Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

О БЕДНОМ ДВОРЯНСТВЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО... К столетию со дня расстрела царской семьи.

4 4381

Часть вторая. Первая https://cont.ws/@sivois/941222

Такие тексты ныне редко  встретишь. Все  больше пишут о  "положении" крестьян. А вот  судьба   дворянства , похоже, никого  не   интересует,  поскольку не  укладывается  в   марксистскую  теорию -  о  неисправимых  и злокозненных эксплуататорах. Хотя иногда попадаются  пронзительные   строки об оскудение  дворянства  в  пореформенные годы , как , например, у   Ивана Бунина. Да   и  до  революции  было  немало других  публикаций   на  эту   тему. Но в  годы   советской  власти было  как-то  не  принято  говорить  об  этом.  Писателя, например,  упрекали  в  мелкотемье и всегда   отмечалось : " что Бунин не смог осмыслить происходящие события с позиций передовых идей своего времени." 

  Но  дадим  слово  другому   не  менее яркому  свидетельству.

" Кто из двух лиц пролетарий: крестьянин ли, имеющий на семью, т. е. на несколько «ревизских» душ, 3 — 4 десятины земли и курную избенку, или сельская учительница, которая учит крестьянских ребят за 15 — 20 р. в месяц, при комнатке, отведенной ей сельским сходом , и с дровами, отпускаемыми «милостью» его же, — бездомная одиночка, которая по нищете своей и каторжному труду 25 лет и подумать не смеет о своей семье, о замужѳстве и детях?

Ответ ясен: мужик есть собственник и капиталист сравнительно с учительницею своих детей.

Настоящий бездомный бродяга, притом уже с упавшим на него лучом света и всяческих идеалов —Вот кто «пролетарий», вот кому грозит голодная смерть, которая никогда не грозит крестьянину, все же пашущему и имеющему свой хлеб, свой кров, а в случае стихийного голода получающего непременно государственную помощь. Положение крестьянина лучше, обеспеченнее, — не говоря уже о том, что оно гораздо самостоятельнее и свободнее — не только сельского учителя, но и учителя или учительницы столичных городских училищ, получающих 50 р. в месяц...

...Господи: да в Петербурге и Москве, на улицах и в холодных квартирах столько настоящего «пролетариата» даже с высшим, университетским образованием (иногда, по бедности, прерванным на половине), о каком в деревне, на своей травке, в своем лесочке, и понятия не имеют. Здесь, в городах, и именно у образованных людей, столько голодного и холодного отчаяния, какого мужику и во сне не снилось; В деревнях не слышно о повесившихся и утопившихся «от безработицы», от голода: а в городах — сплошь и рядом. это подобная учительница и учитель.

...Кто же «пролетарий» в самом деле, Мармеладов с семьею или дядя Фрол, тоже с семьѳю, едящие квас с крошеным хлебом, пустые щи «с мухой», и кой-когда молочко, раза три в год — с говядиной. Беру крайности: но очевидно, что крайность городская до того ужаснее, до того холоднее, бесприютнее, отчаяннее деревенской — что их и сравнивать нечего: ад и чистилище. Деревня — только чистилище, а настоящий ад — город.

...Но есть люди, для которых решительно нигде и ничего не заготовлено: а из комнатенки гонят вон, а «занятия» не приискивается, и уже второй день не ел. Знакомых, родных и так называемых «соседей» — никого. В деревне всегда есть «суседи», но в каменных петербургских домах их нет. В деревне всегда есть родство, непременно! в городе опять же сплошь «как перст одинок». Да что я говорю: есть своя земля в деревне, у всякого есть; а это — капитал, такой капитал для абсолютного голода, что и выразить нельзя. Не забуду простого ощущения, совершенно яркого далее для детского ума, совершенно твердого: что пока, напр., есть огород, в нем гряды и, следовательно, на зиму в погрѳбе запасено 1) картофеля, 2) кислой капусты и 3) лука — мы «спасены», ничего «страшного» нет!

...Нигде такого места. Все — чужое! Ну, в деревне «чужого» нет: можно ночевать хоть в хлеве с коровой, если под лавку не пустят. Деревня — целый мир! Деревня — богатство, прямо богатство, когда подумаешь о городских ужасах... всякая деревня, самая разоренная. Рабочий всегда кандидат на фабрику. Отказа нет: да ведь это — мир, счастье! Это «проторенный путь», «до меня открытый». Какие возвращаются веселые работницы из Петербурга... в Литву! (встречаю здесь). едят подсолнухи, чуть ли далее не орехи, хохочут, болтают. Блаженство: разве такой вид у «окончившей курс гимназистки», которая просит «переписки на дом, так как вы литератор, и, может быть, найдется». — «Сам переписываю»... Такой боли, такого лица, как у этих горожан, у горожанок, у образованных, у одухотворенных, когда они услышат ужасное «сам переписываю» или «совсем не пишу на черно, а прямо», подобного лица, потухшего, угасшего, милого, умного, доброго — конечно, у «Фролов» не найдете. Те — красные, в трактире даже водку нюхают.

...Да и сколько таких! Сколько старых, уже бессильных, и около которых еще малые младенцы. В деревне опять «есть ход»: котомка через плечо — и на дорогу. «Ход проторен». Тогда как мне нужно, чтобы «на ум пришло»! Я никогда бы не пошел в ночлежку, потому что адреса не знаю; но и во-вторых: не смею! Она — для «своих людей».Какой я «пролетарий»,когда на мне сюртук? Как протянет руку за милостыней барышня, знающая закон расширения газов из физики? Невозможно! Есть психологии, несовместимые с известными способами «получения»,которые и оказываются «предсмертными и недостигнутыми»...

Но я отвлекся. У нас был домок: и отчаяния не было. Отец, умерши, оставил матери что-то около 1,200 р. — и она купила дом. Тогда и в провинции ѳстественным представлялось жить домом. В Петербурге, «в нынешния времена», дома не покупаются, а берется закладной лист земельного банка, с которым и живет полу-работающая, полу-инвалидная, нервная, худосочная семья, с детьми, около какой-нибудь, «старшей дочери городской учительницы!» Видал таких. Пролетарий из пролетариев. Чуть-чуть пьют чай. Булки уже нет; и, главное — будущее совершенно безнадежно, куда хуже и городского, фабричного житья, и дѳрѳвѳнского мужицкого, где хоть есть здоровье, всегда есть предложение труда и вообще есть «проторенный путь»...

...Ну, вот у нас сгорел бы дом, а трудовая группа «первого русского парламента» не сегодня завтра, в «уравнительных целях», возьмет и отберет у чуть-чуть лепящегося городского пролетариата эти их крошечные сбережения, — тоже буквально, что 2,5 десятины у мужика — в виде разных «листов» казенных и не казенных бумаг..

...Подумайте о больных и о хилых, подумайте о детях: и вы поймете, что в строгом смысле «наличным трудом» вообще живет только крошечная часть населения, уже перекладывающегося на плеча «благотворительности». Не в праве ли обратно этот городской пролетариат сказать: «есть уезды с 3-мя десятинами на душу! Немного, но есть; и даже кое-где есть с 4-мя, 5-ю десятинами на душу: да еще есть у этих же Фролов и прикупная земелька, которую почему-то Госуд. Дума решила тоже не трогать? Почему же именно, было бы любопытно узнать? Отчего это у Фроловых детей будет вечный хлеб и кров, а мои малютки-дочери лет через 10 иначе как в проститутки в Вяземскую лавру — и не пойдут никуда, пойти им некуда!!"

Эти строки принадлежат весьма наблюдательному русскому философу В. В. Розанову. Так он откликнулся на проект выдвинутой фракцией "трудовиков" в первой государственной думе , по уравнительной земельной реформе, а значит и ликвидации платежей за заложенные, перезаложенные бывшие так называемые помещичьи земли. По понятиям даже нынешних левых, это была высшая "справедливость", но куда деваться потомкам бывших "помещиков", которую оказывается тоже пытаются стать " полезными для общества людьми"

      Скажите , кто мог быть довольным таким оборотом дел в Российской империи? Да никто. Одни ,потому что разорились, другие потому, что еще не разбогатели, а может быть и не способны к этому, лишь бы сохранить старый уклад, а третьи , что разбогатели - хозяева жизни - уже точно знали как нужно управлять Российской империи.

      Это глубинное противоречие, которое вполне осознавали и дворяне и крестьяне порождала то, что все слои общества принялись искать некий идеальный способ переустройства мира, который снимет все противоречия, и многим он виделся в новейшем утопических учениях. Первыми , как ни странно, в эту сторону рванули не русские крестьяне, а графья и князья типа графа Толстого и князя Кропоткина. Их " талантливая совесть" находила способ решения по принципу "ни вашим,  ни нашим" Но по сравнению с их теориями о  "непротивления злу насилием" или "анархизмом" - учение Карла Маркса о социализме - коммунизме выглядела простой ,  рациональный и даже   научной. Ленин, у которого мужики сперли две коровы, был уже высшим проявлением этой тенденции, тем более , что делать революцию позволял ему не хилый пенсион, который выплачивался семье в связи с потерей единственного кормильца действительного   статского советника(генерал -майор - по табелю о рангах) Ильи Николаевича Ульянова. Где-то в районе 12 миллионов рублей в год на наши деньги.

            Совсем недавно на канале "Спас" в очередной весьма уважаемой мной передаче " Следы империи" Аркадия Мамонтова, все комментаторы и "левые" и "правые" слились в едином порыве и стали утверждать что все беды Российского государства от дворянства, которое не хотело делиться своими привилегиями и властью с народом. Поскольку я себя числю в потомственных крестьянах, возьму на себя смелость утверждать, что это есть глубочайшее заблуждение. Ну, не могло 1.8 миллиона дворян из который лишь 30 процентов владело землей сколько бы серьезно в экономическом смысле влиять на жизнь более чем 100 миллионного русского крестьянства. Отмечу , что из этих 1.8 миллиона дворян 40 процентов были выходцами из других слоев населения , и получившие потомственное или личное дворянство в результате заслуг перед государством. С отменой крепостного права, когда исчезла юридическое закрепление крестьян, дворянские имения уже не могли существовать используя бесплатно труд крестьян. Их ждала та же судьба, что и судьба миллионов крестьянских хозяйств, ориентированных лишь на ведение натурального производства, обеспечивающего минимальные потребности хозяев и поставляющих на рынок зерно и другую сельхозпродукцию только при удачном стечении обстоятельств.

         Все эти процессы живо отражены в русской литературе. Сошлюсь только на уникальный пример, комедию "Вишневый сад" Чехова. То что автор назвал "комедией актеры Станиславского разыграли как драму. Современники вспоминают, что в зале среди зрителей лились потоки слез, иногда люди падали в обморок, настолько сильно сопереживали страданиям помещицы Раевской, и сильно не любили бывшего крепостного Лопахина, пустившего этот "Вишневый сад" под топор, ради пошлого строительства дач.Кстати в реакции нынешних зрителей на эту пьесу мало что изменилось

       Сухие цифры статистики свидетельствуют, что дворянское землевладение, а после реформы 1861 года по своему юридическому статусу она ничем не отличалось от частного землевладения, на праве которого землей владели и крестьяне(дедушка Солженицина) и мещане, и купцы стремительно сокращалось.Земля переходит главным образом в собственность крестьянских общин, а также богатых купцов и крестьян-единоличников. На 1905 год в собственности крестьян (общинной или единоличной) находится 61,8 % частновладельческой земли, к концу 1916 г. – уже до 90 %.

Мечта о "черном переделе" среди крестьянства, численность которого значительно возросло к революции, останавливалось на возможности получения дополнительно к своим наделам 10-15 гектаров земли. Фактически уже до революции были расчеты, что прибавка составит не более 0.8 гектара.  "Ленинская земельная реформа" показала что и этого не было. Во многих губерниях среднедушевой надел уменьшился. Само дробление земельной собственности привело к тому что товарное сельскохозяйственное производство сократилось, зерна стало меньше поступать на рынок.

На негативное влияние "черного передела" на экономику страны ссылался и сам Сталин в "Кратком курсе истории ВКП(б),обосновывая необходимость коллективизации.

Так что это было?

      Перед нами типичный модернизационный конфликт, в котором политические партии принимали участие под "чужим флагом". Собственно и помещичье хозяйство и общинное землевладение уходило в прошлое под напором капиталистического рынка.  Но политическим партиям весьма было удобно использовать крестьянскую массу, внушая , что все их беды от помещиков. Переводя стрелки тем самым на царский режим , который де препятствует счастью народному, защищает " помещиков"

     Но модернизационная политика русского царя одинаково затрагивала все феодальные, формы ведения хозяйства, что помещиков, что крестьян. И этот процесс нельзя было остановить. Единство на что мог надеяться царь, на недопущение "гражданской войны" и он пожертвовал престолом, надеясь избежать этого. 

       Сегодня много криков, что слабый царь сбежал от ответственности, как раз от потомков тех , кто делал его крайним в этом сложном модернизационном процессе.  Это свидетельствует только о том, что далеко не  все   осмыслили трагедию Российской   империи.  А  потому, ряды "спасителей отечества" множатся, количество фантастических и утопических    проектов от "красных" до "голубых" исчисляются сотнями. Хватит  нам  разума, не  свалиться в  гражданскую  войну - этот  вопрос  по- прежнему  актуален. Нынешняя   элита,  перескочившая   "из грязи в  князи"   по  прежнему  уподобляется   старухе  из  пушкинской " Сказки  о  рыбаке  и  рыбке", не  соизмеряет   ни  своих  возможностей   не  своих  талантов и претендует  на   звание "владычицы   морской". Есть  шанс остаться  у   разбитого  корыта.

Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить
  • Все революции случаются в первую очередь из-за слабости государства, которое оказывается неспособным заставить элиты сесть на диету. Французское государство во времена Старого порядка превратилось в насос по выкачиванию денег из народа для содержания дворян, которых королевская власть подкупала пенсионами. И российское самодержавие сумело отменить крепостное право только с помощью откупа - за крестьянские земли помещики получили нехилую компенсацию в виде гособлигаций. В Японии и Германии компенсации были временными и ограниченными - на 15-20 лет, а там крутись как хочешь. Но и такие плюшки не спасли российское дворянство от деградации, которая впервые ярко проявилась при Николае I, когда помещики начали массово уклоняться от управления поместьями, отдавая их на откуп всяким прохиндеям, часто крещёным евреям. А при Александре III дворянство не смогло заполнить собой вакансии офицеров, когда пришлось утроить численность офицерского корпуса! Пришлось срочно изыскивать кандидатов среди разночинцев и казаков! А они потом получали и личное дворянство. Например, накануне первой мировой треть всех артиллерийских офицеров и половина военных инженеров были из казачества! При общей картине маргинализации и люмпенизации дворянства, образованные и не думали идти в непрестижные профессии. Например, из более чем пятисот профессоров медицины за период в 1825-1917 дворянином был только один - знаменитый Пирогов! Все остальные - из разночинцев! Что уж говорить про предпринимательство! Есть прекрасная диссертация, где тщательно прошерстили всю художественную литературу 19 - начала 20 вв., включая графоманскую макулатуру, и не нашли ни одного (!) положительного образа купца! И это тогда, когда в какого купца ни плюнь - попадёшь в благотворителя и мецената! Если бы российское самодержавие действительно было бы деспотичным, то оно смогло бы всю эту шушеру или унасекомить, или заставить работать, а точнее впахивать. Но царь боялся бомбы и удавочки, а самое главное, как говорил Александр Благословенный, "некем взять!". Если Пётр Великий имел великую роскошь опереться на незажравшихся ещё алексашек меньшиковых, если у Екатерины Великой оказались под рукой орловы и потёмкины, то таковых в значимых количествах ни у Александа I, ни тем более у Николая II не оказалось - и элита, и контрэлита заболела великовозрастным инфантилизмом в очень тяжёлой форме.