Царский Крестный ход: 96-ой день пути. Печерск.

0 4174

15 сентября 2018 года паломники прибыли в Псково-Печерскую лавру. 

Здесь братия с любовью и отеческой теплотой встретила Иконы Царского Крестного хода, накормила и приютила наших паломников. А мы расскажем вам об истории и Святынях этой обители. 

Летопись сообщает, что в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, как-то услышали в глухом лесу, близ ручья Каменца, “гласы поющих неизреченно и прекрасно” и ощутили благоухание “яко от множества фимиама”. 

Что это было? Может быть, будущее прорвалось сквозь настоящее? Или же под землёй действительно пели? Из древнего предания известно, что одно время жили в этих местах выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. 

Когда рубили лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие, тогда под корнями открылся вход в пещеру, над входом которой была надпись: “Богом зданныя пещеры”.

Исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год. Именно в это время Преподобный Иона, родом из Москвы, послуживший священником в Тарту, пришедший в Ливонию как миссионер и беженец, выкопал в песчаном холме Успенскую церковь

Первой похороненной в пещерах монахиней стала супруга Ионы, принявшая перед кончиной имя Васса. Она, как и сам её супруг, причислены к Лику Псково-Печерских Преподобных. 

Трудно было жить православному человеку в Ливонии. Когда Иеромонах Мисаил выстроил для братии келии и храм, их сожгли местные жители - среди которых были и немцы, и латыши, и эстонцы. Лифляндия - это немецкое название Ливонии в XIII-XVI веках. 

Однако во время их попытки ограбить Успенский собор, само Небо пришло на помощь монахам: из алтарной части вышел загадочный огонь, напугавший бесчинствующих захватчиков. 

Несмотря на то, что из Изборска подоспел русский отряд, набеги продолжались. 

Вообще "ливы" - это одно из местных финно-угорских племён

Дело в том, что в X веке местный народец платил дань Великому Киевскому Князю Владимиру Равноапостольному. В 1030 Ярослав Мудрый строит здесь крепость Юрьев, ибо в Крещении он был назван Юрием, или Георгием. Это и есть город Тарту, из которого немцами был изгнан века назад Преподобный Иона с семьёй.

Но в двенадцатом веке сюда прибыли крестоносцы. Обращение язычников в веру во Христа было только прикрытием для тех немецких "денежных мешков", которые стремились наложить лапы на побережье всех морей, где шла крупная торговля. 

В XIII веке в регионе действуют Ливонский орден, Ватикан, немецкое дворянство

И хотя война с Иваном Грозным истощает Ливонию, она отходит не к Русском Царству, а к Швеции, Дании и Великому княжеству Литовскому

Только по итогам Северной войны между Россией и Швецией, в 1721 году, по Ништадтскому мирному договору, нашей стране возвращается Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, части Карелии и других территорий.

Всё это время обитель была миссионерским центром Православия. 

Её расцвет приходится на ХVI столетие, когда строительством руководит государев дьяк, полномочный представитель Великого Князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин. 

В 1521 году монастырь обретает Чудотворную икону "Успения Богоматери" с  житийными клеймами. 

На праздник Успения от неё вскоре прозревают два слепца. С 1523 года она по праздникам исцеляла до 50-60 человек, привлекая к себе и к обители множество самых разных людей. 

А в пещерах продолжалась таинственная, невидимая людям жизнь: из них доносилось  пение, в них видели свет свечей, чувствовался и аромат различных благовоний. Братия много раз замечала и световое облако, пролетавшее над обителью. Чудеса, да и только! 

Монастырь давал приют всем, кто бежал от разорительных воин. За счёт монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях. Во время перемирий монахи выкупали у неприятеля военнопленных

Иноземные завоеватели не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней оплот Православия и русского влияния на эстов и чудь. 

Преподобномученик Корнилий, игумен Печерский

Игумен Преподобный Корнилий не только проповедовал среди них христианство, но и наделял их монастырской землей, защищал от врагов. Он сам хлопотал в Москве о закреплении за монастырём свободных земель и заселял её бедняками. 

Корнилий был ещё молод, когда братия выбрала его в Игумены. Число монахов при нём увеличилось от 15 до 200 человек. С 1558 года поле деятельности Блаженного Корнилия расширилось: Иоанн Грозный начал войну с ливонскими немцами. В качестве миссионера Преподобный шёл в завоеванные города, проповедовал там, строил храмы. Русские переселенцы мирно уживались с эстами, ливами и другими финскими племенами. 

Искалеченных мечами и пушечным свинцом лечили и кормили "из Благочестия". В 1531 году вышел труд Корнилия “Повесть о начале Печерского монастыря...” В обители была собрана солидная для того времени библиотека. 

Преподобный учредил и иконописную мастерскую.

Во время семилетней войны Ивана Грозного с Ливонией (1558-1565) он воздвиг вокруг всего монастыря массивную каменную стену (из плит), высотой в 5 арш., длиной в 380 сажен, а шириной более 2 аршин. Обитель превратилась в грандиозное оборонительное сооружение. Могучие стены строились при непосредственном участии Царского Военачальника Павла Петровича Заболоцкого (впоследствии инока Пафнутия).

Но Игумен понимал, что одних башен и стен недостаточно для защиты от врага, поэтому над Святыми воротами построил каменную церковь во имя Святителя Николая Чудотворца (1565 год), тем самым поручив ему стоять часовым на границе с враждебными Православию народами. 

Но за свою ревность Преподобный и пострадал от клеветников. В одной рукописи говорится, будто бы Царь Иоанн своей рукой отсёк ему голову. Так ли это было или придумано много позже, когда клевета полилась уже на самого Царя из рода Рюриковичей, но известно, что Иоанн Грозный оказал обители много благодеяний.

В монастырской же повести о причинах Мученической кончины Преподобного ничего не сообщается. Тело Игумена было положено в стене “Богом зданной пещеры”, где и пребывало 120 лет нетленным.  В 1690 году его Святые Мощи “аки сокровище драгоценное”, перенесены из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлены в новом гробе в стене. Корнилий явился для Псково-Печерского монастыря тем же человеком, кем стал и Феодосий для Киево-Печерского. 

В Великую Смуту начала ХVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей. 


Икона Святителя Николая Чудотворца из Успенского собора ХVI века - точная копия Чудотворного образа Святителя Николая Великорецкого, сделана Святым Корнилием в бытность его в Москве.


Во времена Корнилия принесена в обитель и Чудотворная икона "Божией Матери “Умиление”. При Царе Феодоре Иоанновиче она украшена жемчугом и каменьями в память Чудесного избавления Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году, когда неприятель за пять месяцев осады тридцать раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

В Собор Преподобных Псково-Печерских входит и Иеросхимонах Лазарь, сын дьячка, появившийся на свет в 1733-ьем году. Он пришёл в монастырь после смерти жены. Для всегдашнего памятования о Вечности за гробом, он и в келлии своей держал гроб. Изголовьем ему служил камень. Каждую ночь удалялся он в Успенскую соборную церковь (на верхнем фото) и запирал за собою изнутри двери, чтобы помолиться в одиночестве. 

Носил он на своём теле и железные вериги. Шил ризы, а вырученные за работу деньги, вместе с приношениями от различных лиц, раздавал нищим и посетителям, приходившим к нему за благословением и наставлением.

Однажды Настоятель монастыря, о. Венедикт впал в искушение и тайно обыскал его келью, но ничего не нашёл в ней. Да и что можно было найти у того, кто крепко помнил Заповедь Спасителя: «Не скрывайте себе сокровищ на земли... Скрывайте же... сокровище на небеси...  Идеже... сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19).

В 1822 году о. Лазарь, незадолго до своей кончины, последовавшей в 1824-ом,  удостоен был посещения Государем Императором Александром I. Царь пожелал видеть Старца в убогой его келье. Тот, изнемогший уже телом, но бодрый духом, с детскою простотою, святою любовию и радостию принял дорогого Гостя, яко «помазанника Господня» (2 Цар. 1, 14).

В искренней получасовой беседе Старец сказал: "Помни, Государь, что нам остаётся недолго жить на земле...» Выйдя из келии о. Лазаря, Царь Русский не мог скрыть своих слёз, которые струились из его глаз. И кто знает, не под влиянием ли о. Лазаря и других таких Старцев, Император решил передать Престол брату своему, сменить имя и скрыться в глуши, уйдя на покаяние, изменив свою судьбу? https://www.youtube.com/watch?...

Вошёл в Собор Псково-Печерских Преподобных и Священномученик, Архиепископ Александр (Петровский). 

Появился он на свет в середине девятнадцатого века. Служил учителем народной школы, рано осиротел, вёл рассеянную жизнь. Но однажды во сне ему явилась покойная мать и сказала: «Поступай в монастырь». Это видение так повлияло на него, что молодой человек одумался и принял монашеский постриг в Москве, в Донском монастыре. Вскоре был рукоположен во иеромонаха, и даже назначен Наместником обители. 

В декабре 1917 года Святейший Патриарх Тихон сделал Архимандрита Александра Настоятелем уже Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Преподобный не страшился, и в своих проповедях открыто осуждал участников государственного переворота. 

Гражданская война заставила Священномученика скитаться по Украине. Он обладал прекрасным тенором, любил музыку и умел вдохновить народ на общее молитвенное пение. «Пойте все!» - обращался Архимандрит Александр к народу, и вся масса молящихся подхватывала основные молитвословия Всенощного бдения или Литургии. 

В 1938 году Архиепископ был арестован НКВД Харьковской области по подозрению в контрреволюционной пропаганде и агитации. В 1939 году приговорен к 10 годам тюремного заключения. Но в январе 1940-го приговор был отменен, и дело возвращено на доследование. Однако в мае того же года Владыка Александр скончался в тюремной больнице

На следующий день в морг был доставлен труп старика с документом, в котором указана фамилия Петровский, с предписанием похоронить. Но верные друзья выкрали тело Владыки, подменив его чужим. Ночью монахи и почитатели Старца облачили его в архиерейские ризы, совершили отпевание и с благоговением похоронили на Залютинском кладбище Харькова, обозначив могилу особым знаком.

В 1993 году он прославлен как местночтимый Святой Харьковской Епархии, а Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года причислен к Лику общероссийских Святых. Мощи его перенесены в Свято-Благовещенский Собор Харькова и установлены для молитвенного поклонения.

 

Памятник Владыке Александру в Харькове. 

А наши крестоходцы, приняв участие в молебне, снова отправились в путь и в тот же день прибыли в Смоленск. 


О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

Бессмысленность украинской капитуляции

Всё больше западных аналитиков и отставных военных торопятся отметиться в качестве авторов негативных прогнозов для Украины. Неизбежность и близость украинской катастрофы настолько очев...