Путешествие в Винланд гренландского епископа Эйрика Гнупсона (1121 г.)

1 3021

Епископ Эйрик выехал [из Гренландии] на поиски Винланда (Eirikr byhop leitadi Vinlandz).1)

* * *

Епископ Упси Гренландский отправился на поиски Винланда (Byskup Upsi af Groenlandi for at leita Winlandz).2)

* * *

И Эйрик Гренландский сам взялся за это дело, ввез в Винланд колонистов и насадил там христианскую веру (Och Erik paa Grønland lagde Hand oppaa, plantet paa Vinland baade Folk og Tro).3)

* * *

И пришел также корабль из Гренландии, еще меньший по размерам, чем небольшие суда исландцев. Он вошел во внешнюю часть Страум-фьорда и не стал на якорь. На нем находилось 17 человек, они направлялись в Маркланд, но были занесены сюда течением.4)

* * *

В гл. 104 уже отмечалось, что считавшийся раньше установленным факт предпочтения, отдаваемого скудной, холодной Гренландии норманнами, постоянно занятыми поисками новых богатых земель, и пренебрежения или даже забвения ими плодородного Винланда, кажется маловероятным. Уже одно то, что Адам Бременский в 1070 г. рассказывал о Винланде и что в рунической надписи на Хёненском камне (см. гл. 107) говорится об экспедиции [390] норвежцев в эту страну, служит веским доказательством внимания их современников-европейцев к счастливой стране — Славному Винланду. Исландские летописи, датированные 1347 г. (см. цитаты в начале главы), доказывают, кроме того, что и через 347 лет после открытия норманнами Северной Америки плавания на этот материк из Гренландии не представляли исключительного события. Ведь исландскому хронисту кажется примечательным не сам факт плавания 17 гренландцев к берегам богатого лесом Ньюфаундленда (Маркланд), а то обстоятельство, что их корабль, вышедший из Гренландии в Маркланд за лесом, оказался заброшенным бурей, «без якоря», в Страум-фьорд (Исландия).

Это замечание в хронике Скальхольта содержит между строк доказательство того, что морские походы гренландцев к берегам Северной Америки и в XIV в. были обычным, ничем не выдающимся событием.

Норманская колония на юго-западе Гренландии в XII в. насчитывала примерно 5 тыс. жителей, а временами, возможно, и несколько больше.5) В этом поселении очень активную роль играла церковь, о чем свидетельствуют развалины 16 храмов.

Центр поселения Гардар еще в XI в. был объявлен резиденцией епископа.6) Впрочем, первый епископ появился в стране лишь в 1112 г. Это был Эйрик Гнупсон (Upsi), о возведении которого в сан епископа, однако, не говорится ни в одном из памятников того времени. В этот период на севере Европы происходила реорганизация церкви, которая привела, между прочим, и к введению еще одной резиденции епископа в Холаре (Исландия), помимо прежней — в Скальхольте. Первым епископом Холара был Ион Ёгмундарсон (с 1106 по 1121 г.).7) Итак, вполне вероятно, что именно в те годы был назначен и первый епископ Гренландии. Однако в ватиканских и других церковных архивах нет документа, подтверждающего назначение на эту должность Эйрика Гнупсона. Торфеус утверждал, что он сделал своей резиденцией в епархии пункт Стейпенснес в Западном поселении.8) Однако это кажется неубедительным, поскольку Восточное поселение всегда было гораздо значительнее Западного.

О деятельности Эйрика в Гренландии нет никаких сведений, кроме четырех слов в памятнике, сообщающих о начале предпринятого епископом морского похода в Винланд. Для обозначения этого похода употреблено слово leitadi, имеющее несколько значений.

Проф. Генцмер любезно разъяснил, что leitadi прежде всего может означать «он искал». На этом основании создалось мнение, что новоявленный епископ не знал расположения Винланда и отправился искать его.9) [391]

Цехлин правильно отмечает по этому поводу:

«Многое зависит от лингвистической интерпретации соответствующего места в источнике: значит ли оно, что Эйрик собирался искать страну или только посетить ее».10)

По мнению автора этих строк, обстановка того времени заставляет склониться ко второму значению слова. Но, по мнению проф. Генцмера, тогда было бы написано «leitadi at Winlandz».

Наперекор этому возражению Генцмера оказалось, что слово leitadi и без добавления al может иногда иметь значение «посещения» знакомой страны.

«Сага об Олафе Трюгвасоне» в следующих выражениях сообщает о посещении королевой Ауд своего брата, жившего в Исландии: «For at leita Islandz».11) Не нуждается в доказательстве тот факт, что здесь речь идет о посещении, а не о розыске. Нет ни малейшего основания отвергать возможность такого понимания и в записи, относящейся к 1121 г.

А вообще-то leitadi уже более 100 лет назад переведено на датский словом apsögte.12) Первое же понимание leitadi («искать») приводит к несостоятельным и даже бессмысленным выводам.

Епископ, только что получивший недавно образованную епархию для выполнения нелегкой по тогдашним условиям религиозной миссии, вряд ли имел задание или хотя бы право пускаться на свой страх и риск в сомнительные приключения, которые не имели ничего общего с кругом его обязанностей.

Организация новой епархии в Гренландии уже сама по себе требовала напряжения всех сил и даже не одного, а нескольких человек. Нёрлунд совершенно определенно пишет по этому поводу:

«Гренландская епархия была одной из самых значительных в мире, не столько из-за своей территории, сколько из-за численности прихожан и количества церквей».13)

Как же можно предположить, что новый епископ забыл о своем прямом долге и вскоре пустился в какие-то приключения за пределами своей епархии?

Даже миссионерской деятельностью, которую приписывали Эйрику, нельзя объяснить его отъезд, поскольку для этого понадобилось бы специальное указание. Ведь и все другие епископы, например Ансгар (см. гл. 86). Адальберт (см. гл. 103), Оттон Бамбергский (см. гл. 111), совершали миссионерские поездки в чужие страны (Швецию, Страну пруссов и Померанию) всегда только по поручению папы. A priori надо полагать, что и в отношении епископа Эйрика действовали те же правила. Итак, напрашивается вывод, что посещение Винланда входило в круг его прямых обязанностей.

Кроме того, епископу незачем было разыскивать якобы «пропавшую» страну, хотя бы потому, что историк Ари Фроде, современник Эйрика [392] Гнупсона, говорит о Винланде, как о хорошо известной местности: «Люди, похожие на тех, которые обитают в Винланде».14)

К сожалению, в источниках не содержится никаких указаний на то, зачем Эйрику понадобилось отправиться на поиски Винланда, а также о ходе этих поисков. Мы не знаем, удалось ли епископу достичь Винланда, в чем заключалась его деятельность в этой стране, вернулся ли он в Гренландию или нашел свою смерть на чужбине. В 1123 г. гренландцы просили через своего поверенного в Норвегии Эйнара Соккисона о назначении нового епископа. В 1124 г. в Лунде некий Арнальд был рукоположен на епископство в Гренландии и вскоре прибыл туда в сопровождении Эйнара Соккисона.15)

На основании этого факта раньше делали вывод о том, что епископ Эйрик погиб во время плавания и, вероятно, не достиг берегов Винланда. Однако этому противоречит сообщение Люсхандера, датированное 1608 г., о котором уже упоминалось выше. Согласно этому сообщению, Эйрику Гнупсону удалось утвердить в Винланде христианское вероучение и ввезти туда норманских переселенцев. Очевидно, Люсхандер заимствовал эти сведения из каких-то древних, позднее утерянных источников. Его свидетельства, как правило, производят впечатление обоснованных, а не выдуманных. Финн Магнусен тоже признает, что материалы Люсхандера безупречны с точки зрения их достоверности,16) да и Неккель в письме к автору этих строк от 29 апреля 1936 г. сообщил, что данные Гренландской хроники об Эйрике Гнупсоне «заслуживают доверия». Но если согласиться с этим, то можно считать доказанным следующий факт, раньше всегда подвергавшийся сомнению: на Севере Американском континенте в течение некоторого времени существовала христианская колония норманнов.

Следующие строки Рафна доказывают, что этот исследователь 100 лет назад совершенно правильно и трезво подошел к решению рассматриваемой проблемы:

«Весьма вероятно, что многие гренландцы или исландцы в поисках плодородных земель эмигрировали туда и нашли там вторую родину. Этим объясняется отсутствие каких-либо сведений о них в исландских источниках. Ясно лишь, что гренландский епископ Эйрик, стремясь то ли обратить своих земляков в христианство, то ли поддержать в них эту веру, отправился туда в 1121 г.

Мы не знаем, было ли его путешествие успешным. Но поскольку не имеется доказательств возвращения епископа в Гренландию или в Европу, остается предположить, что он остался там на постоянное жительство, как и многие другие, которые либо эмигрировали туда в разное время на постоянное жительство, либо были занесены бурей к этим берегам, а потом осели там навсегда».17) [393]

Независимо от того, удалось ли Эйрику Гнупсону создать норманскую колонию в Винланде, остается нерешенным основной вопрос: на каком основании епископ покинул свою епархию — Гренландию спустя всего несколько лет после принятия этого поста и отправился в другую страну, а именно в Винланд? Действовал ли он по собственному усмотрению или по поручению вышестоящего духовенства.

Нильсен, пожалуй, первым высказал мнение, которое затем было поддержано многими исследователями. Он считал, что Эйрик Гнупсон поехал в Винланд в качестве миссионера.18) Однако Нансен выдвинул против этого предположения убедительные доводы:

«Как можно было ставить перед собой миссионерские цели, предпринимая путешествие в еще неведомую страну? Речь могла идти лишь об обращении в христианство «скрелингов». Однако и это кажется маловероятным, поскольку нет никаких сведений о какой-либо миссионерской деятельности среди «скрелингов» в самой Гренландии».19)

Возражение Нансена, думается, полностью опровергает гипотезу о миссионерской природе путешествия, предпринятого епископом Эйриком. Это подтверждает и Неккель: «В источниках не содержится никаких указаний на миссионерский пыл исландского клирика. К тому же надо признать, что идея приобщения скрелингов к евангелию не вяжется с нашим представлением об исландском священнослужителе 1100 г. … Поездка Эйрика была скорее колонизаторской, чем миссионерской».20)

И действительно, не миссионерские цели преследовал, видимо, епископ Эйрик, покидая свою новоиспеченную епархию.

Более убедительной представляется автору другая гипотеза: епископ отправился в Винланд потому, что там уже имелись поселения норманнов-колонистов, и он счел своим пастырским долгом позаботиться о спасении их душ, хотя они и не принадлежали к его епархии.21)

Такая трактовка кажется единственно правильной. Правда, у нас нет никаких доказательств в строгом смысле этого слова, но в пользу ее говорят логические рассуждения. Весьма вероятно, что плавание епископа Эйрика в 1121 г. и наличие в Северной Америке в XIV в. каменной церкви в Ньюпорте действительно свидетельствуют о том, что в Винланде некогда существовали постоянные норманские поселения (см. т. III, гл. 150).

Заслуживает внимания то обстоятельство, что знаменитый географ Риттер, обычно очень осторожный в своих выводах, категорически утверждает, якобы поездка епископа Эйрика в Винланд имела целью «обратить в христианство своих соотечественников, которые еще были язычниками».22) Риттер, [394] несомненно, заблуждается, полагая, что норманны-колонисты были язычниками, которых еще предстояло обратить в христианство, но в остальном его рассуждения правильны. Не для того, чтобы обратить своих земляков в христианство, а чтобы поддержать в своих прихожанах христианскую веру, отправился Эйрик в Винланд. Или. другими словами, он ездил туда не для введения христианской религии, а для ее укрепления.

Это предположение подтверждается и некоторыми выводами Елича, если только опубликованные им в 1895 г. данные полностью соответствуют действительности.23) По его сведениям, Эйрик Гнупсон был возведен в епископский сан (episcopus Groenlandiae regionumque finitimarum) папой Паскалием II (1099—1118). На каком основании сделал Елич это важное сообщение, автору установить не удалось, несмотря на многочисленные попытки. Сам же Елич, к сожалению, не указал источника. Однако сообщение было подхвачено американскими учеными. Так, у Фиске, например, мы уже встречаем утверждение, что Эйрик Гнупсон был епископом Гренландии и Винланда in partibиis infidelium24) [в землях неверных. — Ред.]. Это якобы и доказывает существование в Винланде христианской колонии, забота о которой входила в круг служебных обязанностей первого епископа Гренландии. Холанд уже называет Винланд просто «частью епархии епископа Эйрика»,25) заявляя при этом: «В XII в. епископ Эйрик включил в маршрут своей инспекторской поездки по епархии и Винланд».26)

В настоящее время епископ Эйрик Гнупсон даже в классическом сборнике документов Бьёрна Йонссона именуется без всякой ссылки на источники «епископом Гренландии и Винланда».27) Однако для такого категорического утверждения, думается, пока нет достаточных оснований.

Тем не менее придется согласиться с таким толкованием, если только будут подтверждены некоторые выводы Елича, содержащиеся в его докладе на Парижском международном конгрессе католиков в 1891 г.28)

Елич заявил следующее: «Согласно приказу папы Бенедикта IX (1044 г.), поселения норманнов в Гренландии в течение первого столетия их существования входили в состав архиепархии Гамбург и Бремен, включавшей все северные страны Европейского континента,29) а потому и были поручены заботам ближайших к Гренландии исландских епископов. Но когда первый епископ [395] американских земель Эйрик Упси решил остаться в Винланде и не вернулся в Гренландию, колонисты созвали совет и высказались, по предложению Сокке Торрессона, за создание в Гренландии самостоятельной епархии. Правда, в стране было слишком мало населения для учреждения в ней особой епархии. Все же ввиду удаленности Гренландии от Европы и трудности поддержания связи между ними пожелание колонистов было удовлетворено. Первый епископ Гренландии Арнальд был рукоположен в этот сан архиепископом Лундским в 1124 г. В 1126 г. он прибыл в свою резиденцию в Гардаре, который тем самым превратился в главный город страны.30)

До середины XII в. новая епархия входила в подчинение архиепископа Гамбурга и Бремена.31)

Через три года Елич еще раз высказался по этому же вопросу. Несмотря на усердные многолетние поиски, автору не удавалось найти текст доклада Елича, сделанного в Брюсселе в 1895 г. Наконец это удалось, к сожалению, уже после выхода в свет первого издания данного тома. Исследования Елича, правда лишь частично подтверждаемые источниками, заставили его прийти к следующим выводам относительно первых двух епископов Гренландии:32)


источник

Пётр Толстой: нам плевать на Макрона. Убьём…

Французы в шоке, таким жёстким журналисты его ещё не видели. Впрочем, им не привыкать, в том числе и к реакции своих зрителей. Из раза в раз приглашать в эфир ведущего канала BFMTV и бр...

Шчо вы к нам прысталы?!

- Какие мы вам братьтя, хто вам это сказал?! Мы сами по себе! А вы лизеты й лизэтэ. Вы понимаете, шо мы не хотымо з вамы жыты?! Мы хотим отдильно, без вас, сами по себе!- Понимаем. И по...

Почему Собчак пропала с радаров
  • pretty
  • Сегодня 08:29
  • В топе

КВАДРАТУРА   КРУГАЛистаю ленту новостей и думаю: «Чего-то не хватает, что-то в стране изменилось. А что?». И вдруг понял: нет Собчак. Пропала. Еще буквально пару месяцев назад ее фамилия обя...

Обсудить
  • :thumbsup: