Крестьянство и революция. Столыпин и его "кампф"

125 2354

Продолжение, начало тут:

Крестьянство и революция. Вводная часть.

Крестьянство и революция. Размер булки и сила хруста.

5 декабря 1908 г.  в Государственной думе Российской империи П.А. Столыпин произнёс речь под названием: "Свободный труд на собственной земле"

"В тех местностях России, где личность крестьянина получила уже определенное развитие, где община, как принудительный союз, ставит преграду для его самодеятельности, там необходимо дать крестьянину свободу приложения своего труда к земле, там необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью; надо дать ему власть над землею, надо избавить его от кабалы отживающего общинного строя." - провозгласил докладчик, не понимая, что таким образом он подписывает приговор и себе, и всем тем, к кому он обращался, и монархии, яростным поклонником которой он был всю свою жизнь.

"Господа, нужна вера., - говорил Пётр Аркадьевич, -  Была минута, и минута эта недалека, когда вера в будущее России была поколеблена, когда нарушены были многие понятия; не нарушена была в эту минуту лишь вера Царя в силу русского пахаря и русского крестьянина. "(Рукоплескания справа и в центре)

О том, как проявлялась вера царя в русского крестьянина, убедительно вместо слов говорят цифры, которыми, как булка изюмом, была напичкана предыдущая заметка : Крестьянство и революция. Размер булки и сила хруста. Я же хочу обратить внимание на то, про кого говорит Столыпин и на кого он обращает внимание:

"И вот, в эту тяжелую минуту правительство приняло на себя большую ответственность, проведя в порядке ст. 87 закон 9 ноября 1906 г., оно делало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и на сильных. Таковых в короткое время оказалось около полумиллиона домохозяев, закрепивших за собою более 3 200 000 десятин земли."

То есть Столыпин честно и откровенно признаётся, что вся его земельная реформа направлена на поддержку 500 000 человек, которые кажутся ему светом в окошке. Позвольте же напомнить общую численность населения империи и её структуру:

То есть Пётр Аркадьевич затевал аграрную реформу для 0.38% населения, если брать полную численность подданных империи, или для 0.5% сельских жителей. Они - самые сильные и самые крепкие. Им надо помочь в первую очередь. Простите, а как же остальные?

Государство вообще то, это система выживания народа в целом, а не отдельной его части. То, что Столыпин не понимает этот простейший древний постулат, понятно из его выступлений:

Политическая философия Столыпина была сформулирована им в речи о западном земстве, произнесенной в Государственном совете 4 марта 1911 г.: «Можно понимать государство как совокупность отдельных лиц, племен, народностей, соединенных одним общим законодательством, общей администрацией.

…Но можно понимать государство и иначе, можно мыслить государство как силу, как союз, проводящий народные, исторические начала. Такое государство, осуществляя народные заветы, обладает волей, имеет силу и власть принуждения, такое государство преклоняет права отдельных лиц, отдельных групп к правам целого. Таким целым я почитаю Россию»

Прекрасно, что Пётр Аркадьич почитал целым Россию. Плохо, что под этим целым он подразумевал исчезающие малую часть всего населения, о котором готов был заботиться и чьи права готов был отстаивать. Вся остальная Россия для него была обременением, которое хотелось куда-то сбросить, чтобы спокойно идти в светлое будущее...

Да-да, я не оговорился, Столыпин также грезил о светлом будущем и обещал, что через 20 лет Россия будет страной, где не будет бедных. Опускал он лишь вопрос - куда денутся эти бедные? И вот тут за "прогрессивными" реформами  Петра Аркадьевича мрачной тенью встаёт британский пример огораживания, в ходе которого практичные сэры уже порешали вопрос утилизации "негодной части населения"

(Огора́живания (англ. enclosure, inclosure) — насильственная ликвидация общинных земель и обычаев в Европе на раннем этапе развития капитализма. Данная практика приводила к обнищанию сельского населения и его выселению в города, обезлюдевшие сельскохозяйственные угодья отдавались под выпас скота. 

Знаменитая цитата из «Утопии» Томаса Мора (1516) гласит: «Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города» («овцы стали пожирать людей»)

Лишённые наделов крестьяне превращались в наёмных сельскохозяйственных рабочих. Многие из бывших общинников, утратив не только землю, но и жилище, становились бродягами и нищими — пауперами, от которых власть избавлялась просто и незамысловато - развешивая вдоль дорог.

Не вижу ни единой причины думать, что у  Столыпина для России был какой-то другой план. Наоборот - в его выступлении так и прокальзывает "больше жести - больше трэша"! Случилось всё по плану Петра Аркадьич  - страна неминуемо бы слетела в какой-нибудь "кампф", ибо реально пришлось репрессировать добрую половину населения.

Русское крестьянство, не надеясь на помощь государства, сформировало на селе собственный инструмент выживания - крестьянскую общину. Любой инструмент выживания - это перераспределение нагрузки со слабых на крепких а доходов - от богатых к бедным. Община, как и любой другой инструмент  выживания, мог существовать только за счет того, что его опорой были крепкие и сильные, которые своим плечом не давали сгинуть сирым и убогим.

И вот появляется Столыпин с "гениальной" идеей - сильных и крепких из общины изъять, общины - разогнать... И оцените риторику:

"Неужели не ясно, что кабала общины, гнет семейной собственности является для 90 миллионов населения горькой неволей? Неужели забыто, что этот путь уже испробован, что колоссальный опыт опеки над громадной частью нашего населения потерпел уже громадную неудачу?"

 90 миллионов - то есть все крестьяне хором считали общину "горькой неволей"? Точно? Не указанные Столыпиным 500 000 крепких и сильных, а именно все-все-все? А за счет кого тогда она вообще существовала? Ой, лукавил Петр Аркадьич, ой лукавил.

Существует расхожее утверждение, что если бы реформы Столыпина удались, революция 1917 не случилось бы. Позвольте не согласиться и предположить, что как раз эти реформы сделали революцию неизбежной,  и если бы они удались - грохнула она бы гораздо раньше... Историк Фурсов утверждает, что гражданская война зажигалась быстрее и полыхала наиболее ожесточенно именно в тех регионах, где реформы Петра Аркадьич имели наибольший успех.

"Нельзя ставить преграды обогащению сильного для того, чтобы слабые разделили с ним его нищету", — говорил Столыпин.  "Слабые", разумеется, не слышали этих слов. Но вот "обогащения сильных" своим соотечественникам они так и не простили. Лозунг "Земля — крестьянам" и ее последующий раздел, предложенный большевиками, оказался для народной массы более привлекательным, чем идеи о трудовом обогащении.

Самое досадное, что уже в 1916 году земля и так принадлежала крестьянам — они засевали 90% пахотных земель. Но раздражение, накопившееся против тех самых "сильных хозяев", которых рассчитывал вырастить Столыпин, оказалось одним из драйверов событий октября 1917–го. Как писал бывший министр внутренних дел Петр Дурново: "Русский простолюдин не ищет политических прав, ему непонятных. Крестьянин мечтает о даровом наделении его чужою землею… и дальше этого вожделения не идут".

Насколько это земля была для крестьянина "чужой" - вопрос ну очень дискуссионный. В любом случае после столыпинский попытки номер раз, следовала попытка номер два, авторами которой были эсеры, а релизаторами - большевики. Следующим был "Декрет о земле", о котором продолжение следует.

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Шчо вы к нам прысталы?!

- Какие мы вам братьтя, хто вам это сказал?! Мы сами по себе! А вы лизеты й лизэтэ. Вы понимаете, шо мы не хотымо з вамы жыты?! Мы хотим отдильно, без вас, сами по себе!- Понимаем. И по...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Сегодня 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Обсудить
  • "То есть Столыпин честно и откровенно признаётся, что вся его земельная реформа направлена на поддержку 500 000 человек". То есть этот ваш вывод совершенноне верен. Во-первых, вы путаете количество дохозозяйств с количеством человек. Одно домохозяйство насчитывало в среднем около 8 человек, так что 500 тыс. домохозяйств это 4 млн человек, а не 500 000 человек, как вы написали. Во-вторых, 500 000 домохозяйств, о которых говорит Столыпин, - это количество тех домохозяйств, которые на момент произнесения им его речи уже воспользовались законом от 1906 года, предоставлявшим право крестьянам выходить из общины и становиться единоличными хозяевами. За 2 года действия закона этим правом восмользовались 500 000 домохозяйств, но это право было предоставлено и другим тоже. Просто люди всегда долго раскачиваются и за первые 2 года де1йствия реформы не все ею воспользовались. Но совершенно верно, что решили выйти из общины в первую очередь самые крепкие, трезвые и работящие. Ленивые и пьющие, естесственно, активность так быстро не проявляли.
  • Столыпин и Витте запрограммировали революцию 17-го года... - это хрестоматийно с одной стороны, с другой - об этом говорить стесняются...
  • "...булка изюмом..." Сергей, когда Вы глумитесь над "Лениными" и прочими педерастами земли Российской, - мне, извините, пох... Не трогайте, пожалуйста, Петра Аркадьевича Столыпина... Тем более, что Вы всё извращаете... Однажды я Вас об этом просил... Вспомните, пожалуйста...
    • iero
    • 8 мая 2020 г. 15:38
    не надо было трогать общину. все равно потом сгонять в колхоз пришлось. Вобщем мудак он, этот Столыпин. в условиях нечерноземья и сибири община была закономерным явлением.
  • :exclamation: