В течение нескольких весенних месяцев 1954 года Пикассо писал, рисовал и лепил 19-летнюю Сильветт Дэвид. Из всех муз, которые были в его жизни - а их было много - она попала на обочину истории как одна из самых загадочных и неправильно понятых.
Тем не менее, по объему сделанных портретов Сильветт, и ее фирменному конскому хвосту, ни одна другая женщина в творчестве художника не была так значима. Так кем была Сильветт? И что заставило Пикассо выбрать ее вместо Бриджит Бардо? Кто эта женщина с умным взглядом и высоким хвостиком?
Ее мать была живописцем, а отец - торговцем искусством.
«Она росла на острове Иль-дю-Леван и во время войны переехала в безопасный анклав в восточных горах», - говорится на ее официальном сайте.
Пикассо вспоминал, как Сильветт, таинственная девушка с очаровательным высоким хвостиком, каждый день проходила мимо его студии и ловила его взгляд.
Он рисовал ее по памяти, и однажды она увидела в окне художника, держащего ее портрет.
И Пикассо сказал: «Я хочу нарисовать тебя».
Она приходила и часами позировала в кресле-качалке, пока он рисовал ее, рисовал, рисовал, и лепил. Гигантская скульптура Пикассо на Бликер-стрит в Нью-Йорке — это Сильветт.
Она была молода, с воздушной, эфирной энергией. Кроме того, этот хвост:
И вот – готово! Пикассо представил коллекцию из более чем 60 работ в различных техниках и стилистике. В Париже выставка прошла с огромным успехом, а мир искусства задавался вопросом, кто же эта Мона Лиза на самом деле.
В биографии Бриджит Бардо, этой экранной сирены говорится: «Я пошла навестить Пикассо, но, поскольку он уже сделал уйму портретов Сильветт Дэвид, он не хотел ни рисовать, ни лепить меня». (Ясно, почему Пикассо - единственный, кто сопротивлялся Бардо? В его душе царила другая муза).
Пикассо в это время переживал не самый легкий период в личной жизни — от него только что ушла Франсуаза Жило с детьми, и как он признавался, появление в его поле зрения прелестной Сильветт помогло ему справиться с депрессией.
После месяцев творческого застоя он вновь испытывал прилив вдохновения и работоспособности.
У них не было близких отношений, и сессии длились всего около трех месяцев, причем Сильветт посещала мастерскую Пикассо в сопровождении своего жениха, тем не менее серия работ получилась столь обширной и столь впечатляющей, что с тех пор историки искусств причисляют эту безвестную девушку к разряду избранных «муз Пикассо».
Со временем критики начали пренебрегать «периодом конского хвоста» он им казался не более чем сноска в карьере Пикассо – их больше интересовал драматичный мотив его расставания с Франсуазой Жило.
Наверно, потому что Пикассо был вампир, который питался чувствами женщин — эта сложность окрашивала в дикие цвета его нелегкую личную жизнь…
А Сильветт никогда не была его любовницей. Она даже не позировала обнаженной для художника. Ее жених, Тоби, старался пристально следить за ними, пока Пикассо работал в студии.
Пикассо знал, что Сильветт – девушка, которую не надо трогать – он это чувствовал. Он вообще прекрасно чувствовал женщин.
Может быть, именно ее сопротивление заставило его увидеть ее французский шарм и независимую натуру? Поскольку она не покорилась, ему нужно было покорить ее на холсте, на бумаге и в скульптуре…
Но даже в очень схематичных портретах, где он запечатлел Сильветт всего несколькими строчками и штрихами, всегда есть прекрасное живописное выражение оригинальной личности.
Сегодня она сама по себе талантливый художник и керамист, живет и работает в деревне в Южном Девоне, под именем «Лидия Корбетт».
Часто читаю, что гений был женоненавистник. Так ли это? Мы не узнаем, но с Сильветт он дружил всю жизнь.
Может, он ненавидел какие-то черты характеров женщин, но уважал независимость и ум?
Оценили 14 человек
17 кармы