться с небольшой утечкой.

Перчатки скафандра "Орлан", запасники Музея космонавтики, собственное фото

Авария

В фильме солнечные батареи станции повреждают метеориты, после чего показывается отключение какого-то блока, обесточившего станцию. Снова привет, "Гравитация".

В реальности станция была обесточена по другим причинам. Очень подробно и понятно происшествие описано в четвертой книге серии "Ракеты и люди" Б.Е. Чертока. 11 февраля 1985 года в системе управления сработала токовая защита - "выбило пробки" у одного из передатчиков системы радиосвязи. Автоматика перешла на резервный. Основной передатчик уже выработал ресурс, поэтому его отказ был неудивителен. По инструкции надо было дождаться прибытия специалистов по системе управления и системе связи, но следующая смена в ЦУПе попробовала включить основной передатчик - а что если срабатывание автоматики случайное? Увы, это было ошибочным решением - команда на включение основного передатчика вызвала короткое замыкание, которое вывело из строя находящиеся в одном блоке с аварийным передатчиком приемники и дешифраторы. Станция потеряла возможность принимать команды с Земли. Ток короткого замыкания в 100-120 ампер разрядил аккумуляторы станции и вывел из строя программно-временное устройство, которое должно было регулярно давать команду на подзарядку аккумуляторов от солнечных батарей. Без тока аккумуляторов прекратила работу система терморегулирования, и станция начала замерзать - по расчетам температура внутри нее должна была опуститься до -20°С. Оглохшую станцию никак нельзя было реанимировать дистанционно, должны были полететь люди.

Опасность

В картине и некоторых документальных фильмах всячески подчеркивается, что неуправляемое падение "Салюта" могло стать катастрофой глобального масштаба. По иронии судьбы в 1991 году станция совершила неуправляемый сход с орбиты, и не сгоревшие обломки упали на территории Аргентины. Около любительской обсерватории Оро Верде лежит в качестве экспоната один из самых больших кусков.

Фото Carloszelayeta/Wikipedia

Кроме этого упоминается о находках труб, плит, колец и других небольших фрагментов. Жертв не было. В случае падения станции в густонаселенной местности могли быть единичные пострадавшие, но реальный урон был бы намного меньше, чем медийная шумиха.

Похищение и тайна фотографии

Геометрическая ошибка создателей фильма, на самом деле размер грузового отсека 4,6 м х 16 м, спасибо за внимательность @Beholder

Еще один вопрос, который поднимается и в кино и в документальных передачах - якобы американцы собирались похитить станцию "Салют-7" на Спейс Шаттле. Очень коротко и по пунктам:

"Салют-7" - гражданская станция, на которой не должно было быть ничего особо секретного, на нее по программе "Интеркосмос" летали космонавты Франции и Индии. Предыдущую станцию "Салют-6" посещало множество космонавтов других стран от Кубы до Вьетнама. Военными станциями были "Алмазы", которые в целях конспирации обозначались как "Салюты" -2,3,5.

https://ru.wikipedia.org/wiki/...

Технически было бы крайне сложно похитить станцию - пришлось бы срезать солнечные панели и антенны, а так же извлечь из станции и выбросить более 6 тонн груза - шаттл мог вернуть с орбиты 14,4 тонны, а "Салют-7" в начале эксплуатации весил 20, и с новыми полетами его масса только росла.

Реально летавший весной 1985 шаттл с миссией STS-51B выводился на другое наклонение (57° вместо 51,6° у "Салюта-7") и мог только пролететь недалеко от станции с большой разницей скоростей. Перейти на орбиту "Салюта-7" и сблизиться у него не хватило бы топлива. Да и в грузовом отсеке в этой миссии была лаборатория SpaceLab, которую пришлось бы выбросить, чтобы взять "Салют".

За прошедшие десятилетия не всплыло никаких документов о том, что такое предложение хотя бы выдвигалось, не говоря уже о планах работ, оборудовании и тренировках по его выполнению.

https://youtu.be/oWcLGetHh2g

В недавно вышедшем фильме "Салют-7. История одного подвига" эта версия повторяется, причем журналисты даже вышли на Нормана Таггарта, члена экипажа STS-51B, который говорит, что сближение с "Салютом" было случайным. Там же утверждается, что с борта шатла якобы сделали фотографию аварийной станции. Вот она:

На фотографии видна станция "Салют-7", действительно похожая на аварийную - на одной из солнечных панелей не развернуты дополнительные панели (узкие сбоку от основной широкой), а угол поворота панелей выглядит ненормально. Сам Савиных в передаче говорит, что не видел этой фотографии в советских архивах, значит, ее сделали американцы. В Википедии эта фотография атрибутирована как "сломавшаяся станция "Салют-7", фото сделано экипажем "Союза Т-13"". Но это неверно - ссылка на источник недоступна, но в веб-архиве эта фотография никак не подписана. У меня не получилось найти это фото в онлайн архивах NASA, у него нет часто встречающихся в их архивах уникального номера. Как источник фотографии указывается агентство Sovfoto/Eastfoto, так что скорее всего верно объяснение по бритве Оккама - это советская фотография, а Савиных ошибся.

Стыковка

Стыковка в том виде, в котором она показана в фильме, не исторична и не реалистична. Прежде всего, в реальности станция практически не вращалась. А вращение по тангажу сделало бы стыковку вообще невозможной. Советский/российский стыковочный узел системы "штырь-конус" работает вот так:

Источник: "Наука и жизнь", 1988

http://epizodsspace.airbase.ru...

Если бы станция сильно вращалась, то на этапе Б на штырь с одной стороны начала бы действовать инерция станции массой в 20 с лишним тонн, а с другой - корабля массой 7 тонн. Стыковочную штангу сломало бы или вырвало.

Забытое сближение

Лазерный дальномер ЛПР-1, фото 6ppc.ru

А вот интересный и по-настоящему драматичный этап сближения никак не был показан. Дело в том, что баллистики могли сблизить корабль до расстояния нескольких километров до станции. Штатная система ручной стыковки ВСК-1 (Визир специальный космонавта) могла использоваться с расстояния нескольких сотен метров. А варианта ручного сближения между ними не было. В крайне сжатые сроки инженеры РКК "Энергия" и космонавты ЦПК сумели разработать методику сближения, когда командир корабля измерял дальность военным лазерным дальномером ЛПР-1 и управлял кораблем с дублирующего набора ручек управления, а бортинженер сидел с калькулятором и рассчитывал необходимые маневры. Более подробно это описано в отдельном материале.

Передраматизировали

Слой инея и потоп на станции - часто встречающееся в кино раздувание мухи в слона, чтобы было более драматично. В реальности на станции было немного инея и очень холодно (вязаные шапки - исторический факт). В переговорах действительно есть предложение ЦУПа плюнуть и проверить, замерзнет ли плевок. Замерз за три секунды. Когда станцию отогрели, стало сыро, и космонавты пустили на тряпки всю доступную ткань. Особенно страшно было протирать кабели перед соединением. Но, конечно же, реальное количество воды было меньше нарисованного. На фоне последующих ошибок к этому даже не хочется придираться.

Бессмысленный героизм

История с закрытым оплавленной блендой солнечным датчиком печальна тем, что бессмысленна. В реальности станцию сначала поворачивали солнечными панелями на Солнце двигателями ориентации корабля (и это даже показано один раз в фильме!), а кабели с панелей соединили напрямую с аккумуляторами, минуя какую-либо электронику. Так что весь героизм с кувалдой просто не был нужен. Отдельную грустную улыбку вызывает то, что после того, как бленду наконец успешно сбили, волшебным образом все стало хорошо, при том, что Солнце было по продольной оси станции и, по идее, вне видимости датчика.

История же с пожаром и скоростным выходом в открытый космос просто не выдерживает никакой критики. Сюжет пожара явно взят с истории на станции "Мир" и очень сильно преувеличен для драматизма. А мгновенно облачиться в скафандр не получится - там пониженное давление, и нужно заранее длительное время дышать чистым кислородом, чтобы азот в сосудах не закипел.

В то же время на станции были и реальные опасности. Например, из-за неработающей вентиляции космонавт оказывался в пузыре с повышенным содержанием углекислого газа, который он выдыхал. Был реальный риск потери сознания и удушья. Второй космонавт должен был контролировать работающего на станции, а при возможности они таскали с собой вентиляционные рукава. Жаль, что этого не показали. Бытовой героизм жизни и работы в холодильнике без горячей еды и питья на экране отсутствует.

Художественные достоинства

Читатель может сказать: "Хорошо, с точки зрения исторической правды, тут много вымысла. Но может быть фильм блещет художественными достоинствами, которые перевешивают?" Увы, как мне кажется, нет.

Единственная вещь, которой я по-настоящему доволен - это компьютерная графика. У нас научились снимать очень красивый космос, и это замечательно.

Труд космонавта, на мой взгляд, показан в искаженном виде. Космонавтика - это командная работа, а вместо слаженных действий нам преподносят героя-одиночку, который нарушает правила и плюет на инструкции. Тренировки стыковки не показаны вообще, вместо этого складывается впечатление, что никто не может выполнить задачу, которую волшебным образом решает супергерой.

Совсем не видно работы ЦУПа. Вместо своих должностных обязанностей руководитель полета занимается неуместной рефлексией, ноет, доходит до грани драки и швыряется мебелью. Только в финале по бленде на макете колотят кувалдой, чтобы показать, что даже на Земле, без скафандра, никто не может сделать то, что удается космонавтам. Вдвойне обидно, что в руководителе полетов вполне узнаваем космонавт Валерий Рюмин, который в то время занимал эту должность.

До сих пор наше кино не может избавиться от штампа "кровавой гебни", и это очень грустно. И здесь есть глупые и злые генералы, которые хотят взорвать станцию вместе с космонавтами, чтобы она не досталась американцам, не понимая, что такое действие с точки зрения пиара во много раз хуже потери станции или приема помощи от геополитического противника.

Отношения с родными тоже показаны неудачно. Да, с одной стороны жены переживают за выполняющих действительно опасную работу космонавтов. Но за многие годы совместной жизни они могли бы и понять, почему муж любит свою работу. Да, конечно, сложно показать одновременно и этот страх и понимание, но жаль, что здесь этого не получилось.

Местами создатели фильма допустили простые фактические ошибки, которых можно было бы избежать при более тщательной работе с источниками. Геометрическая ошибка с размерами шаттла показана выше, кроме того в фильме шаттл летит в неполетной конфигурации - настоящий орбитер сразу после выхода на орбиту должен раскрыть створки грузового отсека, потому что там находится система терморегуляции. Станция "Салют-7" показана со всеми установленными дополнительными солнечными панелями, хотя третий набор развернули Джанибеков и Савиных уже после реанимации станции.

В финальной сцене отчетливо не хватает пробравшегося в один из скафандров таракана, вместе с космонавтами салютующего американцам. Это бы сдвинуло смысловой спектр фильма в треш, и после такой сцены придираться к историческим и логическим нестыковкам было бы совсем неуместно.

Настоящие герои

В истории с фильмом больше всего жаль реальных Джанибекова и Савиных, которые оба живы и смотрели фильм. Судя по интервью ни Джанибекову, ни Савиных фильм не понравился, и это не удивительно - настоящая история лучше и красивее придуманной.

Заключение

Несмотря на заметную ориентацию на лучшие образцы кино о космосе, "Салют-7" получился смесью неудачных: советского фильма "Возвращение с орбиты", американского "Marooned" и худших моментов "Времени первых" (такая же пара героя, нарушающего правила, и напарника-меланхолика, драма "вернуть только одного" и "кровавая гебня"). У меня сложилось впечатление, что нашим режиссерам и сценаристам надо на время запретить снимать драмы - пусть тренируются на семейном кино, чтобы не было искушения пытаться вытащить фильм за счет острого сюжета и смертельной опасности - это очевидно не работает.

В.Савиных о блокбастере: «Нет ребята, этот фильм не годится»

Ещё один прототип героя фильма «Салют-7» лётчик-космонавт Виктор Савиных высказал своё отношение к киноленте.

У В. Савиных претензии, в основном, к нелепому освещению технической стороны инцидента в космосе.

По какой причине консультации участника событий были отвергнуты? Почему Савиных уже 3 года воюет с создателями фильма «Салют-7»? Что происходило на станции во время их командировки с В. Джанибековым? – в отрывке из интервью:

https://youtu.be/YE6xZcuHEbk

Для полноты картины см. так же мнение Владимира Джанибекова: «... все было ровно наоборот»

Дважды Герой Советского Союза Владимир ДЖАНИБЕКОВ: «Фильм «Салют-7» мне не понравился»

http://kubnews.ru/article/6271...

Режиссёры с травмированной рынком психикой не могут даже представить, что бывают иные, нежели современные, модели поведения в обществе

Один из прототипов главных героев картины Владимир Джанибеков уже посмотрел фильм «Салют-7» , впечатления остались неоднозначные.

– У меня сложное отношение к этому фильму. С точки зрения художественной картинки проделана прекрасная работа: потрясающие кадры, эффекты, актеры сыграли великолепно, даже невесомость удалось передать очень круто, – говорит Владимир Джанибеков. – Но присутствует какой-то американский вариант воздействия на мозги зрителей.

– Что вы имеете в виду?

– Показали страшных русских генералов, готовых расстреливать своих в космосе. В фильме присутствует и высшее руководство страны с угрозами. Хотя все было ровно наоборот: все надеялись на успех, спрашивали, чего не хватает, чтобы все получилось. Никогда не угрожали нам. Работники ЦК КПСС и Минобороны только поддерживали, желали победы и соболезновали, если что-то шло не так. Наша армия несет другую функцию: выручать, спасать, защищать и никогда не убивать. Когда люди за рубежом будут внимательнее смотреть ситуацию в Центре управления полетами, как вы думаете, это мимо пройдет? Нет. Вообще, как было на самом деле, можно прочитать в книге Виктора Савиных «Записки с мертвой станции». Да и в бортовом журнале не было никаких намеков на угрозы.

Из интервью В. Джанибекова газете «Кубанские новости» от 11.10.17

P.S. Пообщались с товарищами по этому поводу, была высказана, как мне кажется, довольно точная мысль:

Как говорится, «любишь кататься – люби и саночки возить». Россия, приняв внутрь капитализм, должна перенимать и все его уродливые проявления в искусстве. В том числе инсталляции на тему космоса.

https://youtu.be/Wxhv6GOLZqE

Дважды Герой Советского Союза Владимир ДЖАНИБЕКОВ: «Фильм «Салют-7» мне не понравился»

http://kubnews.ru/turizm/2017/...

http://www.vesti.ru/doc.html?i...

http://www.aif.ru/culture/movi...


https://sell-off.livejournal.c...

https://sell-off.livejournal.c...

https://sell-off.livejournal.c...

https://sell-off.livejournal.c...

https://sell-off.livejournal.c...


Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

У Президента возникли вопросы к губернатору Петербурга. А Патрушев поехал в город проверять нелегалов

Если бы я был на месте Беглова, я бы точно был взволнован. Ему явно начали уделять особое внимание, и это стало очевидно. Первое предупреждение пришло от Путина в конце марта, когда его ...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
    • swap
    • 19 января 2018 г. 17:22
    Фильм художественный... есть фильм документальный про Седьмой, но его вы ещё лет 25 не увидите в полной версии. Разбор киноляпов это конечно труд огого! но в данном случае это "я сценарист/режисёр - я так вижу". В СССР не было космических объектов гражданских... так что скрывать там было что.
  • Кувалда "золотая" выходит. Режиссер - дятел не знает, сколько стоит вывод килограмма груза на орбиту ) Про курево это вообще ужас, надо же до такого додуматься. Еще бы иллюминатор открыли, проветрить, а то накурено...
  • Сейчас что ни кинематографический "шедевр", то явное намерение плюнуть в тоталитарное коммунистическое прошлое - "проклятый совок" на сленге нынешних шоуменов. Да вы мизинца от тех Людей не стоите!
    • zooy
    • 19 января 2018 г. 18:08
    самое мерзкое , что создали "шедевров" заявляют, что фильмы художественные и показывают они свое видение истории- окупированная страна, идеология оккупантов,