Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Были ли русско-татарские отношения уникальны? Где были жёны и дети монголо-татар? Почему татары одни города разоряли, другие нет? Кто с кем сражался на Калке?

180 23858

БЫЛИ ЛИ РУССКО-ТАТАРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ УНИКАЛЬНЫ?

Сокращения

АБ - псевдо-историк Александр Бушков

ЕТ - Евгений Темежников (автор)

НФ - шарлатаны Носовский и Фоменко

АБ: Вернемся к оборотной стороне медали «татаро монгольского ига». Уникальным отношениям между «ордынцами» и русскими… Слишком много и часто писали о том, как русские князья и «монгольские ханы» становились побратимами, родичами, зятьями и тестями, как ходили в совместные военные походы, как (назовем вещи своими именами) дружили… Я остановлюсь на одном аспекте: на том, что отношения такого рода уникальны. Отчего-то ни в одной разбитой или захваченной ими стране татары так себя не вели… Примеров в истории множество. С приходом завоевателей бывшую элиту сменяла новая, принадлежащая сплошь и рядом к другому этносу (Англия, Хорезм), пресекались старые династии королей и падишахов, менялась структура администрации (новые должности и их названия), количество и границы провинций, порой велась яростная борьба даже с безобидными старыми обычаями, порой менялись и вера, и само название страны… Одним словом, всегда и везде новшества, вносимые завоевателями, были весьма обширны и качественно отличались от прежних установлений. Всегда и везде… кроме подвергшейся «татаро монгольскому нашествию» Руси [9.1].

ЕТ: Писатель толи незнаком с «классической версией», которую пытается опровергать, толи сознательно вводит в заблуждение. Далеко не всегда, и далеко не везде завоеватели меняют всё и вся. Часто бывает выгоднее разгромленную страну сделать своим вассалом, обложив данью, сохранив и поставив на службу себе правящую элиту. Тот же Наполеон, захватив всю континентальную Европу, во многих покорённых странах оставил и веру, и название, и прежних правителей и взял в жены дочку австрийского императора Марию Луизу. Так что это обычное явление.

Иловайский: «К счастью, по своей дикости, политической незрелости и по своей привычке к степному быту золотоордынские ханы ограничились вассальными отношениями и удовлетворяли своей жадности посредством тяжких даней. Пребывая пока в грубом язычестве, они не отличались религиозным фанатизмом, не воздвигли гонения на православную веру и казнили только за непокорность» [8.1, т.4, ч.2].

ЕТ: Ныне это называется протекторат. Примеров протекторатов в истории множество. Не буду перечислять не относящиеся к теме, назову только протектораты монголо-татарской империи.

УЙГУРИЯ

Это был первый протекторат. В 1211 году идикут уйгуров Барчук добровольно подчинился Чингис-хану, согласился платить дань и поставлять бойцов в монгольское войско. На протяжении дальней шей истории Уйгурия сохраняла свою автономию в самом центре Монгольской империи.

КОРЕЯ.

Россаби: «Хубилай… решил сделать ставку на наследника престола… В конце 1259 г. принц в сопровождении монгольских войск прибыл в Корею и взошёл на престол, приняв имя Вонджон. Он вскоре доказал свою преданность и «добродетель», отправив наследника ко двору Хубилая. Хубилай, в свою очередь, наделил корейского принца нефритовым поясом и прочими подарками. На протяжении последующего десятилетия отношения между корейским королём и монгольским ханом неизменно улучшались. Корейский правитель время от времени отправлял ко двору Хубилая посольства с данью… В 1266 г. монгольский импеатор послал приболевшему корейскому королю лекарства. Когда Хубилай узнал о мятеже против корейского правителя, он немедленно принял меры для оказания помощи своему союзнику или, в его понимании, вассалу… Хубилай направил в Корею отряд в 3000 человек под началом сына Вонджона…

Хубилай ещё больше укрепил отношения с королём Вонджоном… Его дочь… Ху-ду-лу Цзе-ли-ми-ши была просватана за наследника корейского престола…

Корейцы обязывались выплачивать дань шкурками сурков и выдр, серебром, тканями и бумагой… С 1264 по 1294 гг. корейские правители направили ко двору Хубилая 36 посольств с данью. Ко всему прочему, Хубилай выдвинул требования, типичные для монгольских ханов. Он приказал корейцам прислать данные переписи населения (первый шаг при формировании системы налогооблажения), создать ямы и предоставлять припасы монгольским войскам, стоящим в Корее. В дополнение он возложил на корейцев ряд особых обязанностей. Они были обязаны поставлять ко двору женщин, которые либо определялись в гарем, либо становились рабынями и служанками. Члены королевской семьи до 1283 г. также несли службу при дворе Хубилая, где они находились в качестве заложников. Корейские короли… были вынуждены разместить в стране постоянных монгольских представителей. Эти представители иногда делили властные полномочия с королями, но чаще обладали большей властью, чем монархи» [8.39, с.161-163].

ЕТ: Копия русско-татарских отношений! Не написать ли книгу «Корея, которой не было», заменив только Батыя на Хубилая, Александра на Вонджона, а русских на корейцев. Впрочем, процитированная книга вышла после написания творения Бушкова. Однако, задолго до неё в классической «Всемирной истории», на которую Бушков в иных местах ссылается (то есть он её читал), содержались строки:

ВИ: «В течение почти ста лет, с 70-х годов XIII в. до 70-х годов XIV в., Корея находилась под игом монголов. Корейские короли, хотя и оставались на престоле, на деле были полностью подчинены монгольским наместникам, которые контролировали всё управление страной. Почти все короли и члены королевского дома женились на монгольских принцессах, приезжавших в Корею с многочисленной свитой. Двор был заполнен представителями монгольской знати, с которой корейская знать стала быстро сливаться» [8.1, т.3, г.36].

Юань Ши: «Кидань [Елюй] Люгэ захватил город Цзяндун принадлежащий Корее. [Чингисхан] приказал полководцам Хачи и Джаларуу усмирить его. Корейский ван Коджон поэтому покорился [Чингисхану] и выпросил [разрешение] давать ежегодную дань местными изделиями» [2.6, цз.1, 171].

Юань Ши: «В той же луне [1231 г.], ввиду того, что в Корее убили посла» было приказано Саритаю повести войска и покарать ее [Корею]. Было взято свыше 40 городов, корейский ван Коджон прислал своего младшего брата Хвеан-гона просить принять капитуляцию. Саритай на свою ответственность учредил должности и поставил на них [людей], распределив [обязанности] по умиротворению этих земель, после чего вернулся назад» [2.6, цз.2, 175].

АРМЕНИЯ.

Вардан: «Вахрам же, с сыном своим, Ахбугой, скитался по разным местам, пока не узнал, что Татары щадят тех, кто с покорностью подчиняется им, и потому (покорившись) получил обратно все захваченные ими местечки и крепости – собственные свои наследственные владения» [4.6, т.1, с.6].

Магакия: «Тогда только мудрые князья армянские и грузинские узнали, что Господь даровал татарам силу и победу над страной нашей. Потому они смирились и подчинились им: согласились платить им дань, известную под именем мал и тагар и обещались идти со всей своей конницей туда, куда бы они ни повели. Татары, довольные их покорностью, перестали грабить и разорять страну. Они воротились в свои кочевья в Муган, оставив на месте, одного из начальников, Карабугу» [4.2].

Магакия: «В то время Христом венчанный и благочестивый царь армянский Гетум вместе с мудрым отцем своим и богохранимыми братьями и князьями, по-зрелом между собою обсуждении, положили подчиниться татарам и платить им дань и халан, и недопускать их в богоустроенную и христианскую страну свою. Они привели свою мысль в исполнение следующим образом. Предварительно свидевшись с предводителем татарских войск, Бачу-нуином, которому изъявили покорность и дружбу, они отправили брата царского, армянского аспарапета, барона Смбата, к Саин-хану (Гуюку), который сидел в то время на престоле Чингиз-хана. Смбат вскоре прибыл к Саин-хану, который чрезвычайно любил христиан. Он был очень добр, зачто народ прозвал его Саин-хан, т. е. добрый, хороший хан. Саин-хан, увидев аспарапета армянского, весьма благосклонно принял его по причине его христианской веры, и в особенности за те мужественные и рассудительные слова, которые говорил пред ним аспарапет армянский Смбат. По этому он пожаловал его землей и ленными владениями, дал великий ярлык, золотые паизы и выдал за него знатную татарку, носившую бохтах. У них было такое обыкновение: если они хотели кому нибудь оказать высший почет и дружбу, то выдавали за него одну из почетных жен своих. Оказав такие милости хан отправил аспарапета армянского на родину к венчанному Христом царю армянскому, Гетуму, которому повелел также прибыть к нему на свидание. Благочестивый царь Гетум, увидя брата своего, барона Смбата, возвеличенного такою милостью от хана, был весьма рад; особенно он радовался граматам, освобождавшим (от повинностей) церкви, монастыри и всех христиан» [4.2].

Вардан: «В 703 – 1254 г. Христолюбивый царь армянский Гетум отправился к Бату, к великому хану северных стран, а оттуда к Мангу-хану, который принял его с большими почестями. Через год он вернулся с миром в свою столицу [4.6, т.1, с.9].

Киракос: «Когда минуло немного времени, [татары] отправили Авага к своему царю, которого называли ханом, в далекое путешествие на северо-восток, поскольку они делали так со всеми вельможами, которых желали почтить, — посылали к нему, а потом поступали с ним сообразно его приказу, ибо [татары] во всем подчинялись приказу своего царя. Сам шихан тоже, надеясь облегчить участь свою и своей страны, изъявил желание ехать... А он, поехав, предстал перед великим государем, предъявил ему письмо военачальника их и сообщил о причинах своего прибытия, дескать, прибыл, чтобы служить тебе. Услыхав это, великий государь любезно принял его, дал ему в жены татарку и послал его обратно на родину. [И еще] он предписал своим военачальникам вернуть [Авагу] его страну и с его помощью постараться подчинить всех мятежников, что именно и было сделано. Как только он вернулся на родину, [татарские] военачальники исполнили повеления своего государя. Тогда им изъявили покорность сын Закарэ Шахиншах, и шихан Ваграм, и сын его Ахбуга, и Гасан, коего звали Джалалом, владетель области Хаченской, и многие другие. И каждому из них возвращены были его владения, а также [было сделано] и снисхождение на некоторое время. Затем стали притеснять их податями, постоянными своими посещениями и требованием [выделить] воинов. И, невзирая на притеснения подобного рода, а также еще более тяжкие, они никого не убивали. А по прошествии нескольких лет [татары] стали особенно притеснять ишхана Авага, так как были они крайне жадны, а [Аваг] не мог удовлетворить желания всех. Они не довольствовались тем, что ели и пили, а требовали еще драгоценной одежды и коней, так как очень их любили. Поэтому они забирали лошадей отовсюду в стране, и никто не решался открыто держать лошадь либо мула — разве только скрывали где-нибудь для отбывания военной повинности. Ибо, где бы ни нашли они [лошадь], отбирали, более того, если на ней оказывался их знак (ведь каждый военачальник клеймил весь свой, а также отобранный скот, выжигая на теле свой знак) и если даже [лошадь] была куплена у них самих, люди из другого отряда отнимали [лошадь] и наказывали [владельца] как вора. И это делали не только высокопоставленные, но и рядовые [татары]» [4.1, ф.4].

Памятная запись: «Они совершили много злодейств в стране, уничтожили города, крепости и разорили церкви и разными способами умерщвляли людей и захватывали их в плен. После всего этого они помирились с оставшимися в живых людьми, отдав им власть в стране, и заключили союз. В уцелевших церквах клирикам дали свободу, чтобы они свободно служили по правилам своей религии. Но они бесцеремонно требовали чрезмерные налоги, как с людей, так и со скота, за исключением маленьких церквей и тому подобных сооружений, а также их служителей» [4.4].

ЕТ: Армянские церковники так радовались, что призывал смириться и платить эти самые «неимоверные налоги».

Бардзберзи: «Но милосердный бог не все сделал, чего заслужили мы своими грехами, и не покарал нас за все наши злодеяния. Опять с божьей помощью смягчились к нам войска хана; вы остались в своих домах, монастырях и на родной земле, церкви остались для ваших молитв и обеден в память покойников, для духовной пищи и спасения живых. За все это благословение и благодарность, честь и слава беспредельной любви и милости Христа, бога нашего, во веки веков. И хотя подати большие и тяжелые, но это по грехам вашим. И пусть град, засуха, суховей, саранча вредят урожаю вашей страны, все же вы обязаны платить подати» [4.5].

ГРУЗИЯ.

ВИ: «Царица Грузии Русудан признала власть монгольского великого хана, обязавшись платить ему ежегодную дань в 50 тыс. золотых… В Грузии завоеватели не поселились. В результате борьбы и сопротивления грузинского народа здесь уцелели и сохранились прежние формы феодализма. Уцелели также местная государственность и местная феодальная знать. Но попавшая в вассальную зависимость от ильханов Хулагуидов страна была разорена и до конца XIII в. переживала период хозяйственного упадка, хотя относительно меньшего, нежели в Армении и Азербайджане. Монгольские ханы, желая ослабить Грузию, содействовали расчленению её на два царства (в Восточной и Западной Грузии) и на ряд княжеств (Самцхэ и др.). Были установлены тяжёлые поборы ильханов с населения грузинских земель, а крестьяне прикреплены к земле» [8.1, т.3, г.37].

Картлис цховреба: «Привели Давида с великим почетом и воинством. Как только узрели Чармаган, Чагата, Иосур и Бичо, возрадовались и почтили царя и вельмож грузинских, отдали ему всю Грузию, Тбилиси, Самшвилде, которое в первой войне забрал Иосур Ангурга при участии Авага. И столь хорошо приветили Давида, коего назвали Нарин Давид, то есть главный Давид. Тогда представили посланника пред великим каэном, который восседал в Каракуруме, на троне Чингиз-каэна… и уведомили в следующем порядке: «Грузины явились сполна, царь и с ним заодно мтавары, которые имеют веру добродетельную и избегают лживости, и меж ними нельзя указать на отравника». А о персах уведомили так: «Персы – лживы, предатели и клятвопреступники и во множестве находятся (меж ними) отравники и бесчисленно – мужеложцы» [4.7, с.349].

Багратиони: «Во время сие, по повелению Мангу, ноины сделали ревизию народа и наложили тяжкую дань: по 60-ти пиастров с каждого дому или двора, да по рублю с каждого дому в городах. Последняя сия подать называется и доныне мали. Дань же наложена была совокупно на Армению и на Иверию, почему от тяжкой сей дани народ столь был доведен до крайности, что начал питаться саранчою… Брат сего тирана, по имени Улага или Улу, сделался тогда властителем в Иверии и пришел в Адребежан для удовлетворения алчных своих видов. Иверские цари и католикос Николай со многими вельможами прибыли к нему в стан для изъявления покорности и униженно просили о сохранении храмов божиих. Улу был доволен униженностью царей, обещался сохранить церкви и пожаловал католикосу золотой жезл и бриллиантовый крест для ношения на клобуке» [4.9, ф.3].

Карпини: «Если у тех государей, которые им сдались, возникают какие–нибудь спорные случаи, то им надлежит отправляться для разбирательства к императору Татар, как случилось недавно с двумя сыновьями царя Георгиании. Именно один был законный, а другой, имя которого было Давид, родился от прелюбодеяния; законного же звали Мелик; сыну прелюбодейки отец оставил часть земли; другой же, который был моложе, поехал вместе с матерью к императору Татар ради того, чтобы вышеупомянутый Давид предвосхитил путь к нему; мать другого, то есть Мелика, именно царица Георгианская, по которой муж владел царством, так как то царство находилось во владении по женщинам, умерла в дороге. Они же, по прибытии, роздали огромные подарки, в особенности же законный сын, требовавший части земли, которую отец оставил сыну своему Давиду, так как этот последний, будучи сыном прелюбодейки, не должен был владеть ей. Тот же отвечал: «Пусть я сын наложницы, все же я прошу, чтобы мне оказана была справедливость по обычаю Татар, не делающих никакого различия между сыновьями законной супруги и рабыни». Отсюда приговор был произнесен против законного сына, чтобы он подчинился Давиду, который был старше, и чтобы он владел спокойно и мирно тою землею, которую дал ему отец, и таким образом младший сын потерял розданные им дары и проиграл дело, которое вел против брата своего Давида» [6.8].

АЗЕРБАЙДЖАН.

ЕТ: В Азербайджане продолжала править династия ширваншахов Керсанидов, платившая дань.

ТИБЕТ.

ЕТ: Тибетом правили первоиерархи буддийского монастыря Сакьянпы рода Кхон. Их утверждал великий хан.

https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Тибета

«Сакья-пандита был известным буддийским учителем, написавшим множество трудов буддийской традиции. Он обосновался при дворе Годана, проповедовал гуманистические основы буддизма в среде монгольской знати и вплоть до своей смерти обеспечивал своим авторитетом невмешательство Монгольской империи в дела Тибета, с одной стороны, и выплату дани тибетцами монголам, с другой стороны. Он сформулировал принцип «чой-йонг», «наставник — покровитель», в рамках которого духовный авторитет превосходит светскую власть, и соответственно Тибет не вассальная территория империи, а опекаемая империей резиденция духовного наставника государства. Для монголов, которые согласно Ясе Чингис-хана как правило относились ко всем религиям с уважением и не облагали налогами монастыри и церкви, эта позиция оказалась понятной. Невыплата налогов отдельными светскими правителями привела к монгольскому карательному вторжению в Тибет только в 1251, после смерти Сакья-пандиты».

Пагсам-джонсан: «В следующем году (1240), ставшим смутным, появился [в Тибете] монгольский Дорта, который разрушил монастыри Радэн и Чжаллхакхан после чего в год дерева-дракона (1244) Сакья-пандита отправился в Монголию и умер в год железной свиньи (1251). В следующем году монгольский Годан-хан прибыл в Тибет во главе сформированного войска, победил самого Монкхар-Ганбо и убил много людей, после чего также умертвил Чжал-Чо-Жобара. В год дерева-зайца (1255) Карма-бакши Манипа прибыл в Монголию и стал учителем Мункхэ-хана, а в год дерева-мыши (1206) вернулся обратно…

Бригонба привела войска верхних монголов против Сакьяпы» [2.7].

ВЬЕТНАМ.

https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Вьетнама

«В 1276 году Южная Сун пала, и в 1277—1278 годах с известием об этом из столицы монгольской империи Юань были отправлены послы в столицы государств Юго-Восточной Азии. Правитель Чампы отослал в Пекин традиционное формальное «согласие подчиниться», что было истолковано монголами как признание этим государством вассальной зависимости от них. В 1279 году империя Юань потребовала через своих послов от правителя Чампы личного изъявления покорности Хубилаю, но правитель Чампы вместо себя отправил своих послов со словесным выражением покорности, обойдя молчанием вопрос о собственном приезде. В 1281 году Хубилай провозгласил Дайвьет «самоуправляющимся инородческим округом» и назначил туда «управляющим» Байн Тимура».

БИРМА.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Паганское_царство

«В 1277 году бирманцы потерпели первое крупное поражение от монгольских войск, а в 1287 году Паган был окончательно разгромлен и распался на части. Захватив Паган, юаньские войска посадили на трон правителя-марионетку и покинули Мьянму, оставив там гарнизоны».

РУМСКИЙ СЕЛЬДЖУКСКИЙ СУЛТАНАТ.

ВИ: «В 1243 г. монголы наголову разбили сельджукское войско у Кесэ-дага. Султан Кей-Хюсрев II признал себя вассалом-данником монгольского великого хана» [8.1, т.3, г.34].

https://ru.wikipedia.org/wiki/Конийский_султанат

«По условиям мирного договора Кей-Хосров должен был ежегодно отправлять в Каракорум около 12 миллионов гиперперонов либо местных серебряных монет, 500 кусков шёлка, 500 верблюдов и 5000 баранов. Султан оставался правителем той части государства, которая не была завоёвана. Это годом позже подтвердил своим ярлыком Бату, глава Улуса Джучи, чьим вассалом по сути и стал Кей-Хосров».

ТРАПЕЗУНДСКАЯ ИМПЕРИЯ.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Трапезундская_империя

«Мануил Комнин стал данником монголов, чем обезопасил свои владения от грабежей победителей».

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ.

Эльмуфаддаль: «Потом войско Берке двинулось на Константинополь и произвело опустошения в окрестностях его… Потом василевс отправил Эльфариса к Берке и послал с ним с своей стороны посла и грамоту, содержание которой в том, что он обязывается от себя в числе ежегодной подати вносить 300 атласных одежд с тем, чтобы он (Берке) был ему подпорою и не вторгался в его земли» [3.5, с.190-191].

БОЛГАРИЯ.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Второе_Болгарское_царство

«В 1242 г. Болгария подвергается монгольскому нашествию и вынуждена платить дань Орде… К концу XIII века в результате войн и внутренних смут Болгария ослабла настолько, что в 1299 году сын хана Ногая — Чака — ненадолго становится её царем. Однако хан Токту, занявший место Ногая, через год с войсками вторгся в Болгарию. В результате восстания под руководством Святослава (сына свергнутого царя Георгия I) Чака был убит, а его голову отправили хану Токту. В качестве благодарности татары навсегда перестали совершать набеги в болгарские территории и дань была снята».

ЕТ: Так что Русь была далеко не единственным протекторатом-данником. Более того, если мы посмотрим на карту Монгольской империи, то мы увидим, что со всех сторон, кроме малообитаемого севера, она окружена зависимыми странами-данниками с востока на запад: Корея, Вьетнам, Бирма, Тибет, Уйгурия, Азербайджан, Армения, Грузия, Румский Султанат, Трапезунд, Византия, Болгария, Русь. Во всех этих странах сохранялись правящие династии, национальные элиты и религии, все они платили дань, вступали в родственные отношения, участвовали в походах, звали на помощь своих покровителей при внутренних разборках и т.п. По-иному и быть не могло. Не могла столь мощная и агрессивная держава иметь границы с независимыми, и уже поэтому, враждебными государствами: только с данниками и вассалами. Так что Русь это не исключение, а правило, из которого исключения составили лишь Делийский султанат и Египетское мамлюкское государство, сумевшие отстоять независимость.

Карпини: «Они берут дань также с тех народов, которые находятся далеко от них и смежны с другими народами, которых до известной степени они боятся и которые им не подчинены, и поступают с ними, так сказать, участливо, чтобы те не привели на них войска, или также чтобы другие не страшились предасться им, как они поступили с обезами, или георгианами, от которых, как сказано, они получают в качестве дани пятьдесят или сорок тысяч иперперов, или бизанциев» [6.8].

Оглавление: http://www.proza.ru/2015/06/09/25

Источники и литература: http://www.proza.ru/2015/06/09/104

   ГДЕ БЫЛИ ЖЁНЫ И ДЕТИ МОНГОЛО-ТАТАР?

 АБ: Кстати, немаловажный вопрос: как жены монголов отпустили своих мужей на край света? Подавляющее большинство средневековых источников описывает «татаро-монгольскую орду» как войско, а не переселяющийся народ. Никаких жен и малых детушек [9.1].

ЭВиМН: «Т.об., 1229 г. двинулась на запад огромная орда, со своими семьями, кибитками и стадами; она шла медленно, останавливаясь только там, где было достаточно пажитей и корму для скота» [8.23, т.1, ст.Батый].

Иловайский: «Это уже не была отборная конница, предпринявшая первый набег и сражавшаяся на Калке; теперь медленно двигалась огромная орда с своими семьями, кибитками и стадами. Она постоянно перекочевывала, останавливаясь там, где находила достаточные пастбища для своих коней и прочего скота» [8.1, т.4, ч.2].

Мэн-да бэй-лу: «По их обычаю, когда выступают в поход, независимо от знатности и подлости, в большинстве случаев отправляются, взяв с собой жен и детей. [Они] сами говорят, что [женщины] нужны, чтобы заботиться о таких делах, как поклажа, платье, деньги и вещи. У них исключительно женщины натягивают и устанавливают войлочные палатки, принимают и разгружают верховых лошадей, повозки, вьюки и другие вещи. [Они] очень способны к верховой езде» [2.2].

Бридия: «Всякий раз, когда тартары собираются захватить чужие земли, войско, которое ими направляется для завоевания [этих земель] стремится вперед с большой осторожностью со всеми домочадцами, то есть женами, детьми, рабынями, [а также] шатрами и всей утварью, со стадами рабочего скота и овец, в повозках и верхом. Также они везут с собой в большом количестве оружие, луки, колчаны и стрелы. Когда тартары начинают приближаться [к противнику], они посылают вперед очень быстрых лазутчиков, которые внезапностью своей наводят ужас на людей и убивают [их], для того чтобы против них сразу же не собралось войско. И если они не встретили препятствия, то они всегда продолжают двигаться вперед вполне открыто и за ними следует [все это] множество со всем своим [скарбом].» [6.15].

Киракос: «И отправился каждый в доставшийся ему удел вместе с женами, детьми и всем обозом войска своего» [4.1, ф.3].

Юань-Ши: «В шестой луне [1237 г.] среди обоков левого крыла были сплетни о наборе в народе девушек, император разгневался и поэтому [в самом деле] произвел набор [девушек] и пожаловал ими подчиненных» [2.6, цз.2, 179].

Герман II: «Они ведут с собой стада свои и жен своих, которые обучены военному искусству, как и мужчины» [6.4].

(прим. специально для тех, кто считает, что татаро-монголы — это русские, я выделил жирным несколько цитат. Правда похоже на русских женщин и русские обычаи?)

Глава францисканцев: «Женщины их вооружены и скачут верхом и никого не щадят. И та, которая лучше сражается, пользуется наибольшим успехом, как у нас та, что умеет лучше ткать или шить или более красива, [считается] наиболее желанной для брака» [6.4].

Архиепископ Пётр: «Женщины, наподобие мужчин, скачут верхом, сражаются и стреляют из луков» [6.11].

Карпини: «Когда же они желают приступить к сражению, то располагают все войска так, как они должны сражаться. Вожди или начальники войска не вступают в бой, но стоят вдали против войска врагов и имеют рядом с собой на конях отроков, а также женщин и лошадей. Иногда они делают изображения людей и помещают их на лошадей; это они делают для того, чтобы заставить думать о большем количестве воюющих» [6.8].

Юлиан: «Женщины их воинственны, как и они сами: пускают стрелы, ездят на конях и верхом, как мужчины; они будто бы даже отважнее мужчин в боевой схватке, так как иной раз, когда мужчины обращаются вспять, женщины ни за что не бегут, а идут на крайнюю опасность» [6.1].

Ибн ал-Асир: «Дошло до меня, что женщина татарская вошла в дом и убила множество находившихся в нём людей, которые приняли её за мужчину. Положила она оружие и (оказалось, что) это женщина. Тогда убил её мужчина, которого она забрала в плен» [3.5, c.18].

Фома Сплитский: «Татарские женщины, вооруженные на мужской манер, как мужчины, отважно бросались в бой, причем с особой жестокостью они издевались над пленными женщинами. Если они замечали женщин с более привлекательными лицами, которые хоть в какой-то мере могли вызвать у них чувство ревности, они немедленно умерщвляли их ударом меча, если же они видели пригодных к рабскому труду, то отрезали им носы и с обезображенными лицами отдавали исполнять обязанности рабынь. Даже пленных детей они подзывали к себе и устраивали такую забаву: сначала они заставляли их усесться в ряд, а затем, позвав своих детей, давали каждому по увесистой дубинке и приказывали бить ими по головам несчастных малышей, а сами сидели и безжалостно наблюдали, громко смеясь и хваля того, кто был более меток и кто одним ударом мог разбить череп и убить ребенка. Куда уж дальше? У них не было никакого почтения к женщинам, любви к детям, сострадания к старости; с одинаковой жестокостью уничтожая весь род человеческий, они казались не людьми, а демонами» [6.3].

АБ: Все встанет на свои места, если мы предположим, что в Европу вторглись не «дикие татаровья», а русское войско [9.1].

ЕТ: Господин писатель, Вы точно уверены, что это «русские женщины»?

АБ: Выходит, монголы до самой смерти странствовали в чужих землях, а их жены, так никогда и не увидев мужей, управлялись со стадами? [9.1].

Бридия: «Жены делают всю [домашнюю] работу, а именно короткие сапоги, [мелкие] кожаные вещи и другие подобные [вещи]. Мужчины [делают] только стрелы и упражняются [в стрельбе] из луков. Они также заставляют трехлетних или четырехлетних мальчиков таким же образом в этом упражняться. Кроме того, некоторые женщины, и в особенности девушки, используют стрелы и вообще ездят верхом, как мужчины» [6.15].

Рубрук: «Обязанность женщин состоит в том, чтобы править повозками, ставить на них жилища и снимать их, доить коров, делать масло и грут, приготовлять шкуры и сшивать их, а сшивают их они ниткой из жил. Именно они разделяют жилы на тонкие нитки и после сплетают их в одну длинную нить. Они шьют также сандалии, башмаки и другое платье… Они делают также войлок и покрывают дома. Мужчины делают луки и стрелы, приготовляют стремена и уздечки и делают седла, строят дома и повозки, караулят лошадей и доят кобылиц, трясут самый кумыс, тo есть кобылье молоко, делают мешки, в которых его сохраняют, охраняют также верблюдов и вьючат их. Овец и коз они караулят сообща и доят иногда мужчины, иногда женщины» [6.9].

Карпини: «Мужчины ничего вовсе не делают, за исключением стрел, а также имеют отчасти попечение о стадах; но они охотятся и упражняются в стрельбе, ибо все они от мала до велика суть хорошие стрелки, и дети их, когда им два или три года от роду, сразу же начинают ездить верхом и управляют лошадьми и скачут на них, и им дается лук сообразно их возрасту, и они учатся пускать стрелы, ибо они очень ловки, а также смелы.

Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно… Жены их все делают: полушубки, платья, башмаки, сапоги и все изделия из кожи, также они правят повозками и чинят их, вьючат верблюдов и во всех своих делах очень проворны и скоры. Все женщины носят штаны, а некоторые и стреляют, как мужчины» [6.8].

Марко Поло: «Жены, скажу вам, и продают, и покупают все, что мужу нужно, и по домашнему хозяйству исполняют. Мужья ни о чем не заботятся; воюют да с соколами охотятся на зверя и птицу» [6.10].

ЕТ: Подобное положение сохранилось вплоть до XX века.

ЭСБЕ: «Большую часть времени монголы проводят в праздности, переезжают из юрты в юрту, болтают и нередко просто бродяжничают. Все домашние работы лежат на женщинах, занимающихся также уходом за детьми и хозяйством. В редкие минуты свободы они шьют; работы их иногда бывают очень изящны. Вообще, монголки хорошие матери и прекрасные хозяйки, но нравы их оставляют желать многого, даже у девушек; отцы и мужья совершенно к этому равнодушны. В обычной жизни женщины считаются равными мужчинам, хотя с ними редко советуются о чем-либо помимо хозяйства» [8.54, т.19а ст.Монголия].

ЕТ: Вот такое распределение труда. Мужчины нужны только для войны и охоты. В хозяйстве от них проку как от козла молока, со всем женщины прекрасно справляются. Даже охотится, скакать на коне и стрелять из лука умеют. Половой проблемы при традиционном многожёнстве нет в принципе – чем больше мужчин уйдет на войну и не вернётся, тем лучше оставшимся, никакого снижения рождаемости не произойдёт, а дармоедов-мужиков меньше на шее сидеть будет.

Оглавление: http://www.proza.ru/2015/06/09/25

Источники и литература http://www.proza.ru/2015/06/09/104

 

ПОЧЕМУ МОНГОЛО-ТАТАРЫ ОДНИ ГОРОДА РАЗОРЯЛИ, ДРУГИЕ НЕТ?

АБ: Прежде всего, пресловутая «дикая орда» действовала с непонятной (но не для нас) избирательностью. Волховские князья (обитавшие в Южной Волыни) отчего-то не подверглись разгрому вовсе. Преспокойно присягнули Батыю на верность, и их владения остались в полной неприкосновенности… [9.1].

Иловайский: «Между владельцами Юго-Западной Руси нашлись такие, которые при самом появлении татар покорялись им, чтобы спасти свои уделы от разорения. Так поступили Болоховские. Любопытно, что Батый пощадил их землю под тем условием, чтобы жители ее сеяли пшеницу и просо на татарское войско» [8.4, т.1, ч.2].

Ипатьевская Л: «Оттуда же пленив землю Болоховьскоую и пожег, оставили бо их Татарове, да им орють пшеницю и проса» [7.1, т.2].

ЕТ: Пожгли таки. Но оставили, получив дань в виде фуража. Ничего необычного. Щадили сдавшиеся города, и не только на Руси.

ВИ: «При осаде городов пощада населению давалась только в случае немедленной сдачи» [8.1, т.3, г.35].

Архиепископ Пётр: «О соблюдении договоров ответил, что вполне соблюдают договоры с теми, кто немедленно им сдается, отбирая из них воинов, ремесленников для различных служб, нисколько не щадя тех, кто ожидает их натиска» [6.11].

Ибн ал-Асир: «Когда [неверные] приблизились к Хамадану, к ним вышел раис (староста) города, имея с собой ношу денег и одежд и верховых животных. Они попросили пощадить жителей, и те обещали пощаду. Затем неверные оставили Хамадан» [3.3, 123]

Ибн ал-Асир: «Жители Балха запросили пощады. Неверные согласились пощадить их, и город был сдан им в 617 (1220) году. Они не учинили ни грабежей, ни убийств, а назначили своего шихну и ушли, отправившись в Заузан, Майманд, Андхой и Фарйаб. Они завладели всеми ими и назначили в них правителей. Их жителям они не причинили зла и горестей, а только забрали мужчин, чтобы те сражались вместе с ними с теми, кто сопротивляется им» [3.3, 123].

Киракос: «Мудрый ишхан [Джалал], как только узнал о наступлении неверных, собрал всех жителей своей страны в крепость, называемую по-персидски Хоханаберд. И когда [татары] пришли, чтобы осадить ее, и увидели, что взять крепость невозможно, стали предлагать ему заключить с ними дружеский мир. И тот мудро склонился к их намерению. А затем и сам он прибыл к ним с подарками. [Татары], воздав ему почести, вернули ему его владения и даже добавили кое-что, затем приказали ему выходить год за годом вслед за ними на войну и спокойно жить под их властью» [4.1, ф.4].

Ибн ал-Асир: «Пришли они к Тебризу, в котором (находился) властитель Адзербайджана, Узбек, сын Пехлевана. Он не вышел к ним, да и не помышлял о бое с ними, потому что днём и ночью проводил время с пьяницами, не протрезвляясь, а только послал к ним и замирил их деньгами, одеждами и скотом. Всё это было принесено к ним и они ушли от него» [3.3].

ЕТ: Как мы видим, монголы действительно не трогали города, не оказавшие сопротивления, как и говорит «классическая версия». В последнем случае ни то чтобы присягать, выходить даже не пришлось. Так что про присягу Батыю южноволынских городов это очередной ничем не подтверждённый домысел. Рязани тоже предлагали откупиться.

Новгородская 1-я Л: «И оттоле послаша послы своя, жену чародеицю и два мужа с нею, к князем рязаньскым, просяче у них десятины во всем: и в людех, и в князех, и в коних, во всяком десятое. Князи же Рязаньстии Гюрги, Инъгворов брат, Олег, Роман Инъгоровичь, и Муромьскы и Проньскыи, не впустяче к градом, выехаша противу им на Воронаж. И рекоша им князи: «олна нас всех не будет, тоже все то ваше будет» [7.1, т.3].

ЕТ: Десятина во всём, и в людях тоже, включая князей, и, видимо, княгинь. Это скорее всего и возмутило рязанцев.

Оглавление: http://www.proza.ru/2015/06/09/25

Источники и литература http://www.proza.ru/2015/06/09/104

КТО С КЕМ СРАЖАЛСЯ НА КАЛКЕ?

АБ: В общем то, историческая наука давно уже не отрицает того очевидного факта, что события на реке Калке — не нападение злых пришельцев на Русь, а агрессия русских против соседей. Судите сами. Татары ( в описаниях битвы на Калке монголы никогда, ни разу не упоминаются ) воевали с половцами. И прислали на Русь послов, которые довольно дружелюбно попросили русских в эту войну не вмешиваться. Русские князья этих послов… убили, а по некоторым старым текстам, не просто убили — «умучили».

ЕТ: В общем-то, историческая наука давно уже не отрицает очевидного факта коварства монгольских послов.

Карамзин: «Военачальник Чингисханов прибегнул к хитрости, отправил дары к Половцам и велел сказать им, что они, будучи единоплеменниками Моголов, не должны восставать на своих братьев и дружиться с Аланами, которые совсем иного рода. Половцы, обольщенные ласковым приветствием или дарами, оставили союзников; а Моголы, пользуясь сим благоприятным случаем, разбили Алан. Скоро главный Хан Половецкий, именем Юрий Кончакович, раскаялся в своей оплошности: узнав, что мнимые братья намерены господствовать в его земле, он хотел бежать в степи; но Моголы умертвили его и другого Князя, Данила Кобяковича; гнались за их товарищами до Азовского моря, до вала Половецкого или до самых наших границ; покорили Ясов, Абазинцев, Касогов или Черкесов и вообще семь народов в окрестностях азовских. Многие Половцы ушли в Киевскую область с своими женами, скотом и богатством» [8.5].

ЕТ: Интересная логика писателя-детектива. По ней все должны были поддаваться на банальный развод по принципу «моя хата с краю», а потом в одиночестве получать по сусалам. Более того, если бы русские не помогли половцам, те перешли бы на сторону татар, об этом прямо говорит русский князь.

Ипатьевская Л: «Мстислав же поця молитися князем Русьским, братья своеи, рекя тако: оже мы, братие, сим не поможем, т си имуть предатися к ним, т онем больше будеть сила» [7.2].

АБ: Полководцы Чингисхана Джебе и Субудай, преследуя отступающих хорезмских половцев, вышли в причерноморские степи. Половецкий хан Юрий Кончакович попытался дать им сражение, но татары его разбили и гнали до Днепра [9.5].

ЕТ: И в новой редакции забыты аланы. Ещё бы. Если про них рассказать, то не нарисуется битва на Калке как русская агрессия против миролюбивых татар.

АБ: Первое столкновение русских с «монголо-татарами» на реке Калке в 1223 г. довольно подробно и детально описано в древних отечественных летописях - впрочем, не только в них, есть еще так называемая «Повесть о битве на Калке, и о князьях русских, и о семидесяти богатырях» [9.1].

ЕТ: Не только в отечественных, а и в арабских, персидских и китайских.

Юань Ши. цз.121: «[Субэтай] повел войска кругом Каспийского моря, окольными путями дошел до перевала Тайхэ, пробивал камень, открывая дорогу, и вышел там, где его не ожидали. Дошли и встретились с их [кыпчаков] главарями Юрием и Татауром, которые как раз собрались вместе у реки Буцзу. [Субэтай] пустил воинов в решительную атаку, рассеял и разогнал их людей. Был поражен стрелой сын Юрия, который сбежал в леса. Его рабы явились [к монголам] с донесением и его [сына Юрия] схватили, остальные целиком покорились [монголам], после чего [монголы] заняли их [кыпчаков] пределы. Также дошли до реки Калки, встретились и имели одно сражение со старшим и младшим Мстиславами, племени русских, которые сдались» [0.2].

ЕТ: В Китае знают не только о сражении, и об именах русских князей. Ни о каких междоусобных войнах на Руси китайские источники никогда не сообщали, ни до, ни после. А что известно в Европе?

Цезарий Гестербахский: ««В прошедшем году еще какой-то народ вошел во владения Руссов и истребил там весь народ унамский: нам неизвестно, что это за народ, откуда идет и куда стремится» [цит по 6.15, ф.1].

Анналы Польши: «Неведомый до того дня народ татар, о котором едва [кое–что] слышали, желая распространить своё господство на северные страны, после разгрома и покорения половцев, обитавших по ту сторону моря, а также многих других племён подступил и к землям тех [половцев], которые жили по соседству с русскими по сю сторону моря. Те, не надеясь на свои силы, сообщают об угрожавшей им опасности русским, прося поддержать их всеми силами и говоря, что если они окажутся побеждены татарами, то та же угроза нависнет и над русскими…» [6.27, 5].

Генрих Латвийский: «В тот год в земле вальвов (половцев) язычников были татары. Вальвов некоторые называют партами. Они не едят хлеба, а питаются сырым мясом своего скота. И бились с ними татары, и победили их, и истребляли всех мечом, а иные бежали к русским, прося помощи. И прошел по всей Руссии призыв биться с татарами, и выступили короли со всей Руссии против татар, но нехватило у них сил для битвы и бежали они пред врагами. И пал великий король Мстислав из Киева с сорока тысячами воинов, что были при нем. Другой же король, Мстислав галицкий, спасся бегством. Из остальных королей пало в этой битве около пятидесяти. И гнались за ними татары шесть дней и перебили у них более ста тысяч человек (а точное число их знает один бог), прочие же бежали»[6.23].

ЕТ: Русских и половцев в Европе прекрасно знают, а тут незнакомый народ. А что в русских летописях?

Новгородская 1-я Л: «Том же лете, по грехом нашим, придоша языци незнаеми, их же добре никто же не весть, кто суть и отколе изидоша, и что за язык их, и котораго племени суть, и что вера ихъ; а зовуть я Татары, а инии глаголють Таурмены, а друзии Печенези; инии же глаголють, яко се суть, о них же Мефодии, Патомьскыи епископ, сведетельствует, яко си суть ишли ис пустыня Етриевьскыя, суще межи въстокомь и севером. Тако бо Мефодии глаголеть, яко скончанию времен явитися тем, яже загна Гедеон, и попленять всю земьлю от всток до Ефранта и от Тигр до Поньскаго моря, кроме Ефиопия. Бог един есть, кто суть и отколе изидоша; премудрии мужи ведять я добре, кто книгы разумееть; мы же их не вемы, кто суть; н сде въписахом о них памяти ради рускых князь и беды, яже бысть от них им» [0.2].

ЕТ: Разве так говорят о давно известных соседях? Разве набег соседей означает конец света? Всех своих соседей русские знают, торгуют со всеми, общаются, а тут неизвестный язык. Веру Владимир выбирал между христианством, исламом и иудаизмом. Значит не христиане, не мусульмане и не иудеи. А кто? Если не монголы, то только инопланетяне. А при следующем появлении узнали старых знакомых?

Иатьевская Л: «В лето 6745 (1237) «Придоша безбожнии Измалтяне преже бившеся со князи Роускими на Калкох, быс первое приход их на землю Рязаньскоую и взяша град Рязань копьемь» [7.1, т.2].

ЕТ: То есть второй раз уже узнали: те самые.

НФ: Оказывается, далее, что еще и до завоевания Руси, как отмечалось выше, «при отряде монгол уже находилась некоторая часть русов с их вождем Пласкиней [9.2].
АБ: Некий русский по имени Плоскиня, находившийся в боевых порядках противника, торжественно целовал свой нательный крест на том, что пленным не причинят вреда. Обманул, паскуда. Но дело не в его коварстве (в конце-то концов, история дает массу свидетельств того, как сами русские князья с тем же коварством нарушали «крестное целование»), а в личности самого Плоскини, русского, христианина, каким-то загадочным образом оказавшегося среди воинов «неведомого народа» [9.1].
АБ: Есть сведения, что на стороне татар воевала дружина неких «бродников», людей крещеных и вроде бы истинно русских, с воеводой Плоскиней во главе. Кто они были точно и каким образом ухитрились в сжатые сроки «покумиться» с татарами, остается загадкой [9.5].

Новгородская 1-я Л: «Ту же и бродници с Татары быша, и воевода Плоскына, и т окньныи воевода целовав крест честьныи к Мьстиславу и к обема князема, око их не избити, н пустити их на искуп» [0.2].

ЕТ: Не говорится, что бродники это русские, это домысел.

АБ: Бродники - это русские вольные дружинники, обитавшие в тех местах. Предшественники казаков [9.1].
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бродники

ЕТ: Что необычного в том, что обитатели степей покорились монголам и присоединились к ним? В Юань Ши ведь написано, что кыпчаки, покорились им. Скорей всего и бродники также. А что послали на переговоры воеводу бродников Плоскиню естественно, ибо сами "языци незнаеми".

АБ: И поведение тех жителей Новгорода-Святополча, что непонятно почему вышли навстречу татарам, преследующим бегущих с Калки русских… с крестным ходом! [9.1].

Ипатьевская Л: «Татары же, победившие русских князей за прегрешения христианские, пришли и добрались до Новгорода Святополчьего. Русские, не знавшие их коварств, вышли навстречу им с крестами, но они [татары] поубивали их всех. Бог, ожидая покаяния христианского, повернул и обратил вспять их [татар] на землю восточную, и воевали они землю Тангутскую и в других странах. Тогда же и Чаногиз, их каан, был убит тангутами. Их же [т.е тангутов] прельстивши и потом обманом же погубили. И прочие же страны они погубили - ратью, а больше всего лестью погубили» [7.1, т.2].

ЕТ: Как раз этот эпизод как раз и говорит о том, что пришли чужаки с иными принципами. Простые жители привыкли к феодальным войнам. Когда один князь победит другого, народ побеждённого принимает победителя как нового господина, выходит навстречу с крестами и хлебом-солью. Города переходят из рук в руки, но подобное не отражается в летописях, ибо явление обычное. А тут вдруг в летопись с возмущением: «Не по понятиям, беспредел!» Ибо необычно не поведение народа, а поведение победителей. Если бы была междоусобная война за власть или за владения, этого бы не было. К тому же вторжение неведомого народа рассматривалось как кара божья за грехи.

Вологодская Л: «По грехом нашим приидоша языци незнаеми… Татаром же победившим Рускиа князи за прегрешения христьянские» [7.1, т.26, с.66,69].

ЕТ: А грехи замаливать надо, крестным ходом, а не мечом. Кстати, аналогичная ситуация была и в Армении.

Киракос: «И распространилась о них ложная молва, будто они — моги и христиане по вере, [будто] творят чудеса и пришли отомстить мусульманам за притеснение христиан; говорили, будто есть у них церковь походная и крест чудотворный; и, принеся меру ячменя, они бросают ее перед крестом, [затем] оттуда все войско берет [корм] для лошадей своих, и [ячмень] не убавляется; а когда все кончают брать, там остается ровно столько же. Точно так же и с продовольствием для людей. И эта ложная молва заполнила страну. Поэтому население страны не стало укрепляться, а какой-то светский иерей, собрав прихожан своих, с крестами и хоругвями даже вышел навстречу им. И они предали их мечу — всех перебили» [4.1, ф.3].

АБ: Лично я вижу одно-единственное объяснение: над подскакавшими татарами развевались тенгрианские знамена с крестами, те самые, что у Аттилы [9.5].

ЕТ: Ещё не легче. 10 лет думал и додумался. Где же он такое знамя увидал? В раскопках нашёл, что ли… Хоть бы нарисовал.

АБ: Русский историк XVII века суммирует итоги этой войны так: «Татары после этой победы до основания разорили крепости и города и села половецкие. И все земли около Дона, и моря Меотского, и Таврики Херсонской (что после перекопания перешейка меж морями до сего дня именуется Перекопом), и вокруг Понта Евксинского, то есть Черного моря, татары под свою руку взяли, и тамо поселились» [9.1].
АБ: Андрей Лызлов писал, что татары именно после битвы на Калке разорили крепости, города и села половецкие, заняли земли около Дона, Азовского и Черного морей, возле Перекопа – и преспокойным образом там поселились. (На что, отмечу в скобках, русские князья не обращали внимания пятнадцать лет, не придав поражению на Калке совершенно никакого значения.) [9.5]

ЕТ: Вот что на самом деле пишет русский историк XVII века Андрей Лызлов.

Лызлов: «Татарове же по той победе твердыни, и грады, и селения половецкия до основания разорили. И вся страны около Дону, и моря Меотскаго, и Таврики Херсонския, еже до днесь от прекопания междумория называем Перекопом, и окрест Понта Евксинскаго, то есть Чорнаго моря, татарове обладаша и поседоша» [8.9].

НФ: Одна из таких крупнейших битв – это битва, в которой Батый (Батька?) нанес поражение войскам венгерского короля. Ее описание в точности повторяет описание знаменитой «битвы на Калке» (как сегодня считается – между «монголами» и «русскими») [9.2].

ЕТ: Что похожего? Только то, что монголы сначала отступали, а потом наступали? Так множество таких битв в мировой истории было. Под Москвой, Сталинградом и Курском вначале наступали немцы, а потом наши. Это что, всё одно и то же сражение? Местности разные? В битвах за Харьков наступали вначале наши, а потом немцы, и местность одна и та же. Одна битва датируется в 1942, а другая в 1943 г. Дубликаты?

Сравним битвы. На Калке войска сразу пошли в бой, под Пештом два месяца стояли. На Калке монголы вели арьегардные бои, на Сайо держали дистанцию. На Калке русские растянули силы, венгры держались компактно. На Калке был разгромлен авангард, который, отступая, расстроил другие войска. На Сайо монголы ночью окружили венгров, сосредоточенных в лагере. На Калке окружённым русским предложили выкупить свои жизни. На Сайо венграм был оставлен коридор для отступления с последующим параллельным преследованием. На Калке – бегство рассеянного войска, на Сайо отступление в течении 6 дней. Совершенно непохожие битвы.

Оглавление: http://www.proza.ru/2015/06/09/25

Источники и литература http://www.proza.ru/2015/06/09/104

Разведопрос: Клим Жуков о битве на реке Калке - YouTube






Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

«ВД»: ВС РФ поразили гостиницу с летным составом ВСУ у аэродрома в Днепре

Российские военные поразили гостиницу с летным составом ВСУ у аэродрома Авиаторское в украинском Днепре (Днепропетровске). Об этом сообщает Telegram-канал «Военное дело».Источники утвер...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить
  • И если хоть один, с мечом и со щитом, то римляне ещё не проиграли. Наука это когорта славных воинов! Не чета тупым варварам, лезущим с визгами испуганных шакалов под пресс подкованных копыт. Никакая фаланга полудурков не устоит перед мужеством римской научной аристократии. Орел Шестого легиона. Слава Зевсу, вечен Рим! https://www.youtube.com/watch?v=52KaYPQk3cc
  • Слава Богу! Хоть виновные найдены. ))
  • сдается мне, что автор имеет цель не чистота науки а посеять неприязнь русских к татарам, такие подробности татарки отрезали русским женщинам носы, прямо историки раскопали такие подробности, а крупные события остались в тени не заметили ... Много непонятного про непосильную дань, в то время хождения денег в Владимирско -Суздальском княжестве не было. Платить дань русские могли лаптями и квасом... что ли. И почему при таком жестоком иге строились города и храмы, в частности Москва. Автор засланец.
    • Klopik
    • 17 декабря 2018 г. 07:09
    :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • А как же быть со Китаем, который пал под гнётом ханьцев...? :-1: :-1: :-1: