• РЕГИСТРАЦИЯ
Старомодница
11 мая 2018 г. 21:24 554 6 24.91

12 мая 1980 г. состоялась премьера фильма "Экипаж"

— Я всегда мечтал снять зрелищное кино со множеством спецэффектов, — вспоминает режиссер картины Александр Митта. — Хотелось настоящий «инженерный проект» соорудить: я же в прошлом архитектор. Сказано — сделано: решили остановиться на популярном в то время за рубежом сюжете — авиакатастрофе. Такое в СССР совсем не показывали.

НАЧАЛО

Идея создания «Экипажа» принадлежит, конечно, самому Митте, который, кстати, всегда тяготел к зрелищному кино с использованием специальных эффектов (тогда в СССР все это называлось «комбинированными съемками»)….Источник…….

Митта многому научился у Александра Птушко – главного гуру в этой области, помогавшего ему даже в таком, казалось бы, далеком от спецэффектов фильме, как «Гори, гори, моя звезда». В частности, с падающим занавесом.

Сам Птушко чем-то напоминал нынешнего Лукаса (тем более, и отчество у него было – Лукич). Его не столько интересовали актеры на площадке, сколько всякие трюки и выдумки (хотя, и актерские работы, и режиссура на высоком уровне). Так было и на «Новом Гулливере» (потрясшем всех и вся), и на «Салтане», и на других лентах.

Однако, со смертью Птушко созданный им великолепный цех комбинированных съемок Мосфильма начал приходить в упадок. Новых картин с использованием спецэффектов больше не появлялось. Кадры оказались невостребованными.

И все, чем так гордился Александр Лукич, могло кануть в небытие. Так и пришла Митте мысль создать нечто такое, где можно было бы развернуться в полную силу. Создать зрелищный фильм не хуже западных образцов. Причем, как бывшему архитектору, ему хотелось создать именно какой-нибудь «инженерный» проект, какого раньше никто не видел.

Сказано – сделано. Митта обратился к Юлию Дунскому и Валерию Фриду. Решили остановиться на популярном сюжете – авиакатастрофе. После романа Хейли и последующей его экранизации «Аэропорты» посыпались один за другим.

Не считая целого ряда других подобных лент. Однако, в СССР они не демонстрировались. И пробел в этой теме был очевиден. К тому же авторы решили несколько изменить традиционный ход повествования.

Первую серию посвятить личным отношениям героев (сейчас эта идея смешения жанров вызывает сожаление Митты), а вторую – непосредственно борьбе за выживание на борту самолета. Для второй части к участию в сценарии авторы привлекли известного авиаинженера и преподавателя Бориса Уриновского.

С самого начала авторы столкнулись с серьезными трудностями. Показать катастрофу советского самолета, да еще такого, как ТУ-154… . Нашли компромиссное решение. Самолет терпит аварию за границей, в тяжелейшем стихийном бедствии. Но приземляется-таки в Москве. Благодаря героическим действиям экипажа.

Наконец, сценарий «Запас прочности» лег на утверждение (он, кстати, был опубликован в альманахе «Киносценарии»). Лента запущена в производство.

Бюджет ее был не просто низким – он был вообще никаким, если говорить о подобных картинах. Название «Запас прочности» принято не было (прокатчики посчитали, что оно не очень кассовое). Уже в ходе съемок (по предложению Митты) его заменили на «Экипаж».

ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА СЪЕМОК

С компанией «Аэрофлот» удалось договориться. Снимали в московских аэропортах за не очень высокую плату. Гораздо тяжелее пришлось с поисками самолетов. В то время списанных ТУ-154 еще не было. Помог случай.

В Омске на полосе загорелся самолет. Спасти, правда, удалось только хвост. Но и это уже было большой удачей. Через три недели этот кусок ТУ-154 привезли в Москву. На нем и сняли все «воздушные» эпизоды второй серии.

А пока везли, произошло еще одно ЧП. На рейсе Киев – Москва кто-то из пассажиров разлил ртуть. Самолет спешно отправили на завод для обследования и ремонта. По просьбе Мосфильма и этот самолет предоставили для «Экипажа».

Сами съемки были невероятно тяжелыми и долгими. В основном, макетными. Но и они требовали огромного умения и труда. Митта снимал сразу с трех точек, что дало прекрасную возможность для последующего монтажа.

Также режиссер попытался снять самую яркую (во всех смыслах) сцену, не прибегая к макету. На кладбище старых самолетов был найден ТУ-114, прекрасно сохранившийся. Поскольку двигаться самолет был уже не в состоянии, то декорацию соорудили прямо вокруг него, там же, на кладбище.

Подготовили сцену взрыва самолета вместе со зданием аэропорта. Для чего привезли 6 тонн горючего. Однако, в ходе подготовки все воспламенилось, взорвалось и сгорело не дожидаясь команды «мотор!»

АКТЕРЫ

Главную роль Митта предложил Алексею Петренко. Однако, тот отказался, объяснив невозможностью сниматься «в железе» (т.е. в самолете). После чего и был утвержден Георгий Жженов.

На роль Тамары Митта никого не видел, кроме Елены Прокловой (которую и создал, как актрису). Но, увы (а может, к счастью) и ее мы не увидели на экране. Сославшись на то, что ее не отпускает Ефремов, ибо она должна заменить в театре уехавшую в Южную Америку Ирину Мирошниченко, Проклова от роли отказалась.

Правда, у самого Наумыча другое объяснение. Поскольку сценарий предусматривал некую постельную сцену (тогда еще никто даже предположить не мог, что именно получится), то Прокловой, как члену ЦК ВЛКСМ, было не совсем… .

Случайно встретив в студии студентку Александру Иванес (будущую Яковлеву), Митта взял ее вместо Прокловой. Яковлеву тогда как раз исключили из театрального училища за срыв занятий и прогулы.

Свой характер она с лихвой проявила на съемках. О чем с гневом вспоминает директор «Экипажа» Борис Криштул. Тем не менее, замечу, что победителей не судят. Стать секс-символом в стране, где «секса нет» — это вам не хухры-мухры!

Отказался от роли и Караченцов. Мол, занят и все такое. На его место пришел Анатолий Васильев из Театра Советской Армии. Только Олег Даль остался и приступил к съемкам.

Уже было отснято довольно много материала, когда Даль прервал свою работу. Он очень тяжело болел в то время и не мог продолжать. Разразился крупный скандал. Пересъемка требовала новых затрат. Все эпизоды с Далем, на которые затратили кучу денег, полностью пропали.

Сразу же последовали и санкции. На три года актер лишался права сниматься на студии «Мосфильм». Но все эти запреты никому уже не были нужны. Через год Олега Даля не стало. Его место на съемках занял в то время никому не известный Леонид Филатов.

ЭРОТИКА В КАРТИНЕ

“Худой, злой, больной — но какова страна, таков и секс-символ” – знаменитая фраза Жванецкого о Филатове всем известна. Как все получилось? Сама сцена, как утверждает Митта, придумана была давно. Исполнить задуманное – вот, в чем заключалась проблема.

В общем и целом (не сообщая подробностей) режиссер заручился разрешением директора Мосфильма Сизова. Самую главную сцену с обнаженной натурой сняли ночью. Причем, Филатов раздеваться отказался наотрез.

Только в одном дубле он лежит в трусах. А во всех остальных – одеяло набросано на джинсы. С Александрой вышло намного легче. Правда, когда на одном из дублей она, наконец, сняла трусики (Митта актрису приучал постепенно), один из осветителей не выдержал напряжения и шлепнулся с лесов вниз (к счастью, все обошлось).

Специально для этой сцены была построена декорация – «квартира Скворцова». Типичная берлога одинокого донжуана. С огромной кроватью, цветомузыкой, аквариумом (рыбок взяли напрокат из зоомагазина) и всеми прочими атрибутами. Поскольку Леонид Филатов на донжуана не очень смахивал (тут Михалыч, конечно, прав, спору нет), авторы решили убедить в этом зрителя.

Тут и бесконечные разговоры о бабнике и кобеле Игоре Скворцове. Тут и различные телефонные звонки от его поклонниц (раздражающие ревнующую Тамару). И, наконец, непосредственное посещение Игоря двумя девицами.

Первая – еще до Тамары. Та, которую «донжуан» приглашает лежа слайды на потолке посмотреть. Кстати, в этой роли выступила Ирина Санпитер. Она потом вышла замуж, уехала в Италию и снялась там в некоторых картинах.

Вторая – это, конечно, героиня Елены Кореневой. Все это сыграло свою роль. Как бы то ни было, зрители действительно восприняли Игоря, как донжуана. И на стеснительного Леонида Филатова обрушился шквал почитательниц.

Сцену сняли ночью. А наутро о ней уже доложили. Начальство пришло в страшную ярость. И пришлось взяться за ножницы. Большую часть «эротики» вырезали.

Но и то, что осталось (вид обнаженной Яковлевой сквозь аквариум) привело в полный экстаз население СССР. Митта рассказывает, что киномеханики вырезали эти кадры и делали и них эротические фотки. Именно из-за этой крошечной сценки картина получила гриф «Детям до 16-ти»

ФИНАЛ КАРТИНЫ

Как ни странно, но только одна сцена вызвала нарекания уже на законченном фильме (с “сексами-шмексами” разобрались ранее). Это смерть главного героя Андрея Тимченко. Причем, возмущение шло непосредственно от Самого. Которого возмутили бесконечные смерти пожилых людей на экране (вероятно, он чувствовал приближение своей кончины).

Так что, как ни противился Митта, а пришлось ему менять сценарий и уже отснятый материал. Добавили сцену, как экипаж навещает командира в больнице. Правда, некоторые полагают, что, когда в финальных кадрах Тамара объявляет Ненарокова командиром корабля, это, мол, косвенный намек на смерть Тимченко.

Просто не показанной на экране. Несколько странное утверждение. Понятно, что после инфаркта герой Жженова уже в любом случае не вернется на полеты. Тем более, что и инфаркт-то у него произошел именно потому, что он не прошел очередную медкомиссию (как годом раньше его друг, второй пилот).

Источник

Нарисуем историческую картину дня. Опубликуем то, что произошло сегодня много лет назад.

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    underfund Кинозал на КОНТе.
    18 февраля 11:52

    Мир стоит на обмане, и вся жизнь — Мираж

    Не сказать, что советский кинематограф часто выпускал фильмы, имеющие политический подтекст, было бы неправдой. Поэтому роман Джеймса Хэдли Чейза «Весь мир в кармане» о людях, загнанных капитализмом в жизненный тупик и толкающий на осознанные и иногда кровавые преступления, как нельзя лучше передаёт «людоедство» капиталистического режима и был взят за основу. Сценарий...
    -->
    505
    y4astkoviu 15 февраля 22:15

    По волнам детских воспоминаний: «Считанные секунды» (1992)

    Раньше, в конце 80х и начале 90х были популярны фильмы о монстрах, пришельцах, которые безжалостно уничтожали род людской. Одним из этих фильмов, является «Считанные секунды».«Считанные секунды» — это фантастический триллер с элементами ужаса от Тони Малейма с Рутгером Хауэром в главной роли. И если сегодня голландец является чуть ли не предвестником пр...
    -->
    360
    y4astkoviu 14 февраля 13:19

    "Снайпер" 1931 года – один из лучших образцов жанра

    «Я и сейчас, кажется, до мельчайшей подробности представляю себе кадры ещё из довоенного фильма «Снайпер». В нём рассказывалось о подвигах сверхметкого русского стрелка-снайпера в первую империалистическую войну. Особенно ярко запомнились эпизоды из фильма, связанные с искусной маскировкой. Сделав макет пня или убитой лошади и пристроив его на нейтральн...
    -->
    536
    sanyok092 13 февраля 02:42

    Объявлены фильмы с лучшими спецэффектами

    В Беверли-Хиллз прошла 17-я ежегодная премия VES Awards, на которой объявили фильмы 2018 года с лучшими спецэффектами. Об этом сообщает портал The Wrap.Общество специалистов по визуальным эффектам вручило четыре награды блокбастеру братьев Руссо «Мстители: Война бесконечности». Такое же количество призов получила картина Боба Персичетти, Питера Рэмзи и ...
    -->
    504

    Врач о фильме "Аритмия" (2017) Бориса Хлебникова

    Андрей Бердоносов (анестезиолог-реаниматолог и нарколог): Фильм - гавно. Главный герой - алкоголик. Выходя с работы он сразу разминается литром портвейна и вне работы трезвым не бывает. Непонятно, как его ещё не выгнали с работы. Я такого не встречал.Жена его - дура и истеричка. Такие семьи бывают, хотя и редко. Ведут они себя как идиоты - это точно.Не пьют столько в...
    -->
    1924
    Марина 9 февраля 19:46

    10 влиятельных фильмов с тёмным и удивительным происхождением

    Существует распространённое мнение, что фильмы помогают убежать от реальной жизни. Несмотря на обилие сцен секса и насилия, фильмы почему-то рассматриваются как нечто свободное от жизненных трудностей. Однако фильмы снимаются не на пустом месте. Режиссёров волнуют те же страшные проблемы, что и всех остальных, и с помощью фильмов они пытаются найти выход. Смерть посто...
    -->
    627

    Пан или пропал (Россия, 2003)

    По мотивам романа Иоанны Хмелевской "Всё красное".Действие происходит в Дании во время Рождественских праздников. На пригородную виллу под Копенгагеном в гости к своей соотечественнице прибывают многочисленные друзья и родственники из Польши. В первый же вечер происходит загадочное убийство: один из гостей был заколот шаманским гарпуном. Вся полиция поднята на ноги, н...
    -->
    2166
    Vik Кинозал на КОНТе.
    27 января 20:28

    Мы смерти смотрели в лицо (1980)

    День сегодня такой, что ...История, рассказанная в фильме, имеет реальную основу — в начале 1942 года балетмейстер Обрант (в фильме — Борис Корбут) организовал танцевальную группу из воспитанников Ленинградского дворца пионеров, которая дала на фронте три тысячи концертов...  И мне на память целый день приходят и приходят фильмы, книги...Всегда ра...
    -->
    1430
    Иван Куренной 25 января 13:18

    «Богемская рапсодия» — гомосексуализм и педофилия

    Наркотики, секс-вечеринки и насилие: режиссёра Брайана Сингера заподозрили в растлении несовершеннолетних23 января журнал The Atlantic опубликовал большой материал, посвящённый подозрениям в адрес режиссёра Брайана Сингера, снявшего фильм «Богемская рапсодия». Статью составили по данным от пятидесяти разных источников.В тексте освещаются не только подробности двух суд...
    -->
    4153

    "ИДУЩИЕ К ЧЁРТУ" (ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ, РОССИЯ, 2019)

     "Идущие к чёрту" - это документальный фильм, рассказывающий про экстрасенсов, магию, лохотрон, шоу, обман.Известный тележурналист и автор разоблачающих статей на острые темы Борис Соболев представляет свой документальный фильм "Идущие к черту". Автор пытается оказаться за кулисами телепередач про экстрасенсов и магов. Он расскажет, сколько сейчас стоит для них п...
    -->
    1670
    Grand Фитиль
    23 января 15:14

    Почему “Фердинанд” Жеглова и Шарапова это "Опель": на чем должны были ездить герои “Место встречи изменить нельзя”

    В наши дни пятисерийный шедевр Станислава Говорухина назвали бы мини-сериалом. И наверняка целая армия поклонников в массовом порядке требовала продлить шоу на второй сезон. О чем тут спорить – “Место встречи изменить нельзя” один из лучших телевизионных фильмов Советской эпохи. Если вообще не самый лучший.Иван Копытин рядом со своим верным другом. Надпись УралЗиС чит...
    -->
    1920
    Марина 22 января 10:31

    Невероятная правдивая история, которая была положена в основу фильма "Выживший"

    Высоко оценённый фильм "Выживший" 2015 года ошеломил зрителей своей захватывающей историей, красивыми съёмками и эпическим рассказом о настойчивости и мести. Хотя режиссёры воспользовались некоторой свободой в воплощении в жизнь истории, события, показанные в фильме, основаны на реальности. "Выживший" был вдохновлён историей Хью Гласса, американского ...
    -->
    2181

    Андрей Тарковский - Человек в кадре (Россия, 2007)

    Андрей Тарковский – настоящая легенда советского кинематографа. Его вклад в мировое искусство сложно переоценить. Фильмы «Иваново детство», «Солярис», «Жертвоприношение» до сих пор являются классикой советского и европейского кино... Тарковский-режиссер известен во всех уголках планеты. Его фильмы переведены на десятки языков. И порой, пересматривая их, кажется, ...
    -->
    2346

    Верьте в чудеса. О съемках единственного фильма Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть»

    18 лет назад состоялась премьера единственного фильма Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть». Эта картина завоевала сердца миллионов и сразу же вошла в золотой фонд новогоднего кино. История напомнила людям, что чудеса случаются, нужно только верить в них. Мы узнали, как режиссер просил благословения, чтобы снять в фильме Екатерину Васильеву, и за что Ирина Куп...
    -->
    2868

    "Красный циник": О фильме "Ярость" Fury (2014, Дэвид Эйр)

    Красный циник: Мало кто знает о той жертве, которую принесли американские танкисты во время Второй мировой. Об их исключительном героизме и... о пугающе высоком количестве потерь. И если подвиги пехотинцев и десантников достаточно широко освещены в художественной литературе и кинематографии, то танкисты из документалистики, как правило, не «выезжают». Заполнить данный...
    -->
    2573

    О наградах и поощрениях на Конте!

    О наградах и поощрениях на Конте! Для чего придуманы награды? Даже самый скромный человек надевает награды и идёт с ними на парад!Фотографируется со своими наградами ...Об этом нет смысла говорить, все мы человеки немного схожи в одном : доброе слово и лягушонку приятно! Да руководство Конта вводит монетизацию, но там нужно стать уникальным...
    -->
    2416

    Два комментария из обсуждения фильма "Т-34" (2019, Алексей Сидоров)

    Интересная дискуссия образовалась в комментариях к моей заметке "О фильме "Т-34" (2019, Алексей Сидоров)Приведу два комментария, которые могли быть не замечены, но как мне думается интересны. Прямо в в комментарий буду вставлять свои мысли выделяя их квадратными скобочками. История история: Неее, там есть пулемётчик под Москвой, который говорил:"От комсо...
    -->
    3179

    Такой плот, как в кинофильме "Верные друзья" вполне мог ...

    Владимир Владимиров: В далеком 1969 году собрался с друзьями сплавиться по реке Бия на деревянном плоту.Три мальчика и одна девочка. Книга "Плот в туристском путешествии" (автор Ю.Б. Пржиемский), сыгравшая большую роль в развитии плотового туризма, вышла в 1961 году.Именно она и сподвигла на пуешествие16-17 летних друзей.Топор пила и книга. Мы дошли с ог...
    -->
    2163

    3 января - День памяти Александра Абдулова

    3 января - День памяти Александра Абдулова. Он прожил 54 года, и это была жизнь красивого, талантливого и любящего жизнь нестареющего мальчика из Тобольска и Ферганы, ставшего секс-символом советского кино, и звездой Ленкома.Мне всегда он был симпатичен и как актер и как человек. Человек -калейдоскоп,человек - фейерверк.Oн жил так, как будто вперед...
    -->
    2164
    Gordon Freeman 1 января 11:48

    Ёлки 666 (НОВЫЙ ГОД В АДУ)

                                                                 Внимание! Нецензурная лексика :)Ургант, Светлаков, Нагиев и актёры "Горько" (!) - что может быть лучше? Подписывайся,TheBadComedianСпасибо...
    -->
    3061
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика