Советский артхаус глазами другого поколения

17 1805

Уже скоро месяц в соцсетях постоянно пишут про Лукашина. Оно, конечно, понятно, Новый год, но как говорится, не "Иронией судьбы" единой жил советский кинематограф, неоднозначных персонажей хватало и в других фильмах, которые, однако, вспоминают реже. В прошлом году получилось так, что я смотрел много инди кино и артхауса, а еще, без преувеличения, открытием года в ЖЖ для меня стал блогер ygashae_zvezdu - давненько я не читал чей-то блог запоем. И в его постах мне попались незнакомые названия фильмов, по описанию сюжета, в общем, соответствующие тому, что я хотел посмотреть. Так что на новогодних каникулах мы с женой погрузились в пучины советского артхауса, который не успели застать просто в силу своих дат рождения, посмотрев "Зимнюю вишню", "Осенний марафон", "Отпуск в сентябре" и "Полеты во сне и наяву". Экскурсия получилась, на мой взгляд, небезынтересной.


Кадр из фильма "Полеты во сне и наяву"

 

"Зимняя вишня"


Вообще, конечно, это мелодрама, а не артхаус, но она удивительно легла в общее впечатление от фильмов - мужские персонажи странные, инфантильные и/или неприятные, а женских персонажей жалко.


Кадр из фильма

Сюжет вызвал у меня ощущение, что я как минимум лет на десять промахнулся в своих оценках времени распада семьи в России: главная героиня разведена, одна ее подруга тоже, а другая живет в гражданском браке с абьюзером. Мрачная картина выглядит как норма - здоровых семей в фильме не заметно (при том, что параллельно и даже позже в "бездуховных" США снимали "Парней, что надо" и "Аполлон-13" с прекрасными семьями).

Реклама

Мужской контингент вызывает омерзение: абьюзера я уже упомянул, также появляется невообразимый инфантил, живущий в 36 лет с мамой, и, наконец, присутствует аморальный и бесхребетный женатый коллега, любовницей которого является главная героиня. На этом фоне "принц" на белом мерседесе смотрится как нечто нереальное.


Главная героиня с любовником

Не знаю, может я слишком прагматичный и бездушный. Или меня испортили тринадцать лет брака? Но принятое в кульминации фильма решение главной героини выглядит совершенно иррациональным и абсурдным с любой представимой точки зрения. И в трагичности финала фильм все-таки приближается к артхаусу.
 

"Осенний марафон"



Кадр из фильма

Краткий сюжет: главный герой, Андрей Бузыкин, хороший специалист и грамотный переводчик, никуда не успевает, не может ни на что решиться, и в результате жизнь его летит в тартарары по всем фронтам: он не справляется с работой, в личной жизни разрывается между женой и любовницей, подводит дочку, зато бегает по утрам с иностранным гостем и не может отказать соседу, который приходит к нему как к себе домой и требует выпить посреди бела дня.


Слева направо: сосед, иностранный гость, Бузыкин

В описаниях фильма можно найти мнение, что это фильм про кризис среднего возраста, но я не могу согласиться. На мой взгляд картина про бесхарактерность и то, куда может завести жизнь в общем-то неплохого (если не считать наличия любовницы, конечно) человека, который плывет по течению. И в кульминации наш герой дергается было, чтобы хоть на что-то решиться, но все заканчивается печально.
 

"Отпуск в сентябре"



Утро интеллигента

Инженеру Зилову, казалось бы, жить да радоваться - семья, работа, друзья, квартиру только что получил. Но вся эта красота будет разрушена, и в конце (и одновременно начале) фильма Зилов окажется один в окружении бутылок. Главный вопрос картины, на мой взгляд, почему так получилось?


За окном жена Зилова

Фильм тоже часто воспринимается как история кризиса среднего возраста, но лично у меня есть ощущение, что картина про то, как в человеке тайные пороки становятся явными.

Реклама

Зилов омерзителен - он не хочет работать, волочится за каждой юбкой и обвиняет жену в изменах, отвратительно относится ко всем своим знакомым и выглядит как этический антиэталон. Именно кризиса, когда человек с какими-то достоинствами стал метаться, не понимая, как отвечать на новые вызовы, в Зилове не видно, кажется, что он всегда был таким, и с него просто спала маска, скрывающая истинную харю.
 

"Полеты во сне и наяву"



Главный герой, жена и, да, вы угадали, опять любовница

У Сергея Макарова, работающего в архитектурном бюро, жизнь летит под откос в канун сорокалетия. По короткому описанию будет сложно отличить его от Зилова, потому что в кадре опять халтура на работе, молодая любовница и безобразный скандал на празднике. Но здесь картина все-таки удаляется от горького реализма, потому что наличествует сюрреалистическое путешествие.



Опять же, я бы мог согласиться, что картина про кризис среднего возраста, если бы нам этот кризис показали в динамике. А если Макаров всегда таким был?

А от излишнего поиска глубокого смысла предостерегает поучительная история от режиссера:
 

Например, в фильме есть кадр, где главный герой бежит по полю к стогу сена. А на нем кроссовки с красной подошвой. Критик писал: «Это не просто подошвы — это красные подошвы. Потому что у него горит земля под ногами!» А я вспоминаю, как на площадке орал на реквизитора: «Дура, ты что, не могла найти обувь с нормальными подошвами?!»


 

Эпилог


Если посмотреть картины подряд, то возникает удручающее ощущение, что в стране сорок лет назад никто не работал (в лучшем случае только старались что-то сделать, как Бузыкин, но и у них не получалось), мужчины вели аморальный образ жизни (серьезно, супружеская измена в КАЖДОМ фильме!), горько пили и устраивали отвратительные скандалы, а красивые и сильные женщины от них страдали (жалко до слез). Но о потраченном времени не жалеешь - невольно начинаешь думать о себе лучше на фоне таких неприятных персонажей, фильмы рождают вопросы, сидящие в сознании занозами и не дающие эмоционально зачерстветь. Похоже, за прошедшие годы люди и то, как они смотрят на сюжет и персонажей, действительно изменились - мне постоянно попадались оправдания и чуть ли не воспевания героев, у которых я не вижу ни одного положительного качества.

https://lozga.livejournal.com/...

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
    • ***
    • 17 января 2020 г. 22:53
    Вообще-то рекомендую посмотреть фильмы "В четверг и больше никогда" и "Деревня Утка". И, конечно, Тарковского "Зеркало" и "Солярис". А то что здесь - так, бытовуха.
  • ...Если посмотреть картины подряд, то возникает удручающее ощущение, что в стране сорок лет назад никто не работал... Если смотреть картины современного российского кино- впечатление то же- в стране никто не работает.
  • Мужчины снимают о мужчинах и рассуждают о себе же. У кого о чём болит, как говорится.
  • Что ж вы все пороки ищете? Зилов жил в депрессии. А в этом состоянии ни работа, ни квартира, ни деньги не нужны. Ему бы хорошего психотерапевта или гуру. А так как в СССР таких не было, оставалась водка. Посмотрите еще "Приключения принца Флоризеля", "Зеленый фургон", "Большое космическое путешествие" - так же знаковые советские фильмы. Но гораздо более оптимистичные.
  • Вообще-то, приведенные фильмы - не совсем артхаус, или совсем НЕ... Артхаус - что-то заведомо незаметное, стороннее, а эти фильмы понаделали в свое время шума, особенно в интеллигентских кругах. Тогда, впрочем, и сейчас тоже, они рассматривались, как абрис невключенности по своему небесталанных индивидов в обще-программную установку социалистического коллективизма и оголтелого позитива "единственно верного учения", ведущего, как оказалось, в неминуемую пропасть. Общерусское классическое "страдальчество" и "избыточность", достоевская "широта" - подавалась еще в известной антитезе к обывательскому благополучию, разумеется с социалистическим критицизмом, еще не изжитом режиссерами. Может, как-то так с этими фильмами дело обстоит, а?