Царский Крестный ход: 99-ый день пути. Брест.

0 8543

18 сентября 2018 года крестоходцы НОД прибыли в Город-Герой Брест.

Здесь они приняли участие в ежегодном Крестном Ходе, посвящённом памяти Святого Преподобного Афанасия Берестейского. Ведь исполнилось 370 лет Подвигу его Мученичества. 

Но прежде, чем поведать о борьбе Афанасия с унией, скажем несколько слов о непростой истории города. Брест - это Берестье или Берестово, упомянутое в 980 и 1019 годах в "Повести временных лет", - поселение, возникшее на землях славянского племени дреговичи

В связи с тем, что Брест время от времени менял государство-хозяина, менялось и его имя. Так, например, в XVII - начале XX веках он назывался Брест-Литовским, затем - Брест-Литовском.  А в период его вхождения в Польшу в 1921-1939 годах - Брестом-над-Бугом. 

 

В 1016 году Брест захвачен первым польским королём Болеславом Храбрым, опиравшемся на Ватикан и Германию. 

Ярослав Мудрый отбивает Берестье, но в двенадцатом веке Брест снова завоёван поляками, потом ещё раз отбит.  

В 1319 году Великий князь литовский Гедемин присоединил Берестейскую Землю к своему русско-литовскому государству, в котором многие должности занимали русские люди и осуществлялся принцип веротерпимости. 

В 1379 году город подвергся нападению тевтонских рыцарей

В конце XIV века через Берестье купцы вывозили в Западную Европу меха, кожи, лес, пеньку, зерно, а ввозили соль, сукно, шёлк, бумагу. В 1441 году Брест становится одним из главных городов Великого княжества Литовского. В 1550-е годы берестейский староста Николай Радзивилл Чёрный основал здесь первую на территории Белоруссии типографию. И в 1563 году в ней напечатана Берестейская Библия, являющаяся выдающимся памятником культуры. 

Однако когда Брест вошёл в состав Речи Посполитой, то в 1596 году на церковном соборе именно в Бресте принимается Брестская уния - документ об объединении Католической и Православной Церквей, должная, по убеждению Ватикана, способствовать ослаблению и притязаний Московского патриархата на земли Юго-Западной Руси, и духовных связей православных с Русским государством. 

Брест. 1566-1699.

Однако сама Россия не теряла надежды на возвращение своих исторических земель. В 1655 году русские войска под командованием Новгородского воеводы, Князя С. А. Урусова разгромили возле Бреста-Литовского войско гетмана П. Я. Сапеги, но взять укреплённый город, в котором был большой гарнизон, так и не смогли. 

Расположенный в эпицентре войны России с Польшей и Швецией, Брест «весь до последнего строения разорён и сожжён», населения осталось «очень малая горсточка». И всё же мы и тогда помнили, что это - НАША ЗЕМЛЯ. 

Сапега - государственный и военный деятель Речи Посполитой.

Потом по городу прокатилась Северная война 1700-1721 годов, снова истощившая Брест.   

В 1795 году Брест-Литовск, в результате третьего раздела Речи Посполитой при Екатерине Второй, был присоединён к России. С этих пор город постепенно застраивался, но пожары, раз за разом, почти уничтожали его. Однако он не терял своего стратегического значения. В начале XIX века главный маршал Франции Мориц Саксонский, говоря о Бресте, отмечает: «кто владеет в военное время этою твердыней, тот имеет великие выгоды над прилежащею страною». 

И в 1807 году русский инженер-генерал П. К. Сухтелен превращает, по повелению Александра Первого, Брест-Литовск в опорный пункт обороны западной границы Российской империи. Ведь до этого граница была практически открыта. 

Пётр Корнилович Сухтелен (Иоганн Питер ван Сухтелен) - крупный военный инженер нидерландского происхождения, служивший Российской империи.

Составляется проект новой Брестской крепости - Отечественная война 1812 года помешала осуществлению этих замыслов. И всё же, 25 июля 1812-го возле Брест-Литовска передовые части русских войск, возглавляемые генерал-майором А. Г. Щербатовым, нанесли поражение кавалерийским частям французов и заставили их покинуть город, хотя в окрестностях военные действия продолжались и октябре - ноябре.

По окончании этой войны Брестская крепость всё же возводится, и 26 апреля 1842 года состоялось её торжественное открытие. Она отражена на гербе города. 

С Брестской крепостью в конце XIX века связана вся жизнь города. Проведённая через него железная дорога связывает Брест с центром и юго-западом России. И тут новый пожар,1895 года, уничтожил большую часть городских построек. Ущерб - 5 миллионов рублей.

К этому времени двумя третями населения города стали местные евреи: из 46 568 человек 30 260 были иудеями, а 12 141 — православными. Родным языком иудеи указывали идиш. Как нам сообщает Википедия, идиш - исторически основной язык ашкеназов. Он возник в Центральной и Восточной Европе в X-XIV веках на основе средневерхненемецких диалектов с обширными заимствованиями из древнееврейского и арамейского (до 15—20 % лексики), также - славянских и немецкого языков. 

Отметим, что упоминаемый в прошлой главе Князь Литовский Витовт даровал ещё в 1388 Брестской еврейской общине привилегии, дававшие им свободу вероисповедания и определённые права в финансовом деле и торговле. 

Более того, в XIV-XVII веках Брест являлся главным центром еврейских общин Великого княжества Литовского. В 1411 году Витовт позволил им построить синагогу и даже выделил на это бесплатно кирпич и глину. 

План Брестской крепости

В ходе Первой мировой войны город снова почти полностью сожжён. 

А в марте 1918-го в Брест-Литовске подписывается Брестский мир, по которому Германия и Австро-Венгрия передавали Украинской Народной Республике часть территорий Белоруссии вместе с Брест-Литовском. По чуть более позднему Рижскому договору город снова стал польским. 

Брестская крепость.

Потому когда в 1939 году в Польшу вторглись фашисты, они атаковал Брест и заняли его крепость. 

Правда, оккупация продлилась недолго. В соответствии с Договором о ненападении между Германией и Советским Союзом («Пактом Молотова - Риббентропа») Брест отошел к СССР. По реке Западный Буг пролегла советско-германская демаркационная линия. 

22 июня 1941 года Брест и его крепость одними из первых подверглись атаке германских войск. В крепости тогда находились около 6-7 тысяч советских военных. 

За годы немецкой оккупации в городе уничтожены около 40 000 жителей

Освобождение города произошло 28 июля 1944 года в ходе Люблин-Брестской операции 1-го Белорусского фронта. 

Святой Афанасий Брестский (Филиппович) был ярым противником решений Брестского собора 1596 года. 

Часть исследователи полагают, что он и родился в Бресте. Афанасий был Игуменом брестского Свято-Симеоновского монастыря, воздвигнутого во имя Симеона Столпника, сирийского православного монаха четвёртого-пятого веков, основоположника новой формы аскезы — столпничества. Симеон ровёл на столпе 37 лет в посте и молитве, за что получил от Бога Дар исцелять душевные и телесные болезни, предвидеть будущее. 


В детстве Афанасий получил хорошее образование. Блестяще владел польским, латинским, греческим, церковнославянским языками. 

Надо сказать, что ему уже в молодые годы было непросто. Чистый сердцем, однажды он был нанят домашним учителем к некоему молодому человеку, представленному ему как "русский царевич Иоанн, внук Ивана Грозного". Якобы этот Иоанн был рождён от Страстотерпца Димитрия Угличского и Марины Мнишек. 

На самом деле, то был сын одного из Лжедимитриев. Иначе говоря, Афанасия против его воли втянули в политические игрища, поскольку Лжевнука Ивана Грозного Ватикан и Великобритания в любой момент могли включить в сценарий очередной интервенции, попытку захвата власти в Москве, в которой Афанасий участвовать не желал.  

Он заскорбел и в конце концов оставил попроще учителя. Постригся в монахи, но и эта стезя оказалась нелегкой. Брестская земля находилась в духовной оккупации католичества уже почти 50 лет. 

 

 Шла борьба за монастыри. Происходило то же самое, что сегодня на Украине. Например, в 1636 году стараниями Альбрехта Станислава Радзивилла, ярого сторонника католичества, православные через три года своего упорного сопротивления были силой изгнаны из Пинского Дубойского монастыря. Эта обитель со всеми её постройками и землями была отдана пинским иезуитам. На мнение народа, составившего жалобу, власти Речи Посполитой наплевали. 

Как-то раз Афанасий, пребывая в это время в своей келлии в Купятицком Введенском монастыре, слышит слова, как бы произнесённые Свыше: «Царь Московский построит Мне церковь! Иди до него!» 

Перед поездкой в Москву во время молений в церковном притворе Афанасий видит икону Божией Матери и снова слышит Голос, говорящий ему, что Богородица пойдёт с ним.  Афанасий отправляется в Русское Царство искать защиты для Веры Православной у Царя Михаила Фёдоровича Романова.

По дороге его послушник и спутник, заявляет ему, что не верит в успех их миссии.

Однако Афанасий добирается до Москвы, останавливается на Большой Ордынке и пишет здесь письмо главе Русского Царства, в котором описывает нелёгкое положение православных жителей Белоруссии и Малороссии в составе Речи Посполитой.

Он умоляет заступиться за них. Предлагает Михаилу Фёдоровичу начать войну с поляками для защиты Православной Веры, а дабы достигнуть в битвах Победы, - перенести на хоругвии Святого Воинства изображение Купятицкой Божией Матери. 

Сообщает он и о том, что в Речи Посполитой уже готовят нового Лжедимитрия. 

Купятицкий Образ Божией Матери Явлен на Бе­ло­рус­ской зем­ле в 1182 го­ду око­ло се­ла Ку­пя­ти­чи, в пре­де­лах быв­ше­го русского Пин­ско­го княжества. Свя­тая ико­на об­ре­те­на в ле­су кре­стьян­ской де­воч­кой Ан­ной, пас­шей скот. Об­раз – в ви­де кре­ста – из­лу­чал необы­чай­но яр­кий Свет меж­ду де­ре­вья­ми. 

Вернувшись в Брест, Афанасий начинает борьбу с униатством не на жизнь, а на смерть.

В 2006 году в Бресте возле Свято-Симеоновского собора воздвигнут памятник Афанасию Брестскому работы скульптора Олеси Гурщенковой.

Надо отметить, что Брестская уния не была решением народным. Она стала результатом соглашательства всего лишь части епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви. А последствия имела самые ужасные: переход в подчинение Папе Римскому, хотя бы и с сохранением Богослужения на церковнославянском языке. 

Иначе говоря, Ватикан прибирал к рукам православных, чтобы через них вести свою войну с Москвой, с русским народом и Русским Государством. 

 

Нельзя сказать, что православные сдались без боя. Одновременно с принятием Брестской унии, в Бресте же состоялся Собор православного духовенства во главе с Патриаршим Экзархом Никифором, двумя Епископами Киевской Митрополии и Князем Константином Острожским. Этот Собор отказался поддержать унию и предал «отступников» анафеме. 

Уния привела к долгой, а временами кровавой, борьбе между последователями двух конфессий на западнорусских землях. Осуществлялась политика "разделяй и властвуй". 

Так, например, четверть века православные Речи Посполитой, не принявшие унию, оставались без Митрополита

Митрополиту Петру Могиле удалось добиться признания Православной Церкви со стороны Речи Посполитой, но и после этого дискриминация Православия усилилась. 

Ликвидация унии началась только в конце XVIII века с присоединением к России Правобережной Украины и Белоруссии. 

А во времена Афанасия Брестского  повсюду действовали иезуитские коллегиумы. 

Идеологом Брестской унии был иезуит Пётр Скарга.

В 1577 году он выпустил в свет труд «О единстве Церкви Божией под единым пастырем». Скарга предлагал католикам вступить в переговоры с православными епископами и вельможами на территории Речи Посполитой, не принимая во внимание позиции Константинопольского Патриарха, которому подчинялась Киевская Митрополия. 

В 1581 году Скарга побывал в Москве, где добился аудиенции у Иоанна Грозного, имел с ним богословский диспут и вручил ему сочинение «О разностях между римским и греческим вероисповеданиями». Но Русский Царь не был склонен к униатству.

Сигизмунд Третий - король польский и великий князь литовский с 27 декабря 1587 года, король шведский с 27 ноября 1592 по июль 1599 года, внук Густава Ваза и Сигизмунда Старого, сын шведского короля Юхана III и Екатерины Ягеллонки, отец Владислава IV. 

Владислав IV (1595 -1648) 27 августа (6 сентября) 1610 года как русский царь принял присягу московского правительства. После низложения Василия Шуйского летом того же года московское правительство (Семибоярщина) признало Владислава царём и чеканило от имени «Владислава Жигимонтовича» монету. Владислав православия не принял, в Москву не прибыл и венчан на царство не был. В октябре 1612 года в Москве было низложено боярское правительство королевича Владислава. В 1613 году царём был избран Михаил Фёдорович. До 1634 года Владислав продолжал пользоваться титулом Великого князя московского. Окончательно отказался от претензий на Россию по Поляновскому миру в 1634 году. Восстание запорожских казаков под руководством Богдана Хмельницкого началось ещё при жизни короля. В результате борьбы за Юго-Западную Русь и вторжения Швеции Речь Посполитая оказалась ввергнута в войну и анархию (так называемый «Потоп»).

Владислав Четвертый

Во главе Православной Церкви в Речи Посполитой после принятия унии остались лишь два Епископа: львовский Гедеон (Балабан) и перемышльский Михаил (Копыстенский). Им приходилось полутайно рукополагать в священники, пытаясь удержать все места и церкви, которые ещё не были захвачены униатами. 

Со смертью князя Константина Острожского (1608) Православие лишилось сильных защитников в Речи Посполитой, пока постепенно эту функцию не взяло на себя казачество

Гетман Конашевич-Сагайдачный до самой своей смерти в 1622 сдерживал фанатизм католической власти, тем более что Ватикан нуждался в военной помощи казаков в своей борьбе против Турции и Московского государства. Так Ватикан, преследуя интересы глобальной элиты, ещё и разгребал жар чужими руками. 

Пётр Конашевич-Сагайдачный (1577-1622). Гетман Его Королевской Милости Войска Запорожского, предводитель реестровых казаков на службе Речи Посполитой. Организатор походов реестровых казаков против Крымского ханства, Османской империи и Русского царства на стороне Речи Посполитой, меценат православных школ.

В семнадцатом столетии центром борьбы за Православие против униатов стала Малороссия

По мере того как западнорусская православная знать ради карьеры и благополучия принимала католичество, часть её владений перешла в руки польской католической знати. 

В итоге, это вылилось в восстание Хмельницкого, вследствие которого Польша лишилась Левобережной Украины. Однако на территориях, оставшихся в Речи Посполитой: на Правобережной Украине, в Белоруссии и в Литве - дискриминация православных продолжались и век спустя

Подключается к этой борьбе и Преподобномученик Афанасий. 

Он обнаружил шесть документов XV века, которые давали право на юридическое оформление Рождество-Богородичного братства. Чтобы его зарегистрировать, он приезжает в Варшаву и получает разрешение на приобретение в Бресте земли для постройки братского дома. 

Однако канцлер Альбрехт Радзивилл и подканцлер Тризна отказались ратифицировать документы Афанасия, ссылаясь на запрет Папы Римского распространять Православную Веру. 

В 1643 году Афанасий вновь прибывает в Варшаву. И здесь, прервав судебное дело, на котором присутствовал польский король Владислав IV, он раздаёт королю и сенаторам копии Купятицкой иконы Божией Матери с надписью, свидетельствующей об угнетении православных в Речи Посполитой. Требует у короля отмены унии, угрожая ему Судом Божьим. Отчаянный шаг! 

Правда, король ... сдаётся. Владислав отдаёт приказ выдать нужный Афанасию  документ. Однако милость короля ещё не отменяла самой духовной оккупации здешнего Русского Мира

Когда Афанасий как будто достиг желаемого, его объявляют безумцем и зовут на суд. Оказывается, своим храбрым поступком он напугал "отцов", "старших в Вере Православной". Согласно их распоряжению, его и посадили под стражу на несколько недель.

Афанасий в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы бежит из заточения и, выдавая себя за юродивого, испачкавшись в грязи, ходит по Варшаве и громко кричит:  "Беда проклятым и неверным!" 

Его опять заключают под стражу и предают теперь уже церковному суду. С него снимается иерейский и игуменский сан, его увозят в Киев

Однако суд под председательством ректора Киево-Могилянской академии Иннокентия Гизеля постановляет, что Преподобному должна быть дарована свобода и возвращён сан. 

Афанасий обращается и к московскому послу князю Львову, который расследовал дела о "Царях"-Самозванцах. Он даёт послу вещественные доказательства нового, затеваемого заговора и очередного Лжедимитрия увозят на некоторое время в Русское Царство для допроса и следствия.  

Но и Афанасия берут под арест. Уже как «государственного преступника». Под конвоем он отправлен в Варшаву. Здесь его подвергают пыткам. 

В тюрьме Афанасий пишет работы, направленные против унии, хотя новый Лжедимитрий, Луба, уже отпущен на свободу. 

Сторонник Афанасия подбрасывает его духовные труды в карету польского короля. Однако Владислав отмалчивается.

Когда Афанасия выпускают из тюрьмы, он поселяется в Бресте. 

Вскоре в Малороссии (1648) начинается восстание Хмельницкого. 

В Белоруссии против православных поднимается новая волна гонений.

Афанасия ждёт новый арест. Его забирают сразу после Божественной литургии, обвиняют в сотрудничестве с Богданом Хмельницким и приговаривают к смертной казни. 

В камеру к Афанасию подсылают студента-иезуита, но тот не в состоянии приклонить Святого к католицизму. 

Преподобномученика вывозят в лес, возле деревни Гершановичи, и после пыток огнём расстреливают из мушкета. Как это напоминает расправу фашистов с белорусскими партизанами!

По свидетельствам очевидцев, он, раненный двумя пулями в лоб навылет, какое-то время стоял, прислонившись к сосне, пока его не столкнули в вырытую могилу.

Святой и перед смертью не отказался от своих убеждений: «Что я уже говорил, то говорил, и с тем умираю», - сказал он своим мучителям.

7 мая 1649 года иноки перенесли его тело в храм Симеона Столпника и похоронили с почестями.

 

5 января 1658 года Киево-Печерский Архимандрит Иннокентий Гизель и Настоятель Лещинского монастыря, Игумен Иосиф Нелюбович-Тукальский сообщили Русскому Царю Алексею Михайловичу Романову, что над Святыми Мощами Афанасия неоднократно замечался Чудесный Свет, а народ стал молиться ему как Мученику за Веру. 

В 1666 году Мощи Преподобного открыты. 

Главу же Святого Афанасия, по приказу Императора Петра I, переносят в Санкт-Петербург. 

В 1815 году Симеоновская церковь загорелась. Медная рака с Мощами Преподобномученика расплавилась. 

После пожара Частицы его Мощей положены на оловянное блюдце под алтарём монастырской трапезной церкви. 

В 1823 году для них сделан драгоценный ковчег. 

И пошли Чудесные Исцеления. Например, в 14 мая 1860 года Мощи Святого поднимают с одра смертельной болезни Протоиерея Василия Соловьевича. 

На рубеже XIX-XX веков под Брестом, недалеко от места гибели Мученика, возводится  Свято-Афанасьевская церковь, обновленная в 1998 году. Но ещё раньше она вошла Свято-Афанасьевский монастырь. 

Ныне Подвиг Мученичества Святого Чтут не только в Белоруссии и в России, но и в Польше и в Сербии. В Бресте частицы его Мощей передана в разные храмы. 

Ежегодно 18 сентября проходит ежегодный Крестный ход в память его Духовного Подвига. В этом году в нём приняли участие и наши паломники. Они прошли он Брестского Свято-Симеоновского кафедрального собора до Свято-Афанасьевского мужского монастыря, также расположенного в Бресте. Это примерно 10 километров пути. https://youtu.be/1G47UFpCBCM     https://youtu.be/cR_zB9EEDD8  

https://www.youtube.com/watch?v=1G47UFpCBCM

Иконы, пронесённые через всё Союзное государство Беларуси и России с востока на запад, прошествовали во главе Крестного хода. 

Экзарх всея Беларуси РПЦ Митрополит Минский и Заславский Павел благословил крестоходцев привезти икону Божьей Матери "Державный Покров" в епархиальное управление в Минск для последующей передачи её председателю Высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России А.Г. Лукашенко.

Царский крестный ход в Белоруссии. Около епархиального управления БПЦ.

https://www.youtube.com/watch?...

В самом ближайшем будущем наш народ ждёт восстановление Отечества в границах 1945 года. https://www.youtube.com/watch?...   Потому всем нам так важны сегодня молитвы, возносимые о нашей победе над американскими оккупантами.  Вот и идет по России и Белоруссии Царский Крестный ход. 

 Блажен еси, отче наш Афанасие, / яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру, / со умилением присно поя неседальное Пречистей, / заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя,/ пострадав за свидетельство истины даже до смерти. / Мы же, чтуще святыню твою, / со дерзновением взываем ти: / отче наш, преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше.


Башни Кремля и секретная касса, без регистрации и СМС

Дуракам интернет вреден. Они от него тупеют. Дураки для интернета вредны. Он от них тупеет. Двойной парадокс Роджерса, сформулирован в 2003 году Какие вам ещё нужны пруфы?!!11адинадин Объя...

Отец мигранта-миллионера, зарезавшего байкера в Москве, пытался давить на его семью: Требовал снять обвинения с сына

Сонные переулки у Замоскворецкого суда в понедельник утром огласил драматический баритон Константина Кинчева. Из динамиков байка раздавался трек «Небо славян». Мотобратство Москвы прие...

В России начались самосуды над мигрантами

Екатеринбуржец 37 раз ударил ножом мигранта-нелегала, отомстив за дочь Уралец убил мигранта, на которого пожаловалась его дочьЕкатеринбуржец жестоко расправился с гражданином Таджикистан...