Мифы и легенды Индии. ГАНДАБЕРУНДА- двухголовая птица.

2 3378

Гандаберунда или Берунда (на санскрите: गण्डभेरुण्ड, gaṇḍabheruṇḍa) — двухголовая птица в индуистской мифологии, воплощение магической силы и способности противостоять разрушению.

Слово «гандаберунда» состоит из двух частей: «ганда» (ಗಂಡ, Gaṇḍa) и «берунда» (ಬೇರುಂಡ, bēruṇḍa) — означающих в переводе с языка каннада*, соответственно, «сильный» и «двухголовый».

По легенде, после того, как Бог Вишну в образе человекольва Нарасимхи сразил демона

Хираньякашипу, он не смог погасить в себе гнев и остался в этой ужасной форме-аватаре. Боги забоялись его даже больше, чем убитого демона и поэтому попросили заступничества у Шивы. Шива явился в образе Шарабхи, и тогда Вишну обернулся Гандаберундой. Схватившиеся Шарабха и Гандаберунда остались в мифе как образ соединения сил Шивы и Вишну, а Гандаберунда в отдельности стала символом колоссальной силы.

В главных Пуранах и Упанишадах упоминаний о ней не приводится, однако различные южноиндийские тексты говорят о ней как об одном из воплощений Вишну.

Изображения Гандаберунды можно видеть на некоторых южноиндийских храмах и дворцах. На отдельных изображениях она сжимает в клювах и лапах львов и слонов, наглядно демонстируя тем самым свою огромную мощь. Помимо этого, Гандаберунда являлась эмблемой майсорской царской династии Водеяр и изображается на современном гербе штата Карнатака.

Некоторые исследователи склонны видеть связь изображения Гандаберунды и последующей геральдической символики – как исторической, так и современной (включая изображение двуглавого орла на гербе России).

В буддизме двуглавый орёл символизировал силу и власть Будды, в мусульманском мире — высшую, в том числе военную, власть султана, который представлялся как богатырь-воин, отличавшийся храбростью, решимостью, волей к победе и воинственностью.

Изображение двуглавого орла как герба Священной Римской империи относится к XV веку. Тогда и сформировался так называемый германский стиль двуглавого орла, отразивший германский менталитет. Крылья «германского» двуглавого орла воинственно подняты вверх, между маховыми перьями помещаются фады — нитевидные перья, лапы у орла мощные, широко расставлены, а пальцы и когти вырисованы с гротесковым натурализмом. Клювы хищнически открыты, языки далеко высунуты. Хвост — вычурный, декоративный. Весь облик орла устрашающ и яростен. В этом стиле двуглавых орлов изображали и великие немецкие художники эпохи Возрождения — А. Дюрер, Г. Бургмайер и А. Альтдорфер.

На Руси двуглавый орёл в качестве государственного символа появился, как считают многие исследователи, в годы правления Ивана III (1440—1505), женившегося на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог в 1472 году. Династической эмблемой Палеологов служил двуглавый орёл, поэтому его заимствование, как полагали В.Н. Татищев и Н.М. Карамзин, демонстрировало преемственность православия и высшую власть Ивана III — великого князя «всея Руси». Памятником, подтверждающим это, можно считать печать из воска, привешенную к грамоте, данной Иваном III своим племянникам в 1497 году. Иную версию высказали сначала американский историк Г. Эйлиф, а затем и российский историк В.А. Кучкин, которые установили, что печать 1497 года изготовлена немецким гравёром в 1490 году в связи с заключением договора между Москвой и Священной Римской империей, направленного против польского короля. Так или иначе, но отметим одну важную деталь: двуглавый орёл на печати стилистически идентичен византийскому, а не германскому образцу. Видимо, это и хотел подчеркнуть Иван III, когда утвердилась официальная формула «Москва — третий Рим, а четвёртому — не бывать».

И хотя за годы своего бытия на русской земле двуглавый орёл обрусел, социальные представления о нём долго сохраняли византийский характер. Он понимался, прежде всего, как символ великой и могучей державы, символ высшей власти императора, данной от Бога, символ евразийского единства России. Изображение двуглавого орла на оружии считалось не только оберегом, но и своеобразным талисманом, обеспечивавшим успех и победу в бою владельцу оружия. Вот почему оно стало в России весьма популярным в среде военных, и мы можем увидеть его на многочисленных предметах начиная с XV века, особенно на холодном и огнестрельном оружии.

"Падение такого мамонта в пропасть официального иноагентства, со всеми последствиями, - шаг заметный"

Переформатирование элит идет сверху донизу, обратно и во все стороны.  Если это правда - что Аллу Пугачёву признают иноагентом, то падет один из самых значимых "бастионов" отечестве...

Невоенный анализ-57. Десять поляков вышли погулять. 27 марта 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

Опять обманули
  • pretty
  • Вчера 14:46
  • В топе

МАЛЕК  ДУДАКОВУкраина давно мечтала заполучить что-то от замороженных активов России. Сначала ей обещали сами активы - затем только набежавшую по ним прибыль. Но и это теперь отменяется. Бельгия,...

Обсудить
  • Откуда вышла - туда и вернулась
  • Крылья орла Банка России опущены - признак деградации финансов страны.