• РЕГИСТРАЦИЯ

История застывшая в камне!

sugochka
собака лает , караван идет
17 марта 21:38 2 4217

 Человек сидел у большого камня и терпеливо выстукивал что-то на его коричневой глянцевой поверхности. Солнце светило ему в спину, и тень ложилась на свежевыбитые изображения. Человек был очень сосредоточен и старателен, видимо стремясь как можно точнее передать задуманный образ…

Спустя тысячелетия потомки назовут такие рисунки каменными писаницами или петроглифами. И однажды к вечеру, когда солнце, спускаясь к горизонту золотит гладкие валуны, заглаженные ледником, сюда придут люди, чтобы рассмотреть становящиеся в лучах заходящего солнца контрастными еле заметные удивительные изображения…

В чем притягательность петроглифов? Почему эти, на первый взгляд, примитивные рисунки, привлекают наше внимание, почему поиск и находка чуть видных черточек и линий на поверхности камней вызывает в нас cтоль живой интерес, а иногда становится занятием, от которого просто не оторвешься?

     Мы видели рисунки на камнях в музейных экспозициях, прорисованные и подкрашенные, восстановленные специалистами… Аккуратные таблички в музеях рассказывают, где, когда и кем были обнаружены те или иные находки. Почти все посетители на краткий миг равнодушно пробегают глазами по примитивным фигуркам людей, зверей и непонятных символов и спешат дальше к ярким и впечатляющим экспозициям с интерактивными эффектами. Это происходит потому, что эти рисунки уже не живут, вырванные из контекста — из природной среды, из места, где они соседствовали с другими камнями, с рекой, с холмами, где на них светило солнце, лил дождь, обдувал ветер, места, где витает в воздухе память десятков и сотен поколений людей, живших среди этих камней и оставивших на них свои изображения…

Долина реки Цагаан, подножие горы Шивээт-хаирхан

Камни почти вечны. По сравнению с человеческой жизнью. Но со временем даже камни превращаются в песок под ногами. «Заглянуть за кулисы времени…» Конечно, это звучит несколько пафосно, но именно так можно назвать путешествие в мир алтайских петроглифов или писаниц, как их еще называют. Эти камни — медленно разрушаемая временем библиотека или галерея, хранящая память о людях, живших на земле тысячи лет назад…

Именно петроглифы — самые древние свидетельства жизни человека на земле, дошедшие до наших дней. В разных уголках земного шара древние люди естественно выбирали для своих рисунков ровные, гладкие поверхности камней или небольших скал. Порода камней — самая разная: граниты, песчаник, известняки, гнейсы, мрамор… В Монголии петроглифы чаще всего встречаются на скалах и валунах, отполированных прошедшим здесь много тысячелетий назад ледником. Гладкая поверхность камней со временем покрылась будто темно-коричневым лаком. Это так называемый «пустынный загар» — соляная корка очень прочная и блестящая под солнечными лучами. Изображения, выбитые на таких камнях очень хорошо заметны, так как они значительно светлее фона, и долго сохраняются.

     В наших экспедициях в Монголию, мы называли между собой плоские, удобные для изображений поверхности камней «экранами» или «телевизорами». Тысячелетия эти природные экраны показывали потомкам эпизоды из жизни своих «операторов» и «режиссеров». На экранах появлялись удивительные животные: олени с неестественно завитыми рогами, горные козлы – гочи, целые сцены охоты, нападения волков на пасущихся животных, — этакие «Animal Planet», «Discovery» и «National Geographic» седой древности… Потом историки–специалисты предложат свое, космогоническое обоснование выбора именно этих животных для использования в качестве тотемов и символов. И мы увидим точно таких же оленей с витыми рогами на оленных камнях далеко, в сотнях километров от алтайских галерей петроглифов. Одно и тоже изображение, словно рука одного мастера старательно высекала линии на гранитной поверхности! На оленных камнях встречали мы и изображения козлов-гочей… На изображении, венчающем стелу Кюль Тегина в Хошо Цайдаме, тоже высечен Гоч.

На фото: различные стили изображения оленей. Справа — стиль, используемый в оленных камнях

Знак Гоча(козла) в верхней части стелы Кюльтегина в Хошо-Цайдаме.

Наша поездка в этот мир петроглифов была запланирована заранее, и мы готовились окунуться в него, уже имея опыт продолжительных экскурсий по Гобустану на Кичик-даш, Беюк-даш и Языллы тепе. Мы видели наскальную живопись на прибрежных скалах в Дюбяндах. Наши друзья познакомили нас с петроглифами Скандинавии в окрестностях Осло, Ставангера, Сандефьорда. В поисках ответов на наши вопросы, мы перечитали большое количество книг, публикаций, просмотрели не один десяток видеосюжетов. Особую помощь нам оказали книги И.М.Джафарзаде «Гобустан. Наскальные рисунки» и В.Д.Кубарева, Д.Цэвэндоржа и Э.Якобсон «Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура». Благодаря последней книге, любезно одолженной нам на время поездки нашими монгольскими друзьями, мы не потеряли время на поиски древних петроглифических «галерей» в этих суровых, труднодоступных местах. Петроглифы здесь были обнаружены совсем недавно, и в течение десяти лет (с 1993 по 2003 гг.) здесь работала совместная монгольско-российско-американская экспедиция, обнаружившая свыше десяти тысяч петроглифов на береговых террасах рек Цагаан-Салаа и Бага-Ойгур. Ощущения первозданности и первопроходства очень сильно подстегивали нас, эмоциональный подъем заставлял нас работать с огромным удовлетворением и энтузиазмом.

Озеро Хотон-нуур, на берегу которого находится холм с большим количеством петроглифов.

Мы знаем, где чаще всего располагаются рисунки. Как правило, — это юго-восточные склоны скалистых холмов, – сюда больше попадает солнышко, здесь теплее и уютней. Сажусь на камень, разглядывая «экран», повествующий об удачной охоте, а может быть это — руководство по охоте на быков, своеобразная наглядная инструкция? Собаки или волки окружили быка или оленя. Охотник-мерген стреляет из лука, дальше -непонятный зверь столкнулся с волком нос к носу… Что это, просто картинки из древней детской книжки? А вот — неопознаный объект похожий на летательный аппарат изображен в верхнем углу… Удивительно, что расходясь друг от друга довольно далеко по многочисленным скальным террасам и промоинам, мы находим и фотографируем часто одни и те же рисунки, да еще и в одинаковых ракурсах. Почему так? Это — наше единовосприятие, или сами изображения диктуют единственно правильный вариант?

Наша первая встреча с монгольскими петроглифами состоялась в июле 2011 года в окрестностях горы Их-Тэвш-Ула(N44°40´ E102°22´) в Гобийском Алтае.

      «… А позже Хурле привез нас к холму, усыпанному камнями очень темными, местами гладкими, как отполированными, а некоторые были как пемза. Цвет — темно-коричневый, будто обожженный. Эта «лаковая» корка на камнях называется «пустынный загар». А на камнях – наскальные рисунки, вернее, выбитые изображения. Много. Мы провели там около 3 часов, переходя от камня к камню и снимая… Причем, все это происходило при очень сильном, холодном ветре. Отсняли очень много, хотя иногда у нас появлялись сомнения относительно древности некоторых изображений…»

В самом деле, чаще рисунки бывают упрощенными, угловатыми словно нацарапанные неумелой или детской рукой, но иногда столь совершенные и изящные, что невольно начинаешь сомневаться: уж не современный ли художник решил подшутить над исследователями и путешественниками? Хотя, и в наше время вряд ли найдется много людей в этой пустынной местности, способных так искусно и умело, с таким знанием животного, изобразить его на камне.

Ученые пользуются различными методами систематизации наскальных рисунков по различным признакам. Один из способов — это общая периодизация по хронологическому принципу:

1) петроглифы каменного века;

2) эпоха бронзы — 15-12 века до н.э. и раннее железо;

3) гуннское время 1 в до н.э. — 1-2 вв.н.э.;

4) тюркское время — 7-8 вв. н.э.;

5) киргизское время — конец 9 в.н.э.;

6) монгольское время — 13-14 вв. н.э.

С точки зрения техники исполнения: долбленые, процарапанные-«гравировка», выбитые и «протёртые»рисунки. По тематике изображений: зооморфные, антропоморфные и абстрактные.

На фото: разная техника исполнения петроглифов

Как утверждают специалисты, в районе расположения знаменитых монгольских галерей петроглифов за последние 10 тысяч лет климат практически не претерпел кардинальных изменений, всегда оставаясь достаточно благоприятным для жизни людей и животных. Правда, в древнее время он был более влажным и мягким, но постепенно становился суше, усилился континентальный характер (зимы стали суровее, лето — жарче), что, естественно, привело к постепенным изменениям в животном мире. Но, несмотря на изменения климата, люди продолжали проживать в одних и тех же долинах, урочищах и на речных террасах на протяжении многих тысяч лет, о чем свидетельствует очень высокая плотность петроглифов, а также различные археологические находки.

Из дневника: 25 июня 2012 года, понедельник, день 17-й. Долина рек Бага-Ойгур и Цагаан-Салаа (N49°20´ E88°21´) .

«…Вечерело. Опять сверившись с навигатором, Энхэ остановил машину у каменной россыпи, переходящей вдали в скальный массив. С загадочным видом сказав: «Здесь»,- он вылез из машины и пошел в камни. Мы не долго думали, догадались почти сразу: «Петроглифы!» И на самом деле. Куча! Вся долина! Километры камней разной величины, особого вида – словно их поверхность в мягком еще виде выровняли скребком, а потом прожарили при высокой температуре. Гладкие, поблескивающие грани камней темно-коричневого цвета так и просят: нацарапай что-нибудь. Замечательно! Бегали от камня к камню, призывая друг друга, когда находили что-нибудь совсем уж выдающееся. И снимали, снимали!

Оторвались от этого с трудом, потому что уже совсем вечерело, а нам еще предстояло ехать до места, намеченного для стоянки. 

     Эта наша первая встреча с петроглифами в 2012 году была очень богатой на замечательные находки. Мы набрали огромное количество фото и видеоматериала, снимая с разных расстояний и ракурсов рыбу и птицу, сцены охоты и коитуса, повозки и камень, расписанный древним «Леонардо да Винчи», где изображения животных поразили нас необычным изяществом линий. Огромное количество быков (как считают ученые, именно изображения быков были самыми первыми. Подобные изображения встречаются очень часто в петроглифах по всему миру) и козлов (на Алтае их называли янгиры, у тюрков — коч или гоч), верблюды, олени, кабаны и волки, и так и непонятые нами рисунки (иногда из-за плохой сохранности, а иногда, вероятно, из-за нашей слабой силы воображения). Вечером, при свете фонарика мы долго листали книгу В.Кубарева, отыскивая среди иллюстраций найденные нами в этот день петроглифы и намечая места, где нужно побывать на следующий день…

Из дневника: 26 июня 2012 года, вторник, день 18-й.

«Встали в 5:40(!) Быстро собрались, позавтракали и поехали обратно. Пограничники на заставе очень удивились, увидев нас опять, но документы опять исправно проверили, а потом мы попробовали разузнать у них, где еще есть петроглифы. Обсуждение было очень живым, к нему присоединилось еще несколько человек. В общем, как мы поняли по удовлетворенному лицу Энхэ, переговоры были плодотворными, за что мы презентовали пограничникам наш набор открыток «Исторические памятники Азербайджана».

… отъехав от заставы несколько километров, делаем первую остановку. И тут мы застряли до обеда…

После обеда и небольшого отдыха отправились еще дальше на другой берег Бага- Ойгур, но место оказалось «непродуктивным», переехали еще ниже, там тоже нашли небольшое количество петроглифов, но обследованные нами за два дня в общей сложности 4 разных места на речных террасах были неравноценными по количеству находок. Самыми результативными оказались первая остановка вчера и первая сегодня. 

30 июня 2012 г., суббота, день 22.

«… перевалили через перевальчик в соседнюю долину к горе Шивээт Хайрхан (N49°04´ E88°12´), на которой по нашему описанию и по словам Алдры много петроглифов. Действительно, специфические камни, «зализанные» ледником, начинаются прямо у дороги и усеивают весь склон, плавно поднимающийся к подножию горы. На камнях много петроглифов. И вся эта «картинная галерея» тянется на несколько километров вдоль склонов. Остаток дня провели здесь, снимая, несмотря на накрапывающий дождик» 

Отдельно нужно сказать о так называемых «чашечных камнях». Мы неоднократно встречали такие выдолбленные лунки и в Гобустане, и в Норвегии, и в Монголии. Интересно, что мнения ученых о назначении этих лунок очень неоднозначны. Например, И.Джафарзаде считает, что лунки использовались для древних игр мере-мере, ев кёчду(сменил дом), пула-пула, бытовавших среди скотоводов. Что касается В.Кубарева, то по его мнению «чашечные камни» использовались как своеобразные «жертвенники», а иногда долбленые лунки использовались древними художниками как элемент рисунка. Другие же ученые, критикуя его, указывают на естественное происхождение лунок, а вот в Скандинавии тоже считают, что чашечные углубления использовались в древних магических ритуалах для сбора жертвенной жидкости (крови, молока…)

     Самое сильное впечатление на нас произвели большие сцены охоты на быков и других животных в которых принимают участие всадники, лучники, собаки. Огромная экспрессия, художники сумели передать эмоциональный импульс… И таких «батальных полотен» много, сюжеты варьируются: то стая собак окружила лошадь, то охотник готовится выстрелить, а собаки гонят добычу в засаду, а иногда волки терзают быка или бегут за козлами.


     Конечно, привлекают внимание также различные неидентифицированные нами изображения. Что это: летающий объект, шаман, инопланетянин? Вспоминаются комментарии Эрика фон Деникена.

     Колесницы, повозки, колеса… Как часто в различных трудах можно встретить предположения с вариантами об изобретении или использовании колеса или колесного транспорта древними в том или ином регионе мира… Колесо — символ развитости цивилизации, использовавшееся в самых разных средствах передвижения: колесницах и арбах, телегах и бричках, дилижансах и кабриолетах… Помню, как наши монгольские друзья интересуясь итогами посещения петроглифических сайтов, спрашивали: «Вы нашли их, вы видели? Правда, они удивительные?!» Конечно, правда! И, как нам показалось, самое удивительное то, что в совершенно разных местах, в десятках тысяч километров друг от друга, где найдены зачастую совсем непохожие наскальные рисунки, способ и манера изображения той самой древней колесницы — практически одинаковы! Один и тот же ракурс изображения — сверху, с характерно вывернутыми в стороны колесами и лошадьми по бокам. Что это? Единая транспортная программа, инсталлированная в сознание предков, или подтверждение контактов людей, живущих друг от друга за тысячи километров?..

Сегодня мы не представляем нашу жизнь без рисованных символов: картин, рисунков, интерактивных экранов, направляющих пиктограмм, логотипов, мультфильмов и т.п. – все они являются символическими изображениями, несущими в себе определенный образ, смысл. Мы видим, как из тысячелетия в тысячелетие, из века в век совершенствовались средства визуальной передачи информации: от камня, долбящего или царапающего другой камень, к краскам, графике, и, наконец, к цифровым носителям. Так же как петроглифы, во всем мире сейчас встречаются граффити — новая молодежная городская субкультура. У них — своя символика, свое видение красоты и понимание актуальности изображаемого. Зачастую их рисунки непонятны нам. А смогут ли объяснить связно те, кто наносит граффити на бетонные стены, что они хотят в конечном смысле донести миру?

Человечество постоянно находится в поиске наиболее удобных коммуникационных способов. Но во всех случаях человек брал в руки какой-то из этих инструментов с одной и той же целью: как можно доступнее и понятнее донести свою мысль до соплеменников, современников и наследников. Вот оно, волшебное слово «контакт»! Именно поэтому мы сегодня, находя петроглифы, не можем оторвать от них взгляда, внимательно с интересом вглядываемся в них, переходя от камня к камню, забывая о времени и не чувствуя усталости: мы слышим наших предков, мы как будто говорим с ними на одном языке — языке символов… О, если бы, мы не утратили так бездумно некоторые понятия!.. Ведь человек — существо общественное, он нуждается в контактах с другими людьми. Чем понятнее и проще мы сможем поведать о наших добрых чувствах, тем понятней и гуманнее станет мир. Ведь Бог создал человека для того, чтобы творить добро…

"Говорят, чудес на свете нет,

И дождями смыт олений след…"

Л.Дербенёв

Бескрайние просторы Евразии на протяжении тысячелетий были домом для многих поколений людей. Свидетельством тому являются различные артефакты, найденные на этих землях. Многие из них тщательно изучены, прочитаны, а полученная информация легла в основу теорий о развитии человечества на этой территории. Но чем глубже в прошлое хотим мы обратить свой взгляд, тем скупее становятся источники информации, а многие находки ученые до сих пор не в состоянии интерпретировать.

Даже относительно недалекое от нас прошлое – IV-VI века нашей эры, оставило для нас, например, загадку каменных изваяний – балбалов. Кого они изображают, и вообще, правильно ли называть их балбалами?.. А ведь на них изображены люди с оружием, элементами одежды, чашей в руках, что, по идее, должно было бы упростить идентификацию фигуры и определение времени ее создания.

К этому же периоду относятся найденные и успешно прочитанные учеными древнетюркские рунические надписи, но… даже с их помощью загадка так и не разрешена. По сей день у историков нет единого мнения по поводу семантики и назначения огромного количества каменных «человеков», установленных на курганах и возвышенностях, на берегах рек и склонах холмов в землях, что зовутся нынче разными странами, и говорят в которых на разных языках…

     О рунических древнетюркских надписях и о балбалах мы уже упоминали в предыдущих статьях. Теперь же обратимся к еще более глубокой древности, в тысячелетия, которые принято называть «до нашей эры». Естественно, информации об этих временах у ученых настолько меньше, что даже масштаб временной шкалы становится другим: здесь периоды измеряются уже не веками, а тысячелетиями. Артефакты, о которых пойдет речь, с определенной долей условности относят к V-II тысячелетиям до нашей эры. В какой-то мере их можно считать предтечей каменных изваяний тюркского периода, поскольку ученые до сих пор не нашли промежуточных, переходных форм. Речь пойдет о знаменитых оленных камнях(ОК), которые так же, как и каменные человеческие изваяния, находят по всему Евразийскому поясу: от Монголии до Эльбы в Европе.

Как часто бывает, первое знакомство, оставляет в памяти сильный след. Так и наша первая встреча с оленным камнем стала для нас Событием. 2011 год, 23июня, четвертый день экспедиции. Все кажется еще таким новым, таким неизведанным, каждый поворот обещает новые открытия, и мы готовы к ним, ожидаем их, надеемся на них… Ранним утром мы покинули удивительно живописный буддистский монастырь Береевен XVII века (для нас тоже первый). К вечеру планируем доехать до загадочной «Стены Дающего» — Углуугчин, одного из вероятных мест захоронения Чингисхана.

Мы еще не привыкли к тому, что по Монголии ездят без дорог, поэтому, когда наш шофер сворачивает вдруг с наезженной колеи прямо в густую сочную траву, мы озадаченно переглядываемся. Но тут же понимаем, что нашей целью является группа вертикально стоящих камней, издалека напоминающих карандаши, воткнутые в землю… И вот шофер останавливает УАЗик и, повернувшись, сообщает: «Deer stones».

Можно ли передать те чувства, которые охватывают при виде чего-то совершенного и совершенно неожиданного… Посреди безлюдной степи, в десятках километров от ближайшего жилья стоит произведение искусства… Серый гранитный «карандаш» стоит под углом, и мы вдруг осознаем, что это тысячелетия заставили его наклониться. И тем более потрясающими становятся для нас мастерски вырезанные вереницы оленей с кружевными рогами и стилизованными мордами-клювами, вот уже какую тысячу лет неустанно бегущие друг за другом куда-то вверх по спирали вокруг одиноко стоящего камня…

Потом были другие камни, особенно много мы повстречали их в экспедиции 2012 года в Монгольском Алтае. Здесь мы посетили всемирно известные места, где количество ОК, установленных неподалеку друг от друга, исчислялось десятками. Разной высоты, степени сохранности, вырезанные на камнях разной породы, а, следовательно, и разного цвета и текстуры, все они удивляли, восхищали. Со временем мы уже научились «читать» даже плохо сохранившиеся изображения, находить одинаковые детали и различия, но первый камень так и остался для нас как бы эталоном, с которым мы сравнивали все последующие…

А что же историки и археологи? Неудивительно, что такие искусные артефакты привлекают внимание ученых. Но, как и в ситуации с каменными изваяниями, вопросов больше, чем ответов, а мнений почти столько же, сколько специалистов, изучающих ОК. В чем, пожалуй, ученые единодушны, так это в объяснении того, что же изображено на них. Большую часть камня занимает изображение фигур животных, как правило, оленей, выполненных в единой стилистической манере. Они похожи друг на друга и отличаются только размерами. Туловища животных четко очерчены, ноги подогнуты или лишь обозначены небольшими выступами. Зато длинные ветвистые рога, заброшенные за спину, почти достигают крупа, а морды имеют стилизованную клювообразную форму. Именно эти стилизованные олени и дали название оленным камням, хотя иногда здесь можно встретить изображения и других животных. Распространены ОК повсеместно по всему Евразийскому поясу: Монголия, Алтай, Тува, Хакассия, Забайкалье, Тянь-Шань, Китай, Казахстан, Азербайджан, Северный Кавказ, Крым, Германия, Румыния, Болгария, Украина…

Еще до недавних пор эти монументы трактовались по-разному, в том числе и как скульптуры фантастических рыб, но в настоящее время признанной считается версия специалиста по археологии Сибири Н.Л.Членовой, которая утверждает, что ОК — это стилизованные изображения воинов. Однако при этом изображение на них человеческого лица практически не встречается. Вместо него в верхней части камня оставлено пустое место, на котором нередко можно увидеть нанесенные косые линии, как бы зачеркивающие и без того отсутствующее лицо. По этому поводу другой известный археолог и этнограф Д.Г.Савинов полагает, что косые линии – это знак смерти, а каменные стелы обозначают воинов, ушедших в мир иной…

Есть версия, что изображения животных соответствуют татуировке на теле воинов. Подтверждением этой гипотезы стали находки в «мерзлотных» курганах Алтая. Например, на теле вождя из пазырыкского кургана на Алтае, раскопанного С.И.Руденко, татуировки зверей на руках и плечах расположены так плотно, что при беглом взгляде напоминают пеструю шаль, накинутую на тело. А на знаменитом алтайском плато Укок, граничащем с Монголией, В.И.Молодин обнаружил в кургане тело воина с изображенным на плече оленем точно таким же, как олени, нанесенные на ОК.

В верхней части ОК на его широкой боковой поверхности часто бывают изображены уши человека и кольцеобразные серьги. Значительно более детально «прорисовывается» военное обмундирование: пояс, на котором висит разное оружие. Это может быть топор, кинжал в ножнах, меч, какое-то рубящее орудие, напоминающее косу, оселок и пряжки с крючками, горит — футляр для лука со стрелами. На спине бывает изображен щит, заштрихованный елочкой или косой полоской. ОК часто располагались в непосредственной близости или на насыпях, вокруг которых была выложена круглая или квадратная оградка из камней, иногда разделенная на сектора.

Сообщения о находке подобных камней начали поступать к ученым еще в XIX веке. Тогда же были предприняты первые попытки проведения раскопок под и вокруг ОК. Но раскопки так и не дали интересного археологического материала. Как правило, под насыпями или обнаруживали безынвентарные одиночные и коллективные погребения или вовсе – нетронутый грунт. Круглые и квадратные оградки, очень часто встречающиеся по всей территории Монголии, Тывы, Забайкалья, Алтая получили у ученых название «керексуры» или «хиргисуры». Нынешнее местное население называет их «кыргызскими гнездами» — «Хяргас-Ур» (на наш взгляд — «Ур» — все таки не «гнездо», а «нарост», «шишка»).

Единственный увиденный нами ОК с лицом мы повстречали в местечке Уушиг Увэр неподалеку от города Мурун на северо-западе Монголии. Это всемирно известный музй под открытым небом. Здесь на небольшой площади находится около двух десятков ОК. ОК здесь очень разнообразные: высокие и совсем низкие, разного цвета (разная порода камня), а главное, рисунки тоже отличаются. Но этот каменный лик, увиденный однажды, забыть невозможно! Рельефно выступающее из плоскости камня обветренное лицо в верхней части ОК, выполнено так натуралистично, скульптурно, искусно, что кажется, будто далекий предок пристально смотрит на тебя…

Из дневника:

«16 июня, суббота, день 6-й…Подъехали к очередной «оленной галерее». Я по монгольским «звериным» камням уже спец! Ищу отличия. И нахожу! Благо, стенд на входе стоит с информацией на 2-х языках, а у каждого камня — табличка с описанием… Одна стела, с ликом, потрясает! То ли ветер тому причиной, не знаю, но лицо очень выразительное… Ну, и как обычно, различия: там лук со стрелой, там меч или нож, колчан (не уверен). Сверху – солнце и луна и ожерелье, — все такое разное, как сами люди. Так оно и должно быть. Но только почему именно олени и почему такие носы-клювы и такие «стильные» рога? В Болгарии найденные скифские олени золотые тоже очень похожи. Интересны все эти факты. Хан Аспарух болгарский… А еще на одном из камней – изображение гоча. На табличке написано по-английски Ибекс, но я как-то с тюркской темой связал…»

     В нашей второй экспедиции на северо-запад Монголии мы встретили очень много ОК, но только в двух местах (Джаргалант Ам и вышеупомянутый Уушиг Увэр) было видно, что эти камни являются охраняемыми историческими объектами: установлены стенды с пояснительными надписями на монгольском и английском, ограничена территория… А сколь многочисленны ОК в степи, вдалеке от жилья, упавшие или покосившиеся, подрытые «черными археологами», лоснящиеся от скотины, чешущей о камни свои бока… Видели ли их ученые, заносили в свои реестры? Именно в такие минуты понимаешь, как огромны и необъятны эти пространства…

Олени, почему именно олени? Ветвистые рога ассоциируются с почитаемым в древних культах Древом Мира? Какая загадка сокрыта в этом символе? Неспроста золотая фигурка оленя, выполненная в очень лаконичной одновременно стилизованной и реалистичной манере, стала символом одного из крупнейших музеев мира — Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге! Этот всемирно известный шедевр древнего искусства, украшавший когда-то щит знатного скифского воина, погребенного в VI веке до н.э., был найден в XIX веке известным археологом Н.И.Веселовским в уже разграбленном к тому времени кургане близ станицы Костромской(Сев. Кавказ)… Многочисленные золотые фигурки оленей украшают оружие и конскую упряжь, ювелирные изделиях, посуду, найденную в других курганах…Таже прекрасную коллекцию скифских украшений мы посмотрели в Краснодарском историческом музее им.Е.Фелицина. И почти везде во всем богатейшем наследии скифов сохраняются следы стиля — ветвистые S-образные рога.

Украшение на щите, почему на щите? Что вообще обычно изображали на щитах? Кресты у крестоносцев, гербы на рыцарских щитах… Нам кажется, что изображение на щите служило визитной карточкой владельца и одновременно выполняло сакральный характер,т. е. носило функцию оберега воина…

Олень — сильное благородное красивое животное. Тема оленя широко представлена в древнем фольклоре народов Украины, Болгарии, других стран Европы. Сказочный персонаж «Олень — Золотые Рога» всплыл подсказкой из далекого детства… Яркими памятниками эпохи бронзы в пределах будущего западного ареала ОК являются известный Керносовский идол, хранящийся ныне в Историческом музее г.Днепропетровска (Украина) и представляющий собой уникальное сочетание традиций европейских изваяний и ОК монголо-саянского типа, а также камни из станицы Зубовской, Кызбуруна, Усть-Лабинска и Армавира Краснодарского края (Россия).

Известный историк В.Д.Кубарев пишет о Керносовском идоле: «Но есть и весьма конкретные прямые параллели с монгольскими сценами соitus далеко на западе, в энеолитических памятниках Украины. В их числе Керносовсий идол…По детализации (лицо, рельефные уши, руки, стопы ног, позвоночный стольб с ребрами, фаллос, хвости) и атрибутам (пояс, лук с заряженной стрелой, палицы, копье, топоры, орудия труда (?) и другие непонятные предметы) стела-изваяние уникальна и не имеет аналогов среди других монументальных памятников эпохи ранней бронзы. На Керносовском идоле также вырезаны схематичные изображения лошадей и две лаконичные сцены: охота и соitus. Любопытно, что миниатюрные профильные фигуры мужчин (впрочем, как и сам идол) имеют хвосты — характерную деталь, типичную для мужских хвостатых фигур Монголии и Алтая. Таким образом, сцена соitus на Керносовском идоле близка монгольским и датируется тем же временем — концом l l l — началом l l тыс. до н.э.»

Почитаем был Олень — марал — лань и в культурах народов Азии. Интересно, что в одном из наиболее ранних монгольских исторических источников — в «Сокровенном сказании монголов» тема Оленя и Волка отражена в истории возникновения монгольского этноса!

«Предком Чингис-хана был Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего Неба. Супругой его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис (внутреннее море). Кочевали у истоков Онон-реки, на Бурхан-хал-дуне, а потомком их был Бата-Чиган…» — так звучат первые строки «Сокровенного сказания монголов».

Не вызывает возражений в научном мире признание тотема в именах героев. Борте Чино — это «серый волк», иногда в литературе можно встретить толкование «сивый волк», а Гоа Марал — благородная лань или оленица». И это, несомненно, дает повод считать, что брак Борте Чино и Гоа Марал не что иное, как иносказательное сообщение о союзе, а возможно, и о полном объединении родов или племен, имеющих волка и оленя своими тотемами.

Таким образом, можно видеть, как на протяжении многих веков и тысячелетий олень был одним из наиболее почитаемых животных во многих кочевых культурах Евразии, в том числе и у скифов.

Скифы. Так общим собирательным именем называли древние греки народы, с которыми встретились на берегах Понта. Много написано про скифов отцом истории Геродотом… На наш взгляд, правда, несколько предвзято: «Дикие кочевники — варвары», кровожадные и вероломные… Однако никак не увязывается с данной доктриной варварства и дикости богатейшее скифское культурное наследие, извлеченное из многочисленных скифских курганных погребений…

Скифские курганы по сей день являются одним из важнейших источников исторических артефактов на огромных просторах Евразии. Особенно это относится к захоронениям знатных воинов.

Справка: Курганы( Слово курган ‘погребальная насыпь’, диффузированно не только в России, но и по всей Юго-Восточной Европе (Русс. kurgán, СтароРусс. курганu, Укр. kurhán, Белорусс. kurhan, Пол. kurhan, kurchan, kuran ‘насыпь’; Рум. gurgan, Диал. Венг. korhány), является заимствованим из Тюрко-Татарского: Др. Тюрк. курган ‘укрепление’, Тат., Осм., Кум. курган, Кирг. и Джагат. korgan, Каракир. korгon, все от Тюрко-Тат. kurgamak ‘укреплять’, kurmak ‘возвести’. Область распределения его в Восточной Европе близко соответствует области распространения Ямной или Курганний культур в Юго-Восточной Европе. Марио Алиней Курганная культура) .

Курганнная культура захоронения распространена по всему миру, за исключением Австралии и Антарктиды… Курганы имеют различный размер — от небольших конусообразных холмиков до высоких холмов, достигающих в высоту десятков метров. В некоторых местах люди строили каменные пирамиды, также функционально являвшиеся погребениями…

Сейчас существует много литературы по древней курганной культуре. Курганы издревле интересовали людей — в них было вожделенное золото, поэтому могилы древних интенсивно расхищались уже в давние времена. Человечество вообще на всем протяжении своего существования почему-то не гнушалось грабить могилы… и просто обогащаться зарытым добром далеких предков… Тогда еще не было ученых-археологов и исторических музеев… Хотя во многих древних государствах за разграбление могил полагалась смерть. И, наверное, неспроста… Представьте, что тысячи древних захоронений остались бы целыми и невредимыми, думается тогда наука история шагнула бы далеко вперед… У монголов, к примеру, существовали специальные воинские отряды, охранявшие места погребений высокопоставленных персон. Служба в таких отрядах считалась почетным и благородным занятием и поручалась представителям определенных родов (сегодняшний отзвук этой традиции — почетные караулы у мавзолеев).

     В Моголии ОК, как правило, соседствуют с хиргисурами, которые также представляют собой подобие курганов, но сделанное не из земли, а из камней. Иногда курганоподобные хиргисуры достигают довольно большой высоты (нам неоднократно встречались конусы до 5-ти метров в высоту). Хиргисуры обычно оконтурены цепочкой крупных камней, с характерными окружностями по углам. Судя по хатагам и подношениям, в некоторых местах хиргисуры и по сей день почитаются местным населением.

Возникает мысль о схожести хиргисуров и традиционных мест поклонения — Обо или Ово. Отличие лишь в том, что под Ово никто не захоронен. Обычай, существующий и поныне, предполагает, что, проходя этот сакральный объект, человек должен положить камень и сделать какое-либо подношение или окропление молоком или водкой… А ведь и у нас существует обычай при посещении кладбища класть камень на надгробие в знак памяти и уважения…

Возможно, что количество камней в хиргисурах наглядно демонстрировало число людей участвовавших в тризне, посвященной похороненным воинам, которых олицетворяли каменные стелы. А изображения оленей, их количество и характерные элементы — различные варианты поясов, оружия, линий и солярных знаков своеобразный рассказ об умершем воителе.

Олени с клювами-носами и завитыми рогами встречаются не только на оленных камнях. В Монголии найдено огромное количество древних «картинных галерей», где на «бараньих лбах»(отполированных древним ледником скалах) люди, жившие тысячелетия назад, оставили свои наскальные рисунки — петроглифы. В некоторых местах, которые нам посчастливилось посетить, эти «галереи» имеют протяженность до десятка километров, а количество рисунков насчитывает тысячи! Невольно задумываешься, как долго жили здесь люди, успевшие покрыть густой сетью своих рисунков все окрестные скалы! Рисунки поражают своим разнообразием. Различные животные, птицы, люди, повозки, целые сцены охоты… И изображения очень разные — от примитивных до настоящих шедевров!

На скальных писаницах урочища Шивээт Хайрхан в Монгольском Алтае мы повстречали в одном месте «стильного» оленя — не на стеле, а просто на скальном уступе. И воинских атрибутов рядом нет — значит просто символ… Таких находок известно несколько, значит, нам повезло… Как указывает Д.Г.Савинов: «Можно предполагать, что на определенном этапе произошел переход от изображений жертвенных животных и сакральных предметов вооружения на скалах к рисункам их на специально обработанных камнях или стелах…»А вообще петроглифы Монгольского Алтая — это отдельная удивительная и захватывающая история!



"И приходят кыпчаков сюда племена,
И пред идолом гнется кыпчаков спина.
Пеший путник придет или явится конный, —
Покоряет любого кумир их исконный.
Всадник медлит пред ним и, коня придержав,
Он стрелу, наклоняясь, вонзает меж трав"

Низами Гянджеви. Искендер-наме.

пер. К.Липскерова

От монгольских степей до Восточной Пруссии: в Казахстане, на северном Кавказе, на Дону в степях Украины, в Крыму и у нас, в Азербайджане, стояли или стоят до сей поры эти изваяния… Немые свидетели истории — они словно пытаются поведать нам, ныне живущим, о далеких временах, когда на необозримых просторах степей Евразии люди имели одинаковые понятия о прошлом, настоящем и будущем…

Слева: Окрестности озера Хурган-Нуур.N 48°39.390, E 88°37.882

Cправа: Южный берег озера Хурган-Нуур

Для чего нужно было устанавливать каменные статуи, вкапывать десятки, а то и сотни вертикальных камней? Зачем среди бескрайней степи насыпать курганы, или складывать хиргисуры (каменные конические насыпи) в таких местах, где и камней иногда не сыскать? Сколько тяжелой работы сделали люди… Кому или чему они отдавали дань? Из обязанности или уважения, а может быть страха? А может мы, современные просвещенные люди, что-то утратили безвозвратно? И эти, разрушающиеся веками сооружения стоят, кое-где до сей поры как напоминание, мотивируюя нас разгадать какие-то великие загадки пращуров… И обрести, наконец, понимание и смысл Истории, а значит, и смысл Жизни…

Слева: окрестности оз. Уурэг N 50°00.414, E 91°02.687

В центре: Сел. Яру, N 48°06.169, E 96°45.522

Справа: к северо-востоку от оз.Ачит-Нур, N 43°53.165, E 90°53.727

При ближайшем рассмотрении бросается в глаза огромное разнообразие стилей исполнения этих фигур, что можно объяснить их принадлежностью к различным эпохам и народам, их создавших. Как упомянул в начале 20 века известный исследователь Н.И.Веселовский: «Едва ли в области русской Археологии существует какой-либо вопрос более запутанный и тёмный, чем вопрос о «каменных бабах», о которых написано бесконечно много и в большинстве случаев совершенно бесплодно. Кто только не касался этих памятников в печати! О каменных бабах главным образом сообщали многочисленные путешественники, посещавшие южную Россию, Сибирь и Среднюю Азию и усердно отмечавшие местонахождение подобных статуй… О них рассуждали археологи, историки, этнографы, антропологи, стараясь разгадать смысл памятников и выяснить их происхождение. Ими интересовались передовые учёные, как академики и профессора, указывавшие на значение этих, ещё не разгаданных древностей. На них останавливались, можно сказать, все грамотные люди, имевшие случай их видеть; о них писали чиновники, учителя, священники, доктора, даже банкиры и, наконец, женщины-писательницы. Возникла грандиозная литература о каменных бабах, объём которой мало кому знаком даже из числа специалистов.»

Несмотря на то, что написано это было более ста лет назад, но и сегодня сказанное актуально. Более того, в силу доступности информации, роста интереса к истории и упрощения возможности донести свое мнение до масс посредством интернета, специалистами по данному вопросу ныне считают себя очень многие. На поверку же оказывается, что подавляющее большинство в глаза не видело предмета обсуждения, а из литературы ими прочитано несколько растиражированных на сайтах и весьма спорных комментариев таких же «специалистов». Поэтому, за прошедшие годы ситуация только ухудшилась, поскольку зерна истины погребены под лавиной непроверенных и амбициозных «неопровержимых» доказательств.

Слева: берег р.Сагсай Гол у сел. Сагсай, N 48°49.333, E 89°31.291

В центре: долина р.Бор-Бургас Гол, N 48°44.085, E 88°38.884

Справа: окрестности сел.Ургамал, N 48°32, E 94°15

В рамках статьи рассказать обо всем разнообразии каменных изваяний, встречающихся на просторах Евразии, естественно, невозможно. И хотя нам посчастливилось познакомиться, например, с огромной коллекцией (около 80!) каменных баб в Днепропетровском Историческом музее, собранной в конце 19 — начале 20 веков на степных просторах юга Российской империи, с другими каменными изваяниями в разных местах, мы ограничимся рассказом о тех каменных фигурах, которые мы посетили во время своего путешествия по Монголии. Мы не станем также касаться вопроса женских каменных изваяний, поскольку они относятся к другой культуре, принадлежат более ранней эпохе, а их создание, вероятно, связано с периодом матриархата в Великой Степи, здесь также может быть связь с легендами об амазонках, упоминаемых Геродотом… Да и не встречались нам за два сезона путешествий по Монголии женские изображения.

В ряду каменных изображений человека отдельную группу составляют изваяния древнетюркского периода, получившие название «балбалы». В свое время известный французский посланец в ставку Угэдэй хана Гийом Рубрук писал: «команы воздвигают большой холм над усопшим и воздвигают ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руках перед пупком чашу».

По сей день у ученых нет единого мнения о том, что же считать балбалом: каменное изваяние, изображающее мужчину, держащего чашу в одной руке и оружие в другой, или ряды вертикально поставленных необработанных (за редким исключением) камней, уходящих на восток от изваяния. Вызывает споры также то, кто же отображен в каменной скульптуре: сам умерший или его главный враг или это — собирательный образ предка?

Фото: у пограничной заставы у оз. Даян-Нуур, N 48°16.964, E 88°54.210

Наиболее часто встречающиеся варианты объяснения создания и установки балбалов (мужских каменных изваяний) следующие:

• изображение сАмого главного врага, который будет в загробном мире слугой погребенного, а ряд камней — убитые им враги.

• изображение самогО погребенного, а ряд камней — убитые им враги.

• изображение самогО погребенного, а ряд камней — поколения предков, бывших до него.

• изображение погребенного, а ряд камней — коновязь для участников поминального обряда (количество родов, участвовавших в поминках).

• изображение участников погребального обряда.

• изображение не конкретного лица, а собирательного образа предка или божества для поклонения и исполнения ритуалов.

Все фото: каменные фигуры у входа в исторический музей г. Баян-Ульгий

За основу в своем повествовании мы возьмем упоминание о балбалах, встречающееся в рунических надписях на известных стелах Кюльтегина и Бильгекагана, найденных Н.Ядринцевым в Хушу-Цайдаме неподалеку от Хархорина:

«В честь моего отца-кагана во главе (вереницы могильных камней) поставили «балбалом» (изображение)Баз-кагана…

(В честь моего дяди-кагана) я поставил во главе (вереницы могильных камней) «балбалом» киргизского кагана…»

Очевидно, что для того, чтобы понимать и объяснять назначение этих важных древнетюркских памятников, ученым необходимо проанализировать три основных, вида источников по этому вопросу: а) письменные, б) археологические и в) данные этнографии. Нам, побывавшим в Монголии и повидавшим большое количество каменных изваяний, наиболее близка версия, излагаемая Л.Р.Кызласовым, в дальнейшем изложении мы и будем ее придерживаться.

Многие исследователи изучали и описывали детали одежды, оружия, чаши, на изваяниях, сравнивая их с артефактами, найденными при раскопках курганов, хиргисуров (Л.Евтюхова, А.Грач, В.Котвич, В.Радлов, Я.Шер, С.Кляшторный, Л.Кызласов) В результате исследований было установлено, что элементы одежды, оружия, вырубленные в камне, практически соответствуют эпохе древнетюркских захоронений 6-8 веков н.э.

Все фото: поминальный комплекс Унгут, N 47°33.222, E 105°50.991

Встреча с первым балбалом у нас произошла в местечке Унгут, неподалеку от Улан-Батора. Вернее сказать, здесь было целое кладбище или мемориал каменых изваяний, огороженный металлической оградой. Статуи, стоящие здесь, были сильно выветренными. Вероятно, это произошло из-за того, что песчаник слишком мягкий материал для «вечности». Кроме собственно статуй, изображавших людей, здесь гордо сидел обветренный каменный лев, а чуть дальше — такой же баран… Металлическая ограда была поставлена скорее всего для защиты от скота, который любит тереться боками о шероховатую поверхность камня.

Все фото: поминальный комплекс Унгут, N 47°33.222, E 105°50.991

За оградой к горизонту тянулись ряды вертикально вкопанных камней — здесь по описанию их было около четырехсот или более. Серое низкое небо создавало какое-то печально унылое настроение. Внимательно осмотрев статуи с неправдоподобными чертами лиц и непропорционально крупными головами, мы, выйдя из ограды, прошли вдоль ряда камней… Каждый камень поставлен в память о убитом, и их так много… Семь статуй и всего один ряд… Впоследствии, мы будем знакомиться со многими другими тюркскими изваяниями, и каждый памятник не будет похож на другие.

Все фото: поминальный комплекс Унгут, N 47°33.222, E 105°50.991

По мнению некоторых ученых, полагающих, что фигура изображает сАмого «главного» поверженного врага, чаша в руках обозначает, что изображенный человек будет слугой погребенного в загробном мире. Рядом с каменным изваянием сооружалась небольшая каменная оградка, внутри которой располагался жертвенник. Статуя обычно ставилась спиной к оградке у её восточной стороны, лицом на восток. Восток, как известно, играл роль главного направления у тюркских народов. Как правило, за оградкой в восточном направлении тянется ряд каменных столбиков, который у конца иногда сворачивает влево. У некоторых погребений мы видели уходящие в степи на сотни метров, а то и километры ряды каменных столбиков (до нескольких сотен). По Л.Кызласову «балбалом» называли именно эти врытые вертикально в землю необработанные каменные столбики, но не саму каменную скульптуру, которая являлась не изображением врага, а изображением самого умершего и играла большую роль в поминальном ритуале.

Лица, вырезанные на камне отличаются индивидуальными чертами. Среди найденных каменных изваяний большинство изображают воинов, держащих в правой руке чашу, а левую руку положивших на рукоятку кинжала или сабли. Нам встречались серьезные и улыбающиеся, грустные и задумчивые, суровые и хитрые древние тюркские воины…

Все фото: долина р.Талын-Толгойн Гол, N 49°23.955, E 88°38.681

Некоторые каменные фигуры сильно отличались, например, отсутствием рук, или бородой, или отсутствием оружия или чаши. Кем они были? Почему их каменные изображения не похожи на другие? Были ли они сделаны в другое время, или люди, которые их изображали, чем-то отличались? Вопросы, вопросы…

Областью распространения древнетюркских каменных изваяний можно назвать весь евроазиатский пояс степей. Следует иметь в виду, что материал, которым ученые располагают сейчас, естественно, весьма незначителен по сравнению с тем количеством памятников, которое, можно предполагать, существовало при их «жизни». В Монголии, к сожалению, также многие камни увезены с места первоначальной установки, что не дает возможности более точно провести исследование каменной фигуры, ее принадлежность и датировку. Целая выставка изваяний установлена у фасада краеведческого музея в аймачном центре — городе Баян-Ульгий. Мы встречали статую установленную у входа в школу и огороженую статую со следами грубой реставрации на краю сомонного центра.

Все фото: каменные фигуры у входа в исторический музей г. Баян-Ульгий

Слева: долина р. Бор-Бургас Гол, N 48°50.143, E 88°42.885

Справа: долина р.Талын-Толгойн Гол, N 49°23.955, E 88°38.681

Наряду с простыми оградками, у которых устанавливались балбалы, поставленные в честь рядовых воинов, известны остатки значительных по размерам сооружений со следами стен и кровли. У таких сооружений находили скульптурные изображения животных (баран, черепаха), коленопреклонённых людей, фрагменты архитектурного декора и стелы с древнетюркскими надписями. Такие большие поминальные комплексы устанавливались в честь самых больших и уважаемых правителей каганата.

В китайской литературе существует много упоминаний о том, как сооружались такие поминальные комплексы в честь, например, Кюльтегина и Бильге-кагана. Известно, что эти комплексы возводились в стороне от места захоронения и на их сооружение (особенно самых больших из них) требовался не один месяц. Так, поминки Бильге-кагана состоялись спустя почти год после его похорон.

Согласно Л.Кызласову, каменная фигура, изображающая умершего играла важную роль в поминальном ритуале и, являясь вместилищем одной из душ умершего, олицетворяла его присутствие на поминальном обряде. Результаты многочисленных раскопок у каменных фигур и в оградках свидетельствуют о том, что в этих местах многократно совершались ритуальные подношения и жертвоприношения животными и различной утварью. К сожалению, так называемые «черные археологи» промышляют на бескрайних просторах страны, раскапывая места установки каменных изваяний, чем наносят значительный урон исторической науке.

Оба фото: пиратские раскопы в окрестностях оз.Хар-Нуур, N 48°17.671, E 96°24.218

Во время путешествия мы несколько раз видели такие явно «пиратские» раскопы. Нас даже преодостерегали от возможных встреч с лихими людьми,- мало ли, кто промышляет на бескрайних просторах… Иногда на импровизированных прилавках прямо у дороги можно встретить не только россыпи кристаллов и поделки пастухов, но и предметы старины… Правда, иногда старинные монеты или наконечники стрел, если повезет, можно просто найти у дороги или на стоянке…

Все фото: пиратские раскопы в окрестностях оз.Хар-Нуур, N 48°17.671, E 96°24.218

Неясными остаются вопросы о том, каким образом хоронили умерших у тюрков-тугю. Из китайских хроник известно, что некоторые из каганов похоронены на китайских кладбищах, а где же хоронили простых воинов? Мы знаем, что у монголов запрещено рыть землю. Копаться в земле считалось у кочевников делом недостойным и даже греховным. Видимо, такой запрет, вошедший в обычай, являлся сдерживающим фактором, охраняющим целостность сакральных мест. Мы также знаем, что найденные в последнее годы древние захоронения в местечке Голмод и Баян-нуур находятся на очень большой глубине (17 метров — в Голмоде!)

Археологическая маркировка камней и общий вид «законсервированного» центрального раскопа на захоронении местечка Голмод. N 48°19.593,

E 101°54.892

Причем, в Баян-нууре под землей найден уникальный мавзолей тюркского периода с фресками на стенах и большим количеством золотых изделий. Из литературы известно,что места захоронений знатных людей — ханов и каганов охраняли специально выделенные воинские отряды определенных степных родов. Нести такую службу считалось высокой честью…

Общий вид строения над раскопом в местечке Баяннуур и его внутренний вид, N 47°57.264, E 104°32.363

Из дневника: 04.07. день 26-й, среда…

Долина реки Ховд. Народ навстречу едет в Китай, а мы возвращаемся в Баян- Ульгий… На очередном повороте широкой долины возле моста, на возвышенном берегу стоит «Балбал Уйгурский» (так его назвал наш знакомый — Алдра, руководитель Mongolia Expeditions). Смотрит он на запад, обеими руками держит кувшин, ни оружия на поясе, ни каменного ящика, ни ряда камней… Желтый, большеголовый, с поднятыми плечами и недовольным лицом… Подъезжает УАЗ с туристами, они окружают статую, фотографируются и обращаются ко мне с вопросом: «это захоронение или балбал просто так стоит?» Я авторитетно подтверждаю, что это место — захоронение 6-9 века. Легко быть «сведущим» среди несведущих… »

Оба фото: Алтай, окрестности оз. Хурган-Нуур, N 48°39.390, E 88°37.882


…Культурный вес, цена этих каменных памятников дороже любого золота, любой драгоценности, они бесценны… Наш долг сохранить эти каменные книги, они принадлежат всему человечеству, не только тюркам. Это наша родная история и в то же время — общечеловеческое достояние»

Олжас Сулейменов

Одной из задач нашей второй экспедиции в Монголию было ознакомление с уникальными памятниками древнетюркской культуры. Можно прочитать десятки книг, просмотреть сотни фотографий и фильмов, выслушать много комментариев… Но ничто не может заменить непосредственного общения с этими памятниками — культурным наследием человечества. Есть в древних письменах нечто притягательное и загадочное. Люди на протяжении тысячелетий старались сохранить и передать ценную информацию своим потомкам. Порой язык надписи бывает забыт и информация многие сотни лет остается тайной, пока не появляется некто, кому ценой тяжелого труда и озарений удается расшифровать загадочные надписи. И тогда камни начинают говорить…

На протяжении многовековой истории человечество в различных уголках мира разработало множество языковых систем. Наиболее известными для нас являются: руническое, иероглифическое и буквенное письмо. Одним из древнейших на сегодняшний день считается македонское руническое письмо, которому по мнению ученых 10-13 тысяч лет! Камень — один из самых долговечных носителей информации, именно каменные стелы донесли до нас из глубин веков бесценные сведения о событиях давно минувших… Несторианская стела в Китае, стелы Камоса и Розеттский камень в Египте, Лемносская стела в Греции, Моавитский камень в Иордании, — вот далеко не полный перечень самых известных каменных памятников древней письменности. С названиями каждой из этих стел неразрывно связаны имена ученых, посвятивших многие годы своей жизни расшифровке надписей. Благодаря им умершие языки оживали, приподнимая завесу таинственности над событиями глубокой древности.

Многим из нас знакомы истории Розеттского камня и Жан-Франсуа Шампольона, кодексов майя и Юрия Кнорозова. Эти ученые смогли сделать то, перед чем многие исследователи до них бессильно отступили — расшифровать иероглифическое письмо древних египтян и майя. Но многие ли знают о существовании стел Тоньюкука, Бильге-кагана и Кюльтегина, которые сохранили для потомков заветы древних тюрков? Европоцентризм официальной исторической науки долгое время не позволял признать возможным существование высокой культуры у кочевых народов Евразии! Надписи на этих стелах сделаны древнетюркским руническим письмом.

Руны, рунические надписи… Есть в этих словах нечто загадочное и завораживающее для непосвященных… Все мы слышали о скандинавских и древнеславянских рунах. Мы знаем о том, что этим рунам приписывались мистические свойства, на рунах гадали, пытаясь определить будущее. В отличие от иероглифов руны выглядят очень лаконично, но в этой лаконичности есть для нас нечто притягательное. Сложно сказать, почему: оттого ли, что мы многое слышали о них, или потому, что сам рисунок рун воздействует на наше подсознание и генетическую память предков… Поэтому нам очень хотелось увидеть и прикоснуться к некоторым из них, постараться ощутить течение времени — это самое главное, что может дать представление о настоящей истории.

Так сложилось, что мы побывали в Норвегии и Швеции. И, зная о скандинавских рунах, мы хотели увидеть их и сравнить с древнетюркским руническим письмом из Монголии. Нам они показались похожими…

Известно, что скандинавским руническим письмом пользовались народы Северной Европы (в Дании, Швеции, Норвегии, Исландии, Гренландии), пока с приходом христианства его не вытеснила латиница. В руническом алфавите было 24 руны, каждая из которых имеет свое название. Считалось, что руны обладают большой магической силой, они широко использовались в различных ритуалах. В настоящее время найдено около 5000 объектов с руническими надписями, большая часть которых (около 3000) — в Швеции. Часто камни с надписями воздвигались в память о родственниках, умерших в дальних землях, об их походах и подвигах. Вот фотографии некоторых камней с руническими надписями из исторических музеев в Осло и Стокгольме.

Совсем не так просто обстояли дела с древнетюркским руническим письмом. Первые стелы с этими надписями были найдены лишь в конце 19 века в Монголии. Уже через четыре года датский лингвист В.Томсен осуществил перевод. Первым переведенным им словом было «ТЕНГРИ», после были определены значения всех 38 рун.

Мы давно уже пришли к выводу что осознание себя в этом мире невозможно без прямого общения с такими местами, и поэтому мы отправились к месту нахождения этих артефактов.

Наш путь пролегал по степи от черных развалин древнего города Хар-бух. Дул сильный ветер, поднимавший едкую соленую пыль.

Мы ехали вдоль берега соленого озера Угий-нуур на юг, к местечку Хушу-Цайдам. Ни сильный ветер и соленая пыль, ни ухабистая дорога не в состоянии были отвлечь наши мысли от предвкушения того, что вскоре мы увидим нечто грандиозное… Однако то, что предстало нашим глазам, превзошло все ожидания. Степная грунтовка неожиданно закончилась и мы увидели ее продолжение — асфальтированную дорогу, проходящую под аркой, крышу пагодой, флагштоки с монгольским и турецким флагами. В бескрайней монгольской степи это выглядело непривычно. Оставив машину на парковке, мы вошли в прохладное здание… Пройдя по галерее с фотографиями, рассказывающими об истории проведения раскопок поминального комплекса, мы узнали, что основной вклад в исследования и создание музея был сделан Турецкой Республикой. Также турецкой стороной была проложена асфальтовая дорога протяженностью около 40 километров, связавшая музей с городом Хархорин.

А потом мы вошли в просторный высокий зал… В глубине зала стояли две огромные каменные стелы испещренные тысячами знаков. В верхней части стелы Кюльтегина сохранилось знаменитое изображение тюрков — гоч, ниже которого располагался текст. На тыльной стороне камня была размещена поминальная надпись по-китайски, что и дало ключ к расшифровке надписей, которую блестяще осуществил В.Томсен. Вот краткие выдержки из надписей на стелах:

«Став каганом, я вполне поднял погибший, неимущий народ, неимущий народ сделал богатым, немногочисленный народ сделал многочисленным. Разве есть какая-либо неправда (фальшь) в этой моей речи?! О тюркские начальники и народ, слушайте это! Я вырезал здесь, как вы (о начальники и народ), собрав тюркский народ, созидали (свой) племенной союз, как вы, погрешая, делились, я все здесь вырезал. Все, что я (имел) сказать, я вырезал на вечном камне. Смотря на него, знайте вы, тюркские теперешние начальники и народ! Покорные престолу начальники, вы, ведь, склонны впадать в ошибку?! Я вечный камень… Памятник я поставил… Смотря на него, так знайте: тот камень я…

Небоподобный, неборожденный… тюркский каган, я нынче сел (на царство). Речь мою полностью выслушайте (вы), идущие за мною мои младшие родичи и молодежь (вы), союзные мои племена и народы… (вы) начальники и народ «девяти огузов», эту речь мою хорошенько слушайте и крепко (ей) внимайте! Впереди, к солнечному восходу, справа, (в стране) полуденной, назади, к солнечному закату, слева (в стране) полночной, – (повсюду) там живущие народы – все мне подвластны; столь много народов я всех устроил… Вперед (на восток) я прошел с войском вплоть до Шантунгской равнины, немного не дошел до моря; направо (на юг) я … немного не дошел до Тибета; назад (на запад), … я прошел с войском вплоть до Темир-капыга (Железных ворот), налево (на север) я прошел с войском вплоть до страны Йир-Байырку, – вплоть до столь (многих) стран я водил (свои войска) …

Когда было сотворено вверху голубое небо (и) внизу бурая земля, между (ними) обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели мои предки Бумын-каган и Истеми-каган. Сев (на царство), они поддерживали и устраивали племенной союз и установления тюркского народа. Четыре угла (т.е. народы, жившие вокруг по всем четырем странам света) все были (им) врагами; выступая с войском, они покорили все народы, жившие по четырем углам, и принудили их всех к миру. Имеющих головы они заставили склонить (головы), имеющих колени они заставили преклонить колени. Вперед (на восток) вплоть до Кадырканской черни, назад (т.е. на запад) вплоть до Темир-капыга (до «Железных ворот») они расселили (свой народ). Между (этими) двумя (границами) они так обитали, устраивая «голубых» тюрков…Они были мудрые каганы, они были мужественные каганы…и их правители и народ были прямы (т.е. верны кагану).

…вверху Небо тюрков и священная Земля и Вода тюрков (т.е. Родина) так сказали: «да не погибнет, народ тюркский, народом пусть будет», – так говорили.

…(Тогда) Небо, дарующее (ханам) государства, посадило меня самого, надо думать, каганом, чтобы не пропало имя и слава тюркского народа…я ради тюркского народа не спал ночей и не сидел (без дела) днем. С моим братом Кюль-Тегином … я (предпринимал завоевания) до полного изнеможения… Столь много приобретя (завоевав), я не делал огнем и водой присоединившиеся (к нам) народы (т.е. старался ладить с ними мирно)…народы я все принудил к миру и сделал их не враждебными (себе), все они мне подчинились. Мой младший брат, Кюль-Тегин, много потрудясь и приобретя (для нас) столь большую власть, скончался…

Да, это были энергичные, смелые, справедливые, самоотверженные люди, — «Небесные люди» — Гёктюрки. И проповедовали они идею создания объединенного государства Великой Степи «Вечный Эль».

С этими двумя стелами связано еще одно место, где установлены две поминальные стелы в честь одного из основателей второго тюркского каганата Тоньюкука — искусного политика, «тюркского Макиавелли», тестя Бильге-кагана.

   Из путевого дневника: «10 июня 2012 г… Серое небо кропило временами мелкими каплями дождя, резкий, какой-то нелетний ветер неожиданно налетал порывами, а под колесами шуршал мокрый степной песок. Мы ехали к Тоньюкуку… Сначала даже заплутали в степном рыжевато-сером мире, но потом, сверяясь с GPS, указателями и здравым смыслом, выехали наконец к каменным стелам, огороженным металлическим забором. Стенд на монгольском, турецком и английском языках сообщал нам, что мы приехали… Впереди, в двух десятках метров стоял камень… Почему-то пересохло в горле… Тоньюкук, древний тюркский политик известный своим искусством управления и дипломатии, признанный талант в делах степных переговоров… Это — Его Камень. Мог ли он предположить, что пройдет более тысячи лет и написанное им смогут прочесть и понять?.. Наверное, он знал… Значит, имел предвидение о далеком будущем… А может быть, в масштабе происходящих исторических процессов, и не таком уж далеком… Почему тюркские правители оставили после себя не сфинксов, не пирамиды, не коллонады храмов?.. Они написали на камнях свою историю, как поучительное изложение и своеобразное руководство для народа степей — людей, живущих на бескрайних просторах, людей изначально свободных… Легко управлять народом в городах, окруженных стенами, — один глашатай способен прокричать указ зычным голосом, но как донести волю правителя до кочевий, расположенных в десятках километров друг от друга…

   Сегодня утром мы покинули Хархорин или Каракорум столицу Монгольской Империи времен Чингисхана. Наш путь лежит к руинам древнего города Кара Балгас или Хара-Балгасун. УАЗ весело подпрыгивает на зеленых травяных кочках как молодой жеребец. Яркое солнышко и веер брызг из-под колес на переправах через прозрачные ручьи. Хорошие пастбища и много скота. Мотая гривами, разбегаются лошади, неспешно освобождают нам дорогу упитанные коровы… Дорога уводит нас с тучных заливных пастбищ в сухую полынную степь. Жаркое солнце раскалило нашего железного коня, и впереди замаячили сухие склоны светло-коричневых осыпающихся холмов, испещеренных норами… Да это же оплывшие стены древнего города!.. Мы въезжаем прямо на центральную площадь. Впереди стоит высокий глиняный холм с шестом на вершине — вероятно, это остатки цитадели или какого-то крупного здания… Подъем по крутой тропинке приводит на плоскую вершину холма. Отсюда виден весь город, вернее, вся территория, на которой когда-то в 8 -9 веках располагался Кара Балгас… Время оплавило стены и постройки, превратив их в увалы из глины, кое-где в них четко угадывается аккуратная кладка из глиняных кирпичей. 

     На поверхности земли много осколков керамики. В развалившихся глинистых стенах оборудовали себе гнезда степные пичуги,- они выскакивают и громко чирикают, возмущаясь незваными гостями… Мы обследуем периметр стен, внизу разгуливают журавли… Интересно, почти нигде нет крупных каменных россыпей — остатков строений из камня… А глинобитные постройки оплыли, как куски сливочного масла под солнцем. Но ведь где-то здесь находится знаменитая каменная скульптура дракона с рунической надписью. Долго оглядываю в бинокль местность… Без нашего верного шофера Инхе мы не обошлись — его встроенный GPS -память и зоркий глаз никогда не подводят! В степи, в стороне от стен, лежит этот удивительный фрагмент какого-то архитектурного сооружения. А сбоку четко видна руническая надпись… По утверждению историков город Кара-Балгасун был построен тюрками-уйгурами в 808-832 годах. В надписи упоминается тюркский небесный Бог Тенгри… Удивительное в Монголии небо!»  

В настоящее время известны более 50 памятников тюркской руники на территории современной Монголии. Мы посетили места, где в последние годы работают международные археологические экспедиции, обнаружившие новые уникальные находки. По этим обелискам ученые защитили десятки диссертаций, провели детальные исследования, невозможно рассказать о каждом. Но мы точно можем сказать, что сумели прикоснуться к одной из важных вех в жизни и истории человечества, потому что глядя на них и ощущая себя рядом с ними, начинаешь невольно осознавать величайшую загадку, которую до сих пор не могут разгадать люди, изучавшие историю этих народов… Почему именно здесь, на равнинах Центральной Азии, словно по мановению Улу Тенгри, возникали объединения свободных номадов, создавших величайшие в истории человечества империи? Как и где появлялся импульс, приводивший в движение людей, обладавших достаточной свободой и не связанных тесными рамками городских агломераций? Ведь жизнь в бескрайних степях изначально предполагает свободу и самодостаточность…

Найдены ли памятники с древнетюркскими руническими надписями в Азербайджане? Мы не знаем точно о таких находках. Но знаем, что интерес к древнему тюркскому наследию у нас в стране существует. Известный азербайджанский тюрколог, Рамиз Аскер, профессор, доктор филологических наук, зав.кафедрой тюркологии Бакинского Государственного университета долгое время занимается переводами и исследованиями тюркского наследия. Несколько лет назад при поддержке ректора университета он совершил поездку в Монголию с целью посещения памятников орхонской древнетюркской письменности. По итогам поездки им была написана и издана книга «Орхонские памятники» на азербайджанском языке. Также профессор перевел на азербайджанский язык «Сокровенное сказание монголов» — книгу-жизнеописание Чингисхана. Летом 2012 года нам посчастливилось стать «посланцами», передавшими первый экземпляр книги коллеге профессора Рамиза Аскера — профессору Баттулге, заведующему кафедрой тюркологии университета в Улан-Баторе.

Нужно сказать, что сейчас с древнетюркскими рунами у нас в стране знаком практически каждый житель страны, ведь фрагмент рунической надписи со стелы Бильге-кагана помещен на оборотной стороне пятиманатной купюры!


источник

собака лает , караван идет

Он сделал великий и страшный выбор

Ведь мог же всё сделать по-другому? Конечно мог. Мог договориться на счет себя и ближнего круга — всё бы дали, на многое закрыли бы глаза и СМИ. Сейчас никто бы не пел лалала. Не было бы...

"Древние славяне – народ из голодного леса" - кто же персонально так корёжит историю древней Руси?

"Древние славяне – народ из голодного леса" - кто же персонально так корёжит историю древней Руси?Мы часто слышим недовольные вопросы от знакомых, коллег, родственников и просто нормаль...

Сказка для шпрот закончилась

Латвийский путь: от советской витрины к европейскому захолустью.Сказка закончилась. Идея вливания в богатую семью европейских народов, как ракетная ступень, отработала свое и выключитс...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    sugochka Вчера 11:30

    Сакский Тутанхамон из Иссыкского кургана.

    Обилие погребальных курганов, которые словно заклёпки времени, там и тут пронзают наши степи, не поддается осмыслению. Ввиду отсутствия других заметных памятников истории, создаётся впечатление, что древние жители этих мест, только и знали, что умирать, и возникает уверенность, что все предгорья Семиречья – одно огромное кладбище.Тысячи тысяч могил давн...
    131
    sugochka Вчера 10:13

    ВАНСКОЕ ЦАРСТВО

    «В начале I тысячелетия до н.э. области южного Закавказья были включены в состав Ванского царства, которое поэтому можно считать древнейшим из государств, существовавших на территории Союза ССР. Центр этого древнего государства, целиком занимавшего Армянское нагорье, находился в районе озера Ван, получившего, вероятно, своё название, так же как и город ...
    97
    sugochka Это наша жизнь
    20 августа 22:03

    Саркофаг эпохи франковских меровингов найден во Франции

    20 августа - ГЛАС. Во Франции была обнаружена гробница периода раннего средневековья, ключевого периода французской истории.Строители наткнулись на саркофаг пожилой женщины периода династии Меровингов. Ожидается, что находка поможет исследователям лучше понять эту критическую эпоху в истории и развитии Франции. Саркофаг был найден этим летом в городе Ка...
    145
    sugochka 19 августа 22:24

    Марксизм и конкуренция. Создание нового человека

    Можно ли изменить человека?Нередко приходится слышать, в частности, от сторонников так называемого либертарианства, что социализм - это, возможно, и хорошая штука, но, увы, по природе своей человек эгоистичен, и от этого никуда не денешься.В общем, ничего нового: общественная жизнь - это борьба всех против всех, и человеческое общество отличается от жив...
    550
    sugochka Это наша жизнь
    19 августа 14:26

    Четверть века ГКЧП: правда и новая мифология

    Августовский путч. Столкновение между военными и гражданским населением в ночь с 20 на 21 августа 1991 г. (Фото: Мамонтов Сергей/ТАСС)21 августа 2016 года — 25 лет краха августовского 1991 года путча. Что мы помним и понимаем сегодня об этих событиях?Как я уже писал в предыдущей статье («Впереди новый дефолт или развитие?»), время у нас — не возможность...
    468
    sugochka ЛИНИЯ СТАЛИНА
    18 августа 13:53

    КРЕДИТ НА МИРОВУЮ ВОЙНУ ГИТЛЕР ВЗЯЛ У АМЕРИКИ

    80 лет назад был дан старт величайшему побоищу в истории, которое профинансировали Федеральная резервная система США и Банк АнглииНедавняя резолюция Парламентской ассамблеи ОБСЕ, полностью уравнивающая роли Советского Союза и нацистской Германии в развязывании Второй мировой войны, кроме того, что имеет чисто прагматическую цель выкачать из России деньг...
    1587
    sugochka 18 августа 09:19

    Из трактата «Искусство войны» Сунь-цзы

    Выдающийся стратег древности о войне, мире и победе над самим собой.Сунь-цзы — выдающийся китайский стратег и мыслитель, живший, предположительно, в VI — V вв. до н. э. Он был автором знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны».Биографические данные о нем записаны Сыма Цянем в его «Исторических записках». Известно, что Сунь-цзы родился в ...
    1366
    sugochka Это наша жизнь
    17 августа 08:34

    В российских колледжах исчезнут почти 100 профессий

    Совершенно безумная и преступная политика, характерная для колонизированных стран.А где они будут брать специалистов, когда эти "позиции" начнут "пользоваться у абитуриентов популярностью"?Те, кто это продвигает, похоже, сами чему-то научились на краткосрочных курсах и считают, что другие должны делать так же. Вот оно: навыки вместо знаний.С 1 сентября ...
    1014
    sugochka 17 августа 08:16

    Великая Болгария: какое государство было на месте Киевской Руси

    В середине VII столетия между Кубанью и Днепром процветало государство Великая Болгария. Но недолог был его век. После смерти своего основателя государство рассыпалось на части, а его население рассеялось по континенту.ИстокиРодиной болгар (в древней историографии - протоболгары или булгары) принято считать Среднюю Азию, а точнее горный район Памира и Г...
    259
    sugochka Это наша жизнь
    16 августа 09:56

    Как Борис Сичкин писал письма Марку Фрадкину из эмиграции

    Актёр Борис Сичкин описал историю своей эмиграции в книге «Мы смеёмся, чтобы не сойти с ума». Один из забавных эпизодов этой книги — конфликт актёра со знаменитым композитором Марком Фрадкиным. Меня часто спрашивают, почему я, будучи популярным артистом, который хорошо зарабатывал, имел прекрасную трехкомнатную квартиру в центре Москвы, машину, дачу и п...
    518
    sugochka Это наша жизнь
    15 августа 09:40

    На улицы вышла четверть Гонконга - 2 млн.чел. Нет, это не пенсионная реформа и не рост налогов. Защита прав и свобод граждан

    В Гонконге массовые многомиллионные протесты. Нет, они не связаны с повышением пенсионного возраста или ростом налогов, и даже с ценами на бензин всё хорошо. Но что же заставило ЧЕТВЕРТЬ ГОНКОНГА - 2 МИЛЛИОНА ЧЕЛОВЕК выйти на улицу?Митинги начались в ответ на попытку властей принять закон об экстрадиции, который развяжет руки поднебесной в борьбе с дисс...
    285
    sugochka 14 августа 09:33

    Выдающийся учёный-энциклопедист, археолог -Руденко Сергей Иванович

    Руденко Сергей Иванович [16(29).01.1885, г. Харьков - 16.07.1969, г. Ленинград], выдающийся учёный-энциклопедист, археолог, доктор технических наук.В 1904 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета С.-Петербургского университета.В 1906-1907 году участвует в экспедиции в Башкирии. Экспонаты, которые собраны им в экспедиции...
    229
    sugochka Это наша жизнь
    13 августа 22:33

    Марийцы традиции и обычаи

    Марийцы По официиальной версии:Слово «марий» переводится как человек, мужчина. Исследования ученых ДНК человека показывают, что марийцы — самая древняя народность, старше марийцев только саамы, другие – русские, татары, украинцы, итальянцы гораздо моложе марийского народа. Журнал «Гео» называет марийцев «Последними язычниками Европы».Обычаи и традиции в...
    334
    sugochka ЛИНИЯ СТАЛИНА
    13 августа 10:18

    Как советские спецслужбы разгромили ОУН-УПА

    В мае 1945 года далеко не для всех жителей СССР наступило мирное время. На территории Западной Украины продолжала действовать мощная и разветвленная сеть Организации украинских националистов Украинской повстанческой армии ОУН-УПА, более известных в народе как бандеровцы. Для их разгрома советской власти потребовалось почти десять лет. Мы расскажем о том...
    345
    sugochka Это наша жизнь
    12 августа 10:22

    Уральский «Индиана Джонс» обнаружил затерянную Атлантиду. «Платон нас не обманул»

    Уральский радиолюбитель Валентин Дегтерев сделал новое открытие о затерянной Атлантиде. Опираясь на описания древнего философа Платона о затерянном городе, он сумел вычислить его координаты и обнаружить снимки со спутника, где океан скрывает ушедший под воду материк.Дегтерев, проштудировав слова Платона о чудесном острове, выяснил, что он находился на з...
    815
    sugochka Это наша жизнь
    10 августа 10:52

    ПРОГРАММА БОРТКО

    Почти все сложности в жизни нашего города являются следствием одного явления – КОРРУПЦИИ.Термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и прав, а также связанных с этим авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды.Бессмысленно перечислять все конкретные ПРОБЛЕМЫ любимого Санкт-Петербурга - Ленинграда. Вы их знае...
    938
    sugochka 10 августа 10:18

    Тюркские короли Балтики

    Территория Пруссии (нынешняя Калининградская область) когда-то рассматривалась великим русским ученым Ломоносовым как начало начал Русской государственности, именно отсюда, по мнению Михайло Васильевича, прибыли летописные варяги:М. В. Ломоносов. «Древняя российская история»«Приступая к показанию варягов-россов, кто они и какого народу были, прежде должно утвердить, ч...
    316
    sugochka 9 августа 21:59

    Иранский Симург и славянский Симаргл

    Исполинская вещая птица древнеиранских мифов, тюркских народов Средней Азии и башкир, царь птиц, Симург изображался фантастическим крылатым существом с головой и лапами пса, покрытым рыбьей чешуей, что показывало его власть на земле, в воздухе и в воде. Его яркое оперение затмевало блеск перьев фазана и павлина. Симурга наделяли способностью исцелять, иногда он в...
    388
    sugochka Это наша жизнь
    7 августа 21:28

    Шведский археолог показал, как на самом деле выглядели люди, жившие тысячи лет назад

    Оскар Нильссон — шведский археолог и художник, который специализируется на реконструкциях человеческих лиц. В 1996 году он открыл собственную компанию и сотрудничает с музеями по всему миру, помогая им с восстановлением лиц людей, чьи захоронения были обнаружены в ходе археологических раскопок. Оскар полагает, что таким образом он помогает воссоздавать ...
    600
    sugochka Это наша жизнь
    7 августа 16:11

    Кандидату в губернаторы Петербурга Владимиру Бортко угрожают отменой регистрации

    Все это пока страшилки, но Единая Россия реально запереживала. Сегодня только отпеты негодяй пойдет голосовать за ЕР.Петербургский избирком в последние дни июля получил аж четыре жалобы на кандидата в губернаторы Санкт-Петербурга от КПРФ Владимира Бортко. Жителям Северной столицы не понравилось то, как он ведет агитацию. Одним из жалобщиков оказался не...
    1444
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика