Царский Крестный ход: 90-91-ий дни пути. Посёлок Сырково. Санкт-Петербург.

0 2551

Выехав из Великого Новгорода, наши крестоходцы в тот же день, 9 сентября 2018 года, прибыли в посёлок Сырково, который возник возле Сыркова-монастыря в начале XIII века.

Монастырь пока не действует, большинство построек в нём утрачены. Сохранились церковь Вознесения Христова, в которой расположена посёлковая библиотека, и собор Сретения иконы Божией Матери "Владимирской". Он заметно пострадал в годы Великой Отечественной войны и понемногу реставрируется. 

Именно здесь где-то, возле его стен, и была похоронена монахиня - затворница Вера Молчальница, отождествляемая некоторыми исследователями с Императрицей Елизаветой Алексеевной, супругой Александра Первого. Где её останки, не известно. А условная оградка вокруг креста и цветов примыкает к стене Владимирского собора. 

Ради посещения этой могилы многие сюда сегодня и приезжают, как это сделали и наши крестоходцы. И при жизни,  и по окончанию её на земле Вера Молчальница имеет особенную силу молиться Господу о выздоровлении людей, в том числе - детей. 

Некоторые исследователи считают, что на самом-то деле Вера - младшая дочь суворовского генерала Александра Буткевича. Всё может быть. Не приходится сомневаться в том, что загадочная монахиня была человеком высокообразованным: она хорошо знала Библию, обладала прекрасным почерком-полууставом, знала навыки живописи. Бог же отметил её Своими Дарами: прозорливостью и даром утешения. Потому народ и потёк к ней в Сырково за молитвенной помощью. О себе же будто бы она говорила: «Если судить по Небесному, то я – прах земли, а если по земному, то я – выше тебя». 

На том, что она являлась именно Елизаветой Алексеевной Романовой, весьма усердно настаивал священник Новгородского Сыркова монастыря, о. Николай (Грузинский). Затворница общалась с окружающими посредством записочек, и о. Николай, изучив их, сделал вывод о том, они написаны своеобразной тайнописью.

В 1848 году Веру посетил в монастыре Император Николай I, который после долгой беседы с ней поцеловал ей руку и по просьбе Затворницы сжёг записки, которыми она с ним общалась. Хотя, казалось бы, ни к чему Императору столь отличать именно эту монахиню. 

А супруги Романовы были близки друг другу духовно. 

Первая встреча принцессы Луизы Марии Августы и старшего внука Екатерины Великой Александра прошла в ноябре 1792 года. Уже через несколько дней оба они смотрелись счастливыми и влюблёнными. Жених писал невесте: «Мой милый друг. Я буду Вас любить всю жизнь». В ответ Луиза признавалась: «Я тоже люблю Вас всем сердцем и буду любить Вас всю мою жизнь". Очаровательная девушка быстро завоевала симпатии всего двора. По словам статс-секретаря Императрицы Александра Храповицкого, «никто не мог устоять перед её обаянием».

Но годы шли, умерли две дочери супругов, Елизавета Алексеевна страдала, когда у Императора появлялись другие увлечения, но по-христиански прощала ему, и, главное, последовала за ним в Таганрог и в Крым, где Романовы почти в одиночестве проводили "последние недели своей жизни".  

О религиозности Елизаветы Алексеевны ходили слухи, поэтому когда она будто бы скончалась следом за мужем, пошли и разговоры о том, что она не умерла "из-за слабого сердца", а, как и он, «отреклась от мира». 

Вера Александровна, словно из ниоткуда, появилась в Тихвине в 1834 году и остановилась не где-нибудь, а в доме помещицы. Она частенько навещала Тихвинский Богородичный монастырь, где молилась перед "Тихвинской" иконой Божией Матери.

Потом узнав, что жена местного дьячка тяжело больна, вызвалась ухаживать за ней. Вернувшись в город через год, как сообщают о ней исследователи, Вера почувствовала пристальное внимание местных жителей к каждому своему шагу. Дело в том, что одному помещику в храме было показано её ПРЕОБРАЖЕНИЕ в святящегося Ангела после причастия. А русские люди были чутки на такие события. 

Веру эта история, когда о ней заговорили, стала тяготить. Она уезжает в валдайское село, где живёт в отдельной избушке. К ней приходили местные дети, и она рисовала для них Христа и Богородицу, учила их молитве и грамоте. Тогда-то, мол, ею и заинтересовалась полиция. И надо же, паспорта у неё почему-то не оказалось, словно она была беглянкой. В Новгородской тюрьме она провела полтора года! После чего попала в дом для умалишённых, где провела ещё столько же времени. 

Однако она не жаловалась и о жизни в лечебнице писала: «Мне хорошо там было; я блаженствовала ... Благодарю Бога, что Он сподобил меня пожить с заключёнными и убогими. Господь не то ещё терпел за нас, грешных!». Тогда же Вера написала сочинение «Плач Богоматери при Крестных Страданиях Сына Ея Господа Иисуса». Разумеется, и эта работа была под силу только очень образованному человеку - образованному и духовно, и культурно. 

В доме умалишённых Блаженную разыскала графиня Анна Орлова-Чесменская и, не сочтя её ни за сумасшедшую, ни за мошенницу, предложила ей поселиться в Сырковом монастыре. Есть предположение, что графиня была посвящена в тайну исчезновения супругов Романовых.

За Верой приехала игуменья и отвезла её в обитель. До наших дней дошёл указ Новгородской духовной консистории от 10 апреля 1841 года, свидетельствующий о том, что в монастырь Вера содержалась за счёт графини Анны Орловой. Новую монахиню в обители встретили враждебно - игуменья даже ездила к Петербургскому Митрополиту Серафиму с просьбой убрать её из монастыря, но тот рассердился: " Ах ты, дура-баба! Да нас скорее с тобой выгонят, чем её".

В монастыре Молчальница жила в отдельной избушке из одной комнаты. Она много читала и молилась. Келейница её была глухой. Ибо однажды Вера будто бы в горячке проговорилась, что зовут её не Верой, а Лизой, а родители её были так богаты, что горстями выносили золото нищим. В обители питалась она скромно, одевалась чисто, но бедно, спала на поленьях. Исповедовалась записками, которые её духовник, Иоанн Лебедев, после совершения таинства сжигал на свечке.

Бывали у Веры и Митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников), и писатель-историк, граф Михаил Толстой. А её жизнь описал известный до революции православный писатель Евгений Поселянин, духовный сын Оптинского Старца Амвросия, расстрелянный богоборцами в 1930 году. 

Вере было дано заранее знать о дне её перехода в Мир Иной. На Светлой седмице она поднялась на монастырскую башню, посмотрела на Новгород, потом обошла окрестности, словно прощаясь; вслед за этим она дала понять, где хотела быть похороненной. Это было место близ могилы игуменьи Александры Шубиной, которая являлась крестной матерью Императрицы Елизаветы Алексеевны при переходе в Православие!

Умерла Вера от внезапно вспыхнувшего воспаления лёгких. 

Настоятельница не исполнила её предсмертную письменную просьбу: перед погребением Веру омыли и тогда обнаружили на её теле холщовый пояс с зашитыми записками. То были молитва Спасителю о помиловании её души и какая-то ветхая запись с выписками из Священного Писания и с монограммами А, П и Е в различных сочетаниях (АП, ЕА), что исследователи считают монограммами Императора Александра Павловича и его жены Елизаветы. 

Сохранились переписанные Верой Жития Святых и позолоченный крестик с прядью белокурых волос, обнаруженный в 1892 году вместе с её портретом в вещах покойной Игуменьи Валдайского Короцкого монастыря.

Портрет Веры на смертном ложе удивительно передает её сходство с Императрицей  Елизаветой Алексеевной. К сожалению, могила затворницы утрачена: кладбище разрушили при советской власти. И хотя Праведную Веру Новгородскую официально не прославили, она уже почитается. Её тропарь гласит: "... в молчании, посте и молитве крест Свой кротко пронесла еси и тайну Цареву сохранила …" 

Уже назрел вопрос и об археологических и антропологических изысканиях. Планируется вскрыть погост вокруг храма, поднять останки Подвижницы и провести генетическую экспертизу. Есть мнение, что настоящая могила её находится ближе к центру погоста, о чём свидетельствуют сырковские старожилы, которые помнят памятник на её могиле. Существует и подробное описание памятника. 

Так, в духовном журнале «Странник» за 1868 год священник Иоанн Лебедев рассказывал: «Один из благодетелей Веры Ал., петербургский купец Н. О. С., почтил бренные останки её приличным и по ценности своей значительным памятником. На … на львиных металлических лапах поставлен серого гранита гроб, на верху коего высечен крест, в возглавии, на финифти, икона мученицы Веры в серебряном вызолоченном окладе и в таком же футляре за стеклом; с правой стороны гроба надпись о времени и подвигах Веры Алекс., а с левой – молитва об упокоении души её». 

Помолившись во Владимирском храме, крестоходцы снова двинулись в путь. Они спешили в Петербург, на традиционный Крестный ход, посвящённый памяти Благоверного Князя Александра Невского

А мы скажем несколько слов о Сырковом монастыре, получившем имя своего основателя - новгородского боярина Феодора Сыркова, переселённого на Новгородскую Землю по указу Иоанна Третьего взамен местного боярства, выселенного около 1548 года. 

Сырков не знал, вернётся ли он живым с переговоров, предшествующих Ливонской войне. Вот и дал обет отблагодарить Небожителей за своё спасение новой обителью, если снова вступит на родную землю. 

Сырковы поставили и в Новгороде фамильный, отапливаемый храм. Димитрий Сырков вместе с итальянцем Фрязином к 1515 году возвёл Успенский храм в Тихвине, а Феодор Сырков построил вокруг этого собора мужской Большой Успенский монастырь.

В Смутное время Сырков монастырь неоднократно подвергался разорению от поляков, шведов и литовцев. В 1920-х годах он был закрыт, а где-то в его окрестностях затерялась могила его основателя, построившего на Новгородской Земле 12 монастырей. Сегодня действуют только два из них.

Что же касается того, могла ли Императрица оставить престол и вместе с мужем уйти в монашество, то ведь это - не такой уж редкий случай. Новгороду известен, например, Преподобный Михаил Клопский, который был род­ствен­ни­ком Ве­ли­ко­го Кня­зя Ди­мит­рия Дон­ско­го († 1389 г.) 

Боярин Михаил при­нял на се­бя трудный Подвиг Юрод­ства Хри­ста ра­ди. Он тайком по­ки­нул Моск­ву и в ру­би­ще при­шёл в Клоп­скую обитель. 

Долго никто не знал, кто он такой, пока его голос не услышал млад­ший сын Ди­мит­рия Дон­ско­го, Князь Кон­стан­тин Ди­мит­ри­е­вич. Это было в 1419 году, ко­гда Бла­жен­ный чи­тал на монастырской тра­пе­зе Кни­гу Иова. Князь по­до­шёл к нему, всмот­рел­ся в его лицо и по­кло­нил­ся, ска­зав: «Это Ми­ха­ил, сын Мак­си­мо­в, кня­же­ско­го ро­да».

Пре­по­доб­ный был при­ме­ром для бра­тии во всех ино­че­ских по­дви­гах. Он вкушал только хлеб и воду, притом - один раз в неделю и в малом количестве. Когда после великих молитвенных подвигов испытывал утомление, то отдыхал, лёжа прямо на земле. В келии у него не было никакого имущества. И даже - одежды, кроме той, которая покрывала его тело.

Но Гос­подь не вос­хо­тел, чтобы По­движ­ник оста­вал­ся по­та­ён­ным. Он явил Сла­ву его пред людь­ми, дав ему Дары Прозорливости и Чудотворения. 

Свя­той без страха об­ли­чал по­ро­ки лю­дей, несмотря на их звание, ибо в глазах Бога они все - рабы Его и все равно держат один и тот же экзамен на земле. 

Пред­ска­зал Преподобный и рож­де­ние Ве­ли­ко­го Кня­зя Иоан­на III (1462–1505 г.), взя­тие им Нов­го­ро­да. 

Об­ли­чил Кня­зя Ди­мит­рия Ше­мя­ку за его зло­дей­ства и, ко­гда уве­ща­ния его ока­за­лись на­прас­ны­ми, пред­ска­зал ему тяжёлую смерть. 

Когда три года подряд была страшная засуха, вызвал словами своей молитвы дождь.

Но после засухи настал голод, во время которого толпы бедных людей приходили в обитель за кусками хлеба. Игумен, не знал, что делать. Но Блаженный Михаил, указав на то, что Господь напитал семью хлебами четыре тысячи человек, уговорил игумена кормить всех приходящих. Когда же братия возроптала, повёл их в хлебный амбар, и они с изумлением увидели, что запасы хлеба, по молитвам Михаила, нисколько не уменьшались. Бог любит Милостивых и помогает им творить благодеяния. 

Современный исследователь В. Л. Янин полагает, что Блаженный был сыном героя Куликовской битвы, Князя Дмитрия Михайловича Боброк Волынского и сестры Дмитрия Донского, Княгини Анны Ивановны. То есть он, как и Императрица Елизавета Феодоровна, принадлежал к тогдашней высшей знати. 

Святость же Преподобного Михаила была настолько очевидна уже при его жизни, что он довольно скоро был прославлен для общецерковного почитания на Московском Соборе 1547 года.

Ныне Клопский монастырь восстанавливается, и главной его Святыней являются Мощи Блаженного Михаила. 

10 сентября крестоходцы прибыли в Санкт-Петербург. Здесь, в Александро-Невской Лавре после утренней Литургии был отслужен молебен перед иконами, с которыми они идут четвертый месяц, и прочитан Акафист Благоверному Князю Александру Невскому.

Крестоходам удалось и самим приложиться к Святым Мощам, и приложить к ним икону Князя.

В подарок Лавре они оставили образ Богородицы "Магаданский". 

 

"Слава Господу за Все!" - написали они нам.


Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...