• РЕГИСТРАЦИЯ

Человек – как инженерный проект Бога. 01. Где находится личность человека?

2 1185

В христианстве, да и во многих других религиях, Бог воспринимается как личность. И человек воспринимается как личность. Соответственно отношения между Богом и человеком должны формироваться как между личностями. (Это, кстати, уже само по себе знаменательно, потому как минимизирует в отношениях случайность. Отношения между личностями носят направленный характер, когда всему придается значение, и роль случая сводится к минимуму.) Это очень важный фактор для понимания мироздания.

Итак, что же такое личность? Определений понятия «личность» великое множество.

Лично мне ближе всего определение профессора А.И.Осипова:

«Мне кажется, что самым главным, когда мы говорим о личности, мы должны подразумевать самосознание, т.е. как самосознающее Я. Это самосознающее Я всегда уникально, т.е. единственно. … А проявляет себя это самосознание человека в совокупности отношений ко всему, и к самому человеку, и к окружающему миру, и даже к Богу.»

А где находится это самосознающее «Я»? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос необходимо погрузиться в устройство человека.

В христианстве есть две базовые модели устройства человека – дихотомия (человек состоит из души и тела) и трихотомия (к душе и телу ещё добавляется дух).

Дихотомия слишком проста для того, чтобы объяснить многие сложные вопросы. Поэтому я придерживаюсь трихотомии в строении человека.

Понятие о духе человека является ключевым в понимании структуры человека и в понимании личности человека.

Но при всей своей важности понятие «дух человека» до конца не определено и не проработано.

Большое внимание этому вопросу посвятил священник Андрей Лоргус в своей книге «Православная антропология»:

«Мы должны констатировать наличие чрезвычайно сложной догматической проблемы. Она заключается в неоднозначности святоотеческого богословия в вопросе о душе и духе.»
«Ин.3:6: ...Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
Сказанное только усиливает то понимание триадологического подхода, при котором понятие «дух» относится не к сотворенной природе, но к дару Божьему, превосходящему природу. При этом дух оказывается совершенным по сравнению с природой (падшей), и может быть как вообще превосходящий ее, а может быть целью совершенствования человека…»
«Дух может рассматриваться как часть человека, но только в бытии. Человек «получает» дух свой от «Духа Отца». Эта главная мысль святоотеческого богословия.»
«Если дух есть иноприродная сила, энергия, действующая в душе, тогда в падшей природе человека есть то, что остается залогом покаяния, надежды, восстания, обновления, веры и любви. Если же дух есть природа, природа, стало быть, падшая, то в человеке негде видеть «искру Божию», негде видеть божественный свет. Но весь религиозный опыт человечества, страдания и надежды человека, свидетельствуют о присутствии в человеке божественного блага.»

Где же в этой структуре расположено самосознающее Я? Можно предположить, что в душе. Но я же могу наблюдать, как сторонний наблюдатель, что происходит в моей душе. Даже когда моя душа охвачена эмоциями или чувствами – я могу видеть, что происходит внутри меня и вокруг меня сквозь эти чувства и эмоции, и силой воли принимать решения вопреки эмоциям и чувствам! Получается, что моё Я находится где-то сбоку или сверху над всем что происходит в моей душе. Но при этом психика относится к душе, в душе прописываются личностные характеристики человека. Так, где же находится самосознающее Я?

Попробую предположить, что это самосознающее Я находится в духе человека.

Составим упрощенную схему человека:

1. Дух человека – это нечто, формируемое Богом посредством Своих Божественных энергий, закладываемое в человека, обладающее Божественными свойствами: свойством самоидентификации и свойством свободы выбора + некоторые личностные свойства, наиболее подходящие под конкретного человека (под его душу и тело).

2. Душа – это некое тонкое тело, носитель личностных качеств, которые меньшей частью передаются по наследству, большей частью формируются в течение земной жизни человека.

3. Тело – материальная оболочка с множеством функций необходимое для взаимодействия с материальным миром.

Т.е. самоидентификация Я – это свойство духа человека, а личностные характеристики (через которые нас воспринимают как личность) – это свойства души. Дух, конечно, так же имеет некие личностные характеристики, но он коммуницирует с окружающим миром через душу и, соответственно его свойства всё равно преломляются через свойства души.

Это схема позволяет ответить на многие сложные вопросы богословия. Например, позволяет ответить на вопрос откуда берется душа у человека?

Есть 3 основные версии:

1 версия – душа где-то находится до того и вселяется в тело при зачатии и формировании тела.

2 версия – душа творится Богом каждый раз при зачатии тела.

3 версия – душа формируется, как и тело, из генетического материала отца и матери.

Все три версии имеют серьёзные изъяны. 1-я версия в христианстве вообще была признана как ересь. 2-я версия, по сути, ставит в укор Богу, что он творит ущербные души с всевозможными склонностями к чему-то не хорошему (есть же черты характера и наклонности человека, с которыми человек рождается). 3-я версия исключает участие Бога в появлении человека и тогда становится не понятно, как у страстных и порочных родителей могут рождаться хорошие дети. И вообще свобода выбора и ответственность человека за свою жизнь и за свой выбор становятся призрачными и в жизни человека царит предопределенность.

Наличие духа с Божественными свойствами (см.выше) в человеке даёт возможность выйти из этих противоречий: душа с её личностными свойствами формируется вместе с телом при зачатии из генетического материала родителей, а дух творится Богом с учетом особенностей зачатых души и тела и вкладывается в человека.

Свт. Феофан Затворник о человеческом духе:

«Что же это за дух? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Все роды существ наземных изводила по повелению Божию земля. Из земли изошла и всякая душа живых тварей. Душа человеческая хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. Вот почему внутри себя мы замечаем, кроме того, что видится у животных, и то, что свойственно душе человека одуховленной, а выше еще – то, что свойственно собственно духу.
Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им.»

протоиерей Александр Мартынов. Учение св. Григория еп. Нисского о природе человека (опыт исследования в области христианской философии IV века):

"Бог дал духу человеческому жизнь, но силы для ее поддержания и развития предоставил почерпать из Самого Себя, – дал разум, – эту царственную способность, – но опять под тем условием, чтобы он постоянно тяготел к высочайшему Разуму и в созерцании Его существа находил истинное удовлетворение своей природе, – дал мудрость и добродетель, но основа и источник всякой мудрости в Боге, и всякой добродетели – в подражании Ему."

    Они ТАМ есть! Предчувствие войны

    В последние недели и дни, все чаще слышны призывы к войне, все чаще пишут о том, что война близко и к ней надо готовиться. Все так, война очень близко и готовиться надо, но надо понимат...

    Остеоартрит? И что же дальше?

    К сожалению, с возрастом мы утрачиваем ту легкость и упругость походки, которые свойственны молодости. Впрочем, поверьте, это меньшее из зол, которые подстерегают человека по мере его ...

    Не нуждается РОССИЯ!

    Доброго Здоровья!Вчера, на волне высказываний Гаранта о главной нужде России, пришла реакция на услышанное.Вспомнились знакомые рязанские, владимирские, тамбовские... ребята, которые работают в Москве...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      sergiy 23 июня 15:24

      Человек – как инженерный проект Бога. 03. Формула любого объекта Вселенной.

      В богословии мы пытаемся описать объекты и явления, которые не принадлежат материальному миру. Мы не можем эти объекты и явления зафиксировать каким-то прибором и как-то измерить. И что-то понять в не материальном мире мы можем только если есть что-то похожее, знакомое для нас. Только через какие-то аналогии мы можем понять Божественные откровения об эт...
      974
      sergiy 9 июня 15:30

      Человек – как инженерный проект Бога. 02. Тайна Боговоплощения.

      С темой устройства человека тесно переплетается вопрос устройства Иисуса Христа, как Богочеловека. Вопрос очень непростой! На протяжении столетий много было сломано копий в словесных баталиях, пока наконец сформулировали требования к этой схеме, но саму схему так и не сформировали. Может быть слишком упрощенный был взгляд на природу человека? Чтобы попр...
      861
      sergiy 22 мая 16:56

      Человек – как инженерный проект Бога. Введение

      Создание мира и человека Богом можно рассматривать с разных точек зрения. Попробуем рассмотреть, как творческий проект, реализуемый по законам инженерии. В инженерном проекте присутствует своя логика, свои условия:1) Конечная цель реализуемого проекта (для человеческого разума доступны для понимания только некие промежуточные цели этого проекта, конечна...
      2033
      sergiy 16 мая 00:26

      Как богословие помогает в жизни? 5.Как готовиться к смерти и жизни вечной?

      Вот мы и подошли к основным вопросам религии. Что такое смерть? Зачем нужна земная жизнь человеку? Что будет потом и как к этому «потом» подготовиться?Все религии говорят о том, что земная жизнь ограничена (об этом же говорит и жизненная практика), что для человека смерть – это переходный процесс между двумя реалиями, и избежать этот процесс не представ...
      636
      sergiy 2 мая 22:39

      Как богословие помогает в жизни? 4. Зачем нужны боль и страдания?

      Евр.2:10 «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.»Одним из двух составляющих восприятия мира как зло — это наличие страданий. Что же такое страдания и зачем они нужны?По сути, мы имеем два механизма – механизм боли и механизм страдания. Они расположены в...
      176
      sergiy 25 апреля 01:19

      Как богословие помогает в жизни? 3.Как устроена душа?

      «Человек – составное единство из души и тела. Человек – одушевленное тело, чья душа может созреть до совершенства и обновиться до изначального образа.»        Григорий НисскийЧто же это за очки, через которые душа смотрит на мир, которые могут быть злом или не злом? Чтобы это понять надо сначала разобраться с устроением души чел...
      265
      sergiy 16 апреля 13:54

      Как богословие помогает в жизни? 2.Что такое зло?

       «Зло не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели, происходящее в беспечных вследствие отпадения от добра. Поэтому не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия.» Святитель Василий Великий Пре...
      245
      sergiy 11 апреля 17:48

      Как богословие помогает в жизни? 1.Основные вопросы.

      «Догматика не имеет никакого смысла, … если мы не видим какие следствия в жизни проистекают из того или иного вероучительного положения христианской веры»           профессор А.И.ОсиповСреди областей человеческих знаний есть такая область как богословие. О чем эта область знаний? О духовных законах, об устройстве духовного ...
      290
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика