Лодка как атрибут похорон и перехода в загробный мир у разных народов. Лодочные захоронения в Евразии.

2 4038

Представления о лодке, или корабле как об инструменте перехода в загробный мир, судя по всему, были присущи многим народам Евразии. И, видимо, восходит это к каким-то общим, очень древним, базовым верованиям индо-европейцев.

Предлагаю собрать вместе разные примеры проявления этих верований.

1. На лодке в загробный мир через реку смерти переправляет покойников специальный проводник во многих индо-европейских религиях. Все мы хорошо помним про Харона, который перевозит умерших через Стикс, Ахерон или Лету в греко-римской мифологии. Припоминаю, были и другие подобные герои - не плохо бы их всех собрать вместе.

2. Из энциклопедии "Мифы народов мира" авторства Вячеслава Иванова и Владимира Топорова о славянском слове "навь". Вот, что в ней сообщается:

Навь

(др.-рус. «навь», от слав. *nаvь, из индоевроп. *nаНu-, вид погребального обряда), в славянской мифологии воплощение смерти, первоначально связанное, по-видимому, с представлением о погребальной ладье (индоевроп. *nаНu-), на которой плывут в царство мёртвых. Общеславянским является также представление о навьей косточке, которая считается причиной смерти и сохраняется в разлагающемся трупе: старочеш. kost návná, чеш. návni kost (ср. литов. navi-kaulis, «навья косточка», латыш, náves celinš, «роковой знак на лице ребёнка», - свидетельства балтославянских истоков этого представления). Родственное Н. имя самостоятельного божества - Nya в списке польских богов у Я. Длугоша (15 в.), отождествляемый с римским Плутоном. У других славянских народов к представлениям о Н. восходят целые классы мифологических существ, связанных со смертью: украинские навки, мавки, болгарские нави - злые духи, двенадцать колдуний, которые сосут кровь у родильниц. В «Повести временных лет» эпидемия в Полоцке приписывается мертвецам, скачущим на невидимых конях по улицам: «навье бьют полочаны». У восточных славян существовал особый Навий день, день поминовения умерших, позднее приуроченный к последнему четвергу великого поста (укр. Навский велик-день, Мавський великдень, Мертвецький велик-день; соответствующий день в балтийской традиции приходится на осень - см. в ст. Велс).

Лит.: Eckert R., Zum Problem der baltisch-slawischen Sprachbeziehungen, «Zeitschrift fur Slawistlk., 1972, Bd 17, Н. 5.

В. И., В. Т.

Таким образом, славянское слово "навь" является однокоренным латинскому "navis" (корабль) от которого, в свою очередь происходят такие слова как "навигация" и английское "navy" (флот).

3. cо ссылкой на Борзунов В.А. поделился следующей информацией об Ананьинском могильнике, расположенном в Прикамье и среднем Поволжье:

АНАНЬИНСКИЙ МОГИЛЬНИК

Первый исследованный пам. ананьинской культуры (общности) раннего железного века Прикамья и Ср. По-волжья. Датируется VI-IV вв. до н.э. Респ. Татарстан, Елабужский р-н, лев. берег р. Тоймы - пр. приток р. Камы, близ дер. Ананьино. Занимает песчаный холм диаметром около 200 м, высотой около 4 м. Открыт в конце 1850-х И.В.Шишкиным - отцом великого рус. худ. И.И.Шишкина. Неоднократно подвергался раскопкам, большей ч. бессистемным. Ныне значительная ч. документации раскопок XIX - нач. XX в. утрачена. Коллекция вещей (ок. 1500 единиц) рассредоточена по росс. и зарубежным муз.

Погребальный обряд А.М. имеет ряд общеананьинских, а также специфических черт. Оригинальны две могилы VI-V вв. до н.э. под "курганами". В насыпи под самым богатым мужским погребением (так наз. "могила вождя") находилась выложенная плитами яма, имевшая вид лодки (около 5,2x2,7x0,9 м). "Ладья" состояла из двойного, а на дне - из тройного ряда плит, нижний из к-рых прилегал к сгнившим доскам.

В заполнении ямы и между плитами найдено много угольков, пепла и обожженных косточек - следы заупокойной тризны. Под каменной лодкой находилась прямоугольная могила с отвесными стенками и плоским дном (около 2,6x0,3 м), в к-рой был захоронен мужчина с богатым сопровождающим инвентарем (серебряные и бронз. украшения, бронз. секира-клевец, жел. наконечник копья, нож, каменный оселок, кремневые наконечники стрел, берестяные "футляры" и т.д. и заупокойной пищей (глиняный сосуд, кость быка). Здесь же лежали обломки каменных плит, в т.ч. одна с орнаментом. Дно могилы было покрыто тонким слоем пепла и угля.

Погребальный обряд ананьинцев характеризуется, как кремацией (трупосожжение), так ингумацией (трупоположение). Особой чертой ананьинских могильников становятся захоронения в 'домиках мёртвых' - деревянных срубных конструкциях, имитирующих дом, который возводился над могилой или несколькими могилами. Захоронения совершались близко к воде и ногами к реке, что указывает на тесную связь воды и представлений о стране мёртвых. Вода для них представлялась как 'дорога смерти' или была местом расположения мира мёртвых.

Как видим, на Волге и Каме соответствующие представления и обряды процветали более чем за тысячу лет до широко разрекламированных в наше время, средневековых скандинавских обычаев. Несмотря на господство идеи, что в указанный период эти земли населялись финно-уграми, на самом деле, в данных частях Восточной Европы присутствуют явные следы и древнего индоевропейского населения. И кем по языку  были представители указанной культуры, а также чьим верованиям они наследовали, независимо от своего языка - это далеко не праздные вопросы.

4. Ещё одним заметным примером воплощения этих верований являются, конечно, обычаи лодочных захоронений и кремаций в кораблях, процветавшие в ранне-средневековую эпоху на Балтике и по-соседству с ней. Помимо широко распиаренных скандинавских обычаев, указанные нормы массово практиковались и в землях балтийских славян. Приведём ссылку на подробное описание подобных ритуалов на южном берегу Балтики. И их, на самом деле, изучено тоже немало. Об этом смотрите здесь: Захоронения в ладье у балтийских славян. Отметим, что датироваться эти примеры могут с 8 по 12 век.

Здесь же напомним о весьма любопытных описаниях, выполненных во время путешествия по Волге арабским автором Ибн Фадланом, лично поприсутствовавшем при ритуале кремации знатного руса в ладье. 

5. На некоторых островах современной Индонезии до сих пор процветает обычай кремации усопших (особенно это относится к представителям знати, которая культурно находилась под сильным индийским влиянием) в кораблях. Эти обычаи также могут, видимо, восходить к древним обще-индоевропейским представлениям. Для данного обряда похорон строятся достаточно большие лодки, которые воздвигаются, зачастую, на очень высокие дровницы. Также приносятся обильные жертвы - скот, различная еда, цветы, деньги, утварь и т.д. и т.п. В целом, обряд весьма напоминает описания Ибн Фадлана. Причём подготовка к действу, иногда занимает до нескольких лет. А тело усопшего, при этом пытаются сохранять нетленным. У Фадлана мы также помним упоминание, хотя и не настолько длительной, но всё же, продолжительной по времени подготовки к ритуалу, во время которой тело руса подвергалось какой-то консервации.

6.  о лодочных захоронениях у осетин:

С.А. Яценко (1998) приводит еще несколько примеров сарматских погребальных традиций, хорошо документированных даже спустя 2000 лет у этнографических осетин: 1.Гробы в форме лодок. Они известны еще в раннесарматское время. К.Ф. Смирнов в одной из статей подробно описал такой детский гробик-лодочку, сшитый из коры и окрашенный в красный цвет (могильник Герасимовка III в Южном Приуралье) (Смирнов К.Ф., 1966, с. 37). Подобные гробы бытовали у осетин еще в XVIII-XIX вв.; они найдены, например, в знаменитом «Городе мертвых» у селения Даргавс (Тменов В.Х., 1979, с. 45, 47). В позднесредневековой осетинской «Поэме об Алгузе» говорится, что умерший царь «оставил нас без покровителя, а сам сел на золотую лодку» (Поэма об Алгузе, 1993, с. 52).

И ещё информация об их же лодочных захоронениях:

При изучении захоронений было найдено немало различных предметов, относящихся к разным историческим эпохам. Самые удивительные из них - это "лодки". Во многих захоронениях останки лежали в выдолбленных из дерева колодах, которые по своему виду напоминали лодку, ладью. Погребение в ладье - факт, не отмеченный у соседних народов. Ладьи находили в Даргавсе неоднократно, а около одной из них было даже положено... весло! Зачем оно в заоблачной выси, где самые крупные речные потоки абсолютно несудоходны?

Как, видим, вот ещё один и-е народ, придерживавшийся подобных традиций, причём корни их обычая уходят в глубокую, ещё не кавказскую древность.

Вот вам и лодочные захоронения, а также кремация в лодках, как "этноопределяющий признак скандинавов".

7. о наличие захоронений в форме лодки, а также надгробных памятников в виде весла у предков тохаров, обитавших на северо-западе современного Китая около 2000 г. до н.э. Их потомки, тохары являлись, как и они сами, в расовом отношении, светловолосыми европеоидами, а также индо-европейцами по языку. Они были известны спустя примерно 3000 лет после данных своих пращуров, захоронения которых обнаружены в пустыне Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. В данном случае, у нас имеются даже фото.

Кладбище в местечке Синьохе, на котором обнаружены указанные погребения:

Захоронение в виде лодки:

Деревянный надгробный памятник в виде весла:

8. Теперь снова Европейская Россия, северная её часть, бассейн реки Вечегды (Коми, Архангелогородская область): В 1961 на Выми возле д.Весляна был открыт могильник, получивший название Веслянского I, в течение длительного времени остававшийся уникальным явлением в археологии ЕСВ. В 1970-1990-е были открыты другие аналогичные могильники. Их появление было связано с приходом в с.I тыс.н.э. в бассейн Вычегды - в процессе "великого переселения народов" - новых групп населения, исходной территорией обитания которых были лесостепные и степные пространства Южного Зауралья. Это были воинственные племена степей, резко отличающиеся по культуре от местного населения. Памятники пришлого населения представлены могильниками, содержащими как грунтовые, так и погребения под невысокими курганными насыпями. Они расположены, как правило, на коренных террасах вдоль водоёма. Курганные насыпи округлой или овальной формы высотой 10-30, изредка 50 см, обычно окружены канавками-ровиками или ямами. Под насыпями чаще всего содержалось одно, реже - два погребения, иногда от трёх до шести, а также впускные захоронения. Они совершались как в простых могильных ямах, так и довольно сложной конструкции и различных размеров. Длина их варьирует от 98 до 270 см, ширина - от 40 до 180 см, глубина - от 20 до 72 см. В погребениях встречаются остатки срубов, гробовищ, выдолбленных колод. НЕКОТОРЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ СОВЕРШЕНЫ В ЛОДКЕ. Одной из характерных особенностей погребального обряда было использование бересты для внутрипогребальных конструкций. Погребальные камеры также перекрывались берестой, а в некоторых случаях - плахами. Большинство погребений совершено по обряду ингумации. Костяки ориентированы головой к реке, с запада на восток с некоторыми отклонениями. (...) В культуре пришлых групп населения прослеживаются сарматские традиции. Многие предметы, в т.ч. такие выразительные и специфические детали погребального обряда, как золотые и серебряные наротники и наглазнцки, находят аналогии в древностях Северного Причерноморья, в частности, мавзолее Неаполя Скифского. Вероятно, пришлые группы населения были немногочисленны. Они постепенно растворились в среде местного населения.(История промышленного освоения Коми)

9. Бассейн реки Печора (Коми): На Шиховском могильнике археологи нашли захоронения людей в лодках, похожие на кладбища древних предков скандинавов, бронзовое литье пермского и скифского звериного стиля, бронзовое и железное оружие, древнегреческое зеркало, чашу из человеческого черепа. «В этом бору есть археологические памятники самых разных эпох – от неолита до средневековья, — отметил И.Васкул. – Мы нашли в его противоположных концах мастерские с остатками металлообработки. Надо вскрывать всю территорию сплошными площадями». (Пещерные стоянки и святилища древних людей, жилища каменного века, могильники и городища средневековья могут войти в число 11 чудес Коми, считают сыктывкарские археологи).

10. Южная часть европейской России, бассейн Дона, снова кочевники:

"В 1991 г. экспедиция Государственной дирекции охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Воронежской области проводила охранные раскопки курганной группы, расположенной на водораздельном плато рек Дон и Старая Калитва (правый приток р. Дон) у западной окраины с. Старая Калитва. При исследовании кургана № 1 в его насыпи было обнаружено впускное позднекочевническое погребение № 3. (...) Могильная яма имела в плане линзовидную с усеченными концами форму (рис. 1,1). Длина ее 2,25 м, ширина 0,87 м. Глубина могилы от вершины кургана 1,6 м. (...) Северо-западная стенка погребения разрушена норами.Вдоль остальных стенок сохранилась облицовка, выполненная из дерева толщиной около 1,5 см. (...) С северо-восточной стороны к яме примыкала ступенька, вырезанная в материковой глине высотой до 40 см от дна. Длина ее 1,7 м, ширина до 0,4 м. На ступеньке обнаружены остатки костяка низкорослой лошади, положенной вдоль погребения передней частью на юго-восток (...) На дне могильной ямы были обнаружены остатки плоскодонной лодки. Днище ее изготовлено из одной доски толщиной до 3 см, длиной 1,68 м и наибольшей шириной в средней части 22 см. В плане оно имело форму сильно вытянутой линзы. Борта лодки изготовлены из плотной древесной коры или дерева толщиной 1,5 - 2 см. Сверху они расширялись так, что по срезу борта,на высоте 30 см, длина лодки составляла 1,94 м, а ширина в средней части - 50 см. На дне ее был найден сильно потревоженный норами животных скелет женщины, положенной вытянуто на спине головой на юго-восток (...) восточная ориентировка погребения, нахождение рядом с покойником остатков коня или его частей, положенных в анатомической последовательности, роговидные детали украшения головного убора, позволяют достаточно уверенно включить данное захоронение в число половецких памятников XII - XIV вв. [1, с. 173,179; 4, с. 147]. Особого внимания заслуживает факт захоронений умершего по половецкому обряду, но в лодке, до этого нигде не зафиксированный. Возможно, в данном случае мы имеем дело с представителем так называемых "бродников"." (К. Ю. Ефимов (Воронеж) ПОЗДНЕКОЧЕВНИЧЕСКОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ В ЛОДКЕ У СЕЛА СТАРАЯ КАЛИТВА)

11. Много примеров погребальных обычаев и верований, связанных с лодкой, разной степени близости к лодочным ингумациям и кремациям, засвидетельствованных у всевозможных народов Сибири и Дальнего Востока - от приуральского запада до Приморья. Эти представления и обычаи указанным народам, на мой взгляд, могли принести, вездесущие индо-европейцы (об обитании которых, в своё время, по Южной Сибири - до Алтая и Байкала, и даже, видимо, дальше, известно). Хотя, что-то подобное, могло, вероятно, сформироваться у них (хотя бы частично) и самостоятельно. Однако, лично я подозреваю в качестве основных причин появления этих верований, как минимум у части из них, именно контакты с индо-европейцами:

Таким образом, река в связи с миром мертвых выступает у народов Сибири в двух планах. Первый из них — это рекадорога, второй — рекапреграда. И в том, и в другом случаях она отделяет мир живых от мира мертвых, но рекадорога осмысляется как связующее звено, в то время как рекупреграду необходимо преодолеть для того, чтобы попасть из одного мира в другой. Эти представления четко привязываются к двум вариантам членения Вселенной: в первом случае это горизонталь, во втором — вертикаль. То, что река представляла собой путь в мир мертвых, имело и реальное воплощение: у многих народов летом на кладбище гроб везли на лодке. Это зафиксировано у северных [Соколова 1971: 229;Кулемзин 1984: 141] и восточных — салымских (последние связывают вместе два пятиметровых обласка, в которых едут еще и родственники умершего, остальные же садятся в другую лодку [Федорова 1996: 107]) и ваховских (в лодке с умершим было двое стариков, остальные ехали впереди на трех лодках и везли посуду, столик, продукты, бересту [Соколова 1971: 232]) хантов, а также у манси. (...) По этнографическим материалам, на территории Западной Сибири обычай везти умершего на кладбище в лодке особенно четко выражен у нарымских селькупов. Даже если человек умирал зимой, его подвешивали к деревьям и держали так до вскрытия рек, а затем везли на кладбище ногами по течению на долбленой или берестяной лодке, причем живые должны были ехать на отдельных лодках, иначе, как считалось, с ними могли произойти какие-либо несчастья [Пелих 1972: 66–67; Лебедев 1980: 154, 158]. На лодке везли летом покойника и кеты [Алексеенко 1980: 163]. Использование лодки для транспортировки покойника можно считать характерным для населения таежной зоны Западной Сибири, где наиболее ярко выражены представления о реке как связующем звене между мирами.(...) Обычай везти покойника на лодке зафиксирован также у народов Приамурья и Приморья. У нивхов Сахалина на лодке к месту сожжения везли утопленника. Эту лодку потом там и оставляли [Смоляк 1980в: 197]. Лодку помещали также у «дороги» из заостренных палок, которая вела от места сожжения к воде. Ульчи тоже везли утопленника на украшенной стружками лодке, которую потом оставляли на могиле [Смоляк 1980е: 186; Березницкий 1999: 65]. (...) Важным элементом погребального обряда, указывающим на связь с рекой, является использование в качестве гроба лодки. У северных хантов умершего клали в разрубленную поперек лодку (соответственно гроб имел то же название, что и лодка — хоп или йинкманты хот — «по воде идущий дом» [Кулемзин 1984: 140]). Другой вариант лодкигроба отличался тем, что у нее обрубали корму и нос, которые закрывали в прошлом берестой, позднее — досками [Соколова 1971: 229]. Он был характерен для многих групп обских угров, но особенно часто в таких гробахлодках хоронили северные ханты и манси (...) В лодках хоронили своих умерших нанайцы, ульчи, негидальцы (...) Лодка или плот присутствовали в погребениях эвенков. (...) Интересно, что в лодках хоронили и некоторые «неречные» народы. В частности, такие погребения (считающиеся исключением)зафиксированы у ненцев Сюнейсале (на берегу Оби, недалеко от Ярсале). В тундре же встречаются захоронения под лодкой [Грачева 1971: 254–255; 1983: 145]. Наконец на р. Алазее было обнаружено юкагирское женское погребение в лодке. Лодка состояла из пяти тонких досок, нос был скреплен кожаной веревкой [Васильев 1994: 20]. " ( Е.Г. Федорова РЕКА В ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ НАРОДОВ СИБИРИ)

Как видим, представления о лодке как о погребальном атрибуте (и шире - связующем звене между мирами) можно смело охарактеризовать ГОСПОДСТВУЮЩИМИ чуть ли не по всей территории Евразии (по крайней мере той её части, куда доходили индо-европейцы). От греко-римского мира с их Хароном и Летой, до Северного Урала и Волги; от Скандинавии и района Балтики до Индии и Индонезии; от Центральной Европы до Китая и Приморья. А крики норманистов о соответствующих обычаях, как о чисто скандинавских (описания в сагах и т.д.) видимо, несколько чрезмерны и связаны с их общей недостаточной осведомлённостью.

источник






Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup: