Армия Карабаха сбила вертолёт ВВС Азербайджана, который упал на территории Ирана

Марийцы традиции и обычаи

2 8925

Марийцы

По официиальной версии:

Слово «марий» переводится как человек, мужчина. Исследования ученых ДНК человека показывают, что марийцы — самая древняя народность, старше марийцев только саамы, другие – русские, татары, украинцы, итальянцы гораздо моложе марийского народа. Журнал «Гео» называет марийцев «Последними язычниками Европы».

Обычаи и традиции в народной педагогике мари

Педагогика марийского народа очень богата содержательным аспектом, результативностью воздействия на детей.

В прошлом у марийцев семьи были многодетными. Только семья, имеющая много детей, считалась счастливой.

Забота о будущем ребенке начиналась с момента зачатия. Женщина до самых родов должна много двигаться, работать и как можно меньше спать. «Большой плод, трудные роды, маленький может съесть большого» — гласила народная примета. В старину женщины — марийки в основном рожали очень легко. Многими исследованиями быта черемис отмечалось, как во время сенокоса женщина отходила в кусты, рожала там, укладывала ребенка в колыбель и продолжала работу. Момент рождения ребенка зафиксирован и в работе А.Фуке «Черемиски очень крепкого сложения. Они даже после родов не ложатся ни на полчаса, роженица ту же минуту идут топить баню, вымоют ребенка и начинают работать, как ни в чем не бывало».

После бани ребенка заворачивали в отцовскую рубаху, чтобы любил его отец.

Многое в жизни младенца зависело от его имени. Обряд имянаречения имел важное значение и являлся своеобразным праздником, на который приглашались все родные. Разные авторы по-разному определяют срок имянаречения в семье. Одни авторы пишут (например, Стюйс), что «шесть месяцев спустя после рождения ребенка, черемисы уведомляют некоторых своих знакомых о том, что избрали для того, чтобы дать ему имя. Те отправляются навестить его в тот день, имя первого вошедшего дают ребенку». Другие считают, что имя давали ребенку сразу же после рождения. А. Фукс описывает такое событие так: «Как скоро родился ребенок, тотчас посылают за «картом» или несут к нему ребенка. Карт берет его на руки, читая молитву, трясет его без всякой осторожности, нарочно, чтобы ребенок заплакал. Потом начинает его качать, перебирая разные имена, при котором имени ребенок перестает плакать, то и дают ему».

Жизнь и состояние здоровья ребенка зависели от заботы взрослых, особенно матери. Ведь сразу же после рождения, как считали марийцы, ребенка окружали злые духи. Поэтому новорожденного никогда не оставляли дома одного. В крайних случаях, когда мать вынуждена куда-либо отлучиться, она брала в руки железный предмет, шептала заговор, а предмет оставляла в изголовье ребенка. В зыбку под подушку ребенка помещали ножницы, нож, шлак из кузницы или горбушку ржаного хлеба, чтобы предохранить от «дурного сглаза». Грудным детям на голову надевали красные шапочки, к рубашке пришивали яркие ленты, бусины, на руку надевали браслет из бисера, бус или раковин.

Ребенка от груди не отнимали до полутора лет. Народ верил в чудодейственную силу молока, именно с него начинался процесс воспитания (Если не стал умным с молоком матери, от коровьего умным не станешь»).

Марийцы очень любили своих детей. В молитвах постоянно упоминалась забота о них (например: «Родившимся детям в деньгах, хлебе, пчелах и скотоводстве счастья дай»).

Народом была создана целая система различных традиций, обычаев, связанных с важнейшими событиями в жизни ребенка. Так, перед тем, как поставить ребенка на ноги производили магический обряд «разрубания пут». В этом случае ноги ребенка завязывали бечевкой или лыком и кто-нибудь из уважаемых членов семьи разрубал веревку и говорил: «Разрубили путы, разрубили путы, теперь ходи, теперь ходи».

Ногти ребенку стригли, когда ему исполнялся год. До этого ему обкусывали зубами. Когда ребенку исполнялся один год, ему впервые стригли волосы. Первые волосы мать ребенка обычно хранила.

До 5-6 летнего возраста ребенок был предоставлен собственным играм и забавам. И мальчик, и девочка этого возраста воспитывались одинаково. Играли они вместе, забавы общие, так до 10 лет. В этом возрасте разница между ними (полами) становилась резче, девочку учили прясть, шить, готовить обед, стирать, она присматривала за скотиной. Девочку раньше учили работе, и больше она приносила пользы в хозяйстве.

Мальчик в это время ещё бегает, проказничает на свободе. Летом только его отец берет на пашню, в лес, на луга. Страда, время горячей работы, и мальчика и девочку ставят за одно дело.

Вообще, в марийской семье детей к труду привлекали довольно рано. Это вызывалось требованиями не только народной педагогики, но и хозяйственными потребностями. Одни взрослые часто совершенно не имеют возможности прокормить свою большую семью, и детям с ранних лет приходится принимать участие в общем заработке.

В марийской семье все дети, за исключением самых маленьких заняты какой-либо работой. Взрослые парни пилят дрова, или чинят что-нибудь около дома, мальчики обыкновенно плетут лапти, а девушки прядут лен, ткут полотно или вышивают узоры для своего национального костюма. Вышивка традиционно передавалась из поколения в поколение, и марийские женщины стремились, как можно раньше научить своих дочерей искусству вышивания. Ведь именно вышивка у марийцев всегда была мерилом нравственного совершенства, трудолюбия, степенью оценки художественного вкуса. Неумение вышивать считалось недостатком.

Каждая девушка, выходя замуж, приносила в дар своему жениху и его родственникам собственноручно вышитые полотенца и рубашки. Такая одежда очень ценилась и передавалась из поколения в поколение, как семейная реликвия.

Народ понимал, что именно труд формирует личность, ее основные качества, только в труде человек может научиться всему.

Трудовое воспитание осуществлялось в семье, оно по преимуществу было индивидуальным.

Взрослые обязаны были воспитывать и личным примером уважительного отношения к труду. Ни одно сколько-нибудь значительное мероприятие (посев, уборка урожая) не проводилась без традиционной подготовки: мытья в бане, переодевания во все чистое, белое, украшение инвентаря. Привитие уважительного отношения к труду осуществлялось и через сказки, в которых всегда воспитывалось трудолюбие, бичевалось леность.

Кроме родительского семейного трудового воспитания у марийцев существовали и общие методы воздействия на молодежь. Например, «вума» — это коллективная неоплачиваемая работа трудовая помощь, которая часто устраивалась в повседневной жизни. В ней принимало участие все трудоспособное население, в том числе и дети. Вума устраивалась при возведении нового дома, при посадке картофеля, уборке конопли, причем первую очередь, помощь оказывалась одиноким и пожилым людям.

Интересным моментом в марийской народной педагогике является общинная проверка уровня трудовой подготовленности молодежи, праздник совершеннолетия девушки – «ÿдыр нура» — имел целью коллективный анализ ее трудовых способностей: умение самостоятельно вести хозяйство, содержать будущую семью, искусно вышивать, прилежно трудиться и т.д.

Положительное воздействие на детей оказывала и национальная традиция гостеприимства. Каждого вошедшего в дом усаживали за стол и угощали самым вкусным, что было у хозяев, и особенно хлебом. По поверьям марийцев, хлеб обладает чудодейственной силой, если гость пришел с недобрыми намерениями, то он, отведав хлебного угощения, лишается таковых.

Даже уходя из дому, марийцы оставляли все двери открытыми, никогда не закрывали их на замок, чтобы проходящий путник мог свободно зайти и подкрепиться перед дорогой.

Отправляя же своих детей в гости, родители определяли им следующие правила: следи за своей одеждой, будь чистым, войдя в дом, сними шапку и т.д. Таким образом, ребенок с раннего детства приучался к уважительному отношению к людям, к пониманию.

Важнейшей составной частью национального воспитания было формирование культуры межнационального общения.

По учению философии марийцев, каждый народ создан Богом и было грехом проливать кровь других народов. Марийцы всегда почитали представителей других национальностей. Пожилые люди учили: «Никогда не ссорьтесь с другими народами, нужно жить с ними в мире». Детей с малых лет учили языку других народов, языку соседей. Им внушали мысль о том, что люди должны быть вместе так же, как и разные породы деревьев в лесу.

В 19 веке у марийцев сохранялась большая (неразделенная) семья, включавшая стариков, их женатых сыновей, иногда и женатых внуков с детьми. Во дворе главы семьи или, вернее, рода ставилась изба для молодой семьи. Однако в конце XIX века уже преобладала малая индивидуальная семья, состоявшая из супругов, их детей и родителей.

Для марийских семей было характерно главенство старшего мужчины, подчинение жены мужу, младших — старшим. В большой семье значительная роль принадлежала старшей женщине, которая распределяла работу между снохами и дочерьми. В случае смерти мужа она выполняла функции главы семьи.

Браки заключались преимущественно по сватовству путем договора между родителями, часто без согласия жениха и невесты. Родители жениха платили выкуп (олно) родителям невесты, а они давали за девушкой приданое из имущества и скота.

До свадьбы проводились смотрины, сватовство и сговоры. Свадебный обряд начинался в доме родителей девушки, где собирались родственники с обеих сторон, а завершался в доме жениха после перевода невесты в сопровождении ее родственников. Здесь на новобрачную надевали женский головной убор, она раздавала подарки родне мужа, угощала гостей невестиным кушаньем. Все это сопровождалось песнями и плясками.

Существовал обычай давать родившемуся ребенку несколько имен. Первое имя (временное) давалось повитухой во время обмывания ребенка. Через 2—3 дня ребенок получал постоянное имя, созвучное с именем отца или матери.

Как и у других народов, народные праздники марийцев были связаны с хозяйственной деятельностью. Во время новогоднего праздника шорык йол (овечья нога) гадали об урожае, приплоде скота, о женихе и пр. Проводилась вечеринка девушек, к которой заранее готовили пиво для угощения жителей деревни и гостей. На ней устраивались представление ряженых, игры, звучала музыка.

Еще в XVIII веке большинство марийцев были крещены и официально считались православными.

Фактически же многие являлись двоеверцами. Посещая церковь и почитая Христа, они в то же время ходили в языческие священные рощи и поклонялись многочисленным богам и духам. И в порядок проведения христианских праздников нередко включались и языческие обряды.

Повсеместно сохранялась вера в духа — покровителя семьи. Особенно ярко языческие верования выражались в культе предков на похоронах и в поминальных обрядах. На поминках один из друзей покойного играл его роль, надевая его одежду.

Наряду с легендами, преданиями и сказками самым распространенным видом марийского фольклора являются песни — бытовые, гостевые, сиротские, рекрутские, поминальные. Из духовых музыкальных инструментов были распространены свирель (шиялтыш), обмотанные берестой деревянные трубы (нуч), волынка с пузырем, из щипковых — гусли, из ударных — барабан. Под волынку в сопровождении барабана исполнялись танцевальные мелодии во время праздников и свадеб.

Одежда нагорных черемисов напоминала костюм русских крестьян. Национальная одежда больше сохранилась у луговых черемисов, а также у женщин. Мужчины носили белые кафтаны с отложным воротом, праздничная рубаха украшалась вышивкой шерстью и подпоясывалась шерстяным шнуром с кистями. В праздники и на моленья надевали высокие берестяные шапки, напоминающие монашеские клобуки.

Основными частями женского костюма были холщовая рубаха, кафтан, передник без нагрудника, штаны и шерстяной тканый пояс. Рубаха, кафтан и передник украшались вышивкой, а праздничная одежда кроме того,— блестками, бисером, шерстяной тесьмой. Зимой надевали кафтан на подкладке, шубы нагольные и крытые крашеным холстом или фабричными тканями.

Обувью служили лапти, которые выполнялись очень искусно и добротно. Голени ног обертывали черными суконными онучами. Носили также кожаные сапоги и валенки.

Основу питания составляли изделия из муки и крупы. Повседневную пищу составлял суп с клецками (салма) из овсяной муки, овсяная каша и кислое молоко. Готовились кушанья с конопляным семенем. К празднично-обрядовым блюдам относились многослойные блины, пироги со сложной начинкой из овощей, крупы и мяса, вареная колбаса из мяса, сала и крови с крупой. Из традиционных обрядовых напитков следует отметить хлебное пиво (пура) и хмельной мед. Подспорьем в питании были овощи, дичь, рыба, мед, дикие съедобные растения.

Если завтра война. Как это будет

✔ Этот текст встретился мне в те далёкие времена, когда страны Прибалтики только вступили в НАТО, и на их территории не было войск альянса, когда Украиной руководил президент, выступавш...

Где Сёма Костин, а где Карабах...

Читал свежие посты Кости Сёмина. Много думал. В основном думал о том, что заставь дурака молиться – он лоб расшибёт. Иногда даже о мост (прастити, не сдержался). По Костеньке получается,...

Дебаты в США

Прошедшие вчера дебаты Трампа и Байдена – это нечто Я смотрел глубокой ночью, дико хотелось спать, но оно того стоило (поэтому я утром отсыпался, а статья выходит только сейчас). Где е...

Обсудить
  • Благодарю, очень интересно!
    • kol62
    • 14 августа 2019 г. 12:42
    Луговые марийцы.