Нововведение в редакторе. Вставка видео с Rutube и VK

Враг рода человеческого

5 5327

Богом быть, конечно, трудно. Но, может показаться, что дьяволом быть легче… Да и, вообще, существует ли такая персона?

Как персона – вряд ли, но подходящее явление или функцию подобрать можно. Причем, получится не один - их будет очень много, и они будут очень разные.

Самый тихий и, на первый взгляд, не очень опасный - это пассивный дьявол. Сидит себе такой тихоня в пункте приема цветных металлов, никого не агитирует, не принуждает, а легально и законно скупает все, что ему приносят. А несут, понятно, ворованный кабель или алюминиевые тазы и кастрюли с ближайших дач.

А вот активный дьявол действует более энергично. Вспомним, как некий граф Монте-Кристо пошел в таверну своего старого знакомого негодяя Кадруса и подарил ему очень дорогой перстень. И чем же все это для Кадруса обернулось? Убийством ювелира с последовавшей расплатой в виде каторги. Естественно, наш граф никоим образом не агитировал за подобные действия, в отличии, например, от коварного дьявола, который прямо предлагает людям тем или иным способом сожрать друг друга.

Например, телепродюсер добровольцам в «доме за стеклом» устраивает «игру на выбывание», пообещав победившей паре квартиру. Это напоминает голодных крыс в железной бочке, с той лишь разницей, что крыс никто не спрашивал, хотят ли они участвовать в таком эксперименте. В то время, как наши добровольцы пришли на игру именно по доброй воле, да, и потом могли бы уйти в любое время. Есть, конечно, никого не нужно, но квартира самая настоящая, вот участники и стараются, сохраняя видимость дружбы и взаимопомощи, ликвидировать соперников.

Эта ситуация коварна тем, что подменяется предмет выбора. Участники, осознавая определенную безнравственность ситуации, нашли способ перехитрить организаторов акции и договорились при любом исходе разделить приз на всех поровну, после чего игра стала просто игрою без всякого «людоедства». Считается – проблема в том, как перехитрить дьявола, но именно в этом и состоит коварство – если не получится, то можно сказать, что выбора не было, не желая при этом замечать открытую дверь для выхода из стеклянного дома и, вообще, из этой ситуации.

Как видим, все дьяволы ни в коей мере не лишают людей ни разума, ни свободной воли.

У религиозных психотерапевтов есть такая поговорка: «У Бога нет других рук, кроме твоих». Точно так же можно сказать и про дьявола. Что бы он не придумывал, в конце концов, любые гнусности человек делает сам, находясь в здравом уме, ясной памяти и по доброй воле; правда, не всегда соглашается это признать.

Тем более, что еще существует дьявол жестокий.

Вот с экрана телевизора старенький человек, бывший узник нацистского концлагеря, рассказывает, как заключенных заставляли делать автоматы для немецкой армии, и призывает зрителей, разделить с ним негодование по поводу фашистских палачей. Но фашисты и есть фашисты, что с них взять. Они приняли решение и за него поплатились. А вот негодование в их адрес может лишить нас возможности увидеть совершенно ясный выбор, стоявший перед узником. Ему предлагалось делать автоматы, чтобы фашисты убивали солдат Красной армии, идущих освобождать концлагеря, а, в случае согласия и выполнения производственного плана, полагалась миска лагерной баланды и жизнь на некоторое время. При отказе следовала смерть, но при этом немного приближался конец войне, и снижались потери у солдат – освободителей. И, самое главное, – узник не становился соучастником фашистских преступлений. Как видим, даже управляя внешними факторами, «жестокий дьявол», сам никаких автоматов не делает, разума никого не лишает и, разумеется, не собирается брать на себя ответственность за чей-то выбор. А выбор иногда бывает очень труден и, естественно, возникает искушение отказаться от личной свободы и ответственности за свои поступки. Если дьявол и совершает то, что люди называют «злом», то для него это - не самоцель, а всего - лишь инструмент влияния. Главное «зло» потом будет совершать искушаемый человек и лично нести за него ответственность.

Здесь не могу удержаться от цитирования бессмертного романа М. Булгакова. То место, где Маргарите на балу Сатаны объясняют, за что Фриде суждены такие мучения:

« – … Дело в том, что когда она служила в кафе, хозяин ее зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в землю. На суде она говорила, что ей нечем кормить ребенка.

– А где хозяин этого кафе? – спросила Маргарита.

– Королева, – вдруг заскрипел снизу Кот, – разрешите спросить Вас: причем же здесь хозяин? Ведь он не душил младенца в лесу».

Современное общество, пытаясь избавиться от козней врага рода человеческого, всячески ограждает своих граждан от искушений: запретив наркотики, надеется избавиться от наркоманов; ограничив доступ к оружию, ожидает снижения количества убийств, а также - путем всеобщей автомобилизации борется с конокрадством.

Все эти усилия абсолютно тщетны. Потому, что существует дьявол глобальный – это наш материальный мир, по отношению к которому человек – хищник, а к своему ближнему – конкурент. И жизнь в этом мире – непрерывный выбор. Собственно, для этого человек в этот мир и приходит. Оградить человека от выбора означает – лишить его возможности жить.

На эту тему есть одна занимательная книжка. Вот некоторые цитаты из нее:

«… наступила эпоха просвещения. Бессмысленные предрассудки прошлого отступили, и люди осознали свою подлинную суть. Прошли времена, когда величественные храмы посвящались человеческому воздержанию. Настала пора строить новые храмы радостной жизни и человеческих вольностей.

Противоестественно не иметь желания получать выгоду. Здесь действует закон: «Воздай другим то, что воздали они тебе». Например, если забота о ком-то доставляет вам удовольствие, то это чувство является той причиной, ради которой это стоит делать…»

А вот что там говорится о сексе:

«… Любому нормальному человеку свойственно иметь личные сексуальные фантазии или желания. Никто не имеет права осуждать это. Сексуальное самовыражение может быть разным. Допускаются любые формы сексуальности при условии, что она никому не причиняет вреда. Недопустимым считается любое сексуальное принуждение, влияющее на свободу выбора. Именно поэтому недопустимы такие преступления, как изнасилование, растление или связь с животными. При этом не является предосудительным любое нестандартное проявление сексуальной фантазии, если это нравится всем участникам. Нет более сильного наслаждения, чем то, которое достигается при полном взаимодействии с тем, кого любишь!»

Само собой, в книге есть и откровения. Вот некоторые:

– счастлив тот, кто верит в свои силы.

– никто никому ничего не должен. Мой враг тот, кто твердит: «Ты должен».

– ни одна убедительная ложь никогда не станет правдой для меня.

– я свободен от любых условностей, которые не ведут к земному благополучию и счастью.

– можете ли Вы полюбить зверя, который Вас убивает?

– любить того, кто тебя бьет, может только глупый барбос.

– не отвечает ударом на удар только трусливый пес.

– яростный отпор противнику вызывает его уважение и пресекает будущие нападения.

– жизнь – это благо, а смерть – это зло. Поэтому хорошо жить надо «здесь и сейчас».

И, наконец, девять заповедей. Вот первые восемь:

1. Потворство лучше, чем воздержание.

2. Реальные дела важнее бесплодных фантазий.

3. Лучше плохая правда, чем очень красивая ложь.

4. Нужнее оказывать почести достойным, чем тратить время на льстецов.

5. Никогда не прощай обиды врагам своим, отвечай ударом на удар.

6. Решительные действия лучше постоянных сомнений.

7. Не отказывай себе в удовлетворении своих природных потребностей.

8. Нет в мире грехов, есть разное отношение окружающих к разным событиям».

Может показаться, в книге нет ничего особенного – сплошные банальности, обычное изложение взглядов на жизнь общества потребления. На этих принципах основана идеология либерализма и ее главный документ – «Декларация прав человека».

Здесь самое время привести диаметрально противоположные взгляды другой философской системы. В основном это перечень запретов и предписаний без каких-либо прав:

– не люби еду, как источник наслаждения;

– не занимайся сексом вне брака (а заодно и онанизмом);

– не люби деньги;

– не гневайся ни на кого и ни на что;

– не печалься из-за потери важного, дорогого и близкого;

– не унывай, не впадай в депрессию и уж тем более не вешайся;

– не желай славы;

– не гордись своими достижениями.

Ну-ка представьте себе общество, в котором люди исполняют все эти предписания, причем не через силу, а по внутреннему велению души.

Рестораны банкротятся. Спорт чахнет, остается утренняя зарядка и пробежка для здоровья. Никто не стремится к деньгам, карьере и сексуальным приключениям. А родные и близкие жертв приезжих террористов не печалятся, не унывают и ни на кого не гневаются. Как-то все это не по-человечески. А, ведь, это перечень смертных грехов в православии, где, как в любой монотеистической религии, душа не просто важнее, она -единственное, что имеет цену, и для чего имеет смысл жить. А человек – это всего лишь средство, с помощью которого, воплощенная в нем душа может подняться на следующую ступень в своем развитии.

Но вернемся к нашей книге, пропагандирующей потворство своим разнообразным желаниям, а именно процитируем последнюю, девятую, заповедь:

9. Сатана – лучший друг сатаниста!

Да, именно так, потому что книга эта изданная в 1968 году называется «Библия Сатаны». Автор Ла Вей утверждал: «То, что Вы прочитаете, не всегда может прийтись Вам по нраву, но Вы прочтите! В этой книге содержится сатанинская мысль с истинно сатанинской точки зрения».

Можно, конечно, представить западный мир империей зла и согласиться с исламистами, считающими США главным сатаной, или, напротив, на основании изложенного в книге скорректировать существующие критерии добра и зла; а можно сделать поспешный вывод, будто такая функция, как дьявол, очень даже полезна. Тем более, что некто Мефистофель тоже поддерживает эту мысль: «Я часть той силы, которая вечно хочет зла, но вечно делает добро».

Практически каждый человек взаимодействуя с другими людьми, так или иначе влияет на их возможность выбирать. И каждый человек может стать дьяволом, а может и не стать. Как уже упоминалось, Богом быть трудно, но попробовать стоит. Надо всего лишь, в отличие от Дьявола, давать людям, за которых мы в ответе, такие испытания, которые они способны вынести.

Мне однажды довелось участвовать в проектировании системы безопасности крутого коттеджного поселка. Инвесторы, ознакомившись со сметой, ужаснулись. Ограда, видеонаблюдение, охрана выливались в круглую сумму единовременно, да еще и требовались весьма существенные текущие расходы. При этом выяснилось, что никакая охрана не спасает от киллеров или атаки террористов. Максимум, от чего она ограждает, так это от местных алкашей из двух ближайших деревень. К тому же эти потенциальные грабители всем известны, и их всего 5–6 человек. Получалось дешевле собрать этих экспроприаторов и отправить на Канарские острова отдыхать всю оставшуюся жизнь.

Но тут возникла идея, достойная самого «изощренного дьявола». Было предложено на проходной поселка поместить бочку с водкой и угощать этих алкашей с условием – пить на месте и без закуски. Автор идеи, в свое время глубоко изучивший вопрос, заверил, что больше трех месяцев никто не протянет. Формально план выглядел очень привлекательно – расходы копеечные и всё абсолютно законно: водка с акцизной маркой и насильно никто пить не заставляет. И, хотя инвесторы не представляли собой образцы смирения и добродетели, но оценили предложение, как жестокое и безнравственное. Это при том, что предыдущая система охраны предполагала возможность затравливания собаками перелезшего через забор воришку.

Или: вот взгляд на новейшую историю России, с религиозной точки зрения. Дьявол предложил народу России: «Вам надоели запреты, вам надоело слово «долг»? И правильно, вы свободны и никому ничего не должны, возьмите судьбу в свои руки и получите весь мир; и сто сортов колбасы в придачу».

И Бог разрешил нам приобрести этот опыт, оградив, конечно, от необратимых последствий. А сейчас дает возможность вернуться на путь служения и долга, само собой, никого ни к чему не принуждая. Потому что долг и служения предполагают наличие свободной воли.

Примерно так же дошкольная педагогика рекомендует воспитывать детей. Ребенок тянется к блестящему утюгу. Разрешить – будет сильный ожог, не разрешить – не узнает, что такое горячо. Есть, однако, решение, достойное Творца. Утюг надо все-таки дать, только нагреть его так, чтобы было горячо, но переносимо. Перед этой акцией обязательно предупредить, а потом утешить. В итоге: ребенок расширит свои представления о мире, узнает значение слова «горячо», а также убедится, что взрослые его любят, и впредь к их советам полезно прислушиваться.

Так что Богом быть хотя и трудно, но можно.

Что интересно, подобным образом знакомят с окружающим миром детенышей волки, давая им посильные задачи и перехватывая инициативу в случае реальной угрозы.


Невоенный анализ-59. 18 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Пропавший шесть лет назад и признанный погибшим немецкий миллиардер нашелся в Москве

Просто забавная история со счастливым концом для всех: Немецкий миллиардер, владелец и директор сети супермаркетов Карл-Эриван Хауб шесть лет назад был признан на родине погибшим. Он загадочно ...

Обсудить
  • Ты, Homo sapiens, не стал Ни Человеком, ни Разумным. Так и заполз на пьедестал Полузверьём полубезумным…
  • Приглашаю Вас стать соавтором журнала "Народный Контроль"! :collision: :collision: :collision:
  • Хорошая статья.только вот выбор всегда один и тот же.Остаться обезьяной или стать человеком. :hand:
  • :thumbsup: