Как целый город в России уплыл в прошлое. И этим спасся

10 2181

Начало - https://cont.ws/@sonikx/201285...

Бессмертная деревня: как москвичка открыла в глухом селе сразу три музея

Елена Наумова объяснила, как уговорила людей повесить портреты предков на заборы.

Все знают о «Золотом кольце» — маршруте по 9 городам древней Руси. Но оказалось, параллельно с ним существуют множество удивительных сел, городков, усадеб и экопарков, возрожденных или построенных с нуля не менее удивительными людьми. Многие о таких новых точках роста русской глубинки даже не подозревают.

Журналисты «Комсомолки» решили проехать по этой параллельной России, чтоб составить новый туристический маршрут - «Серебряное кольцо».

ОПЯТЬ ЧУЧЕЛО ЛИСЫ И ЛАПТИ?

Честно признаемся: на предложение посмотреть музеи в волжском селе Учма (это прямо на дороге из Углича в Мышкин), мы сначала отреагировали кисло. Слишком уж стойкий иммунитет за годы командировок по российской глубинке выработался у нас на классические краеведческие музеи. Те составлены будто по одной инструкции — справа облезлое чучело лисы, такой же медведь, прислоненный к березе, лапти между ржавым серпом и снопом, одинаковые прялки, за которыми сидят манекены старух, копия «Декрета о мире», шестеренки тракторов, фото передовиков производства. Да пара смотрительниц, которые бдят, чтобы заезжий гость не сел в кресло, спертое когда-то из сожженной барской усадьбы… Серо, безлико, без фантазии. И это — в райцентрах. Чего ж можно ждать от деревенских музеев?

Но чтобы не обижать хороших людей, завернули в Учму. И … ни разу не пожалели, лишь устыдившись своих мыслей.

ОКНА В ПРОШЛОЕ

У современной русской деревни есть два основных состояния. Первое: заборов нет, потому что давно завалились и некому поправить, а значит, деревня мертва. И состояние второе: заборы есть, но глухие, из профлиста в два с половиной метра, значит, деревню оккупировали городские-пришлые и та жива фактически, но исторически ее путь подошел к концу – кончилась преемственность поколений.

Учма выбивалась из этой стройной концепции. Здесь теплилась жизнь! В Учме зримо присутствовали тени предков. Те приглядывали - как там идут дела у потомков, в 21 веке. Практически с каждого фасада или забора на нас с интересом и добрыми улыбками смотрели бывшие жители этой старинной волжской деревни. Как-то сходу мы придумали название этому масштабному спиритическому сеансу – «Бессмертная деревня», по аналогии с «Бессмертным полком». Вот на фото грузовик с деревенской молодежью, у всех в руках букеты сирени – едут на какой-то праздник. Бабушка почтальон с медалями на груди, под фото, на стене дома до сих пор висит почтовый ящик. Принаряженные для снимка молодые парни – улыбаются. Вот на лавочке у дома позируют фотографу три поколения женщин…

В Учме практически с каждого фасада или забора на нас с интересом и добрыми улыбками смотрели бывшие жители этой старинной волжской деревни.

ПО ПРИНЦИПУ ТОМА СОЙЕРА

Автор этого берущего за душу перформанса встретила нас у ворот первого же музея (а их здесь оказалось три!). Елена Наумова, бывшая пиарщица какого-то московского банка, вид имела совсем не деревенский – моднейшая вариация каре, юбка-хаки, хипстерские сандалеты. Лена была распарена и немного утомлена, как после бани – только что закончилась шестая (!) по счету экскурсия. Группа туристов переминалась у автобуса, последний (!) музей из хозяйства Лены Наумовой, самый концептуальный, располагался в соседней деревне, пешком идти долго. Время в Учме остановилось, но у нас его было мало, и мы сразу же насели на собеседницу:
История появления музея в Учме

- Почему Учма такая, как положено выглядеть старинной деревне? Как уговорили людей повесить портреты предков?

Лена объясняет нам:

- Мы выиграли грант на арт-мастерские и мастер-классы для местных. Но пришла пандемия… А мастер-классы - это же массовые мероприятия! Нельзя! Но деньги от гранта остались. Сделали хитро – по принципу Тома Сойера и его забора. На домах, которые принадлежат музею, мы повесили портреты людей, которые в них когда-то жили. И местные стали спрашивать: «А почему на наших домах нет такого? Чем мы хуже?» Нам это и нужно было. Дело пошло.

И местные, и дачники на волне сельского арт-подъема, устыдились заборов из профнастилов и стали возвращаться к плетеным изгородям.

Реклама

ПРОЩАЙ, ПРОФНАСТИЛ

В Учме под ногами не грязь, а нежный песочек приволжских дюн, ступаешь как по ковру. Лена знакомит нас с портретами, сметая ласковым движением руки пыль или пыльцу с каждого:

- Вот семья Гусевых, рассматривают семейный альбом. Внучке в жизни уже за 60, старше бабушки и деда на портрете... Дом выкупили дачники. Ну, как дачники - второй год уже зимуют в Учме. Стали местными. Я вас предупреждаю, Учма так устроена, что будьте осторожны, многие здесь остаются навсегда!

- Сколько сейчас жителей в Учме?

- Летом 60 человек, а зимуют 20. Причем, семь «зимовщиков» - это наша семья. У нас младшему 8 лет, нам самим - по 55. Проблема в том, что здесь нет молодежи. Нет середины... Но люди стали меняться.

И во всем этом вдруг обнаружился еще один «побочный эффект». И местные, и дачники на волне сельского арт-подъема устыдились модного проклятия, обезображивающего города и села — заборов из профнастилов. И дружно давай возвращаться к плетеным изгородям, от которых глазу приятно.

Что это, как не гражданское общество, о необходимости которого так часто говорят из телевизора? Так уж устроен русский человек: как только почует, что от сделанного им на душе затеплеет, он подключится сам, без приказов и инструкций.

По этой же причине в селе закончились пьяницы! Подъемом Учмы здесь стали так гордиться, что на фоне этого чувства, несколько пьющих решили, что негоже под заборами перед туристами валяться...

На стенах домов - семейные фото

… Очередные экскурсанты заходят в ветхий дом на окраине села Кирьяново, что в паре верст от Учмы.

- Музей чего? «Дыр и заплат»?! Уж этого добра-то в России! - потешаются они. А потом вместе с нами битый час ходят с раскрытыми ртами.

Когда-то это был дом зажиточного крестьянина, позже — колхозная контора и начальная школа-интернат. В 2014-м ее закрыли за отсутствием детей. Но неутомимая Елена Наумова, облазив запыленные чердаки дачников и обнаружив там много чего интересного, пошла к главе района, чтобы тот отдал избу под ее новую идею. «Только не еще один музей!» запротестовал было супруг Елены Василий. Но где там... Да районный начальник поддержал: «Отлично! Вы закроете еще одну дыру на карте района!», хотя о содержании музея он узнал позже.

- Так я убедилась в правильности своей концепции, - говорит Наумова. - «Музей дыр и заплат» - как символ русской жизни. И это не о бедности, нет! Это о бережливости наших предков.

«Музей дыр и заплат» - символ русской жизни, уверенна Елена Наумова.

Ведра, залатанные консервными банками, лоскутные одеяла и половики, настенный ковер из старых треников, который некая хозяйка, ничего не зная про импрессионизм, выполнила в стиле «широкого мазка»...

И, конечно, перелатанная одежда.

- Посмотрите — как все тщательно подобрано, симметрия, красота, любой дизайнер позавидует! - говорит Елена. - Это же потрясающее чувство собственного достоинства. Любая хорошая хозяйка старалась содержать семью в опрятности, не ударить в грязь лицом. Поэтому ставили по-настоящему художественные заплатки, превращая их в произведения искусства.

И речь не только о вещах. Это заплаты на душе, штопка нашей дырявой памяти. Елена ведет от вещи к вещи. В этом свитере человек встретил первую любовь, в этой панамке женщина впервые поехала на море. А эти кеды сюда, в Учму, самый настоящий итальянский принц прислал! Увидел музей и прочувствовал. В них он познакомился с женой, а потом поехал за первенцем в роддом… Не просто дыры — а целая философия жизни.

Благодаря дырам в свое время кардинально изменилась и судьба самой Елены.

НАБРЕЛА НА ЛЕСНИКА И ВЫШЛА ЗАМУЖ

Нам, конечно, было интересно, откуда взялась в глуховатой Учме Лена Наумова? От трассы до Учмы даже асфальта нет! Оказалось, потому и взялась! Ехала мимо в 2002 году, пробила картер на дыре в дороге, пошла за помощью. Набрела на лесника Василия, да и вышла замуж. Приемные дети, по словам Лены, пришли к ней сами – и попросились жить в Учме, как в старинной поговорке «Бог послал». В этой полумистической Учме все так, одно цепляется за другое и на каждую дыру находится заплата.

Это была наша ошибка – посчитать Лену главным мотором возрождения Учмы. Это же такая простая схема – приехала умная, креативная москвичка и все заверте… Ничего подобного! Лена считает, что и без нее Учма не пропала бы:

- Начала не я. Даже наоборот, я осталась в Учме, потому что здесь уже было нечто. Начал мой муж Василий, в 1999 году он открыл первый музей. Всю доступную литературу по истории России проанализировал. Назовите любой год, и он скажет, что про него писал Татищев, Соловьев или Ключевский.

СВЯТОЙ КАССИАН И «ВОЛГОЛАГ»

С Василием мы стоим на крылечке амбара и через старинную литографию на перильцах смотрим на волжский мыс. Пытаемся представить себе стоявшую здесь когда-то Кассианову пустынь, основанную во второи половине XV века. Пытаемся совместить прошлое и нынешнее. Святои Кассиан, монах, бывшии в миру греческим князем, выжившии участник обороны Константинополя от турок, появился на Руси в свите царицы Софьи Палеолог в 1472 году. Да так тут и остался навсегда.

Сейчас, в память о нем, на мысу стоит поклонный крест. Ставил его Василий. Про крест стали спрашивать: «Кто утонул?», поэтому пришлось возвести рядом часовенку. А потом, в спасенном старинном деревянном амбаре (Василий одаренный плотник!), появился и музей, собранный из обломков прошлого, найденных на руинах монастыря. Василий рассказывает:

- 1935 году учемские храмы были переданы НКВД для размещения Волголага. Заключе нные взорвали монастырскии храм на кирпич. Церковь Рождества простояла до 1950-х годов. Уже местные жители брали из нее кирпич для печей. Двое разбиравших колокольню погибли под завалами — она обрушилась. И тогда приказали Успенскую церковь снести до конца…

Единственный целый объект, который смогли спасти краеведы из обломков монастыря – кованая решетка от ограды, окружавшеи храмы. Всего один фрагмент - секция. Но, с помощью системы зеркал, создатели музея сделали эту ограду бесконечной... Фото всех, кто спасал память о монастыре, закрепили на вращающейся стойке – на таких выставляют открытки для туристов. Только эта стойка тоже с зеркалами, раздвигающими пространство и время. Тут все с двойным дном. Отодвигаешь створку витрины с архивными снимками монастыря, а там – заключенные «Волголага» на работах. И выходишь из этого музея пошатываясь. Такие посещения прошлого никогда не проходят бесследно для сознания. И горько от того, что мы творили. И светло, потому что опомнились и стали склеивать осколки. Штопать те самые дыры.

Музей появился в спасенном старинном деревянном амбаре.

СТАРУХИ И ЛЮБОВЬ

Из очередного учемского музея Елены и Василия туристы выходят с комом в горле. Заходишь в амбар со старинои и лавками и поначалу ничего не понятно — какой-то гвалт старческих голосов из динамиков. Но делаешь пару шагов и...

«Всю жизнь я любила своего Мишутку, а он такой хулиган был, - раздается записанный голос какой-то бабушки. - Свою лошадь ходить по ступеням учил и ввел ее в сельский клуб. На лошади меня провожал до дома. И она сама стала заворачивать к моему крылечку. Люди смеялись — понятно, куда Миша ходит… В престольные праздники гулянки в клубе до утра, потом на работу прямо с танцев. Я не могла, как другие, с одним пойти провожаться, потом с другим - Мишки нет, и я домой пошла. Есть любовь! Я же любила...»

«Он меня замуж взял, а я все смеялась: так ведь я нищая, у меня ничего нет, — звучит голос еще одной бабушки в другой комнате. — А он: и я нищий, вот мы два нищих и будем жить...»

«Муж мой, гармонист Боря, хороший был, спокойный, - в следующей комнате. - По свадьбам и гулянкам играл, но никогда не пил. На свадьбе нашей 2–3 стопки выпил и упал. Валяется на кровати, а я сижу и плачу, как дура. Курить он вообще не пробовал…»

«Ходили к нам два моряка, - продолжают бабушкины голоса. - Я и забеременела. В общежитии жила, а он на катере. Потом нашли комнату. Ма-а-аленькую... Говорю: «На чем спать-то будем?» Он Тюфяк принес, одеяло, подушку, ну, а больше ничего и не надо. И вот вся моя жизнь — все горе. Он пил и пил. Приду с работы, а свекровь: «Николай в канаве». Погрузили его на санки, а он лежит и командует: «Полный вперед!» Ну вот так прожила без любви этой самой. Как и не жила. Но он меня любил...»

А все началось с того, что однажды Елена Наумова пошла пожилых женщин опрашивать — есть ли любовь?

- А те вдруг стали выговариваться о прожитой жизни, - говорит она. - У них раньше-то никто не спрашивал.

Реклама

«ОСТАЛСЯ ОДИН ПРЕДСЕДАТЕЛЬ»

Еще один музей Елены и Василия, «Судьба русской деревни», встречает завалинкой с шелухой подсолнечника — предтечей современных соцсетей, где сельский люд после тяжелого дня обсуждал последние сплетни, а особо буйных комментаторов отправляли в бан тут же, за частоколом, один на один. Ржавые таблички из давно несуществующего сельмага с ассортиментным минимумом и предельными нормами отпуска продуктов… И снова хриплые голоса из старого громкоговорителя на фоне мычаний и блеяний когда-то живших здесь коров и коз: сохранившаяся каким-то чудом запись раздачи нарядов работникам колхоза «Красная Учма».

«Колхоз прекратил свое существование в 21-м веке, остался один председатель»… - печально констатирует динамик. Шторки раздвигаются, вводя гостя в быт простого учемского жителя тои поры.

Еще один музей Елены и Василия - «Судьба русской деревни».

«… Не мечтала, что столько проживу, думала пораньше уйду, - сопровождает голос очередной бабушки. - После мужа уже 32 года, считай... Внук говорит: увезу я тебя, а я говорю — не поеду, хочу в своем доме, в Учме...»

Ватага туристов пакуется в автобусы. Она провела в Учме почти шесть часов! Пожалуй, только Эрмитаж и Третьяковка могут похвастаться такой «глубиной погружения».

- Куда дальше? – спрашиваем туристов.

- В Рыбинск!

Рыбинск у нас всегда ассоциировался с многоэтажной застройкой общагами-малосемейками и конечно, никаким «Золотым кольцом» там даже не пахло.

- Что там смотреть, в этом Рыбинске?

Экскурсовод туманно: «В Рыбинск сейчас все едут, хит сезона».

Грех было не отправиться вслед...

Как целый город в России уплыл в прошлое. И этим спасся

Оказывается, стоит местным властям послушать «городских сумасшедших» - энтузиастов из народа, да помочь им, и жизнь вокруг из серо-промышленной превратится в ярко-веселую — купеческую. Именно так случилось с Рыбинском

Спецкоры «Комсомолки» продолжают свою Экспедицию, открывая новый туристический маршрут по русской глубинке. Он идет параллельно знаменитому уже «Золотому кольцу», за бортом которого на самом деле множество удивительных мест. И их надо видеть! Это наше новое «Серебряное кольцо»!

«ВАУ!» «МАНИФИК!»

Ровно три года назад один из участников сегодняшней Экспедиции «КП» проплывал Рыбинск насквозь, сидя в четырехметровой резиновой лодчонке. Это была другая Экспедиция "КП" - "Вниз по матушке" - журналисты пропыли тогда всю Волгу от истока до Астрахани. Но в Рыбинск тогда не заглянули.

С воды Рыбинск выглядел невнятно: промзоны, краны и баржи. Плоский прибрежный городишко без ярких пятен. «Я там был, нечего смотреть в этом Рыбинске, в центре – «пьяные лавки», сразу за ними – девятиэтажки, плакать хочется, поплыли дальше!» - авторитетно заявил тогда кто-то в лодке. И мы поплыли дальше. Лишь здание Хлебной биржи, исполненное в неорусском стиле, как-то зацепило глаз, и только.

Но в этом году, узнав о нашей Экспедиции по «Серебряному кольцу» разные добрые и модные люди про этот Рыбинск говорили уже совсем противоположное, постоянно нашептывая: «Вау!» или «Манифик!». Реакция интриговала. Действительно, как городишко с населением под 200 тысяч душ смог пройти этот великий путь от «поплыли дальше» до «обязательно съездите» всего за 4 года? Как даже в санитарно-карантинный 2020 год они умудрились вдвое (!) увеличить число туристов? И мы решили разобраться в этом явлении.

Вроде бы машины проезжают мимо современные, а все что вокруг – из века позапрошлого, 19-го

ЖИЗНЬ - ДЕКОРАЦИЯ

Объективно, старый Рыбинск спасла советская власть. Город в СССР считался закрытым благодаря режимным предприятиям. Теплоходы проходили мимо – в развеселый Ярославль. Турфирм не было и никто не предлагал согражданам обменять в Рыбинске свои кровные на эмоции и расширение кругозора.

Даже «сталинский ампир» обошел город стороной. Как-то мимо Рыбинска проехал и строительный бум начала 21 века. И потому 47 (вдумайтесь в эту цифру) кварталов старинной купеческой застройки остались тут в первозданном, но изрядно обветшалом виде. И это был бесценный ресурс! Но как использовать его, додумались лишь недавно.

47 кварталов старинной купеческой застройки остались тут в первозданном, но изрядно обветшалом виде

Первая реакция человека, оказавшегося в центре Рыбинска – сверить время в часах или в телефоне. Решительно невозможно понять, в каком времени ты оказался. То есть, тебя болтает туда-сюда: вроде бы машины проезжают мимо современные, а все что вокруг – из века позапрошлого, 19-го. Отсутствие проводов над головой и главная фишка, которая заставляет туристов умиляться и беспрестанно щелкать фотоаппаратами, - вывески в дореволюционном стиле, как и положено - с Ъ на конце. Они тут кругом! «Питейное заведенiе», «Торговый домъ», «Авторскiя картины», «Банкъ», «Готовыя платья для дамъ», «Гастрономическiй магазинъ», «Регистрацiя фирмъ» и даже «Электронныя подписи» - никакой пластмассы, только металл и сусальное золото.

Вывески в дореволюционном стиле и орфографии, как и положено - с Ъ и Ь на конце

Старинными домами вроде никого и не удивить, особенно одного участников Экспедиции «КП», выросшего в Питере. Но фасады в Рыбинске не привычно грязно-желтые, а лазоревые, охряные – иные, в общем. Совершенно другая «визуальная среда», как говорят спецы по дизайну. И лишь тепло одетый Ленин, в пальто с меховым воротником и ушанке, по-прежнему стоящий на здешней Красной площади, помог нам зацепиться за реальность.

- Здесь киношники должны пастись толпами! На такой-то натуре, - заметил Овчинников.

- Они пока просто не знают. Мы сами десять минут назад узнали, - вздохнул Стешин. - Хорошо бы выяснить, кто тут баловался с «машиной времени»…

Реклама

«ВООБЩЕ БОМБА!»

Известный в области (и не только) музыкант Митя Кузнецов усаживает нас на лавки и поит авторским чаем. Собственно, это и не лавки вовсе, а места в зрительном зале. Есть и сцена, которую сразу не разглядеть – она красиво заросла плющом. Несколько лет назад Митя выкупил эту заволжскую дачу, когда-то принадлежащию рыбинскому почтмейстеру, назвал все это «Этно-кузней» («Я же Кузнецов»!) и превратил свой двор в частную филармонию, где проводит «усадебники» - вечера этномузыки под открытым небом. Кого здесь только не было - музыканты из Африки, Америки, Молдавии, Украины. Из-за пандемии мир временно сузился до российских фольклористов, которые выступают бесплатно для всех желающих, ибо Митя выиграл «президентский грант».
Идея украсить весь город новыми «старыми» вывесками принадлежала известному в городе музыканту Мите Кузнецову

Идея украсить весь город новыми «старыми» вывесками принадлежала известному в городе музыканту Мите Кузнецову

- Собственно, эти вывески из музыки и вышли, - улыбается он. - Пригласил выступить друга из Москвы со спекталем по «Онегину» и мысль - а сделаю-ка я афишу в стиле века, в котором жил Пушкин!

И Митя, обложился дореволюционными учебниками по грамматике. Попутно исследовал старинные фото русских городов. Да и влюбился в эти «еры», «яти» да прочие «ижицы».

За эти вывески судились

- Подумал тогда — а как было бы здорово в Рыбинске такое зафигачить! - вспоминает он. - В это время в городе сменилась власть, которая задумалась о реконструкции исторического центра, но не знала, в какую сторону идти. И я как раз - с эскизами. Замглавы города увидел это и аж подпрыгнул: «Вообще бомба!»

ЗА ЭТИ ВЫВЕСКИ СУДИЛИСЬ С ЯРОСЛАВЛЕМ

Митина идея «снизу» набирала обороты. Мэрия уже разработала правила по оформлению новых вывесок и готовилась запустить проект, но…

- Область вдруг ввела единые правила благоустройства. Это был крест на всей нашей идее... Но отдам должное властям — они стали судиться! За право быть уникальными. И выиграли!

И новые-старые вывески в Рыбинске одна за другой стали появляться над входами в парикмахерские, магазины, кафе. В игру стали включаться даже федеральные бренды, плюнув на свои фирменные логотипы, стоившие миилионы («А что — необычно», - друг за другом соглашались их начальники). И вот вам в старорусском стиле вывеска сетевого магазина и даже известного банка, который рекламирует актер Безруков… Правда, были и те, кто по началу решительно восстал против старовведения. Но сдались. На общем фоне 19 века их бренды смотрелись «бледной вороной».

В игру стали включаться даже федеральные бренды, плюнув на свои фирменные логотипы, стоившие миилионы

Митя же шел дальше. Мэрия дала ему полный карт-бланш на оформление фасадов. Он выискивал натуральные краски, которые использовались в те времена, перерыл весь интернет и обнаружил в Ярославле старый завод, что до сих пор производит оксиды железа. Друзья разыскали запасы охры и сурика и вскоре «историческая» краска была создана. Получилось, как на старинных цветных снимках Прокудина-Горского.

А рыбинская история вывесок уже пошла шагать по России. Экспериментировать начали Тульская и Липецкая области, а недавно заинтересовался и уральский город Ирбит.

- Там же была вторая после Нижегородской ярмарка в России! - ликует от предстоящей работы музыкант-дизайнер. - В Ирбите целые улицы купеческие сохранились!

Но, конечно, одних вывесок и одного Мити для воссоздания исторического духа города было мало. Подключились и другие горожане, у которых вдруг загорелись глаза.

«И БРАЛ КАМНИ, И ГОВОРИЛ С НИМИ»

В Рыбинске мы выяснили один любопытный закон или принцип «возрождения туризма». Власть может страстно желать туристов. Власть может призывать их посетить. И даже раздавать гранты «на привлечение». Но если нет «запроса на туризм снизу», его не будет. Все уйдет в песок. Краевед и волонтер Алексей Алексашин ведет нас по набережной - к новому историческому объекту, открытому с помощью пресловутого «гражданского общества» Рыбинска. Это часть старинной мостовой – центральный путь, по которому волжские крючники спускали на пристань или поднимали в город грузы. Беседуем по дороге. По мнению Алексея, в Рыбинске сработало несколько факторов и получился «взрывной рост». Люди наездились по заграницам, а пандемия перенаправила их интересы во внутрь страны.

Краевед и директор туристско-информационного центра Рыбинска Алексей Алексашин ведет нас по набережной к новому историческому объекту, открытому с помощью пресловутого «гражданского общества»

Власть же не дремала, а вкладывалась. Иногда используя совершенно нестандартные приемы. Под культурные проекты старинные здания сдавались в аренду за … 1 рубль. Только коммуналку плати. Так в Рыбинск заманили из Москвы уникальный музей фортепьяно.

«СРОКИ СРЫВАЕТЕ! НО КРАСИВО!»

- И все это наложилось на частную инициативу, - продолжает экскурсию Алексей. - Затеялась у нас реконструкция улицы Стоялой (там бурлаки стояли, нанимались. – Авт.). Экскаватор снял асфальт, а там - деревянная мостовая!.. Я рабочих спрашиваю: «Что будете делать?» А они: «Сейчас все снимем и плиткой замостим, красиво будет, как в Москве!» (смеется). Но тогда было не до смеха. Сфотографировал, выложил в соцсети: «Ребята, смотрите, это мостовая, по ней бурлаки ходили, надо спасти!». Ночью, с налобными фонариками, собрались энтузиасты и мы расчистили фрагмент мостовой. Долбили ломами асфальт, мели метлами… и нашим взорам открылась уже мостовая-каменка.

Власти было отнеслись к открытию с прохладцей, но на улицу Стоялую заглянули. Вздохнули: «Вы нам все сроки реконструкции срываете... Но черт побери! Это красиво!».

Волонтерам выдали экскаватор, привезли песок и молотки-киянки. В соцсети ушел очередной клич: помогайте!

- Как всегда, самыми активными были молодые мамы с колясками, - опять смеется Алексей. - Но до холодов мы успели.

Сейчас делается еще один фрагмент мостовой. Власти подумали и отдали подряд на укладку камней волонтеру всей этой движухи Анатолию Чулю. Мы застали его за странным занятием: подобно Тамерлану из одной старой рекламы он «поднимал тяжелые камни и говорил с ними».

- Каменку эту перекладывали много раз. Советский камень видно сразу, он некрасивый и кривой, - объяснил он занятие. - Вот, сортирую…

И показал нам бесформенный булыган с одной идеально-ровной поверхностью.

На прощание, Алексей Алексашин заметил важное:

- Я мог бы наговорить казенных слов о туризме. Не буду. Туристу просто должно быть интересно. Вот вывески. Да, это возможность перенестись во времени, а с другой стороны это фан, веселье. Совокупность эмоций. И все!

Власти отдали подряд на восстановление каменных мостовых камней волонтеру и организатору Анатолию Чулю

ГОСТИНИЦ МОЖЕТ НЕ ХВАТИТЬ

А рыбинцы фонтанируют все новыми идеями по привлечению туристов. Не так давно, например, запустили проект «Один день из жизни Усть-Шексны», с которой и начинался город. С народным вече и древней кухней. По Волге ходит «Jazz boat”, - теплоход, по полтора часа услаждающий гостей живым джазом. Вот-вот запустят экскурсии на электросамокатах. А на одной из крыш, откуда видно историческую часть города и реку, дают концерты и перфомансы. И выдают винтажные одежды туристам, чтобы заснять их на фоне «еров» и «ятей» - где еще такое фото получишь?..

Тепло одетый Ленин

Власти тоже думают, как бы еще-то поглубже, да пооригинальнее вернуться в прошлое. На последних общественных слушаниях, например, обсуждали идею сделать все оконные рамы в старой части города «под дерево». Чтобы было совсем уж «аутентично». Бизнес напрягся. Менять все стеклопакеты на деревянные? Они и так нестандартные, обойдутся в копеечку! Одновременно сетуют, что турист пошел уже не прежний, «однодневный». А все больше семейный, с ночевкой, и при таких темпах номерного фонда в 1000 гостиничных мест скоро не хватит. Значит, надо заманивать в город сетевые отели. И надеются, что благодаря туризму Рыбинску удастся обратить вспять печальную статистику, в которой город за последние 20 лет потерял 55 тысяч жителей, почти четверть.

Ведь туристический потенциал-то у Рыбинска, оказалось, неисчерпаемый! Практически не освоена большая вода в виде Волги и Рыбинского водохранилища. Где, в числе прочего, открылось новое, доселе невиданное туристическое направление – археодайвинг. Вода укрыла и сохранила для нас затопленные древние монастыри и даже города — взять печально известную Мологу, полностью ушедшую под воду в 1946-м. И аквалангисты-краеведы готовы показать эти сокровища людям. Проехать мимо «Волжской Атлантиды» было просто невозможно. И мы снова резко меняем утвержденный маршрут.

Продолжение следует...

туристический потенциал-то у Рыбинска, оказалось, неисчерпаемый!

Прямая речь
Виктория НЕЛИДОВА, директор департамента архитектуры Рыбинска: «Просто город полюбил свою историю»

- Идеи общественников в свое время поддержала власть, так что это командная работа. Был разработан целый ряд актов, что позволило реализовать проект. В 2017 году была проведена полная реконструкция Красной площади. Проект был отмечен Минстроем России, как один из лучших муниципальных практик. Все делалось при помощи средств городского бюджета при софинансировании бизнеса, точки которых расположены на этой территории. Дальше больше — в 2018 году мы разработали правила благоустройства, где прописали все требования к внешнему облику фасадов и вывесок. Часть затрат бизнеса на это возмещается. Весь город поделен на три зоны информационного контроля: особо строгая, строгая и общего контроля. В первой и второй зонах, исторических, самые жесткие требования. Например, вывески должны быть изготовлены исключительно из натурального материала. С соблюдением орфографии и оборотами речи, соответствующими 19 веку. Комплексно отремонтировали исторические улицы. Кроме того, установлены дорожные знаки меньшего размера, чтобы они не препятствовали восприятию красот города. Секрет в том, что город полюбил свою историю, мы осознали свой исторический и культурный потенциал. И это только начало — благоустройство продолжается.

ИЗ ДОСЬЕ КП

Сколько туристов приезжают в Рыбинск

Число музеев в городе

Реклама
Как это будет по-русски?

Вчера Замоскворецкий суд Москвы арестовал отца азербайджанца Шахина Аббасова, который зарезал 24-летнего москвича у подъезда дома на Краснодарской улице в столичном районе Люблино. Во время ...

Почему валят грустноарбатовцы?

Сразу с началом Россией силового сопротивления Западу, над приграничными тропами поднялась плотная пыль от топота Принципиальных ПораВалильщиков. В первых рядах, как обычно, пронеслась ...

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Обсудить
  • Милостивый сударь, позвольте выразить вам мою глубочайшую признательность за столь духоподъёмный материал. Уж не перебраться ли мне в Учму? :blush:
  • :mask: В Омской области России жители деревни Верхний Карбуш обратились к канцлеру Германии Ангеле Меркель с просьбой заасфальтировать "главную дорогу" в их населенном пункте. -https://www.youtube.com/watch?v=E7hMoYEFbKU
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Молодцы рыбинцы !
  • :clap: :clap: :clap: