Пятого августа 2018 года наши крестоходцы посетили город Ижевск.
Ещё несколько столетий назад местная жизнь шла, главным образом, вокруг Ижевского железоделательного завода, построенного в 1760 году.
Однако не стоит думать, будто в далёком прошлом здешний край был не обитаем. В 1957-ом археологи обнаружили ряд погребений, относящихся аж к IV-V векам н.э. Найденные здесь же остатки деревянного городища - ещё более раннего происхождения.
Конечно, с приходом на ижевские земли русских поселенцев край стал выглядеть несколько иначе: Православие привнесло в очертания городков и сёл храмовые купола и кресты на них.
Во времена золотоордынских завоеваний край оказались в составе Казанского ханства. После взятия Иоанном Васильевичем Грозным Казани, вошёл в состав Русского государства. В 1582 году уже Русский Царь жалует низовье реки Иж татарскому князю как старший младшему.
В 1734 году на Урале открыта гора с крупными залежами железа, впоследствии названная прекрасным русским словом Благодать. Вот для добычи и переработки руды и были построены здешние казённые заводы: три из них - в Прикамье, один - непосредственно на месте нынешнего Ижевска.
Свою чугунную продукцию Ижевск отправлял в Тулу, Петербург, Брянск, в Варшаву и на Чёрное море.
Пугачёвская смута, управляемая из-за рубежа и неправильно называемая крестьянской войной, коснулась и Ижевска. Летом 1774 года самозванец вторгся и на здешний завод. Наивный малограмотный народ поверил на слово, что Емельян пришёл, чтобы дать ему волю.
Полилась кровь. Повстанцы казнили заводское начальство, разграбили и частично сожгли предприятие, кормившее множество семей. И не сразу после этого оправился завод.
Крестный ход в Ижевске
Только когда англосаксонский ставленник Наполеон повёл в Европе боевые действия, российское правительство, предвидя скорое столкновение с французами на нашей территории, решило, что необходимо расширять оружейное производство.
Приказ об этом Александр Первый подписал 20 февраля 1807 года. И вот, спустя всего несколько месяцев на базе Ижевского железоделательного завода закладывается новое предприятие - оружейный завод. Сотни немецких, шведских и датских специалистов стали готовить местные инженерные и рабочие кадры. Укрепили Ижевск и более чем тысячью мастеровых, прибывших сюда со всей России.
Новая смута поднялась в крае сразу после февральской революции. В гражданскую войну Ижевск много раз переходил из рук в руки. Только к концу 1935 года город превращается в крупный промышленный центр Урала.
Сегодня Ижевск признан «Городом трудовой славы». Причём получил он это звание первым в нашей стране.
Что же касается Православия, то местные малые народности: чуваши, удмурты, марийцы, мордвы - долгое время пребывали вне его. Царское правительство и Священный Синод не раз предпринимали попытки их Крещения, но больших результатов это не давало.
Одна из причин: местные племена не знали русского языка. Даже в наши дни в деревнях старшее поколение удмуртских женщин слабо владеет русским.
И повесившие на грудь крестик продолжали приносить языческим богам кровавые жертвы: быков, коней, овец, гусей, уток.
Великим духовным Просветителем здешних язычников стал в восемнадцатом столетии выходец из-под Полтавы, Митрополит Казанский и Свияжский Вениамин (Пуцек-Григорович.1706-1785).
Жилище древних удмуртов
Ближайшие родственники удмуртов по культуре – коми-зыряне крестились на несколько веков раньше удмуртов. Начал же Подвижник Вениамин с того, что написал учебники грамматики удмуртского, чувашского и марийского языков. Так у этих народностей появилась своя письменность.
Это его стараниями в Казани, Свияжске, в Елабуге открывались первые школы, из которых должны были выйти будущие духовные учителя инородцев. Начиналось с малого: с 1750 по 1774 год в школах обучалось всего 29 удмуртских мальчиков. Но ведь и Вселенская Церковь созидалась поначалу трудами 12 Апостолов.
Когда в 1771 году в Казанскую Епархию пришла чума, Преосвященный Архиепископ Вениамин благословил Крестным ходом принести в Казань Смоленскую Чудотворную икону Божией Матери из Седмиозёрной Богородицкой пустыни. В продолжении нескольких дней во всех храмах совершали усердные моления перед образом Царицы Небесной, и вскоре страшная болезнь прекратилась. Это стало добрым уроком язычникам.
Основатель Седмиозёрной пустыни, схимонах Евфимий принёс эту икону в обитель из Великого Устюга. Она издавна хранилась в семье его родителей. В 1654 году, когда в Казани свирепствовала чума, от которой погибло до трети жителей, Благочестивой монахине Марфе во сне явилась Богородица и повелела, чтобы Её Чудотворный Седмиозёрный образ был принесён из монастыря в город, а воеводы и духовенство торжественно встретили его Крестным ходом. Всё это было исполнено, и чума в городе прекратилась.
Когда Пугачёв стал угрожать Волго-Уральскому региону, а его сторонники вешать священников, Архиепископ Вениамин отважно разоблачал самозванца, который выдавал себя за Императора Петра III. Дело в том, что когда Преосвященный был на Санкт-Петербургской кафедре, он стал свидетелем и царствования Петра III, и его отпевания. В своих письмах Архиепископ называл хозяином Пугачёва сатану, а его самого - раскольником и беглым донским мужиком, отступившим от Бога и Церкви.
Помощь уральцев Пугачёву
Когда 12 июля 1774 г. пугачёвцы ворвались в Казань, где тогда пребывал Митрополит Вениамин, началась бойня, грабеж, мародёрство. Город пылал.
Штурм Пугачевым Казани, картина Ф. А. Моллера
Преосвященный со своей паствой закрылись в крепости. Святитель Вениамин много тогда молился. Три дня не выходил он из соборного Благовещенского храма, коленопреклоненно прося Господа о ниспослании скорой помощи; Крестным ходом прошёл он по крепости с умиленным пением, и на помощь городу пришёл благочестивый полководец русской армии И.И. Михельсон. Войдя в Казань, он отправился к Митрополиту, и был отслужен благодарственный молебен.
Однако подлым доносом Преосвященный Вениамин был обвинён в сношениях с Пугачевым. Его посадили под строгий арест. Эта неожиданная беда привела к тому, что Архиепископа парализовало. И снова день и ночь молится он, прося у Господа и Царицы Небесной праведного суда над собой.
Наконец, оговоривший его Аристов сознался в клевете, да и сам Пугачёв на допросе показал, что денег от Казанского Архиепископа не получал, и через четыре месяца Митрополит Вениамин был освобождён из под стражи. Не этим ли сюжетом воспользовался потом Пушкин, создавая свою "Капитанскую дочку"? Перенесши с христианским терпением этот тяжёлый крест жизни, Преосвященный вышел из него обновленный духом.
В 1782 г. после двадцатилетнего управления Казанской Епархией, когда его физические силы иссякли, он попросился на покой и он был отпущен в Седмиозёрную Богородицкую пустынь (в 17 верстах от Казани). Все свои сбережения и пенсию (4140 рублей) он потратил на обустройство обители (покрыл золотом иконостас в тёплой церкви), а также - на раздачу хлеба крестьянам. Поэтому к своей кончине не имел ни копейки, и похороны его совершались за счёт монастыря.
Седмиозёрная пустынь. Здесь и упокоился Святитель Вениамин.
Через 114 лет после его перехода в Мир Горний, в 1899 году, производился ремонт соборного храма, где упокоились его останки. Строители внезапно услышали "бесподобное благоухание". Их "охватил благоговейный страх и трепет".
Когда сняли чёрное покрывало, увидели, что Духовный Наставник удмуртов, чувашей, морды лежит нетленным. Его лик был цвета белого воска. Длинная, такого же цвета, с сильной проседью борода окаймляла лицо, нос - правильный, уста - сжаты, глаза покрыты веками, как у спящего. Лик сиял духовной красотой. Священные одежды сохранились от тления до колен. Ниже колен останки были обнажены, и здесь, на левой ноге, заметили, что у икры нет мягких частей и видна кость. Но остальные части все сохранены. Они были нетленными и благоухали.
В тот же день излечился от застарелой болезни крестьянин Яков Кадыль, ходивший со скрюченной спиной. Когда его спросили, как смог выпрямиться, он рассказал, что, сколько не лечился у докторов, ничего не помогало, болезнь усиливалась, не давая спать по ночам. Но когда разламывали стену для переложения останков Святителя, он, как мог, на коленках, стал помогать выгребать "мусор у Угодника Божия." Потом обернул себя куском его истлевшей одежды - от болезни не осталось и следа.
Ныне Седмиозёрная пустынь восстанавливается и, хотя в ней не побывали наши крестоходцы, мы решили упомянуть и о ней, потому что именно здесь упокоился тот, благодаря трудам которого Ижевская земля просветилась Светом Христовой Веры.
А наши паломники побывали в кафедральном Соборе Александра Невского, где после Архирейской службы был отслужен молебен перед иконами "Державный Покров" и "Магаданской" Пресвятой Богородицы.
Ещё одними Подвижниками Благочестия считаются в Ижевской и Удмуртской Епархии Священномученик Николай Чернышев и дочь его, Мученица Варвара
У Андрея Ивановича и его жены Надежды Степановны было 9 детей. Трое из семи сыновей стали церковнослужителями, а дочери вышли замуж за священников.
Родился Николай Чернышев в 1853 году. После окончания Вятской духовной семинарии служил в храме, был катехизатором, законоучителем. За усердные труды по преподаванию в народных школах в течении 25 лет, награждён орденом Святой Анны 3 степени. В годы Русско-Японской войны принимал активное участие в работе местного комитета Общества Красного Креста, за что награждён серебряной медалью.
Одной из бед, постигших наш народ в начале ХХ в., было пьянство. По благословению Святого Праведного Иоанна Кронштадтского о. Николай учредил Воткинское общество трезвости и стал его председателем. Пьянство среди рабочих Воткинского завода пошло на убыль.
Овдовев, отец Николай проживал с младшей дочерью Варварой. Она была преданна ему, не выходила замуж, решив посвятить себя служению Церкви и упокоению старости родителя. Работала учителем.
В 1917 году власть в Воткинске захватили большевиками. Во главе их стал безграмотный Филипп Баклушин, когда-то за убийство сосланный на Сахалин, но освобождённый с бессрочной каторги революцией. Начались расстрелы без суда и следствия. Терпение заводчан было на пределе.
Протоиерей Николай Чернышев с воспитанницами и педагогами. Воткинск, нач. ХХ в.
Вскоре рабочие и крестьяне окрестных селений подняли антибольшевистское Ижевско-Воткинское восстание. Революционеры кинули против него огромные силы, и через 100 дней вошли в посёлок. Протоиерей Николай имел возможность бежать, но сознательно не оставил паству.
Полились реки крови. Массовые расстрелы унесли от 5 до 7 тысяч жизней. Даже председатель Воткинского ЧК Линдеман, на вопрос председателя реввоенсовета Зорина не скучает ли он в Воткинске, телеграфировал: «Работы порядочно, но признаться, что-то охладел. Ужасно изнервничался, отчасти и озверел, последнее даже сам замечаю».
В мае 1918 года на Пленуме ЦК РКП(б) было принято решение о начале антицерковного террора.
О. Николая арестовали и бросили в тюрьму. При аресте Варвара бросилась к отцу и крепко обхватила его, так что никто не смог её оторвать - ни красноармейцы, ни сам священник. Так их вместе и увели. Родственница экономки Чернышевых А.А. Миролюбова вспоминает, что при посещении о. Николая в тюрьме нашла его спокойным, в молитвенном настроении и «верным Иисусу Христу». Он и в заточении совершал тайные Богослужения, исповедовал арестованных.
Батюшка и его дочь расстреляны 2 января 1919 года на берегу пруда. Красноармеец, производивший казнь, рассказывал: «Расстреливали длинногривого, но никак не могли (убить). Сделали несколько выстрелов, а он всё до последнего что-то шептал, перебирая губами». Молился.
19 августа, на праздник Преображения Господня, в Воткинске прошло Богослужение с чином прославления Священномученика Николая Чернышева и его дочери Варвары. Для поклонения выносилась икона Святых.
Служба проходила под открытым небом на площади у Благовещенского собора, в котором некогда служил Священномученик.
А накануне приезда крестоходцев в Ижевск здесь встречали Чудотворную икону Николы Закамского.
Образ обретён в XVI веке. В 1657 году он прославился Чудесным избавлением от моровой язвы жителей города Сарапула. В память об этом Чуде и установлена традиция ежегодного принесения иконы в Сарапул, которая соблюдалась до советских времён, а возобновлена в 2009-м. Из Сарапула образ и привезли на один день в Ижевск.
В самом же Кафедральном Александро-Невском соборе, где молились наши крестоходцы, хранится Крест, который был изготовлен к памятной дате «Трехсотлетия Дома Романовых», в подарок Царской семье. Освящали Крест в Иерусалиме. В него был вмонтирован камень с горы Голгофы и частичка Животворящего Креста Господня.
Весьма почитается в соборе верующими и икона Благоверного Князя Александра Невского в частицей Мощей Святого. В час молебна наших крестоходцев она стояла в храме рядом с двумя Казанскими образами Царицы Небесной "Державный Покров", "Блаженной Матроны Московской", "Магаданской" Богородицы, с которой паломники идут по России, начиная с 12 июня 2018 года.
По своей традиции, после Архиерейского служения
они подарили копии икон храму.
А за стенами собора крестоходцы раздавали верующим газету Национально-освободительного движения "За суверенитет"!
В ожидании разрешения на продолжения Крестного хода паломники вернулись в Уфу. Но об этом мы расскажем вам в следующих главах нашей книги. Добавим лишь, что их путь лежит на Донбасс, в Белоруссию и в Санкт-Петербург.
Тем, кто хочет помочь Царскому Крестному ходу, сообщаем, что пожертвования можно перечислять на карту Александра Ермакова (2202 2001 2163 1350). Расходы с карты идут ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ЗАПРАВКУ АВТОМОБИЛЕЙ.
Оценили 8 человек
13 кармы