18 июня 2019 года наши крестоходцы достигли в своём многомесячном паломничестве Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря, расположенного в четырёх километрах от исторического центра Вологды.
Вологодский край неслучайно называют Северной Фиваидой: в Соборе местных Святых почти сто имён! Христианство стало проникать сюда ещё в XI столетии. Но мы начнём свой рассказ с удивительной истории Марии Устюжской, одной из трёх женщин-Святых в этом списке.
Её история трогательна! Ибо Мария своей Любовью ко Христу спасла от разорения целый город – Великий Устюг. Когда хан Батый пронёсся разрушительным смерчем по княжествам Руси, круша, всех, кто мог оказать ему сопротивление, Князья Русского Севера решили, что, пока силы не равны, лучше договориться о позорной дани, чем допустить полное разорение своих городов.
Для сбора дани в Устюг прислали баскака Бугу. Буга вёл себя цинично и нагло, чем настроил горожан против себя. Однажды он силой взял в наложницы молодую красивую Марию, дочь знатных и достойных родителей. Терпению народа пришёл конец, весь город поднялся и двинулся к его дому, чтобы убить злодея и освободить Марию.
Она же знала, что, если мщение произойдет, Великому Устюгу не миновать полного разгрома со стороны оккупантов. Монголо-татары жёстко поддерживали свои порядки, примерно так же, как и фашисты.
Господь дал юной девушке силу и мужество совершить самоотверженный поступок. Она взяла Бугу за руку, вывела его к вооруженным людям и сказала им: «Я люблю этого человека. А он готов стать христианином и вступить со мной в законный брак». Из страха перед расправой Буга подтвердил её слова: «Да, я готов». Увидев, что дело приняло неожиданный оборот, люди пожали плечами и разошлись. Город был спасен.
Но Христос и после не оставил этих двоих. Ведь Он – Сама Любовь. После Святого Крещения дикий, порочный язычник прославился своим милосердием и любовью к нуждающимся, заботой о храмах Божиих.
Как-то во время охоты на Сокольей горе, недалеко от города, он прилёг на траву и уснул. В сонном видении ему явился Святой Иоанн Предтеча, друже и родственник Сына Божия, и повелел устроить монастырь. Буга, обретший в Православии имя Иоанн, послушался. Так появилась обитель, освящённая в честь его Небесного Покровителя, просуществовавшая семь веков. Лишь при советской власти она была закрыта.
Иоанн и Мария вели благочестивую жизнь. В их дом любил приходить Праведный Прокопий Устюжский, Христа ради Юродивый.
Однако, хотя народ и сохранил в сердце своём память об Иоанне и Марии, до нашего времени не дошла ни одна их икона. Правда, в словесных описаниях говорилось, что Иоанн носил широкую бороду, «как у Иоанна Богослова». Так был ли он монголоидом? Кочевники отличаются скудностью растительности на своих лицах. Иконописец же наших дней решил представить Иоанна в традиционном парадном костюме татарина. Праведная Мария изображена как знатная горожанка. На заднем фоне образа написан Вознесенский храм, где под спудом почивают их Святые Мощи.
Надо сказать, когда в Вологодский край пришли первые проповедники христианства, они увидели здесь дремучие леса и топкие болота. Именно трудности жизни, уединение, тишина этих мест и привлекали их.
Подлинная Фиваида — это старинное название области в Верхнем Египте, знаменитое поселениями раннехристианских монахов-отшельников.
Северной Фиваидой Вологодчину впервые назвал православный писатель и путешественник Андрей Николаевич Муравьёв, опубликовавший в 1855 году книгу размышлений о паломничестве по Вологодским и Белозерским Святым местам. Он писал: «Многие … слышали о Фиваиде Египетской и читали в патериках Греческих о подвигах великих Отцев, просиявших в суровых пустынях, Скитской и Палестинской. Но кто знает этот наш чудный мир иноческий, нимало не уступающий Восточному, который внезапно у нас самих развился в исходе XIV столетия, и в продолжение двух последующих веков одушевил непроходимые дебри и лесистые болота родного Севера?
Спасо-Прилуцкий монастырь.
На пространстве более 500 вёрст, от Лавры до Белоозера и далее, это была как бы одна сплошная область иноческая, усеянная скитами и пустынями отшельников, где уже мирские люди как бы вынуждены были, вслед за ними, селиться и составлять свои обительные грады там, где прежде особились одни лишь келлии». Именно этим и объясняется грандиозное число имён в Соборе Вологодских Святых.
Одними из первых проникают сюда духовные дети и внуки Преподобного Сергия Радонежского. В его Житии есть описание Чудесного Видения: однажды ночью, когда стоял он на усердной молитве, услышал он Голос, звавший его по имени: «Сергий! Ты молишься о детях своих духовных. Господь принял молитву твою. Посмотри кругом: видишь, какое множество иноков собрано тобою (в Лавре) во имя Живоначальной Троицы! Так умножится число учеников твоих…»
Открыв оконце келии, Преподобный увидел в Сияющем Дивном Свете множество птиц, которые летали по всему монастырю и за его оградой. Так и ученики его, получившие долгую земную жизнь, разлетелись из его обители по всей Святой Руси, устремляясь туда, где Земля Русская ещё не была освящена словом молитвы.
В числе последователей Сергия Радонежского, прославившихся на Вологодской земле, можно назвать Преподобного Арсения Комельского (ум. 1550), Вологодского Чудотворца.
Он появился на свет в Москве. Происходил из дворянского рода Сухарусавых. Ещё в молодости постригся в обители Преподобного Сергия. Стал он и её Игуменом. Но суета хозяйствования не позволяла ему часами отдаваться молитве, снискать Плоды её. В конце 1527 (1529) года Арсений удалился в Комельский лес, на Вологодчину. На пустынных берегах речек Кахтыжа и Лежи водрузил он Крест и поставил рядом с ним свою хижину.
Крестный ход возрождающегося Арсениево-Комельского монастыря. Сегодняшний вид обители.
Однако, оказалось, что это потаенное место посещалось вологодскими дровосеками и звероловами. Им не понравились новые соседи-христиане, мешавшие промыслу, и они убили спутника Арсения.
Тогда Преподобный, не желая войны, перешёл в Шилеговский лес, на речку Ингирь, и здесь подвизался довольно долго. Но и эти пустынные леса наполнились людьми после набега татар на Вологодскую землю. Молитвенное безмолвие, которое так любил Арсений, снова было нарушено, и он вернулся в Комельский лес. Со временем им был поставлен Комельский Ризоположенский монастырь. Это в 38-и км от Вологды. После многих лет Подвижничества Преподобный умер в глубокой старости. Мощи Арсения почивают под спудом в каменной монастырской церкви. Сегодня обитель возрождается.
Практически все ученики Преподобного Сергия поставили на Земле Русской монастыри.
Преподобный Сильвестр Обнорский после прохождения послушаний в Свято-Троицкой обители тоже получил благословение на пустынножительство.
В глухом лесу Вологодчины, на реке Обноре, впадающей в Кострому, поставил он на избранном месте Крест и начал подвизаться. Долго никто не знал о Святом отшельнике. Его келью случайно обнаружил сбившийся с пути крестьянин. Он рассказал смущенному отшельнику, что вывели его к нему Светлые Лучи и Облачный Столп, которые он не раз видел над местом его обитания. А Преподобный Сильвестр поведал, что питается лишь древесной корой да кореньями. Сначала он обессиливал без хлеба и падал от изнеможения на землю. Но однажды ему явился Ангел в виде Чудного Мужа, и с того времени Преподобный не испытывал бедственного состояния.
Постепенно вокруг Святого Сильвестра собралась братия. Пора было просить разрешение на учреждение монастыря. Он и отправился в Москву, чтобы испросить у Святителя Алексия (1354 - 1378) благословение на создание храма в честь Воскресения Христова. Святитель вручил ему антиминс и поставил Игуменом будущего монастыря.
Постепенно обитель разрасталась. И для уединенной молитвы Преподобный стал часто удаляться в дремучий лес, в котором запретил рубить деревья. Когда же возвращался, его обычно ждало много народа, жаждавшего получить поучения и молитвенной помощи.
Скончался Святой в 1479 году и погребен возле Воскресенского храма (на фото). Сохранилась запись о творимых через него Богом Чудесах. Он двенадцать раз исцелил людей от беснования, шесть – от болезни глаз... Всего таких случаев записано двадцать три. Надо думать, это далеко не все Чудеса.
В 1645 году один из иеромонахов обители, Иов, приказал крестьянам рубить заповедную рощу на дрова, и был за это поражен слепотой. Когда же отслужил покаянный молебен и приложился к раке Преподобного Сильвестра, прозрел. Воскресенская обитель неоднократно подвергалась разорению. Её история продолжалась вплоть до закрытия в 1764 году, в период так называемой секуляризации церковных земель. Тогда соборный Воскресенский храм был превращён в приходскую церковь. В 1825 все деревянные постройки монастыря снесены, и на их месте выстроен большой каменный храм. В 1860-ом, по свидетельству настоятеля храма и нескольких прихожан, произошло Чудесное знамение: крышка гроба Преподобного Сильвестра сама собой отворилась, так, что стало видно нетленное тело Святого. После этого события к Мощам Преподобного стали во множестве приходить паломники.
Однако в 20-х годах, при советской власти, Мощи Святого были утрачены, во время богоборческой кампании по вскрытию Мощей. Вскоре после этого храм закрыт. В настоящее время он возвращён Церкви, в нём совершаются богослужения и идут восстановительные работы.
Ещё одним учеником Преподобного Сергия, прославившегося в Вологодской земле, был о. Павел Обнорский.
Он также выходец из Москвы (род. 1317), происходил из знатной семьи. Отличительной его чертой стала высокая добродетель христианского милосердия к неимущим. Уйдя от родителей, он сначала подвизается в обители на Волге, затем приходит в монастырь Живоначальной Троицы к великому Сергию.
Часовня над Мощами Святого Павла Обнорского
Позже, в поисках совершенного безмолвия, Преподобный попросил благословения на затворничество. Пятнадцать лет живёт он в глубоком уединении, пока не ставится известен людям. Тогда он снова удаляется от них, для пустынножительства. Преподобный Сергий даёт ему в благословение свой медный Крест. Оказавшись в Северной Фиваиде, Павел достигает Комельского леса, где и поселяется в дупле старой липы, росшей на берегу речки Грязовицы.
Место молитвенного единения Павла Обнорского
Укрепляемый одной лишь Благодатью Божией, терпит он и зной, и мороз, и сырость, проводя в этом Подвиге более 3-х лет. Сейчас часть его дупла хранится в церкви Успения Пресвятой Богородицы, в Свято-Троицком Павло-Обнорском монастыре.
Житие Преподобного повествует, что его жизнь была подобна жизни Адама до его грехопадения. Дикие звери и птицы принимали из рук его пищу и не враждовали между собой, ощущая исходившую от Святого Благодать. Молился он на огромном камне, в окружении густых деревьев, словно предстоя пред Самим Лицом Божиим.
Но вскоре пришёл к нему Преподобный Сергий Нуромский, постриженик Святой Горы Афонской, грек, ещё один ученик о. Сергия Радонежского. Он и Святой Павел становятся сомолитвенниками.
Тогда ещё монастыря не было. Но вот начинает слышать Преподобный Павел с некоторого времени колокольный звон, будто бы раздававшийся с противоположного берега реки. А в вечер Великой Субботы и полночь Воскресения Христова, видит и Дивный Свет, превосходивший свет солнца.
О. Сергий Нурский, понимая, что это Промысел Божий, благословляет престарелого Павла идти в Москву, чтобы испросить разрешение на основание обители. Было это в 1414 году.
До конца XV века Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь оставался деревянным, ограждённым бревенчатыми стенами.
В 1429-ом, в возрасте 112 лет, Угодник Божий мирно предал душу в Руце Божии, преподав братии такое завещание: “Имейте любовь между собою и храните правила монашеской жизни”.
Преподобный Павел был похоронен у южной стороны единственного в то время Троицкого храма. Неиссякаемой рекой потекли Чудеса от его Святых Мощей, что побудило Святителя Московского Макария и Собор Русской Православной Церкви в 1547 году причислить его к лику Святых. Сегодня Свято-Троице Павло-Обнорский монастырь воскрешён.
Надо сказать, что привлекал он к себе и вельмож, и великокняжеских особ, приезжавших из Москвы. Здесь молился Великий Князь Василий III с супругой Еленой Глинской. После паломничества в обитель 1530 года и был зачат будущий Иоанн Васильевич Грозный. Он также не оставлял обитель своими пожертвованиями, а в мае 1545 года и сам посетил монастырь.
В июле 1912 года в обители побывала Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна. А последний вклад до закрытия монастыря был сделан Семьёй Страстотерпцев-Романовых. Николай Второй и его близкие пришли на помощь монастырю после пожара 1909 года. Тот бушевал так, что его тушили на протяжении четырнадцати часов. Именно на средства Николая Александровича и Александры Фёдоровны и сооружена была над Мощами Преподобного Павла Обнорского серебряная рака с мраморной сенью.
Преподобный Павел не единственный Небесный Покровитель обители. В январе 1538 года казанские татары зарубили здесь нескольких иноков. Среди них - престарелого Ефрема, семьдесят лет проведшего в иноческом подвиге. Перед самым нападением увидел он во сне входившего к нему Преподобного Павла Обнорского, который сказал: «Брат мой, Ефрем, ждет вас тяжкая скорбь от нечестивых варваров; тебя изрубят и ещё двух с тобою; впрочем один из них, поболев, выздоровеет. Не скорби об этом, ибо такая смерть будет тебе в Живот Вечный; а монастырь, хотя и будет сожжён и разграблен, но восстановится, обстроится и будет обилен».
Так и случилось. Схимнику Дионисию нечестивцы отрубили голову. Инок Ферапонт, по молитве к Преподобному Павлу, словно сделался невидим для врага и прошел незамеченным посреди их толпы, скрылся в лесу. Ещё пятерых варвары покрыли множеством ран и совершенно нагих оставили едва живыми, спеша грабить и искать добычи по кельям.
Икона «Спас Всемилостивый (Обыденный)». 1654 г., Вологда.
Ворвались они и в келью Старца Ефрема, где он пребывал с двумя братьями – Миной и Митрофаном. После многих истязаний Ефрему надрубили сзади шею топором. Келейнику Мине пробили голову и плечи. Убили Старца Митрофана. Одинаковой участи с монахами подверглись миряне, искавшие спасения под защитою монастырских Святынь. Старец Ефрем прожил после этого ещё десять дней. Вслед за ним скончались Старцы Герасим и Исаакий, а Мина, к немалому изумлению всех, выздоровел.
Сведения о мученической кончине Обнорских иноков содержатся во многих списках Жития Преподобного Павла Обнорского XVII-XIX вв. Мощи Преподобномученников Ефрема, Дионисия, Герасима, Митрофана, Исаакия и Иеронима покоятся под спудом на месте разрушенного Троицкого собора.
В советское время судьбы насельников обители сложились по-разному. Последний Игумен, Архимандрит Никон, нелегально проживал у духовных детей, некоторое время служил в храме г. Любима. Затем создал тайный монастырь. За это его и приговорили к 10 годам заключения. Умер он 31 декабря в 1941 года в Соль-Илецкой тюрьме, близ Оренбурга.
Казначей обители, иеромонах Николай (в миру Александр Иванович Воропанов), в последний раз арестован в 1941 году, расстрелян. Такова же судьба и другого подвижника – иеромонаха Иерофея (Глазкова), который погиб в 1937-ом.
Что же касается Преподобного Сергия Нуромского, то он перешёл в Мир Иной в 1421 году, 7-го октября, в день памяти честных Мучеников Сергия и Вакха, которые, возможно, и приняли на руки его душу.
Он стал основателем мужского Сергиева-Нуромского монастыря, расположенного всего в трех верстах от Павло-Обнорского. Именно здесь упокоились под спудом его Святые Мощи. Но где именно он был похоронен, со временем люди забыли.
Спустя много лет по преставлении Святого, жил в устроенной им обители инок Никифор. В одну из ночей, после молитвенного бдения, впал он в лёгкий сон и увидел, что вошёл к нему в келлию Преподобный Сергий Нуромский, потребовал: «Скажи Игумену и братии, чтобы очистили место моего погребения, ибо Господь не желает, чтобы оно было неведомо и небрегомо. Я – грешный Сергий, который был начальником сему Святому месту». Указал и место своего погребения.
Никифор же счёл сие видение мечтанием и смиренно промолчал о нём. Тогда Святой напомнил о себе и во второй, и в третий раз. Наконец и упрекнул его: «Если ты не исполнишь сказанного мною, будешь предан в наказание…». Но опять Старец ослушался. И внезапно болезнь скрутила его. Только тогда Никифор рассказал о случившимся Игумену, покаявшись со слезами. Отвели Никифора к месту погребения Преподобного Сергия. Тут он и исцелился. Окончил жизнь свою в монастыре Преподобного Сергия, плача у гроба его.
А Игумен и братия очистили место, где находился гроб Святого, под папертью церкви, поставили над гробом раку, устроили гробницу, украсили её Святыми иконами и свечами. И с тех пор много было Чудес: бесноватые исцелялись, слепые получали зрение, хромым возвращалась способность ходить. К сожалению, монастырь просуществовал только до 1764 года, когда был упразднен в ходе секуляризации. Монастырский храм, где почивали Мощи Святого Сергия, был обращён в приходскую Спасо-Нуромскую церковь, которая в советский период пришла в запустение и начала разрушаться. Сегодня идёт её возрождение.
Однако одним из первых принёс в Вологодские леса Свет Веры Христовой киевлянин Герасим (†1178).
Он и считается основателем Вологды. Пришёл он на реку Вологду в 1147-ом и основал здесь, на Кайсаровом ручье, мужской монастырь в честь Святой Троицы.
О его жизни известно мало. Предполагается, что Житие Герасима погибло во время польско-шведского нашествия, когда была разорена и Вологда, и основанный Герасимом монастырь.
Сегодня на месте его погребения построена одноглавая часовня.
Только по записям священника Троицкой церкви, о. Григория Попова, которые он вёл в 1649-1666 годах, известно 37 Чудес, связанным с почитанием Святого.
Димитрий Прилуцкий, в монастыре которого остановились наши паломники, тоже был учеником и собеседником Преподобного Сергия Радонежского.
Мы уже рассказывали о нём в книге о втором Крестном ходе наших товарищей, названном Царским. Для описания третьего Крестного хода важно указать, что о. Димитрий пришёл в Вологду из Переславля-Залесского, где он основал обитель в честь Николая-Чудотворца. А именно эта обитель, ставшая в наши дни женской, имеет в с. Годеново подворье, где и пребывает Животворящий Крест Господь, с точной копией которой идут наши паломники в этом году. Можно сказать, что Преподобный Дмитрий принял Небоявленное Распятие под своё непосредственное покровительство.
Православная телекомпания "Союз" сняла 11 июня 2019 года видео-репортаж о том, как Православная Церковь отметила 596-ю годовщину обретения Животворящего Креста Господня в Годеново и с. Погост Крест. Тогда на подворье Никольского женского монастыря прошла Божественная Литургия в честь этого события. https://youtu.be/Ov_NFQBMErU Приняли в ней участие и наши крестоходцы-Богоносцы.
А «Вести Вологодской области» рассказали о прибытии Крестного хода «Святая Русь» в Вологду 18 июня: https://vk.com/video-141443784_456239476?list=15ec0a16fc5165eac3
Крестоходцы тоже сняли видео о своём пребывании в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре: https://vk.com/video38310498_456240873?list=a6f18e8e25c482ae33
Димитрий Прилуцкий встретился он с Сергием Радонежским в 1354 году. Тогда Преподобный Сергий приходил в Переславль к Епископу Афанасию. Именно под влиянием Игумена Земли Русской удалился о. Димитрий в глухое место на Севере тогдашней России.
Дело в том, что, ставя новые обители там, где их никогда не было, освящая землю молитвой, духовные дети Преподобного и приуготовляли русский народ к битве с татарами, сплачивали Русь, находившуюся под игом иноземцев более ста лет. Они прилепляли к Москве окраинные земли, потому что именно она была наиболее готова собрать рать и повести её на поле Куликово.
С этой точки зрения следует смотреть и на события, случившиеся с детьми Князя Угличского Андрея, прозванного в народе Горяем.
Случилось так, что после смерти матери Князя Андрея не стало у него заступников. А по притязаниям своим и по характеру он казался брату своему, Ивану Третьему, ненадёжным союзником в борьбе с внешним противником. В 1491 году, например, Великий Князь Московский приказал братьям послать своих воевод на помощь своему союзнику — крымскому хану Менгли-Гирею, но Андрей ослушался. В наказании был схвачен, посажен под стражу "на казённый двор", где вскоре и умер. Дочерей Андрея не тронули, а малолетних сыновей, Ивана и Дмитрия, тринадцати и двенадцати лет, на всякий случай заковали в оковы.
Когда Митрополит печаловался за Андрея, Великий Князь отвечал ему: «Жаль мне очень брата, но освободить его я не могу, потому что не раз замышлял он на меня зло; потом каялся, а теперь опять начал зло замышлять и людей моих к себе притягивать. …. Когда я умру, то он будет искать великого княжения подо внуком моим. И если сам не добудет, то смутит детей моих. И станут они воевать друг с другом, а татары будут Русскую Землю губить, жечь и пленять, и дань опять наложат, и кровь христианская опять будет литься, как прежде, и все мои труды останутся напрасны, и вы будете рабами татар».
Сначала сыновей Князя Андрея держали в Переславле-Залесском. Но после смерти его в 1493 году перевели в Спасо-Прилуцкий монастырь под Вологдой, где Иван перед смертью, случившуюся через тридцать лет, принял схиму. Сегодня он известен верующим как Святой Преподобный Игнатий Прилуцкий. Дмитрий умер там же и тоже весьма почитался после смерти. Оба они лежат возле Преподобного Димитрия Прилуцкого.
Иконы и Небоявленное Распятие Крестного хода "Святая Русь" в Спасо-Прилуцком монастыре
Господь, посылая их души на землю, безусловно, знал об их будущности. Потому и характером Иван (род. около 1477 года), с младенчества, «бяше бо … кроток и смирен сердцем и молчалив в разуме, а не гневлив отнюдь». Только будучи смиренным, можно было не просто снисходительно относиться ко всем горестям заключения, но и полюбить их, и даже оправдать.
Мать мальчиков, Княгиня Елена Романовна, покинула их ещё в 1483 году, за десять лет до мужа. Вскоре после неё умирает и бабка, мать Великого Князя, инокиня Марфа (1485). Поражённый потерею любимой матери и как бы предчувствуя участь свою, юный князь Иоанн ещё более предался чтению божественных книг. Непрестанно имел в уме своём память смертную, говоря себе, что мир земной – лишь начало Вечности. Днём подросток присутствовал на всех церковных службах, а ночи проводил в молитве.
Воздержанный в пище и питии, одевался он скромно и просто. А когда оказался в заточении, то, вспоминая об Апостолах, говорил брату меньшому: «Не все ли они шествовали путём скорбным, перенося голод и жажду, стужу и наготу, в темницах и ранах и во всяком лишении? Однако, не унывали о том, а ещё и радовались». Жертва, принесенная Христу, всегда радостна, потому что Сын Божий, Пресвятая Троица – начало истинной Жизни.
Вот блаженный страдалец и смотрел на свою скорбную земную участь как на проявление Благой Премудрости Божией, обращающей и ошибочные дела людския в средства ко спасению.
Воодушевлял старший брат и младшего, призывая его к терпению ради Господа. Милосердный Господь оценит каждого по сердцу его. Разве не сказал Древний Пророк: «Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестаёт приносить плод» (Иеремия 17:7-8)?
«Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? ... Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом. И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Послание Филипийцам 4:6-7).
Прошло более тридцати лет, как братья томились в тесной, мрачной и душной темнице. Уже и Великий Князь Иван Третий окончил земные дни свои. Царствовал двоюродный брат узников, Великий Князь Василий Иванович Третий. Но казалось, все забыли о них. Иоанн заболел. Напрасно Князь Димитрий, брат его, старался утешить его надеждою на выздоровление. Иоанн смотрел на смерть как на радость, окончание всех своих несправедливых страданий. Одного желал он – умереть монахом, по примеру многих своих державных и славных предков.
По неотступным просьбам Иоанна призвали в темницу Игумена Спасо-Прилуцкого Мисаила. Он и облёк молитвенника Ивана в схиму, нарекши его Игнатием. Новый схимник несказанно обрадовался своему Ангельскому образу, пролил благодарственные слезы и после причащения Святых Таин, осенив себя крестным знамением, умер со словами: «Господи, в руце Твои предаю дух мой». Ему было 45 лет, из них 32 года провёл он в заключении. Шёл 1522 год.
Господь стал прославлять его уже во время перенесения Мощей к месту их захоронения. Одна расслабленная женщина, Александра, не владела ни руками, ни ногами. Услышавши о кончине Благоверного Князя, она уверовала в него и стала призывать его имя на молитве. Тотчас же получила она исцеление.
Тогда же некто Михаил из Прилуцкого села был одержим смертной болезнью и уже отчаялся в выздоровлении. А тут и он велел нести себя в монастырь. Как только прикоснулся к гробу схимника Игнатия, тотчас же выздоровел. Эти и многие другие Чудеса и убедили всех в Святости Преподобного Игнатия. Потрясенный, Игумен Мисаил призвал из Прилуцкого села каменщика Давида и велел ему сделать над могилою князя каменную гробницу.
Мощи Преподобного Игнатия почивают под спудом среди нижней церкви Прилуцкого монастыря в ногах Чудотворца Димитрия, с левой стороны столба, поддерживающего своды. Церковная служба Князю-Страстотерпцу известна по рукописям XVI века.
Через пять лет по кончине Игнатия, когда уже гроб его сделался источником исцелений и широко распространилась слава о его Святости, сам Великий Князь приехал в Вологду. Было это в 1528 году. Василий Иванович Третий с супругой побывали тогда в Кириллове, на Каменном, в Глушицах, на Прилуке у Спаса, в Корнилиеве и в Павлове пустыни и всюду подавали милостыню, надеясь на разрешение Княгини от неплодия.
Василий Иванович не мог не видеть гроба нового Чудотворца, своего двоюродного брата. Но не зашёл к князю Димитрию, томившемуся в узах. Приезд Великого Князя возбудил в узнике напрасную надежду. Тогда уж Димитрий совсем забыл о мире и всем сердцем прилепился к Господу.
Уже по смерти Василия, в малолетство сына его Иоанна IV, Боярская Дума в 1540 году сняла с узника оковы, разрешила запустить в его тюрьму более света и воздуха. Но и тогда не отворила ему двери темницы, не возвратила свободы.
История не ставит в вину Иоанну III заключение брата его Андрея Васильевича, князя доброго и набожного, но нетвёрдого характером и легко поддававшегося советам других, а потому ненадёжного и опасного. Его заточение было делом политической необходимости и государственной пользы. Но для Василия Ивановича какая была необходимость в заключении князя Димитрия, ничего не имевшего, всеми забытого и оставленного? Чем он мог быть опасен Василию?
Пробыв в заключении целых 50 лет и как бы заживо погребенный, он был забыт всеми настолько, что даже время кончины его осталось неизвестным. Однако он, вместе с братом своим Игнатием, был помещён Митрополитом Евгением в список Угодников Божиих, почивающих в Вологодской Епархии. Вериги Дмитрия хранились вместе с веригами Преподобных Димитрия и Игнатия, а над могилою его устроена была гробница, подобная гробницам Преподобных.
Икона "Угличские Святые"
Надо сказать и о том, что не забывает Бог Вологодчину и по сей день. Святые, прославленные в Северной Фиваиде, молятся о своих обителях, оставленных на земле. Вот, какую Чудесную историю рассказал корреспонденту «Комсомольской правды» священник Воскресенского Горицкого женского монастыря, протоиерей Алексий Мокиевский.
Изуродованную икону XIX века нашли в Кирилловском районе Вологодской области. Все годы после революции ею закрывали дыру в подвале разрушенного храма. На деревянном обломке, размером полтора на полметра, изображён Ангел, сложивший руки в молитве. Его лицо посечено шашкой и залито чем-то, напоминающим кровь. Когда отправили соскоб криминалистам в лабораторию ФСБ в Ярославль, определили, что это «природная смола» - скорее всего, «тропического» растения, «которое не произрастает на территории России».
«Согласитесь, вряд ли какой-то красноармеец, желая изуродовать икону, стал бы доставать смолу редчайшего дерева и готовить раствор, чтобы залить ею образ», - говорит отец Алексией.
Можно предположить, что сам Ангел, порубленный шашкой, «заплакал» о судьбе тех несчастных, которые в силу невежества своего замахнулись на него. Приехала в Кириллов и комиссия из самых авторитетных священников Вологодской епархии. Они решили, что кровавые «слезы» Ангела на иконе - это следы мироточения.
Теперь к иконе стекаются толпы паломников. Пребывает она в притворе Горицкого Воскресенского женского монастыря, расположенного в Вологодской области, в семи километрах от Кирилло-Белозерского.
К слову, обитель Горицкая основана в середине XVI века Княгиней Ефросиньей Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Старицкого, родного дяди царя Иоанна Грозного. Она тоже была сначала насильно отправлена в монастырь после написанного против неё доноса, а потом и убита вместе с монахинями и слугами. Возможно, утоплена. Тело Евдокии (Ефросинии) и погребли в Горицком монастыре. В 2007 году найдены два женских погребения, одно из которых, предположительно, принадлежит ей.
В Горицкий монастырь была заключена в 1575 году Иваном Грозным и его четвёртая жена, Анна Колтовская. Есть сведения, что часть своего более чем пятидесятилетнего монашества она провела в Горицах.
Наконец, в 1591-ом, после убийства Царевича Дмитрия Угличского, была сослана сначала в Николо-Выксинскую пустынь, а затем в Горицкий монастырь, под именем Марфы, матушка младшего сына Иоанна Грозного, Мария Нагая.
В память о Царевиче-Страстотерпце она возвела придел при Воскресенском соборе.
Наконец, в 1606 году Лжедмитрий I выслал в Горицкий монастырь Ксению Годунову, дочь свергнутого Царя Бориса. Здесь она была пострижена под именем Ольги.
Лжедимитрий Первый
В 1739 году в монастырь была насильно привезена молодая знатная девушка. По мнению некоторых историков, это Екатерина Долгорукова, несостоявшаяся жена рано умершего Императора Петра II.
После революции на базе монастыря была организована сельхозартель «Колос», в которой работали монахини. В 1932 году монастырь закрыт. Монахини разошлись по окрестным деревням. В 1937-ом многих из них, включая 70-летнюю Игуменью Зосиму (Рыбакову), арестовали и расстреляли. В наши дни обитель возрождается.
Жизнь Русской Православной Церкви - это и слезы скорби, и слезы радости духовной.
В храме Христа Спасителя в Москве есть икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», которая прославилась в Вологде в 1830-ом. Крестным ходом с нею был положен конец эпидемии холеры.
Интересно отметить, что она обильно замироточила после избрания 16-го Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
Напомним, на образе Пресвятая Богородица пронзена семью стрелами. В 1999 году, накануне взрыва жилых домов в Москве, икона тоже мироточила. Замироточила она и в день гибели подводной лодки "Курск" - 12 августа 2000 года, тогда началось её кровоточение.
Это ли не свидетельства того, что вся наша земная жизнь как на ладони у Бога? Что ни скорби наши, ни радости не остаются не замеченными Им?
Разумеется, видит он и то, как уже седьмой месяц идёт по Руси наш Автомобильный Крестный ход «Святая Русь».
После Вологды прибыл он со своими Святынями в город Вельск Архангельской области, где крестоходцев тепло встречал благочинный протоиерей Андрей Ермилов.
Их накормили и пригласили на чин освящения храма Великомученника Георгия, на Божественную Литургию в с. Долматово.
С большой радостью отправились они в храм, в котором и установили Животворящий Крест Господень.
Чин Великого освящения Престола храма совершил в тот день Епископ Котласский и Вельский Василий в сослужении духовенства Вельского благочиния.
Как сообщал крестоходец Сергей Суслов, наши паломники прошли в Долматово Крестным Ходом вокруг храма и одарили его своими иконами.
На следующий день они продолжили путь по Архангельской земле. https://vk.com/video38310498_456240899?list=32148e48c7f0b6f222 https://vk.com/video38310498_456240898?list=62d64c049edcd7480c https://vk.com/video38310498_456240897?list=7a503c26107c5fe687
Оценили 13 человек
28 кармы