Царский Крестный ход: 54-ый день пути. Свияжск.

0 1246

4 августа 2018 года наши крестоходцы прибыли в Свияжск. Эту крепость Царь Иоанн Грозный поставил на Волге для того, чтобы отсюда подготовить удар по Казанскому ханству, приносившему разорение, плен и погибель русским людям. 

В 1551 году, в Неделю всех Святых, приплыли воеводы и войско к холмам, населённым чувашами, отслужили здесь водосвятный молебен, обошли место Крестным ходом и поставили город. Чуваши сами стали упрашивать воевод принять их в русское подданство. Видимо, и они натерпелись от татар. 

Свияжск на гравюре 18 века

Крепость была собрана всего за 4 недели из деталей, заранее заготовленных в районе Углича и сплавленных по Волге на плотах. 

Уже в середине XVI века Свияжская крепость превосходила по размерам кремли Новгорода, Пскова и Москвы. Первый храм, освящённый в Свияжске, славил Рождество Царицы Небесной. В 1920-30х годах он, к сожалению был разрушен.  

Обилие монастырей позволяло называть Свияжск «монастырским городом». Здесь был и Богородице-Успенская мужская обитель, и Иоанно-Предтеченская, и Троице-Сергиевская. 

Хотя в последующие века Свияжск теряет своё военное значение, однако, его роль как первого христианского города Казанского края учитывалась в титуловании Архиепископов и Митрополитов Казанской Епархии, именовавшихся Казанскими и Свияжскими. 

В раннесоветское время территория обителей была превращена в один из первых концлагерей России. А после строительства Куйбышевского водохранилища город превратился в остров. 

Когда богоборцы в 1923 году разоряли Богородско-Успенский монастырь, основанный в 1555 году и славившийся Святыми Мощами Митрополита Казанского Германа (Садырева-Полевого), построившего эту обитель, то, по преданию, в Свияжске начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. 

Но и устрашение не остановило Иуд. Неслучайно именно в Свияжске был поставлен троцкистами памятник этому персонажу Евангелия, предавшему Христа.

В предыдущих главах нашей книги мы упомянули, что в августе 1918 г. погиб один из красных командиров, бравших Казань, - латышский стрелок Ян Юдин (Янис Юдиньш. И.Р.: Иудин?). Его похороны в Свияжсе проводились с большими торжествами. 

Как утверждает датский писатель Галлинг Келлер, в 1918 году на военно-передвижном фронтовом литературном поезде имени Ленина прибыли Троцкий, Всеволод Вишневский, Демьян Бедный и сам Галлинг Келлер. Они-то и привезли в "город монастырей" памятник Иуде.

Келлер сообщает: «…местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин - слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым к небу кулаком…»

Памятник вполне передавал дух троцкизма. Его открытие сопровождалось военным парадом. Скульптура представляла из себя буро-красную фигуру человека, натуральной величины, с обращённым к небу лицом, искажённым гримасой, судорожно срывающим со своей шеи верёвку

Некоторые источники сообщают, что 10 сентября того же года памятник исчез: будто бы его убрали сами троцкисты перед приходом белых. Но зато якобы памятник Иуде, как «борцу с христианством», был установлен в городе Козлове (ныне Мичуринск). Будто бы спустя несколько дней он разбит при невыясненных обстоятельствах местными жителями, и тогда в 1921 году его ещё раз установили в самом Тамбове. Пишут и о том, что в планах Троцкого была установка памятников Иуде в Иваново-Вознесенске и других городах РСФСР. 

Косвенно информацию подтверждает такой факт: упоминаемый здесь Демьян Бедный опубликовал в 1925 году поэму «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», в которой он ёрнически пересказывает Евангелие. Иуда в поэме назван «пламенным еврейским патриотом".

Юдину же действительно был установлен памятник на его могиле в Свияжске. Об этом свидетельствует и латышский стрелок Ступпе. 

Правда, фотографии монумента Иуде пока нет, не найдена. Но даже если памятника не было, мы вполне можем предположить, что сведения о нём являлись элементом информационной войны между белыми и красными. В гражданских войнах нередко присутствует третья сила, дело которой - разжигать страсти, ненависть, подливать масло в огонь. Чтобы братоубийственная война не утихала, третья сила, присутствующая и среди белых, и среди красных, зверствует при допросах и на казнях, вызывая у обоих сторон войны нехристианское желание мстить и мстить.  

Богородице-Успенский монастырь возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. 

Ныне на острове всё ещё живут 6 из 12 православных церквей, из которых наиболее древняя - среди храмов Казанской Епархии - деревянная Свято-Троицкая церковь XVI века, в которой стоял на молебне сам Государь Иоанн Васильевич Грозный перед штурмом Казани.

Именно в ней наши крестоходцы и помолились перед теми иконами, с которыми они идут по России

Здесь сохранился полный иконостас церкви, как сохранился иконостас и Успенского собора. Это более 150 намоленных икон XVI века, которые тихо внимают здесь русской жизни, привнося в неё свою немалую лепту.

В Успенском соборе можно увидеть и уникальные настенные фрески XVI столетия, своей полнотой и многообразием библейских сюжетов не имеющие аналогов фресковой живописи в России. Среди наиболее знаменитых  - алтарное изображение Царя Иоанна Грозного и Митрополита Московского Макария

Надо отметить, что одно время Настоятелем монастыря был известный деятель Смутного времени Авраамий Палицын. 

Он происходил из дворянского рода Палицыных и в миру носил имя Аверкий Иванович. Поступил на службу ещё при Иоанне Грозном, но в 1588 году подвергся первой опале, причины которой остаются невыясненными. Вскоре постригся в монахи.

При Борисе Годунове ему поручается управление Троицким подворьем в Москве. При Василии Шуйском Авраамий избран лаврским келарем, в качестве которого участвовал в организации лаврою продажи дешевого хлеба в блокированной Тушинским вором столице. 

В это время он бывает с какими-то поручениями и в ставке Тушинского вора. А 11 сентября 1610 вместе с другими членами великого посольства отправляется под Смоленск просить королевича на Русское Царство. Подносит польскому королю такие роскошные дары, что перед ними стушевались подарки даже главных членов посольства, князя Голицына и Митрополита Филарета (Романова).

Невзирая на все ужасы безвременья, Палицын добился от короля разрешения для Сергиево-Троицкой лавры получить из московской казны недоданную в обитель за три года денежную дачу.

Однако вернувшись в Москву, Палицын проявляет уже антипольские настроения и держится казаков, которые были тогда у Москвы единственной организованной силой. 

Как бы там ни было, историк Забелин заклеймил Палицина именем «кривого» человека. В своих поздних трудах, созданных на основе записей монахов во время осады лавры, Амвраамий обвиняет тогдашнее русское общество в том, что оно разрушало православные храмы с не меньшей, и даже большей охотой, чем сами захватчики. Вероятно, имеются в виду казаки. 

Палицын являлся посредником и при переговорах руководителей Первого Земского ополчения с воеводами Второго. Был активным участником Избирательного Собора 1613 года, ездил к Михаилу Федоровичу Романову в Кострому.

В 1618 году принимал участие в защите Троице-Сергиева монастыря от войск польского королевича Владислава. А после возвращения из польского плена Митрополита Филарета сослан в Соловецкий монастырь, где и умер в 1626 году. Тогда же был объявлен "еретиком"  Архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий, как и Палицын, сыгравший выдающуюся роль в преодолении Смутного времени, - его заключили в Новоспасский монастырь.

Любопытно отметить и то, что в 2003 году к фигуре Палицына обратился один из "архитекторов перестройки",  Гавриил Попов, опубликовав в "Аргументах и фактах" большую статью о нём. Посетил он и могилу Палицына на Соловках. В статье Попов сообщает такое мнение о депутации Москвы к польскому королю Сигизмунду: 

"... Палицын, как и весь Троице-Сергиев монастырь, поддерживал Шуйского против Дмитрия II. Но Шуйского 17 июля 1610 года свергли. Уже 27 августа Дума, созванная из представителей со всей страны, начала выборы нового царя. Собравшиеся остановились на сыне польского короля Сигизмунда Владиславе. При условии, что Владислав примет "греческую веру". Была образована депутация более чем в тысячу делегатов, которая и отправилась к Сигизмунду под Смоленск просить "отпустить сына".

Палицын был согласен с этим решением и вошёл в состав депутации. Но Сигизмунд отверг просьбу, предложив на московский трон себя. Депутация была арестована, а поляки заняли Москву.

Депутация раскололась. Часть её во главе с Митрополитом Филаретом (отцом будущего царя Михаила Романова) решила твердо следовать полученным указаниям. А другая часть — в неё вошел и Палицын — присягнула Сигизмунду, была освобождена и вернулась в Москву. Но в Троице-Сергиевом монастыре Палицын "забыл" о присяге и вместе со своим начальником Архимандритом Дионисием начал агитацию против поляков. За этой агитацией стояла новая стратегия решения проблем Московского государства". 

Сегодня трудно понять, за что Палицын подвергся второй опале, но можно со всей определённостью сказать, что потеря страной суверенитетастрашное испытание для любого государства, и потому народам лучше не доводить своё Отечество до пожаров гражданской войны и интервенции, восстанавливаться после которых приходится десятки, и даже сотни лет. Ныне есть точка зрения, будто бы и при Романовых, которые резко повернулись лицом к Западу, наша страна не совсем была суверенной. Трёхсотлетие династии Романовых давала русским царям право вести абсолютно независимую политику о всём. Вот и причина убийства всей Семьи Николая Второго. Её показательно вырезали под корень по приказу хозяев Запада. 


  

Что же касается Свияжска, то в 19 веке он стал одним из духовных центров Поволжья. Успенский Богородицкий мужской монастырь входил в первую десятку иерархии первоклассных православных монастырей России. К сожалению, в начале ХХ-го столетия обитель потеряла свой высокий духовный статус, обнищала духом. 

 В 1917 году сюда и был прислан "на покой" её последний Настоятель, о. Амвросий (Гудко), ныне Священномученик. 

Он отличался бесстрашной прямотой и отважно обличал в церковной проповеди злоупотребления губернской администрации. Собственно, за это его в конце концов и сослали в Свияжск. Он и здесь говорил народу правду, призывая его не радоваться революционной лжи

К тому времени будущий Священномученик успел послужить начальником Духовной Миссии в Корее, ректором Волынской Духовной Семинарии, Епископом Кременецким, Сарапульским и Елабужским.

Современные православные корейцы

В конце 1916 года произошёл конфликт между сарапульскими "либералами" Михелем и Поляковым с одной стороны и Епископом Амвросием - с другой, в результате чего Владыка отлучил обоих от Причастия. Михель пожаловался на Епископа в Синод. Против Преосвященного Амвросия выступила и революционная левая печать, требуя его удаления из Сарапула. 

Напротив, те, кто был способен оценить в полной мере деятельность Владыки, отзывались о нём с восхищением: "Все эти посещения (Ижевского завода) сопровождались торжественно умилительными уставными Богослужениями … От всего этого чувствовалась жизненная мощь и духовная красота Православия. 

Так же сильное впечатление на молящихся производили слова и поучения Епископа. В них он с истинно Архипастырской ревностью о спасении пасомых назидал молящихся. Особенно сильно вооружался Архипастырь … против тайной продажи кумышки и бражки, раскрывая всю беззаконность и пагубность этой продажи, и призывая общество бороться с этим злом. Слова и речи Епископа во время войны были полны глубокого патриотического чувства. В посещения завода в ноябре 1916 г. Владыка обличал с церковной кафедры мародёров тыла".

Одним словом, Епископ всё делал для того, чтобы возгреть в слушателях любовь к Богу и ближнему, любовь к Царю и Отечеству, любовь к воинам - защитникам России. 

Однако, как мы знаем, ревностное служение привлекает внимание и духов злобы поднебесной. В Смутное время прежде всего выбивают с мест их служения тех Пасторов, которые наиболее любимы народом. Носители "революционного брожения" долго помнят "обиды", нанесённые их делу борьбы с авторитетом Церкви. Неслучайно после февральского и октябрьского государственных переворотов 1917 года первыми от рук тёмных личностей погибли те, кто наиболее активно проявлял себя на ниве духовного просвещения народа. 

Так в 1918 году вместе со своими духовными чадами был зверски убит о. Павел Дернов, возглавлявший организованное Владыкой Амвросием Елабужское Братство Трезвости, устроившее чайную-столовую для бедных, выпускавшее множество литературы. 

Как сообщается в Житии Епископа Амвросия, Февральский переворот дал ход негативным преобразованиям в Церкви. Часть монархически настроенных иерархов, не слишком согласных с декретами Временного правительства или открыто выступавшие против новой власти, были смещены обер-прокурором Львовым (масоном).

Был отправлен на покой и Владыка Амвросий. Однако покоя не было. И из Свияжска послано в Министерство Исповеданий письмо с требованием об удалении неугодного Владыки, способного возбудить народ против Временного правительства. 

Братия монастыря разделилась на два лагеря: одни иноки - верные обетам послушания и нестяжания, оставались верными своему Настоятелю, другие - в основном, ранее облечённые хозяйственной властью, - устраивали у себя в кельях самовольные частные собрания, сговариваясь против Епископа, игнорировали все распоряжения Владыки и пренебрегали своими монастырскими обязанностями: даже не посещали храмов.

Смутное время повторялось! Владыка Амвросий получил повестку явиться в суд Свияжского ревтрибунала по обвинению в "контрреволюционных действиях". Обвинения основывались на заявлениях упомянутых монахов. Это было одно из первых в России судебных дел, где главным обвиняемым был православный Архиерей. 

Так покушавшийся на убийство Епископа Амвросия монах Феодосий стал истцом, а подвергнувшийся его нападению Архиерей сел на скамью подсудимых. 

В мире, где власть достаётся дьяволу, всё перевернуто с ног на голову. Обвинения, которые трудно даже назвать обвинениями, были такими: "Епископ строг, требовал от монахов, чтобы они исполняли церковную службу, молились, (запрещал) чтобы женщины к ним в келью не ходили". 

Едва Епископ был оправдан, в монастырь последовало постановление Финансовой Комиссии при Совете Крестьянских и Солдатских Депутатов Свияжского уезда. 29 марта 1918 года все женские и мужские монастыри уезда были обложены контрибуцией в размере 5000 рублей каждый в пользу Совета. Финансовая Комиссия предлагала в 10-дневный срок внести эту сумму в Правление Совета, в противном же случае Настоятеля должны были предать Суду революционного трибунала.

И опять Епископ Амвросий открыто и мужественно выступает против бесчинств новой власти. С большой неохотой Свияжская финкомиссия отменила своё незаконное распоряжение. 

Второй раз Владыка Амвросий был арестован в июне 1918 года. Повод нашли такой. 

Губземотдел открыл в отобранной части монастырских зданий свои уездные канцелярии, а на монастырском дворе устроил специальный пункт конного завода. В  часы обедни перед открытыми вратами храма проводили жеребцов, и ржанье перебивало монастырское пение.  Епископ пошёл к земельному комиссару и потребовал убрать лошадей из монастыря. Владыка резко сказал: "Не допущу вашего кощунства у храма, где почивают Мощи Святителя Германа. Если не уберётесь, то ударю в набат, соберутся мужики и всех вас прогонят...". 

Дело принимало грозный оборот ещё и оттого, что через два дня после ареста Владыки трое чекистов - Копко, Несмелов и Лавринович и четверо красноармейцев (до того проводивших обыск в Свияжском монастыре), решили произвести подобный обыск и в Раифской пустыни, а под предлогом обыска - изъять церковные ценности. Однако   на колокольне ударили в набат и сбежавшиеся крестьяне окрестных деревень убили кощунников. 

Следователь Михайловский твердил, что Владыка грозил в Свияжске именно таким набатом, а посему должен быть расстрелян. Хорошо, что рабочие Алафузовского и Порохового заводов, организованные Протоиереем Николаем Троицким, возглавлявшим Братство Защиты Православной Веры, пригрозили революционной власти забастовкой. Владыку Амвросия отпустили на поруки.

Вместе с ним был освобожден и его келейник Иов, упросивший чекистов арестовать его с Епископом, дабы служить Владыке и в заключении.

И всё же, Владыка недолго пробыл на свободе. Он принял мученический венец 9 августа 1918 года. Около 4 часов дня его арестовали, потом повезли на станцию Свияжск. Здесь, в вагоне, Преосвященный и ночевал. Утром же Владыку вывели в поле, где он, по рассказам очевидцев, стоял на коленях и с воздетыми руками молился Богу, пока рыли для него неглубокую могилу, потом последовали выстрелы и духовного Пастыря не стало. Его тело стащили в яму и присыпали землёй. 

По свидетельству Протопресвитера Михаила Польского, Владыку Амвросия приказал расстрелять сам Троцкий. Келейник о. Иов (Протопопов) нашёл в поле тело Архипастыря с множеством глубоких штыковых ранений, с вывернутыми в плечах, локтях и кистях руками. Отец Иов предал честные останки земле и 12 лет платил крестьянину, чтобы тот не вспахивал поле, где покоился прах Священномученика. Сам отец Иов расстрелян в 1931 году в Раифской пустыни. Место захоронения Священномученика Амвросия неизвестно.

Ве­ли­чие ду­ха Вла­ды­ки ска­за­лось и в том, что он, в столь сложное время гражданской розни и интервенции призывал, по­доб­но дру­го­му Свя­щен­но­му­че­ни­ку - Архи­епи­ско­пу Гер­мо­ге­ну То­боль­ско­му (Долга­но­ву), ра­товать за пле­нен­но­го Ца­ря и за Ца­рё­во де­ло.

В этом году, 9 августа, Казанская Епархия отметила столетие мученической кончины Владыки Амвросия, потому наши крестоходцы и прибыли в Свияжск накануне празднества. 

Из "монастырского города", который сейчас восстанавливается, чтобы предстать перед нашим народом во всей своей архитектурной и духовной красоте, крестоходцы отправились в Ижевск. 

Напоминаем, что Царский Крестный ход, организованный Магаданским отделением Всероссийского общества инвалидов, вышел из Магадана 12 июня и преодолел уже более 20 тысяч км. Он идёт на народные пожертвования, которые можно перечислить на карту Александра Ермакова 2202 2001 2163 1350. Расходы идут ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ЗАПРАВКУ АВТОМОБИЛЕЙ.

Слава Богу - за всё! 

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...