Может быть, в чем-то весьма спорная статья, но всё же...На мой взгляд, ещё одно мнение в пользу того, что ни одно явление в обществе нельзя воспринимать однозначно. Почти ни одно.
Помню, возле собора Николая Чудотворца, что на улице Чкалова в Оренбурге, ко мне обратился старик: «Дочка, я вчера жену похоронил, на свечку не хватает, помоги». Нащупав в сумке мелочь, протянула бедолаге. Через несколько дней, проходя мимо собора, встретила этого старика и услышала те же слова.
Попрошайка. Бродяга, бездомный, бесприютный. «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» – известная народная мудрость. В самом деле, стать бездомным, остаться без средств к существованию мог каждый человек: стихийное бедствие, увечье, старость, грабёж, мотовство, мошенники… Христианство провозглашает, что милостивые блаженны, ибо будут помилованы, то есть за милостыню будут отпущены грехи.
При советской власти существовал закон о борьбе с тунеядством: бездельников привлекали к обязательным работам и даже лишали свободы на небольшой срок. В трудные времена убогие затапливают все более или менее оживлённые места: рынки, вокзалы, подземные переходы.
Но сегодняшний нищий вовсе не беспомощен: при всём желании он не может находиться в информационном вакууме. А это значит, что просящий подаяния отлично осведомлён о своих правах, о возможностях вернуться к благопристойному образу жизни, иначе грош цена всей нашей цивилизации. Всё дело в том, что нет у бродяги желания совершить над собой усилие. Ведь это ж придётся отвечать за свои поступки! Надо будет работать!.. Зачем?
Зачастую наш бесприютный тунеядец имеет жильё, к тому же бездельником себя не считает: попробуйте-ка «отстоять смену», невзирая на холод, сырость, жару! Это род занятий. Профессиональный нищий, любитель лёгких денег. Конечно, такой человек весьма непритязателен в бытовом плане, ну так это его выбор.
И вот стоят ведущие бомжескую жизнь человечки, взывают к состраданию, давя на жалость тщательно продуманным убогим видом, а мы торопливо бросаем копеечку, отводя взгляд, и спешим удалиться. Ранит душу ежедневное созерцание «профессионалов», обросших, немытых, одетых в годами не стиранное, порой с явными признаками алкоголизма на лице. «Обиженные жизнью» стоят укором на наших улицах, взывая к нашей с вами совести. Не к своей!
На улице Богдана Хмельницкого, недалеко от Центрального рынка, в мороз пожилая женщина в шлёпках на босу ногу попросила довести до дома, жаловалась на одиночество и тяжёлую болезнь, а сама пропивала и пенсию, и милостыню, как объяснили потом её соседи.
На другом конце города, у магазина «Чайка» по проспекту Гагарина, девочка-подросток в длинной юбке, белом платочке и очках, прихрамывая у магазина, просила денег на лечение, а когда я предложила ей помочь и на следующий день позвонила, её телефон молчал…
Христарадничать – так когда-то называли способ добывать себе на пропитание. Существовали целые артели бродяг со своими правилами, иерархией, даже со своим особым языком. Сегодня слово «христарадничать», как и слово «попрошайка», отмечены в словаре как устаревшие, а общество, живущее стремительно, за неимением времени упаковало вечную тему в короткое ёмкое «бомж».
Оценили 10 человек
24 кармы