Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Царский Крестный ход: 97-ой день пути. Смоленск.

1 4816

В Смоленск наши крестоходцы прибыли 16 сентября 2018 года. Здесь, в Успенском Кафедральном Соборе, после утренней Литургии, был отслужен молебен перед иконами, с которыми они идут от самого Магадана. 

По истории собора можно изучать историю самого города, не раз познавшего иноземную оккупацию. 

Прежде на этом высоком месте, видимом из разных уголков Смоленска, стояло другое здание храма, построенное ещё Владимиром Мономахом в 1101 году, когда он был Князем Переяславским. 

В «Повести временных лет» Смоленск впервые упоминается под 862 годом как центр племенного союза кривичей. Через двадцать лет город присоединён Киевским Князем  Олегом к Древнерусскому государству. 

Однако прежде, чем Смоленск стали называть в России «городом-щитом», «городом-ключом», "защитой Москвы, ограждавшей её от посягательств европейских стран", прошли века. 

Во время монгольского нашествия Смоленск не пострадал, но многие районы княжества были разгромлены, и Смоленск стал мало-помалу впадать в зависимость от соседнего Великого княжества Литовского. 

Так, во время своих походов на Москву в 1368 и 1370 годах литовцы получали военную помощь от смоленского князя. А чуть позже, в 1395 году, они неожиданно появились под стенами Смоленска уже с иными намерениями. Смоленские князья привычно поспешили к ним с дарами, но были арестованы и отправлены в Великое княжество Литовское - Смоленск был покорён. 

Смоляне были не довольны литовским владычеством. 

Надо понимать, что и сама Русь Литовская билась за свой суверенитет, вела войну с немецкими рыцарями - тевтонами и с поляками. Однако когда Великий Князь Литовский Витовт оказался потеснён своим двоюродным братом, он дважды бежал к своим врагам, к Тевтонскому ордену, и просил помощи.

В конце концов, Витовт стал наместником польского короля в Литве. Роль, конечно, незавидная, подневольная. Он ищет новой точки опоры. В 1395 году он предоставил убежище Тохтамышу, теснимому Тамерланом. И, сражаясь на его стороне против его врагов в татарском стане, наносит поражение им близи Волги, а в 1397 году появляется в Крыму, бросая вызов крымским татарам. 

Наконец, Витовт определяется со своими желаниями: он хотел бы вновь стать, если не независимым, то хотя бы сильным, и для этого Папа Римский должен объявить крестовый поход против Золотой Орды, подчинить себе Русские Земли и возложить на голову Витовта королевскую корону. 

Ради этого литовцы и ходили военными походами и на Москву, которая только что победила татар на поле Куликовом

Однако сам Витовт потерпел поражение от татар. Он и его подданные были вынуждены принести письменное обещание о верности Польше и дальше служить только её интересам.

Когда же в 1401 году Витовт ослабел, в Смоленск явился друг московского Князя и Преподобного Сергия Радонежского, Благоверный Князь-монах Олег Рязанский. Он перебил смоленских бояр литовской партии и посадил в городе своего ставленника.

Витовт вернул себе Смоленск только в 1404 году, потому что местные бояре - сторонники литовцев предательски сдали ему город. 

Однако в 1440 году горожане подняли Смоленское восстание. Литве понадобились несколько военных походов и почти два года, чтобы подавить это сопротивление. 

Наконец в 1449 году между литовцами и московским Великим Князем Василием Вторым Тёмным, который был внуком Витовта, заключён договор, по которому Москва отказывалась на вечные года от Смоленска и Смоленской земли. 

Смоленск отошёл к Москве только в 1514 году, после трёх жарких схваток. Однако московская власть стала тяготить некоторых знатных смолян, поэтому они послали польскому королю Сигизмунду I письмо, в котором заявляли: «Если пойдёшь теперь к Смоленску сам или воевод пришлёшь со многими людьми, то можешь без труда взять город». Правда, заговор был раскрыт, и Смоленск остался за Москвой. С этого времени Смоленск и становится важной крепостью на западной границе Русского государства. 

Итальянка, жена Сигизмунда, Бона Сфорца, дочь миланского герцога. Ещё при жизни престарелого супруга фактически управляла Польшей, но не могла найти себе помощников, потому что гордость и чуждая манера управления отталкивали от неё тогдашнее польское дворянство. Подозревалась в отравлении юной жены своего сына Елизаветы Австрийской - дочери Императора Священной Римской империи Фердинанда I. Бона умерла от принятого яда, отравленная, согласно некоторым данным, своим же доктором Папагоди, агентом Габсбургов.

Сигизмунд 1 Старый

На портрете Леопольда I запечатлены фамильные признаки Габсбургов — выпяченная нижняя губа и оттопыренный подбородок.

Сын Боны Сфорцы и Сигизмунда Первого, Сигизмунд Август 

Однако в период Великой Смуты польская армия начала осаду Смоленска. 12 октября 1610 года полякам удалось разбить ворота города, часть войска ворвалась в Смоленск, но была вытеснена. Подкопы также не удавались, потому что осаждённые имели при стенах, в земле, тайные «подслухи». Осада продолжалась 20 месяцев! И привела к огромным потерям среди горожан, умиравшим от голода, ран, дизентерии. Судьбу города решил изменник Андрей Дедешин.

Он указал противнику на непрочную часть стены. Король предпринял решительный штурм. Защитники города заперлись в Успенском соборе, в погребах которого был устроен пороховой склад, и взорвали себя вместе с храмом и прятавшимися в нём женщинами и детьми. 

Однако Сигизмунд, который потратил на взятие Смоленска все свои средства,  вынужден был распустить свою наёмническую армию вместо того, чтобы повести её на Москву. Московский гарнизон поляков не получил поддержки и капитулировал перед Вторым Земским ополчением Князя Пожарского и Космы Минина. 

Правда, русским не удалось отбить Смоленск и в 1613-1617 годах - Россия признала город за Речью Посполитой, что значительно ухудшило положение православных, не перешедших в католичество или униатство. И только в битвах 1654 года Смоленск был окончательно присоединён к Российскому государству. 

Вот, такими кровопролитными и долгими дорогами возвращался Смоленск в российское государство, такова цена объединения земель русских вокруг единого центра! Пусть помнят об этом "русские патриоты", которые требуют "нового 1917 года". Если развалить страну на множество регионов, собирать её придётся десятилетиями - да к тому же ценой огромных человеческих жертв. 

Новое здание Успенского собора было возведено в семнадцатом-восемнадцатом столетиях: 

Надо отметить, что ещё Владимир Мономах перевёз из Чернигова в Смоленск в начале двенадцатого столетия икону Богородицы Одигитрии, доставшуюся ему по наследству от его матери. В связи с переездом икона получила наименование "Смоленской" Божией Матери. 

Одигитрия (Указующая путь), Путеводительница – один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем.  

По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена Евангелистом Лукой, привезена со Святой Земли в Византию Императрицей Евдокией около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме. Этот тип Богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, особенно - в Византии и в России.

Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что "Смоленский" образ написан по просьбе Антиохийского вельможи Феофила. Из Антиохии Святыня перенесена в Иерусалим, а оттуда во Влахернский храм.

Греческий Император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за Князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил её в путь этой иконой. После смерти Князя Всеволода икона и перешла к его сыну Владимиру Мономаху.

Смоленская икона (Дионисий, 1482 год)

Считается, что именно молитвой перед этой иконой Смоленск и избавился от нашествия татар в 1239 году, когда городу грозило разграбление. 

Орудием для спасения города Богородица избрала Меркурия, славянина из Моравии, он был княжеского рода. В юном возрасте пришёл Меркурий в Смоленск и поступил на службу князю. Он отличался «благочестивой жизнью: подвизался в посте и целомудрии».

В одну из грозных ночей церковный пономарь получил приказание, шедшее о Чудотворной иконы "Смоленской", идти к Меркурию и позвать его к иконе. Царица Небесная сказала Меркурию, что посылает его в татарам одного, чтобы "оградить" от них "дом" Её. Без страха отправился Святой в стан врага, чтобы поразить там своим мечом великана, на которого татары надеялись более всего. 

Окружённый со всех сторон, Меркурий мужественно отражал все нападения, пока сам не пал, посечённый мечом. Враги жен устрашились, потому что увидели, что Святой бьётся не один, а в окружении Молниеносных Мужей и Светозарной Жены. Её Величественный Лик приводил их в ужас. Татары отступили.

Место гибели Меркурия

У Ивана Бунина в «Суходоле» об этом сказано так: "Мы слышали: был Меркурий муж знатный, призванный к спасению от татар Смоленского края гласом иконы Божьей Матери Одигитрии Путеводительницы. Разбив татар, Святой уснул и был обезглавлен врагами. Тогда, взяв свою главу в руки, пришёл он к городским воротам, дабы поведать бывшее… И жутко было глядеть на суздальское изображение безглавого человека, держащего в одной руке мертвенно-синеватую голову в шлеме, а в другой икону Путеводительницы».

Меркурий Смоленский причислен к лику Мучеников. Его сандалии и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.

В начале XV века икона Одигитрии была перенесена из Смоленска в Москву. 

Правда, в 1456 году прибыл в Москву Епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского Великого князя Василия Васильевича Темного вернуть Святыню в Смоленск. Торжественно, Крестным ходом, проводили образ на его малую родину. 

Но в 1666 году его снова привезли в столицу для поновления потемневшей от времени живописи.

В 1812 году, во время нашествия французов, икона ещё раз прибыла в Москву:  москвичи, встречая её и стоя перед ней на улице на коленях, взывали в голос: «Матерь Божия, спаси нас!» 

В день Бородинской битвы в Крестном ходе "Смоленской" иконой обнесли Белый город, Китай-город и Кремль. 

После Бородино перед иконой молились раненные воины. А перед взятием Москвы французами образ был отправлен в Ярославль, где он пребывал до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля его вернули в Смоленск, в Успенский собор, ибо понимали, что Смоленску, как стражу Москвы он даже нужнее, чем столице. 

В кафедральном соборе икона находилась до 1941 года нашего столетия. Дальнейшая судьба Святыни неизвестна. Во время немецкой оккупации исчезло и копьё Святого Меркурия Кесарийского (икона внизу) - христианского Святого, почитаемого в Лике Великомучеников (третий век).

Икона Смоленской Божией Матери со Святыми хранителями города: Преподобным Авраамием и Мучеником Меркурием.  Преподобный Авраамий был многогранной личностью: монах, опытный пастырь, украситель храмов, переписчик книг, иконописец. Святой написал две иконы: Страшного Суда и Испытаний души на воздушных мытарствах. По одной из версий, Мощи Святого Авраамия были изъяты поляками и сокрыты на монастырском кладбище. Но, возможно, они и не были обретены, и тогда они находятся под руинами древнего собора.

В Успенском кафедральном соборе наши паломники поклонились Чудотворному списку с первообраза. После окончания строительства в Смоленске крепостной стены эту икону, привезённую Царем Борисом Годуновым, установили над главными – Фроловскими – воротами города у Днепровского моста, после чего она стала именоваться Надвратной. Списана с Чудотворного первообраза ещё в царствование Иоанна Грозного художником Постником Ростовцем.

В 1812 году, в ночь на 6-е августа, когда русские войска оставили Смоленск, икону взял с собой капитан Глухов. С этого времени и до изгнания французских войск икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии.

"Смоленский" образ Божией Матери был наиболее любим народом на Руси. Только Чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно в России около тридцати. 

Смоленская икона Божией Матери в Москве.

Иконы Святого Меркурия Смоленского

Бесценным сокровищем Успенского собора является и старинная плащаница, созданная в 1561 году в мастерской Князей Старицких и преподнесённая в дар московскому Успенскому собору. В 1812 году французы, отступая из Москвы, вместе с другими ценностями увезли и этот шедевр. Из обоза, отбитого у неприятеля русским отрядом на территории Смоленщины, плащаница была передана в смоленский Успенский собор. 

По единодушному мнению Императора Александра I и полководца М.И. Кутузова, было решено оставить плащаницу на вечное хранение в смоленском Свято-Успенском соборе. Ведь 17-18 августа 1812 года под стенами Смоленска произошло кровопролитнейшее Смоленское сражение с армией Наполеона, в ходе которого обе стороны потеряли более двадцати тысяч человек. Русские отступили, а Наполеону достался объятый пламенем город. 

Вяземское сражение. 1812 год

Бог так возлюбил мир, «что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3.16). А русский народ так любит свою страну, что иногда жертвует и её городами, и своими жизнями, ничего не жалея для Победы, - чтобы добившись её, поднять её из крови и пепла подобно Воскресшему Христу - ПРЕОБРАЖЁННОЙ, несущей в себе память поколений, и новый опыт, и новые умения и способности. Пока идет соборная молитва, наша страна непобедима. 

Смоленск в начале 17 века. Райская картина.

А наши паломники, помолившись в Смоленске и приложившись к Святыням Свято-Успенского собора, отправились в путь. Их ждала Белоруссия.  


Задержан нелегальный мигрант Азербайджана Шахин Аббасов убивший русского парня Кирилла Ковалёва в Москве

Кстати, азербайджанского убийцу задержали в Ростовской области. Говорят что бежал к границе. Скоро суд отправит его в СИЗО. Следственный комитет публикует фото двоих соучастников убийства Ки...

Обсудить