Экспедиция «КП» в составе Дмитрия Стешина, Владимира Ворсобина и Виктора Гусейнова заходит в древний город Булгар, который оказывается шампанским без пузырьков [видео]
ВОРОНЫ-БУЛГАРКИ
В жаркий, изнуряющий полдень, мы брели по безлюдным улицам в Булгарский улус Золотой Орды – посмотреть, что от него уцелело. Ворсобина оставили в прохладе столовой, под кондиционером, писать текст. Там начинались поминки – уже расставляли по столам стаканы с киселем…
Комплекс задумывался, как центр российского ислама
Вход на территорию города-заповедника «Булгар» оказался свободным. Но идти пешком не хотелось. Мы заняли короткую очередь в кассу, чтобы купить билеты на электромобиль. Гусейнов уже представлял, как будет зажигать по древним улицам. В глубине души надеялся, что за 30 рублей с носа ему дадут попылить на «Тесле».
Вход в музей-заповедник Болгар
У окошка кассы приплясывал, приседал и страшно нервничал молодой паренек в тюбетейке, национальном татарском головном уборе. Он не спрашивал кассиршу. Он вымучивал ее, выдавливая по капельке все соки:
- Экскурсия за 700 рублей. Ага. На каком языке? На русском? А нам надо на татарском! У вас нет татарских экскурсоводов? Поищите, пожалуйста.
Мы спросили, зачем ему экскурсовод на татарском, он же прекрасно говорит по-русски? И, кстати, фенотипически выглядит так, что и в 2002 году в московском метро к нему ни один мент не подошел бы.
Вниз по матушке по Волге: Начало.Встречайте первый выпуск видеоблога экспедиции «КП»!
Парень отмахнулся:
- Да я-то знаю - это у меня бабушка с дедом из деревни, они не знают.
На пороге экскурсионного бюро топталась пожилая пара в национальных костюмах. В Булгар у татар принято ездить в национальных костюмах. Стешин им начал завидовать, по-хорошему. Ну, например, людей в русских национальных костюмах, вне конкурса песни и пляски, в быту, можно встретить только в эко-поселениях.
Вид на соборную мечеть
У кассы продолжался изнурительный, как августовская жара, разговор:
- А льготы многодетным есть? Я! Я – многодетный отец. Но дети не со мной. Могу показать паспорт. А вот родители у меня – пенсионеры, они со мной…
Наконец, очередь из одного душного человека кончилась. Нас загрузили толпой в электромобиль и провезли 300 метров. По 10 рублей за 100 метров. Гусейнов разочарованно крякнул «аферисты!». И тут же был взят в оборот экскурсоводом, приметившим его профессиональную аппаратуру:
- Снимайте скорее! Сейчас так почти не ходят!
Аутентичная бабушка Мизалия
На жаре плавилась группа старушек в национальных костюмах. Когда Гусейнова торопят посторонние, на его лице появляется неодолимая скука, движения замедляются. Витя поднял фотоаппарат как царь-пушку, раздался ленивый щелчок затвора. Через две минуты – еще один.
Потом в кадр влез Стешин. Но говорить про реформу и преподавание татарского языка бабушки не стали. Они сразу же позабыли русский язык. Принципиально – насколько это возможно в пожилом возрасте.
Стешин развел руками, Рафаэль в ситуацию не вмешивался. Мы присели под дерево – запустить квадрокоптер. Вороны-булгарки считали, что это небо принадлежит только им. Оператор квадрокоптера был атакован. Витя пообещал, что первую же ворону, которая высунет клюв с этого дерева во время его полета, сразит таран. Мы убрали следы атаки с нашего квадропилота – идти в таком в виде в сакральную «точку сборки» татарского народа было нетолерантно.
Туристы толпами бродят по древнему «новодельному» городу
ПРИВЕТ ВАТИКАНА
Этот древний город был и Спасским, и Спасским-Татарским в 20-х годах прошлого века. И городом Куйбышевым, когда здесь разлилось водохранилище. А потом опять превратился Булгар - или Болгар.
Осмотр колыбели волжских татар мы начали с музея «Булгарской цивилизации». По мнению Стешина, для признаков цивилизации, в витринах было слишком мало выставлено материальных находок. Монетки. Пяток фрагментов браслетов, перстни. Женские украшения оказались репликами из 21-го века. Кумган с клеймом «Александр Володин» в «булгарском» стиле, конец 19-го века – вызвал у Стешина ступор. Ни одно объяснение - что здесь делает кувшин из русской ремесленной артели, спецкора «КП» не устроило. Да и невозможно было это объяснить. Но с трех метров кумган смотрелся «старинно», «исторично».
Мозаика, посвящённая принятию волжскими булгарами в 922 году ислама
Была еще эпическая мозаика. В живописных формах она рассказывала о принятии булгарами, предками нынешних татар, ислама. Что-то до боли знакомое увиделось в учебниках истории средних классов. Только там принимали христианство и изгоняли волхвов – колдунов и мракобесов и кидали их в Днепр, в набегавшую волну.
В этом же здании хранился символ ислама – самый большой в мире Коран. Он попал в «книгу рекордов Гиннеса». Экскурсовод с придыханием объявила:
- А напечатан этот Коран – в Ватикане!
Витя щелкнул фотоаппаратом. Рафаэль, уже начавший стесняться своих шорт, подал к выходу. А Стешин подумал: «Неспроста католики такой подарок сделали, они же у России никогда в друзьях не ходили, с чего такая доброта?». Но потом Стешин «включил Ворсобина»: «Может, в России просто нет типографий, способных напечатать страницы такого формата?».
Самый большой Коран
Мы отправились дальше бродить по древнему «новодельному» городу. Обугленный солнцем узбек затирал швы на «древней» каменной кладке. Витя щелкнул его – чтобы не предъявили, что мы наговариваем на «древний» город Булгар. От которого осталось немного. Город напоминал выдохшееся шампанское, забыто на столе. Привкус есть, пузыриков – нет.
ИСЛАМСКИЙ ДРЕСС-КОД
Этот комплекс задумывался, как центр российского ислама. В 90-х, когда Узбекистан отложился, и медресе в Ташкенте оказалось за границей, саудовские арабы предложили готовить имамов у себя. Вкус этого бесплатного сыра мы распробовали в 2000-х. По России стали шляться толпами непонятно откуда взявшиеся ваххабитские проповедники и имамы. Стали обращать в салафизм традиционные общины, «отжимать» мечети…
Посетители заповедника
А потом начался джихад. Россию объявили «землями войны» - Дар аль харб, которые должны по итогам превратиться в «земли ислама». Чтобы избежать перекосов, на небольшом удалении от исторического комплекса выстроили Белую мечеть и медресе – огромный комплекс зданий. А на берегу Волги заканчивают гостиницу для учеников, гостей и туристов-паломников - напоминает пятизвездочный отель. Гусейнов не одобрил. Стешин парировал: «Не хочешь кормить своих имамов, будешь кормить чужих».
На девушек в мини-юбках возле мечети особого внимания никто не обращает
Во дворе Белой мечети кривлялись девушки в мини-юбках. Вспомнилась общественная дискуссия по поводу выступления «Пуси Райот» в Храме: «Попробовали бы они сделать ЭТО в мечети!». Ну вот, делают. Селфятся. Из кафе «Халяль» вышли две барышни в исламском дресс-коде. Усадили детей в коляски и укатили вдаль. Не сделали красоткам замечания. Зато нам сделали. Бабушки при мечети наехали на Рафаэля:
- Лучше бы вы без майки были! Но открытые колени – харам! Надевайте юбку!
Я утешил Рафаэля:
- В православных храмах похожие бабушки. Шипят на тех, кто не так одет, не так свечки ставит. Сколько людей эти бабушки от православия отвратили!
Но «внутренний Ворсобин» сказал Стешину – «значит, не так уж сильна была их Вера!». Стешин парировал в воображаемом споре: «Дорога к Храму начинается с маленького шага…».
ПО ЗАКОНАМ УВАЖЕНИЯ
У входа в мечеть выстроились рядком два десятка прекрасных барышень в национальных татарских костюмах. Девушка-фотограф командовала:
- Левее! Левее! А то хрень какая-то …
Витя «угостил» фотографа своим мощным объективом. У организатора общетатарского конкурса красоты и талантов «Татар Кызы» Гулии Мухтаровойна ноге набита татуировка по-татарски: «Люблю, живу, путешествую». Спросили ее - из-за чего такой скандал с преподаванием татарского в школах. Почему не хотят его учить?
- А скучно преподают. Я филолог, разбираюсь. Детям надо лексику преподавать, фонетику. А грамматику – в лучшем случае, с 10 класса. В татарском языке не хватает новшеств. Я с английским сравниваю, изучала его углубленно. Все от нас зависит, если мы будем говорить по-татарски, значит, язык сохранится.
Татуировка по-татарски: «Люблю, живу, путешествую» на ноге организатора конкурса «Татар Кызы»
- А русским зачем изучать татарский?
- Из уважения к соседям. И они знают его, в большинстве - те, кто в языковой среде живет.
- Почему же все это обсуждается с обидой, надрывом?
- Из 90-х «привет». Родители рассказывали, что в те годы, тем, кто говорил по-татарски в общественном месте… делали замечание.
Два десятка прекрасных барышень в национальных татарских костюмах - это участницы конкурса «Татар Кызы»
Мы побрели из новодревнего Булгара в простой провинциальный городок Болгар. Там в центре города, у кафе, вместо газона растут 5 соток картошки. Шли, обливаясь потом, и обсуждали причуды нашей Родины. Которая жива и здорова, и даже местами благоденствует, но - когда в ней все сбалансированно. И если над Казанью есть русский город-памятник Свияжск, то ниже по течению должен быть Булгар. На том и будем стоять.
Единственное, пусть Булгар поскорее «допилят» его создатели – до свияжского лоска (см. «Честный ресторатор и последний рубеж Сталина»).
В Булгар у татар принято ездить в национальных костюмах
Продолжение следует.
Оценили 4 человека
4 кармы