Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Системы стабильные и вампирические

17 1961

Существует очень существенная разница в поведенческом стиле и психологии системы самодостаточной, устойчивой и динамической, неуравновешенной. В двух словах – это разница между привычкой и шансом. И привычка и шанс формируют личность своими соблазнами или отсутствием оных. В частности, вампиризм в экономике – это прямая и очевидная зависимость твоего материального положения от ухудшения чужого положения. Тебе не может стать лучше, если другому не станет хуже. Такова система – и она готовит кадры под себя как с точки зрения навыков, так и с точки зрения квалификации. На Западе существует профессия «вредитель», как источник средств к существованию, тогда как в СССР думали, что вредители – действуют только из мести или хулиганства.

***

Как зарабатывать на вредительстве? Какая тебе польза (кроме морального удовлетворения), что у соседа корова сдохла? Ответ на эти странноватые вопросы даёт описание вампирических типов экономики, связанных с неопределённостью доходного распределения.

Если доли прибыли в деле распределены ещё до начала работ – тогда, собственно, вампирам ловить нечего. Человек, привыкший в плановой экономике получать 200 рублей, получает их до, во время и после окончания Афганской войны. Для такого человека с фиксированной долей (если не самой прибылью, зарплаты росли, то с долей, которая не росла) – война не представляет коммерческого интереса.

Она его нематериально вдохновляет или нематериально раздражает, но всё это моральные факторы. На его образе жизни это никак не сказывается.

В системе неопределённых доходов война становится шансом или анти-шансом. Это не просто нечто, случившееся в стороне от твоих доходов. Это нечто, дающее тебе либо выгодные контракты, либо прерывание выгодных контрактов. Именно поэтому при капитализме и невозможно единое отношение к войне, ни одобрительное, ни порицающее. Война, как и всё прочее, рассматривается каждым человеком индивидуально, через призму неопределённости доходов, что называется, «от ноля до бесконечности». Нет ни 100, ни 200, ни 300 рублей, причитающихся тебе за труд. Оплата твоего труда заранее неизвестна: в зависимости от удачи и твоего поведения она или растёт безгранично, или снижается до полного отсутствия. Ты всегда можешь проиграться в пух и прах, но этот ужас компенсирован шансом крупно, всем на зависть, выиграть.

+++

Как такая неопределённость сказывается на человеке, его человеческих качествах? Естественно, наихудшим образом. Человек, понимая, что его счастье зависит от чужой неудачи, и наоборот, становится эгоистичным, циничным, чёрствым, жестоким. Задатки садизма в нём развиваются в полную силу, а задатки к человечности наоборот, угасают, тают.

Если война может тебя лично озолотить до уровня олигарха – то:

1) Ты сторонник войны, что само по себе уже худо2) Ты непримирим к противникам войны – что разрушает гражданскую солидарность.3) Разоряемые войной жертвы войны так же непримиримы к тебе, как и ты к ним, и добравшись до тебя, устроят очень жестокую расправу (как и ты с ними).4) Представление насчёт Общего Дела, единой морали, общественного согласия – испаряется, исчезает.

Нет никакого Общего Дела – а есть антагонизмы интересов, непримиримых в дележе материального субстрата. А если нет Общего Дела – то нет и Общей Культуры, Человеческой Цивилизации (единой), нет Человечества. То есть изобретённое греками только для греков, а русскими только для русских? Хуже того, то, что изобретено одними русскими – бесполезно и даже вредно для других русских? И даже у греков образуется антагонизм – что хорошо одному греку, другому смерть, и наоборот?

+++

Вампирическая система может иметь временные (согласованные балансом сил) правила, но не может иметь постоянных принципов. Поэтому все её правила обречены на разрушение, они локальны и необязательны для вампирической системы. Вампирическая система не существует сама по себе, она неразрывно связана со своими лимитрофами и проблемами лимитрофии (притока ресурсов извне).

Приведу простой пример самодостаточной и вампирической систем:

Допустим, вы у себя в саду выращивали особые «элитные» кабачки (или огурцы, или что угодно). Употребляя их сами, вы без всякой задней мысли поделились семенами с соседом – и теперь у него тоже растут «элитные» кабачки (огурцы и т.п.). Он их там жарит, маринует, и – не знаю, что ещё делают с кабачками, я не садовод…

Плохо ли вам от этого? Конечно же, нет! Оттого, что сосед зимой скушает 20 банок маринованных кабачков вместо прежних 10 – вам совсем не плохо. Во первых, вас это никак не касается: оттого, что у соседа больше урожай кабачков, у вас их меньше не стало. Во-вторых, успешный сосед всегда лучше неудачника. При прочих равных всегда лучше иметь довольного и жизнерадостного соседа, нежели злого и обиженного.

Поэтому, отдав соседу семена «элитных» кабачков, вы:

1) Ровным счётом ничего не теряете.

2) Приобретаете добрососедство и пограничное спокойствие. И доброжелательность, дружелюбие за оградой своего участка.

Теперь вопрос: станете ли вы в такой ситуации жмотить семена?

Ни в коем случае!

А почему?

Да потому что речь идёт о самодостаточных системах. Успех соседа на ниве никак не влияет на ваши дела (кроме положительного эффекта довольства и сытости у соседей). Успех соседа – не наносит вам никаких убытков, плюс к тому, косвенно выгоден.

+++

Совершенно иное дело, если вы ТОРГУЕТЕ этими «элитными» кабачками. Допустим, у них совершенно уникальный размер, или цвет, или вкус. Рынок, говоря современным языком, «тащится» от ваших кабачков.

Нужно ли В ЭТОМ СЛУЧАЕ, чтобы сосед их выращивал наравне с вами?!

Это не только вам невыгодно, но может даже стать для вас экономической катастрофой. Ваша система несамодостаточна, она нуждается в донорах – покупателях на внешнем рынке. И если кто-то этих доноров уведёт – эффект будет такой, как если бы разлучница мужа увела у домохозяйки!

Ваш успех – неразрывно связан с чужими неудачами и провалами. До тех пор, пока у соседей НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ выращивать сорт кабачков «элитные» - у вас дела идут хорошо. Если же соседи наладят аналогичное вам выращивание – они отобьют покупателей, собьют цены и т.п.

Поэтому вы идёте на самые энергичные меры, для того, чтобы соседи:

1) Не получили «элитные» семена

2) Если получили – не получили бы технологий обработки вашего уровня.

3) Получив технологии – не дождались бы урожая, и т.п.

Вначале вы просто молитесь, чтобы у соседа ничего не вышло с его затеей догнать вас.

Потом понимаете, что это дело ненадёжное, и переходите к активным действиям по разрушению его агрокультуры… Чтобы не просто вымолить, а силой гарантировать себе удержание монополии на сладкий куш…

+++

Отсюда вампирическая система мировой рыночной экономики (глобализм) вытаскивает МАЙДАННОЕ ДЕЛО, все эти фокусы с цветными путчами и «мягкой силой»: чтобы разрушить зародыши альтернативных экономических систем.

В этом смысле рыночная экономика – неизбежно вампирическая, в ней успех одного выстроен на несчастье другого с необходимостью.

В идеале (и этого никто не скрывает!) – центры капиталистического производства должны оставаться в гордом одиночестве. Они хотят делать всё – и получать всю прибавочную стоимость, все престижные рабочие места и т.п.

Что остаётся периферии капиталистического мира? Роль источника сырья, рынка сбыта, источника человеческого материала, роль свалки и помойки, куда выбрасывают ненужное и экологически-грязное, и роль резервуара чёрного, непрестижного, никем в метрополии не востребованного труда.

Как, по сути, опережающая нация гнобит отстающую?

Да вот так:

-Есть среди вас желающие сниматься в кино?
-Да есть!
-Желающие работать в лаборатории?
-Да, есть!
-А желающие мыть унитазы?
-Нет, не хотим…
-Ну, тогда мыть унитазы возьмём поляков и украинцев…

Если есть что-то хорошее, востребованное – его хотят сосредоточить и монополизировать в метрополии, как, например, выпуск всех фильмов (феномен Голливуда). А если есть что-то плохое и никем из «своих» не востребованное – его «ссылают» на периферию. Или – оттуда везут людей им заниматься в метрополии.

+++

Поэтому в вампирических системах с их постоянным голодом на лимитрофы ничего хорошего для периферий нет, и не будет. Я не хотел бы упрощать, изображая людей запада исключительно злыми и жестокими. Напомню, что фермерская семья, разводя и режа свиней – может вполне искренне и мило любить кошечку, собачку, даже отдельно взятого поросёнка, который чем-то приглянулся хозяевам.

Фермер, который разводит и режет свиней – вовсе не демон из ада. Просто свиньи – его лимитроф. Он не может распространить на свиней (по крайней мере, на всех) – своего отношения к детям, кошкам, собакам и любимым безделушкам. Этот фермер – чудовище только для свиней, и только в рабочее время. А когда он отдыхает – он душка и милашка.

Поэтому, естественно, нужно отличать Запад, когда он на работе (добывает себе деньги) – от Запада, когда он на отдыхе, чудачит и дурачится, вполне себе дружелюбный.

Никто не будет на Западе преследовать отдельно взятого русского или отдельно взятого украинца! Это всё равно, что за отдельной килькой по морю гонятся: уплыла из сетей – её счастье…

Килек берут косяками, в промышленных масштабах, именно так же хотят взять русских и уже взяли (вывалив на палубу для разделки) украинцев. Миллионов десять или двадцать выпотрошат, а тысяч десять или двадцать, в рамках «особого случая» найдут себе на Западе и жизнь, и счастье, и заработок, и будут удивляться – когда им расскажешь про геноцид славян и русофобию.

-А вот мы тут живём, и ничего такого не почувствовали!

Естественно! Вы же как килька вне косяка, уплыли вбок, неужели вы думаете, что рыбацкий сейнер гонятся за вами зигзагами будет? Да плевать на вас рыбаки хотели, никакой ненависти они к вам не испытывают (естественно) – потому что они потрошат рыбу только в промышленных объёмах (а не ради индивидуального садистского удовольствия), и не из ненависти, а для рыбацкого заработка.

А всякая отдельная, нестандартная биография подвергаемых геноциду народов их совершенно не интересует. Если вы смотрели американский фильм про поросёнка Бейба с его особыми дарованиями – то помните, что люди его не только не съели, но даже всячески поддерживали и аплодировали ему!

+++

Но мы говорим не о девиациях судеб, а об основном потоке, в котором заранее нераспределённая прибыль делится по принципу «кто сколько ухватит». Соответственно – чем больше схватили вы, тем меньше остаётся соседу, и наоборот. Одна цена у кабачков, если их ни у кого, кроме вас, не купишь. И совсем другая – если их растят все, кому не лень!

Тот, кто растит кабачки вместе с вами – в условиях рыночной экономики, по сути, залезает к вам в карман. И говорю я, конечно, не только о кабачках, но и вообще обо всяком производстве – которое (за исключением самого грязного и чёрного) не хотят давать соседям.

Рынок лишает нас возможности радоваться успехам других людей, делает, в конечном итоге, ненавистником как других народов, стран, так и соседа за оградой участка.

+++

Покойный И.Кобзон рассказывал, как он въехал в очень элитный дом с очень дорогими квартирами, и на Новый Год с арбузом пошёл к соседям – познакомиться, укрепить отношения, раз рядом живут, и т.п. А соседи, рыночные крысы, которым доступна покупка квартиры в таком доме, Кобзону не открыли, и «послали» его…

Представляете? К вам Кобзон звонит в дверь, это же интересно, если задуматься, такое событие…

Но не для них.

У них – ненависть, ненависть и ненависть, на завтрак, обед и ужин…

Теперь задумаемся: куда мы с такими «прививками ненависти» придём?

К чему?


Вазген АВАГЯН©

 

Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить
  • Уже пришли.
  • Оооо, Вазген Липаритович подбирает ключики к объяснению того, как работает коперазм и вообще постэндустреал. Здорово. Моё доверие к современным марксистам, возможно, восстановится.
  • Хммм... Рыночная экономика это просто конкуренция. Конкуренция которая по идее должна приводить к соревнованию и стремлению сделать лучше, а не ненависти или мошенничеству. Если приводит к мошенничеству и ненависти, то это СВОЙСТВО КОНКРЕТНЫХ ЛЮДЕЙ, а не свойство самой конкурентной среды. Конкурируй честно, делай лучше и дешевле и будет у тебя и прибыль, и чистая совесть, и спокойная душа. Так что рыночная экономика и конкуренция к ненависти и войнам НЕ ИМЕЮТ отношения. К ненависти, зависти и войнам имеют отношение ТОЛЬКО ЛЮДИ и их ДУШИ!