Израильское племя Дан: семиты или индо-европейцы?

5 3127

Из всех присоединившихся к израильскому союзу племен наиболее загадочным выглядит колено Дан. Оно, как уже сказано, совершенно не упоминается в доегипетский период жизни древних евреев в Ханаане. Исключение составляет лишь официальная родословная, в которой родоначальник колена Дан назван в качестве сына Иакова-Израиля, причем не от жен, а от рабыни Билхи. Во второй раз он упоминается лишь в перечне всех членов семьи праотца Иакова-Израиля, ушедших в Египет. Но упоминание Дана в официальной родословной мало что доказывает, так как сама эта родословная была составлена намного позднее, в период объединенного царства, да и то исходя из политических соображений того периода. Несравненно важнее эпизоды жизни родоначальников племен в доегипетский период, а они полностью отсутствуют, когда дело касается племени Дан. Первая, пусть самая ничтожная информация о племени Дан появляется лишь в период пребывания в пустыне после исхода из Египта. Так, Охолиав, сын Ахисамаха из колена Дан, назван в качестве мастера, помогавшего строить и украшать Ковчег Завета (Исход 35:34-35). В другом, куда более важном эпизоде, говорится о сыне египтянина и израильтянки из колена Дан, который оскорблял и проклинал имя Бога, за что был предан смерти через побитие камнями (Левит 24:10-11). Таким образом, мы имеем косвенные свидетельства того, что племя Дан ушло из Египта не с «домом Иосифа» в XV веке до н.э., а с «домом Иакова», вместе с Моисеем в начале XII века до н.э. Однако, в отличие от четырех других присоединившихся к Моисею племен – Исахар, Звулун, Гад и Ашер, – колено Дан не было причислено к сынам Иакова от старшей жены Леи и ее рабыни Зильпы. В официальной родословной ему отведено место в качестве сына Билхи, рабыни Рахели, то есть в «доме Иосифа».

Почему же аморейские колена Исахар, Звулун, Гад и Ашер оказались ближе к южной племенной группе, чем колено Дан? Вероятно, ответ на это дает все тот же необычайно важный эпизод, где сын египтянина и израильтянки из колена Дан оскорблял имя Господа. В Библии нет ничего случайного, каждый, пусть самый незначительный эпизод в действительности несет определенную историческую и философскую нагрузку, отражает реальные факты, искажения касались лишь времени и оценки событий. Носители традиции никогда не упоминали в Пятикнижии рядовых соплеменников, а только тех, кто представлял собой вождей и племенную аристократию. Поэтому сын израильтянки, которая названа по имени, был, очевидно, сыном вождя племени Дан. Примечательно, что его отец назван египтянином. Но, согласно традициям того времени, только женщин отдавали в другие семьи и племена, а не мужчин. Например, это Иосифу отдали в жены египтянку, дочь влиятельного жреца Потифара, а не наоборот. Таким образом, тот, кого библейский текст назвал египтянином, то есть иноземцем и иноверцем, и был подлинным вождем племени Дан, который взял себе в жены знатную израильтянку. Не удивительно, что этот иноземный вождь и его племя не приняли культа Яхве даже после получения синайских заповедей. Очевидно, в отличие от других присоединившихся западносемитских колен, яхвизм был совершенно чужд этому племени.

В дальнейшем племя Дан вместе с четырьмя аморейскими и двумя южными племенами (Реувен и Леви) соединяют свою судьбу с «домом Иосифа», а не кочуют сорок лет по пустыне вместе с двумя южными коленами. Вероятно, чужеземное происхождение и неприятие Господа южных племен, а также дальнейший союз с северянами заставили носителей традиции найти место этому колену в «доме Иосифа», причем в качестве его младшего партнера. Таким образом, колено Дан осталось членом семьи Иакова-Израиля, но было низведено на самый низ племенной иерархии.

Еще одним важным обстоятельством, характеризующим племя Дан, является предание о его вожде Самсоне и о его бескомпромиссной борьбе с филистимлянами в период судей. Почему-то ни одно из древнееврейских племен, и прежде всего Йеуда и Биньямин, ближайшие их соседи, не относились к филистимлянам с такой неприязнью и не воевали с ними с таким ожесточением, как колено Дан, хотя и страдали от них ничуть не меньше. Примечательно, что филистимляне, обосновавшись в юго-западной части Ханаана, не истребили и не изгнали местное население – ханаанеев и еще более древних рефаим (или аввим, как их там называли). То есть, семитское и досемитское население осталось нетронутым, об этом недвусмысленно говорит и Библия.

Изображение филистимского воина на барельефе в Мединет-Абу. Фивы, Египет.

Почему же именно племени Дан пришлось покинуть свой удел, прилегавший к землям филистимлян? Да и собственно говоря, случайно ли даниты выбрали себе место рядом с ними, не объясняется ли непримиримость между филистимлянами и данитами индоевропейским или эгейским происхождением последних? Как известно, родственные народы конфликтуют друг с другом куда более ожесточенно, чем с чужеземцами. Очень возможно, что имя Самсон (др.евр. Шимшон), как и имена его родителей, были точно также семитизированы, как и египетское имя Моисея. Да и борьба Самсона с филистимлянами больше похожа на подвиги ахейских героев, чем на войны израильских судей. Наконец, в победной песне Деборы содержится эпизод, который проливает свет на истинное происхождение племени Дан. Осуждая те израильские племена, которые отказались помочь своим братьям в сражении с Сисерой, военачальником царя Явина из Хацора, песнь Деборы называет племя Дан и спрашивает: «А Дан почему на кораблях держался?» (кн. Судей 5:17). Этот вопрос может поставить в тупик любого специалиста по древнееврейской истории. Каким образом израильское племя, бывшие полукочевники, недавно осевшие на землю, вдруг стали мореплавателями? Ведь «на кораблях держались» в то время только финикийцы и «народы моря». Первые были западными семитами, как и израильтяне, а вторые – племенами эгейского и малоазийского происхождения. Однако финикийская родословная племени Дан сразу отпадает, так как оно пришло в Ханаан из дельты Нила. Зато малоазийское, а вернее всего, эгейское происхождение кажется наиболее правдоподобным. Между прочим, «народ моря» по имени «дануна» или «да’ану» впервые упоминается в египетских источниках во времена фараонов Аменхотепа Ш и Эхнатона в XIV веке до н.э. В царствование Рамcеса П наемники из «народов моря» приняли участие на стороне египтян в знаменитой битве при Кадеше против хеттов. Но первое нападение этих народов на Египет произошло лишь в конце XIII века до н.э. в царствование Мернепты. Значительно позднее, в период правления Рамcеса Ш (на 8-ом году его царствования), «народ моря» по имени «Danyen» был назван среди тех, кто атаковал египетскую армию в районе нильской дельты. Возможно, этот же народ хеттские источники именовали несколько иначе «Daniya-wana». Наконец, Гомер повествовал о данайцах (тех же ахейцах), которые населяли Арголиду и древнегреческий Аргос на полуострове Пелопоннес на юге Греции.

Морской бой между египтянами и воинами из «народов моря». Барельеф из Мединет-Абу, Фивы.

Если схожесть всех этих имен не является простым совпадением и израильское племя Дан действительно имеет прямое отношение к легендарным данайцам, то тогда его появление в дельте Нила относится ко второй половине или к концу XIII века до н.э., когда началось массовое переселение «народов моря» на восток и юго-восток. Если даниты имеют прямое отношение к легендарным данайцам Арголиды, то тогда они были ближайшими соседями микенцев, которые, как полагают археологи, составляли значительную часть филистимлян. Трудно сказать, каким путем жители древнего Аргоса попали в Египет: были ли это наемники и военные поселенцы на службе фараона или пленные, попавшие вместе с семьями в рабство. По крайней мере древнеегипетские источники подтверждают существование большого количества наемников и военных поселенцев из «народов моря» в нильской дельте в период правления Рамcеса П и Мернепты. Позднее появилось еще большее количество пленных из этих народов. Как бы там ни было, но в смутные годы, накануне прихода к власти фараона Сетнахта, когда в Египте шла гражданская война, этот «народ моря» мог так же уйти из Египта, как и древнееврейские племена Моисея. Он мог быть в составе того самого многочисленного «сброда», упоминаемого Библией, который доставлял так много беспокойства и неприятностей Моисею. Если это было так, то в поисках своего места в Ханаане даниты примкнули к израильскому союзу, созданному северными племенами. Очевидно, память о пребывании в Египте и вынужденная бездомность в Ханаане оказались сильнее этнического родства, они-то и объединили эту группу индоевропейцев с западными семитами.

В отличие от «дома Иосифа» и «дома Иакова», племя Дан, как впрочем и четыре присоединившихся аморейских племени – Исахар, Звулун, Ашер и Гад, наверняка, не практиковали обряда обрезания и согласились пройти его в Гильгале, чтобы стать полноценными членами израильского племенного союза. В те времена обряд обрезания не воспринимался в качестве исключительного атрибута яхвизма, а рассматривался как церемония оформления союза с божеством или людьми. Так начался процесс израилизации данитов. Их главными врагами стали старые соседи и противники по прежней родине – филистимляне, которые не дали данитам получить доступ к средиземноморскому побережью. Бывшие мореходы не смогли ограничиться земледелием и скотоводством и ушли на север Ханаана. Здесь, захватив ханаанский город Лаиш (Лешем), они переименовали его в Дан и окончательно осели на новом месте. Северное побережье Ханаана контролировалось финикийцами и народом эгейского происхождения «тьекер», с которыми племя Дан сумело быстро найти общий язык. В дальнейшем, все «народы моря», осевшие в Ханаане, — даниты, тьекер, да и сами филистимляне — ассимилировались с западными семитами и стали их интегральной частью. Интересно, что в библейском предании о переходе племени Дан с юга на север Ханаана не упоминается ни одного имени данитов, даже их вождей, хотя в то же время называется имя Михи, главы эфраимского клана, давшего им временный приют. Из эпизода переселения данитов становится ясно, что среди них не было ни одного священника-левита, что еще раз отличало их от других древнееврейских племен. Правда, приглашенный позднее в качестве священника южный левит стал практиковать среди них яхвизм, но, и это весьма примечательно, в той старой языческой форме, которую осуждал Моисей.

Разумеется, можно спорить, было ли племя Дан семитским или индоевропейским по своему происхождению, но нельзя отрицать, что оно являлось присоединившимся коленом, которое до исхода из Египта не имело прямого отношения ни к «дому Иакова», ни к «дому Иосифа».


источник

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Шчо вы к нам прысталы?!

- Какие мы вам братьтя, хто вам это сказал?! Мы сами по себе! А вы лизеты й лизэтэ. Вы понимаете, шо мы не хотымо з вамы жыты?! Мы хотим отдильно, без вас, сами по себе!- Понимаем. И по...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Вчера 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Обсудить
    • cat
    • 16 мая 2019 г. 16:12
    :clap: :thumbsup:
  • Когда уже наскучило просто обрезать разные племена, обрезанным племенам стали давать названия. Начали обрезать, разделять и властвовать. Стали наблюдать, как обрезанные племена с разными названиями, начали мерится бубенчиками. :point_up:
  • источник сайт сионистов-людоедов