Представления советской элиты о радиовещании 1920–1930-х годов.

1 1252

Выкладываю часть своей незащищенной диссертации, кому интересно.

В 1921 году увидел свет небольшой, но ставший знаковым текст поэта Велимира Хлебникова «Радио будущего» . В нем автор сформулировал своё видение радио, которое, – ещё без разделения на широковещание и радиотелеграф, – должно было помочь решить: задачу объединения человечества, передачу не только знаний, но и культурных достижений, просвещение и образование народа через радиоэфир .

Эти идеи в концентрированном виде передали особое отношение не только лидера авангардистов, но и многих других энтузиастов к будущему беспроводных коммуникаций на рубеже 1920-х годов. Хлебников уловил лишь основные ожидания общества от развития радио, которое, по выражению немецкого писателя И. Р. Бехера, в данную эпоху воспринималось не иначе, как «обыкновенное чудо» . Причины этого, как отмечала в своих работах Т. М. Горяева, кроются в уникальных свойствах канала звуковой информации, отделенного от видимого образа говорящего, для человеческой психики .

Особый культурный фон, окружавший радио к началу 1920-х годов, во многом предопределил отношение к нему представителей новой, советской власти не только в смысле использования в коммунистической пропаганде, но и в более широком ключе: как универсального канала связи, управления, агитации, образования и «окультуривания» населения.

Одним из первых лидеров большевиков, кто обратил внимание политико-организационные возможности радиовещания, стал В. И. Ленин. Он не единожды использовал радиостанции для воззваний к стране и армии, воюющим странам, для связи и переговоров . В своих письмах и разработанных при его участии документах Ленин высоко оценивал возможности радио как пропагандистского средства.

Ленин лично следил за работой Нижегородской радиолаборатории – первого в Советской России центра по изучению и производству радиотехники . Как председатель СНК он добивался финансирования этого направления в тяжелейшее для Советской России время, признавая за лабораторией «громадные услуги, которые она уже оказала, и громадную пользу, которую она может оказать нам в ближайшем будущем, как в военном деле, так и в деле пропаганды» . В 1922 году в письме И. В. Сталину Ленин доказывал: «…в нашей технике вполне осуществима возможность передачи на возможно далекое расстояние по беспроволочному радиосообщению живой человеческой речи…» , что представляет «безусловную необходимость как с точки зрения пропаганды и агитации, особенно для тех масс населения, которые неграмотны, так и для передачи лекций» . Идя дальше, касаясь развития радио внутри страны, В. Л. Ленин призывал: «В каждой деревне должно быть радио! Каждый волком и сельком, а также наши клубы при фабриках и заводах должны знать, что в определенный час им сообщат все политические новости, всё главнейшее в событиях дня, и таким образом наша страна должна будет жить повышенной политической жизнью, зная ежедневно всё, что делает, что осуществляет правительство, что свершается важнейшее, составляя общественное мнение по главнейшим вопросам» . Одним из самых знаменитых выражений, которые были растиражированы советскими СМИ, была фраза Ленина о том, что радио – это «газета без бумаги и «без расстояний, создание которой будет великим делом» . Его взгляды нашли отражение в программных документах советского радио, начиная с Декрета 21 июля 1918 года «О централизации радиотехнического дела» .

Л. Д. Троцкий – ближайший соратник «вождя мирового пролетариата» – также активно поддерживал новый вид связи. Как видный теоретик, он, выступая в 1926 году на съезде Общества Друзей Радио , расширил ленинские положения о радио как средстве пропаганды. Радио, по его мнению, не только вид связи, но и символ безграничных возможностей науки и техники . Троцкий концентрировал мысль на том, что радио – это научный и технический инструмент, и важно, как и кто его использует . Если в Америке на радиостанциях передаются церковные проповеди, то есть «радио служит орудием распространения предрассудков» , то в социалистическом государстве «наука и техника в целом будут, бесспорно, направлены против религиозных предрассудков, против суеверий, отражающих слабость человека перед человеком или перед природой» .

Задача радио, по мнению Троцкого, была в том, чтобы соединить разные части страны, ибо «нельзя всерьез говорить о социализме, не имея в виду превращения страны в одно целое, связанное разнообразными средствами связи» . Радио необходимо и для того, чтобы разрешить противоречия между городом и деревней, чтобы «деревня умела слушать город, как технически более вооруженного и более культурного старшего брата» . Более того, радио должно было стать инструментом для общения советских и иностранных рабочих и крестьян, чтобы, по словам Троцкого, «крестьянам жить коллективной жизнью трудящихся Европы и всего мира, участвуя в ней изо дня в день» .

Особое внимание теме уделяла Н. К. Крупская. Жена и ближайший соратник В. И. Ленина, в 1920-м году ставшая главой Главлитпросвета – органа, ведавшего всей агитационно-пропагандистской работой в СССР – она проявляла большой интерес к возможностям нового вида связи. По мнению Н. К. Крупской, радио должно было ускорить и упростить, сократив «канцелярскую волокиту», дело управления огромной территорией СССР – «сношения с местами» и «точность и своевременность директив» . «Стране, ориентирующейся на массы, - утверждала она, – радио необходимо как воздух для дыхания» .

Одной из первых Н. К. Крупская стала задумываться не только об общих задачах радиовещания, но и о передаваемом контенте. «Сейчас, с развитием радио и кино, – писала она, – открывается широкая возможность приблизить искусство к массе, но тем важнее проследить, что близко массе, что наиболее ее захватывает» . Радио, по её мнению, должно было стать «орудием духовного освобождения масс» .

Не оставались в стороне партийные деятели более низкого ранга, деятели искусства, военные и сами работники радиовещания. Так, в течение 1920–1930-х годов председатель ЦИК СССР М. И. Калинин (отмечавший «колоссальную роль радио в культурном просвещении масс, в деле смычки города с деревней» ), идеолог и глава антирелигиозной политики в СССР Е. М. Ярославский (провозглашавший в приветственном слове первой радиогазете, что «СССР является единственной страной, где пролетариат пользуется неограниченной свободой слова» ), народный комиссар почт и телеграфов А. М. Любович другие. Военный теоретик И. А. Халепский, в 1920–1924 годы бывший начальником Управления связи РККА, активно пропагандировал возможности использования радиосвязи и радиовещания в военных целях . П. М. Керженцев, председатель Радиокомитета при СНК СССР в 1933—1936 годы, в своих выступлениях подчеркивал роль «новых возможностей в области искусства», возникающих при использовании радио. «Литературный текст, – писал П. М. Керженцев, – может на радио получить какую-то добавочную художественную нагрузку, которую в других условиях получить нельзя» . Максим Горький выделял вопросы помощи радио «раскрепощению женщин» и созданию истории Гражданской войны . Кинорежиссер Д. А. Вертов предлагал «спасти радио от увлечения «художественной радиопередачей» в ущерб «слышимым фактам» . Литературовед П. С. Коган писал, что «во взаимодействии между личностью и массой радио открыло совершенно новые пути, которые обеспечивают одновременно и свободу творчества, и ясный ответ на запрос бесчисленной массы» .

На фоне многочисленных суждений о роли радио в обществе нетипичным выглядит малое число задокументированных высказываний И. В. Сталина. Например, в восемнадцатитомном собрании сочинений руководителя советского государства можно найти лишь несколько отрывков, косвенно связанных с радиовещанием. На XV съезде ВКП (б) в 1927 году Сталин предложил использовать кино и радио в качестве альтернативы доходам от продажи водки . Чуть позже, в 1934 году, выступая с докладом на XVII съезде партии, генеральный секретарь в числе отличительных черт нового облика деревни после коллективизации перечислил «клубы, радио, кино, школы, библиотеки, ясли» . Однако нельзя говорить о том, что у «вождя народов» не было своего взгляда на развитие радио, так как именно в сталинский период политика партии по отношению к вещанию приобрела последовательный, законченный вид. Т. М. Горяева отмечает ошибочность мнения о недооценке И. В. Сталиным роли и возможностей радио .

Подводя итог, можно говорить о том, что представители молодой советской элиты уделяли большое внимание радиоотрасли и связывали с ней ряд надежд и перспектив как для своей власти. На основе их видения в 1920–1930-е годы были определены функции и содержание советского радиовещания, сформулированы его задачи.

Отважные зачистили Очеретино и освободили Новобахмутовку, штурмуют Новокалиново, Семеновку и подходят к Керамику

Украинские военные аналитики публикуют новые карты, признавая полный провал ВСУ на Авдеевском направлении:➖«ВС РФ взяли Очеретино и Новобахмутовку, имели успех в направлении Керамика и в Семеновке».➖«...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Обсудить
  • Сплошная чреда идиотических местных радиостанций с ведущими уровня зазывална тур маршруты или перебранки на рынке. И полное отсутствие новостей, и рассказово жизни мира, местных органов власти, простой и доходчивой речи о том, чтотворится в стране. ЭТО ЭФИР - нынешнего режима. Полное разбавление мозгов. Это проект - развала страны...