Часть первая.
Давно замечено, что стоит появиться вполне вменяемому посту об реальном положение дел в Российской империи, как обязательно явиться некто " в левом мундире" и сурово обвинит в "булкохрустничестве", а потом спросит:" Разве у революции не было социально - экономических предпосылок? Народ не беднел, не голодал, а власть разве не преступно безразлично относилась к нуждам трудящихся" и так далее и тому подобное...
Действительно есть противоречия.
На рубеже двадцатого века Россия с успехом демонстрировала возможности своего развития. Статистики на этот счет достаточно и по росту промышленного и сельскохозяйственного производства и по росту благосостояния населения. Приводить не буду, желающий легко найдет соответствующую цифирь. Мы уже тогда были пятой экономикой в мире. С другой стороны, по канонам марксизма, любая революция есть следствие массового обнищания населения, когда верхи не "могут", а низы " не хотят".
Однако за прошедшие сто лет со дня великого освобождения накопилось не мало вопросов по поводу этой " аксиомы".
По уверениям наших левых, народ "страдал" под гнетом царизма. Хотя по многим наблюдениям народ " страдает всегда". Тому пример Ливия, где от всяких материальных благ и денежных выплат народ "страдал " так, что выдал свое "благодетеля" с головой толпе поддонков.
Так что наличие нищеты и даже голода, как показывает мировая история, зачастую не ведет к революционным потрясениям. А скорее наоборот. Опять же красные аналитики исписали кучу бумаги начиная с 2014 года предсказывая, что действия киевской хунты обрекающий народ на нищету обязательно вызовет бунт народных масс и приведет к революционному взрыву.
Увы! Пока не приводит.
Более того, опыт нашей страны показывает, что при определенных обстоятельствах массовое обнищание народа и даже голод можно чрезвычайно эффективно использовать для захвата укрепления власти далеко не всеми поддерживаемой меньшинством. Через хлебную карточку, голод, принудительные работы, как указывал великий Ленин, можно весьма эффективно подавлять самое опасное сопротивление - пассивное.
Так что же послужило причиной революции в России, если отбросить вульгарный материализм? Как это не парадоксально звучит, но это ускоренная модернизация страны, которые успешно проводило имперское правительство России в довольно сжатые по историческим масштабам сроки.
Конфликты которые возникают в ходе модернизации не сводятся к тому, что " одни беднеют , а другие богатеют". Они куда сложнее и не однозначнее. Изменения вызванные модернизацией в обществе отражающиеся прежде всего в положение целых слоев и порой новый образ жизни не всегда ведет к положительной оценке происходящего, даже если люди экономически выигрывают . Вполне обеспеченный питерский рабочий, достигший вершин профессионального мастерства, живущий в хорошей благоустроенной квартире, с нанятой прислугой, имеющий стабильный доход , и покинувший деревню лет двадцать назад, все равно мечтает вернуться туда, к полуголодной жизни, потому , что свободная деревенская жизнь не по заводскому гудку ему все равно казалось раем. Ибо старый "уклад" давал ему куда больше личной свободы. Напомню, только один факт, что крестьянин в царской России на сельхозработах был занят в среднем 100 дней в году, а остальным временем он мог распоряжаться по своему усмотрению Да , в связи с погодными условиями в страду, он мог работать чуть ли не круглосуточно, но это, все равно не жизнь по заводском раю, где жив ты или помер, но явись на работу в урочное время. Не зря у многих мемуаристов, описывающих жизнь старой деревни, наряду с рассказами о тяжестях крестьянской судьбы, часто упоминается слово "праздники" Тому свидетельства и огромный объем народного творчества , фольклора, который изучают по сей день.
С другой стороны, даже жизненный успех, достижения богатства далеко не всегда связывается с результатами модернизационной политики , проводимой властями.
Великая русская литература полна рассказов о трудных судьбах русского дворянства, об идейных страданиях передовых личностей, мечтах о светлом будущем.Это естественно было это все на фоне того "разорения" что настигало почему-то, когда то цветущие дворянские усадьбы.
Она и засвидетельствовала, что появились и "хамы". То есть "кулаки", которые по вере просвещенных дворян, угнетали народ. Страшный образ "кулака" рисовала русская литература. Случайно? Нет . Это же были их прямые конкуренты дворянства и вообще интеллигенции. Конечно, интеллигенция маскировала свое подлинное отношение к народу своим показным народолюбием, но главное в другом, их воспринимали как "конкурентов " и сами крестьяне.
Даже тогда, когда продвинутые интеллигенты озабоченные трудной судьбой крестьянства, брались согласно теории "малых дел" выстраивать рядом с крестьянскими хозяйствами свои экономии, и давали работу, способствовали развитию крестьянских хозяйств, организовали сбыт их продукции, учили агрономии, крестьяне их все равно воспринимали как конкурентов. Есть замечательный рассказ у Всеволода Гаршина " В овраге". Настоятельно советую прочитать, и вы убедитесь насколько бывают сложны и неоднозначны любые модернизационные процессы.
Именно появление этого многочисленного класса агрессивных конкурентов из числа крестьян, легко осваивающих формы капиталистического ведения производства, становилось проблемой для дворян пытавшихся приспособить тоже свое хозяйство к новой реальности.
При чем приемы конкурентов были не всегда цивилизованными. У товарища Ленина, когда он пытался хозяйствовать на хуторе по д Казанью ( семья владела несколькими десятками десятин) местные крестьяне увели двух коров.
Согласно статистики, к 1914 году 87 процентов пахотных сельхозземель принадлежало крестьянам. В стране было более тысячи человек выходцев из крестьянского сословия владевшими от тысячи и выше десятин пахотной земли. А тех в чьем распоряжение было от несколько десятков, до нескольких сот десятин земли - кто их считал?
Впрочем и "выигравшие " и "проигравшие" зачастую винили во всем власть. Бывший батрак, пасший скот в таврических степях, годами работавший на хозяина за хлеб и воду, получил по случаю своей свадьбы через много лет пару валов и с десяток овец, а через несколько лет покупает шесть тысяч гектар прекраснейшего кубанского чернозема и ставит образцовое сельскохозяйственное производство. Строит дом, по последнему слову архитектуры, с несколькими ванными, особо устроенной кухней, со своей электростанцией и выписанной из Америки холодильной установкой, обеспечивающей беспрерывное получения льда. А в гараже этого "хама" стоял автомобиль Rolls-Royce 40/50HP «Silver Ghost» , один из имевшихся девяти на тот момент в Российской империи, включая гараж самого императора. Впрочем, автомобиль императора вы можете увидеть воочию и ныне в Государственном историческом музеи в Москве в Половецком дворике. После революции на нем разъезжал сам Ленин. А потому и выставлен.
Это я вам рассказываю о дедушке нашего писателя Солженицына. А вот как он описывает уже поведения сына этого батрака.
«Каждый год на два месяца в Москву и в Петербург, на два месяца за границу. В Москве катать на рысаках, в “Элите” на Петровских линиях брать отделение “люкс”, перебивая у иностранцев, а в Большом театре, когда уже все сидят, проходить в смокинге в первый ряд партера... В путешествиях себя особенно любил Роман. Так одеваться, чтобы даже знакомые у Нарзанной галереи тебя принимали за англичанина. А Европу поражать русской решительностью и своеобразием. В Лувре, в пурпурной круглой комнате, где Венера Милосская, но ни одного стула, чтобы никто не сидел, повелительно протянуть служителю десятифранковую бумажку: “ля шэз!” А переходя в следующий зал, показать: “Теперь — туда ля шэз, туда!”». И, конечно, белоснежный «роллс-ройс» — таких машин, по слухам, во всей России перед войной было всего девять; и Роман Захарович, выученный вождению англичанином, «сам правил автомобилем, да даже всё в нём понимал, и чинить мог, но не любил пачкаться в гаражной яме и держал шофёра».
По закону Роман считался единственным кормильцем, и в этом качестве не подлежал воинской службе. Но — едва началась война — поползли слухи об отмене льгот, если на деле такой призывник кормильцем не является. Мысль о войне отравляла ему жизнь со всеми её немалыми удовольствиями, и он содрогался от мысли, что никчемная бумажка, повестка воинского начальника может бросить его в грязный окоп под власть фельдфебеля.
Нет, нет и нет! Дикую Россию с её чумазым бытом, с царем, над которым смеются, с безнадёжным правительством, с православием, от которого ничего не осталось, с бессмысленными постами (в них могла пройти половина жизни и непонятно, зачем с таким капиталом увечить себя) — эту Россию он не жалел. И яростно вскидывался на жену, когда та позволяла себе какие-то глухие намеки, называл её дремучей монархисткой, туполобой патриоткой: «Последняя потаскуха пожалеет толкать мужа на войну, а она…»
Но рассматривать карту военных действий, полулёжа на кушетке вкалывать и передвигать флажки воюющих государств, было интересно и увлекательно; это интеллигентное занятие вполне соответствовало английскому стилю поведения, который Ромаша вырабатывал и культивировал. И, только убедившись в своей надёжной защищённости от претензий военного времени, он готов был чувствовать себя патриотом и со вкусом выговаривал: «наступаем мы, наступают наши». Это — было не зазорно и джентльмену.
Роман Захарович видел себя человеком критических, передовых взглядов (остальные, да и почти все в семье, были дикарями-печенегами), светлой, предприимчивой головой, каких мало в России; воображал, как он, с его непреклонностью и прямотой, будет избран представителем Кубани то ли от кадетов, то ли от социалистов… А ещё мечтал об Америке, самой лучшей, деловой, разумной стране; Америка значилась первым пунктом его большого послевоенного путешествия (если, конечно, не придется, по капризному желанию жены, двинуться сперва на Восток — паломниками в Иерусалим, в Палестину, в Индию...)
Это он, Ромаша, настоял, чтобы, как у образованных людей, в ореховой столовой отцовского дома были вывешены портреты Льва Толстого — на одном граф косит, на другом пашет (рисовал выписанный из Ростова художник-итальянец). За отвержение исповеди и причастия, которых Ромаша особенно не терпел, был графу от него особый почёт. Еще сильно уважал Горького — за дерзость, жёлчность, бесстрашие, за то, что наотмашь бил всякое начальство хлёстким словом, а оно, начальство, только возбуждалось от этой ругани, как от всего острого и пряного, и аплодировало «буревестнику».
Что это был какой-нибудь уникальный случай в российской истории. Да ничуть!
Купцы , промышленники, поднявшие из самых народных глубин, вышедшие в люди благодаря царской модернизации, приписывали все заслуги только себе. Уж очень крут был подъем, вчерашнего Ваньки Жукова, казались безбрежными собственные возможности по переустройству жизни. Все обстоятельства были против, а вот он взял и сделал сам себя. "Соль земли русской" называли они себя скромно.
А потому финансировали они революции , а их жены устраивали забастовки на предприятиях принадлежащим мужьям, и очень интересовались " рабочим движением". У истоков знаменитой провокации под названием " Кровавое воскресенья" стоял не рабочий люд. А стремление представителей высшего света, определенных чиновничьим кругов и православных иерархов взять под контроль рабочее движение в Питере для давления на царя. При этом , сами понимаете, любое недовольство, а оно зачастую не зависело от экономической стороны дела, легко было канализировать и слить в социальный протест. Дамы света и полусвета шли в народ, открывались чайные клубы, библиотеки, куда шли читать лекции рабочим профессура из университетов, а песни им пел, аж, сам Шаляпин. Даже больше, администрация иных предприятий создавали свои "кафе- клубы", куда завлекали рабочих более затейливым репертуаром, бесплатным чаем, а то и закусками с выпивкой, по праздникам естественно....
Понятно, просветители всеми средствами и способами доказывали что царь "гнетет". А между тем модернизация давала свои плоды. Вот что писал тульский крестьянин М.П. Новиков, постоянный корреспондент Льва Толстого отнюдь не сторонник монархии в те годы.
" Между 1908 и 1914 гг. в деревнях все быстро улучшалось. С отменой выкупных платежей заводились деньжонки у мужиков, и, если они не были горькими пьяницами, у них появлялся хороший инвентарь, сбруя, ставились новые и перекрывались железом старые хаты, прикупалась земля; на огородах многими садились яблони, малина; женщины приобретали в рассрочку швейные машины. Появлялись даже у некоторых граммофоны, хорошие гармошки. Ни один и простой праздник не обходился без белого хлеба и баранок. А в большие праздники все покупали по 20--30 килограммов белой муки. Картошки без масла ели уж только любители. Девки и парни приходили к Пасхе с фабрик в таких нарядах, что нельзя было уже узнать -- то ли это мужицкие, то ли господские дети...
Тогда собиралась вся деревенская молодежь на лугу веселиться и водить хороводы, было и радостно и весело посмотреть и послушать. С фабрик они приносили новые песни или перенимали те из них, какие там пелись молодежью других губерний. С этой стороны фабрика служила консерваторией и объединением, с которой и песни и хороводы разносились во все дальние губернии, и мотивы и мелодия новой песни становились общим достоянием. Хорошее, золотое было время для старательных и более трезвых крестьян. "
Даже страшно подумать, сколько этих "старательных и более трезвых крестьян" кинулись потом в революцию, в твердой уверенностью, что их "угнетали". Строки эти были написаны в начале двадцатых годов и М.П. Новикову, который теперь уже успел посидеть в советской тюрьме, было что с чем сравнивать. При царе он тоже сидел и даже был в административной ссылке. Но хотя он продолжал по старой привычке сражаться за "правду", писать свои вполне лояльные к новой власти заметки типа "Дедовские порядки на пересмотр" и публиковать их в центральной печати, за что получал одобрение от самого Максима Горького. Но это его собственного не спасло. В сталинскую модернизацию он не вписался и конце тридцатых годов был расстрелян.
Так у кого же были щи жидки, а у кого бриллианты мелки. Попробуем рассказать это во второй части.
Оценили 3 человека
6 кармы