Что определяет социализм?

45 671

Как же определить, что у нас «на дворе»? Капитализм? Социализм? Является ли отсутствие частной собственности на средства производства критерием наступления социализма?

Обратимся к марксизму.

Итак:

- В основе любой общественно-экономической формации лежит способ общественного производства.
- В основе любого способа общественного производства лежат два составляющих элемента: производитель и средство производства.
- В зависимости от того, как соединяются между собой в процессе производства эти два составляющих элемента, так и определяется ОЭФ.

Каковы бы ни были общественные формы производства, рабочие и средства производства всегда остаются его факторами. Но, находясь в состоянии отделения друг от друга, и те и другие являются его факторами лишь в возможности. Для того чтобы вообще производить, они должны соединиться. Тот особый характер и способ, каким осуществляется это соединение, отличает различные экономические эпохи общественного строя (Маркс, Капитал, т.2)

Из вышеизложенного следует, что для того, чтобы точно сказать, какая общественно-экономическая формация имеет место быть, необходимо определить тип связи между производителем и средством производства.

Что хочу отметить особо — совершенно безразлично кому принадлежит средство производства. Повторяю, БЕЗРАЗЛИЧНО. Т. е. для определения способа общественно производства, нам важно отношение производителя к средствам производства, а не кому эти средства производства принадлежат: частному лицу, коллективу собственников или государству.

Чрезвычайно часто встречаю моменты, когда собственность, как объект производственных отношений путают, или намеренно подменяют понятием собственности, как объекта правовых отношений. Этого делать никак не можно!

Собственность на средства производства, как объект права, рассматривается в отношении к собственнику и изучается юриспруденцией. В этом случае собственность может существовать в трех формах:

- частной собственности,
- коллективной собственности и
- государственной собственности,

в зависимости от вида субъекта права.

А вот собственность на средства производства, как объект производственных отношений рассматривается уже марксистской наукой в отношении к производителю и, у эта собственность нам известна в пяти политэкономических формах:

- общинная,
- рабовладельческая,
- феодальная,
- капиталистическая и
- социалистическая(=коммунистическая, общественная) собственность

в зависимости от отношения производителя к средствам производства.

Правовая, т.е. юридическая форма собственности никак не может определять общественную формацию. Например, если земля принадлежит частному лицу, то невозможно сказать, какая это форма собственности с точки зрения производственных отношений, пока мы не узнаем, кто эту землю обрабатывает: раб, крепостной, или наемный. Так что, отождествлять правовую государственную форму собственности с производственной социалистической, пусть даже рядом с ней нет никаких других правовых форм, а правовую частную - с капиталистической, нет никаких оснований.

Из изложенного следует вывод: господство государственной собственности в СССР на средства производства не может служить основанием для определения общественного строя СССР(Китая, КНДР и пр.) "социалистическим", т.к. для его определения мы должны рассматривать отношение производителя к средствам производства. Были ли они им хозяевами (свободный труд) или были наемными рабами.

Отличить свободный труд от наемного можно только по отношению работника к средствам производства и продуктам своего труда.

Если рабочий не распоряжается собственным средством производства и его продуктами, то он является наемным.

Если рабочий распоряжается средством производства и созданным продуктом, то он является свободным, а средства производства является социалистической формой собственности.

Это и есть новый социалистический способ производства, товарищи.

При нем два фактора общественного процесса производства(рабочие и средства производства), ранее существовавшие раздельно, — СОЕДИНЯЮТСЯ!

Отец мигранта-миллионера, зарезавшего байкера в Москве, пытался давить на его семью: Требовал снять обвинения с сына

Сонные переулки у Замоскворецкого суда в понедельник утром огласил драматический баритон Константина Кинчева. Из динамиков байка раздавался трек «Небо славян». Мотобратство Москвы прие...

Кадры обрушения телевышки после удара в Харькове появились в Сети
  • Topwar
  • Вчера 19:00
  • В топе

Нанесён очередной удар по Харькову, на этот раз целью стала городская телевышка, которая после меткого попадания развалилась пополам. Об этом сообщают российские и украинские ресурсы. О серии взр...

Обсудить
  • Всё верно в упрощённом варианте марксисткой теории. Но теория опираясь на постоянную практику должна проходить совершенствование. Это, как воинский Устав, который пишется кровью солдат. И догматизм теории выливается в сдачу всех прежних завоеваний правящей элитой, которая захотела капитализировать своё положение и передать в наследство, как и произошло с СССР. Что в экономической плоскости,что в духовной (идеологической). Рабочие, крестьяне и служащие не могут сам соорганизоваться в справедливые артели, кооперативы и в любые другие формы производственного предприятия, без делегирования ответственности по управлению и учёту профессиональной структуре. Иначе это анархия и ничего путного не выйдет. В случае с СССР, такой структурой и выступило непосредственно само государство со своими классами профессиональных и политических управленцев. Система любой общественно-политической формации достаточно сложна, чтобы понимать её базовую сущность так упрощённо.))) Ведь: "Если рабочий распоряжается средством производства и созданным продуктом, то он является свободным, а средства производства является социалистической формой собственности.", то всё рано или поздно появится управленческая элита, которая в тот или иной период придёт к желанию капитализировать своё положение и круг замкнётся. Именно поэтому, важнейшим фактором является именно идеология, как главнейшая парадигма успешного социалистического развития. Но и здесь появляется элита и всё встаёт на круги своя. Это своего рода закон диалектики борьбы и единства противоположностей))). Но так как, коммунистическая идеология является по сути религиозным течением, то по аналогии надо смотреть на историю развития авраамистических религий и достижения ими определённого могущества, как на общественном, так и на государственном уровнях, в том числе и в своих экономических могуществах. Религиям (по официальной истории) уже по 1,5 - 2 тысячи лет. Практической истории развития социализма и коммунизма на практике - совсем мало. Всё ещё впереди. А я лично считаю, что именно дух (идеология) является базисом, а экономика надстройкой. И Ваш лозунг, всегда будет актуален: "Все битвы пролетариата обречены на поражение. Кроме последней..." :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • Автору. Поднимая и освещая вопросы социализма, Вы делаете большое дело! Ибо марксизм втоптан в грязь не только сторонниками буржуазии, что вполне естественно, но главное самими коммунистами. Точнее якобы коммунистами. Подавляющее большинство "современных коммунистов" понятия не имеют о содержании марксизма, но добиваются власти, используя привлекательность левых идей для большинства российского населения. Даже если допустить, что они снова прорвутся к власти, то без знания теории впереди у них только крах, как это и произошло уже однажды. Вопрос отношения производителя к средствам производства - это центральный вопрос марксистской теории и практики! Без его понимания, даже рта нельзя открывать за социализм. Но много ли об этом рассуждают "современные коммунисты"?
  • Что хочу отметить особо — совершенно безразлично кому принадлежит средство производства. Повторяю, БЕЗРАЗЛИЧНО - это что такое??? Девочка ратует за эксплуатацию человека человеком и называет этот строй социализмом? При социализме может существовать только два вида собственности: личная и общественная, которая подразделяется на государственную и артельно-кооперативную! Когда Хрущ отменил артельно-кооперативную собственность на средства производства и перевёл их в разряд государственной собственности, тогда и пришёл конец СОЦИАЛИЗМУ в СССР, который начали готовить к смене на КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ строй и, как следствие, к распаду Союза! Не зря последние годы "социализма" в СССР называли государственным капитализмом. В 91-м этот по факту капитализм приобрёл хозяев и стал полноправным КАПИТАЛИЗМОМ! Вообще же, гос.капитализм в СССР это апогей Троцкистов на социалистическом пути: когда трудовой человек превращён в бесправного работника, за которого всё решает чиновник, каста бюрократов! Кстати, походу Путин именно к такому будущему и ведёт РФ ускоренным темпом!
  • по факту
  • Ну и навертела здесь автор. Не важно кому принадлежит, важно отношение. Вот это поворот! Маркс ещё ав Манифесте определил производственные отношения, как отношения к собственности. "Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии..." Манифест коммунистической партии.