Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Автомобильный Крестный ход «Святая Русь»: 66,67,68-ой дни пути. Годеново, Погост Крест

0 2402

10 июня 2019 года копия Животворящего Креста Господня, созданная всего несколько месяцев назад в Уфе, пройдя большую часть нашей страны, была принесена в те самые места, где в 1423 году Небоявленное Распятие передано русскому народу Самим Сыном Божиим и, сопровождавшим Крест, Святителем Николаем-Чудотворцем. 

Необходимо сказать, что своим Чудесным переходом по воздуху из Византии в Россию, почти шестьсот лет назад, Животворящий Крест предзнаменовал грядущее державное строительство Руси. Произошло это во времена правления Великого Князя Московского Василия Тёмного, после которого началось почти пятидесятилетнее княжение Иоанна Васильевича Третьего (ум. 1505), которого не зря называют «собирателем Земли Русской»

Рисунок К. Е. Маковского «Иоанн III и татарские послы» (1870)

Это при нём принят нынешний герб России - двуглавый орёл, построен Московский Кремль и главный кафедральный собор государства – Успенский, принесена из Византии Цареградская икона Божией Матери - дар Константинопольского Патриарха. 

Она, как и Животворящий Крест Господень, – знак того, что Русь на всём протяжении пятнадцатого века подхватывала то одно, то другое знамя Византии, ускользающие из её рук.

Иоанн Третий не напрасно прозван Великим. Своему сыну Василию он передал в наследство территорию, в несколько раз большую, чем получил сам. Это в его эпоху Русь перестаёт платить дань Казани. В его эпоху происходит знаменитое Стояние на реке Угре (1480).

 

Но называли Ивана Васильевича ещё и Правосудом. При нём государство живёт по Судебнику, который заложил конституционные основы для преодоления Русью феодальной раздробленности. В конце пятнадцатого века не каждая европейская страна могла похвастаться единым законодательством, а у России оно было. Судебник переводили на иностранные языки!

Прозывали Ивана Третьего и Грозным. И не потому, что он был жестоким и любил власть. Нет, он часто созывал Боярскую Думу, любил советоваться с ней, был милостивым. Однако к врагам относился сурово. Ведь отравлена его первая жена Мария, сын от неё - Наследник Престола Иван Молодой, уже было начавший помогать отцу в государственных заботах… И снова встал перед Московским Государем вопрос, кому передать власть, кто продолжит дело укрепления российского суверенитета.

 

Отыскивая среди близкой родни наиболее подходящую кандидатуру для управления государством, он сначала приближает к себе внука, Димитрия Иоанновича, а потом и отправляет его в заточение вместе с матерью… А вот сына от второй жены, Софии Палеолог, Василия Иоанновича, сначала проводит через опалу, а потом делает своим наследником. Тяжела «шапка Мономаха»! Слишком много ответственности у монарха за судьбу вверенной ему Богом державы! 

Небоявленное Распятие приходит на Русь, когда Московскому Князю Ивану Васильевичу семнадцать лет. Трудно допустить мысль, что весть об Иисусовом Кресте не дошла до великокняжеской семьи. Добрые новости распространяются быстро. А русские пастухи не просто видят в Небе над Сахотским болотом дивный сияющий Крест, на котором Господь - в человеческий рост, а на верхнем перекрестье - греческие слова: «ставру икон», что означает «образ Креста», - Сын Божий говорит с пастухами! 

О том, в чем смысл этого Явления, историки рассуждают до сих пор.

К 1423 году Русь уже более четыреста лет Крещена. Она прошла через множество испытаний радостями и бедами, но её не сломили. Внутри русского народа - важная духовная сердцевина, которую можно назвать Святой Русью - то самое Царствие Небесное, которое внутри нас…

 

Бесконечность Земли Русской. Годеново с высоты птичьего полета

К этому времени, когда Византия почти пала, Россия стала вровень с ней по духу, говорит историк Виктор Тростников, - «и по восприятию православных ценностей, и по их ассимиляции в народном сознании, и по церковному строительству, и по богословскому уровню». 

Подлинник Иисусова Креста до реставрации. Ему более шестисот лет! 

И это не просто слова. Если бы было иначе, Сын Божий не перенёс бы к нам столь явно Свой духовный Престол. 

10 июня 2019. Годеново. Крестоходцы с Матушкой Евстолией Афониной

Рождённый в пещерке для скота, Он и предстаёт 11 июня 1423 года перед ростовскими нищими пастухами. Мог бы, наверное, появиться и вне Распятия, но спускается с Неба в «образе Креста». Почему? Можно предположить, что образ этот – своего рода послание. Приняв унию, Византия предала Сына Божьего, как бы заново Его Распяла. И Он счёл необходимым напомнить о грехе этом нашему народу, прежде чем возложить на него миссию Третьего Рима, после которого четвертому Риму не бывать.

Разумеется, Господь мог явиться и в Московском Кремле, и в боярских палатах. Но обращается непосредственно к народу. 

Даже в выборе места Явления нет ничего случайного. Ростово-Суздальская земля - скорее, чем остальные земли, совершила прекращение междоусобиц. Около Семибратово, недалеко от Годеново, состоялось последнее сражение Василия Второго с Димитрием Шемякой, в результате чего Московский Князь объединил под собой уже все княжества, кроме Новгорода Великого.

Следовательно, Явление Чудотворного Распятия вполне можно назвать и Божьим Благословением крепнущей Руси. Две головы у орла на российском гербе олицетворяют собой и централизованную монархическую власть, и духовное единение народа через Церковь. Так и завершается время распада страны, эпоха сепаратизма.

Наши крестоходцы потому и прибыли в Годеново на ежегодный праздник Иисусова Креста, с его копией, чтобы сначала освятить его на подлиннике,

 11 июня 2019 г. Крестный ход из Годеново в с. Погост Крест начался с выноса копии Животворящего Креста Господня из Златоустовского храма: https://www.youtube.com/watch?... 

а потом, пронося по России, Белоруссии, Украине, освящать ею уже и прочие земли великороссов, малороссов, белорусов. И сегодня для всех ветвей русского народа важно прекращение междоусобицы на Украине, объединение России с Белоруссией. Владимир Путин фактически продолжает курс Иоанна Васильевича Великого, заново собирает и скрепляет Русь. Так как не помочь ему в этом деле?! 


Иоанн Васильевич Третий

И по сей день, как и в 1423 году, вот уже без малого шестьсот лет, Крест Иисусов лежит в центре русского единения. Раз Великая Святыня из России не ушла, Господь до сих пор на нас надеется, как на Своих помощников. Малейший отход от памяти о Животворящем Кресте Господнем, забвение его - и мы увидим в России ту же картину распада страны, что и на нынешней Украине.

Это должен осознать каждый. В этом знании нет ничего горделивого или заносчивого. Господь Сам пообещал людям: «Созижду Церковь Мою - и врата ада не одолеют Её!" Это значит, что пока Христос в России, и страну нашу, и весь мир не одолеет адово полчище Запада. Дело лишь за тем, не отступится ли от Церкви народ. 

Праздничное Богослужение в монастыре Животворящего Креста Господня. Погост Крест. 11.6.2019.  

Напомним и о том, что Небоявленное Распятие необыкновенно и тем, что Христос на нём - Живой. Те, кто бывал в Годеново, прикладывались к Иисусову Кресту, знают, как меняется температура тела Господа. То он горяч, как кровь человеческая, то холоден, словно лёд. По тому, хладен он или тепл, можно понять, как Сын Божий относится к нашему духовному состоянию.

Кто-то скажет, что мертвое не бывает живым. Но взгляните хотя бы на Мощи Святителя Спиридона Тримифунтского

которым тысяча семьсот лет. Они не просто хорошо сохранились: Святитель, живший в третьем-четвертом веках, не потерял даже глаза! Они способны менять свою яркость! Молебен перед иконой его Мощей, а есть и такая, открывает очи Святителя, он смотрит на нас! 

Икона Мощей Святителя Спиридона

Когда покидает свой саркофаг, пребывающий в храме на острове Корфу, тот перестаёт открываться, ключ в замочной скважине застревает! Когда же Святой возвращается к «себе», на его башмачках появляются свежие морские водоросли, мелкие ракушки… 

Свидетелем одного из Чудес, явленных Святителем, стал известный русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Он описывает, как на его глазах Мощи Спиридона Тримифунтского сами собой повернулись со спины на бок. Это случилось в ответ на хуление приезжего англичанина, когда тот сказал, будто бы «лукавые греки» просто сшили кожу на спине Мощей из разных кусков. Услышав это, Святой сам показал паломникам свою спину! Свидетелями Чуда стали множество людей в храме. 

Всё может верный Господу человек, всё в силах верного Ему народа! Святые, обоженные, богоподобные люди имею власть над силами природы, над смертью. Спиридон Тримифунтский, подобно Христу и Апостолам, воскрешал мертвых, по слову его молитвы воды расступались перед ним, как перед новым Моисеем. Тело теряло вес, и Святитель переплывал моря на своей мантии. Известны случай, когда его видели бежавшим по волнам впереди кораблей и указывающим им путь. Христос готов дать такую власть каждому верующему, но Верных - мало!

Русский народ оказался наиболее восприимчивым к Истине. «В каждом русском подсознательно живёт тоска по смыслу жизни, - пишет Ольга Кручинина, жительница Ярославля, помогавшая нашим паломникам. – Но одни люди ищут смыслы, а другие - виноватых, чтобы оправдать свою бессмысленность». 

Икона Крестного хода "Святая Русь" "Святитель Николай Чудотворец"

К этому можно добавить только то, что жизнь без Бога – это жизнь с дьяволом, который может войти и в человека, и в семью, и в народ. И тогда мысли дьявола, его чувства, желания мы принимаем за свои. Известен случай, о нём в Годеново рассказывал о. Владимир Бондарь, когда в Иисусову Кресту прибыли из Москвы на 2-х или 3-х автобусах паломники, среди которых была одна бесноватая. Вроде бы женщина как женщина. Хороша собой, прекрасно одета. Но когда стали прикладываться к Святыне, она в ужасе закричала не своим голосом: «Зачем вы меня сюда привели? Я боюсь. Я не хочу!» Это вопиял внутри неё невидимый бес. «Я сильный! Я не выйду!» Но ведь вышел! Ибо Небоявленное Распятие – Сам Господь, образ Его Креста. Кто же устоит против Сына Божьего?!

В 1710 году, когда Иисусов Крест находился в местечке Никольский Погост, в том месте, где ныне стоит поставленная о. Борисом Храмцовым обитель Животворящего Креста Господня, произошло иное Чудо. 

В селе Федяково жил тогда богобоязненный господин Ераст Никитич Сухотин с женой. Все их дети умирали. Стал он ездить в паломничество, много молиться, и было даровано ему чадо по имени Никифор. Однако, когда мальчику исполнилось пять лет, оказался и он близ смерти. Стали плакать его родители, взывать и к Николаю Угоднику. И Святитель явился на их зов! Велел ехать к Животворящему Кресту, на Никольский Погост. Обещал, что там и будет Никифору от Распятия Великая Милость. И правда, после молебна перед Иисусовым Крестом мальчик пришёл в себя, выздоровел. Вера наша есть сама Жизнь! 

Погост Крест. Обитель Животворящего Креста Господня

В храме на Никольском Погосте и в 1715 году произошло Чудо. Нищелюбивый господин по имени Иродион споткнулся, упал, ударился и впал в беспамятство. Принесли и его к Животворящему Кресту Господню. Стали молиться, и увидел Иродион на Кресте живым Сына Божия. Был Он не один, а с молящейся Ему Богородицей. Во время второго молебна ожила икона Божьей Матери Казанская. Увидел Иродион перед ней как бы клокочущий ковчег живоносной воды, как на иконе «Живоносный источник»

Ещё более полегчало Иродиону после этого видения. Наконец, в третий раз, когда запели иереи: «Владычица, прими молитву рабов твоих…», увидел и он Святителя Николая Мирликийского, поющего и молящегося вместе с народом. Это Небесная Церковь спустилась в Церковь земную. Не ушёл Святой Николай из храма со своими клириками и во время Литургии. Тут уж совсем излечился богобоязненный Иродион и тогда смог поведать об открывшихся ему видениях. 

И таких Чудес записано немало. Можно упомянуть и о другом событии. Во времена царствования Петра Первого одного благочестивого многодетного священника хотели забрать в Армию. Семья бы тогда осталась без средств существования, умерла с голоду. Стал он изливать своё горе на молитве, обращаясь к Животворящему Кресту Господню. Долго взывал к Сыну Божьему, устал, прилёг на постель, и тогда увидел себя перенесённым в храм на Никольском Погосте. Вновь ожил на Чудотворном Распятии Господь, взглянул милостиво на взывающего к Нему иерея, а потом, отняв руку Свою от перекладины Креста, протянул её для поцелуя и благословения. Облобызал язвы гвоздиные священник на обеих руках и на ногах Христа, а когда очнулся от видения, дошла до него весть, что отменено решение брать в Армию церковнослужителей. Не их дело – рубить головы. У них свой меч – духовный, направленный против страстей человеческих. 

Чтобы народ русский не забыл, что, начиная с 1423 года, наряду с государями светскими управляет Россией и Сам Сын Божий со Своею Пречистой Матерью, и отправились по Руси наши паломники-христоносцы в 2019 году. И третьим своим Крестным ходом через всю страну свидетельствуют они обществу об Истине, которая во Христе. 11 июня влились они в Крестный ход, который шествовал из Годенево в монастырь Животворящего Креста Господня, расположенный в с. Погост Крест. Это где-то километров десять. Шли, конечно, с молитвой об укреплении Отечества нашего. 

Посещение Погост Крест и Годеново – самые важные вехи на пути духовного похода "Святая Русь". Именно здесь, в местах обретения и пребывания Животворящего Креста Господня, явленного шесть веков назад, народ наш и возвращает себе высший смысл своего существования! 

А о том, что служение Господу было возможно даже в богоборческое советское время, свидетельствует, например, судьба одного из главных устроителей монастыря Животворящего Креста Господня, о. Бориса (Храмцова.1955-2001). 

Он прожил короткую, но удивительно плодотворную жизнь. По признанию многих знавших его людей, был подлинным «Божиим человеком», ибо, как свидетельствует Митрополит Астраханский и Камязякский Никон (Фомин Николай Геннадьевич), называющий о. Бориса своим Пастырем, тот умел сочетать служение народу со служением Господу, любил людей и готов был облегчить душу любого кающегося: следовал главной Заповеди Христа «возлюби ближнего, как самого себя».

В начале книги, когда наши паломники достигли Омска, мы уже говорили о том, что о. Борис родился в Западной Сибири, в Тюменской области, в селе Карымкары

Земля эта освоена человеком очень давно, ещё во 2 тысячелетии до н. э, что сравнимо, например, с Явлением Пресвятой Троицы Патриарху Аврааму, первому из трёх Библейских Патриархов, живших после Всемирного Потопа, а также – времени бегства из Содома его племянника Лота. 

На рубеже XVI-XVII веков Карымкары назывался уже «Стерляжьим городком». Стерлядь и сегодня водится в широченных водах Оби, которая в этих местах напоминает море, а во время таяния снегов затапливает берега. Эти природные явления вызывали в о. Борисе, когда он был мальчиком, подлинный восторг перед величием Господним. 

При рождении его назвали Ильёй. Но и само это имя напоминало ему о святости Ильи-пророка, которого Горний Мир ещё живым забрал к себе, на таинственное Седьмое Небо русских сказок. Первые слова о Бытие Божьем Илье сказала мама, и в советское время остававшаяся верующей. Из жизни она ушла совсем недавно, монахиней Аполлинарией.

Когда оба её сына окончили восемь классов, старшего она устроила в ремесленном училище, чтобы он учился на плотника. Как не вспомнить, что плотником был и Иисус?

 Илья пошёл в медучилище. И в эти годы с ним происходит первое подлинное Чудо. Он знакомится с одним из Глинских Старцев, схиархимандритом Андроником (Лукашом.1888-1974)

Илья жил тогда в Тобольске, а в Знаменском соборе пел на клиросе. Однажды в храм пришёл иеромонах Гавриил, пустынник кавказский. Он и повёз юношу в свой скит, к прозорливому Старцу Андронику. 

Встреча эта была судьбоносной. О. Андроник, выходец из Малороссии, уже в детстве полюбил ночную молитву. В Глинскую пустынь пришёл в 1906 году, дав обещание Божьей Матери, что, если Она примет его в число иноков, он будет служить Ей всю жизнь. Слово своё он сдержал. 

Когда обитель в 1922 году упразднили, иеромонаха Андроника высылали на Сахалин. В лагере, на берегу Охотского моря, он работал санитаром. Своей добросовестностью, любовью к людям вызвал уважение даже в начальнике лагеря, который и забрал его с собой в Новосибирск. В этой семье батюшке доверили воспитание хозяйских детей! Однако он смиренно поселился в сарайчике вместе со скотиной, потому что тут никто не мешал ему молиться ночами.

Известно, что о. Андроник был смиренен до такой степени, что никого никогда не осуждал, говоря, что осуждающий не пройдёт воздушных мытарств.

Что он сказал при встрече пятнадцатилетнему отроку Илье, мы не знаем, но духовным ученикам заповедал поминать Бога каждый час. А тягот жизненных страшиться не стоит. Ибо только путём скорбей войдёт человек в Царствие Небесное. Не надо бояться и перевода с места на место, ведь не место красит человека. Люди же все – святы, потому что всех их создал Господь. За всех надо переживать и молиться, каждый может стать храмом Божием. 

11.6.2019. Крестоходцы с Игуменом обители Животворящего Креста Господня о. Гавриилом

Надо полагать, что Илья с жадностью впитывал в себе рассуждения батюшки.

Однако, когда о. Андроник стал вымаливать из ада самоубийцу, ему воочию явился бес и ударил по руке так, что долго боль не стихала. Бес мстителен и не любит, когда у него отнимают добычу.

Бесноватые же часто грозились, что сожгут о. Андроника, потому что он мешает бесам, находящимся в них, творить их зло.

Когда же Старца спрашивали, что делать, если кто-то слишком уж тебя раздражает, он давал такой совет: «А ты не видь и не слышь». То есть, призывал в себе увидеть причину духовной слабости. 

Старец Андроник Лукаш с молодым о. Иоанном Масловым

Под крыло этого незлобивого человека иеромонах Гавриил и привёл Илью Храмцова. О. Андроник сказал, что юноше надо бы оставить учебу в медучилище, постоянно бывать на службе в Знаменском соборе, потом пойти в Армию, а затем и послужить Богу. Илья последовал и этим советам.

Но в Армии поначалу ему пришлось несладко. Его били только за то, что он носил крестик. Однажды запел он своим чудным, красивым голосом «Господи, помилуй» на языке своих преследователей, и … произошло Чудо: они задумались и оставили его в покое. Со временем беззлобие Ильи расположило к нему и сослуживцев, и начальство. 

После прохождения армейской службы принят он был псаломщиком в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Тобольске, месте скорбей Царской Семьи. Однако недолго прослужил здесь. Дьявол крутился рядом. Атеистические власти через свою агентуру сеяли в народе неприязнь к Церкви и её молодым служителям. И тогда епископ вынужден был отправить Илью в один из храмов Омска. 

Двадцатилетним принял он монашество. Дали ему имя Святого Страстотерпца Бориса. Если вдуматься, ничего случайного не было и в этом. Господь заранее готовил молодого батюшку для службы в Ростовской земле – месте Явления Иисусова Креста. Кроткий смиренный Князь Борис около 987-989 годов получил от отца в удел именно Ростов!

Он был младшим братом Ярослава Мудрого, сыном Крестителя Руси, Равноапостольного Владимира. Известно, что, когда отец его умер, а Святополк занял княжеский престол в Киеве, дружина Бориса предложила ему нарушать святость родовых отношений и пойти против брата, но Князь Борис с негодованием отказался сделать это. Тогда властолюбивые дружинники отца покинули его, и он остался практически без охраны. Так что, когда люди Святополка подошли к шатру Бориса ночью, они без труда пронзили его копьями, несмотря даже на то, что слуга его, Георгий, родной брат двух Святых: Ефрема Новоторжского и Моисея Угрина, защищал господина собственным телом. Борису было около 25 лет.

В Омске о. Борис прослужил десять лет. Работы было очень много. Ведь люди каждый день рождаются и умирают, грешат и жаждут очищения, совета. А о. Борис ещё и учился заочно – сначала в духовной семинарии, а потом и в академии. Омчане полюбили его. Он и брата своего привёл к служению в Церкви.

Раз в год бывали они в горах Кавказа, где в потаённых скитах ещё жили кое-где великие молитвенники-Старцы. Например, схиархимандрит Стефан (Игнатенко.1886-1977), с которым о. Борис тоже познакомился. 

Тот ещё отроком побывал на Святой горе Афон. И остался бы здесь служить, но не перенёс здешнего тяжёлого климата. Спасался в позднесоветское время в горах Кавказа. Имел удивительный Дар духовного рассуждения, вразумляя в своих беседах интеллигенцию, среди которой одни были сектантами, другие поклонялись Льву Толстому, третьи занимались оккультизмом, а кто-то просто на время позабыл дорогу в Церковь...

Когда о. Стефан жил в Кисловодске, комсомольские активисты, случалось, стреляли по окнам алтаря храма Целителя Пантелеймона, в котором батюшка служил. А потом эту церковь власти закрыли и взорвали. А меж тем, когда о. Стефан отходил в Мир Иной, едва завершили канон на исход его души, выдохнул он из своих усохших уст круглый, диаметром сантиметра три, снопик Света, состоявший из мелких золотистых лучей. Свет прошёл над телом почившего до самых его ног и исчез. Отлетела душа? Случилось это 13 февраля 1973 года, накануне праздника Сретения Господня. Душа о. Стефана ушла на встречу с Богом! Вот она - Истина! И кто-то не желает её узнать?! Но это же всё равно, как не желать знать самого себя, махнуть на себя рукой! 

Крестоходцы на пути из Годеново в Погост Крест (монастырь Животворящего Креста Господня)

И Старец Стефан имел от Бога Дар пророчества и Чудотворения. Он и предсказал о. Борису, что тот станет «всероссийским Старцем». Однако предупредил духовных детей о том, что «надо вести борьбу с самолюбием», «для Бога всё возможно. Только мы со своей стороны не должны думать, что достойны Его особого попечения о нас… В этом и заключается гордость. А гордым Бог противится – смиренным же даёт Благодать».

Разумеется, эти поучения накладывали отпечаток на личность молодого священника.

Сегодня жители Кисловодска берут песочек с могилки о. Стефана, где не смолкает заупокойная молитва, лечатся им. Пройдёт время, и точно также станет подавать людям помощь с Того Света и о. Борис. Святым дана невероятная возможность служить людям даже после своей смерти! Так Любовь в их душе, Божественное начало человека, побеждает скорбь и печаль тления.

Когда о. Борис учился в Московской духовной академии, ему довелось общаться ещё с одним Святым человеком, Глинским Старцем, схиамандритом Иоанном (Масловым. 1932-1991)

О нём известно, что, когда и его призвали в Армию, это было в 1951 году, он тоже не скрыл своей Веры, повесив над солдатской койкой в казарме икону. Однако военнослужащими, с которыми он служил, его поступок не показался чем-то ненормальным. И тогда душа русская несла в себе, пусть и слабую, но всё ещё память о своей Православности. Когда же о. Иоанн вернулся домой, он сподобился Божественного Откровения, после которого принял решение посвятить себя служению Богу. Потом, когда его спрашивали, почему ушел в монастырь, отвечал: «Это Бог призывает. Не от человека зависит. Влечёт такая сила, что не удержишься. Великая Сила».

Познал на себе действие этой Силы и о. Борис.

Монашеское имя о. Иоанна Маслова тоже несло в себе великий смысл. Он получил его в честь Апостола Иоанна Богослова, которого называют Апостолом Любви, ибо на нём отсвет Любви Божественной, разносимый по миру крылами Архангелов, сказался особенно сильно.

Зная о Божественном происхождении человеческой Любви, Апостол Павел писал в Послании к Коринфянам, что «Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:8). Источник Любви – Бог, Любовь – одно из имён Божиих. А Бог бессмертен. И чем ближе мы к Нему, тем больше Любви в нашем сердце. Так можно и врагов своих возлюбить, исполнив ещё одну Его Заповедь! А если далеки пока от Бога, то и раздражительны, и гневны, и памятозлобны, и мстительны, да и называем-то словом «любовь» любовь плотскую - похоть очей и услаждение одной плоти. 

И о. Иоанн имел редкий Дар проникать во внутренний мир людей. Ему, как и о. Борису, было присуще удивительное чувство сострадания. Он любил людей так, что силой своей молитвы исцелял душу и тело. Как вспоминала духовная дочь Старца: «Идёшь к нему на исповедь разбитой подавленной, а уходишь окрылённой, радостной. Я заметила, что после исповеди у отца Иоанна люди преображались даже внешне... К каждому у него был свой подход, каждому он давал свою, именно ему необходимую, духовную пищу. Такой Старец - Чудо нашего времени».

И повезло тем, что при жизни земной хотя бы недолго побыл рядом с таким Чудом!

Сам о себе о. Иоанн рассказывал: «Вот, бывает, приходит к тебе человек, просит благословение на что-либо. Начинаешь о нём молиться. Молишься-молишься, а Небо молчит. Уже просто не знаешь, в чём дело. А потом недели через две видишь, что человек этот был как в железе: принял (своё) решение в сердце, а благословение так, для прикрытия, пришёл просить. Поэтому Небо и молчит».

Вот они, тайные пружины человеческого смирения! Если уж доверился Старцу, то и предай себя в его волю. А он предаст тебя Воле Божьей. И станет тебе много-много легче, потому что один Бог знает, что для тебя полезно, а что нет, какой дорогой тебя вести. Подхватит тебя на Свои руки и принесёт ко спасению. Главное – доверится Ему. 

Отец Иоанн завещал: «Людям надо помогать. Очень они сейчас нуждаются в теплоте, в помощи. Быть свечой горящей, чтобы хоть кто-нибудь мог погреться у неё...». Такой же свечой горящей стремился быть и о. Борис. Ради людей восстанавливал он полуразрушенный Гефсиманский Скит

когда удостоился быть принятым в братство Сергиево-Троицкой лавры, ради них строил монастырь на родине Преподобного Сергия Радонежского в Варнице

ради них построил обитель на глухом Сахотском болоте, почти заброшенном людьми... 

В Гефсиманском Ските в середине 90-х и встретила о. Бориса историк, секретарь Настоятеля лавры, Вера Михайловна Еремина. Обратила внимание на молодого батюшку, когда он исповедовал народ. А тот ехал к нему автобусами, причем каждый день. Встретилась с его любящим и мудрым взглядом и… решила попроситься к нему в духовные дочери. И так бывало со многими людьми, с десятками тысяч людей, жаждавших получить в своей жизни «духа-утешителя» в человеческой плоти, помощника для потерявших духовное рассуждение.

Ему довелось участвовать в восстановлении не одного храма. Батюшка говорил: «Главное, положите первый ряд кирпича». И правда! Смотришь - вот уже крест подняли, вот купола золотятся… Как-то позвонили ему из Киевской Лавры, дескать, никак не могут Успенский храм восстановить. Не идут дела, и всё! Он и им сказал, чтобы первый ряд кирпича положили. И впрямь, строительство после этого как будто само собой пошло, воспоминают об о. Борисе те, кто знал его близко. 

Он давал понять чадам, что грехов непрощаемых нет. Только исповедуйся в таинстве. Подобно Игнатию Брянчанинову, учил бросать исповедуемые грехи «в бездну Милосердия Божиего».

Знал иерархию греха. То есть когда более слабым грехом можно попытаться вытеснить более сильный.

Но были ситуации, когда батюшка становился непреклонен. Например, никогда не благословлял прерывание беременности. Говорил, что рожать надо при любых обстоятельствах. Вплоть до того, что: «Роди ребёночка и отдай его нам в приют. Мы его и будем воспитывать».

И никогда не давал низкие определения людям, впадшим в те или иные искушения, болезни. Хотя его духовными детьми были и бывшие зэки, и пациенты психиатрических клиник, и бомжи. Они приходили в монастыри потому, что те были для них, отверженных обществом, последней их надеждой. И батюшка Борис никого не прогонял, говоря: «Дальше уже - пропасть. Если они отсюда уйдут, то погибнут». Не отпускал от себя страждущих, давал зацепиться за обитель. 

Частенько слышал от новичков недоуменный вопрос: «Зачем вам этот грешный человек?» А о. Борис вдруг заявлял: «Он будет проповедовать в подвалах!» По его словам, когда человек оказывается на «своём» месте, его недостатки могут стать и его достоинствами.

Говорил: «Любит ТОЛЬКО ТОТ, кому прощается». Ошибки, болезни, скорби дают нам повод для того, чтобы друг о друге молиться, друг друга жалеть. Прощая проступок человеку, вселял в него первую каплю любви. И никогда никого не ломал, не переделывал насильно, просто находил для страждущего подходящее для него место. Понимал, что грех сам собой отомрет, когда исчезнет почва для него. А почва, говорил отец Борис, – это отсутствие любви. «Человеку нужна хотя бы одна живая душа, которая бы его любила. И тогда он выживет, и тогда спасётся. Каждый человек ищет, прежде всего, любви. А в Церкви всегда найдётся хоть один, который полюбит. Священник».

Отец Борис для многим был именно таким: любящим вопреки нелюбви. 

Сегодня те, кто любить не научился, пытаются её купить. Пытаются заменить любовь деньгами, властью, известностью, успешностью… Но если тебя никто не любит, если не любишь ты, ты лишён самого смысла жизни. Потерян. Несчастен. Болен. Пуст!

Наверное, именно потому, что сердце о. Бориса было переполнено любовью, Господь творил по его молитвам Чудеса. Множество Чудес. Его часто просили помолиться о ком-либо. Он глаза к небу поднимет, вспоминают о нём, перекрестится и скажет: «Помоги, Господи!» И подчас этого было достаточно для того, чтобы люди получили Помощь Свыше. 

Однажды к нему привезли молодого наркомана. Худого, высохшего, с запахом начавшегося разложения. Отец Борис положил страдальца на свою кровать. Сам ушел спать в другое место. А утром поручил ему привести в нормальный вид монастырскую машину. Алексей заверил игумена, что за неделю справится, но о. Борис сказал, что машина эта должна быть готова к вечеру. И произошло невероятное – парень, который совсем недавно едва подавал признаки жизни, за один день справился с работой, рассчитанной на многодневный труд целой бригады. Вот, что значило доверие тебе «Божьего человека».

«Почему были гонения на христиан? – спрашивал батюшка. И сам отвечал: «А потому, что христиане говорили: „Мы любим вас“. 

Дьяволу любовь между людьми не нужна. Любовь объединяет, даёт Жизнь. Ненависть же сеет смерть и создаёт разруху. Вот это дьяволу и его служителям и надо.

Особенно трогательно относился о. Борис к тайным постригам. «Мы ехали с ним, - рассказывает его водитель, - а он показывал в разные стороны: вот там тайная монахиня живёт, там тайный монах. И пояснял, что самое высокое дело – тайное. Нужно стараться, чтобы никто не знал, что вы делаете доброго. Тогда вашим «должником» становится Сам Господь. Он даст всё, что вам нужно, и тогда, когда вам это нужно». Такая Вера в Силу и Премудрость Божию в нём была. 

Торжества 11 июня 2019 года  в монастыре Животворящего Креста Господня. Копию Иисусова Крсета, с которой они идут по Руси, 11 сентября 2019 года встречали в обители Животворящего Креста Господня и Митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, и Епископ Кинешемский и Палехский Иларион, и Епископ Шуйский и Тейковский Матфей, и Епископ Савватий (Перепелкин) вместе с духовенством Иваново-Вознесенской, Кинешемской и Шуйской епархий. Встреча была торжественной, незабываемой. Было множество паломников, которые прикладывались и к Святыням Крестного хода «Святая Русь». Слава Богу – за всё!»

О себе сообщил как-то, что стоит ему возродить монастырь – его переводят на другое место, но он не сетовал на это, принимал эту данность со смирением. Монастырь там, где есть монах. А он им был.

Но был нестяжательным ещё и потому, что знал: он на Земле не долго погостит. Ещё блаженная Любушка сказала ему, что он умрёт рано. Даже будто бы назвала срок, когда. Потому обронил о. Борис как-то и такую фразу: «Живу чужой век». Зажился, то есть.

А о том, какая тяжелая работа – отмаливать от греха людей, известно. Однажды о. Иоанна Маслова попросили спасти от смерти умирающую молодую женщину. Он сказал своей духовной дочери (монахине Серафиме): «Что будем делать? N. Умирает». Та ответила: «Жалко. Сироты останутся». Стали молиться о больной. Вымолили. А после этого и сам он, и матушка Серафима тяжело и надолго заболели. Вот, что такое - истинная молитва, являющаяся выражением искренней Любви. Хотите вымолить ближнего из ада? Приготовьтесь сами в аду оказаться. Да хотя бы на время вашей болезни. Скорбями вымощена дорога в рай. 

Иконы Крестного хода "Святая Русь" в монастыре Животворящего Креста Господня

Схиархимандрит Иоанн тоже предсказал свою кончину. 29 июля 1991 года в 9 часов утра причастился. Лицо его после принятия Святых Таин просияло, он весь как бы устремился вверх. На следующий день после его преставления две духовные дочери Старца, подойдя к его дому, ясно услышали прекрасное стройное пение. Оказалось, что пели не люди … Ангелы. Вот поэтому и говорится, что смерть праведника - праздник.

Когда живёшь среди таких чудесных людей, трудно быть иным, на них совсем не похожим.

Потому, когда о. Бориса попросили выехать из Варницкого монастыря: он якобы, восстановил слишком много храмов, «превысил свои полномочия», - Вера Михайловна Ерёмина настоятельно и не раз советовала ему поехать для разговора к Настоятелю Сергиево-Троицкой лавры, объясниться, снять с себя несправедливые обвинения. Тогда бы о. Бориса через какое-то время вернули бы в обитель. А он - не поехал. Отстраняясь от скандала, он как бы давал понять, что трудился в обители не ради чести, не ради должности, не ради власти, не ради материальных благ. Но тогда – ради чего? 

И тут нам опять надо вспомнить Страстотерпца Бориса. «Борись за власть», - взывала к Святому дружина. «Нет власти – и ты никто», - уговаривала она его. Они сами служили именно власти. И служили за деньги. Потому бросили его, потому что он был больше не власть.

Но в ту последнюю ночь своей жизни, когда Бориса убили, он не грезил не о власти, он читал псалмы. Потому что, как и многие истинно Святые люди, мерил жизнь не земными мерками. Помнил о том, как Апостол Павел ещё здесь, на земле, «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 3). 

А после него Преподобный Евфросин, Преподобная Феодора, Преподобный Григорий Синаит, Преподобная Евфросиния Суздальская, Преподобный Симеон Дивногорец, Святой Андрей Юродивый и некоторые другие Святые тоже были, «восхищены до третьего неба», где созерцали райское блаженство. ... А это даёт совсем иную меру вещей, оценку реальности. 

Святой Андрей (X в.) говорил: «Я увидел себя в раю прекрасном и удивительном и, восхищаясь духом, размышлял: "Что это?. Как я очутился здесь?.." … Там были многие сады с высокими деревьями: они колебались вершинами своими и увеселяли зрение, от ветвей их исходило великое благоухание... Невозможно те деревья уподобить ни одному земному дереву: Божия рука, а не человеческая посадила их... После этого мы вошли в Чудный Пламень, который нас не опалял, но только просвещал. Я начал ужасаться, и опять руководивший меня (Ангел) обратился ко мне и подал мне руку, говоря: "Нам должно взойти ещё выше". С этим словом мы очутились выше Третьего Неба, где я увидел и услышал множество Небесных Сил, поющих и славословящих Бога... Я увидел Господа моего, как некогда Исайя-пророк, - сидящего на Престоле высоком и превознесенном, окружённого Серафимами. Он был облечён в багряную одежду, лицо Его сияло Неизреченным Светом, и Он с любовью обратил ко мне Свои очи». 

Для тех, кто жаждет Вечной Жизни, на земле Жизнь берет только начало…

Однажды Преподобный Симеон Новый Богослов был в таком осиянии Духом Святым, что воскликнул: "О, Господи! Наверное, выше этого блаженства нет ничего на свете!" И получил ответ: "То, что испытывают даже Святые здесь на земле, во плоти, по сравнению с будущим райским блаженством, подобно солнцу, нарисованному углём на бумаге, в сравнении с солнцем, сияющим на Небе!"

Есть люди, коих никогда не удовлетворит никакое земное благоденствие. Их ещё в земной жизни называют Небожителями. Потому, когда Святополк после убийства Бориса пришёл к Глебу, тот со слезами молился не о себе, а о почившем отце и брате, и не схватился за оружие, чтобы защищать себя до последнего своего дыхания. Здесь тоже присутствовала иная мера вещей. И, может быть, эти люди кому-то кажутся непрактичными, и даже просто глупыми, но зато Бог принимает их как Святых и ставит их в Горнем Мире возле Своего Престола. А когда мы зовем их к себе оттуда, приходят на помощь.

Как при земной своей жизни, так и после неё, о. Борис по-прежнему окружён людьми. Те десятки тысяч, которые приходили к нему на соборование, теперь приходят к нему на могилу, расположенную в деревне Деулино. 

Он слышит их просьбы и продолжает откликаться. А поставленные им монастыри, в том числе на месте Сошествия Небоявленного Распятия, продолжают принимать народ. Дело, ведомое ради Христа, умереть не может.

Молиться – кровь проливать. Сказано и об отце Борисе. Он любил людей, а переживания за них подрывали его здоровье. В середине августа 2001 года острое воспаление поджелудочной железы было столь сильным, что его страдания можно уподобить Страданиям Распятого.

Положившись всецело на Волю Божию, о. Борис утешал себя словами: «Надо потерпеть, ведь Господь терпел...». 

Жития его на земле было 46 лет 1 месяц и 4 дня. Но придя на Суд к Господу, он мог бы сказать, что сотворил невозможное – проложена твердая дорога к Чудотворной копии Небоявленного Распятия, пребывающая в монастыре на Сахотском болоте. 

Здесь впервые встал монастырь. Встал словно духовная крепость. Встал как Книга Жизни. Как Евангелие в камне. И пока он будет стоять, людям русским уже не забыть, ради чего он поставлен, не вычеркнуть из своей памяти Иисусов Крест, не разорвать своей связи с ним.

Каждый монастырь – это луч Света, Света Христова. И если, по словам архимандрита Иоанна Крестьянкина, «главное бедствие нашего времени заключается в исключительной духовной слепоте людей», то мы можем сказать, что Свет обители Животворящего Креста Господня – тот маяк, который плотский разум Светом Истины превращает в разум духовный. 

Отпевание о. Бориса в Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры возглавил его родной брат, архимандрит Димитрий - Наместник Переславского Никитского монастыря. 

Пел лаврский хор. Храм и площадь перед ним были заполнены множеством людей, пришедших проститься с дорогим и любимым Пастырем.

Вручение монастырю Животворящего Креста Господня иконы Крестного хода Святая Русь "Магаданской Божией Матери".

У Президента возникли вопросы к губернатору Петербурга. А Патрушев поехал в город проверять нелегалов

Если бы я был на месте Беглова, я бы точно был взволнован. Ему явно начали уделять особое внимание, и это стало очевидно. Первое предупреждение пришло от Путина в конце марта, когда его ...